fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

“Господин Великий Новгород”

Город всегда был поделен на две части – Торговую и Софийскую, между ними пролегает река Волхов. Интересно, что это не просто географическое деление, иногда напряжение между жителями двух частей достигало такого накала, что всё выливалось в стычки на мосту через Волхов. Сам город появился на рубеже IX-X веков, хотя первые стоянки уносят нас далеко в эпоху неолита, примерно в третье тысячелетие до нашей эры.

За дату, когда Новгород возник официально, принято брать 859 год. Хотя споры продолжаются и сейчас. Многие ученые настаивают на том, что Новгород как город существовал и раньше. Хотя бы потому, что в 859 году умер Гостомысл – знаменитый новгородский старейшина, что уже показывает появление Новгорода как города, который имеет и старейшину, ещё раньше названной даты.

Также, исходя из данных археологов, уже с V века сформировалась так называемая культура новгородских сопок – под этим названием объединяются археологические находки в поселении Городок-на-Маяте и других, находящихся в Новгородской области. Всё это показывает, что и до середины IX века в тех краях кипела жизнь.

Арабскими историками Новгород (под именем ас-Славийа) называется как один из трех центров Древней Руси X века. Есть гипотезы, что под данным названием имели в виду даже ещё не сам Новгород, а “Рюриково городище” и первые поселения на месте будущего города. Также Новгород в конце X века упоминается в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного. В скандинавских сагах Новгород называют “Хольмгард – столица Гардарики”, что можно перевести как “Новгород – столица Руси”. Кстати, “Гардарика” в переводе “страна городов”, что указывает на то, что к тому времени на Руси города были и их было много. В русских летописях также имеется множество версий. Например, в “Повести временных лет” город уже был к приходу Рюрика, то есть к 862 году. Менее известные летописи говорят, что только Рюрик “срубил город на реке Волхов”, основав столицу.

Преемником Рюрика стал Олег, которого позже прозвали “Вещим”. Именно он перенес столицу из Новогорода в Киев в 882 году. Великий Новогород, несмотря на потерю звания столицы, свой авторитет сохранял очень долго, был единственным городом Древней Руси, который имел автономию (период Новгородской республики), не всегда подчинялся Киеву, а позже – и Москве. И только в 1578 году все жители Великого Новгорода приняли присягу на верность московскому князю Ивану Третьему. Автономия Новгорода была отменена, “вечевой колокол” был снят с колокольни и увезен в Москву. Но за городом сохранилось гордое имя, которое очень часто используется, когда речь заходит о данном городе – “Господин Великий Новгород”.

В каком веке Москва стала впервые столицей Руси

Деятельность московских князей, направленная на объединение русских земель, привела к тому, что в 14-м столетии Дмитрий Донской смог присоединить к территории своего княжества земли Владимирского. Данное событие было легитимизовано соответствующим ярлыком от хана. С того времени Дмитрий начал носить титул Великого князя. В 1389-м он скончался, но перед смертью передал Москву под управление своих сыновей. Таким образом, принято считать, что именно в этом году она стала главным городом всей Руси.

Общее признание Москва в качестве столицы получила в 1432-м, когда туда из Владимира перенесли церемонию венчания на княжение.

В следующие два столетия государство Московское продолжало укреплять свои позиции и расширять территорию. Постепенно в него вошли почти все русские города и некоторые другие земли.

В период правления Василия III Москва становится столицей объединенного Русского государства. Позднее его сын Иван Грозный был титулован царем.

Процесс собирания земель русских в целом завершился при Иване III и Василии III. Тогда в состав княжества вошли:

• Новгород;
• Тверь;
• Псков;
• Рязань.

При этом Иван III первым из московских князей отказался признавать власть Золотой Орды, что сделало государство полностью суверенным. Ослабевшая к тому времени монгольская империя уже не могла удержать контроль над столь далекими землями, и потому вынуждена была смириться с новым порядком.

Столицей царства Москва являлась в период с 1547 года (коронация Ивана Грозного) до 1712, когда император российский Петр I перенес центр политической жизни в основанный им Санкт-Петербург.

Какой город стал столицей Древней Руси? Ладога, Новгород или Киев?

В настоящее время среди первых столиц Древней Руси все чаще упоминаются такие города, как Ладога или Новгород. Но школьные учебники по истории называют первой столицей древнерусского государства Киев. Кто прав? Какой город был столицей Древней Руси?

