fbpx
No Image

Путешествие во времени: фестивали исторических реконструкций в россии

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

«Зарайский ратный сбор», Московская область

«Зарайский ратный сбор» в этом году пройдет в девятый раз. Это самый крупный фестиваль реконструкций в Московской области. В 2017 году он вошёл в десятку самых посещаемых исторических праздников в России. Это также единственный в стране фестиваль реконструкций с образовательной площадкой для людей с нарушениями слуха и зрения.

В этом году на фестивале пройдут не просто бои, а настоящие турниры с призовым фондом. Посетители увидят состязание лучников, смогут принять участие в конкурсах и мастер-классах и угоститься средневековой трапезой.

Организаторы построили мост через реку Осётр, чтобы все желающие смогли посетить и другое мероприятие — проходящую в те же дни игру «Чёрный Отряд».

Когда: в 2020 году фестиваль будет закрытым для зрителей. Принять участие могут только члены реконструкторских клубов.

Где: деревня Карманово, недалеко от города Зарайска, Московская область

, как проходил фестиваль «Зарайский ратный сбор» в 2019 году.

«Ладейное поле», Липецкая область

«Ладейное поле» — единственный в России фестиваль, посвященный судостроению Средневековья. Это реконструкция сражений средневековых воинов и речная регата, участники которой – ладьи, кнорры и драккары.

Гости фестиваля станут свидетелями высадки на берег «армии русов», финального заезда регаты и понаблюдают за ходом конкурса костюма и доспеха. На поле боя пройдет командный турнир, а в игровой зоне – игры для детей. Часы проведения фестиваля – с 12 до 16 часов. Не так много времени, но эти несколько часов будут очень насыщенными.

Когда: даты уточняются

Где: посёлок Елецкий, Липецкая область

Фильмы про историческую реконструкцию

«Геделон. Средневековое строительство». (Guedelon. Eine Mittelalterliche Baustelle). Райнхард Кунгель. Франция, Германия 2010 г. 

Далеко от цивилизованного общества, в лесных угодьях есть стройка, которая может удивить видавших виды караванеров. Данная стройка ведется по технологии, которая использовалась несколько столетий тому назад. Этот замок возводится при помощи технологий XIII столетия. Каменщики, столяры, лесорубы, кузнецы, плотники из дерева и камня, используя корзины, канаты, извозчиков и лошадей, орудиями средневековья возводят замок тех времен. Тысячи туристов со всех уголков мира приезжают сюда, чтобы взглянуть на этот необычный замок. Геделон — это единственный проект в мире подобного рода.

«Рыцарский Поединок» (Knights Of Mayhem). National Geographic 2011 г. 4 серии.

На протяжении веков рыцари бились на турнирах, чтобы выявить лучшего из элиты королевской гвардии и подтвердить собственную доблесть и мужество. Сейчас подобные турниры проводятся больше для того, чтобы доказать самому себе, то что ты настоящий мужчина. Ведь часто поединки заканчиваются тяжёлой трамвой или смертью. Рыцарские турниры — это не просто соревнования, не просто спорт, это борьба за выживание. В давние времена их применяли на войне. Когда вы несётесь друг на друга, и вы не знаете чьё копьё окажется быстрее, это потрясающее чувство.

«1812». Документальный российский четырехсерийный сериал 2012 г.

Масштабная реконструкция героических событий Отечественной войны 1812 года, в которой помимо компьтерной графики использовались реальные съемки реконструкторов в местах былых боев. В фильме можно увидеть различные сцены, реконструирующе быт, костюмы и боевые действия солдат и генералов начала XIX века. 

«Совершенство клинка» (Reclaiming the Blade). Двухсерийный документальный фильм студии Galatia Films (Дэниэл Макниколл), Великобритания, 2009 г.

Фильм посвящен самому известному холодному оружию — мечу, возрождению традиций европейского исторического фехтования. Создатели не только познакомят вас с историей его появления и развития, искусством владения, значением в эпоху Средневековья и Возрождения. В картине также принимают участие актеры «Властелина колец», «Хроник Нарнии», «Звездных войн», которые непосредственно держали в руках холодное оружие во время съемок.

