fbpx
No Image

Первая камчатская экспедиция

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Датчанин на службе у Петра I

Витус Беринг родился в Херсенсе (Дания) в семье служащего. После школы закончил морской кадетский корпус, а с 1703 года стал работать в России по контракту. За 20 лет (1703-1724) он дослужился до капитана первого ранга, плавал в Ост-Индию, принимал активное участие в Северной войне России со Швецией (1700-1721), командуя 90-пушечным фрегатом. Государь назначил Беринга руководителем Первой Камчатской экспедиции (1725-1730). Преодолев за два года сибирские просторы и потеряв часть участников похода из-за болезней и смертей, Беринг, наконец, добрался до Камчатки, где в Нижне-Камчатске (ныне Усть-Камчатск) был построен бот «Святой Гавриил». На нём летом 1728 года Беринг со своим помощником лейтенантом А. Чириковым поплыл на северо-восток. Достигнув пролива, который ныне носит его имя, капитан-командор Беринг из-за плохой видимости не смог отыскать северо-западную оконечность американского материка. Но зато удалось выяснить, что у берегов Анадырского залива заканчивается азиатский северо-восток России. Кроме того, Берингом были открыты Диомидовы острова, лежащие между Россией и Америкой, а также остров Св. Лаврентия. Возвратившись в Нижне-Камчатск, он перезимовал там, а затем возвратился в Петербург после пятилетнего отсутствия. Окончательное установление истинных границ России и Америки было совершено летом 1732 года штурманом Иваном Фёдоровым и геодезистом Михаилом Гвоздевым, что подтверждается составленными ими картой и дневником Фёдорова.

Детство

Семья Берингов-Свендсен жила в Хорсенсе на улице Сендергаде. По соседству располагалась школа, принадлежавшая П. Дальхоффу, которую посещали дети Анны и Ионаса. В 1695 году сын Дальхоффа, который служил на королевском флоте, женился на старшей дочери Ионаса Свендсена. С тех пор юный Беринг постоянно слышал от новой родни увлекательные рассказы о морских путешествиях и баталиях.

Благодаря мужу сестры Витус стал частенько бывать на кораблях и водить дружбу с матросами. Он был очарован романтикой их жизни. Особенно его интересовали экспедиции в разные неисследованные уголки планеты. Уже в юном возрасте Витус в мельчайших подробностях изучил материалы экспедиций датского путешественника Йенса Мунка, который совершил морское путешествие в Гренландию и побывал в Индии.

Первая Камчатская экспедиция

Одна из великих заслуг Петра I в том, что он стал основоположником научного изучения географии России и близлежащих территорий. В конце 1724 года Государь издал указ об организации Первой Камчатской экспедиции и поручил Коллегии Адмиралтейства подобрать наиболее подходящую кандидатуру руководителя. Петру I предложили доверить это дело Берингу, на что было дано государево согласие. Он собственноручно расписал Витусу основные задачи экспедиции:

  • На Камчатке либо в ином месте соорудить один или два палубных бота.
  • Выдвинуться на этих судах вдоль земли курсом норд, где по имеющимся сведениям должна располагаться Америка.
  • Отыскать место, где соединяется Америка с Азией, высадиться на американское побережье и нанести полученные сведения на карте.

Беринг с командой выдвинулся из Петербурга в январе 1725 года. В течение двух лет речными судами, пешком, на лошадях через Сибирь добирались до Охотска. Здесь они перезимовали, после чего отправили снаряжение к устью реки Камчатка на лодках и собачьих упряжках. Летом 1728 года, обосновавшись на восточном побережье Камчатского полуострова, Беринг со своей экспедицией завершил строительство первого бота «Святой Гавриил». К концу лета судно выдвинулось вдоль материка на северо-восток, в результате чего на карту были нанесены:

  • остров Святого Лаврентия в южной части Берингова пролива;
  • Карагинский залив Берингова моря с северо-восточной стороны Камчатки;
  • самый крупный в Беринговом море залив Анадырский у берегов Чукотки;
  • залив Креста южного берега Чукотского полуострова;
  • бухта Провидения с юго-востока полуострова Чукотка.

