Перспективы Североатлантического альянса
Руководящие органы НАТО
Политическая структура НАТО представлена несколькими ключевыми органами управления:
- Советом НАТО;
- Комитетом военного планирования;
- Группой ядерного планирования.
Функционирование этих руководящих органов обеспечивается многочисленными комитетами, агентствами, бюро и т.д. Организация и координация деятельности является функцией генерального секретаря. Высшим политическим органом Организации является Совет НАТО. Он наделен правами принимать все решения, которые касаются функционирования альянса. В составе присутствуют представители от всех государств, входящих в блок. Они обладают равными правами в процессе обсуждения вопросов и принятия решений по ним.
История
четвертое апреля 1949 года
Ее основная функция – защита Европы и Северной Атлантики от возможной агрессии со стороны СССР.
Первоначально инициаторами были Франция, Люксембург, Великобритания, Бельгия и Нидерланды.
В то время договор был подписан между следующими странами:
- Нидерланды;
- США;
- Дания;
- Канада;
- Бельгия;
- Великобритания;
- Италия;
- Исландия;
- Франция;
- Португалия;
- Люксембург;
- Норвегия.
Но чуть позже история возникновения знаменитой организации была пополнена следующими странами:
- Грецией и Турцией в пятьдесят втором году.
- ФРГ в пятьдесят пятом году.
- В восемьдесят втором Испанией.
Но впоследствии некоторые союзники покинули блок, были это: Франция, Греция и Испания. Причем вторая из перечисленных в 1980 примкнула опять.
Далее в девяносто седьмом первый раз поднялся вопрос о расширении за счет включения туда некоторых стран из бывшего Союза, и спустя пару лет в него вступили Венгрия, Чехия и Польша. На самом же деле заявку СССР отклонили по причине того, что альянс создавался против него. Поэтому основными инициаторами создания блока НАТО были те государства, которые имели противоречивое отношение к Советскому Союзу.
В пятьдесят пятом СССР создал свой союз, которое носил название Организация Варшавского Договора, но после распада государства, ОВД также развалилась.
Важно! НАТО продолжает расширять свою сферу деятельности и по сей день.
Структура блока
Критерии членства в НАТО: список обязательств
Вступить в НАТО может не любое государство, изъявившее желание стать членом Североатлантического альянса. Организация выдвигает ряд требований к потенциальным участникам. Среди таких критериев членства основополагающие требования, принятые в 1949 году:
-
расположение потенциального члена НАТО в Европе;
-
согласие всех участников альянса на вступление государства.
С последним пунктом уже имелись прецеденты. Греция, например, препятствует присоединению Македонии к организации Североатлантического договора по той причине, что до сих пор не разрешен конфликт относительно наименования Македонии.
В 1999 году список обязательств участников НАТО был дополнен еще несколькими пунктами. Теперь потенциальный член альянса обязан:
-
разрешать международные споры исключительно мирным путем;
-
решение этнических, внутригосударственных, территориальных и политических споров в соответствии с принципами ОБСЕ;
-
соблюдать права человека и власть закона;
-
организовывать контроль над вооруженными силами государства;
-
при необходимости свободно предоставлять информацию об экономическом состоянии страны;
-
принимать участие в миссиях НАТО.
Что интересно: список обязательств несколько неверный, так как предусматривает в том числе и невыполнение некоторых пунктов. Игнорирование потенциальным членом альянса отдельных пунктов влияет на окончательное решение о принятии в НАТО, но не является критическим.
Военные базы Североатлантического союза
На территории каждой из стран Североатлантического союза есть хотя бы одна военная база НАТО. Рассмотрим в качестве примера Венгрию как бывшую страну соцлагеря. Первая база НАТО здесь появилась в 1998 году. Правительство США использовало венгерский аэродром “Тасар” при проведении операции с Югославией – отсюда вылетали в основном беспилотники и самолеты F-18. На этой же военно-воздушной базе в 2003 году обучались военные специалисты из числа оппозиционно настроенных групп в Ираке (незадолго до начала армией США боевых действий в этой ближневосточной стране). Говоря о союзниках американцев среди западных стран по вопросам размещения на своей территории военных баз, стоит особо отметить Италию. Сразу по окончании Второй мировой войны это государство стало размещать у себя большие контингенты военно-морских сил США.
