Вторая Камчатская экспедиция
Основные статьи: Великая Северная экспедиция, Отряд Беринга—Чирикова (Великая Северная экспедиция)
Вернувшись в Россию в марте 1730 года из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам — а также к американскому континенту.
В 1733 году Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.
В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик.
Лишь осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.
Витус Беринг и пакетбот «Святой Пётр» на памятной монете СССР 1990 года из палладия 999 пробы из серии «250 лет открытия Русской Америки»
4 июня — в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет — «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» (А.Чириков) вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошел на восток и 16 июля 1741 года (на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей) на широте 58°14′ достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи.
Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя).
После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе 1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.
Часто встречается утверждение, что европейцы (русские) открыли берега Северной Америки (Аляски) именно во время Второй Камчатской экспедиции, но это неверно. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки (Аляски), был бот «Св. Гавриил» под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова 21 августа 1732 года в ходе экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого — гг. Кроме того, есть отрывочные сведения о посещении русскими людьми Америки в XVII веке.
Переезд в Россию и военно-морская служба
При содействии Крюйса Беринга зачислили в русский Балтийский военно-морской флот в чине подпоручика. В 1704 году Витус приехал в Россию, отныне его судьба навсегда была связана с этой страной. Сначала его поставили командовать небольшим судном, которое доставляло лес на остров Котлин с берегов Невы, там Пётр I начал грандиозное строительство военно-морской цитадели русского флота Кронштадта. Беринг проявил в службе прилежание и рвение. Ему всё чаще поручали ответственные задания, к выполнению которых он относился ревностно и очень скрупулёзно. Такая служба, талант и страсть к мореплаванию были оценены по достоинству и в 1707 году Витусу уже присвоили чин поручика.
Дальше послужной список Беринга выглядел следующим образом:
- 1710 – в начале весны получил направление на южное побережье Финского залива, где вёл наблюдение за шведской флотилией. Осенью этого же года Беринга перевели капитан-лейтенантом на Азовский флот, где он командовал небольшим парусным военным судном (шнявой) «Мункер».
- 1711 – летом принимал участие в Прутском походе Петра I (в период русско-турецкой войны поход в Молдавию против Османской империи).
- 1712 – направлен на Балтийский флот.
- 1715 – получил чин капитана 4 ранга. Принял в Архангельске судно «Селафаил» и привёл его в Копенгаген. Это плавание стало последним, когда Берингу удалось побывать в родных краях, больше он в Данию не вернулся.
- 1716 – принял командование линейным парусным кораблём Балтийского флота «Перл», с которым участвовал в плавании к Бронкгольму.
- 1717 – получил чин капитана 3 ранга.
- 1719 – принял командование кораблём «Селафаил», с которым совершил плавание по Балтийскому морю к Аланду.
- 1720 – получил чин капитана 2 ранга.
- 1721 – принял командование парусным линейным кораблём Балтийского флота «Марльбург», затем командовал судном «Лесное» в соединении одного из создателей Российского военно-морского флота Ф. М. Апраксина.
Краткая биография
Организация экспедиции
Инструкция по организации экспедиции была оформлена Петром Алексеевичем 06.01.1725 г. В ней он приказывал Берингу построить 2 палубных корабля для похода. Уже 24.01.1725 г. из Петербурга выдвигается команда во главе с А. Чириковым. Команда приезжает в Вологду 08.02.1725 г. Спустя неделю к ним присоединяется Беринг. Общая численность участников экспедиции достигала 100 человек.
Экспедиция через 24 дня после выхода из Вологды достигла Тобольска. Остановившись на 1-месячный отдых, команда продолжила путь, находясь летом 1725 г. в дороге. Зимовка 1725-1726 гг. была организована в Илимске. Только 16.06.1726 г. экспедиции удалось добраться до Якутска, а 30.07.1726 г. – до Охотска. Здесь Беринг остановился на зимовку, начав строить корабли.
01.07.1727 г. шитик «Фортуна» с Шпанбергом на борту, загрузившим часть грузов экспедиции, отправился к Большерецку, а уже 11.08.1727 г. вернулся обратно. Незадолго до этого в Охотск пришла «Лодия 1720 года», ремонт которой был сразу же организован. 21.08.1727 г. «Фортуна» Беринга и Шпанберга с «Лодией 1720 года» Чирикова отправились в Большерецк, достигнув его 04.09.1727 г.