Экспедиция вышла в Чукотское море через пролив, получивший впоследствии название Берингов, и повернула домой. Несмотря на то, что североамериканское побережье не было обнаружено, Витус посчитал задачу выполненной – в ходе экспедиции выяснилось, что Америка и Азия не соединяются. Обогнув Камчатку с юга, он ещё нанёс на карту крупную незамерзающую бухту в Тихом океане Авачинскую губу и Камчатский залив в восточной части полуострова. После этого весной 1730 года Беринг с командой через Охотск, а потом через всю Россию вернулись в Петербург.

По возвращении мореплаватель предоставил доклад, в котором уверенно высказался о сравнительной близости Камчатки и Америки и о том, что было бы целесообразно заводить с американцами торговые отношения. Проехав туда и обратно через Сибирь, Витус был уверен, что на этих землях можно вести добычу соли, железной руды и выращивание ржи, ячменя, овощей. Также мореплаватель представил свои планы, как дальше исследовать российское азиатское побережье на северо-востоке, разведать морские пути к Японским островам и Америке.

В память о Беринге

Благодарные потомки в знак уважения к великому морскому путешественнику и первооткрывателю в разные периоды (смена государственности в России, времена существования СССР) давали его имя многим географическим и картографическим объектам.

Именем Беринга названы улицы в Анадыре, Артеме, Астрахани, Мурманске, Санкт-Петербурге, Петропавловске-Камчатском и еще в 10 городах России.

В Москве есть Берингов и Новый Берингов проезд. Деятельность командора нашла свое отражение в документальной и художественной литературе, были созданы произведения о славных делах командора и его сподвижников.

Свет увидели следующие книги:

  1. Ваксель Савелий Лаврентьевич, штурман «Святого Петра», после смерти Беринга возглавивший оставшийся отряд, написал книгу «Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга».
  2. Издательство ЭКСМО в 2014 году в серии «Великие путешественники» выпустило книгу «Камчатские экспедиции».
  3. «Последняя экспедиция Витуса Беринга». Издательство Прогресс—Пангея, 1992.
  4. Во многих научных и художественных изданиях помещался фрагментами или целиком дневник Георга Стеллера, активного участника той экспедиции: «Описание плавания из Петропавловска на Камчатке к западному побережью Америки, а также происшествий, имевших место на обратном пути».
  5. «Четверть тысячелетия спустя» опубликовали отчет о работах ученых по восстановлению истинного внешнего вида Командора Беринга.
  6. В книге о знаменитых путешественниках XVIII века Жюль Верн кратко, но по сути, описывает Вторую Камчатскую экспедицию и дает ей высокую оценку.

В Советском Союзе были выпущены почтовые марки в память прославленного морехода. В 1943 году в честь 200-летия с даты гибели Беринга в оборот был введен блок из четырех марок.

Основные изображения:

  • карта пролива, названного в честь первооткрывателя;
  • вид на Камчатку с моря;
  • схема маршрутов экспедиций;
  • корабль «Святой Петр», на котором мореплаватели достигли западного берега Америки в 1741 году.

В 1981 году выпущена почтовая марка в память 300-летия со дня рождения Командора. На ней он изображается в морской форменной одежде по своему чину.

В Петропавловске-Камчатском установлены памятник Витусу Берингу и стела с фигурами кораблей «Святого Петра» и «Святого Павла» в память о знаменитых экспедициях. На острове, носящем его имя, в 1966 году установлен мемориальный знак, а в 1981 году — памятник на Командорских островах.

В 1970 году вышла в прокат художественная экранизация подвига первопроходцев — кинофильм «Беринг и его друзья».