Идеология

Реконструкторы считают, что необходимо изучать и сохранять свою историю, традиции, обычаи и культуру. Помимо участия в ролевых мероприятиях, реконы считают своим долгом изучать древние языки, быт и нравы, которые существовали в прошлом. Реконструкторы изучают все детали выбранной эпохи: оружие, костюмы, быт, хозяйственную утварь, предметы ремесел.

Из-за того, что многие ролевики зачастую занимаются определенного рода «частичной реконструкцией» исторических событий на ролевых играх, у реконструкторов часто складывается предвзятое и ироничное отношение к ролевикам. Реконы называют их «недореконструкторами». Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, уходят из ролевых игр и переключаются на историческую реконструкцию и фехтование.

Все реконы стараются максимально исторично делать всю одежду и утварь, причем с применением технологий тех времен. Например, если рекон Средневековья — девушка, то все сводится к тому, у кого лучше вышита сумка, у кого она из настоящих материалов тех эпох, чье платье наиболее достоверно воссоздано и сшито вручную льняными нитями.

У многих доходит до абсурда. К примеру, на многих форумах и в блогах, посвященных исторической реконструкции, происходят настоящие словесные баталии по вопросу допустимости или недопустимости делать внутренние швы костюмов на швейной машинке. И мнение большинства сводится к тому, что в реконструкции нужно по максимуму и возможности делать все как можно историчнее. Ни у кого нет возможности делать ткань для костюмов периода ранятины (до XI века на Руси) самим, потому что подробная технология её изготовления не известна, и соответственно никто до конца не уверен в правильности переплетения нитей. Но если есть возможность делать швы вручную, то они должны делаться только вручную. Такие истинные фанатики своего дела живут идеологией: если так облегчать себе реконструкцию, то зачем вообще ей заниматься?

Для любого рекона реконструкция — это процесс. Процесс творения. Причем, что касается какой-то конкретики в вопросе идеологии реконов, то историческая реконструкция обычно не подразумевает наличия у участников этого движения какого-либо особого мировоззрения, религиозных или политических взглядов. Подобное дистанцирование в ряде случаев даже специально подчёркивается. Особенно актуально это для объединений, занимающихся восстановлением исторически неоднозначных организаций (например, нацисты или войска СС Германии 40-ых годов прошлого века).

Также реконструкторы уделяют огромное внимание возможности развития творческого потенциала людей. Это тоже своего рода идеология

Ты можешь заниматься тем, к чему лежит душа и имеется талант. Никто никогда не будет принуждать или делать выбор за другого.

Направления

Историческая реконструкция делится на целый ряд направлений, зависящих от эпохи, к которой обращаются реконы. Самое широкое деление это ранятина и позднятина, и по регионам: Европа или Русь.

Однако более серьезный подход разделяет историческую реконструкцию на следующие направления:

  • Античность;
  • Раннее Средневековье (VII—XI век);
  • Высокое Средневековье (XII—XIII века);
  • Позднее Средневековье (XIV—XV века);
  • Новое время (XVI—XVII века);
  • Наполеоновские войны;
  • Первая мировая война;
  • Вторая мировая война.

И это далеко не все, а только самое популярное из того, что может предложить историческая реконструкция. В последнее время появляются и развиваются новые направления, связанные как и историческими периодами древности, так и с последними периодами. Одно из самых перспективных и интересных направлений — период холодной войны.

К тому же любое деление здесь весьма условно и отражает только самые характерные отличия. Внутри каждой из упомянутых эпох существуют свои собственные деления по регионам и историческим отрезкам. Например, для эпох высокого и позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться в 20 лет. Однако для той же Первой или Второй мировой войны подобные условия невыполнимы.

Также историческую реконструкцию делят на живую историю и турниры (бугурты).