Сейчас Пентагон оперирует портами в Неаполе, а также аэродромами в Виченце, Пьяченце, Трапани, Истране и многих других итальянских городах. Самая известная база НАТО в Италии – «Авиано». Она была построена еще в 50-х, но до сих пор многими военными специалистами считается лучшей в регионе. На ней, не считая инфраструктуры для взлета и посадки самолетов, есть ангары, в которых авиационная техника может укрыться в случае бомбардировок. Есть навигационное оборудование, при использовании которого боевые вылеты могут осуществляться ночью и практически при любой погоде. В числе новых баз НАТО в Европе – «Безмер», «Граф Игнатьево» и «Ново село» в Болгарии. Как посчитало правительство этой балканской страны, размещение войск НАТО усилит защищенность государства, а также окажет положительное влияние на уровень подготовки вооруженных сил.
Россия и НАТО
Содружество Независимых Государств: создание, структура и основные направления деятельности.
Решение
о создании Содружества Независимых
Государств (СНГ) было принято руководителями
России, Белоруссии и Украины на встрече
в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о
создании СНГ констатируется, что Союз
ССР как субъект международного права
и геополитическая реальность прекратил
свое существование. Договаривающиеся
Государства образовали Содружество
Независимых Государств (ст. 1).
Государства
СНГ признали, что к сфере их совместной
деятельности, реализуемой через
общие координирующие институты
Содружества, относятся:
координация
внешнеэкономической деятельности;
сотрудничество
в формировании общего экономического
пространства, общеевропейского и
евразийского рынков, в области таможенной
политики;
сотрудничество
в развитии систем транспорта и связи;
вопросы
миграционной политики;
борьба
с организованной преступностью.
Соглашение
о создании СНГ было ратифицировано
Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991
г. В тот же день Верховный Совет РСФСР
денонсировал Договор об образовании
СССР 1922 г.
21
января 1992 г. руководители Азербайджана,
Армении, Белоруссии, Казахстана,
Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана,
Туркмении, Узбекистана и Украины на
встрече в Алма-Ате приняли Декларацию,
в которой было подтверждено прекращение
существования СССР и образование
СНГ. Тогда же, в соответствии с Соглашением
о координационных институтах СНГ, было
принято решение о создании высших
органов Содружества — Совета глав
государств и Совета глав правительств.
На
этой же встрече был подписан Протокол
к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря
1991 г., по которому Соглашение о создании
СНГ вступает в силу для каждого
государства-участника с момента его
ратификации.
В
течение 1992 г. шло формирование механизмов
и институтов СНГ, и полностью юридическое
оформление Содружества было завершено
22 января 1993 г. принятием Устава СНГ.
Во
исполнение положений Устава Содружества
в 1993—1995 гг. были заключены соглашения
об утверждении положений об органах
Содружества.
Наряду
с указанными многосторонними соглашениями
в рамках СНГ действует большое число
двусторонних договоров, регулирующих
различные аспекты политического,
экономического, гуманитарного,
военного сотрудничества.
Целями
Содружества являются:
осуществление
сотрудничества в политической,
экономической, социальной, культурной
и иных областях;
развитие
государств-членов в рамках общего
экономического пространства;
обеспечение
прав и свобод человека в соответствии
с общепризнанными принципами и
нормами международного права и
документами СБСЕ;
свободное
общение и передвижение граждан в
Содружестве;
правовая
помощь и сотрудничество в иных сферах
отношений;
мирное
разрешение споров между государствами
— членами СНГ (ст. 2 Устава СНГ).
Военное управление
Структура Североатлантического союза функционирует под руководством Военного комитета, состоящего из начальников генштабов ВС стран альянса. Французское государство представляет военная миссия, а от Исландии присутствует наблюдатель. Военным комитетом утверждаются принципы военного строительства в блоке, согласуются планы реализации решений, предлагаются рекомендации для разных стран. Заседает Комитет дважды в год. В нем принимают участие начальники генштабов. Контроль за исполнением решений Комитета осуществляет Постоянный комитет, куда входят национальные военные представители стран.
