Введение
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее — граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.
Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее — контракт).
При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом.
При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.
Таможенные органы РФ — это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом. Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Предмет исследования — «Цели и задачи таможенной службы». Цель работы — рассмотрение целей и задач таможенной службы. Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
Рассмотрение таможенной службы России.
Рассмотрение целей, задачи и функций таможенных органов.
Рассмотрение развития таможенной службы.
Перспективы развития таможенной службы
Целевая программа определяет стратегической целью развития таможенной службы реализацию общегосударственных задач в области таможенного дела и обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации для экономического процветания и социального благополучия нации.
Стратегическая цель будет достигнута путем решения следующих задач.
Задача 1. Всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России.
Задача 2. Наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Задача 3. Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации товаров или незаконным перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также проведением незаконных валютных операций, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны. Совершенствование системы управления таможенными органами.
Перечисленные задачи соответствуют функциям Федеральной таможенной службы, которые закреплены ст.403 Таможенного кодекса Российской Федерации и Положением о Федеральной таможенной службе.
Для решения задач, определенных Целевой программой, разработаны комплексные меры, которые будут исполняться посредством выполнения трех ведомственных бюджетных программ.
1. Ведомственная бюджетная программа «Таможенная граница. Совершенствование таможенного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации». Данная программа позволит:
обеспечить необходимый и достаточный уровень контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через границу;
создать условия для ускорения проведения таможенных процедур;
обеспечить применение новейших информационных и таможенных технологий в деятельности таможенных постов и таможен на границе; укрепить таможенную инфраструктуру на Государственной границе Российской Федерации за счет строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных пунктов пропуска и иных объектов таможенной инфраструктуры;
обеспечить выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений при перемещении товаров через границу;
укрепить кадровый потенциал таможенных постов (отделов таможенного оформления и таможенного контроля), расположенных в пунктах пропуска;
повысить уровень материально-технического и информационного обеспечения приграничных таможенных органов.
2. Ведомственная бюджетная целевая программа «Администрирование и контроль за соблюдением международных торговых соглашений. Таможенное оформление и таможенный контроль на территориях субъектов Российской Федерации». Данная программа позволит:
обеспечить выполнение плановых заданий Правительства Российской Федерации по перечислению в федеральный бюджет таможенных платежей;
обеспечить необходимый и достаточный уровень контроля за товарами и транспортными средствами в местах таможенного оформления;
создать условия для ускорения процесса таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в местах таможенного оформления;
обеспечить применение новейших информационных и таможенных технологий в деятельности таможенных постов и таможен в субъектах Российской Федерации;
обеспечить выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений в области таможенного дела и валютного законодательства в сфере внешнеторговой деятельности;
укрепить таможенную инфраструктуру таможенных постов, расположенных внутри страны, за счет строительства, реконструкции и эксплуатации административных зданий (служебных помещений), создания складов временного хранения и таможенных складов, учреждаемых таможенными органами;
укрепить кадровый потенциал таможенных постов, расположенных внутри страны (отделов таможенного оформления и таможенного контроля);
повысить уровень материально-технического и информационного обеспечения таможенных постов и таможен в субъектах Российской Федерации.
Таможни как подотчетная организация ФТС и РТС
Таможенные управления
Таможенные посты
Таможенный комитет
Оперативно-розыскные работы
Эта разновидность правоохранительной деятельности таможенных органов России осуществляется лицами и подразделениями, уполномоченными на проведение соответствующих мероприятий, чтобы защитить жизни, здоровье, права и интересы граждан, их имущество, общественную безопасность и целостность государства от преступных посягательств. Сегодня преступления, которые совершаются в таможенной сфере, наносят наибольший ущерб стране с экономической и политической точки зрения.
В правоохранительной деятельности таможенные органы России чаще всего сталкиваются с контрабандой, совершаемой организованными преступными группировками. Экономике государства наносят колоссальный ущерб крупномасштабные незаконные экспортные операции по вывозу стратегических разработок, сырьевых материалов, энергоносителей. Несмотря на активную многолетнюю борьбу, по-прежнему имеет место нелегальный импорт оружия, боеприпасов, наркотических веществ. Все эти контрабандные товары, поступая на территорию страны, способствуют обострению криминогенной обстановки.
