История
Первый подобный союз возник в девятнадцатом веке, участниками которого стали Франция и Монако.
В начале двадцатого века заключившие Таможенный союз – это Швейцария и Княжество Лихтенштейн. Также можно привести в качестве примера заключение в двадцатом веке Генерального соглашения о тарифах и торговле, в 1957 году было учреждено Европейское экономическое сообщество, которое устраняло все ограничения в торговле между участниками, и создан общий таможенный тариф на торговлю с третьими странами. В 1960 году была образована Европейская ассоциация свободной торговли, которая отменяла налоги на таможне и количественные ограничения торговли членов ассоциации.
В странах-участницах ЕЭС и ЕАСТ все еще присутствуют отличия в таможенных правилах и нет единых пошлин в торговле, в социалистических странах нет Таможенного союза, но заключены соглашения, предполагающие сотрудничество и взаимопомощь по вопросам таможни.
Были введены единые документы, методы и формы по оформлению груза как выставочного, так и ярмарочного. Были подписаны соглашения по упрощению их оформления на таможне. Эти договора ускоряют продвижение грузов, укрепляют мировой рынок и предупреждают всевозможные нарушения.
В 2010 году был создан единый Таможенный союз, в состав которого вошли Россия, Казахстан и республика Беларусь. Это подразумевает создание единой таможенной территории и обеспечивает все контрольные функции.
В текущем году вступила в Таможенный союз Киргизия, Россия при этом усиливает свои позиции.
Какие страны входят в Евразийский экономический союз
Союз создавался для решения вопросов координации, согласования, решения экономических вопросов и выработки единой политики относительно всех отраслей экономики. Страны-участницы союза хотели обеспечить свободное движение рабочей силы, услуг и товаров и финансов.
В настоящее время в ТС состоят следующие государства: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения.
В определенные моменты времени Тунис, Сирия и Турция заявляли о намерении войти в состав ТС, но до настоящего момента правительства этих государств не предприняли никаких конкретных шагов.
Ранее сообщалось, что правительства России и Белоруссии в рамках интеграции экономических систем планируют с 2021 года внедрить единые налоговый и гражданский кодексы. Они собираются объединить почти весь банковский надзор, но при этом оставить два Центробанка. Кроме того, планируется ввести единый регулятор рынков нефти, газа и электроэнергии и установить гармонизированное государственное регулирование отраслей. При этом в России есть региональные и местные налоги, и, по словам эксперта, это будет непросто совместить с белоруской налоговой системой.
Аналитики предполагают, что Узбекистан войдёт в Таможенный союз до конца 2020 года
Согласно исследованиям, которые были проведены международными аналитическими агентствами, Узбекистан может стать участником Таможенного союза в 2020 году только в том случае, если страна получит гарантии о том, что их промышленность и секторы экономики не будут разрушены после данного действия.
При этом эксперты сообщили, что Кремль навряд ли рассчитывает на то, что Узбекистан решит отклонить заявку на вступление в ЕАЭС. По самым оптимистичным прогнозам, Узбекистан может вступить до конца 2020 года в ТС, однако в противном случае переговоры могут затянуться на несколько лет.
Известно, что вопрос вступления Узбекистана в Таможенный союз впервые начали обсуждать в рамках специальной конференции между странами Центральной Азии и Восточной Европы, на которой собрались представители различных государств. Данное мероприятие было проведено в Самарканде 10 и 11 ноября 2019 года.
В рамках конференции был задан вопрос секретарю Совета безопасности Виктору Махмудову о том, когда Узбекистан вступит в ЕАЭС. Был дан ответ, что переговоры начали проводить на специальной сессии «Россия-Узбекистан», которая была закрытой для представителей средств массовой информации.
Аналитики предполагают, что Узбекистан, помимо Российской Федерации, намеревается пообщаться с другими странами участницами Таможенного союза ЕАЭС прежде чем сделать выбор в пользу или против вступления в торговое объединение.
Российская сторона заявляет, что говорить о полноценных переговорах о вступлении Узбекистана в ТС на данный момент рано. Узбекская сторона намеревается проверить всевозможные скрытые риски, которые могут возникнуть в ходе их членства в Таможенном союзе.
Перспективы развития
Стратегическая цель ТС – преобразование основ деятельности организации для дальнейшего эффективного сотрудничества ее членов. Для этого необходимо рассмотреть вопросы отмены внутренних таможенных платежей, контроля, бюрократии, что должно стать стимулом для ускорения оборота товаров.
Необходимо также усовершенствовать нормы эпидемиологических, ветеринарных требований, единых стандартов продуктовой безопасности.
Фото: Инстаграм: @customscard
Все еще сохраняется пограничный контроль между государствами, особенно в части санитарных проверок, которые нужно доработать в направлении единого подхода.
Необходимо упростить движение товаров, уменьшить число административных процедур, автоматизировать таможню. Предприятия, участвующие в обороте, наращивают объемы торговли за счет повышения ее качества и конкурентоспособности
Но нужно обратить внимание на экологичность продукции
Для дальнейшего роста показателей страны-участницы должны иметь взаимную заинтересованность не только высших органов управления, но и предприятий внутри территории.
