No Image

Малые противолодочные корабли проекта 1124м

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

В составе ВМФ СССР

БПК «Адмирал Чабаненко»

В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.

Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением – проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.

Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.

По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.

В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект – большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один – «Адмирал Чабаненко».

Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы – проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).

Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР

БПК проекта 57А БПК проекта 61 БПК проекта 61МЭ БПК проекта 1134 «Беркут» БПК проекта 1134А БПК проекта 1134Б БПК проекта 1155 БПК проекта 11551
«Гневный» (1958) «Комсомолец Украины» (1960) «Надёжный» (1977) «Адмирал Зозуля» (1965) «Кронштадт» (1968) «Николаев» (1969) «Удалой» (1980) «Адмирал Чабаненко» (1992)
«Упорный» (1959) «Сообразительный» (1961) «Губительный» (1978) «Вице-адмирал Дрозд» (1968) «Адмирал Исаков» (1968) «Очаков» (1971) «Вице-адмирал Кулаков» (1980)
«Гремящий» (1959) «Проворный» (1962) «Ловкий» (1979) «Владивосток» (1968) «Адмирал Нахимов» (1969) «Керчь» (1972) «Маршал Василевский» (1981)
«Жгучий» (1959) «Огневой» (1963) «Твёрдый» (1983) «Севастополь» (1969) «Адмирал Макаров» (1970) «Азов» (1973) «Адмирал Захаров» (1982)
«Зоркий» (1960) «Образцовый» (1964) «Толковый» (1986) «Маршал Ворошилов» «Петропавловск» (1974) «Адмирал Спиридонов» (1983)
«Бойкий» (1959) «Одарённый» (1964) «Адмирал Октябрьский» (1971) «Ташкент» (1975) «Адмирал Трибуц» (1983)
«Дерзкий» (1960) «Отважный» (1964) «Адмирал Исаченков» (1972) «Таллин» (1976) «Маршал Шапошников» (1985)
«Гордый» (1960) «Славный» (1965) «Маршал Тимошенко» (1973) «Симферополь» (1987)
«Храбрый» (1961) «Стройный» (1965) «Василий Чапаев» (1974) «Адмирал Левченко» (1985)
«Стерегущий» (1966) «Адмирал Юмашев» (1976) «Адмирал Виноградов» (1987)
«Красный Кавказ» (1966) «Адмирал Харламов» (1988)
«Решительный» (1966) «Адмирал Пантелеев» (1988)
«Смышлёный» (1966)
«Строгий» (1967)
«Сметливый» (1967)
«Смелый»
«Красный Крым» (1969)
«Способный» (1970)
«Скорый» (1971)
«Сдержанный» (1972)

Подводные лодки


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» проекта 941

Центральный Военно-Морской Портал

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) «Дмитрий Донской» (Северный флот) – головной корабль серии. Лодка заложена 30 июня 1976 года на «Севмашпредприятии» и вступила в строй ВМФ в 1981 году. В 1982 году вошла в состав Северного флота. 7 октября 2002 года стала именоваться «Дмитрий Донской». Самая большая подлодка в мире.

Самое интересное из истории подлодки

В 1987 и 1989 годах лодку занесли на Доску почета ВМФ и МО. В 1989 году вернулась на «Севмашпредприятие» для капитальной модернизации по проекту 941У. В 1991 году модернизацию свернули. В 1996 году началась модернизация по проекту 941УМ. 26 июля 2002 года лодка повторно введена в состав Северного флота. В 2008 году прошла ремонт и модернизацию на «Севмаше».

С 2008 по 2010 годы с борта произведено несколько пусков БР «Булава-М».

Назначение

«Акула» предназначена для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

Б-459 «Владикавказ» – дизельная подводная лодка проекта 877


ДЭПЛ «Владикавказ»

АО «ЦС «Звездочка»

ДЭПЛ «Владикавказ» (Северный флот) заложена 25 февраля 1988 года на имени Жданова в Горьком под наименованием Б-459, спущена на воду 29 апреля 1990 года, вошла в состав флота в сентябре 1990 года. 2 августа 1997 года получила наименование «Владикавказ» в связи с установлением над лодкой шефских связей администрацией Северной Осетии.

