СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

4 Классификация ледоколов

Ледоколы
можно классифицировать по следующим
признакам:

• по
назначению;

• по
району плавания;

• по
мощности энергетической установки;

• по
типу энергетической установки;

• по
способу преодоления ледяных препятствий;

• по
отдельным конструктивным признакам.

По
назначению

Наиболее
часто ледоколы классифицируют по
назначению, от которого в первую очередь
зависит мощность и другие основные его
элементы. Таким образом, различают:

• ледоколы-лидеры,
которые возглавляют проводку судов,
следуя впереди каравана и прокладывая
канал во льдах;

• линейные
ледоколы, которые выполняют работу по
проводке, околке и буксировке судов;

• вспомогательные
ледоколы, используемые для кантовки
судов, их околки и буксировки.

По
району плавания

В
соответствии с классификацией Российского
Регистра судоходства ледоколы имеют
следующие ориентировочные эксплуатационные
характеристики:

• ЛЛ6
— выполнение ледокольных операций в
портовых и при портовых акваториях, а
также в замерзающих неарктических морях
при толщине льда до 1,5 м. Способен
продвигаться непрерывным ходом в
сплошном ледовом поле толщиной до 1,0 м;

• ЛЛ7
— выполнение ледокольных операций: на
прибрежных трассах арктических морей
в зимне-весеннюю навигацию при толщине
льда до 2,0 м и в летне-осеннюю навигацию
при толщине льда до 2,5 м; в неарктических
замерзающих морях и в устьевых участках
рек, впадающих в арктические моря, —
при толщине льда до 2,0 м. Способен
продвигаться непрерывным ходом в
сплошном ледовом поле толщиной до 1,5 м.
Суммарная мощность на гребных валах не
менее 11 МВт;

• ЛЛ8
— выполнение ледокольных операций: на
прибрежных трассах арктических морей
в зимне-весеннюю навигацию при толщине
льда до 3,0 м и в летне-осеннюю навигацию
— без ограничений. Способен продвигаться
непрерывным ходом в сплошном ледовом
поле толщиной до 2,0 м. Суммарная мощность
на гребных валах не менее 22 МВт;

• ЛЛ9
— выполнение ледокольных операций: в
арктических морях в зимне-весеннюю
навигацию при толщине льда до 4,0 м и в
летне-осеннюю навигацию — без ограничений.
Способен продвигаться непрерывным
ходом в сплошном ледовом поле толщиной
до 2,5 м. Суммарная мощность на гребных
валах не менее 48 МВт.

По
мощности энергетической установки

В
специализированной литературе
представлено следующее условное деление
ледоколов по мощности СЭУ:

• мощные
ледоколы, имеющие мощность главных
двигателей свыше 25000 л. с, которые обычно
используются в качестве лидеров или
линейных ледоколов при проводке судов
в арктических и замерзающих неарктических
морях;

• средние
ледоколы, имеющие мощность двигателей
12000 – 25000 л. с. Они обычно используются в
качестве линейных ледоколов для работы
по проводке судов в арктических и
замерзающих неарктических морях;

• малые
(вспомогательные) ледоколы, имеющие
мощность двигателей 6000 -12000 л. с.

По
типу энергетической установки

На
современных ледоколах как правило
используются судовые энергетические
установки двух типов:

• дизель-электрические
(наиболее распространенные);

• атомные
паротурбинные с электрической передачей.

По
способу преодоления ледяных препятствий

По
способу преодоления ледяных препятствий
ледоколы делятся на две группы: разрезающие
лед острым и подкреплённым форштевнем
с последующей раздвижкой образовавшейся
полыньи и продавливающие лед весом
судна с расколом льда.

По
отдельным конструктивным признакам

Ледокол
может разное количество гребных винтов
(до четырех). У четырехвинтового судна
два винта расположены в кормовой части
и два – в носовой. Такая конструкция
повышает маневренность ледокола и
снижает вероятность застревания во
льдах.

