История становления ислама как религии
Ашариты
Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.
Что обозначает название
По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари
Когда возникло
X век.
Идеи
Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).
Коран сотворен людьми, однако его смысл – творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.
Глоссарий
Хадис – предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.
Акида – мусульманское вероубеждение, форма раскрытия имана, «символ веры».
Фетва – в шариате (фикхе) правовая позиция или решение по какому-либо общественному, политическому или правовому вопросу, выносимое муджтахидом, улемом, муфтием, факихом или алимом (или уполномоченным государственным органом из улемов), основываемое на принципах толкования шариата (фикха) и на прецедентах мусульманской юридической практики, исходя из иджмы как одного из корней фикха.
Иджма – согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу.
Истисхан – в фикхе – вынесение религиозного постановления, ведущего к отказу от решения по аналогии.
Сахаб – сподвижники пророка Мухаммеда, которые виделись с ним и уверовали в него, то есть стали мусульманами (до конца своей жизни).
Истислах – в исламском праве – метод выведения фетвы на основе свободного суждения о полезности его для всего общества в тех случаях, когда невозможно вывести предписание из основных источников исламского права.
Истисхаб – исламский рационалистический принцип извлечения правового решения, согласно которому «любые изменения не считаются наступившими, пока не обнаружатся ясные признаки этих изменений».
Алиды – потомки Али ибн Абу Талиба.
Сиффинская битва – сражение между армиями халифа Али и армией сирийского правителя Муавии.
Калам – в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам.
Поделиться в WhatsApp
Поделиться в Telegram
Великий Коран
Салафиты
Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.
Что обозначает название
Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.
Когда возникло
Складывается в IX-XIV веках.
Сколько приверженцев
По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.
Основные районы проживания
Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.
Идеи
Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.
Известные представители
Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю
К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане»
Становление новой религии
Первые проповеди Мухаммада не пользовались большой популярностью. За несколько лет новую религию приняли только девять человек. Среди них были жена Пророка, его девятилетний племянник и дядя. Эти люди стали самыми преданными последователями ислама, готовыми идти за Мухаммадом в любую точку земного шара.
За последующие годы ряды мусульман пополнили еще сорок человек. Примечательно, что после возникновения ислама основы вероучения одинаково изучали богатые и бедные. Новая религия постепенно стала завоевывать доверие арабов, количество мусульман уверенно росло, и это стало вызывать серьезное беспокойство знати города Мекки. Богатые купцы начали притеснять новоиспеченных последователей ислама, но натолкнулись на яростное сопротивление с их стороны. Все мусульмане искренне верили в своего Пророка и придерживались его проповедей. Это не могло не раздражать мекканскую знать, поэтому было задумано убить Мухаммеда и тем самым избавиться от новой религии. Узнав о коварном замысле, Пророк был вынужден покинуть Мекку вместе со своими последователями и создать новую общину.
Хуситы (зейдиты, джарудиты)
Что обозначает название
Название «джарудиты» происходит от имени Абуль-Джаруд Хамдани, ученика аш-Шафии. А «хуситы» по лидеру группировки «Ансар Аллах» (помощники или защитники Аллаха) Хусейну аль-Хуси.
Когда возникло
Учение зейдитов – VIII век, джарудитов – IX век.
Хуситы – движение конца XX века.
Сколько приверженцев
Оценочно около 7 миллионов.
Основные районы проживания
Йемен
Идеи и обычаи
Зейдизм (по имени богослова Зейда ибн Али)– изначальное исламское направление, к которому принадлежат джарудиты и хуситы. Зейдиты считают, что имамы должны быть из рода Али, но отвергают его божественную природу. Они отвергают учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии веры», человекоподобие Бога и абсолютное предопределение.
Джарудиты считают, что Али был выбран халифом только по описательным характеристикам. Хуситы – современная организация зейдитов-джарудитов.
Религиозно-политические идеологии
- Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата.
