fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Состоявшийся референдум

Примеры громких выборов и референдумов в истории

Самыми яркими примерами выборов, пожалуй, можно считать приход к власти двух последних президентов США, а также выборы президента Украины в 2019 году. Расскажем о каждом случае поподробнее:

  • Приход к власти Дональда Трампа. Дональд Джон Трамп пришел к власти в Америке 20 января 2017 года. Его инаугурации предшествовала очень тяжелая борьба со вторым претендентом (которому, кстати, все пророчили победу) – Хиллари Клинтон. Необычность данного избрания состоят в том, что до участия в предвыборных президентских гонках, Дональд Трамп никогда не имел отношение к политике. Он был известным бизнесменом и шоуменом, автором бизнес-книг. Но в кресле президента его никто и представить не мог. Весь мир был уверен, что 45-тым президентом США станет Хиллари Клинтон (жена 42-го президента США Билла Клинтона). Но народ решил иначе – это показало, насколько в Америке власть действительно принадлежит народу.
  • Избрание 44-го президента США Барака Обамы стали первыми в истории, когда к власти в Соединенных штатах пришел чернокожий президент – раньше такого просто нельзя было вообразить. Но, как мы уже поняли, демократия в США – вещь реальная (а темнокожих граждан в Америке – около 20% от всего населения). И большинство американцев решили, что настала пора перемен. Так к власти пришел Барак Обама – первый в истории Америки темнокожий президент. Это событие стало навсегда запомнится всему населению Земли как победа демократии над расовыми предрассудками.
  • Говоря о самых громких и необычных выборах, нельзя не вспомнить и о недавней истории на Украине, когда к власти пришел актер, шоумен и бывший игрок КВН Владимир Зеленский. И если в случае с Дональдом Трампом, президент США все-таки имел значительный опыт хотя бы в бизнесе, украинский избранник, кроме актерской карьеры, за плечами не имел ничего. Но народ Украины был настолько измучен политиками-олигархами, что не поверил очередному Петру Порошенко, и большинство голосов (73%) отдал за веселого и молодого кандидата Зеленского. Конечно, этот случай навсегда войдет с историю всей демократической системы государств как один из самых нелепых. Хотя, он и показывает, что народ на Украине все-таки имеет власть, и его голос значим.

Из знаменитых референдумов можно отметить следующие:

  • Выход Великобритании из Евросоюза. 23 июня 2016 года прошел знаменитое и дерзкое народное голосование в Англии, которое покачнуло веками стоявший устой Европейского союза. Мысль о выходе появилась у британского правительства (точнее, у премьер-министра Дэвида Кэмерона) еще в 2013 году. 3 года ушли на подготовку народа и выяснения необходимости данного шага. И 23 июня 2016 года, путем голосования всех граждан Королевства (как проживающих непосредственно в Великобритании, так и за ее пределами), было принято судьбоносное для Англии решение о выходе из ЕЭС (Европейского экономического сообщества). На самом деле, идея отделения Великобритании от Евросоюза не нова – подобное общественное голосование о выходе Англии из ЕЭС проводился еще в 1975 году – но тогда абсолютное большинство англичан проголосовало против.
  • Выход Крыма из состава Украины. Для всех россиян же самым знаменитым референдумом навсегда останется голосование жителей полуострова Крым о выходе из состава Украины и присоединении к России. 16 марта 2014 года прошло народное голосование об автономии полуострова, на котором 90% жителей проголосовало ЗА отсоединение Крыма от Украины. Затем Крымчане воссоединились с Россией — тогда и появился знаменитый лозунг «Крым наш».

Как проходил знаменитый референдум в Крыму, хорошо показывает данное видео:

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Значение термина РЕФЕРЕНДУМ

‘Референдум’ – деепричастная форма латинского глагола “Refero”, в буквальном смысле она означает «везти обратно» (от глагола fero – “нести, приносить” и частицы re-, означающей “обратно”).  Поскольку деепричастие – это скорее прилагательное, чем существительное, оно не может быть использовано отдельно, и должно быть согласовано с существительным, например, Propositum qui referendum est populo –  “предложение, которое должно вернуться к людям”. Добавление глагола (напр.,3-го лица единственного числа) к деепричастию будет обозначать необходимость или принуждение, то, что “должно” быть сделано, а не то, что “можно” делать. Использование слова “Referendum” в качестве существительного в английском языке, таким образом, не является  использованием иностранного слова, а скорее новым английским существительным, которое подчиняется английским правилам грамматики, а не латинским. Это определяет форму множественного числа в английском языке, которая, в соответствии с английской грамматикой, должно быть “referendums”. Использование формы “referenda” как множественного числа в английском языке (попытки применить к нему правила латинской грамматики), таким образом, невозможно в соответствии с правилами как латинского, так и английского языка. Использование формы “referenda”, в соответствиями с правилами грамматики, будет использованием герундия или деепричастия (по Оксфордскому словарю английского языка), что исключает такое использование в обоих случаях:

“Форма “Referendums” логически предпочтительнее, так как означает” бюллетени по одному вопросу “(в латинском деепричастном варианте “referendum” не имеет множественного числа). Латинская форма ‘referenda’, означающая “вещи, к которым относятся”, обязательно означает множество вопросов “.

Сравните также:  

Повестка дня (Agenda) “те вопросы, которые нужно решить как можно раньше”, от “ago” (раньше), “drive” (решать) ; Меморандум (Memorandum), “вопрос, который следует запомнить”, от “memoro”, (оставить в памяти) и т.д.

АО, 2004, май Референдумы и плебисциты в международном и российском праве

  • Титульный лист


Референдумы в СССР и России

     
     Впервые понятие “всенародный референдум” было упомянуто в Конституции СССР 1936 года. В ст. 49 Конституции указывалось, что “Президиум Верховного Совета СССР… производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик”.
     Первый в истории СССР референдум на региональном уровне прошел 20 января 1991 года в Крыму. На вопрос “Вы за восстановление Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника союзного договора?” положительно ответили 93,26 % голосовавших.
     Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: “Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?”
     В Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии по решению местных властей республиканские комиссии референдума созданы не были, но часть граждан, проживающих на территории этих республик, все же смогла проголосовать. В результате в общесоюзном референдуме приняли участие 75,44 % имеющих права голоса. За сохранение СССР высказались 76,4 % участников референдума.
     17 марта 1991 года также состоялся всероссийский референдум о введении поста президента РФ. В нем приняли участие 75,09 % россиян, из которых 69,85 % поддержали это предложение.
     25 апреля 1993 года, в разгар противостояния президента и Верховного совета РФ, прошел плебисцит о доверии этим органам власти, на который были вынесены четыре вопроса. Бюллетени для голосования получили 64,51 % избирателей. В Чеченской республике референдум не проводился.
     На вопрос “Доверяете ли Вы президенту РФ Борису Ельцину?” ответили “да” 58,66 % голосовавших. На вопрос “Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?” утвердительно ответили 53,04 %. За досрочные выборы президента высказались 49,49 % участников, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 %.
     12 декабря 1993 года одновременно с выборами Государственной думы первого созыва прошло “всенародное голосование” по проекту Конституции РФ. Назвать этот плебисцит “всенародным голосованием” потребовалось, чтобы обойти норму закона “О референдуме РСФСР” о принятии решений об изменении Конституции на референдуме большинством от общего числа избирателей. В голосовании участвовали 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержали введение нового основного закона.      

Народовластие в стране

В Конституции страны указано, что в качестве носителя суверенитета и источника власти выступает его многонациональное население. Это означает, что Россия провозглашается как государство народовластия. Данный термин образован от двух понятий. С юридической стороны народ рассматривается через призму принадлежности к государству. Он отождествляется в данном случае с понятием “граждане” и определяется как совокупность людей, проживающих на территории страны. Народ формирует физический субстрат. Власть выступает как возможность управлять или распоряжаться кем-либо, подчинять других своей воле. Выступая как социальное явление, она возникает вместе с образованием общества. Это обусловлено тем, что всякий социум требует управления. Регулирование отношений осуществляется разными методами, в том числе и принуждением. При формировании государства создается и власть. Она выступает как один из ключевых элементов устройства страны. Государственная власть предполагает силу и волю, которые способны обеспечивать подчинение всего общества.

Нюансы проведения

Проведение референдума

Российский референдум назначается исключительно на выходной день, при этом он должен быть непраздничным. Новость о будущем проведении референдума и выносимые на голосование вопросы публикуются в официальных источниках (газете или на интернет-сайте) не менее чем за 45 дней до его проведения.