Вторая Камчатская экспедиция
Выслушав его соображения и планы, в 1733 году Коллегия вновь назначила Беринга руководителем Второй Камчатской экспедиции. Они посчитали, что задания Государя Петра I были выполнены не до конца: экспедиция не побывала на американских берегах и не полностью доказала, что соединения Азии с Америкой нет. Тем не менее, Берингу присвоили чин капитана-командора и наградили премией в тысячу рублей.
В начале 1734 года Витус выехал в Якутск, где в течение трёх лет заготавливал экспедиционное снаряжение и продовольствие. Власти на местах никак не хотели помогать Берингу, он то и дело сталкивался с их сопротивлением, безразличием и бездействием. Только осенью 1740 года из Охотска отправились к востоку Камчатки на двух пакетботах «Святой Павел» и «Святой Пётр».
В июле 1741 года экспедиция вышла к побережью Северной Америки. Обратно Беринг проследовал вдоль Алеутской гряды и южного берега Аляски. Были открыты и нанесены на карте острова:
- Святого Стефана (Булдырь);
- Шумагинские;
- Кадьяк;
- Святого Иоанна (Атха);
- Святого Маркиана (Кыска);
- Евдокеевские.
Поход «Святого Петра»
4 июня «Св. Пётр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова вышли из Авачинской губы на Камчатке отправились к берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке.
Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя).
«Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св. Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда ступила на американскую землю, пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.
Смерть Витуса Беринга. Рисунок 1898 года
В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями — алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, — Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал эти острова.
6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева». Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими островами. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.
К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря . Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.
Наперекор смерти
Изображение Камчатки из книги Крашенинникова (1755).
Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — на морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.
Весной 1742 года было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». И опять команде повезло — несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Святой Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.
Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742 года, вышли к Петропавловску.
За свой, без преувеличения, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Святой Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до 1755 года, а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.
Интересные факты
Наперекор смерти
Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета1742. Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.
Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло — несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.
Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа1742, вышли к Петропавловску.
Память
Впервые памятник Витусу Берингу установлен в Петропавловске-Камчатском. Чугунная плита с надписью в основании памятника гласит: «Основателю Петропавловска в 1740 г. мореплавателю Витусу Берингу».
В 2016 году в честь 275-летия открытия Командорских островов на острове Беринга в селе Никольское установлен другой памятник Витусу Берингу — ростовая скульптура, выполненная из бронзы (автор — скульптор И. П. Вьюев).
Именем Беринга назван ряд географических объектов:
- Берингово море
- Берингов пролив
- Остров Беринга
- Мыс Беринга
- Ледник Беринга и озеро Витус на Аляске.
- Берингия — биогеографическая область и палеогеографическая страна, связывавшая северо-восточную Азию и северо-западную Северную Америку в четвертичном периоде
- посёлок Беринговский на Чукотке.
- Берингия — национальный парк на Чукотке.
- В честь Беринга названа авиакомпания «Bering Air» на Аляске.
- Именем Витуса Беринга названы Берингов проезд и Новый Берингов проезд в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Нижнем Новгороде, в Томске, в Якутске, в Находке, Артёме, Астрахани и Петропавловске-Камчатском.
- Существовал дизельэлектроход «Витус Беринг», который работал на Северном Морском пути, в том числе обеспечивал высадку СП-30.
- В июне 2012 по заказу Совкомфлота был спущено на воду буксирное многоцелевое судно ледового класса для обслуживания разработок на шельфе, названное именем Витуса Беринга.
- Имя Витуса Беринга носит Камчатский государственный университет.
- Именем Витуса Беринга назван один из самолетов российской авиакомпании «Аэрофлот» (Airbus A320 VP-BZO).
- В 1970 году был снят советский биографический фильм «Баллада о Беринге и его друзьях».
Имя этого отважного мореплавателя носят несколько растений, произрастающих на Дальнем Востоке: ясколка Беринга (Cerastium beeringianum Cham. et Schlecht.), мятлик Беринга (Poa beeringiana Probat.), лапчатка Беринга (Potentilla beeringii Jurtz.).
Болезнь и смерть
Обратный путь со Второй Камчатской экспедиции оказался очень трудным. Море полностью окуталось туманом, начало сильно штормить. Из-за тумана не было видно не только берегов, но и звёзд, по которым можно было бы определить местонахождение судна. Шли месяцы, а «Святой Пётр» всё ещё находился в открытом море. У членов команды началась цинга, некоторые стали умирать. Заболел и сам Беринг, но из последних сил руководил пакетботом и уцелевшими членами команды.
Корабль практически не управлялся и двигался по волнам и ветрам. В начале ноября 1741 года на горизонте заметили заснеженную землю, которая впоследствии получила название острова Беринга. Было принято решение устроить здесь вынужденную зимовку. Первыми вынесли из душных кают больных, но на свежем воздухе они в скором времени скончались.
