fbpx
No Image

Самые крупные аварии на байконуре за 60 лет

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

28 сентября 1983 года – “Союз Т-10-1”

Ровно 35 лет назад произошла последняя в истории пилотируемой советско-российской космонавтики серьёзное ЧП. Космический корабль “Союз Т-10-1” должен был доставить третью основную экспедицию к орбитальной станции “Салют-7”, но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя. После этого по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории мировой космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл прямо на стартовом столе.

Человеческих жертв во время аварии не было. Космонавты испытали серьёзные перегрузки, но обошлось без последствий для их здоровья. Была серьёзно повреждена стартовая площадка, с которой происходили исторически значимые запуски первого искусственного спутника Земли и корабля с первым космонавтом планеты – “Гагаринский старт”. Ракета-носитель была полностью уничтожена. Сгорело 180 тонн горючего, была сорвана программа запусков к станции “Салют-7”. Пожар на стартовом комплексе был настолько масштабным, что мог добраться до бункера управления и дополнительных ёмкостей с топливом. Аварийно-спасательная группа, использовав всю имеющуюся на космодроме технику, возгорание локализовала. Полностью его ликвидировать удалось только лишь через 20 часов.

Неделин остался сидеть на стульчике

В зону катастрофы Квасов попал,когда уже стемнело.

На стартовой площадке все расплавилось и выгорело дотла,сохранилась только осветительная мачта,стоявшая в стороне. От ракеты уцелели лишь тугоплавкие двигатели. В воздухе стоял густой смрад.

https://youtube.com/watch?v=rBuQ_4RJzpg

Стали идентифицировать погибших. У многих горевших хватило сил добежать с бетона на песок,по которому они ползли в предсмертной агонии,оставляя за собой черный след.

Обугленные трупы опознавали по звездам на погонах,ключам,часам… Всю ночь искали останки Неделина,демонстративно отказавшегося загодя укрыться в бункере и сидевшего на стульчике недалеко от ракеты.

Кстати,буквально за минуту до взрыва Михаил Янгель отошел от ракеты покурить — и Никита Хрущев с присущей ему бестактностью спросит Михаила Кузьмича по телефону: «А вы почему не погибли?».

Как будто продолжал действовать знаменитый сталинский приказ времен Великой Отечественной: «Ни шагу назад!».

Никита Хрущев

24smi.org

Из воспоминаний Валентина Квасова:

«Вырос огромный огненный шар…»

25 октября 1960 года центральные газеты опубликовали официальное сообщение:

Правду о гибели Неделина скрывали долгие годы. В официальной пропаганде не могло быть места трагедиям и неудачам,случившимся в советской космонавтике.

Маршал Неделин вместе с военным и гражданским персоналом стартовой площадки № 43 сгорели заживо в чудовищном пожаре,возникшем во время подготовки к первому пуску межконтинентальной ракеты Р-16.

Маршал Митрофан Неделин.

Открытые источники.

Свидетелем самой крупной катастрофы в истории мирового ракетостроения стал барнаулец Валентин Квасов,бывший в ту пору молоденьким лейтенантом. Валентин Андреевич вспоминает:

Вокруг лежала великая степь. Весна там удивительная — все вокруг цветет и буйно растет. Через неделю наступает зной,все выгорает,желтеет.

Часть,в которой служил лейтенант Квасов,прибыла с Дальнего Востока. Первые месяцы ушли на адаптацию к местным условиям: после влажного морского климата сорокаградусная жара казалась невыносимой.

Но «на работу,на стартовую площадку № 43,ездили,как обычно,служба шла привычным чередом,изучали новую технику,готовились к запуску». Солдат в части было процентов пять,остальные — офицеры.

Стартовая площадка космических кораблей на Байконуре,1960 год

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Пострадавшие

При взрыве погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола. Среди погибших были главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М. И. Неделин, заместитель начальника полигона инженер-полковник А. И. Носов, начальники 1-го и 2-го управлений полигона инженер-полковники Е. И. Осташев и Р. М. Григорьянц, заместители Главного конструктора ОКБ-586 (ракета) Л. А. Берлин и В. А. Концевой, заместитель главного конструктора ОКБ-456 (двигатели) Г. Ф. Фирсов, главный конструктор ОКБ-692 (система управления) Б. М. Коноплёв. Всего же в момент катастрофы погибло 57 и ранено 42 военнослужащих, погибло 17 и ранено 7 представителей промышленности. В госпиталь в тяжёлом состоянии был доставлен и зам. председателя государственного комитета Совета Министров по оборонной технике Л. А. Гришин.