На службе у Петра I

Как попал в русский флот Витус Беринг? Биография его не содержит на этот счет точных сведений. Известно только, что на тот момент по приказу российского государя Петра Первого адмирал русского флота Корнелий Иванович Крюйс занимался набором опытных моряков для службы. Сиверс и Сенявин представили паренька, заявив, что тот успел уже побывать в Ост-Индии, следовательно, каким-никаким опытом все же обладает. Из других источников известно, что Витус хотел служить, как и его двоюродный брат Сиверс, именно на флоте, и непременно в Российской империи. Как бы там ни было, но мечта его сбылась, и Беринг отправляется в Петербург. Там ему поручили управлять судном, которое транспортировало лес для постройки крепости Кронштадт. Не бог весть что, но все-таки море!

Вскоре получил Витус Беринг звание лейтенанта и начал выполнять более ответственные и сложные поручения. Он принимал участие в Азовском походе, отслеживал передвижение кораблей шведов в Финском заливе, участвовал в походе из Архангельска в Кронштадт, служил на корабле «Перл» при перегоне его из Гамбурга в Петербург. И вдруг, не дослужившись до капитана первого ранга, Беринг покидает военную службу.

Экспедиция отряда Беринга—Чирикова

В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.

Письмо Беринга сыну Ионасу, написанное в Охотске в 1740.

Лишь осенью 1740 два пакетбота, «Святой Петр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

.

А. Чириков и В. Беринг на берегу Авачинской бухты на месте основания будущего Петропавловска. Боты “Святой Петр” и “Святой Павел”.

Ответы к страницам контурных карт 8 — 9. Ориентирование. Стороны горизонта

Ответы есть в атласе  на страницах 19, 20 и 21.

Задания

1. Выделите на карте цветными карандашами экватор, меридианы 0° (Гринвичский меридиан) и 180°. Внесите их обозначения в легенду карты.

2. Определите, в каком полушарии расположены точки А, Б, В, Г, обозначенные на карте. Ответ впишите в таблицу, поставив знак «+» в нужную ячейку.

3. Поставьте точку, находящуюся одновременно: Д — в Северном и Восточном полушариях; Е — в Южном и Западном полушариях; Ж — в Северном и Западном полушариях; З — в Южном и Восточном полушариях.

4. Из точек Д, Е, Ж, З стрелками покажите направления на север, юг, восток и запад. Около концов стрелок заглавными буквами укажите стороны горизонта.

Витус Беринг. Краткая биография

Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере (будущий адмирал русского флота Т. Сандерс) ходил в Ост-Индию на голландском корабле.

После школы поступил в Морской кадетский корпус. В 1695—1696 гг. участвовал в Азовском походе Петра I, в 1701— 1703 гг. — в плавании к берегам Ост-Индии. Тогда же встретился с вице-адмиралом российского флота К. И. Крюйсом (норвежцем по происхождению), при содействии которого вскоре был зачислен унтер-лейтенантом в состав русского военно-морского флота. В 1706 г. был произведён в лейтенанты.

Позднее Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».

В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив), вышел в Чукотское море и достиг широты 67° 18′.

В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.

Смерть настигла капитан-командора 8 декабря 1741 г.

Оставшаяся часть команды летом 1742 г. возвратилась на Камчатку. Из 38 лет, которые Беринг прожил в России, 16 лет он возглавлял Камчатские экспедиции. Помимо пролива и островов имя Беринга носят море, мыс на побережье Охотского моря и др.

25 августа. Это только начало…

Ветер шел с моря, и белая пена с пушечным гулом разбивалась над рифами.

Фаина Ивановна вдруг прекратила работу и, внимательно вслушавшись, произнесла:

Вездеход вроде…

Да нет, это накат, отмахнулся Геннадий Леонидович, но тотчас уловил в шуме прибоя какие-то новые нотки.

И тут из-за мыса Пароходского выскочил вездеход. Он, урча от натуги, проскочил по дну Командорки, по берегу и замер у остатков юрташки домика, в котором в 1923 году останавливался Владимир Клавдиевич Арсеньев.

Из мешка, предназначавшегося экспедиции, ребят? извлекли целых три буханки хлеба, которого не ели уже несколько дней, сгущенный кофе, огурцы, конфеты, блок сигарет.