“Повесть временных лет”, откуда черпаются основные сведения о тех временах, рассказывая о призвании на Русь Рюрика, говорит, что Рюрик изначально правил в Новгороде (по другой версии – в Старой Ладоге, а Новгород он основал позже). Эти земли с 7-го века заселяли племена ильменских словен. Рюрик умер в 879 году, а в 882 году его родственник Олег отправляется на юг, к Киеву, который возник на территории племенного союза полян (по другому – рось). Олег не просто путешествует. По пути он завоевывает центры других племенных союзов и в конце концов утверждается в Киеве, объявив все захваченные им земли единой Русской землей. Ему платят дань многочисленные славянские племена: и ильменские словени, и кривичи, и древляне, и прочие. В 911 году он совершает поход на Византию. В результате был подписан договор, в котором греки заключают союз с русами.

Все главные признаки государства налицо. Есть правитель, есть подвластная ему территория, налогооблагаемое, говоря современным языком, население. А также признание другим государством. То есть если говорить не о центральных городах племенных союзов, а о начале Российского государства, то ответом на вопрос о том, какой город стал столицей Древней Руси, будет Киев. И в историографии государство, существовавшее в период с 9-го по 12-й век, называют именно Киевской Русью.

Какие еще города становились столицей России?

Конечно Питер, два раза он становился главным – в 1712 году и в 1730. Но в 1918 году начинается новая эпоха – советская, звание главного города вновь возвращается к Москве.

Однако мы говорим о мегаполисах, но мало кто знает, что куда более мелкие поселения носили это гордое звания:

  • С 882 по 1243 первопрестольным был Киев — когда еще Россией и не пахло, а на месте «более крупной» Москвы квакали жабы;
  • Далее до 1432 г. центром раздробленной Руси был Владимир-на-Клязьме;
  • С 1564 по 1581 этой чести удостоилась Александровская слобода;
  • А в 1612 – на несколько месяцев Ярославль, во время чешской оккупации.

Кроме всего прочего существовали проекты переименования, власти хотели дать мегаполису более звучное имя. Варианты были такие:

  • Ильич;
  • Сталинодар;
  • Сталин.

Но ни одно из названий не прижилось, так как режимы менялись слишком быстро.

Ладога Старая

Есть еще один город, заслуживающий внимания историков – Старая Ладога. Древняя столица Руси номер два возникла в середине восьмого века, а в 862 – 864 годах была резиденцией Рюрика. Согласно летописям, после этого легендарный князь отбыл в Новгород, город, который в будущем получил титул «Великий». Сегодня здесь можно увидеть Успенский собор и Георгиевскую церковь, возведенные во второй половине двенадцатого века.

Старая Ладога сегодня – это небольшая деревня, возраст которой около двенадцати веков. Последние археологические исследования дают возможность предполагать, что поселение основали выходцы из североевропейских стран. Это была стоянка, где ремонтировались суда и строились новые корабли,

“Мать городов русских”, или “Метрополия” Киев

Для начала: почему “мать городов русских”? Есть такая фраза в “Повести временных лет” о событиях 882 года. И говорится там примерно так: “сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским»”. То есть обозначение Киева взято прямиком из летописи. А почему же не отец тогда? На это есть более научное объяснение.

Оказывается, если переводить с греческого языка, то слово “метрополия” – это мать городам. А почему именно с греческого? Потому что греческий язык – это язык Византии, в то время – соседа и, периодически, то друга, то врага Руси. Чтобы “уравнять” значение городов, а значит – и значение государств, Киев, по образу Константинополя (или Царьграда, помните сказки?), стали называть “метрополией”. А если по-русски – “матерью городов”. А теперь немного истории.

Археологические раскопки показывают, что первые стоянки на месте Киева были уже около пятнадцати-двадцати тысяч лет назад. А сам город, по легенде, был основан легендарными братьями Кием, Хоривом и Щеком и назван был по имени старшего брата. Считается, что уже в VI-VII веках поселение на правом берегу Днепра можно было считать городом. Именно исходя из этого, в 1982 году отмечали аж 1500-летие Киева. Хотя многие историки утверждают, что образование Киева как города произошло позже – в VIII-X веках.