Для
борьбы с застреванием на ледоколах
используются:

• креновая
и дифферентная системы;

• пневматическая
омывающая система (на современных
судах).

«Обеспечить круглогодичную навигацию»

В разговоре с RT ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Валерий Журавель заявил, что «Арктика», как и другие атомоходы проекта 22220, является воплощением новейших технологических решений

По его словам, чрезвычайно важно, что ледокол уже был испытан на Северном полюсе во время перехода в Мурманск

«Россия занимает первое место в мире по количеству и качеству ледоколов. У нас по морскому регистру судоходства более 40 ледоколов, включая атомные. Эксплуатация новых ледоколов необходима главным образом для обеспечения роста грузопотока по Северному морскому пути. Это наша национальная транспортная артерия», — сказал Журавель.

Также по теме


Арктика на замке: чем уникален первый крупнотоннажный корабль ледового класса для ФСБ «Пурга»

В ближайшем будущем погранслужба ФСБ получит патрульный корабль ледового класса «Пурга» проекта 23550 (шифр «Ермак»). Об этом сообщил…

В беседе с RT полярник, кандидат физико-математических наук Виктор Боярский отметил, что корабли проекта 22220 позволят безопасно проводить торговые караваны на западном направлении СМП. Как полагает эксперт, по техническим характеристикам «Арктика» заметно превосходит ледоколы советского периода.

«В СССР приходилось использовать отдельные ледоколы для захода в устья рек. Однако двухосадочная конструкция кораблей проекта 22220 полностью решает эту важную проблему. У России появились универсальные ледоколы, которые будут заниматься проводкой в районе Енисея, Обской губы и на просторах Северного морского пути», — Боярский.

В то же время, как пояснил эксперт, корабли проекта 22220 не смогут обеспечить круглогодичную навигацию на всём протяжении Северного морского пути. Эта задача возложена на проект 10510 «Лидер», корабли которого способны ломать лёд толщиной 4 м. В июле 2020 года на дальневосточной верфи «Звезда» начато строительство головного корабля проекта 10510 — «Россия».

«Вложения в атомный ледокольный флот РФ должны в итоге обеспечить круглогодичную проводку по Северному морскому пути, причём с коммерческой скоростью в 11—12 узлов (20,3—22,2 км/ч). Многое ещё будет зависеть от ледовой обстановки (в Арктике тает ледяной покров. — RT), но я думаю, что намеченные планы сбудутся — наш ледокольный флот получит всё необходимое для бесперебойной навигации в высоких широтах», — заключил Боярский.

Как устроен атомный ледокол

Управляя штурвалом на мостике, рулевой приводит в движение гидравлическую рулевую систему, находящуюся в другом конце судна.

На фото изображён вал, поворачивающий руль в соответствии с поворотом штурвала.

Сердцем ледокола является силовая установка, состоящая из двух ядерных реакторов.

Электрогенераторы, подающие ток на электродвигатели.

Чтобы ориентироваться во всей системе ледокола, даже для стандартного моряка требуется как минимум 3 года подготовки, поэтому экипаж укомплектовывается выпускниками специализированных вузов, таких как Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова.

В этом помещении расположены электродвигатели, которые с помощью силы тока приводят в движение оси, соединённые с гребными винтами.

Два электродвигателя боковых винтов расположены в одном помещении, электродвигатель, вращающий центральный винт, находится в соседнем.

На фото: электродвигатель одного из боковых винтов.

А это смежная электроустановка:

На ледоколе повсюду встречаются напоминания о том, что необходимо сделать, и что делать нельзя.

Одного заряда уранового топлива хватает на 5-6 лет непрерывной эксплуатации, т.е. всё это время судно может фактически находиться в море, не возвращаясь в порт. если бы не необходимость в провизии: одной загрузки продовольствия достаточно для 7 месяцев плавания — в любом случае солидный срок.