Ура!.. разнеслось над бухтой. Они знали, что передать все это мог только их капитан Лысенко. Он вынужден был из-за непогоды к острову подходил тайфун «Джуди» увести «Чукотку» от острова, где «совершенно укрытых якорных мест нет», как указывается в лоции. Лысенко, уходя от циклона, совершил 500-мильный океанский переход в одиночку по Тихому океану от острова Беринга до Усть-Камчатска и обратно. Такое в нашей стране случилось впервые.

Археологи недоуменно рассматривали бухту троса и костюм акванавта, так и не поняв, для чего передал их капитан, а затем быстро разобрали палатки и погрузились на вездеход. Натужно урча, машина спустилась на прибрежную полосу, пробежала опять по дну Командорки к крутому берегу и, уткнувшись в него, замерла.

Ребята сошли на землю и застыли в строю, обнажив головы, у двух мемориальных плит, установленных накануне участниками экспедиции. Здесь, по их твердому убеждению, должен быть сооружен задуманный уже Федором Конюховым памятник с именами капитан-командора Витуса Ионссена Беринга, матросов второй статьи Никиты Шумагина и Селиверста Тараканова, морских гренадеров Андрея и Ивана Третьяковых, трубача Михаила Торопцева и подшкипера Никиты Хатяинцева, адмиралтейского плотника Ивана Петрова и боцмана Нилса Янсена, камчатского служивого Никиты Харитонова и барабанщика Осипа Ченцова тридцати одного из семидесяти семи участников величайшей по тем временам Второй Камчатской экспедиции. И тех, кто был захоронен в водах Тихого океана, и тех, чей прах приняла эта суровая островная земля.

Они прощались с великим русским мореплавателем и его товарищами, твердо веря в то, что еще вернутся сюда и продолжат раскопки.

Поворот за мыс Пароходский и вездеход помчался по лайде, по наваленным морским прибоем холмам водрослей почти в метр высотой, распугивая каланов в прибрежной полосе и облезлых песцов, столбиками застывавших позади. Вездеход спешил в Никольское. И не знали ребята, что в кармане водителя лежит забытая записка капитана Лысенко, в которой он подробно расписал, что пятьдесят метров троса и костюм акванавта посланы, чтобы допытаться все-таки найти вроде бы обнаруженный якорь, и что в самом костюме лежит бутылка шампанского…

Утром следующего дня опять передали штормовое предупреждение. Ветер с моря все усиливался и грозил вынести «Чукотку» на скалы. По тросу, соединявшему яхту с берегом, переправили, как переправляют на паромах, вначале снаряжение, затем людей.

Общими усилиями выбрали якорь, оглашая бухту надрывным «Раз-и!.. Раз-иии!». Подняли паруса, и яхта, сильно накренившись, стремительно понеслась в сторону Ария Камня, в открытое море. На корме ее еще какое-то время был виден рулевой и двое ребят с горящими фальшфейерами. Затем исчез и парус.

Борис Метелев, наш спец. корр.

4 Остров Беринга

Обратный путь был тяжелым. Туманы и штормы затрудняли движение судна. Заканчивались вода и провиант. Цинга изводила людей. «Святой Петр» дрейфовал по морю до 4 ноября, когда в 8 часов утра экипаж корабля увидели землю — высокие горы, покрытые снегом. Приблизился к земле корабль уже с наступлением темноты. К вечеру начал усиливаться ветер. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Судно было сильно повреждено, но сумело встать на якорь.

6 ноября экипаж судна начал высаживаться на берег. В течение почти двух недель более здоровые участники экспедиции переправляли на берег больных товарищей. Беринга на носилках перенесли в специально подготовленную для него землянку. Во время высадки умерло девять человек. 28 ноября стоявший на якоре пакетбот штормом был выброшен на берег. Этому происшествию моряки не придали большого значения, так как были уверены, что находятся на Камчатке и смогут установить связь с местными жителями. Однако отправленные Берингом на разведку участники экспедиции, поднявшись на гору, установили, что место их высадки — необитаемый остров. Земля вся была покрыта снегом, с гор вытекала небольшая речка с отличной пресной водой, на берегу не росло никакого леса. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом.

