Задачи проекта 22800
МРК 22800 – корабль 3-го ранга, является представителем уникальной линейки «смертоносных насекомых», разрабатываемой в СССР с 1950-х годов. Отечественные МРК и МПК занимают место между катерами и кораблями 2-го ранга. У больших морских катеров и малых кораблей разные габариты и осадка, радиус боевых возможностей. По вооружённости МРК сопоставимы с корветами и фрегатами. В США и Англии с 2000-х годов разрабатывается и вводится в состав ВМС НАТО новый класс кораблей, литеральных LCS (прибрежных, для дальней морской зоны), хорошо вооружённые аналогичны своим же корветам, нежели нашим МРК и МПК, а с водоизмещением 500 – 1000 т по боеспособности напоминают катера. Связано это больше с тем, что флот НАТО не для обороны своих рубежей, а чтобы ходить в чужие моря, поэтому малыми могут быть только корветы, преодолевающие от 3 000 миль.
Технические характеристики
Как уже было сказано ранее, малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт» имеют не самое большое водоизмещение – 800 тонн. При этом в длину такой корабль после завершения первого строительства будет достигать шестидесяти метров, в то время как его ширина будет составлять десять метров. Осадка корабля, то есть глубина, на которую он будет погружаться в воду, составит четыре метра. Приводиться в движение данная модель будет дизель-электрическим двигателем, при максимальных оборотах скорость хода «Каракурта» составит тридцать узлов
Также стоит обратить внимание на еще две характеристики: дальность и автономность плавания. Первая характеристика показывает, сколько корабль может пройти без дозаправки, а вторая – фактическое время, которое корабль сможет пробыть в открытой воде, не приставая к берегу, чтобы пополнить запасы
Дальность плавания у данной модели составит ориентировочно две с половиной тысячи миль, а автономность плавания – около пятнадцати суток. Как видите, по техническим характеристикам малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» является крайне эффективным, компактным и имеет высокий потенциал. Но что насчет его вооружения, которым он будет оснащен?
История проекта 22800
Проектирование МРК 22800 начато спустя 5 лет после разработки МРК 22361. По сути, является модернизацией только что созданной боевой единицы. У обоих проектов одни и те же предшественники, советские корабли проектов 1234, 12341, 12347 и созданный на их базе речной проект 2001-го года 12300 «Скорпион» с вертикальным пуском ракет. В СССР было построено по этим проектам 48 кораблей и ещё столько противолодочных, к началу 1990-х все были в строю, сегодня 13 МРК + «Бора» и «Самум», отнесенные по характеристикам во 2-й ранг, двухкорпусные катамараны со скоростью 45 узлов, проекта 1239 «Сивуч». Отдельную историю затаил пока в себе сгоревший на стоянке в 1992-м сверхскоростной МРК-5 проекта 1240 «Ураган» (на подводных крыльях, скорость 57 уз.), со временем тоже может повлиять на модернизацию 22800-го. Умами и усилием многих людей за 12 лет создан новый тип кораблей, недорогих, быстро строящихся, «насекомые» вооружены тем же классом ракет, что и 1-й ранг. Это означало, что копеечная надводная единица запросто способна потопить авианосец или эсминец НАТО.
Начиналось так. В 1959 году, ещё на заводе №5 «Алмаз», ныне «Пелла», был построен ракетный катер 183-Р «Комар» с противокорабельным комплексом П-15. С 1959 по 1965 гг. было построено 112 надводных единиц. Слишком малы были размеры катера 25,5х6,2 м, чтобы также эффективно выполнять боевые задачи, как и корабли 2-го и 1-го ранга, да и противостоять агрессорам желательно как можно подальше от своих берегов. В это же время, с 1958-го, тактико-техническое задание (ТТЗ) для создания кораблей-ракетоносцев передано сразу трём ленинградским КБ, ЦКБ-5 (Алмаз), ЦКБ-53 (Северное), МАЦКБ-340 (КБСМ). С 1958-го года по 1968-й, выдающимся ракетостроителем Челомеем, впервые в мире создаётся ПКР П-70 для стрельбы ракетами из подводного положения, вначале только для проектов лодок 670, с 1960-го разрабатывалась уже надводная версия П-25, с нетоксичным и не пожароопасным топливом, с хорошей головкой самонаведения на цель (ГСН). С появлением во флоте в 1970-м году первого МРК проекта 1234 «Овод», водоизмещением 600 т, размеров 59х11 м, расклад сил между СССР и НАТО изменился качественно.