8 декабря 1741 года умирал в наспех построенной землянке и Витус Беринг. На самом краю необъятной России из последних сил старался зацепиться за жизнь сражённый цингой великий мореплаватель, болезнь оказалась сильнее. Он не знал тогда, что уходит из жизни на острове, который впоследствии будет носить его имя. Не знал и то, что Беринговым назовут море в Тихом океане и пролив, который разделяет Америку с Азией. Точность этих исследований подтвердил позднее англичанин – мореплаватель Джеймс Кук. Это было его предложение назвать пролив между Чукоткой и Аляской Беринговым.
Что открыл
Витус Енссон (в других источниках — Йонссон) Беринг руководил двумя экспедициями, в ходе которых был сделан ряд больших географических открытий. Для XVIII века такие путешествия считались уникальнейшими. Кроме того, были пройдены сухопутные маршруты протяженностью около 40 000 километров.
Морские путешествия имели колоссальное значение для исследования водной границы Сибири и Дальнего Востока России. Во время их проведения было открыто сообщение через Тихий океан с Американским континентом. В результате исследований северо-восточного побережья Камчатки и пути к Американскому континенту во время первой и второй экспедиций было открыто множество островов.
Их названия:
- Карагинский,
- Св. Лаврентия,
- Крузенштерна,
- Ротманова,
- Укамок,
- группа Евдокеевских,
- часть Шумагенских и Алеутских,
- Беринга,
- Чирикова.
Была создана картография Южного мыса Камчатки — Лопатка. В этот период был открыт Берингов пролив.
Вторая экспедиция дошла до северо-западного побережья Северной Америки (в месте нынешней границы Канады и США). На зимовку путешественники расположились в бухте, расположенной в месте впадения реки Авачи в залив, позднее Беринг дал ей наименование Петропавловская. Здесь же было заложено поселение. Постепенно оно выросло и превратилось в город Петропавловск-Камчатский.
Значение
За период с 1724 по 1741 год участники экспедиции обследовали обширные территории.
На пути им пришлось преодолеть невероятные трудности:
- передвижение пешком с караванами;
- необходимость строительства судов;
- снабжение отрядов продовольствием и материалами;
- полное российское бездорожье.
В Петербург они периодически отправляли собранные коллекции растений и минералов, собственные наблюдения, описания, отчеты, карты, чертежи, рисунки. Значительная часть этих документов сохранилась в Санкт-Петербургском филиале Архива Академии наук и Российском государственном архиве Военно-Морского флота.
В последние десятилетия документы экспедиции активно вводятся в научный оборот благодаря международному исследовательскому проекту «Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов». Великая Северная экспедиция внесла огромный вклад в изучение Восточной Сибири.
Что было сделано:
- произведена опись отдельных территорий побережья Северного Ледовитого океана;
- обследованы обширные участки Восточной Сибири;
- подтверждено существование пролива между Азией и Америкой;
- нанесено на карту множество вновь открытых островов в Тихом океане и Беринговом море;
- обследована большая часть Камчатки и Охотского моря;
- описаны и зарисованы многие виды представителей флоры и фауны.
По результатам экспедиции были опубликованы научные труды принимавших в ней участие ученых.
Что названо в честь Беринга
Именем знаменитого русского мореплавателя, капитан-командора Витуса Йонссена (Ивана Ивановича, как его звали на Руси) Беринга названы: пролив, залив, море, архипелаг и остров, а также подводный каньон, река и озеро, ледник и земля Берингия, исчезнувшая в результате тектонических процессов, соединявшая некогда Азию и Америку.
Царь Пётр I и географические исследования
Vitus Bering Parken (Хорсенс)
Одним из великих начинаний царя Петра I стало научное изучение географии России и сопредельных территорий — в первую очередь, инструментальные съёмки и составление «генеральных карт».
В 1714—1716 годах, после присоединения Камчатки к России, по указанию Петра было налажено морское сообщение на ладьях между Охотском и западным побережьем Камчатки. Получив об этом известие, Беринг решил организовать поиск побережья Северной Америки, которое, как он полагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720—1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.
Уже перед самой смертью Пётр направил на Дальний Восток очередную экспедицию, возглавил которую Витус Беринг. По секретной инструкции российского императора, Берингу было поручено построить два корабля, направиться вдоль побережья, попробовать отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой, а затем спуститься вдоль североамериканского побережья на юг.
Важную роль в организации и работах Первой, а затем — и Второй Камчатской экспедиции играли помощники Беринга — капитан-командор А. И. Чириков и М. П. Шпанберг.