Но как быть с водой? Для обеспечения пресной водой нужд экипажа и оборудования на судне установлены опреснители морской воды, способные выдавать 120 тонн пресной воды в сутки. Соляной остаток, выделяемый из этой воды, подходит для пищевой продукции, но за ненадобностью сбрасывается за борт.

Перемещение по внутренностям ледокола сопряжено постоянными спусками и подъёмами по крутым и узким лестницам.

Так выглядят интерьеры в надстройке судна.

Так как ледокол — ядерный объект, ему необходима сверхпрочная защита, которой он в должной степени обеспечен. Если в борт отсека ядерного реактора ледокола на полном ходу врежется аналогичное судно, реактор не получит повреждений и сможет работать дальше.

Падение самолёта не нанесёт ущерба ядерной установке и не вызовет перебоев в работе.

Что касается прокладывания фарватера во льдах, то судно вовсе не режет лёд, как это может показаться, а именно раскалывает его, наседая на него носовой частью. Поэтому при движении через плотное ледовое покрытие раздаётся громкий звук от ударов носа о льдины, а корпус судна сильно вздрагивает.

Как работает ледокол

Суть работы ледокола заключается в том, что он с ходу наваливается своей массой на лед и ломает его. Это самый простой способ, так как снизу всегда есть куда проломить лед, да и сила тяжести помогает. Поэтому они такие тяжелые.

Немного информации о ледоколах

Несмотря на кажущуюся простоту процесса, обычный корабль просто не сможет выполнить эту роль. Для того, чтобы ломать лед толщиной до трех метров, нужна очень мощная энергетическая установка и прочнейший корпус с защитой от истирания, чтобы корабли служили как можно дольше. Они стоят слишком дорого, чтобы быть одноразовыми.

Чтобы лучше наваливаться на толщу льда, днище носовой части ледокола сделано бочкообразным. Это помогает в борьбе со льдом, но сильно мешает в обычном плавании. Из-за такой формы днища ледоколы очень сильно раскачиваются даже от небольших волн. При этом, качнуть его может очень резко.

Суда следуют за ледоколом, как утята за уткой.

В задней части ледоколов есть м-образное углубление. Оно нужно для того, чтобы буксировать другое судно ”на усах”. Так называют способ, когда нос корабля как бы входит в корму ледокола. В этот момент тот корабль, который находится сзади, может не только буксироваться, но и подталкивать ледокол за счет своих винтов, помогая ему проходить препятствия.

Мало кто задумывался об этом, но винты ледоколов приводятся в движение электродвигателями, которые получают энергию от атомного реактора на бору. Такая компоновка очень удобна, а главное, позволяет надолго уходить в автономное плавание, так как электродвигатели не требуют частого обслуживания, а запас ядерного топлива позволяет долгое время обходиться без дозаправки.

Дизельный ледокол больше похож на обычный корабль. На фото российский ледокол «TOR»

Самый большой ледокол в мире

На данный момент самыми большими ледоколами в мире являются те, что имеют класс ЛК-60Я. Правда, ни один их них не введен в строй, но их строительство постепенно близится к завершению и в течение пары лет три таких ледокола спустят на воду.

Если говорить только о тех ледоколах, что сейчас находятся в промышленной эксплуатации, то это суда класса ”Арктика”. На данный момент в строю только два из них — это ”Ямал” (введен в строй в 1993 году) и ”50 лет победы” (введен в строй в 2007 году).

Ледоколы этого класса имеют следующие характеристики:

  • Длина — 148 метров
  • Ширина — 30 метров
  • Высота борта — 17,2 метра
  • Мощность турбин — 2 по 27 580 КВт
  • Число гребных винтов — 3
  • Толщина проходимого льда — 2,25 метра
  • Экипаж — 130 человек

Для сравнения, атомные ледоколы класса ЛК-60Я примерно на четверть мощнее, ломают лед до трех метров и имеют экипаж всего 70 человек.