Первый МРК 22800, головной, с собственным именем «Ураган», уже в строю ВМФ РФ, пока единственный. Был заложен на стапеле «Ленинградского судостроительного завода «Пелла» в Санкт-Петербурге 12.12.2015. Названия этих кораблей напоминают о силе стихийного ветра и моря. Строительство идёт быстрыми темпами и на разных верфях. Второй корабль Тайфун строился там же, Балтийский или Северный флот пополнят ещё 4 корабля, заложены на «Зеленодольском заводе им. Горького». Сразу 6 кораблей для Черноморского флота строятся на площадке «Алмаз» в Феодосии, столько же, сколько и на «Амурском судостроительном заводе», укрепляющем Тихоокеанский флот.
Особенности конструкции
К особенностям конструкции относятся:
- корабль оснащён интегрированной мачтой с размещёнными на ней четырьмя неподвижными фазированными антенными решётками многофункционального радиолокационного комплекса;
- установка для ракет «Калибр-НК» и «Оникс» расположена, как и на кораблях проекта «Буян-М», в задней части надстройки за ходовой рубкой, но в отличие от представителей проекта 21631 УКСК будет размещаться поперёк, а не вдоль диаметральной плоскости.
Вооружение
Вооружение кораблей проекта 22800 включает в себя комплексы ударного и противовоздушного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи.
- Ракетное
Основой ударного вооружения являются ракеты семейства «Калибр» (КРБД и, возможно, ПКР) в расположенных поперёк диаметральной плоскости корабля вертикальных пусковых установках УКСК 3С14.
- Артиллерийское
По предварительным данным, Артиллерийское вооружение кораблей проекта должно было включать, по разным источникам, или 100-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку А-190 и ЗРАК «Палаш», или 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку АК-176 и две 30-мм артиллерийские системы АК-306, или 57-мм артиллерийскую установку А-220М и две 30-мм установки АК-630.
Фактически на первых кораблях устанавливаются:
- одна 76,2-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-176МА
- две шестиствольных 30-мм установки АК-630М (на первых двух кораблях проекта)
- две 12,7-мм пулемётных установки «Корд»
- Противовоздушное
Первоначально противовоздушную оборону корабля планировалось обеспечивать за счёт боевых возможностей ЗРАК «Палаш».
Фактически первые два представителя проекта не несут специализированного противовоздушного вооружения, вместо которого предполагается использовать две АУ АК-630М. Начиная с третьего корабля, вместо последних на МРК устанавливается зенитный ракетно-пушечный комплекс .
- Противолодочное
«Каракурты» не несут противолодочного вооружения.
- Радиотехническое
Радиотехническое вооружение будет включать в себя: РЛС Позитив-МК (на первых двух «Минерал-М»), 4 ФАР 1РС-3Е комплекса Панцирь-СМ (начиная с третьего корпуса), артиллерийская РЛС МР-123-02 “Багира”, АМКОИ «Трасса», БИУС «Сигма».
Мореходность
Корабли серии 22800 должны обладать, по сравнению с представителями другого российского проекта МРК «Буян-М», лучшей мореходностью, так как изначально предназначены для использования на открытых морских театрах.