Переход Камчатского хребта
Добираться до Нижне-Камчатска было чрезвычайно тяжело. Переход через Камчатский хребет занял 2 месяца. Людям пришлось перетаскивать по суше на собачьих упряжках все снаряжение и материалы для постройки кораблей. Преодолев 800 верст, в апреле 1728 г. экспедиция прибыла в пункт назначения, где и заложили бот «Св. Гавриил». Спустили его на воду 08.06.1728 г. Шитик «Фортуна» требовал капитального ремонта. Поэтому от него отказались, а «Лодию 1720 г.» отправили из Большерецка в Охотск. Экспедиция испытала в Нижне-Камчатске большие трудности. Людям не хватало еды, им пришлось покупать оленей, заниматься рыболовством и выпариванием соли.
Интересные факты
Плавание к Америке
В июле 1728 г. бот «Святой Гавриил» вышел в море. На борту находились 44 члена команды. Бот направился от устья реки Камчатки к северо-востоку. Плавание вдоль побережья Азии длилось около месяца. Двигаясь в северном направлении, корабль вошел в Анадырский залив, 01.08.1728 г. достиг бухты Св. Креста, а 06.08.1728 г. – бухты Преображения. 11.08.1728 г. корабль обходил м. Чукотский Нос. Экспедиция увидела остров Св. Лаврентия. Фактически, в августе команде Беринга удалось пересечь пролив, который отделял Азию от Америки, а также преодолеть Северный полярный круг.
15.08.1728 г. корабль оказался в открытом океане, поэтому Беринг посчитал миссию выполненной. В ближайшей видимости берегов Америки не наблюдалось, отсутствовал перешеек и несколько дальше в северном направлении. На следующий день был отдан приказ возвращаться к Камчатке, а 02.09.1728 г. корабль экспедиции вошел в Нижнекамчатскую гавань.
Поход «Святого Павла»
После того, как корабли разошлись 20 июня 1741, Чириков отказался от поисков земли Делиля и пошёл прямо на восток. 15 июля увидели землю с высокими горами, покрытыми лесом — Америку — на двое суток раньше Беринга, у земель тлинкитов, около острова, впоследствии названного островом Чирикова.
Для поиска места, куда можно было бы поставить корабль, была отправлена шлюпка, но подходящего места не нашлось. Тогда корабль снялся и пошёл дальше на восток вдоль берега.
Вторая попытка высадки была предпринята 17 июля под руководством штурмана Абрама Дементьева. Шлюпка не вернулась. 23 июля был замечен огонь, по предположению, зажжённый моряками, которые не могут вернуться на корабль. Им на помощь была направлена вторая, маленькая шлюпка с 4 моряками на борту, из которых двое были плотниками. Лодка пристала к берегу и исчезла так же, как и первая. Предположительно, с ними произошло то же, что и с лодками Лаперуза в 1786 году — потоплены водоворотом приливно-отливных течений. Но доказательств этой версии нет, так же как и другой, связаной с нападением индейцев.
После потери обеих шлюпок высадка, как и пополнение запаса воды, стала невозможной. Тем не менее, была предпринята последняя попытка высадиться на плотах. Но подходящей бухты в течение ближайших 2 дней так и не было обнаружено, и Чириков созвал совет, на котором было решено немедленно возвращаться обратно.
Во время возвращения дважды встретили местных жителей. Первый раз — как только корабли развернулись на запад, показались лодки, плывущие навстречу. Индейцы приближаться к кораблю не стали. Второй раз — около одного из Алеутских островов — алеуты подошли вплотную к кораблю, но не стали подниматься. Тем не менее, они помогли морякам — узнав, что на корабле не хватает воды, они привезли воду в пузырях в обмен на ножи в соотношении один к одному. От такой сделки на корабле отказались, и пузыри были увезены обратно. Так продолжалось всё время, что “Святой Павел” находился у этого острова.
Потребление воды всё сокращалось, и 21 августа Чириков приказал варить кашу раз в 2 дня, а вода раздавалась раз в день равными порциями. В середине сентября эта мера была ещё урезана: каша раз в неделю, воды 5 кружек на человека в день, остальное время питались солониной, варённой в морской воде.
После этого начались массовые заболевания, заболел и Чириков. Командование перешло к штурману Елагину.
В октябре начались смерти от истощения; умерли, в частности, лейтенанты Чихачёв и Плаутинг.
8 октября корабль вернулся на Камчатку. Из 68 человек, отправившихся в плавание, вернулось всего 49.