Самое интересное из истории подлодки

12 ноября 2008 года поставлена на ремонт на в Северодвинске. 27 мая 2020 года выходила в море для участия в межвидовых учениях.

Назначение

ДЭПЛ проекта 877 служат для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника в ближней морской зоне и мелководных районах, в которых многоцелевые атомные подлодки в силу своих размеров лишены свободы маневра и не могут действовать достаточно скрытно.

«Великий Новгород» – дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка»


ДЭПЛ проекта 636.3 «Великий Новгород»

FlotProm

ДЭПЛ «Великий Новгород» (Черноморский флот) заложена на Адмиралтейских верфях 30 октября 2014 года. Спущена на воду 18 марта 2020 года. Передана флоту 26 октября 2020 года.

Самое интересное из истории подлодки

23 июня 2020 года участвовала в учениях минно-тральных сил Балтийского флота.

Назначение

ДЭПЛ «Великий Новгород» предназначена для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника.

«Колпино» – дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка»


Подъем Андреевского флага на борту подлодки «Колпино» (пр. 636.3, «Варшавянка»)

ЦВМП

ДЭПЛ «Колпино» (Черноморский флот) заложена на Адмиралтейских верфях 30 октября 2014 года. Спущена на воду 31 мая 2020 года. В августе 2020 года подлодка «Колпино» вышла на заводские ходовые испытания. 24 ноября 2016 года официально подлодка передана ВМФ РФ, на борту поднят Андреевский флаг.

Назначение

ПЛ «Колпино» предназначена для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника.

Центральный военно-морской портал подготовил полную программу празднования дня ВМФ – как в Кронштадте, так и в других морских городах России.

Вооружение

Артиллерийское

АУ АК-176

На корме размещается 1 одноствольная 76-мм артиллерийская установка АК-176. Боезапас составляет 152 выстрела. Ресурс ствола – 3000 выстрелов. Расчёт состоит из 2 человек. Скорострельность АУ – 30, 60 или 120 выстрелов в минуту. Максимальное количество выстрелов в непрерывной очереди – 70, после чего необходимо охлаждение в течение 25-30 минут. Начальная скорость снаряда достигает 980 м/с, а дальность стрельбы – до 15 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок – до 8 км. Масса АУ – 13,1 тонн. Наводка артустановки автоматическая и полуавтоматическая при помощи дистанционного управления и в ручную по визирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой башенной установке. Управление стрельбой осуществляется СУО, совмещённой с РЛС МР-123/176 “Вымпел-А”.

АК-630М

Противолодочное и противоминное вооружение

Реактивный бомбомёт РБУ-6000 “Смерч-2”

Глубинная бомба ББ-1

2 реактивных бомбометных установок РБУ-6000 “Смерч-2” с 12 стволами расположены в носовой части корпуса. Боезапас установки – 48 РГБ. Длина – 2165 мм, ширина – 2000 мм, высота – 2030 мм, масса – 3100 кг. Калибр РГБ – 212 мм, длина ствола РГБ – 1800 мм, Длина РГБ – 1830 мм, Масса РГБ – 113 кг (119.5 кг по др.данным) Масса взрывчатого вещества – 23.5 кг, дальность действия – 300-5800 м, глубина поражения – 15-350 м (РГБ-60), скорость погружения – 11.6 м/с (РГБ-60), скорострельность в залпе – 2,4 выстр/с

На корме находится 2 кормовых бомбосбрасывателя и 12 глубинных бомб ББ-1. Вес бомбы составляет 165 кг, вес тротила – 135 кг, бомба погружалась со скоростью 2,3-2,5 м/с, эффективный радиус взрыва – 5 м, глубина погружения бомбы – 10-210 м.

Зенитно-ракетное

ПЗРК «Стрела-3»

2 ПУ МТУ-4УС для ПЗРК “Стрела-3”, располагались побортно на кормовых срезах носовой надстройки. Скорость ракеты 9К36 – 670 м/с, дальность стрельбы – 500-4500 м, потолок – 30-3000 м при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная ИК головка самонаведения. Вес комплекса: 16 кг.

Торпедное вооружение

Из торпедного аппарата ДТА-53-1124 выстреливается практическая противолодочная торпеда.