Ударят из засады
Предварительное решение о распределении МРК проекта 22800 «Каракурт» было принято Главкоматом ВМФ. Впрочем, оно еще может быть скорректировано — это зависит от сроков реализации кораблестроительной программы, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. МРК уже не раз неожиданно перебрасывали из состава одного флота в другой. В частности, в 2016 году два ракетных корабля «Серпухов» и «Зеленый дол» проекта «Буян-М» наделали много шума в Европе во время перехода из Севастополя на Балтику. Европейские СМИ не ожидали увидеть у своих берегов носителей крылатых ракет «Калибр». Оба МРК, кстати, так и остались в составе Балтфлота.
Летом 2018 года МРК «Град Свияжск» и «Великий Устюг» совершили переход из Каспийского моря в Черное, а оттуда в Средиземное, где на время присоединились к группировке кораблей ВМФ России. Через год моряки Каспийской флотилии этот поход повторили.
Всего флоту будет передано 18 «Каракуртов». Сейчас в составе ВМФ числятся два МРК — «Мытищи» и «Советск», которые входят в состав 36-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады ракетных катеров Балтфлота. Она базируется в Балтийске и считается одной из самых заслуженных.
Ранее «Известия» писали, что в этом году соединение получит третий по счету «Каракурт» — «Одинцово». Сейчас он находится на заводских ходовых испытаниях и готовится к стрельбам по морским и воздушным целям.
Новые МРК строят на судостроительных заводах Санкт-Петербурга, Зеленодольска, Крыма и на Дальнем Востоке, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— В составе флотов сейчас есть бригады, где сосредоточены ракетные «малыши», — рассказал он «Известиям». — В Черноморском флоте — это 41-я Севастопольская ордена Нахимова бригада. Новые «Каракурты» вольются в ее состав. У тихоокеанцев есть 165-я Краснознаменная бригада надводных кораблей. Сейчас в ней, кроме малых ракетных кораблей, числятся противолодочные корабли и тральщики, а командовать соединением, куда входят разнородные боевые единицы, тяжело. По этой причине на Тихоокеанском флоте могут восстановить 47-ю бригаду охраны водного района, куда ранее входили ракетные корабли.
Изначально предполагалось создать на одном из флотов мощную ракетную группировку «Каракуртов», также напомнил эксперт.
МРК усилят все три флота. Небольшие по размерам корабли созданы для действий во внутренних морях: Балтийском, Черном или Японском, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— МРК, как правило, действуют из засады — выскочат из бухты, сделают залп и опять спрячутся, — отметил эксперт. — Крылатые ракеты «Калибр», которыми они вооружены — дальнобойные, что делает их очень опасными для любых кораблей противника. На каждом из флотов для них будет поставлена своя задача. Например, они смогут закрыть большим кораблям НАТО вход в Балтийское море из Атлантики, атаковав противника, как только он появится рядом с островом Борнхольм или в районе датских проливов. А на Черном море – держать под прицелом Босфорский пролив. Также их можно будет перебросить в Средиземное море.
Кроме того, МРК смогут нанести удары и по наземным объектам — военно-морским и сухопутным базам, штабам, аэродромам и другим целям. Дальность полета «Калибров» позволяет атаковать противника в глубине континента, отметил Валентин Селиванов.
От «Скорпиона» до «Буянов»
Желание получить современные мореходные МРК, сконструированные по методике «дешево и сердито», позволяющие за достаточно короткие сроки создать действующие под «зонтиком» береговой ПВО ударные корабельные группировки, стало посещать флотское командование еще в «лихие девяностые». Это явилось отправной точкой для появления в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» в начале «двухтысячных» идеи постройки серии ракетно-артиллерийских катеров проекта 12300 (шифр «Скорпион»).
Имея полное водоизмещение всего в 465 тонн, «Скорпионы» должны были нести 100-мм универсальную артустановку А-190Э со скорострельностью 80 выстрелов в минуту, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1», а главное — 4 противокорабельные ракеты «Яхонт» вертикального старта с дальностью стрельбы 300 км и массой боевой части 200 кг.