Ненадолго отлучившийся перед стартом главный конструктор ОКБ-586 М. К. Янгель чудом остался жив. Он решил покурить и, чтобы не подавать дурного примера подчинённым, отошёл в курилку. Вместе с ним в курилку отошли Иосифьян (член Госкомиссии, главный конструктор и директор ВНИИЭМ) и не куривший Богомолов (член Госкомиссии, главный конструктор ОКБ МЭИ). По версии Б. Е. Чертока, они хотели уговорить Янгеля прекратить работы на заправленной ракете. Это спасло им жизнь. Гришина тоже позвали с собой, но он задержался на площадке.

Неблагодарную миссию по информированию о случившемся Н. С. Хрущева взял на себя Янгель. В Кремль ушла телефонограмма:

24 октября 1960 года.

В 18:45 по местному времени за 30 минут до пуска изделия 8К-64, на заключительной операции к пуску произошёл пожар, вызвавший разрушение баков с компонентами топлива.

В результате случившегося имеются жертвы в количестве до ста или более человек. В том числе со смертельным исходом несколько десятков человек.

Глав. маршал артиллерии Неделин находился на площадке для испытаний. Сейчас его разыскивают.

Прошу срочной мед. помощи пострадавшим от ожогов огнем и азотной кислотой.

Янгель
«Пурга»-3
аппарат т. Неделина

К 41-й площадке стягивались медики и пожарные. Среди выживших многие получили страшные ожоги. Их сразу же отправляли в госпитали. Трупы складывались в специальном помещении для дальнейшего опознавания. Это было нелегко, так как многие погибшие были обезображены до неузнаваемости. Например, Неделина смогли опознать только по оплавленной звезде Героя Советского Союза, а Коноплёва по росту (он был самым высоким на площадке).

Из Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону в срочном порядке в течение ночи прибывали госпитали. 14 человек, которым требовалась пересадка кожи, были эвакуированы в Москву, в Центральный военный госпиталь имени Бурденко. Поздно вечером М. К. Янгель имел тяжёлый разговор с Н. С. Хрущевым. Когда Янгель доложил, что среди погибших Неделин, главный конструктор системы управления Коноплёв, заместитель Глушко, Фирсов и два его собственных заместителя, Хрущев довольно бесцеремонно спросил: «А где в это время находился технический руководитель испытаний?» Янгель воспринял это как недоверие правительства и просил подчинённых сохранить направление.

В период со 2 ноября 1960 года по 3 января 1961 года от полученных ожогов и ран в госпиталях скончались Л. А. Гришин и трое военнослужащих. Таким образом, общее число погибших составило 78 человек. Эти данные соответствуют поимённому списку пострадавших, составленному Госкомиссией. Существуют и другие цифры: согласно К. Е. Хачатуряну и А. С. Матренину, число жертв достигает 92, а Б. Е. Черток называет цифру в 126 человек.

5 июля 1999 года – “Протон-К” с РБ “Бриз-М”

Первый пуск главного космического грузовика в истории с новым разгонным блоком завершился полным провалом. По непонятным причинам произошёл взрыв двигателя на 277-й секунде полёта. Технологии развивались, а “Бризы” нового поколения должны были помочь семейству “Протон” выводить на орбиту всё больший объём грузов. Россия надеялась серьёзно влиять на рынок коммерческих запусков и была готова поглотить едва ли не весь имеющийся на тот момент спрос. Есть предположения, что российские учёные торопились с доработкой нового разгонного блока под давлением чиновников.

Ракета-носитель “Протон-М” на сборке / Фото сайта wikiwand.com

Производителем РБ “Бриз-М”, как, собственно, и всех ракет серии “Протон”, является Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева. Этот центр затем изготовит (в 2006 году) первый национальный спутник связи для нашей страны – KazSat-1, который потом наша страна потеряла. Космический аппарат прослужил чуть больше двух лет из заявленных производителем 15. Казахстанская сторона при этом получила страховые выплаты.