Конструкция ледоколов

Классическая форма корпуса арктического ледокола (Ледокол «Красин», вид с форштевня)

Корпус судна обычно делается бочкообразным, со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии (ледовый пояс), «ледокольной» формой носовой и М-образной формой кормовой оконечности, а энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с электрической передачей.

Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии а также возможным сжатиям в ледовых полях. Форма носа позволяет с ходу выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. М-образная в плане форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемое судно может «подталкивать» ледокол). Вместе с тем, классическая бочкообразная конструкция корпуса, хорошо работающая во льдах, придает ледоколу не самые лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.

Применяемая на ледоколах дизель-электрическая (или атомная турбо-электрическая) установка сама по себе обеспечивает судну высокую маневренность (на более старых ледоколах ставили паровые машины с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Современные отечественные ледоколы, включая и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение маневренности и живучести пропульсивной установки судна. Кроме того, силовая установка должна обеспечивать судну повышенную автономность, потому что при работе во льдах дозаправка практически невозможна (ледоколы с паровыми машинами не могли пройти без дозаправки всю трассу Северного Морского пути).

Конструкция ледоколов

Классическая форма корпуса арктического ледокола (Ледокол «Красин», вид с форштевня)

Корпус судна обычно делается бочкообразным, со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии (ледовый пояс), «ледокольной» формой носовой и М-образной формой кормовой оконечности, а энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с электрической передачей.

Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии а также возможным сжатиям в ледовых полях. Форма носа позволяет с ходу выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. М-образная в плане форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемое судно может «подталкивать» ледокол). Вместе с тем, классическая бочкообразная конструкция корпуса, хорошо работающая во льдах, придает ледоколу не самые лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.

Применяемая на ледоколах дизель-электрическая (или атомная турбо-электрическая) установка сама по себе обеспечивает судну высокую маневренность (на более старых ледоколах ставили паровые машины с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Современные отечественные ледоколы, включая и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение маневренности и живучести пропульсивной установки судна. Кроме того, силовая установка должна обеспечивать судну повышенную автономность, потому что при работе во льдах дозаправка практически невозможна (ледоколы с паровыми машинами не могли пройти без дозаправки всю трассу Северного Морского пути).

История ледоколов

Ледоколы в России сегодня


Прогулочный дизельный ледокол на реке Москва

Ледокольный флот России включает мощные атомные ледоколы а также дизельные ледоколы.

По данным на 2011 год, всего в России эксплуатировалось 5 атомных и 39 дизель-электрических ледоколов; один атомный ледокол «Советский Союз» находился в ремонте.

Из-за старения ледокольного флота и задержек построения новых ледоколов примерно к 2015 году в России могла возникнуть так называемая «ледовая пауза». 31 января 2007 года в России был достроен ледокол «50 лет Победы».

1 октября премьер-министр России Михаил Фрадков подписал распоряжение о передаче ледокола «50 лет Победы» в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство» до 27 августа 2008 года. После указанной даты ледокол перешёл в управление ФГУП «Росатомфлот».

Всего, по сообщениям Министерства транспорта, Россия нуждается в 6 атомных ледоколах. При этом срок строительства одного ледокола составляет около 8 лет.

Атомный ледокольный флот позволяет доставлять по Северному морскому пути ежегодно 5 млн. тонн груза; реальный грузопоток составляет 1,2 млн. тонн. Основная часть грузопотока приходится на Норильский промышленный район. В период с 2006 по 2009 год «Норильский никель» сформировал собственный арктический флот из нескольких крупных транспортных судов усиленного ледового класса, способных идти во льдах толщиной 1,5 метра, и практически перестал нуждаться в услугах ледоколов.