Торпедное вооружение состоит из 2 двухтрубных 533-мм поворотных торпедных аппаратов ДТА-53-1124, комплектующихся автоматическим прибором АТУ-1 для ввода в торпеды текущего угла. Для стрельбы используются самонаводящиеся противолодочные торпеды СЭТ-53М. Вес боевой части торпеды 92 кг, скорость хода 29 узлов, дальность действия 14 км, глубина поражения цели 20-200 метров. Активно-пассивная акустическая система самонаведения торпеды в активном режиме имела радиус реагирования по подводной лодке 600 метров.

Радиолокационное вооружение

Корабли проекта 1331М комплектуются РЛС обнаружения воздушных целей МР-352 «Позитив».
РЛС осуществляет задачи:

  • освещение воздушной и надводной обстановки в интересах эффективного использования огневых средств;
  • определение уровня угрозы целей;
  • выдача целеуказания оружию.

Основные характеристики:
Зона обзора:
по дальности – 128 км
по углу места – 40 град.
Масса – 3,5 т

РЛС управления огнем МР-123 “Вымпел” осуществляет наведение и сопровождение артиллерийских установок АК-176 и АК-630М на воздушные, надводные и наземные цели на дальности до 5000 м. ПУ стрельбой оборудован ТВ-визиром. В системе предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с коллиматорным прицелом.
Дальность обнаружения цели ТВ-визиром:
– 75 км (морская цель типа катера пр.205)
– 7 км (воздушная цель типа МиГ-19)

Радиоэлектронное вооружение

РЛС радиоэлектронной борьбы (РЭБ) “Вымпел-Р2”, предназначена для обнаружения излучения работающих корабельных и самолётных РЛС, а так же головок самонаведения ракет (ГСН) и создания для них активных помех. 2 антенных поста обнаружения излучения, расположенных побортно на срезах крыльев ходового мостика и 2 антенных постов активного противодействия, размещены побортно на мачте. РЭБ обеспечивает:

  • автоматизированную разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа;
  • автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех;
  • решение задач РЭБ, скоординированное с решением задач огневых средств ПВО и ПРО надводного корабля.

Назначение и решаемые кораблем задачи

МПК пр.11451 предназначался для проведения поиска и уничтожения подводных лодок неприятеля, а так же для патрулирования отдельных районов. Особенностью данного корабля стали высокая скорость, мощное вооружение, ГАС с большой дальностью действия. Эти особенности позволяли применять тактику поисковых групп, состоящих из 3-4 кораблей, которые скачкообразно с высокой скоростью обследовали район поиска подводной лодки. Первый корабль, установивший контакт с целью, принимал функцию наводящего и непрерывно снабжал группу атакующих кораблей координатами цели. Корабль мог выполнять основные боевые задачи на удалении до 200 миль от берега.

Корабль выполнял следующие боевые задачи:

1. Сопровождение судов и кораблей в прибрежных районах в режиме противолодочной охраны.

2. Прикрытие входа (выхода) кораблей и подводных лодок в базы.

3. Перехват и уничтожение подводной лодки, осуществляющей прорыв в охраняемый участок через систему раннего оповещения. Одна группа кораблей могла обеспечить охрану участка протяженностью до 150 миль.

4. Контрольный поиск в указанном районе. Площадь обследуемого участка составляет 1800- 5500 миль /ч в режиме шумопеленгации.

конструктивные особенности малого противолодочного корабля

 
Особое внимание при строительстве было уделено судовой силовой установке. Требовались возможность длительного поддержания относительно невысокого хода при поиске субмарины и способность немедленного развития скорости до 35 узлов при ее атаке

Оптимальным вариантом была признана комбинированная трехвальная дизель-газотурбинная установка. На каждый бортовой вал работал один дизель экономичного хода мощностью 10000 л.с., а на средний вал – форсажная газовая турбина мощностью 18000 л. с. Управление всеми тремя агрегатами предусматривалось дистанционно. В итоге в техническом проекте удалось реализовать практически все требования военно-морского флота, создав сильно вооруженный быстроходный противолодочный корабль с водоизмещением 900 тонн.
 