Старты после аварии 5 июля 1999-го возобновили лишь спустя 11 дней, сразу после выплаты российской стороной компенсации. Последний полёт серия ракет-носителей “Протон-К” выполнила 30 марта 2012 года. С 1991 по 2012 год произошло всего три аварии этого поколения грузовиков, чего не скажешь про следующее – “Протон-М”. С 2001 по 2018 год на Байконуре произошло сразу 9 крупных ЧП, и каждое заканчивалось крупным межгосударственным скандалом и разбирательством.

Ошибка, о которой не узнали

После катастрофы, на место аварии прибыла комиссия правительства, возглавляемая  Брежневым. Во время первого заседания комиссии, в котором участвовали выжившие в катастрофе инженеры и военные, Брежнев заявил, что никого наказывать не будут, так как все участники катастрофы и так наказали сами себя. Привлекать к ответственности в действительности и не было кого, ответственные за меры безопасности и разработчики электрических систем, из-за которых и случился взрыв — погибли на месте аварии.

Вся информация о катастрофе была строжайше засекречена. Родственникам погибших сказали, что причиной смерти их близких была авиакатастрофа, либо вообще не сообщали причин, просто уведомляя, что погиб при исполнении. Свидетелям аварии и тем, кто знал правду было запрещено говорить о произошедшем. О смерти маршала Неделина, лишь дали короткое сообщение, что мол погиб в авиакатастрофе, не сообщая никаких подробностей.

Памятник погибшим военным и ученым

Мнение эксперта
Олег Белозеров
Проработал на заводе “ЮЖМАШ” 35 лет. Разрабатывал ракеты для полета в космос.

За рубежом, все же просочилась информация о трагедии. Европейские издания писали о страшной катастрофе. В 65-ом году одно  из британских изданий сообщило, что информацию о катастрофе подтвердил разоблаченный советский шпион. Детали же самой катастрофы стали известны в 76-ом году, когда диссидент Жорес Медведев сообщил о ней британской прессе.

В Советском Союзе, первую информацию о трагедии, граждане смогли узнать только в 89-м году из статьи в журнале “Огонек”. Полная картина произошедшего открылась лишь в 1994-ом году, когда официально рассекретили информацию о данном инциденте. В 99-ом году, всех погибших в катастрофе на Байконуре в 1960-ом году, представили к наградам посмертно. Так, спустя десятилетия, родственники погибших смогли открыто заговорить о той трагедии, либо же вообще узнать истинную причину гибели родных.

https://youtube.com/watch?v=4rpvJ4-Q_5s

8. Изложение истории

Информация о трагедии была засекречена. Никаких официальных сообщений о катастрофе не было. Всем свидетелям, родным и близким было рекомендовано говорить о несчастном случае или авиационной катастрофе.

Гибель Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Неделина замолчать было невозможно, поэтому была придумана версия о его трагической гибели в авиационной катастрофе. О судьбе экипажа и других пассажиров не сообщалось. Похороны прошли на Красной площади 27 октября. После кремации урна с прахом Неделина с почестями была помещена в некрополе у Кремлёвской стены рядом с урной И. В. Курчатова.

Похороны заместителя председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике Льва Гришина состоялись на Новодевичьем кладбище, при этом были приняты меры, чтобы на нём не оказалось посторонних и случайных лиц. 48 офицеров и солдат похоронили на 10-й площадке в парке города Ленинска в братской могиле. Останки гражданских специалистов развезли по городам Днепропетровск, Харьков, Киев, Москва, Загорск. Хоронили скрытно. Похороны шестерых работников ОКБ-586 прошли в разных местах городского кладбища, без указания точных дат смерти.

Несмотря на принятые меры, информация в западные средства массовой информации всё равно просочилась. Уже 8 декабря 1960 года итальянское новостное агентство “Continentale” сообщило, что маршал Неделин и ещё 100 человек погибли при взрыве ракеты. 16 октября 1965 года британская газета “The Guardian” сообщила, что разоблачённый шпион Олег Пеньковский подтвердил данные о катастрофе. Дополнительные детали трагедии были сообщены диссидентом Жоресом Медведевым в 1976 году британскому журналу “New Scientist”.