Каждый гражданин, пришедший на участок, должен предъявить паспорт и зарегистрироваться. Ему выдаётся индивидуальный бюллетень, где необходимо отметить вариант ответа на поставленный вопрос. Так как голосование тайное, то для каждого участвующего в референдуме оборудуется закрытое место (кабинка), для принятия спокойного взвешенного решения и фиксации результата. Для подсчёта голосов, все бюллетени граждане должны опустить в специальные урны. Далее, комиссия проводит подсчёт голосов и утверждает итоги.

Происхождение слова референдум

Понятия “референдум” предположительно возникло в швейцарском кантоне Граубюнден в начале 16-го века.

Термин «плебисцит» имеет в целом аналогичное значение в современном использовании.  Он происходит от латинского “plebiscita”, который первоначально означал постановление Плебейского совета (Concilium Plebis), народного собрания Римской республики. Чаще всего термины “референдум”и “плебисцит” употребляются как равнозначные, но в некоторых странах их используют по-разному – для обозначения разных типов голосования. Например, в Австралии «референдум» определяется как голосование, для внесения изменений в конституцию, а «плебисцит» как голосование, не влияющее на конституцию. Ирландия, наоборот провела единственный плебисцит для утверждения  своей конституции, а последующие голосования носят название референдум. Плебисцит также используется для обозначения голосования без обязательного подсчета голосов, как, например, проведенный в нацистской Германии, чтобы “утвердить” задним числом так называемый аншлюс с Австрией. Вопрос звучал не как “Вы согласны?” а как “Вы одобряете?” о действии, которое уже произошло. Это похоже на убеждение Имона де Валера, что “люди не имеют права делать неправильно”, которые в данном контексте означало отказ от новой Ирландской конституции.

В чем сходство и различие между понятиями

Представим основные сходства и различия между данными политическими понятиями в виде таблицы:

Референдум Выборы Сходства Оба понятия – это формы демократического строя государства, способы участия народа в политической жизни страны, методы влияния на развитие государства. В обоих случаях участвовать имеют право абсолютно все дееспособные граждане государства, достигшие совершеннолетия. Результаты как голосования, так и референдума (если он официальный) обязательны к исполнению государственной властью. Различия Избрание представителей органов власти: президента, депутата, мэра и т.д

Решение какого-либо важного политического вопроса или иных вопросов, имеющих непосредственное отношение к дальнейшей жизни граждан. Для признания результатов действительными, обязательно участие более 50% всего дееспособного совершеннолетнего населения

Для официального признания результатов не обязательно, чтобы участвовали более 50% населения.

Виды референдумов

Термин референдум охватывает множество различных значений. Референдум может быть обязательным или носить рекомендательный характер. В некоторых странах используются различные названия для этих двух типов референдума.

Референдумы могут быть дополнительно классифицированы в зависимости то того, кто  их инициирует: обязательные референдумы, предусмотренные законом, добровольные референдумы по инициативе законодательного органа или правительства, а также референдумы по инициативе граждан.

С политико-философской точки зрения, референдумы являются выражением прямой демократии. Тем не менее, в современном мире, большинство референдумов следует рассматривать в контексте представительной демократии. Таким образом, они, как правило, используются весьма избирательно, охватывая такие вопросы, как, например, изменения в системе голосования, когда избранные должностные лица не имеют полномочий к реализации таких изменений.

Инициатива проведения

Референдум в зарубежных странах

С конца 18-го века, в мире были организованы сотни национальных референдумов; почти 600 народных голосований были проведены в Швейцарии с момента ее появления как государства в 1848 году. Австралия заняла второе место по количеству проведенных референдумов.

Референдум, как правило, предлагает принять или отклонить определенное предложение, но не всегда. В Швейцарии, например, бывают референдумы с более широким выбором вариантов ответов. Два многоальтернативных референдума прошло в Швеции в 1957 и в 1980 годах, тогда избирателям было предложено по три варианта ответов; в 1977 году в Австралии был проведен референдум, посвященный выбору нового национального гимна; в нем было предложено четыре варианта; в 1992 году Новой Зеландии проводился референдум об  избирательной системе, который имел пять вариантов.

Сложностью в референдуме с большим количеством вариантов ответов некоторые считают вопрос о том, каким образом должен быть определен результат, если ни один вариант не получит поддержку абсолютного большинства (более половины) избирателей; другие считают не-мажоритарную методологию, такую, как метод Борда, более точной. Этот вопрос может быть решен путем применения системы голосования, предназначенной для выбора единственного победителя, к многовариантному референдуму.