Действующие дизельные ледоколы мощностью 10 МВт и выше

Название Год ввода в строй, страна/завод Предполагаемый год выработки продлённого ресурса Мощность Доп. сведения
«Тор» 1964,

Финляндия

н/д 10 МВт Принадлежит ООО «Вспомогательный флот». Работает на Балтике (на начало 2007 г.). В начале 2014 года числился в резерве.
«Дудинка» 1970,

Финляндия

н/д 10 МВт Принадлежит МТФ ОАО “ГМК «Норильский Никель». Работает на Енисее (на 2006 г.)
«Ермак» 1974,

Финляндия

2015 26,5 МВт На балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике.
«Адмирал Макаров» 1975,

Финляндия

2015 26,5 МВт Принадлежит компании «Феско» (ДВМП).
«Красин» 1976,

Финляндия

2017 26,5 МВт Принадлежит компании «Феско» (ДВМП).
«Капитан Сорокин» 1977,

Финляндия

2017 16,2 МВт На балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике.
«Капитан Николаев» 1978,

Финляндия

2017 16,2 МВт Принадлежит ФГУП «Росморпорт».
«Талаги» 1979,

Канада

н/д 12 МВт Куплен компанией «Роснефть» в 2003 г. для проводки танкеров. Бывший «Canmar Kigoriak».
«Капитан Драницын» 1980,

Финляндия

2019 16,2 МВт Принадлежит ФГУП «Росморпорт». Сертифицирован как пассажирское судно (для круизов).
«Капитан Хлебников» 1981,

Финляндия

2017 16,2 МВт Принадлежит компании «Феско» (ДВМП).
«Магадан» 1982,

Финляндия

2017 7 МВт Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). Используется в рамках сахалинских нефтяных проектов и как портовый ледокол.
«Владимир Игнатюк» 1983,

Канада

н/д Ок. 17 МВт Ледокол-буксир. Куплен ММП в 2003 г. Бывший «Arctic Kalvik».
«ФЕСКО Сахалин» 2005,

Финляндия

н/д 17,4 МВт Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). Предназначен для обслуживания буровых платформ.
Pacific Endeavour 2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д 17,3 МВт Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».
Pacific Endurance 2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д 17,3 МВт Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».
Pacific Enterprise 2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д 17,3 МВт Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и гонконгской Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».
«Владислав Стрижов» 2006, корпус —

Украина, начинка — Норвегия

н/д 20 МВт Принадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения.
«Юрий Топчев» 2006, корпус –

Украина, начинка — Норвегия

н/д 20 МВт Принадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения.
«Москва» 2008,

Балтийский завод

н/д 16 МВт Передан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике.
«Санкт-Петербург» 2009,

Балтийский завод

н/д 16 МВт Передан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике.
«Владивосток»

2015,

н/д 17,4 МВт Передан ФГУП «Росморпорт».
«Мурманск»

2015,

н/д 17,4 МВт Передан ФГУП «Росморпорт».

Пальма первенства ледоколостроения — у России

Приемы создания проходов в ледовых морях

Чтобы открыть и вести навигацию в арктических морях: к нефтяным разработкам, изолированным научным и военным базам, к стратегически важным северным портам требуется помощь ледоколов. Тонкий лед легко сдается этим мощным кораблям, и они его берут лобовым тараном. Когда надо разбить плавающую льдину или расширить во льдах открытый проход, ледокол при помощи воды, переливающейся в крено-вых цистернах с одного борта к другому, наклоняется набок — как показано на правом рисунке. При таких покачиваниях корпус корабля режет и дробит ледовые поля. У некоторых ледоколов в килевой части дополнительно вмонтированы еще боковые движители, чтобы облегчить покачивание.

Выполнение ледокольной работы с помощью крена

Встретив паковый лед, ледокол носом взбирается на него. При этом топливо из носовой балластной цистерны переливается в кормовую (левый рисунок снизу). Когда весь нос корабля надежно взгромоздится на лед, насосы начинают перекачивать топливо обратно в носовую балластную цистерну. Этого добавочного веса обычно достаточно, чтобы лед уступил и посторонился (правый рисунок).

Очень широкий корабль

Когда командир находится на висячем мостике, он может сверху окинуть взглядом свой корабль, который был создан для того, чтобы пробуждать к жизни полярные моря. Типичный ледокол шире обычного корабля той же длины. Это добавляет ему устойчивости и грузоподъемности.