Предсерийный «Скорпион» заложили 5 июня 2001 года в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел». Изначально планировалось сдать катер заказчику уже в 2005 году, но… Сначала достройку «Скорпиона» притормозил недостаток финансирования, а позже военные и вовсе потеряли к детищу «Алмаза» интерес. Объяснялось это тем, что «Скорпион» был «узко заточен» под действия лишь против надводных целей.
В то же время Опытное конструкторское бюро «Новатор» имени Люльева Л. В. уже успешно заканчивало работу над созданием ракетного комплекса «Калибр». Широкая ракетная номенклатура «Калибра» позволяла поражать не только надводные, но и наземные цели.
При этом из того же универсального корабельного стрельбового комплекса можно было осуществлять запуск и сверхзвуковых противокорабельных ракет, являвшихся главным убойным «козырем» малютки-«Скорпиона». Стоит отметить, что дальность пуска «Калибров» превышала 500 км, что де-факто нарушало условия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Но поскольку «Калибры» декларировались как ракеты морского, а не сухопутного базирования, де-юре они РСМД не нарушали.
В общем, военному руководству захотелось получить нечто более универсальное и дальнобойное, чем «Скорпион», пусть и по большей цене. Как результат, первенец проекта 12300 так и остался недостроенным, ибо в него «Калибр» никак не влезал! Зато у Зеленодольского проектно-конструкторское бюро имелся как опыт создания первого в России ракетного корабля с «Калибрами», «Татарстана» проекта 11661К, так и строившиеся 500-тонные малые артиллерийские корабли проекта 21630 (шифр «Буян»), спроектированные для каспийской акватории.
В отличие от «Скорпиона», переделать под «Калибры» «Буяны» с попутным увеличением тоннажа кораблей почти вдвое оказалось заметно проще. Что «зеленодольцы» с благословения государства и сделали, получив на выходе уже знакомые нам «Буяны-М».
Форсированная по срокам постройка столь компактных, но обладавших высоким ударным потенциалом боевых кораблей вызвала у аналитиков массу вопросов. Последние исчезли лишь 7 октября 2015 года, когда, как уже говорилось, 3 «Буяна-М» и «Татарстан» отстрелялись из акватории Каспия по целям в Сирии «Калибрами».
Но, при всех имеющихся у проекта 21631 плюсах, в ходе эксплуатации «Буянов-М» на Черном море у зеленодольских МРК обнаружились и минусы, перечисленные нами в начале статьи.
Боевые возможности МРК проекта 22800 Каракурт
Основное вооружение МРК 22800 – противокорабельное – в основе мощный ракетный комплекс «Калибр-НК» для уничтожения надводных и наземных целей с расстояния 0,1 – 5 тыс. км., в перспективе, с 2025-го года, основными противокорабельными ракетами станут гиперзвуковые «Цирконы», скоростью 8 Маха. В радиусе «мёртвой зоны» ракет применяется скорострельная крупнокалиберная артиллерийско-зенитная установка АУ А-190, защиту с воздуха обеспечивает ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ с радиусом поражения 40 км, а также турельная установка 3М47 и АК-630. В отличие от корветов 22380 и фрегатов 22350 в составе вооружения сторожевых МРК 22800 нет гибких гидроакустических антенн для обнаружения подлодок, а также и средств их уничтожения, бомбомётных установок и торпедных аппаратов. У своих границ можно лишь держать оборону, чтобы победить, необходимо наступать к чужим берегам, ходить в моря противника – МРК РФ это позволяет, его можно включать в ударную группу в качестве сторожевого.
Универсальное оружие
Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в комментарии RT заявил, что «Каракурт» и проекты других МРК класса «река — море» направлены на реализацию нескольких важнейших для обороноспособности России задач.
«Развитие сравнительно небольших, но мощных ударных платформ позволяет России достаточно эффективно противодействовать НАТО. При этом речь идёт не только о западном флоте. Малые ракетные корабли ВМФ способны поражать почти все морские и сухопутные объекты в Европе», — отметил Корнев.