Первой публикацией о катастрофе в советских СМИ стал очерк в журнале “Огонёк”, опубликованный в 1989 году. В 1994 году В. И. Ивкин по заданию Главнокомандующего РВСН И. Д. Сергеева провёл работу в архивах. В Архиве Президента РФ были найдены оригиналы документов Государственной комиссии по расследованию катастрофы 24 октября. Эти документы были рассекречены и впервые опубликованы в “Хронике основных событий истории РВСН” и журналах “Источник” и “Военно-исторический журнал”. В 1999 году была сформирована рабочая группа, которая подготовила наградные документы на участников этой катастрофы. В наградном листе перечислены 99 фамилий погибших и раненых военнослужащих. В ходе подготовки документов была исследована дальнейшая судьба всех получивших ранения и установлена окончательная цифра погибших в 78 человек, включая 74 погибших при старте и четырёх скончавшихся в госпиталях.

История ракеты «Р-16»

Совершим небольшой экскурс в историю советского ракетостроения глазами непрофессионала. Первую советскую межконтинентальную двухступенчатую ракету Р-7 (отделяющаяся ее головная часть имела массу 3 тонны, ее дальность полета составляла 8 тыс. км) создал в 1957 году академик Королев С.П. В качестве топлива для ее двигателей использовалось двухкомпонентное топливо — жидкий кислород и керосин. Именно с помощью этой ракеты на орбиту были выведены и первый советский спутник Земли, и первого советского космонавта. Однако данный ракетный комплекс был слишком громоздким, очень дорогим и сложным в эксплуатации, требовалось постоянное пополнение жидкого кислорода, имеющего свойство испаряться. К тому же его охлаждение является очень сложным процессом и требуется целый завод рядом с установкой.

В сентябре 1960 года на вооружение была принята усовершенствованная «МБР Р-7А», но добиться заметного улучшения боевых и эксплуатационных характеристик не удалось. Для противопоставления американским ракетам того периода «Р-7» была бесполезной, так как только для запуска ей требовались несколько часов, в то время как американские преодолевали маршрут к нам через океан за минуты. Для ускорения процесса запуска ракеты нужно было заменить упомянутое двухкомпонентное топливо на смесь смертельно опасных кислотных компонентов, которая давала возможность подготовить ракету к старту в течение получаса. Конструктор Королев отказался разрабатывать ракету на таком топливе и в мае 1959 года эту работу передали отдельному (особому) конструкторскому бюро (ОКБ) «Южное» в Днепропетровске под руководством Янгеля М.К.

Янгель М.К.

Созданная «Р-16» включала много новейших разработок в области электроники, имела защищенную автономную инерциальную систему управления. Ее отделяемая моноблочная головная часть была двух типов, которые могли нести термоядерный боезаряд как 3 Мт так и 6 Мт, и от ее мощности зависела максимальная дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11000 до 13000 км.

«Р-16» должна была стать базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет ракетных войск стратегического назначения. Время подготовки к старту занимало около получаса. Уже к осени 1960 года были собраны ее опытные образцы для проведения летно-конструкторских испытаний.

В этот день, 24 октября 1960 года, настроение у большинства участников испытаний было едва ли не предпраздничным, ведь наконец подходил к завершению многомесячный изнурительный марафон по доводке ракеты «Р-16». Никто не сомневался в успешном старте. Начальство хотело отрапортовать к ноябрьским праздникам об успехах и попасть в праздничный наградной приказ.

Позже, в акте государственной комиссии, подчеркивалось, что «руководители испытаний проявляли излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса, вследствие чего отдельные решения были приняты ими поспешно, без должного анализа последствий». 23 октября был сбой в электронике в предстартовой подготовке, но в среде специалистов царили такая нацеленность на скорейшее достижение результата любым путем и самоуверенное благодушие, что уже следующим утром было принято решение продолжать подготовку ракеты к пуску, не давая возможности провести проверку сбоя более скрупулезно.

Ракета Р-16

Внештатная ситуация

Ровно через два месяца после катастрофы лейтенант Квасов был уволен в запас — полным ходом шло сокращение армии,объявленное Хрущевым. Новый год Валентин Андреевич встречал на родине — в селе Усть-Калманка Алтайского края. Часть,где он служил,вскоре расформировали.