В конце IX века в Киеве правили Аскольд и Дир – дружинники Рюрика. Как многие знают из легенд, в 882 году князь Олег, показав столпившемуся у Днепра киевскому люду маленького Игоря, убил Аскольда и Дира, как “не княжеского рода”, заявив, что Игорь – княжеского рода и будет править после него. Именно с этого года Киев – столица Древней Руси (или Киевской Руси, как позже станут называть этот период историки).

В период феодальной раздробленности, которая началась после смерти Владимира Мономаха и сына его – Мстислава Великого (в 1132 году), Киев сохранял власть только формально, ибо каждое отделившееся княжество считало себя независимым и имело свою столицу. В 1169 году владимирский князь Андрей Боглюбский разграбил Киев, а чуть позже (в 1203 году) на столицу напал смоленский князь Рюрик Ростиславович. Это очень ослабило Киев перед монгольским нашествием, и в 1240 году Киев был разграблен “ордынцами”. Киевское княжество в дальнейшем номинально называлось “великорусским”, но уже целиком стало зависеть от Орды.

В 1243 году ярлык на великое княжение от Орды получил владимирский князь Ярослав Всеволодович, который предпочел оставить свою “ставку” во Владимире. С этого момента Киев, пусть и значимый исторически, не имеет политического значения. Позже его завоюет Литва, потом Речь Посполитая, и только в конце XVII века он вновь вернется в состав России – уже Империи.

Альтернатива Москве

В марте 1918 года, когда столица Советской России была перенесена из Петрограда в Москву, Киев не мог рассматриваться как возможная столица. Вся территория Украины должна была по Брестскому миру перейти под контроль немецкой армии. В дальнейшем, как известно, в Киеве началась настоящая чехарда властей – город не меньше 14 раз переходил из рук в руки. Однако идея Копыстянского могла бы воплотиться в жизнь после окончания Гражданской войны при уже устоявшейся советской власти, будь на то политическая воля. Можно рассматривать два сценария повторения событий 882 года (когда княжеский престол был перенесен в Киев из Новгорода).

Первый вариант сводится к тому, что Киев мог выполнять роль общесоюзной столицы, находясь при этом на территории союзной республики Украины. Столицей же Украинской ССР в то время был Харьков. Данная мера, несомненно, сильно способствовала бы развитию города, однако в 1991 году это вряд ли помешало бы Украине провозгласить независимость. Новое государство с легкостью присвоило бы общесоюзные ресурсы, накопленные в Киеве, как это в действительности произошло с ядерным оружием и Черноморским флотом.

Вторая возможность состояла в том, что Киев становился столицей РСФСР, а Украина не выделялась бы в качестве отдельной союзной республики. В этом случае вряд ли была бы создана и Белорусская ССР. Зато в качестве «противовеса» большевики могли бы выделить из РСФСР новые союзные республики в Сибири и на Дальнем Востоке. В этом случае, скорее всего, процессы русификации на Украине протекали бы значительно быстрее. Об «украинской мове» стали бы вспоминать не чаще, чем о северорусском поморском говоре, который, по мнению части исследователей, имеет признаки самостоятельного языка. Если предположить, что в 1991 году РСФСР стала бы Российской Федерацией, скорее всего, ельцинской власти пришлось столкнуться бы с сепаратистским движением в трех областях Галиции. Однако в других регионах Украины, вероятно, ситуация была бы такой же спокойной, как в Центральной России.

Присмотрел себе столицу в Болгарии

Один из городов Древней Болгарии

Если посмотреть на карту Руси времен начала правления Святослава, вы никакого Переяславца не отыщете. Дело в том, что этот город на тот момент вообще никакого отношения к русичам не имел. Он лежал в пределах Болгарского царства.

Неугомонный Святослав хорошо нам знаком своими блестящими победами на востоке, где он разгромил могучий Хазарский каганат. Меньше известны его военные успехи на западе. А ведь там тоже поначалу все складывалось для него весьма обнадеживающе.

В 967 году Святослав выступил союзником Византии в борьбе против болгар. Он вторгся в пределы Болгарского царства с севера и взял богатую добычу. Все это — по соглашению с греками.

Князь Святослав Игоревич

Вернувшись в Киев, князь уже весь горел новой идеей — попробовать полностью подчинить себе Болгарию. Не оглядываясь ни на какую Византию, самостоятельно. Более того, он даже приглядел себе там новую столицу — удобно расположенный город Переяславец.

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы», — так он заявил своей матери, княгине Ольге, вернувшись из Болгарии.