- Швартовая команда на борту малого ракетного корабля (МРК)
- РИА Новости
Эксперт напомнил, что Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) предусматривает запрет на производство и использование баллистических и крылатых ракет наземного базирования. На морские вооружения ограничения не распространяются. Таким образом, вооружённые «Калибрами» МРК позволяют сдерживать превосходящие западные ВМС.
«Преимущество малых корветов заключается в большей мобильности. Они могут перемещаться и наносить удары как с рек, так и из акваторий морей. К тому же МРК могут строить не очень крупные ССЗ, это не требует значительных бюджетных расходов», — сказал Корнев.
* «Исламское государство» (ИГ) — террористическая группировка, запрещённая на территории России.
«Калиброносные байдарки»
Практически одновременно с «калибризацией» флота российскому военному руководству пришлось решать еще одну задачу. Ситуация на Черном и Средиземном морях после воссоединения Крыма с Россией настойчиво требовала экстренного усиления Черноморского флота. Причем в первую очередь, ударными единицами.
Поскольку физически ускорить ввод в строй предназначенных для пополнения КЧФ фрегатов проекта 11356 и дизель-электрических подводных лодок проекта 636 не представлялось возможным, Минобороны пошло на неожиданный шаг. Исходно создававшиеся для Каспийской флотилии МРК проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Серпухов» и «Зеленый Дол» решено было отправить на Черное море.
Конечно, это являлось паллиативным решением. «Буяны-М» были спроектированы для действий в закрытой акватории Каспийского моря. Они имели габаритные ограничения, вызванные необходимостью вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского водного пути.
В общем, МРК проекта 21631, с их водометными движителями, пониженными мореходностью и автономностью, для действий в Черном и, тем более, Средиземном море подходили не особо. Но то обстоятельство, что каждый из «Буянов-М» мог нести 8 дозвуковых «Калибров» или сверхзвуковых «Ониксов», продолжительное время в глазах военных искупало вышеперечисленные недостатки. Тем более что ударный потенциал данных МРК равнялся таковому у фрегатов проекта 11356, вчетверо (!) превосходящих «Буяны-М» по своему водоизмещению.
К осени 2016 года Министерству обороны РФ стало понятно, что дальнейшее присутствие МРК проекта 21631 в составе Черноморского флота перестает себя оправдывать. Черноморский регион уже достаточно плотно контролировался наземной группировкой и авиацией ВС РФ, базирующимися в Крыму. Одновременно КЧФ начал получать фрегаты и подводные лодки, т.е. новые «калиброносцы» с куда лучшей, чем у «Буянов-М», мореходностью и автономностью.
По этой причине «Серпухов» и «Зеленый Дол» были отправлены на Балтику, более подходившую «Буянам-М» по условиям базирования и эксплуатации. Это избавило «калиброносные байдарки», как за глаза называли на Черном море МРК проекта 21631, от службы «на грани подвига».
Актуальную для всего отечественного ВМФ проблему скорейшего пополнения корабельного состава новыми «калиброносцами» с более приемлемыми показателями автономности и мореходности, чем у «Буянов-М», теперь должны были решить уже находившиеся в постройке МРК проекта 22800.
Чтобы понять, откуда эти корабли взялись, нам придется мысленно вернуться лет на 16 назад.