Но судьба свела Квасова с ракетами еще раз: во Владивостоке Валентин Андреевич работал на заводе,связанном с «оборонкой», — делали боеголовки для знаменитых зенитных ракет так называемого комплекса,ставших во Вьетнаме бедствием для экипажей американских «летающих крепостей» В-52…

Первые советские космонавты Павел Попович,Герман Титов,Андриян Николаев,Юрий Гагарин,Валентина Терешкова,Валерий Быковский и Никита Хрущев на трибуне Мавзолея

Михаил Трахман/МАММ/МДФ/russfoto

«Тюратамский ад» заронил в душу Квасова первые сомнения: если власть беспардонно врет и так наплевательски относится к людям,живым и мертвым,имеет ли она право на существование?

Плотная завеса секретности,долгие годы окружавшая нашу космонавтику,скрывала от соотечественников(но не от Запада!) не только аварию с запуском Р-16. Оказывается,на волосок от смерти был Алексей Леонов. После своего знаменитого выхода в открытый космос он никак не мог вернуться в корабль — из-за непредвиденной деформации скафандра. Да мало ли их было — «нештатных ситуаций», замалчивание которых восполнялось невероятными слухами и домыслами?!

Недавно модный постперестроечный писатель Александр Бушков со слов одного своего знакомого написал о событии,якобы случившемся осенью 1961 года в глухом уголке Татарской АССР: «Однажды в степи грянуло,да так,что все в округе решили,будто неугомонный Никита Сергеевич развязал-таки третью мировую войну».

Отчаянные головы,наведавшиеся в район взрыва,будто нашли там три белых гермошлема с надписями «СССР», странные сапожки и еще что-то. Писатель задается вопросом: учитывая ожесточенную «космическую гонку» между СССР и США и длинную(в целый год) паузу перед запуском «Востока-3», пилотируемого Николаевым,правомерно ли предположить,что «волюнтарист» Хрущев,вдохновленный первыми успехами Гагарина и Титова,распорядился о запуске многоместного корабля с тремя космонавтами на борту?

Бред,конечно,красивая выдумка,но повод для ее появления вполне обоснованный.

Сергей Зюзин

Связанные события

Имя / событие Дата Язык
1 10 человек погибли в катастрофе автобуса в Забайкалье 01.12.2019 ru
2 At least 3 Palestinians have been killed by Israeli fire in besieged Gaza Strip 18.08.2019 en
3 Катастрофа Boeing 737 в Перми 14.09.2008 de, en, pl, ru
4 9 osób zginęło w wyniku eksplozji rakiety Kosmos 11K65M na radzieckim kosmodromie w Plesiecku 26.06.1973 pl
5 СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны 26.05.1972 pl, ru
6 Trzej kosmonauci zginęli podczas powrotu na Ziemię kapsuły radzieckiego statku kosmicznego Sojuz 11 29.06.1971 pl
7 The “Big Bang theory” of the origin of the universe proposed in the academic journal Physical Review 01.04.1948 en, lv
8 День чекиста 20.12.1917 en, lv, pl, ru

Катастрофа Неделина

Из находившихся рядом со стартовой площадкой в живых практически никого не осталось. В момент взрыва погибло 74 человека, большинство из которых были военнослужащими. Почти столько же оказалось в числе раненых. Маршал Неделин погиб, и на Западе это происшествие стали называть “Катастрофой Неделина”.

Янгель чудом остался жив – его спасло курение. Главный конструктор не хотел подавать подчиненным плохого примера и отошел в курилку. Вместе с ним спаслись еще два конструктора – Иосифьян и Богомолов. Существует версия о том, что они пытались уговорить Янгеля остановить работы на полной топлива ракете.

У многих из оставшихся в живых были серьезные ожоги. Трудным оказался и процесс опознания погибших, настолько сильно их обезобразил огонь. Того же Неделина смогли идентифицировать по погону маршала, остановившимся при взрыве часам и начавшей плавиться звезде Героя Советского Союза. В следующие несколько месяцев в медицинских учреждениях умерло еще 4 обожженных человека, и жертв оказалось 78. Это официальная цифра, расходящаяся с мнением некоторых участников событий, которые существенно увеличивают ее.

Правительственная комиссия оказалась точна в установлении причин катастрофы – она произошла из-за грубого нарушения мер безопасности. После серьезнейшей работы над ошибками в феврале 1961 года Р-16 была поднята в воздух, хотя и не достигла цели. Нормально летать ракеты этой модели начали в августе 1962 года, и уже через два месяца их приняли на вооружение.