Функции исполнительного органа предоставлены Международному военному штабу (МВШ). Его участниками являются представители членов блока, которые предоставили вооруженные силы в группу ОВС НАТО. Центр НАТО для оценивания обстановки (SITCEN) собирает, обобщает и анализирует данные политико-экономического и военного характера, готовит информационные и аналитические данные по обстановке в мире.
Вооруженные силы Североатлантического альянса представлены воинскими соединениями всех государств, составляющих блок. В зависимости от участия в военных действиях, оперативного назначения, стратегической принадлежности, характеру подчинения они делятся на ОВС НАТО и ВС. Они находятся непосредственно в подчинении отдельных государств.
Силы НАТО представлены более чем 16,8 тыс. танков, 25,6 тыс. артиллерийских орудий, минометов, РСЗО, 8 тыс. самолетов, 960-тью боевыми кораблями, 200-ми самолетами ВМС. При этом впечатляют и ресурсы мобилизационного характера — это 114,6 млн. годных к службе лиц и 17 млн. чел. из числа обученных военному искусству. В связи с распадом Организации Варшавского Договора и вступлением ее стран-участников в НАТО, численность ВС возросла, увеличились и мобилизационные возможности. Это привело к изменению положения в Европе.
Оружие Североатлантического союза
Российские военные эксперты называют несколько образцов военной техники блока, аналогов которым в мире нет или очень мало. Это оружие НАТО, говорящее о высокой боеспособности армии Североатлантического союза. России, полагают военные аналитики, нужно особенно опасаться пяти видов вооружения. Во-первых, это танк Challenger 2 британского производства. Он вооружен 120-миллиметровой пушкой и оснащен мощной броней. Танк способен двигаться с хорошей скоростью – порядка 25 миль в час. Во-вторых, это подводная лодка, собираемая по так называемому «Проекту-212» немецкими оборонными предприятиями. Она характеризуется невысокой шумностью, приличной скоростью (20 узлов), отличным вооружением (торпеды WASS 184, DM2A4), а также ракетной системой. В-третьих, армия НАТО обладает боевыми самолетами Eurofighter Typhoon. По своим характеристикам они приближены к истребителям так называемого пятого поколения – американскому F-22 и российскому Т-50. Машина оснащена 27-миллиметровой пушкой и множеством видов ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля». Некоторые эксперты считают, что противостоять Typhoon на равных могут только самые новые образцы российских самолетов, такие как Су-35. Другой примечательный вид вооружений НАТО – вертолет Eurocopter Tiger совместного производства Франции и Германии. По своим характеристикам он приближен к легендарному американскому AH-64 «Апач», однако меньше по габаритам и весу, что может давать машине преимущество в ходе боя. Вертолет вооружен множеством ракет («воздух-воздух», противотанковых)
Ракета Spike, которая выпускается оборонными предприятиями Израиля, – еще один образец вооружений НАТО, на который российским военным, по мнению аналитиков, стоит обратить внимание. Spike – эффективное противотанковое оружие
Его особенность заключается в оснащенности боевой частью из двух ступеней: первая пробивает внешний слой брони танка, вторая – внутренний.
Вооруженные силы
Функции НАТО – это защита от вероятных нападений, поэтому в 2007 году в вооружении имелось более пяти миллионов солдат, а на территории Европы находилось около трех миллионов. Последнее указанное количество входит в состав пяти миллионов военных. Уже в 2010 их число составляло три миллиона восемьсот тысяч военнослужащих, то есть произошло сильное сокращение.
Вооружение подразделяется на:
- Подчинение национального характера.
- Объединенные силы ОВС.
В последних имеются объединения и части США, Канады, Бельгии, Великобритании, ФРГ, Италии, Нидерландов, Турции, Венгрии, Польши, Чехии, Дании и Норвегии.
На период войны или учений ОВС пополняется помощью военно-морских сил указанных выше государств.
Важно! Вооружение Греции и Франции периодически проводят совместные с блоком учения в Европе и координируют войска противовоздушной обороны собственной страны с ПВО альянса.
В Европе работают два главных командования:
- Юга Европы, к числу которых относятся Италия, Венгрия, Испания, Греция и Турция. В данном случае штаб располагается в Италии в городе Неаполь.