Живая история — это точное воссоздание повседневного быта людей определенной эпохи и конкретного региона какой-либо страны. Это целая научная дисциплина, которая существует в форме музеев живой истории и фестивалях живой истории. Участники таких движений проводят тематические мероприятия, а также уроки живой истории в школах, существенно разбавляя обычный учебный процесс интересным зрелищем

В живой истории важно абсолютно все, начиная от покроя, материалов и внешнего вида одежды, заканчивая аутентичными рецептами народной кухни восстанавливаемых времен. Мероприятия живой истории интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на реалии из истории своей страны и на то, как жили их предки

Это направление исторической реконструкции развито и очень популярно в Западной Европе, где существует множество «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

Турниры или бугурты представляют собой реконструкцию боевых сражений прошлых веков. Здесь основным видом деятельности реконов является изучение и практическое применение военного искусства прошлых времен. Кое-что берется из исторических источников, пробелы же додумываются участниками, исходя из логики и здравого смысла. В итоге получается грандиозное и зрелищное действо, которое будет интересно посмотреть каждому. Турниры бывают постановочные, в которых проигрывается ряд событий той или иной битвы, и спортивные, где участники меряются силами и могут реально оценить свои способности и возможности.

«Реконструкторы постоянно подчеркивают свое принципиальное отличие от ролевиков»

— Что собой представляют реконструкторские клубы в России? Как много их и в каких они располагаются городах?

— По приблизительным подсчетам, в каждом крупном городе сейчас можно насчитать около 10 клубов исторической реконструкции. Естественно, чем больше город, тем больше реконструкторских клубов. Есть «большие» клубы, отделения которых существуют в нескольких городах, например, сибирский «Дортмунд» или «Нюрнберг», отделение которого есть в Казани. Их официальный статус весьма вариативен, некоторые оформлены как общественная организация, а некоторые — нет, и принципиально не собираются этого делать. Разнообразна и их тематика, то есть привязка к исторической эпохи, с которой они «работают» — от античности до периода холодной войны. Есть клубы и с более экзотической тематикой.

— И чем занимаются «экзотические» реконструкторские клубы? Это не ролевики-толкинисты?

— Дело в том, что реконструкторы постоянно подчеркивают принципиальное различие между исторической реконструкцией и ролевыми движениями (в том числе толкинистами). По их словам, они сами «реконструируют подлинную историческую эпоху», а ролевики, понятно, нет. Это в идеале. Понятно, что в реальности граница и взаимосвязь между ними гораздо более тонкая, многие реконструкторы вышли из ролевиков, но тем не менее.

Говоря об экзотическом сегменте реконструкции, я имел в виду тех, кто реконструирует не самую распространенную тематику — Японию эпохи сёгуната или индейцев доколумбовой Америки.

— Сколько обычно членов в таком клубе?

— Здесь тоже ситуация очень вариативна. В большинстве случаев реконструкторские клубы имеют постоянный костяк, ядро, инициативную группу. Это примерно 5—10 человек, те, кто связан с реконструкторским движением годами. И кроме ядра, есть подвижная периферия. Новые люди приходят в клуб, через какое-то время по разным причинам из него уходят, на смену им приходят другие. Как правило, приток новых людей наблюдается после какого-нибудь большого фестиваля. Реконструкторские клубы — это очень динамичные сообщества. Постоянно меняется состав клубов, возникают новые, перестают существовать старые.

— Откуда в Россию пришла историческая реконструкция? Как она зарождалась в нашей стране?

— Историческая реконструкция появилась в рамках западной культуры, а затем уже была позаимствована в нашей стране. Считается, что первые (неофициальные) реконструкторские клубы появились в СССР во второй половине 1970-х годов

Важной вехой является 1987 год, когда реконструкторы заявили о себе публично в ходе празднования «юбилея» 175-летия войны 1812 года

Но это, так сказать, первые ростки, а массовое реконструкторское движение — это уже постсоветское явление. Большинство «авторитетных» (легендарных в рамках движения) клубов возникает на рубеже 1990—2000-х годов. Появляются реконструкторские клубы в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Владивостоке. Ну а 2010-е годы — это время, когда количество клубов достигает своего максимума на настоящий момент. Достаточно заметные сообщества реконструкторов существуют и в Татарстане. Это такие клубы, как «Польско-литовское копье», «Витязь», «Лесные разбойники», Noldor.

Фото Руслана Давлетшина

«Поле Куликово», Тульская область

Международный военно-патриотический фестиваль «Поле Куликово» проходит в третью неделю сентября на кануне празднования годовщины победы войска Дмитрия Донского над Золотой Ордой.