Швейцарские референдумы решили эту проблему, предлагая отдельное голосование по каждому из вариантов, а также дополнительный вопрос о том, какой из нескольких вариантов предпочтителен. В Швеции в обоих референдумах решение было принято простым большинством голосов. Другими словами, принятым посчитали решение, которое поддержало относительное, а не абсолютное большинство избирателей. В 1977 году на референдуме в Австралии победитель был выбран по системе льготного рейтингового голосования. В 1992 в Новой Зеландии опрос и подсчет голосов проходил в два тура, так же  как и опросы в Ньюфаундленде (1949) и Гуаме (1982).

Хотя в Калифорнии и не проводят многовариантные референдумы в швейцарском или шведском смысле (в котором только одно из нескольких предложений может быть победителем, а проигрышные предложения полностью недействительны), де-факто там проходит очень много обычных референдумов в каждой день выборов, поэтому Конституция государства предусматривает способ разрешения конфликтов, когда нужно принять решения по двум и более противоречивым вариантам в тот же день. В соответствии с законом, предложение с наибольшим количеством голосов “за” преобладает над остальными.

Еще одна система голосования, которая может быть использована в многовариантном референдуме –  это правило Кондорсе.

Виды референдумов

Литература

  • Турищева Н. Ю. Преступления против избирательных прав и права на участие в референдуме / Н. Ю. Турищева; Ассоциация Юридический центр. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2010. — 352 с. — (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса). — 1000 экз. — ISBN 978-5-94201-597-8. (в пер.)
  • Петров И. Очерки истории Швейцарии. Екатеринбург, Циркон, 2006. ISBN 90-10-64810-9
  • Kloeti Ulrich. Handbuch der Schweizer Politik. Zuerich, 1999.
  • Andreas Auer. Staatsrecht der schweizerischen Kantone. Stämpfli, Bern, 2016. ISBN 978-3-7272-3217-6
  • Wolf Linder, Schweizerische Demokratie: Institutionen – Prozesse – Perspektiven. 3., aktualisierte Auflage. Haupt, Bern 2012, ISBN 978-3-258-07757-4
  • Regula Stämpfli: Vom Stummbürger zum Stimmbürger. Das Abc der Schweizer Politik. Orell Füssli, Zürich, 2003, ISBN 3-280-05016-2

Плебисцит

См. также: Плебисцитарная демократия

Плебисци́т — (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

В конституционном праве термин «плебисцит» сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения тоже могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).

По мнению некоторых авторов, разница между референдумом и плебисцитом, состоит в том, что референдум принимается по вопросам принятия конституции или законов или по вопросам их отмены, тогда как плебисцит принимается по всем остальным вопросам. Французские авторы придерживаются мнения, что плебисцит принимается по вопросам наделения какого-либо лица верховной властью. Так, мероприятие по предоставлению Наполеону Бонапарту императорского титула, во французской литературе XIX века, именовалось плебисцитом.

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Субъекты права

Говоря о том, что такое референдум, следует также отметить требования к гражданам, которые могут в нем участвовать. Голосовать разрешается лицам, достигшим к дате созыва 18 лет. Если на этот момент гражданин находится за рубежом, он все равно обладает всеми правами выразить свою волю. Не допускается участие в голосовании лиц, признанных недееспособными в судебном порядке и находящихся в местах заключения по приговору. Выражать свою волю гражданин должен лично. У каждого участника есть только один голос. Участие в мероприятии должно быть свободным. Законодательство не допускает установления контроля над волеизъявлением населения. Вот что такое референдум.

Древний Рим

В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).

Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.

Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 год до н. э.), с законом Публия (339 год до н. э.) или с законом Гортензия (287 год до н. э.).

С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон».

Комиссия для проведения референдума

Выборы федеральных органов власти

Граждане России имеют право участвовать в выборах органов власти с 18 лет. Минимальный возраст для того, чтобы быть избранным в органы власти, устанавливается законодательством:

  • президент России не может быть моложе 35 лет;
  • депутат Государственной Думы — моложе 21 года.

Выборы Президента России

Президент РФ избирается всеобщим голосованием граждан путём свободного тайного волеизъявления.

В соответствии с Конституцией России выборы Президента РФ назначает Совет Федерации.

Право выдвижения кандидатов в президенты имеют политические партии, а также в порядке самовыдвижения (при условии поддержки самовыдвиженца группой избирателей).
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей.

Минимальный порог явки избирателей был отменён в 2006 году.