Уже 26 декабря 1966 года на стапеле судостроительного завода «Красный Металлист» имени Горького был заложен корпус головного малого противолодочный корабля. В списки кораблей ВМФ СССР первенец серии был зачислен 12 января 1967 года. Появление новых малых противолодочных кораблей в составе советского флота не ускользнуло от внимания условного противника. Их отнесли к классу корветов и присвоили кодовое наименование классификации НАТО «Grisha».
 

Служба

По приказу командующего КЧФ от 6 октября 1983 года, был включён с 9 октября в состав 400-го дивизиона противолодочных кораблей 68-й бригады кораблей охраны водного района, вошёл в состав флота 3 ноября 1983 года. С 10 апреля 1984 года по 15 февраля 1992 года носил наименование «Комсомолец Молдавии».

С 29 декабря 1984 года в течение 32 суток корабль успешно нёс боевую службу в Чёрном море, у входа в пролив Босфор, и получил оценку «отлично». В следующем году получил ту же оценку за несение службы у Босфора и был объявлен по итогам 1985 года отличным кораблём.

В 1986 году нёс боевую службу в Средиземном море, снова был объявлен отличным кораблём. В 1989 году «Комсомолец Молдавии» нёс в течение 68 суток боевую службу у Босфора. В следующем году МПК провёл в кампании 250 суток.

«Комсомолец Молдавии», 1 августа 1990 года

В период гражданской войны в Эфиопии в 1990 — 1991 годах «Комсомолец Молдавии» успешно нёс боевую службу в Красном море. В августе 1990 года корабль сменил морской тральщик «Разведчик» у Эфиопского архипелага Дахлак. 19 октября 1990 года корабль сопровождал конвой в составе двух больших десантных кораблей, танкера «Шексна» и морского тральщика «Параван». В 14:30 советский конвой был обстрелян двумя береговыми батареями эритрейских сепаратистов с мыса Карали и острова Асарка Северная. По МПК-118 было выпущено шесть 122-мм снарядов и три неуправляемые ракеты РСЗО «Град». Спустя минуту командиру БЧ-2 старшему лейтенанту С. Потанину с главного командного пункта поступила команда «Огонь!». Израсходовав до сотни снарядов, «Комсомолец Молдавии» подавил обе батареи и взорвал склад боеприпасов.

Позже, за боевую службу командир корабля капитан-лейтенант Д. Брастовский был награждён орденом Красной Звезды. Также награды получили 10 членов экипажа, среди которых были начальник штаба дивизиона МПК капитан 3-го ранга С. В. Старый, замполит старший лейтенант О. Якимов, командир БЧ-2 старший лейтенант С. Потанин и командир БЧ-3 лейтенант Д. Черемных.

Всего за период боевой службы в Красном море «Комсомолец Молдавии» совершил успешную проводку более 30 конвоев советских судов. После возвращения с боевой службы, корабль был определён в ремонт, но простоял у стенки Севморзавода 6 лет из-за отсутствия финансовых средств на проведение ремонта.

С 15 февраля 1992 года МПК было возвращено наименование МПК-118; с 5 апреля 1999 года кораблю было присвоено наименование «Суздалец». В течение шести лет подряд, с 1998 по 2003 годы, «Суздалец» удостаивался чести участвовать в военно-морских парадах на День ВМФ РФ.

Совместное празднование Дня ВМФ России и Украины в Севастополе. «Суздалец» и «Тернополь», 2012 год

2 марта 2004 года «Суздалец» был уведён морским буксиром МБ-173 в Новороссийск для докования и проведения среднего ремонта на Туапсинском судоремонтном заводе (для ремонта ГТУ, эхолота, проведения центровки валолиний, ревизии рулевого устройства, очистки и покраски корпуса).

По некоторым данным, 10 августа 2008 года отразил атаку трёх грузинских сторожевых катеров в ходе войны в Южной Осетии. Один из катеров затонул, погибли 5 членов экипажа.

На 2017 год корабль входит в состав Черноморского флота России.