Славянская колонизация Залесья

Василий Ключевский писал, что во времена Андрея Боголюбского между жителями Южной и Северо-Восточной Руси уже существовала отчетливая неприязнь, которая «первоначально имела не племенную или областную, а социальную основу: она развилась из досады южнорусских горожан и дружинников на смердов и холопов, вырвавшихся из их рук и уходивших на север; те платили, разумеется, соответствующими чувствами». Действительно ли уже в XII веке киевляне и суздальцы настолько ненавидели друг друга?

Я с уважением отношусь к Василию Осиповичу Ключевскому, но тут он не совсем прав. Славянская колонизация территории нынешней Центральной России осуществлялась в основном лично свободными людьми, а не смердами и холопами. Причем это был длительный процесс, который начался лишь в X веке, а в XII веке, при Андрее Боголюбском, славянское расселение в Залесском крае (как тогда называлось междуречье Волги и Оки) еще не завершилось.

Осваивая эти территории, переселенцы из Южной Руси давали местным географическим объектам знакомые им по южнорусским землям наименования. Например, отец Андрея Боголюбского Юрий Долгорукий, основывая в 1152 году городок на берегу Плещеева озера, назвал его по имени места, где он родился, — Переяславля-Русского на берегу Днепра южнее Киева (ныне — Переяслав-Хмельницкий Киевской области Украины).

Вы говорите про Переславль-Залесский Ярославской области?

Да, конечно — потому он и Залесский. Река Трубеж, при впадении которой в Плещеево озеро стоит Переславль-Залесский, названа так по имени левого притока Днепра Трубежа, где находится нынешний украинский Переяслав-Хмельницкий.

Что касается якобы взаимной неприязни жителей Киевской земли к суздальцам, то не надо ее преувеличивать. Существовали, конечно, какие-то противоречия между населением различных русских городов, но это было нормальным явлением в Средневековье. Ни о каком особенном антагонизме между Киевом и Суздалем говорить нельзя.

Перенесут ли столицу из Москвы?

По этому поводу ведутся постоянные споры, регулярно вносятся предложения. Многие думают, что Москва «устала» от столь тяжелой работы, а другим наоборот нужна помощь. Ведь разрыв в уровне жизни между столицей и периферией очень велик. Да и распределение ресурсов получается крайне неравномерным. В столицу стекаются все трудовые силы страны, здесь находятся большинство главных офисов мировых корпораций.

Президенту регулярно поступают предложения о переносе, но по сути это невозможно. Тому есть несколько причин:

  • Это очень дорого. Придется переносить весь государственный аппарат на новое место. Плюс к этому многочисленные офисы крупных компаний потребуют переезда. Ведь это престиж фирмы – иметь главный офис в столице. Но они на это не согласятся, так как оплачивать переезд придется самим. А также обустройство инфраструктуры в новом городе потребует многомиллиардных вложений;
  • Транспортная доступность – лететь придется очень долго из любого государства, это вряд ли способствует развитию экономических и культурных связей.

Так какой смысл переносить столицу, дешевле навести порядок на местах в регионах. К тому же нуждающихся мест много, нельзя же переезжать каждый год в новое, чтобы наладить в нем жизнь.

Итак, мы попробовали разобраться, почему именно Москва стала столицей России, и поняли, что до сих пор нет точного ответа. Причин тому много, в основном, это исторически сложившийся фактор и ее удачное географическое положение.

Видео: почему в Москве самый дорогой кофе?

В данном ролике репортер Анна Сотникова расскажет, почему цены на кофе в кафе и ресторанах столицы России выше, чем в Америке или Европе:

Watch this video on YouTube

Столица древнерусского государства в 9 13 веке

talantov.info

Когда к власти пришел князь Олег, кто провозгласил Киев столицей древнерусского государства, Новгород потерял свой авторитет столицы. С периода, как Древняя Русь обрела христианство (с Х столетия), Киев стал городом, где пребывал митрополит. Это имело очень большое значение для развития города и государства.
Столица древнерусского государства Киев находилась на земле полян, имела удобное месторасположение, что сделало ее главным городом на долгие годы. Именно в Руси была основана столица, как главный центр политических и светских событий.
В 1020 году столицей древней Руси был Киев, который оставался культурным и светским центром Руси, не смотря на отсутствие в стране политической целостности. Все процессы, происходящие в древнерусском государстве, были сконцентрированы вокруг персоны главного политического деятеля – великого князя.
Начиная с конца XII и до начала XIII века, Русь была разделена на четыре центра: Суздальский (Владимирский), Волынский, Смоленский и Черниговский. В каждом из них был свой правитель. Но он оставался зависим от Киевского княжества. Занять трон киевского князя могли только наследники Рюрика. Но династия так и не сложилась, ведь этот престол становился целью для большинства претендентов. Часто родные братья становились врагами, убивая друг друга. Эти братоубийственные войны привели Киев к падению, но он оставался центром интересов всей древнерусской державы.
Столица Руси в 12 веке еще пребывала в Киеве. Но он уже потерял свою роль центра Руси. Великий князь уже не обязательно располагался именно в Киеве. С 1169 года начала появляться тенденция к тому, что князь отдавал столицу во владение родственником, сам при этом предпочитая черниговские или смоленские земли.Но традиционно, тем владыкам, которые хоть немного пребывали правителями в столице, прилагали титул князя всей Руси. В большинстве источников и среди других стран Киев оставался главным городом Древней Руси.
Эту традицию прервали нападения монголов на Киев. Разрушенный город еще на долгие годы стал отставать в развитии, за него больше не боролись претенденты на престол.
С периода разрушения Киева, столицей древнерусского государства являлся город Владимир, который возглавил князь Ярослав. Уже никогда Киеву не удалось достигнуть былой силы и влияния. Город возглавляли слабые князья, который не была нужна власть над всей Русью.

Краткая история Киевской Руси

  • — Князь Олег, прозванный вещим, объединил два главных центра пути «Из варяг в греки» киев и Новгород— 911 год — Выгодный торговый договор Киевской Руси и Византии— 944-945 — Поход русов на Каспий— 957 — Княгиня Ольга первый из русских князей приняла православие— 988 — Сестра византийского императора Василия II стала женой киевского князя Владимира— 988 — Крещение Владимира в Херсонесе— 989 — Присоединение к Руси Херсонеса— 1036 — После разгрома печенегов 25 лет мира на Руси, породнение Ярослава мудрого с королями Швеции, Франции, Польши.— 1037 — Закладка Собора Св. Софии в Киеве— 1051 — Основание Киевско-Печерского монастыря. Илларион — первый русский митрополит— 1057 — Создание дьяком Григорием «Остромирова евангелия»— 1072 — «Русская правда» — первый русский свод законов (судебник)— 1112 — Составление «Повести временных лет»— 1125 — «Поучение» Владимира Мономаха — наставления сыновьям. Памятник древнерусской литературы— 1147 Первое упоминание о Москве (в Ипатьевсеок летописи)— 1154 — Князь московский Юрий Долгорукий становится великим князем Киевским

Центром Киевской Руси Киев пребывал до 1169 года, когда был захвачен и разграблен отрядами князя Ростово-Суздальского Андрея Боголюбского

Первый стольный град

Так какой город считала главным Древняя Русь? Столица под номером один – это Киев, величественный город на Днепре, резиденция митрополита с десятого века. Основанный легендарным князем Кием (или только усиленный им), он стал главным городом Вещего Олега, его преемника Игоря и его потомков до Владимира Мономаха. После этого он считался главным лишь формально и передавался великим князем только второстепенным родственникам. А после вторжения монголо-татар превратился в провинцию, которой потом овладели сначала Великое Литовское княжество, а затем Речь Посполитая, Московское царство.

Древняя Русь, столица которой, как известно, Киев, заботилась о развитии городов. В главном граде возводились каменные храмы (после принятия христианства), укреплялись крепостные стены, возводились новые ворота, действовали школы и книгохранилища. Многие достопримечательности золотой эпохи государства и сегодня можно увидеть в украинской столице. Это в первую очередь Золотые ворота, Софийский собор, Успенский и Златоверхий Михайловский собор, Троицкая церковь, Выдубицкий монастырь.

Восприятие концепции в России

Однако Москва на тот момент была слишком занята консолидированием русских земель вокруг себя, так что война с турками, которые на тот момент были очень далеки от сферы её влияния, не входила в её планы и интересы. Поэтому в России на концепцию Москвы как Третьего Рима практически не обратили внимания. Информация о ней, вероятно, сохранялась только в церковных кругах.

Первыми русскоязычными текстами, в которых появляется эта концепция, являются два послания старца Филофея, написанные в XVI веке: «О неблагоприятных днях и часах» и «Послание Великому князю Василию, в котором об исправлении крёстного знамения и о содомском блуде».