- Панисламизм (др.-греч. Pan — «всё» и араб. Islam — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности, и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).
Что есть Коран
Кто такой истинный мусульманин? Как он живет, работает, строит семью? Все ответы даны в Коране. Каждый достойный гражданин стремится к Абсолюту, то есть проявляет терпимость к окружающим, соблюдает все предписания и обычаи, он достойный муж и отец. Праведен тот, кто:
- всегда говорит правду;
- верен супруге;
- открыт и тактичен;
- не держит долго обид;
- в меру скромен;
- не жаден;
- чист сердцем и душой.
Что же касается семейных отношений, здесь тоже все противоречиво. Говоря о классическом, фундаментальном исламе, семья ― это основа всего. Практически недопустимы разводы, хотя в современном мире они не редкость. Обеспеченные люди могут иметь одновременно несколько законных жен (до четырех), но сегодня все чаще встречаются моногамные браки (в арабских странах содержание всех жен ― непозволительная роскошь). Жестокое обращение с женщинами, ставшее стереотипом, приветствуется сегодня далеко не везде. Во многих мусульманских странах женщины вольны развиваться в профессии, наносить макияж, заниматься искусством, не носить хиджаб (платок для покрытия головы). И хотя статус мужчины и женщины в исламском государстве очень отличается (мужчины имеют гораздо больше прав, но в то же время и обязанностей), львиная доля женщин чувствует себя не притесненными и угнетенными, а под постоянной защитой своей семьи и в достатке. Это отношение у них формируется с рождения, и другой жизни они не знают.
Основы вероучения Ислама
В основе вероучения Ислама – верить в единого Бога Аллаха, верить в Посланника Всевышнего Пророка Мухаммада ﷺ, в Священную Книгу – Коран, в ангелов и джиннов, в наступление Судного дня и в загробное воздаяние за грехи, в Рай и Ад. Об основных догматах вероучения Ислама рассказывается в суре «Женщины»: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (4:136).
В начале каждой, кроме девятой, суре произносится восхваление Аллаха. Коран говорит о том, что все существующее сотворено Богом, который всемогущ, всеведущ и вездесущ. Бог – абсолютный владыка мира, управляющий людьми и природой, и покорность перед Богом является благочестием.
Коран рассказывает об ангелах как о существах, которые выполняют волю Всевышнего, в том числе и ангелы смерти, стражи Рая и Ада. По вероучению Ислама, человеку дается два ангела при жизни, которые, знают обо всех его делах, греховных и добрых, которые определяют судьбу человека в дальнейшей загробной жизни, попадание в Рай или Ад.
Коран упоминает о многих библейских персонажах, начиная с Адама и до Иисуса Христа, упоминаются пророки Авраам, Моисей, Ной, Лот, Иаков, Иосиф, Юнус, Давид, Соломон мир им всем, и Пророк Мухаммад ﷺ, которого называют «Печатью пророков».
Тем из мусульман, кто неукоснительно выполняет все требования и предписания религии Ислама, в Раю уготованы вечное блаженство, а тем, кто, будучи неверным, уклонялся при жизни от основ вероучения, получат наказание и попадут в Ад, и если в Раю мусульмане будут пребывать в чудесном месте, где в изобилии будет еда, чистая прохладная вода, где текут молочные, медовые и винные реки, где им уготованы различные наслаждения, то в Аду в наказание неверные будут испытывать бесконечные муки и пытки.
Один из важнейших принципов исламской веры – это вера в Божественное предопределение: все, что происходит в мире, в жизни общества и жизни каждого человека, происходит по воле Божьей и Божьему предначертанию.
Душа человека бессмертна, она покидает в момент смерти его тело, а в день Страшного суда мертвые воскреснут.
Течения в исламе
Ваххабиты
Что обозначает название
Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба
Когда возникло
В XVIII веке.
Сколько приверженцев
В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.