Чашеобразный профиль днища позволяет легко забираться на такие ледяные поля, которые бы просто затерли обычное судно.

Крутой скос носовой части делается для того, чтобы ледокол, скользя, легко забирался на паковый лед. А при обычной форме носа корабль может лишь тыкаться о такой лед.

Судовой ледокольный двигатель вращает электрогенератор. Генератор питает двигатель, а тот крутит гребной винт. Это позволяет наилучшим образом управлять скоростью судна.

Краткая история о корабле

Самый большой в мире ледокол – «50 лет Победы». Он был сконструирован в Ленинграде, на Балтийском заводе, в 1989 году, а спустя 4 года построен и впервые спущен на воду. Однако строительство его не закончилось в связи с финансовыми неурядицами. Только в 2003-м его было возобновлено его строительство, а в феврале 2007 года в Финском заливе начались испытания. Портом его приписки стал Мурманск.

Несмотря на затяжной старт, на сегодня за плечами корабля – более сотни походов к Северному полюсу.

Самый мощный и большой ледокол «50 лет Победы» – по счету 8-й атомный ледокол, спроектированный и сооруженный на Балтийском заводе.

Конструкция ледоколов

Классическая форма корпуса арктического ледокола (Ледокол «Красин», вид с форштевня)

Корпус судна обычно делается бочкообразным, со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии (ледовый пояс), «ледокольной» формой носовой и М-образной формой кормовой оконечности, а энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с электрической передачей.

Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии а также возможным сжатиям в ледовых полях. Форма носа позволяет с ходу выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. М-образная в плане форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемое судно может «подталкивать» ледокол). Вместе с тем, классическая бочкообразная конструкция корпуса, хорошо работающая во льдах, придает ледоколу не самые лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.

Применяемая на ледоколах дизель-электрическая (или атомная турбо-электрическая) установка сама по себе обеспечивает судну высокую маневренность (на более старых ледоколах ставили паровые машины с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Современные отечественные ледоколы, включая и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение маневренности и живучести пропульсивной установки судна. Кроме того, силовая установка должна обеспечивать судну повышенную автономность, потому что при работе во льдах дозаправка практически невозможна (ледоколы с паровыми машинами не могли пройти без дозаправки всю трассу Северного Морского пути).

Применение ледоколов


Научно-исследовательский ледокол «Поларштерн»

Ледоколы применяются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики и Антарктики, эвакуации и доставки экспедиций на научные станции, а чаще всего для прокладки судоходного пути другим судам, следующим за ледоколом.

Ледоколы внесли значительный вклад в освоение Северного морского пути.

Наибольшим ледокольным флотом обладают Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция.

Ранее[когда?] США имели 7 ледоколов, а в настоящее время[когда?] — 3, из которых только один тяжёлый. Россия имеет 40 ледоколов, а еще 11 находятся в стадии планирования или строительства. В настоящее время[когда?] у России есть шесть действующих атомных ледоколов — «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». Ожидают утилизации[когда?] три атомных ледокола — «Арктика», «Сибирь» и «Россия». Также у России есть единственный в мире атомный лихтеровоз «Севрморпуть».

Сколько в мире ледоколов

В мире на данный момент насчитывается 10 атомных ледоколов. Если говорить более точно, то можно даже сказать, что 9,5. Нельзя считать полноценным ледоколом атомный лихтеровоз (единственный в мире) с ледокольным носом. Из этих кораблей сейчас только пять в строю, но, что интересно, все 10 были спроектированы в СССР или России.

Шесть из них были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Еще три были построены в Финляндии, но ядерные энергоблоки на них поставили в Ленинграде. Только тот самый лихтеровоз был построен на керченском заводе ”Залив”.

Весь атомный ледокольный флот сейчас принадлежит России и базируется он в порту города Мурманск.