В законе отмечено, что оперативно-розыскная правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в форме гласных и негласных мероприятий, но чаще этот вид работ совершается сотрудниками негласно. Если решить поставленную задачу можно открытыми методами, и необходимость в сокрытии информации, задействовании особых шифровальных средств и методов отсутствует, таможенники прибегают к гласности. Оперативно-розыскные работы близки по своему содержанию к уголовному процессу, осуществляемому органами МВД, ФСБ. Юридической основой для правоохранительной деятельности таможенных органов служит Конституция России, УК РФ, федеральное законодательство. Таможенники в своей работе используют указы Президента РФ, нормативно-правовые документы Федерального Собрания, Правительства РФ, приказы и инструкции Генпрокурора РФ и т. д.
Для улучшения показателей правоохранительной деятельности таможенные органы вправе проводить различные действия с целью раскрытия преступлений, а именно:
- опрашивать население;
- наводить справки и собирать образцы для криминалистических исследований;
- проводить проверочные закупки;
- собирать улики;
- запрашивать документы;
- вести наблюдение за подозреваемыми лицами;
- обследовать с помощью специальных поисковых устройств помещения, здания, автомобили;
- проверять содержание почтовых отправлений при подозрении на пересылку незаконных предметов;
- прослушивать телефонные переговоры;
- запрашивать информацию от технических каналов связи;
- проводить оперативные эксперименты.
Кроме того, таможенники уполномочены привлекать к сотрудничеству лиц, проявляющих инициативу в содействии при осуществлении правоохранительной деятельности. Для этого используются служебные помещения, собственность частных и государственных учреждений, жилой и нежилой фонд, транспортные средства и имущество физических лиц.
В системе таможенных органов правоохранительной деятельностью могут заниматься только те должностные лица, которые обладают соответствующей компетенцией. Причем в своей работе им разрешено использовать зашифрованные документы, позволяющие скрывать личность, принадлежность к ФТС при выполнении оперативно-розыскного задания. Сотрудники имеют все необходимые полномочия для создания предприятий, учреждений, организаций и подразделений, если это позволит решить поставленную задачу.
Организационная структура ФТС: руководство
Отдел таможенных процедур и таможенного контроля (ОТП и ТК)
Форма и наградные знаки
Права таможенных органов
Структура таможенных органов
Функции (обязанности) таможенных органов
Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):
- проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из РФ;
- содействуют развитию внешней торговли РФ, внешнеэкономических связей субъектов РФ;
- ведут таможенную статистику;
- взимают (контролируют правильность) таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, принимают меры по их принудительному взысканию;
- обеспечивают на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
- обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из РФ;
- обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
- выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов через Государственную границу РФ;
- содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
- осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через границу;
- содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала РФ, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
- обеспечивают в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
- обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
- осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела;
- проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.
Федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены иные функции (обязанности).
64 Контроль и надзор за законностью деятельности правоохранительных органов.
65
Понятие, задачи и система органов юстиции
РФ.
Основные функции. Министерство
юстиции Российской Федерации (Минюст
России) является федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим
реализацию государственной политики
в сфере юстиции на основе регламентирующих
правовых актов. Минюст России, его
органы, учреждения и организации образуют
единую систему юстиции. Система юстиции
Российской Федерации представляет
собой сложный, динамично развивающийся
объект, имеющий трехуровневую структуру
(федеральный, региональный, районный).
Его
статус в настоящее время определяется
Положением о Министерстве юстиции РФ,
утвержденным Постановлением Советом
министров – Правительства РФ от 04 ноября
1993 года и некоторыми другими правовыми
актами, изданными Верховным Советом
РФ, Президентом РФ и Правительством РФ.
В соответствии
с п.3 Положения на министерство юстиции
РФ возложены следующие задачи (функции):
а) Реализация правовой политики
государства в установленной сфере
деятельности: нормотворческая
деятельность; представление Правительства
Российской Федерации в Государственной
Думе Федерального Собрания и Конституционном
Суде Российской Федерации; разработка
и реализация программ правовой
информатизации.
б) Обеспечение в пределах своей компетенции
прав и законных интересов Российской
Федерации, граждан и юридических лиц:
государственная
регистрация и контроль за деятельностью
юридических лиц; организация
деятельности судебно-экспертных
учреждений; организация деятельности
государственных нотариальных контор;
организация
деятельности коллегий адвокатов;
государственная регистрация актов
гражданского состояния;
функции
уполномоченного Правительством
Российской Федерации органа исполнительной
власти в системе регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним;
международно-правовая деятельность.
в) Обеспечение
правовой защиты интеллектуальной
собственности:
реализация
государственной политики в области
правовой защиты интеллектуальной
собственности. г) Обеспечение
установленного порядка деятельности
судов, исполнения судебных актов и актов
других органов: организация
деятельности службы судебных приставов;
обеспечение деятельности военных судов.