Дальнейшие планы
Как вы прекрасно понимаете, все не ограничится четырьмя кораблями: планируется производство гораздо большего количества корветов в рамках данного грандиозного проекта. Ранее речь шла о том, что всего будет 18 кораблей этого типа, но сейчас пока что такая информация не подтверждается. На сегодняшний день, по общим подсчетам, кроме четырех кораблей, находящихся на стадии производства, будет изготовлено еще восемь штук. На три из них заказ уже получил завод «Пелла», который уже занят производством сразу трех «Каракуртов»
Однако стоит принять во внимание тот факт, что завод «Море» был выкуплен «Пеллой», поэтому велика вероятность того, что часть этих заказов (может, и все три) будет передана заводу в Феодосии. Но что с оставшимися пятью судами? На них 3 августа 2016 года получил заказ Зеленодольский судостроительный завод имени А
М. Горького. Работы над их производством еще не были начаты, но факт того, что в ближайшие пять лет у ВМФ России будет двенадцать новых и современных кораблей, уже неоспорим. А если проект 22800 окажется успешным, то велика вероятность того, что первоначальная норма в восемнадцать судов будет выполнена, а может, даже и перевыполнена. Пока еще нельзя сказать, получит ли «Пелла» больше заказов на изготовление «Каракуртов», достанутся ли они Зеленодольскому заводу или же к производству кораблей этого типа будут подключены другие предприятия. Остается дожидаться того момента, когда в 2017 году на воду будет спущен первый «Каракурт» и его можно будет опробовать в реальных условиях, чтобы понять, насколько масштабным будет данный проект в будущем и что его ждет.
Кто в классе сравнится «Каракуртом»: западные образцы кораблей
По мнению многих военных экспертов, «Каракурты» своей ударной мощью опережают все современные аналоги.
С «Каракуртами» может пойти в сравнение лишь один корвет на планете — к тому же, выпущенный пока в единственном экземпляре. Это последний корабль серии многоцелевых шведских корветов типа «Висбю». Он был принят на вооружение шведскими военно-морскими силами весной 2013-го года.
Его водоизмещение составляет шестьсот сорок тонн, длина семьдесят один метр, а ширина почти десять с половиной метров. При скорости тридцать пять узлов его дальность составляет две тысячи триста миль. Строили корабль с учетом требований стелс-технологий. Четыре первых серийных корвета были сконструированы преимущественно как противолодочные корабли. Пятый имеет восемь дозвуковых противокорабельных ракет с дальностью до двухсот километров.
Корабли проекта
Название | Изготовитель | Заложен | В строю | Флот | Состояние | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Ураган» | 567 | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 251 | 24.12.2015 | 29.07.2017 | 2018 | БФ | С 27.9.2018 проходит государственные испытания |
«Тайфун» | 577 | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 252 | 24.12.2015 | 24.11.2017 | 2018 | БФ | Достраивается на плаву |
«Шквал» | 584 | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 253 | 29.07.2016 | 05.05.2018 | 2019 | БФ | Достраивается на плаву |
«Шторм» | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) | 254 | 10.05.2016 | 2019 | ЧФ | Строится | ||
«Охотск» | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) | 255 | 17.03.2017 | 2020 | ЧФ | Строится | ||
«Вихрь» | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) | 256 | 19.12.2017 | 2021 | ЧФ | Строится | ||
«Буря» | 578 | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 257 | 24.12.2016 | 23.10.2018 | 2020 | Спущен на воду | |
«Циклон»или«Муссон» | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь | 801 | 2016 | 2020 | ЧФ | Строится | ||
«Пассат» | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) | 802 | 2016 | ЧФ | Строится | |||
«Бриз» | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) | 803 | 30.07.2017 | ЧФ | Подписан контракт. Заложен. | |||
«Торнадо» | АО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького»(г. Зеленодольск) | 804 | Подписан контракт | |||||
«Смерч» | АО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького»(г. Зеленодольск) | 805 | 2020 | Подписан контракт | ||||
ПАО «Амурский судостроительный завод» | 2019 | до 2026 | ТОФ | Подписан контракт | ||||
ПАО «Амурский судостроительный завод» | 2019 | до 2026 | ТОФ | Подписан контракт | ||||
ПАО «Амурский судостроительный завод» | 2019 | до 2026 | ТОФ | Подписан контракт | ||||
ПАО «Амурский судостроительный завод» | 2019 | до 2026 | ТОФ | Подписан контракт | ||||
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) | 2019 | до 2023 | ТОФ | Подписан контракт | ||||
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) | 2019 | до 2023 | ТОФ | Подписан контракт |