Несмотря на то что «Поле Куликово» посвящен эпохе Руси и Золотой Орды XIII-XVI веков, это единственный в России военно-исторический фестиваль, на котором собираются любители истории разных направлений. Здесь возрождают традиции, быт, костюм, ремёсла и средневековую технику ведения боя.

Когда: 17-20 сентября 2020 года

Где: музейный комплекс «Куликово поле», Куркинский район, Тульская область

Историческое фехтование

К обучению искусству фехтования реконструкторы подходят очень серьезно. Каждый боец обладает хорошо поставленным ударом, выносливостью и напор. Реконы эпохи Средневековья отлично тарцуют щитом и бьют мечом. Люди, занимающиеся «познятиной» также великолепно владеют всеми видами холодного оружия «своего» исторического периода.

На тренировках по фехтованию участники КИРов не только обучаются владению оружием, но и изучают ратное дело и дружинные традиции своих предков.

Под термином “фехтование” понимается именно историческое фехтование — использование старинной техники и тактики боя, копии старинного оружия, снаряжения и костюмов. Все также как и в самой исторической реконструкции. Однако, при разработке техники и тактики ведения боя, при современном историческом фехтовании, как правило, убираются все особо опасные приемы. В настоящее время для турниров по историческому фехтованию, которые всегда входят в программу любого фестиваля исторической реконструкции, разработаны определенные правила. Существуют также правила и для массовых боев.

Те, кто увлекается исторической реконструкцией, ставят своей целью восстановить стиль фехтования, присущий определённой эпохе. При этом они изготавливают соответствующее ей оружие и экипировку. Итоговый результат вполне можно признавать исторически достоверным, но условно, так как техническая и теоретическая база, которая имеется в распоряжении клубов по исторической реконструкции, имеет ограничения из-за вопросов безопасности в бою. Но стоит отметить, что за последнее десятилетие достоверность реконструкции экипировки значительно увеличилась.

Клубы

Как правило, реконструкторы объединяются в свои специфические организации, такие как: «Клуб Исторической Реконструкции» (КИР) , «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК). Данные клубы располагают собственными помещениями для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерскими и библиотеками.Численность клубов может быть самая различная. От 10 человек до сотен. Внутри клубов существует собственная иерархия, которая совпадает с системой иерархии того периода, который воссоздается. Особенно это касается военных или чиновничьих формирований. Например, структура раннесредневековой славянской дружины.

В Москве и Подмосковье действует множество клубов, которые реконструируют различные эпохи. Расскажем о нескольких из них.

КИР «Черная щука», который ведет свою деятельность при досугово-спортивном центре «Щукинец», занимается изучением эпохи IX- XI вв. Существует этот клуб уже пять лет, и за это время он стал одним из самых известных. Самобытность “Черной Щуки” оценили и отметили городские власти: клубу награжден Дипломом Департамента семейной и молодежной политики. А в 2008 году участники «Черной щуки» стали лауреатами городского смотра-фестиваля “А у нас во дворе”.

Клуб «Белая рысь» находится в Раменском районе Подмосковья и также же занимается реконструкцией эпохи раннего средневековья. «Белая рысь» делает акцент на изучении культуры, быта и военного дела как народов Северной Европы, так и Руси. Все костюмы, бытовая утварь, доспехи и оружие, которые создаются руками мастеров КИРа, полностью аутентичны историческим оригиналам . И это не голословное утверждение: всё научно подтверждено археологическими исследованиями российских и европейских ученых. За девятилетний срок своей деятельности клуб «Белая рысь» успел принять участие во множестве отечественных и международных фестивалях, различных праздничных мероприятиях, а также в съемках исторических фильмов, например, таких как “История государства Российского” , и музыкальных клипов.