История

Малые охотники за подводными лодками в СССР после Великой отечественной войны долгое время строили с деревянными корпусами, так как они были унифицированы по корпусу и двигателям с торпедными катерами. В 1948 году судостроительной верфью в Сосновке по проекту ОД-200бис (разработчик — центральное конструкторское бюро № 19 (ЦКБ-19) в Ленинграде, главный конструктор Леонид Львович Ермаш) построено 16 малых охотников с дизельными двигателями М-50, так как построенные в 1946—1947 годах верфью в Сосновке 40 малых охотников за подводными лодками проекта ОД-200, из-за установки на них карбюраторных двигателей «Паккард» были пожароопасны. Катера проекта ОД-200 стали последними, имевшими возможность перевозки по железной дороге. Появление подводных лодок с большими подводными скоростями и подводными дальностями хода требовало размещения на охотниках более дальнодействующих акустических средств обнаружения и более мощного и эффективного вооружения. Это повлекло за собой рост водоизмещения противолодочных катеров.

Противолодочные катера проекта 199, разработанные в ЦКБ-5 под руководством главного конструктора Павла Густавовича Гойнкиса на базе корпуса и энергетической установки большого торпедного катера проекта 183, последняя серия деревянных малых охотников. По сравнению с катерами проекта ОД-200, их противолодочное вооружение усилено: из двух кормовых бомбосбрасывателей и двух бомбометов БМБ-2 с 36 большими глубинными бомбами. Их артиллерийское оружие самообороны: две спаренные 25-мм пушечные установки 2М-3. Эти малые охотники были с современным для того времени гидроакустическими и радиолокационными станциями. По проекту ОД-200 до конца 1959 года судостроительной верфью № 5 в Ленинграде для морских частей пограничных войск построено 52 катера.

Конструктивные особенности

Крыльевое устройство

На МПК проекта 11451 применялось крыльевое устройство(КУ) с пересекающими водную поверхность элементами и автоматической стабилизацией (за стабилизацию отвечает система «Коралл») закрылками. КУ состояло из V-образных крыльев. Благодаря глубокопогруженности крыльевого устройство обеспечивалось высокая мореходность и и устойчивость на всем диапазоне скоростей.
С использованием систем автоматики морехожность сохранялась при волнении до 5 баллов.

Носовое крыльевое устройство

КУ выполнялось из титана марки48-ОТЗВ (с пределом текучести 60 кг/мм 2 ). Конструкция была сварная, пустотелая с толщиной наружной обшивки до 40 мм. Использование титана и пустотелой конструкции было необходимо для снижения веса крыльевого устройства. КУ выполненное данным методом получалось на 24 т легче чем выполненное по такой же схеме из нержавеющей стали марки ОХ17Н7Ю, что позволяло существенно сэкономить запасы топлива и увеличить дальность плавания до 550 миль. В сложных участках крыла, где имелось пересечение крыла со стойкой и изломы, применялись литые титановые участки крыла необходимые для усиления конструкции.
Крылья крепились к корпусу с помощью болтовых соединений. Кормовое крыло крепилось особым образом через шарнирное соединение, что позволяло производить ремонт каждой стойки независимо друг от друга. Имелась так же электрическая изоляция между крыльями и корпусом. Крыльевое устройство для МПК пр. 11451 рассчитывалось Казанским авиационным институтом им.А.Н.Туполева.

Движительный комплекс

Кормовое крыльевое устройство

Весь этот комплекс приводился в движение 2-я газотурбинными установками мощностью по 20 000 л.с., что обеспечивало движение корабля со скоростью 60 узлов.
Для движения МПК на малых скоростях, в водоизмещающем положении использовались два водометных движителя ГД-1141. Для обеспечение приемлемой маневренности в водоизмещающем положении было предусмотрено носовое подруливающее устройство и две кормовые рулевые колонки, убирающиеся в специальные колодцы расположенные у транца.

Рулевые устройства

МПК пр. 11451 был снабжен уникальной системой автоматического управления «Коралл». Данная система осуществляет перекладку закрылок находящихся на носовом и кормовом крыле, а так же автоматическое управление рулями корабля.
Корабль комплектовался двумя рулями направления установленными на крайних угловых колонках. Привод рулей осуществлялся гидроцилиндрами. Перекладка рулей осуществлялось на угол ±16.
Управление закрылками так же осуществлялось гидравлическими цилиндрами, установленными внутри крыла непосредственно возле закрылок, что уменьшало длину управляющих штоков. Углы перекладки закрылок составляли ±9 градусов.
Система «Коралл» так же успешно применялась для автоматического снижения качки. При включенной автоматике амплитуда качки уменьшалась втрое, а перегрузки в носовой части – в полтора раза.