Капитан Витус Беринг скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров будет назван в его честь. Оставшихся в живых моряков возглавил Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. На острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека. Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». Среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.

Смерть Витуса Беринга

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.

«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля 1741 года достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11″ с. ш. и 133° 57″ з. д. Не найдя подходящего места для стоянки судна, экспедиция продолжила путь и 17 июля остановилась на широте 57° 50″. На берег была отправлена шлюпка с десятью матросами для разведки окрестностей и отыскания места для стоянки. В течение нескольких дней на судне ожидали возвращения группы, а затем на их поиски решено было отправить боцмана с матросом и двумя плотниками. Эта группа также не вернулась обратно. Пройдя вдоль берегов Америки около 400 верст, 26 июля Чириков принял решение отправиться в обратный путь. На судне разыгралась цинга, и к концу сентября среди экипажа не было ни одного здорового человека. Моряки умирали один за одним. Был болен и Чириков, а с 20 сентября он уже не мог выйти из каюты. Управление судном перешло к штурману Елагину. Утром 6 октября штурман наконец заметил вдали берег Камчатки, а 9 октября корабль встал на якорь в Авачинском заливе.

Перезимовав в Авачинской губе и оправившись от болезни, в начале лета 1742 года Чириков с оставшимися в живых членами экипажа «Святого Павла» вновь отправился в плавание к берегам Америки. Экспедиции удалось дойти до западного острова Алеутской гряды (острова Атту), но сильные ветры и туман не позволили продолжить плавание. На обратном пути пакетбот прошел на расстоянии видимости мимо острова, на котором находились моряки с потерпевшего крушение «Святого Петра». 1 июля 1742 года Чириков вернулся на Камчатку, откуда участники экспедиции направились в Охотск.

Ответы к страницам контурных карт 16 — 17. Вода на Земле. Мировой океан

Ответы есть в атласе на странице 25.

1. Подпишите на карте названия океанов и выделите границы между ними.

2. Используя физическую карту атласа, определите и подпишите максимальные глубины Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Значение максимальной глубины Мирового океана впишите в легенду карты.

Максимальные глубины океанов:

3. Подпишите названия морей, о которых вы узнали в процессе обучения.

4. Выделите штриховкой на карте: самое большое по площади и глубине море Мирового океана; самое мелкое море Мирового океана.

5. Используя учебник и атлас, выделите своим цветом и подпишите обозначенные на карте течения Мирового океана.

Тёплые течения Мирового океана (обозначены на карте красным цветом):

Холодные течения Мирового океана (обозначены на карте синим цветом):

Ответы к страницам контурных карт 12 — 13. Условные знаки. План местности

Миф второй

Учёные называют Беринга талантливым офицером и выдающимся исследователем. Однако не так гениален Беринг, как его пытаются представить историки. Они не хотят признать того, что все неудачи, которые сопровождали Камчатские экспедиции, были порождены просчётами Витуса Беринга. На флоте говорят: «Нет на флоте должности плохого или хорошего человека — есть должность командира». А вот командирских качеств Берингу и не хватало. После присоединения Камчатки Пётр I решил организовать поиск побережья Северной Америки. Он полагал, что Америка находится недалеко от Камчатского полуострова, а возможно, даже смыкается с ним. В январе 1725 года Пётр направил на Дальний Восток экспедицию. Её начальником был назначен капитан-командор датчанин Беринг, а его помощниками — капитан-командор Алексей Чириков и Мартын Шпанберг. Только в марте 1728 года путешественники наконец-то добрались до Нижнекамчатска, где был построен небольшой бот «Святой Гавриил». Летом он отправился исследовать Анианский пролив, который позже будет назван именем Беринга. Не обнаружив перешейка между континентами и посчитав задание выполненным, Беринг повернул домой. Если бы он прошёл немного восточнее, то мог бы увидеть берега Северо-Западной Америки. Вторая Камчатская экспедиция была организована бестолково. Теперь вместо одного судна в плавание были отправлены два пакетбота не лучшего качества. Адмиралтейство слабо представляло себе трудности плавания у берегов Америки. Подготовка шла очень долго. Берингу приходилось преодолевать сопротивление местных властей, которые не желали помогать в организации экспедиции. С самого начала экспедиции возникли недоразумения между Берингом и Чириковым. 20 июня 1741 года из-за шторма корабли потеряли друг друга. «Святой Павел» Чирикова поплыл дальше проложенным маршрутом. А «Святой Пётр» под руководством Беринга, сбившись с курса, что с ним бывало и раньше, 16 июля 1741 года — на день позже «Святого Павла» — достиг берега Северной Америки. После высадки на остров Каяк пакетбот повернул назад, к берегам Камчатки. Однако, открыв остров, командор даже не сумел описать его. Беринг снялся с якоря достаточно быстро, не набрав даже достаточно воды, что было одной из причин его злоключений и гибели.