Военно-исторический клуб «Ленинградец» занимается реконструкцией Великой Отечественной войны. Он был создан ещё в 1999 году, как объединение для всех тех, кому интересна военная история XX века. Клуб объединяет энтузиастов военной истории, униформистов, коллекционеров и реконструкторов военного костюма. Деятельность клуба направлена не только на участие в мероприятиях, но в основной своей части «Ленинградец» ориентирован на посильную ликвидацию белых пятен в истории войн прошлого столетия. Целью участников клуба является глубокое и полное осознание событий 1939 – 1945 гг. Основное направление — изучение участия пограничных и внутренних войск НКВД в Зимней войне 1939-40 гг. и в обороне Ленинграда 1941-44гг.

Клуб исторической реконструкции «Берн» объединяет представителей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Краснодара, Архангельска и других городов Российской Федерации. Члены этого объединения занимаются воссозданием быта Швейцарии XIV-XVI веков. Образовался «Берн» в 2002 году и за это время добился значительных успехов. Среди членов клуба много призеров и победителей различных состязаний по историческому фехтованию. Команда клуба неоднократно становилась чемпионом в бугуртных боях и продолжает развиваться в данном направлении.

Многие клубы исторической реконструкции объединяются в ассоциации, посвященные тому или иному периоду истории. А вот страна и регион здесь уже значения не имеет. Например, известная ассоциация «Гардарика» объединяет клубы исторической реконструкции и моделирования, посвятившие свою деятельность изучению и воссозданию эпохи раннего средневековья (IX-XI вв.), более известной как “эпоха викингов”.

«Чиновники могут отчитаться, что проведено патриотическое воспитательное мероприятие»

— К этому мы еще вернемся. А за что вообще можно покритиковать реконструкторов?

— Критики реконструкторского движения в публичном пространстве не так много, и она связана в современной России с тремя моментами.

Во-первых, реконструкторов часто критикуют с определенных идеологических позиций за чрезмерную лояльность официальной «исторической политике», в результате чего они порой становятся важным инструментом в проведении этой политики.

Во-вторых, профессиональные историки порой критикуют реконструкторов за нерефлексивный методологический «наивный объективизм». Реконструкторы уверены, что они знают или, по крайней мере, могут узнать, как оно было на самом деле, и на установлении «объективных фактов» строят свою деятельность. С точки зрения современной теории исторического познания познание прошлого имеет более сложный характер.

И, наконец, третий момент, пожалуй, является наиболее важным. Момент, значение которого становится особенно значимым после недавнего инцидента в Петербурге с историком и реконструктором Олегом Соколовым. Дело в том, что в исторической реконструкции действительно очень большую роль играет присутствие военного, милитаристского начала. В рамках реконструкторского движения оно, и многое из того, что с ним связано, героизируется и мифологизируется. Популяризируя военную историю, реконструкторы популяризируют архаичное почитание войны и силы, в определенном смысле легитимизируя насилие как способ решения проблемы. Даже титульно — многие реконструкторские клубы называются клубами «военно-исторической реконструкции» или «военной истории». И за этим, на мой взгляд, стоит действительно серьезная проблема.

Хотя, справедливости ради, следует признать, что представители Living history от этой тенденции пытаются дистанцироваться.

Можно, конечно, поднять вопрос и о продуктивности эскапизма, бегства от современности в прошлое как жизненной стратегии (часто говорят, что в реконструкцию приходят те, кто не может реализовать себя в нормальной жизни), но этот вопрос вряд ли поддается однозначной трактовке.

— Вы говорили, что государство поддерживает реконструкторское движение. С какой целью оно это делает?

— Тут тоже есть несколько моментов. Во-первых, поддержка этого движения дает возможность чиновникам поставить галочку в плане отчетности о проделанной работе

На самом деле большую часть подготовки к реконструкторским фестивалям проводят сами реконструкторы, а чиновники могут отчитаться, что проведено важное патриотическое воспитательное мероприятие большого масштаба. В этом плане государственные структуры охотно идут навстречу реконструкторам, выделяя денежные гранты и оказывая другие виды поддержки

Особенно благоволят, естественно, тем реконструкторским мероприятиям, тематика которых укладывается в официальную государственную историческую политику и которые могут быть проведены под грифом «патриотическое воспитание». Скажем, для Сибири это фестивали, реконструирующие события походов Ермака и «воспевающие героизм» покорителей Сибири. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что сами реконструкторы воспринимают такое сотрудничество порой весьма цинично.