В первом документе слова о том, что Москва — это Третий Рим, а четвёртому не бывать, встречаются лишь в самом конце, а само послание посвящено совершенно иной теме. Дело в том, что дьяк Михаил Григорьевич Мунехин, которому адресовано послание, был образованным и знакомым с западной наукой и жизнью человеком. Он увлёкся вошедшей в моду на Западе астрологией и попросил Филофея истолковать одно из сочинений на эту тему. Филофей же доказывал ему, что астрология — это ересь, и жизнь человеческая зависит не от движения звёзд, а от воли божьей. Поэтому Мунехину, который был дьяком при псковском наместнике и управлял многими делами Пскова, не следовало опираться в своих решениях на предсказания астрологов. Филофей говорит о том, что Русское царство — это Третий Рим, христианское царство, и жизнь его и величие в руках Бога.

Ту же мысль высказывает он и в послании князю Василию, в котором концепция Москвы как Третьего Рима занимает уже более важное место и играет иную роль. В нём Филофей предостерегает государя от того, чтобы царство его впало в грех и ересь

По его словам, Русь — это последнее прибежище христиан,под Римом подразумевается исключительно правоверное христианское государство. В связи с этим сохранение чистоты обряда и борьба с грехом имеют крайне большое значение. Первые два Рима пали именно из-за того, что впали в ересь и стали греховны, так что и люди их потеряли свой шанс на спасение. Единственное место, где ещё сильна истинная вера, — это Русское царство. Там живут последние праведники, тогда как остальной мир, по мнению Филофея, погрузился во грех. Но и эти праведники в опасности. Филофей говорит о том, что на Руси люди неправильно крестятся, обеднела церковь и распространился содомский грех, так что последнему истинно христианскому царству тоже угрожает неминуемая гибель, если князь Василий этого не исправит.

Идея о том, что Москва — это Третий Рим упоминается в посланиях Филофея лишь вскользь и не имеет особой важности. Кроме того, она носит исключительно религиозный, а не политический характер

Филофей ожидает конца света, и православное государство в его сознании является чем-то вроде ковчега для праведников, последнего оплота истинной веры. Поэтому и четвёртому Риму уже не бывать — если последний оплот веры падёт, то новому уже неоткуда появиться.

Однако послания Филофея также остались незамеченными в светской среде, и о них знали только в среде церковной. После реформ патриарха Никона, который перенял обновлённые греческие обычаи, тексты Филофея были признаны еретическими, поскольку одним из пунктов его критики Запада и двух «старых Римов» было именно искажение обряда. Новый греческий обряд для него, как и для старообрядцев, был ересью, ставшей одной из причин падения Константинополя.

«Исправить ошибку Петра»

До революции возможный возврат столицы России в Киев рассматривался как мера против распространения в Малороссии представлений об украинцах, как о самостоятельном народе. Эта концепция, зародившаяся в австрийской Галиции, изменила вековую самоидентификацию малороссов, прежде не отделявших себя от русских. Первым, кто заговорил о переносе центра империи в Киев был, по-видимому, анонимный автор статьи «Заметка о хозяйственном положении России», опубликованной в журнале «Русский Вестник» в сентябре 1862 года. Требуя «исправить ошибку, сделанную Петром», он писал: «Будет ли когда средоточие правительственной деятельности перенесено из ингерманландских болот в страны более плодородные, например, в Киев?».

Похожих идей придерживался «легальный марксист» Петр Струве, а в революционном 1917 году о проекте вспомнил историк и публицист Адриан Копыстянский, по происхождению относившийся к западноукраинскому субэтносу лемков. В 1917 году он издал в Ростове-на-Дону брошюру со злободневным заглавием «Возможно ли отделение Украины от России».

«Петербургский период русской истории надо считать завершившимся и в настоящее время, когда перед нами новая эпоха не только в развитии русского народа, но и всего человечества, следует переменить центр русской жизни. Где должна быть столица обновленного русского государства?», – писал Копыстянский.

Отвечая на этот вопрос, автор исходил из единства русского народа в антропологическом, религиозном и лингвистическом отношении. По мнению Копыстянского, перенос столицы в Киев позволил бы скрепить западные губернии, возвращенные от Польши, «неразрывными узами с остальными частями государства».