Описание конструкции

Схема наружного вида МПК проекта 1331М:

1 – 76-мм АУ АК-176; 2 – 533-мм ТА ДТА-53-1331 М; 3 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 4 – ПУ «Фаста-4М/2» ПЗРК; 5 – ПУ КУРС СППП ПК-16; 6– обтекатель АП РЛС «Позитив»; 7 – АП станции РТР «Бизань-4Б»; 8 – АП РЛС «Дон-2»; 9 – АП радиопеленгатора; 10 – визирная колонка СУАО «Вымпел»; 11– ходовой мостик; 12 – ходовая рубка; 13 – РБУ-6000; 14 – 30-мм АУ АК-630М; 15 – обтекатель антенн ГАК «Платина-МС», станций «Штиль-2» и КМГ-12; 16 – спасательные плотики ПСН-6; 17 – лацпорт антенны ГАС «Рось-К»; 18 – минные рельсы`; 19 – шестивесельный ял.

Корпус

Корпус корабля стальной, гладкопалубный, с седловатостью в носовой части и уширенной, занимающей всю ширину корпуса, носовой надстройкой. Корабль строился по продольной системе набора и имел верхнюю и нижнюю палубы, платформу, трюм и второе дно. Носовая и кормовая надстройки, внутренние выгородки и часть фундаментов выполнялись из алюминиево-магниевых сплавов, для снижения водоизмещения. Ран­го­ут пред­став­лен четырёхногой фок-мачтой и башнеподобной грот-мачтой квадратного сечения из лег­ких спла­вов.

На кораблях устанавливались системы круглогодичного охлаждения и кондиционирования воздуха в жилых, служебных помещениях и на боевых постах, что позволяло поддерживать в помещениях кораблей нормальную температуру, влажность, чистоту и сменяемость воздуха. Корабли также оборудованы системой обогрева помещений и вентиляции, системами аварийного охлаждения главных двигателей и подачи забортной воды, системами хозяйственных паропроводов и системой пресной воды. Корабли отличались исключительно хорошим качеством постройки, добротностью и надежностью техники.

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков.
По расчётам корабль должен оставаться на плаву при затоплении любых трёх смежных отсеков, при этом начальная метацентрическая высота и надводный борт сохраняются положительными.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка механическая, трёхвальная, с тремя дизельными двигателями М-504А по 4 750 л.с. каждый, которые работали через реверс-редукторы на три трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Двигатель М-504А с частотой вращения 1 950 об/мин. и частотой вращения фланца отбора мощности 522 об/мин. имел ресурс до первой полной переборки в 3 500 часов и массу не более 7,5 тонны. Управление главными двигателями производится с пульта управления с помощью системы автоматизированного дистанционного управления. Полная маршевая скорость корабля под тремя дизелями составляла 24,5 узла.

Электроэнергетическая система переменного тока 380 В, 50 Гц получала питание от трёх дизель-генераторов ДГ-300 мощностью по 300 кВт. Распределение электроэнергии осуществлялось через главный распределительный щит.

Командиры корабля

  • 1983—1985 — капитан-лейтенант И. В. Вербицкий;
  • 1985—1988 — капитан-лейтенант С. Н. Боровиков;
  • 1988—1990 — капитан-лейтенант С. В. Старый;
  • 1990—1993 — капитан-лейтенант Д. Б. Брастовский;
  • 1993—1995 — капитан-лейтенант К. В. Бубенец;
  • 1995—1998 — капитан-лейтенант А. В. Максин;
  • 1998—2001 — капитан-лейтенант К. В. Чумак;
  • 2001—2003 — капитан 3-го ранга А. А. Окунь;
  • 2003—2009 — капитан-лейтенант В. С. Джанунц;
  • 2009—2011 — капитан 3-го ранга Н. Н. Благодарный;
  • 2011—2014 — капитан 3-го ранга И. С. Афанютин;
  • 2014—2017 — капитан 3-го ранга С. В. Макеев
  • 2017—н.в. — капитан-лейтенант С. А. Щербаков
Комментировать
0