д) Обеспечение
исполнения уголовных наказаний:
обеспечение
исполнения уголовных наказаний,
содержание находящихся под стражей, а
также их охрану, этапирование и
конвоирование;
осуществление
на производственных объектах
уголовно-исполнительной системы
разрешительных, контрольных и надзорных
функций в области промышленной
безопасности. е)
Обеспечивающие функции:
организационно-финансовая деятельность;
реализация кадровой политики; рассмотрение
устных и письменных обращений граждан,
связанных с работой органов и учреждений
юстиции.
Меры принуждения
Правоохранительная деятельность таможенных органов включает возможность в ходе ее осуществления мер юридического принуждения. Так же как и другие представители федеральной власти, для исполнения возложенных обязанностей сотрудники таможенной службы имеют право прибегать к различным мерам воздействия:
- таможенный контроль документов и сведений граждан, должностных и юридических лиц;
- внесение данных в систему учета;
- проверка личных вещей, досмотр транспортных средств и перевозимых в них товаров.
Кроме того, одна из форм правоохранительной деятельности таможенных органов — взимание различных денежных сумм и налоговых сборов, пошлин и пр. Фискальные функции таможенников заключаются в контроле над исчислением и своевременностью внесения платежей, а также в принятии мер по их принудительному взысканию при взаимодействии с судебными приставами.
Таможенные органы наделены полномочиями по защите интеллектуальной собственности. В случае нарушения законодательства они вправе возбуждать уголовные дела по борьбе с контрабандой, незаконному обороту антиквариата, ценных вещей, наркотиков, содействовать поимке террористов, привлекать правонарушителей к административной ответственности и т. д.
Коррупция в таможенных органах
На сегодняшний день коррупция – самая большая проблема для отечественной таможенной службы. Масштабы этого явления настолько велики, что начинают представлять угрозу для экономической безопасности государства. В конце прошлого года по обвинению в превышении служебных полномочий были задержаны несколько высокопоставленных таможенников. При обысках у них оперативники обнаружили сотни тысяч долларов и евро, а также золото и драгоценности на многие миллионы рублей.
После этого скандала руководитель ФТС Булавин пообещал усилить борьбу с коррупцией и привлекать нарушителей к ответу, «невзирая на должности и чины». Подобным заявлениям мало кто верит – в подчинении у Булавина есть целое управление по борьбе со злоупотреблениями, однако вымогателей в погонах от этого меньше не становится.
Коррупция в таможенных органах – это системная проблема, требующая для своего решения соответствующего подхода. Чтобы побороть ее, необходимо существенно повысить уровень заработной платы рядовых сотрудников ФТС, и решить вопрос с их социальной защищенностью. С другой стороны, полномочия таможенников должны быть четко выписаны, а правила работы службы – максимально регламентированы и упрощены. Вопросы, которые могут быть решены автоматически, без участия чиновника, необходимо переводить в электронную форму. Ответственность сотрудников ФТС за принимаемые ими решения должна быть усилена.
У задержанных генералов ФТС нашли ценности на миллионы рублей
Одним из главных факторов, которые способствуют возникновению коррупции на таможне, является полная монополизация административных функций. ФТС сама принимает решение по тому или иному вопросу, затем воплощает их жизнь, контролирует это воплощение, оценивает его результаты, и, если нужно, расследует возможные правонарушения при этом. Естественно, что при такой схеме работы удержать от злоупотреблений сложно – ибо за них, скорее всего, ничего не будет. Но, чтобы разорвать этот порочный круг, в первую очередь нужна политическая воля руководства страны.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Полномочия заместителей руководителя ФТС России
Выписка из Регламента Федеральной таможенной службы, утвержденного приказом ФТС России от 26 декабря 2012 г. N 2656
1.13. Заместители руководителя ФТС России представляют ФТС России по отдельным вопросам в установленной сфере деятельности ФТС России, организовывают и координируют осуществление полномочий ФТС России в соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, Регламентом, приказом ФТС России о распределении обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями (далее — распределение обязанностей) и иными правовыми актами ФТС России, а также поручениями руководителя ФТС России.
1.14. В соответствии с распределением обязанностей заместители руководителя ФТС России (в случае предоставления им соответствующих полномочий) могут по отдельным вопросам организации деятельности ФТС России подписывать приказы ФТС России или иные установленные законодательством Российской Федерации виды актов, а также на основании выданных руководителем ФТС России (лицом, исполняющим его обязанности) доверенностей подписывать от имени ФТС России государственные контракты (договоры) и другие документы гражданско-правового характера.