ЭЙОЛЬВ ДАДАСКАЛЬД

  Эйольв Дадаскальд (букв.: «Скальд подвигов, т.е. Скальд, воспевающий подвиги») — исландец, скальд норвежского ярла Эйрика Хаконарсона (1000-1011), находившийся в его дружине, как полагают исследователи, не ранее чем с 1000 г. Поэма «Бандадрапа» (букв.: «Драпа богов») сочинена им ок. 1010 г. в честь ярла Эйрика. Сохранилось девять строф этого произведения.

«БАНДАДРАПА»

(ок. 1010 г.), 6-я строфа

Корабли ярла Хакона на ночной стоянке

  Ярл Эйрик приплыл осенью назад в Свитьод и оставался там следующую зиму. А весной собрал ярл свое войско и поплыл вскоре в Аустрвег. И когда он пришел в государство конунга Вальдамара, стал он грабить и убивать людей, и жечь повсюду, где он проходил, и опустошил ту землю. Он подошел к Альдейгьюборгу и осаждал его, пока не взял города, убил там много народа и разрушил и сжег всю крепость, а затем воевал во многих местах в Гардарики. Так говорится в Бандадрапе: «Богатый отправился опустошать землю Вальдамаpa огнем битвы. Из-за этого тотчас усилился бой. Ты, устрашающий людей, разрушил Алъдейгью; мы удостоверились в этом. Эта битва мужей была жестокой. Тебе удалось добраться на восток в Гарды«.

(Из «Саги об Олаве Трюггвасоне» по «Кругу земному».
Перевод Т. Н. Джаксон по IF. XXVI. 338)

КОММЕНТАРИИ

 Skj. А. I. 201.

 Ярл (jarl) — первоначально: высший представитель рядовой знати; впоследствии — высший из вассалов конунга в округе-фюльке.

 Ярл Эйрик — сын хладирского ярла Хакона, родился ок. 964 г. После гибели Хакона в битве с Олавом Трюггвасоном в 995 г. Эйрик вместе со Свейном, своим младшим братом, и другими родичами бежал в Швецию. Позднее он вошел в ту коалицию, которая в 1000 г. победила в битве при Свёльде Олава Трюггвасона.

 Свитьод (Svípjóð) — Швеция.

 Аустрвег (Austrvegr) — "Восточный путь". Топоним возник для обозначения любых земель к востоку от Норвегии (от Швеции до Византии). Впоследствии его значение сузилось, и он стал применяться относительно земель по пути "из варяг в греки", а нередко и только Руси. Позднее, с появлением в древнескандинавской письменности постоянного топонима для обозначения Руси (Гардарики), он стал использоваться только как наименование Восточноприбалтийских земель. У Снорри Стурлусона служит обозначением Восточноприбалтийских земель (см.: Джаксон 1988а; Джаксон 2001а. С. 39-48).

 Конунг Валъдамар (Valdamarr) — Владимир Святославич, князь киевский (978-1015).

 Альдейгьюборг (Aldeigjuborg) — (Старая) Ладога (см.: Джаксон 2001а. С. 105-121).

 Исследователями, на основании внутренней хронологии саги и сравнения ее сведений с данными других письменных источников, этот поход ярла Эйрика датируется 997 г. Раскопками на Варяжской улице (на левом берегу р. Ладожки) установлено, что "все постройки II основного горизонта" и многие из построек III "обнаруживают следы гибели в огне". По мнению В. П. Петренко (1985. С. 91, 92, 115), "одно из этих бедствий связано с набегом норвежского ярла Эйрика". Та же картина наблюдается и на Земляном городище Ладоги, где "плохо сохранившийся ярус XI" (после 980 г.) "гибнет в пожаре", связываемом исследователями "с набегом на Ладогу ярла Эйрика в 997 г." (Мачинский, Кузьмин, Мачинская 1986. С. 166).

 Гардарики (Garðaríki) — древнескандинавское обозначение Древней Руси, вторичное по отношению к топониму Garðar (см.: Джаксон 1986; Джаксон 2001а. С. 49-59).

 Достоверность саговой информации в данном случае подтверждается не только археологическим материалом, но и поэтическим текстом, принадлежащим скальду, современнику событий.

 Альдейгья (Aldeigja) — более раннее обозначение (Старой) Ладоги, от которого образован топоним Aldeigjuborg (см.: Джаксон 2001а. С. 105-107).

Комментировать
0