Основные районы проживания
Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия.
Идеи
Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.
Ханафитский мазхаб
Что обозначает название
По имени богослова Абу Ханифа
Когда возникло
VIII век
Страны
Албания, Турция, Индия, Афганистан, Бангладеш, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Египет, Сирия, Азербайджан, Уйгурия. В России – татары, крымские татары, башкиры, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, черкесы, кабардинцы, абазины, часть кумыков в Дагестане.
Положения
Источники религиозного права – Коран, сунна, высказывания сподвижников пророка, иджма (единое мнение богословов), суждения по аналогии, предпочтительные и целесообразные решения при отсутствии убедительно хадиса или ясного указания в Откровении, урф (распространенные обычаи и мнения, не отраженные в шариате).
Исламские течения в России
Карта распространения мазхабов.
Основная статья: Ислам в России
Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Татары, башкиры, казахи, ногайцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы, абазины и шапсуги, часть чеченцев и ингушей, а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все народы Дагестана, кроме татов и ногайцев.
Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин.
Основные течения ислама
Возникновение христианства и ислама
Основой ислама является подчинение. Оно основывается на учениях пророка Мухаммеда. Он пропагандировал среди своих учеников и последователей подчинение воле Аллаха и следовать этому кодексу всю жизнь. Ислам представляет собой монотеистическую религиозную традицию. Она появилась на Ближнем Востоке примерно в VII веке. Последователи ислама называются мусульманами.
Они ведут свою жизнь придерживаясь кодексов, данных исламом. Христианство возникло раньше ислама, около 2-х тысяч лет назад. Оно началось с учений Иисуса Христа. По древним писаниям он родился от девственницы Марии и Бога. Поэтому христиане считают Иисуса Христа Сыном Божьим. Также христиане верят в Святую Троицу, одной из личностей которой является Иисус Христос – Бог-Сын, как воплощение Бога-Отца. Последователи Христа называются христианами. Они живут в соответствии с наставлениями Иисуса.
Но у ислама и христианства, несмотря на их историческую и традиционную связь, имеются серьёзные различия в богословии. Одним из основных различий между этими двумя религиями заложено в фундаментальных взглядах на природу, распятие и воскресение Иисуса. В христианстве считается, что Христа распяли, и он принял смерть на кресте. После этого, по мнению христиан, Иисус воскрес на третий день.
Они верят в Святую Троицу, состоящую из Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Мусульмане же не согласны, что Иисус умер на кресте. Они считают, что вознесение его на Небеса произошло по божьей воле, и что в конце времён произойдёт его возвращение на Землю.
Аравийский полуостров в начале седьмого века
Прежде чем приступать к изучению основ вероучения ислама, стоит понять, в каких условиях возникла данная религия. Пророк Мухаммад появился на свет на Аравийском полуострове, населенном арабами. Интересно, что к началу седьмого века этот народ не имел единой веры и рядом спокойно уживались язычники, последователи зороастризма, христиане разных направлений и иудеи. Никогда между столь разными вероисповеданиями не возникало распрей и разногласий, ведь главной целью арабов была забота о зарабатывании средств для того, чтобы достойно содержать свои семьи. Стоит отметить, что этот труд был нелегким. Большая часть жителей полуострова жила крайне бедно, хотя и довольно мирно. Доход в основном приносили купцы, которые водили караваны через пустыню и останавливались на отдых в оазисах.
Хочется уточнить, что Аравийский полуостров нельзя воспринимать как единую территорию. Сами арабы делили его на несколько частей. К первой относилась узкая полоса земли, тянущаяся вдоль побережья Красного моря. Здесь кроме каменистых кусков встречается множество оазисов с источниками, ставшими впоследствии главной артерией для небольших городков. В них часто останавливались купцы, чтобы запастись водой и купить фиников.