Фото Максима Платонова

Во-вторых, для власти поддержка реконструкторского движения — это, в какой-то степени, возможность перенаправить общественную инициативу в мирное, т. е. безопасное для самой власти русло. Пусть лучше доспехи куют и мечами машут, чем занимаются чем-то другим.

Матвей Антропов

Справка

Антон Свешников — доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

ОбществоИстория

Список литературы

  1. Афонин Г. И. Туризм как социально-культурное явление : дис. … канд. фил. наук. : 24.00.01: защищена 10.09.06. / Афонин Геннадий Иванович. – Казань, 2006. – 169 с. – Библиогр.: 4-7 с.
  2. Белов, Ю. А. Историческая реконструкция восточных славян / Ю. А. Белов. – СПб. : Питер, 2011. – 160 с. – Библиогр.: 11 с.
  3. Бузуруков, А. Ю. Театрализация как психолого-педагогическая проблема : сборник научных трудов Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы / А. Ю. Бузуруков, Е. Я. Зазерский, Н. И. Сергеева, Ю. П. Кустов, С. Н. Иконникова, И. М. Болотников, А. И. Новиков, Г. М. Шарпило; науч. ред. Д. М. Генкин. Л., 1982. – 140 с. – Библиогр.: 55-56 с.
  4. Генкин Д. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы : сборник науч. труд. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы / Д. М. Генкин, Е. Я. Зазерский, Н. И. Сергеева, Ю. П. Кустов, С. Н. Иконникова, И. М. Болотников, А. И. Новиков, Г. М. Шарпило; науч. ред. Д. М. Генкин. Л., 1982. – 140 с. – Библиогр.: 9-10 с.
  5. Джурова, Т. С. Концепция театральности в творчестве Н. Н. Евреинова / Т. С. Джурова. – СПб .: СПбГАТИ, 2010. – 160 с. – Библиогр.: 139-148 с.
  6. Драчева, Е. Л. Историческая реконструкция как основа формирования нового турпродукта / Е. Л. Драчева // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. –№4. Т . 8. – 174 с. – Библиогр.: 55-67 с.
  7. Калинков, П. Баслык, Г. Военно-историческая реконструкция. 1812 год / П. Калинков, Г. Баслык – СПб. : Питер, 2012. –240 с. – Библиогр.: 4 с.
  8. Конович, А. А. К вопросам о реальном герое театрализованных форм массовой культурно-просветительной работы : труды т. 11 культурно-просветительная работа и коммунистическое воспитание / А. А. Конович, Е. Я. Зазерекий, Н. И. Сергеева, А. Г. Соломоник, В. А. Ефилюва, С. Н. Иконникова, М. М. Коронен, А. И. Новиков, Г. М. Шарпило; науч. ред. Д. М. Генкин, М. Б. Клемантович. Л., 1978. – 165 с. – Библиогр.: 144, 145-147 с.
  9. Николаев, Д. А. Военно-историческая реконструкция как форма изучения реальных событий военной истории / Николаев Д. А. // Высшее образование в России. – 2014. – №2. – 160 с. – Библиогр.: 153-154 с.
  10. Паолуччи, Ф. Гладиаторы Обреченные на смерть. / Ф Паолуччи. –М. : «Ниола-Пресс», ООО «Издательский дом “Вече”», 2007. – 128 с. – Библиогр.: 14-56 с. 16
  11. Забытый подвиг. Фестиваль военно-исторической реконструкции. : Репортаж первого канала – URL: http://www.1tvspb.ru/event/_Zabitij_podvig_V_Novgorodskoj_oblasti_proshel_festival_voenno_istoricheskoj_rekonstrukcii/
  12. Многоликий Выборг и усадьба Сваргас в гости к Варягам и Викингам, 1 день : Веб-сайт Петербургский магазин путешествий. – URL: http://www.tur-finland.ru. – (дата обращения 05.04.2016)
  13. Устав военно-исторического общества. : Веб-сайт Российское военно-историческое общество.– URL: http://histrf.ru/rvio. – (дата обращения 11.11.2015)
Комментировать
0