Итоги экспедиции

В Петербурге Беринг представил отчет об экспедиции и приложил к нему карту. На ней был обозначен пролив между Азией и Америкой, но при этом была сделана пометка, что северный берег Азиатского материка к востоку от Колымы нанесен по старым картам. На основании этого Адмиралтейств-коллегия и Сенат усомнились в открытии пролива между материками. Отказавшись от предложения Чирикова дойти до Колымы, Беринг заслужил упреки современников и потомков в том, что он не справился с поставленными ему задачами.

Первая Камчатская экспедиция стала важным этапом в истории освоения Россией Дальнего Востока и севера Тихого океана. Она продемонстрировала возможности России как великой морской державы. Впервые на Тихом океане был поднят Андреевский флаг. Плавание Беринга имело исключительное значение для дальнейшего установления границ между Россией и США.

Адмиралтейств-коллегия и Сенат высоко оценили заслуги экспедиции, наградив Беринга и его спутников. Положительную оценку деятельности Беринга можно видеть и в том, что в 1732 г. он был назначен начальником гораздо более масштабной Второй Камчатской экспедиции. После этого было еще много экспедиций, географических исследований и открытий, а завершилось освоение дальневосточных границ научным подвигом Невельского и его соратников по Амурской экспедиции.

Похоронен великий мореплаватель на острове Беринга в бухте Командор. На месте гибели Беринга стоит четыре памятника. Непосредственно на месте захоронения на сегодняшний день стоят железный крест высотой 3,5 м. У его подножия чугунная доска с надписью: «1681-1741. Великому мореплавателю капитан-командору Витусу Берингу от жителей Камчатки июнь 1966 года».

Оценивая сейчас действия Беринга и его спутников, наверное, можно согласиться с мнением их современников о том, что они могли сделать больше. Но надо иметь в виду и то, что это была первая научная морская экспедиция. Россия только начинала изучение и освоение своих огромных владений.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Греков В.И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг. 1960 г.
  • Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
  • Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Интернет-портал http://vostlit.info/
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.

Итоги Великой Северной экспедиции

Благодаря Великой Северной экспедиции на карте России появились ранее неизвестные полуострова и острова: Таймыр, Ямал, Аляска, Алеутские, Командорские и многие другие. Более десяти лет отважные мореходы наносили очертания побережья страны, преодолевая все трудности.

В 1746 году была составлена полная карта северных российских берегов. До сих пор при печатании карт Арктики используются материалы Великой северной экспедиции.

В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые была произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

Великая Северная экспедиция заложила основы российской традиции полярных исследований и продемонстрировала черты, которые будут впоследствии присущи более поздним русским экспедициям. Прежде всего, их задачи определялись насущными политическими и экономическими потребностями России.

Сотрудничество правительства, военно-морского флота и научных учреждений стало характерной чертой всех российских полярных исследований дореволюционного периода. Это привело к созданию двух традиций в картографии — военной и академической. Начиная с Великой Северной экспедиции, Академия стала привлекать к полярным исследованиям профессиональных ученых, участие которых существенно повышало научный уровень экспедиций.

Комментировать
0