Большую часть территории Аравийского полуострова занимает пустыня, однако она не является безжизненной, поэтому большое количество людей успешно проживали на этих землях. В пустыне часто выпадали осадки, через определенные промежутки времени встречался растительный покров, а воздух был довольно влажным. В таких условиях племена из поколения в поколение успешно перегоняли верблюдов, чем и зарабатывали себе на жизнь.
Южную часть Аравии мы сегодня знаем под названием Йемен. Здесь были плодородные земли, где росли многочисленные плодовые деревья, а народ не знал нужды в воде и пище.
Однако арабы, проживающие на разных территориях, были крайне разобщены, чему отчасти способствовало и отсутствие единой религии. Но возникновение вероучения ислама полностью изменило ситуацию на Аравийском полуострове.
Чем еще отличаются сунниты и шииты
Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али — друг Аллаха».
Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:
- Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
- Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
- Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
- Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
- Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.
Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов — имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.
Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.
Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.
Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.
Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.
Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.
Ибадиты
Что обозначает название
По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.
Когда возникло
В конце VII века.
Сколько приверженцев
Менее 2 миллионов по всему миру.
Основные районы проживания
Оман.
Идеи и обычаи
По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.
К слову, в Омане действительно много чернокожих выходцев (кара) из Эфиопии и Восточной Африки.
Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.
Хариджиты
Религиозно-политические идеологии
- Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата.
- Панисламизм (др.-греч. Pan — «всё» и араб. Islam — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности, и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).
Религиозно-политические идеологии
- Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата.
- Панисламизм (др.-греч. Pan — «всё» и араб. Islam — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности, и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).
Мусульманская архитектура
Другие секты ислама
Ал-муджбира (Джабариты, Джабриты).
Ахмадие –
Кадиани,
Лахори.
Аят.
Гайланиты.
Кадариты.
Кадиани.
Мутакаллимы –
Ашариты,
Каррамиты,
Матуридиты,
Мутазилиты.
Рошани.
Субуд.
Хариджиты (Харуриты, Шарииты) –
Аджрадиты,
Азракиты,
Байхаситы,
Ибадиты,
Мурджиты,
Мухаккимиты,
Надждиты,
Са-алабиты,
Суфриты.
Черный ислам:
Мавро-американский научный храм –
Нация ислама (Черные мусульмане);
Джамаат ул-Фукра (Совет джихада в Северной Америке);
Черные ханафиты.
На главную
Ислам:
Течения магометанства |
Исламоподобные учения
История и мифология |
Иностранные языки |
Страны мира |
Книги
На правах рекламы (см.
условия):
Алфавитный перечень страниц: |
|
Ключевые слова для поиска сведений о направлениях в исламе: На русском языке: традиционные направления ислама, мусульманские конфессии, течения суннизма, ветви шиизма, мистический суфизм, На английском языке: Muslim branches. |
«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец – Игорь Константинович Гаршин.
Пишите письма
().
Страница обновлена 04.08.2016
Несколько простых слов об исламе
Подводя итоги, хочется сказать, что ислам был образован абсолютно бескорыстными людьми. Они не преследовали никаких материальных целей и слепо верили в идеалы, о которых говорил их учитель.
Однако, как утверждают историки, ничего нового Мухаммад не предложил. Он всего лишь сумел отвернуть людей от язычества, предоставив им альтернативу в виде монотеистической религии. При этом он разработал целый ряд предписаний, которые регламентируют все стороны жизни мусульманина. Так как все они были очень подробными, то практически лишали новообращенного риска совершить ошибку. Он всегда мог сопоставить свои действия с правилами и убедиться в том, что не отступает от основ вероучения ислама.
Кратко можно сказать, что каждый человек, принявший новую религию, менял не просто веру, но и судьбу.