Победителем считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре никто из кандидатов не смог добиться этого результата, то назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам первого тура наибольшее количество голосов. Президентом становится кандидат, получивший более 50 % голосов избирателей, принявших участие во втором туре. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирателей плюс 1 голос.

Новоизбранный президент вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента России.

Формирование Совета Федерации

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ о наделении его полномочиями члена Совета Федерации.

По действующему законодательству срок полномочий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федерации, который имеет право отзыва члена Совета Федерации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам региона.

Выборы Государственной Думы

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации, либо Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются на пять лет российскими гражданами на основе всеобщего тайного голосования.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов по смешанной системе:

  • 225 депутатов по партийным федеральным спискам;
  • 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат).

Граждане РФ могут быть выдвинуты
политическими партиями или как самовыдвиженцы, а в составе федеральных списков кандидатов — только как члены политических партий.

При выборах по партийным спискам депутатские места в Государственной Думе получают партии, набравшие не менее 5 % голосов избирателей.

Примечания

Примечание
  1. Не следует путать с «народным голосованием». Так, в РСФСР, а затем в Российской Федерации проведение референдумов регламентируется законом: Закон РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР» и закон «О референдуме Российской Федерации» (с 1995 года). В случае «народного голосования» правовая база отсутствует.
Сноски
  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 декабря 2008.
  2. Шетилов А.А. Выступление на семинаре-совещании / Беляков О.Б. Материалы семинара-совещания председателей избирательных комиссий субъектов РФ, 30 июня – 1 июля, 2005 г.. — Совершенствование правоприменительной практики при подготовке и проведении выборов и референдумов. Повышение эффективности использования ГАС “Выборы”. — Москва: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2005. — С. 123—124. — 149 с. — 5000 экз.
  3. . ria.ru. Москва: Российское информационное агентство “РИА Новости” (10 августа 2017). Дата обращения: 6 июня 2019.
  4. Чиркин А. // Насилие как опасный производственный фактор. — 2019. — 10 с. — (Белорусская цифровая библиотека). Проверено 6 июня 2019.
  5. . ТАСС (8 августа 2018). Дата обращения: 8 августа 2018.
  6. Наталья Корченкова. . www.kommersant.ru. Москва: Коммерсантъ (29 августа 2018). Дата обращения: 6 июня 2019.
  7. Е. Кузнецова. . РБК (17 октября 2018). Дата обращения: 17 октября 2018.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 августа 2018.
  9. Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе / Под ред. В. Я. Швейцера — М.: Весь Мир, 2009. — С. 137—138.
  10. Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе / Под ред. В. Я. Швейцера — М.: Весь Мир, 2009. — С. 138.
  11. Qvortrup, Matt. Direct Democracy: A Comparative Study of the Theory and Practice of Government by the People (англ.). — Manchester: Manchester University Press (англ.)русск., 2013. — ISBN 978-0-7190-8206-1.

Классификация

Для лучшего понимания, что такое референдум, целесообразно рассмотреть его виды. Классификация проводится по разным критериям. Так, в зависимости от типа закона, поставленного на повестку, различают конституционный и обыкновенный референдум. О первом сказано выше. Обычное народное голосование созывается для решения вопроса по текущим законам, в том числе по изменению нормативных актов, принятых ранее таким же способом. В зависимости от того, в какое время назначено проведение референдума, различают дозаконодательный (превентивный) и послезаконодательный (утверждающий) вариант волеизъявления.

Голосование также может быть факультативным и обязательным. В последнем случае решаются вопросы, которые прямо закреплены в Основном законе и не могут быть разрешены иным способом. На факультативном референдуме ставятся проблемы, для которых необязательно всенародное обсуждение. Такое голосование созывается по инициативе избирателей или госорганов. Также классификацию проводят по территориальному признаку. В зависимости от площади охвата различают местные, региональные и государственные референдумы.

Причины критики референдума

Итоги местного референдума

После подсчёта голосов итоги референдума должны быть оглашены в течение семи дней. Как правило, они публикуются в СМИ как печатных, так и электронных. Если же референдум проводился на территории, где отсутствуют средства массовой информации либо информирование граждан этим путём затруднено, то члены комиссии должны довести его итоги до граждан другим доступным способом на протяжении десяти дней.

Итоги референдума становятся действительными с момента их опубликования, если в документе не указана иная дата вступления в силу результата голосования. Принятое решение может быть отменено или изменено только вердиктом последующего подобного мероприятия не ранее, чем через два года.

Комментировать
0