Официальных сообщений о катастрофе не было. Свидетелям трагедии и родственникам погибших советовали говорить о том, что произошла авиакатастрофа или несчастный случай. Прах Неделина захоронили у Кремлевской стены рядом с Курчатовым.

Однако западные СМИ узнали о случившемся и начали писать о смерти главкома РВСН с примерно сотней человек при неудачных испытаниях ракеты еще до конца 1960 года. В последующие годы информацию подтверждали и дополняли шпионы и сбежавшие диссиденты. В СССР о взрыве Р-16 на испытаниях и его последствиях впервые в 1989 году написал, конечно же, “Огонек”. В 1994 году в архивах были найдены и опубликованы касающиеся трагедии материалы.

В гонке вооружений взрывы ракет на подготовке к старту происходили и у нас, и у американцев. Однако катастрофа 1960 года на Байконуре стала наиболее крупной по числу жертв за всю историю ракетостроения.

Ядерная гонка

США первыми использовали силу расщепления атома для создания ядерной бомбы. Всем известны печальные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945-ом году

Понимая всю важность обладания столь мощным оружием, советское руководство начало свою ядерную программу, и к 1949-му году советский союз смог создать свою атомную бомбу

Как считаете, кто победил в гонке вооружений?

СССРСША

Следующей главной задачей гонки вооружений была доставка ядерного оружия на территорию противника

Стратегические бомбардировщики оставались важной составляющей этой концепции, но пришло понимание, что это лишь вторая линия удара. Нужно было суметь в кратчайшие сроки нанести ядерные удары по самым важным стратегическим и промышленным пунктам врага

Тогда на первый план вышло ракетное оружие.

Запуск современных баллистических ракет

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

К концу 50-х годов, в Америке стояло на боевом дежурстве около 50-ти межконтинентальных баллистических ракет. В Западной Европе и Турции стояли ракеты средней дальности, которые могли поразить объекты на территории Советского Союза.

В это время в СССР были на вооружении несколько типов стратегических ракет, и только один тип — ракета Р-7 могла достичь Америки. Дальность полета Р-7 составляла восемь тысяч километров, но процесс запуска и наведения сильно отставал от американских. Запускать такие ракеты возможно было только со специально подготовленной стартовой площадки, подготовка к пуску составляла 32 часа, заправка происходила в момент перед пуском, а управление подразумевало радиоуправление наведением из двух пунктов на расстоянии приблизительно 300-х километров от места запуска. Все это, плюс дороговизна проекта, а также сложность в эксплуатации и невозможность моментального пуска, привело к тому, что было построено только 6 пусковых установок, и лишь четыре из них покрывали своей зоной действия территорию Соединенных Штатов.

С целью получения возможности нанесения полноценного ядерного удара по территории США с помощью ракетного вооружения, в конце 1956-го года вышло постановление правительства Советского Союза про создание межконтинентальной баллистической ракеты нового типа. Началась разработка ракеты, получившей название Р-16.

Схематическое изображение установки ракеты Р-16

В том же 56-ом году, Днепропетровское конструкторское бюро во главе с Михаилом Янгелем предложило использовать в новой ракете жидкостные двигатели на высококипящих, а не криогенных видах топлива. Это позволяло намного дольше хранить ракету в заправленном состоянии. Для наведения ракеты также планировалось использовать автономную систему, а не полуавтономную, как в Р-7.

Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.

Работы по разработке новой ракеты происходили очень быстрыми темпами. Эскизы и чертежи проекта были готовы к ноябрю 57-го года. В начале 58-го года комиссия правительства доложила о возможности создания подобной ракеты, но с оговоркой, что существуют еще ряд недоработок и недостатков. В конце августа того же года постановлением правительства были заложены сроки работ над проектом. Было установлено, что в июне 61-го года будут начаты летно-конструкторские испытания, а в конце 1962-го уже пристрелочные.

В конце 1958-го года начался, так называемый, “Берлинский кризис”. В ноябре того же года, Хрущев объявил ультиматум державам, контролирующим западную часть часть Берлина.