1.15. В приказе о распределении обязанностей указываются:
1) исключительные полномочия руководителя ФТС России;
2) полномочия каждого заместителя руководителя ФТС России;
3) структурные подразделения ФТС России (главные управления (управления) ФТС России, самостоятельные отделы ФТС России), таможенные органы, представительства (представители) таможенной службы Российской Федерации за рубежом и организации, находящиеся в ведении ФТС России, координацию и контроль деятельности которых осуществляет руководитель ФТС России либо соответствующий заместитель руководителя ФТС России;
4) схема временного исполнения обязанностей руководителя ФТС России (заместителей руководителя ФТС России) на время отсутствия в связи с болезнью, отпуском или командировкой.
При отсутствии руководителя ФТС России порядок исполнения обязанностей устанавливается отдельным приказом ФТС России.
1.16. По решению руководителя ФТС России и в соответствии с распределением обязанностей заместитель руководителя ФТС России:
1) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями;
2) координирует и контролирует работу главных управлений (управлений) ФТС России, дает поручения их начальникам;
3) взаимодействует (в том числе дает поручения) с таможенными органами, представительствами (представителями) таможенной службы Российской Федерации за рубежом и организациями, находящимися в ведении ФТС России;
4) проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
5) рассматривает поступившие в ФТС России обращения, документы и материалы;
6) рассматривает и визирует проекты документов, представляемые на подпись руководителю ФТС России;
7) согласовывает проекты актов и других документов, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывает заключения на них;
8) осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций (далее — обращения);
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Регламентом и приказами ФТС России.
Аппарат ФТС
Структура таможенных органов
Возглавляет российскую таможенную службу руководитель, назначаемый и увольняемый правительством. Под его началом находятся пять заместителей, первый из которых имеет право принимать самостоятельные решения. В ведомстве он курирует вопросы оперативно-розыскного характера.
В структуру ФТС входит:
- центральный аппарат;
- региональные таможенные управления;
- таможни непосредственного подчинения.
В составе центрального аппарата находится двадцать управлений, восемь из них считаются главными. В каждом федеральном округе имеется собственное региональное управление, ему непосредственно подчиняются таможни. Еще три специализированных управления осуществляют свою деятельность на всей территории РФ.
Комплекс зданий центрального аппарата ФТС России
Таможни, находящиеся в подчинении руководства ФТС, можно разделить на несколько групп: авиационные, территориальные, специализированные, обеспечивающие.
Заключение
Особое место среди субъектов таможенного права занимают государственные таможенные служащие, работающих как в таможенных органах, так и в иных подведомственных ГТК России организациях, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела в стране.
Понятие «таможенная служба» как и многие другие правовые категории можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова под таможенной службой следует понимать совокупность таможенных органов и иных организаций системы ГТК России, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Таможенная служба в узком смысле — это вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий таможенных органов.
Государственным таможенным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по занимаемой им должности в таможенных органах и организациях таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, и которому в порядке, предусмотренном законом, присвоено специальное звание.
Под должностью следует понимать обособленную и закреплённую в официальных документах часть организационной структуры таможенного органа с соответствующей частью компетенции этого таможенного органа, предоставленной лицу — государственному служащему в целях её практического осуществления. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного таможенного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой таможенным служащим работы и определяет его правовое положение в общей системе государственной таможенной службы.
Содержание деятельности таможенных органов составляют выполнение ими функций по осуществлению задач таможенного дела в стране. Способов реализации этих функций много, поэтому форму деятельности нужно характеризовать, прежде всего, как часть, точнее сказать — одну из частей, на которые можно разделить деятельность таможенных органов по реализации возложенных на них функций. Причём эта часть деятельности, во-первых, каким-нибудь образом должна быть объективно выражена, а во-вторых, она должна отличаться от других форм аналогичной деятельности.
Законность является одним из основных принципов государственной таможенной службы. Он имеет под собой конституционную основу и означает, что вся деятельность таможенных органов и их должностных лиц должна осуществляться на основе строго и неуклонного соблюдения требований действующего российского законодательства. Также должна соблюдаться строгая служебная дисциплина в каждом таможенном органе или в организации таможенной службы.
Осуществление общего надзора за деятельностью таможенных органов и их должностных лиц входит в компетенцию прокуратуры, деятельностью которой регламентируется законом РФ. В случае выявления нарушений в деятельности таможенных органов и их должностных лиц прокурор обязан реагировать соответствующим образом: принесение протеста, внесение представления и вынесение соответствующего постановления.