Ваххабиты
Это одно из самых новых и радикальных направлений исламской веры. При поверхностном изучении эта религия очень похожа на верования салафитов, поскольку они также верят в единого Бога и отрицают любые изменения учений. Для них неприемлемо любое вмешательство в первоначальный ислам. В этом схожи салафиты и ваххабиты, отличие же данных религиозных направлений в том, что вторые более агрессивны, и понимание веры у них все же свое, особое. Они возникли в восемнадцатом веке и основаны на проповедях Абдель Ваххаба. Они стали одним из главных поборнических движений. Главной целью этого проповедника Наджада Мухаммада было желание очистить веру и весь ислам от нововведений. Именно под его началом организовалось настоящие восстание, которое захватывало земли и дошло до оазиса Аль-Катиф. Но уже в девятнадцатом веке это движение разгромила Османская империя. Через полтора века Аль Саудов Абдельазииз смог возродить идеологию ваххабитов. А в 1932 году, когда на картах мира появилась Саудовская Аравия, клан ваххабитов начал получать огромное финансирование от Америки, пока та разрабатывала нефтяные месторождения. Именно там проводится намаз салафитов радикальных направлений. Во время войны в Афганистане ваххабитами были созданы салафитские школы, основным направлением которых было внушить молодому поколению радикальные взгляды на ислам. Именно так появились моджахеды – бойцы школ, организованных ваххабитами. Именно это движение стало ассоциироваться во всем мире с терроризмом.
Идейные течения Ислама
Шииты
Отдельной ветвью в Исламе являются шииты – название направления происходит от арабского слова, означающего «партия» или «приверженцы». После того, как умер Пророк Мухаммед ﷺ, некоторые мусульмане, которые придерживались той точки зрения, что только к потомкам Посланника Аллаха ﷺ должна переходить власть в мусульманской общине, сформировались в группу. Потомками Посланника Аллаха ﷺ называли детей его дочери Фатимы и детей его двоюродного брата Али.
Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе.
Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена. Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами.
Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше. Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба.
Исмаилиты
В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века.
Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали. Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы.
Шиитские секты
Ряд шиитских сект, которые объединены между собой верой в наличие божественности у потомков Пророка Мухаммеда ﷺ по линии Али шиитских имамов, были объединены в мусульманской религии общим термином «гулат», что в переводе означает «преувеличение».
К таким сектам относятся:
- алевиты, верующие в Али как представителя Всевышнего на земле, а не в Мухаммеда ﷺ;
- гурабиты, верующие в то, что Пророку Мухаммаду ﷺ пророчество было представлено Джибрилем ошибочно, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ и Али были внешне очень похожи. Название секты в переводе означает «ворон», и такое название секта получила потому, что ее участники утверждали, что ошибка произошла из-за сходства Мухаммада ﷺ и Али, которые были похожи «как один ворон на другого»;
- алавиты или нусайриты, верующие в троицу айн-мим-син (название произошло от первых букв имен Али, Мухаммеда ﷺ, а также Сальмана Перса). Представители алавитов распространены в западной части Сирии, в Турции и Северном Ливане, президент Сирии Башар аль-Асад является последователем данной группы. Само же название «алавиты» происходят от сочетания «Али-Алла», то есть «обожествляющие Али». Направление алавитов рассматривают как эзотерическое ответвление персидского исламского направления со схожим культом Али, приходящегося зятем и двоюродным братом пророка Мухаммеда ﷺ;
- дамийты, верующие в то, что Богом был Али, а его посланником стал Мухаммад ﷺ;
- базигиты, верующие в то, что Богом был Джафар ас-Садык, шестой имам, а все те имамы, которые были до него, были его посланниками;
- йафуриты, верующие в то, что Богом был Муаммар из Куфы;
- кайсаниты, верующий в то, что после смерти Хусайна ибн Али имамат перешел к Абуль Касиму Мухаммаду ибн аль-Ханафии. После того, как Абуль Касим Мухаммад ибн аль-Ханафия умер, данная секта разделилась на несколько более мелких;
- представители крайнего эзотерического учения Ахл-е Хакк, которое вышло из месопотамских учений гулата и распространилось в западной части Ирана и в восточной части Ирака в курдской среде.
Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама
Кораниты
И, наконец, последнее исламское течение – кораниты. Считается, что происхождение свое ведут со времен правления Аббасидов. Представитель мутазилитской школы калама – юрист и богослов Ибрахим ан-Наззам критически относился к авторитету хадисов и отвергал «единогласие» (иджма) ученых-богословов своего периода.
Данных о численности и распространении этого течения мне найти не удалось. Известно, что основателем современного коранизма был Аслам Джайраджпури – индийский профессор арабского языка. Он оказал большое влияние на Гулам Ахмеда Первеза, известного пакистанского ученого, который считал себя учеником и другом Аслама.
Кораниты считают Коран единственным источником мусульманского права. Среди коранитов существуют разные подходы к ритуальной практике, в частности, к ежедневным молитвам, а также к толкованию сур.
Основные отличия:
– отрицание необходимости хиджаба у женщин или бороды у мужчин;
– возможность участия женщин в литургической практике в качестве имамов;
– допущение многоженства только при условии усыновления сирот;
– выступления против необходимости Хаджа;
– ненужность обрезания.
Сунниты и шииты
Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах, затем продолжилось при Аббасидах, когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения. В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии
Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения
В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения.
Сунниты на сегодняшний день – это 85 % мусульман мира, а остальные 15 % – это все остальные течения, в том числе и шииты. То есть сунниты являются в исламе самым крупным течением. Представителей этого течения называют «Людьми Сунны», так как полное название течения звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат». По мнению суннитов, первыми законными преемниками Мухаммада являются первые четыре халифа – Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Люди Сунны признают Сунну, то есть предания о Пророке Мухаммаде ﷺ наряду с Кораном, и наиболее авторитетными источниками для них считаются хадисы Муслима и Бухари. У суннитов мусульманской общине принадлежит руководящая роль при решении важных жизненных вопросов и проблем. Они проповедуют те основные мусульманские ценности, которые зафиксированы в Священном Писании.
Для Людей Сунны являются признанными четыре богословских правовых школы или мазхаба – ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский, и все эти школы между собой признают взаимную правомерность.
Шииты же считаются в мусульманской религии второй по величине ветвью. Шиитское течение было сформировано после смерти Пророка Всевышнего Мухаммада ﷺ, когда группа мусульман, ставших первыми шиитами, выдвинула идею, что только потомки Мухаммада ﷺ, то есть его дети от Фатимы и дети его двоюродного брата Али, достойны имамата, то есть власти в общине. Шииты считают, имам должен быть потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, и все, кто не имеет отношения к роду Али или Мухаммеда ﷺ, имамом быть не имеют право – такое право, по мнению шиитов, закреплено за родом Мухаммада ﷺ и Али через божественное установление. Шиитское течение переросло в религиозное направление из политической партии, которой являлось первоначально. В шиитском направлении выделяются умеренные шииты или зейдиты и крайние шииты (алавиты, исмаилиты).
В современной России большинство мусульман принадлежат к суннитскому течению шафиитского или ханафитского мазхабов, где ханафитов – 65 %, а шафиитов – 30 %. Суннитами ханафитского толка являются татары, а также казахи, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, черкесы, башкиры, абазины и шапсуги, кабардинцы, адыгейцы и некоторые ингуши, осетины-мусульмане. Шафиитский суннизм проповедуют часть ингушей и большинство чеченцев, дагестанцы, кроме таких народностей, как ногайцы и таты.
Среди шиитов-джафаритов – около 3 % российских мусульман, в том числе большинство азербайджанцев, небольшая часть лезгин.
Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.
Основополагающими постулатами для татарина являются главные исламские заповеди и законы шариата, которых он придерживается неукоснительно и воспитывает своих детей в вере и уважении к своей религии, любви и поклонении Богу.