- Северной Европы, к которым относятся все остальные. Штаб располагается в Нидерландах в городе Брюнсюме.
силы оперативного реагирования
Пятого сентября 2014 года в Ньюпорте состоялась встреча глав государств НАТО, где принималось решение об образовании группы повышенной готовности.
Здесь работают четыре тысячи человек, которые должны моментально отреагировать при нападении Российской Федерации на любую из стран-союзниц. В случае подобной ситуации переброс и разворачивание частей в приграничных государствах не будет превышать и двух суток.
Вооруженные силы НАТО
Глобальная программа НАТО: тезисно о целях военного союза
Статус Генсека НАТО
Совершенствование военно-политической деятельности блока
Военно-политические изменения в организации и работе Североатлантического блока были осуществлены и в 1999 г., когда приняли очередную Стратегическую концепцию. В ней указано на переход от оборонительной направленности альянса к наступательной. Достижение этих целей планировалось с помощью функционального и территориального расширения. Для этого предусматривалась возможность приема в состав стран-участников НАТО новых государств и поддержания принципа вмешательства на активной основе во внутренние процессы на территории суверенных держав. В качестве угроз, которые должны отражаться с использованием вооруженных сил в новых условиях, дополнительно назвали:
- процессы обострения внутриполитической ситуации в отдельных странах по причине неэффективного социально-экономического реформирования;
- дезинтеграционные изменения в странах;
- нарушение прав, свобод людей;
- препятствия для нормальной и свободной работы систем информации и телекоммуникаций;
- нарастание миграционных процессов, контроль над которыми утрачивается.
Все рассматриваемые возможности применения вооружения, военной силы для указанных целей базировались на соблюдении правил и принципов, которые были зафиксированы в нормах международного права. Однако одновременно с этим документ предусматривал полномочия НАТО проводить военные операции силового характера без получения необходимой санкции от Совбеза ООН.
На практике данная оговорка прошла испытание на территории Союзной Республики Югославия (СРЮ) в 1999 г. Прикрываясь необходимостью обеспечить защиту прав и свобод албанцев Косово, войска НАТО фактически реализовали концепцию агрессии, что привело к отделению Косово в отдельное государственное образование, независимое от СРЮ. Продолжилась деятельность НАТО и на территории Афганистана с августа 2003 г., когда США передало Североатлантическому союзу полномочия по командованию Международными силами содействия безопасности на территории этого государства.
Новая концепция стратегического развития НАТО была утверждена в ноябре 2010 г. В ней, как и в прочих документах концептуального действия, предусмотрена возможность и необходимость претворять в жизнь комплекс мероприятий по расширению альянса. Но делать это требовалось не только в географическом отношении, но и по функциональной направленности в рамках зон ответственности.
Это означает, что блок стремится к укреплению своего доминирующего положения во всех областях мирохозяйственных отношений. Ставятся и цели дальнейшего реформирования альянса, который должен перестать быть евроатлантической оборонной структурой и начать обеспечивать контроль безопасности в мировом масштабе. Такой вектор глобализации проявляется в желании Североатлантической Организации не ограничиваться решением вопросов противодействия вооруженным конфликтам и актам терроризма или обеспечения оборонительной функции для стран-участниц. Она активно перестраивается, расширяя сферу своих интересов на энергетическую и экологическую безопасность, которые не связаны непосредственно с военными процессами, а носят мирный эколого-экономический характер.
Это подтверждает, что современный вектор реформирования НАТО ориентирован на поддержание принятой политики глобализации, что чревато постепенной заменой им действующих структур ООН. В реальности такие действия происходили в нынешней истории, например, это относится к действиям ВС блока в 2011 г. на территории Ливии.
Программы партнерства организации Североатлантического договора
Функции
НАТО после распада СССР
Когда СССР распался, то, казалось бы, необходимость в дальнейшем существовании Североатлантического союза отпала. Но вышло совсем не так. Члены НАТО не только решили сохранить блок, но и начать расширять свое влияние. В 1991 году был создан Совет евроатлантического партнерства, который стал курировать работу со странами, не входящими в блок НАТО. В том же году двусторонние соглашения были подписаны между государствами Североатлантического союза, Россией и Украиной.