Ледоколы в России сегодня

Устройство и конструкция ледокола

Атомный ледокол – это морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола – отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу на гребные винты. Единственной страной , обладающей флотом атомных ледоколов, является Россия.

Зачем нужны ледоколы

В первую очередь, ледоколы освобождают путь для торговых судов, в том числе и нефтяных танкеров. Кроме этого, ледоколы используются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики (и Антарктики), а так же спасательных и поисковых операций.

Атомный ледокол «Ямал».

Самый большой флот ледоколов сейчас у России — 40 судов (включая дизельные). Это не удивительно, учитывая огромную береговую линию Северного ледовитого океана. Действующих атомных ледоколов в России 4 — это ”Ямал”, ”50 лет Победы”, ”Таймыр” и ”Вайгач”. В том числе и эти ледоколы внесли очень большой вклад в развитие Северного морского пути, как одной из крупнейших транспортных артерий мира.

Ледоколы вызывают большое уважение.

Сколько в мире ледоколов

В мире на данный момент насчитывается 10 атомных ледоколов. Если говорить более точно, то можно даже сказать, что 9,5. Нельзя считать полноценным ледоколом атомный лихтеровоз (единственный в мире) с ледокольным носом. Из этих кораблей сейчас только пять в строю, но, что интересно, все 10 были спроектированы в СССР или России.

Шесть из них были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Еще три были построены в Финляндии, но ядерные энергоблоки на них поставили в Ленинграде. Только тот самый лихтеровоз был построен на керченском заводе ”Залив”.

Весь атомный ледокольный флот сейчас принадлежит России и базируется он в порту города Мурманск.

Строительство ледоколов — универсальная компетенция

10 самых больших ледоколов в мире

Ниже представлены 10 самых крупнейших (по длине) современных ледоколов всего мира:

1. «Севморпуть» – это судно ледокольно-транспортное. Длина его равна 260 метрам, высота соответствует размерам многоэтажного дома. Судно способно пройти через толщину льда в 1 метр.

2. «Арктика» – крупнейший атомный ледокол длиной 173 метра. Спущен он на воду в 2016 году и представляет первый атомный ледокол Российской Федерации. Способен раскалывать льды толщиной почти до 3 метров.

3. «50 лет Победы» – морской атомный ледокол (самый большой в мире) класса «Арктика», отличающийся внушительной мощью и глубокой посадкой. Длина его равна 159,6 метра.

4. «Таймыр» – атомный речной ледокол, разбивающий льды в устьях рек толщиной до 1,7 метра. Длина его составляет 151,8 метра. Особенность судна – уменьшенная посадка и способность работать при низких экстремальных температурах.

5. «Вайгач» – построен по одному проекту c «Таймыром» (но он чуть моложе). Оборудование атомное было установлено на теплоход в 1990 году. Длина его – 151,8 м.

6. «Ямал» – знаменит тем, что именно на этом ледоколе происходила встреча начала третьего тысячелетия на Северном полюсе. Общее количество рейсов атомохода к данному пункту составило почти 50. Длина его составляет 150 метров.

7. Healy – самый крупный ледокол США. В 2015 году на нем американцы впервые смогли совершить путешествие на Северный полюс. Исследовательское судно оснащено новейшим лабораторным и измерительным оборудованием. Длина его – 128 метров.

8. PolarSea – один из старейших ледоколов Соединенных Штатов Америки, построенный в 1977 году. Сиэтл – порт приписки. Длина судна – 122 метра. Возможно, в связи со старостью он скоро будет списан.

9. Louis S. St-Laurent – самый большой ледокол, построенный в Канаде (120 метров длина) в 1969 году и прошедший полную модернизацию в 1993 году. Это первое в мире судно, которое достигло в 1994 году Северного полюса.

10. Polarstern – атомоход Германии, построенный в 1982 году и предназначенный для научных исследований. Старейшее судно имеет длину 118 метров. В 2017 году будет построен Polarstern-II, который заменит предшественника и примет вахту в Арктике.

Комментировать
0