Танки на улицах Берлина во время кризиса

Они должны были покинуть все районы города. США, Великобритания и Франция отказались это делать. Начался новый виток обострения в Холодной войне. В этих обстоятельствах руководство СССР пересмотрело строки испытаний новой стратегической ракеты, чтобы иметь козырь в переговорах.

Последствия и причины аварии

До выяснения причин падения ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблём “Союз МС-10” с космонавтом Алексеем Овчининым и астронавтом Ником Хейгом на борту “Роскосмос” приостановил любые пуски ракет с пилотируемыми кораблями. Расследованием инцидента займётся специальная комиссия. Глава NASA Джим Брайденстайн пообещал, что американская сторона проведёт своё тщательное расследование инцидента на Байконуре.

Одной из вероятных причин нештатной ситуации анонимные источники в ракетно-космической отрасли России назвали плохое крепление при отделении блоков второй ступени, одно из которых могло зацепить центральный блок и тем самым спровоцировать потерю ориентации второй ступени, в конечном итоге приведшую к срабатыванию аварийного выключения двигателей второй ступени. Производитель двигателей первой и второй ступеней ракеты “Союз-ФГ”, самарское предприятие “Кузнецов”, отказался комментировать СМИ случившееся до полной расшифровки данных телеметрии.

Астронавт Ник Хейг и директор “Роскосмоса” Дмитрий Рогозин / Фото из аккаунта “Роскосмоса” в Twitter

Инцидент 11 октября стал единственным за последние 35 лет сначала в советской, а затем и в российской пилотируемой космонавтике. Но аварии случались не только с “Союзами”, но и с так называемыми гептиловыми убийцами – ракетами семейства “Протон”.

Р-16

В конце 1958 года начался Берлинский кризис, один из самых сложных эпизодов холодной войны в Центральной Европе. Советскому руководству особенно остро потребовались силовые аргументы. Когда Хрущеву доложили о возможностях ракеты Р-16, он высоко оценил перспективы и отметил, что при успехе проекта “оборона страны будет поставлена на прочную основу”.

Созданием нового образца занималось КБ Янгеля, которому дали все необходимое, в том числе, наработки в СКБ-385, связанные с морской тематикой. В то же время от бюро четко потребовали начать летно-конструкторские испытания в 4-м квартале 1960 года и приступить к серийному выпуску ракет в 1962 году.

Самая масштабная катастрофа в истории ракетостроения

После поражения фашистской Германии, ведущие специалисты, а также документация и наработки в ракетостроении попали к союзникам. Имея уже свои определенные успехи в исследовании ракет США и Советский Союз смогли в относительно короткие сроки добиться невиданных успехов в гонке вооружений.

Панорама пусковой площадки на космодроме

Все мы знаем, что СССР лидировал в начале космической эры. Но не все так просто. В конце 50-х годов, Соединенные Штаты имели стратегическое преимущество. Это касалась как и технологии самих ракет, так и их расположения и возможности достигать советской территории. Поэтому руководство СССР поставило цель в кратчайшие сроки изменить ситуацию.

28 апреля 2015 года – “Союз-2.1а” с ГК “Прогресс М-27М”

Стартовавшая с Байконура ракета “Союз-2.1а” не смогла вывести на расчётную орбиту грузовой корабль “Прогресс М-27М”. Последний направлялся к МКС. 8 мая того же года он сошёл с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы, фрагменты корабля упали в воды Тихого океана на 900 км западнее Маркизских островов.

Причина невыхода на орбиту – нештатное разделение третьей ступени “Союза” с “Прогрессом”. Комиссия по расследованию аварии выяснила, что ЧП произошло из-за разгерметизации баков носителя с окислителем и горючим. К этому привели недостатки при опытно-конструкторских работах по совместному использованию ракеты и корабля.

Космический корабль SpaceX CRS-7 разрушился из-за неполадок ракеты-носителя Falcon 9 / Фото NASA

Даже американская сторона не смогла воспользоваться российским провалом: полёт космического корабля SpaceX CRS-7 к МКС в июне того же года также закончился неудачей – американский многоразовый грузовой космический корабль Dragon разрушился из-за неполадок ракеты-носителя Falcon 9.

Ещё одна авария с “Прогрессом” произошла позже – 1 декабря 2016, и причина оказалось той же. Речь снова шла о проблеме с баком. По другой версии, был допущен брак при сборке двигателя РД-0110.

Комментировать
0