В 1995-м была учреждена программа по выстраиванию диалога со странами Ближнего Востока (Израилем и Иорданией), Северной Африки (Египтом, Тунисом) и Средиземноморья. К ней присоединились также Мавритания, Марокко и Алжир. В 2002-м был создан Совет «Россия-НАТО», что позволило странам продолжить выстраивать диалог по ключевым вопросам мировой политики – борьбе с терроризмом, ограничению распространения оружия.
Отношения НАТО и России
Как расширялось НАТО
Форма солдат НАТО
Военные учения Североатлантического союза
Когда проходят сессии Совета?
Политико-правовые основы функционирования Североатлантического альянса
Целью создания и развития блока НАТО изначально было противодействие государствам социалистического блока в военном отношении. Главным противником, с которым могли столкнуться страны альянса, считался Советский Союз, а также страны, входящие в Организацию Варшавского Договора. Начало «холодной войны» и формирование в этих условиях Североатлантического военно-политического блока привело к существенному расколу в Европе, в результате которого образовались группировки военно-политического типа. Это усилило гонку вооружений, спровоцировало дальнейшее обострение противостояния между странами Запада и Востока.
Договор, который подписали страны, входящие в альянс, содержал политико-правовые основы его существования. Для детализации этих положений, носящих военно-теоретический характер, были приняты Стратегическая концепция НАТО, Стратегические указания руководящего типа и другие концептуальные документы. Примечательно то, что содержание этих документов не носило замороженный характер, а постоянно совершенствовалось по мере расширения блока и изменения подходов руководства к способам организации и ведения военных действий.
«Холодная война» породила 4 ключевые концепции стратегического характера, которые были приняты в 1950 г., 1952 г., 1957 г., 1968 г. Стратегическая концепция от 1968 г. отличалась универсальностью в способах использования ВС НАТО, а потому она эффективно работала до конца 80-х гг.. Разрушение, изменение международных систем в социалистическом лагере, а также в самой Организации Варшавского Договора привело к началу пересмотра военно-политических ориентиров Североатлантического блока. Руководители НАТО приняли за основу концепцию, согласно которой политика НАТО по гарантированию мировой безопасности должна опираться на три составляющие:
- диалог;
- сотрудничество;
- обеспечение мощного потенциала организации коллективной обороны.
Подтвердили участники НАТО оборонительный характер блока и в содержании Стратегической концепции, которая увидела свет в 1991 г. Члены Организации указали на свою готовность реализовывать мероприятия по обеспечению собственной безопасности, суверенитета, территориальной целостности. Однако участники столкнулись с непростой проблемой — они потеряли главного противника, с которым ассоциировалась напряженность в мире и обеспечивалось постоянное противостояние.
Распад СССР вынудил НАТО искать новые угрозы мирового характера. В качестве нее выступила потенциальная нестабильность в Европе из-за проблем социально-экономического и политического характера, разногласий на этнической почве, территориальных конфликтов и столкновений. Актуальность спланированной агрессии ушла в историю.
Дополнительно члены-участники НАТО внесли оговорку, что вероятность крупномасштабных нападений на территории союзников в ближайшее время крайне низкая, однако полностью ее исключить нельзя. Поэтому НАТО сделало акцент на расширение перечня возможных угроз для себя, чтобы иметь возможность демонстрировать силу и вмешиваться в случае необходимости во внутренние дела других стран.
Очередным значимым этапом в реформировании НАТО стал 1992 г. Именно тогда последовало заявление стран Североатлантического блока о возможности предоставления военных сил и ресурсов для организации операций миротворческого характера под эгидой ОБСЕ. При этом было получено согласие от хельсинского саммита Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе. На нем было принято заключение о целесообразности использования ВС НАТО.
Силы Североатлантического блока на основании решения Совбеза ООН осуществляли операции по блокированию Югославии в 1992-1996 гг. В 1995 г. стартовала программа «Партнерство во имя мира». Она предполагала организацию взаимодействия военного характера между блоком, европейскими державами и странами бывшего СССР на территории Закавказья и Центральной Азии, не входящими в Организацию. Численность партнеров в рамках этой программы ежегодно изменялась, поскольку одни страны присоединялись к ней, а другие получали членство в НАТО.