Плавание 1742 года
25 мая 1742 года, с целью обнаружения корабля Беринга, Чириков снова вышел из Петропавловска с уменьшенной командой. Из офицеров с ним отправился только Елагин. Но встречные ветры позволили ему дойти только до острова Атту, после чего он повернул обратно. На обратном пути Чириков нанёс на карту остров святого Юлиана, на котором и находилась экспедиция Беринга, но которую Святой Павел там не обнаружил.
1 июля Чириков вернулся в Петропавловск. В августе он прибыл в Охотск.
С кем пойти в разведку?
– Что же было с семьёй?
Статья по теме
Командор Витус Беринг: как датчанин стал «Русским Колумбом»
– А как вы сами выбрали военную стезю?
– Конечно, первый порыв был, когда я узнал о судьбе Владимира Михайловича Беринга. К тому же третий муж моей бабушки (он был другом её второго мужа) – полковник, всю жизнь служил в армии, в последние годы преподавал в академии имени Жуковского. Видимо, пример, который перед глазами, сыграл роль.
– Наверное, воинское служение у вас генетически передаётся в роду?
– Может, и генетически. Сын у меня уже подполковник. Единственное, что внук может не поступить в военное училище из-за зрения. Но он сказал, что если так случится, то будет поступать в такое учебное заведение, чтобы потом работать на военном заводе.
– А как вы оказались в Бийске, стали воспитателем кадетов?
– После увольнения в запас проехался по некоторым сибирским городам, чтобы определиться, где жить. Понравился Бийск. На улице увидел – ребята в форме бегают. Когда вставал на учёт в военкомате, спросил, откуда здесь кадеты? Оказалось, что уже семь лет кадетская школа здесь существует. Мне дали её адрес. Пришёл, побеседовал с директором и через 2 месяца вышел на работу.
– Современные ребята для военной службы пригодны?
– Если брать мой нынешний девятый класс, то с 95% этих ребят я спокойно в бой бы пошёл. А из этих 95% я бы с десятью-пятнадцатью спокойно в разведку пошёл.
– После школы многие из них связывают жизнь с армией?
– В прошлом году примерно 70% выпускников. Но не только с армией, а и с военно-промышленным комплексом. Привилегий при поступлении у них нет, но есть опыт военной дисциплины, собранности, выдержки, уставных отношений. Недаром многие из них практически сразу получают сержантские звания.
Имя из энциклопедии. Как механикус Ползунов прославил Барнаул
Подробнее
Отставка
Несмотря на все карьерные достижения, Беринг считал себя незаслуженно обойденным наградами. В частности, его очень задевало то обстоятельство, что за 17 лет службы он не получил чин капитана первого ранга.
В 1724 году мореплаватель написал прошение об отставке и был отправлен на покой. Когда об этом узнал Петр Первый он выразил крайнее неудовольствие Ф. М. Апраксину, который на тот момент был генерал-адмиралом русского флота. Царь приказал объявить на Коллегии, что Беринг возвращен в морской флот с назначением капитаном первого ранга. Уже через несколько дней после этого разговора Витуса отозвали из отставки и утвердили в должности командира фрегата «Селафаил».
Что открыла экспедиция?
– Совсем недавно вы с кадетами прошли часть пути двух Камчатских экспедиций своего знаменитого предка Витуса Беринга. Как это стало возможно?
– В ноябре прошлого года в Барнауле проходила выставка «Открой для себя командора» от Русского географического общества. Там я познакомился с Ильдаром Юнусовичем Маматовым. Он и рассказал о проекте «Маршрутами Великой Северной экспедиции». Пригласил поучаствовать. От школы поехали семь кадетов. И это были не самые легкие дети. Но они достойно представили и школу, и город, и край.
– По каким местам проходил этот маршрут?
Статья по теме
Иван Иванович из Дании. Как проходили Камчатские экспедиции Беринга
– А у проекта по следам Северной экспедиции будет продолжение?
– На 2018 год нас пригласили пройти на парусно-гребном судне часть пути экспедиции Беринга от Волги, потом в Каму и до Осы.
Первые путешествия
Вместе со Свеном и другом детства Сиверсом, который много лет спустя стал русским адмиралом, Витус Беринг дважды совершил плавание в Ост-Индию, пересек Атлантический океан, побывал на Карибах и в североамериканских европейских колониях.
Будучи уже достаточно опытным моряком, молодой человек осознал, что ему не хватает теоретических знаний, и поступил на учебу в морской кадетский корпус в Амстердаме, считавшийся одним из лучших в мире. В период учебы он заслужил похвалы преподавателей, которые в один голос утверждали, что из Витуса Ионассена Беринга выйдет превосходный капитан.