Направления и условия
Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами. Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:
- Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
- Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
- Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.
Хронология Таможенного союза
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.
6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.
В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.
Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.
С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс.
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.
С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС.
Достижение целей и перспективы
Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть.
Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.
Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.
Общие сведения
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.
При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.
Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ.
Экономические проблемы и перспективы
Основная статья: Экономика Киргизии
В целом, основной причиной вступления Киргизии в ТС являются экономические выгоды от присоединения к более обширной торгово-экономической зоне, формирующейся вокруг пятой по величине экономики земного шара. В настоящее время экономические связи Киргизии с этим регионам определяются в основном тем что в ЕврАзЭС направляется значительное количество трудовых мигрантов из Киргизии. В 2013 году на территории РФ легально трудилось 135 тысяч граждан Киргизии, несколько тысяч также и в Казахстане. Для вступления в Таможенный союз Киргизии будет рекомендовано перепрофилировать свои оптовые рынки, которые долгое время существовали благодаря массовому реэкспорту из КНР. Несмотря на некоторые успехи в сельхозпроизводстве и текстильной промышленности, стране нужно будет продолжать развивать собственную экономику и создавать новые рабочие места. Однако, из-за быстрого роста численности населения страны, представитель Евразийской экономической комиссии предостерёг, что «затягивание присоединения Киргизи к Таможенному союзу может создать угрозу для трудовых мигрантов из-за усиления безопасности на внешних границах стран, входящих в ТС». Последнее может вновь привести к социальному взрыву в республике. Для киргизской стороны важными пунктами договора о вступлении являются вопрос о свободном перемещения трудовых мигрантов из Киргизии по территории стран ТС, предоставления преференций для рынков «Дордой», «Мадина» и «Кара-Суу», а также создание фонда помощи Киргизии.
Что изменилось в 2020 году
Теперь беспрепятственно передвигаться на автомобилях с армянскими номерами могут только граждане этой республики, рассказали «Секрету» в пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto.
«Остальным же остаётся два варианта: оплатить все положенные платежи, что недёшево — например, за Honda Accord седьмого поколения с пробегом придётся внести в государственную кассу 837 362 рубля или приостановить эксплуатацию автомобиля до 2023 года и потом поставить его на учёт в России согласно действующему регламенту. В 2023 году автомобили, ввезённые из Армении, будут легализованы как “товары ЕврАзЭС” после уплаты утилизационного сбора», — отметили в сети автосалонов.
За растаможку и постановку на официальный учёт в ГИБДД действительно придётся заплатить сумму, превышающую стоимость машины, подтвердила «Секрету» Анна Уткина, руководительница пресс-службы ГК «Автоспеццентр».
«Владельцу нужно зарегистрировать машину в России в десятидневный срок со дня его ввоза на территорию страны. Если этого не сделать, россиянину грозит конфискация машины и штраф 500–800 рублей, а в случае повторного нарушения — 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от одного до трех месяцев», — говорит она.
Что делать с теми россиянами, чьи авто уже несколько лет находятся в России, непонятно, сказала «Секрету» управляющий партнёр аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.
«Любой из вариантов невыгоден автолюбителю. Первый: продать машину, правильно оформив договор, но для этого нужно поехать в Армению. По дороге инспекторы ДПС могут не раз оштрафовать и арестовать транспортное средство. Второй: растаможить машину. Без этого авто считается контрабандой и “висит” на владельце», — объясняет она.
Руководители ТС
Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).
На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:
- России – Дмитрий Анатольевич Медведев;
- Казахстана – Карим Кажимканович Масимов;
- Беларуси – Сергей Сергеевич Сидорский.
Преимущества и недостатки
Для большинства государств объединения в экономические, таможенные сообщества ‒ это возможность сдерживать негативное влияние рыночных процессов, таких как инфляция, засилье дешевого импортного товара, невозможность найти рынки сбыта для отечественного производителя.
Главные достоинства ТС для стран, предприятий, участвующих в обороте:
- снижение переменных, транзакционных издержек;
- сокращение времени на перемещение груза и оформление сопроводительных документов;
- исчезновение изнуряющих таможенных процедур при провозе товара;
- открытие новых рынков сбыта;
- появление возможности повысить конкурентоспособность отечественных производителей.
Есть и отрицательные моменты. Имеются случаи противостояния между государствами. Примером служит спор России и Беларуси по поводу системы оценки качества товаров.
Например, в 2014 г. РФ приостановила импорт мяса из соседнего государства. Возникли разногласия после введения санкций на ввоз европейского товара в Россию, когда грузы направлялись через границу Беларуси. Установили ограничения на поставку молочной продукции по причине обнаружения фальсификата. Позже подписали «дорожную карту», снимающую запреты на ввоз.
Фото: Инстаграм: @customscard
Эти колебания обусловлены «молодостью» Союза. Еще не прописаны все правила, нет единых законов, направлений развития, системы контроля. Сотрудничество выгодно сторонам. Работа над ошибками ведется в конструктивном диалоге, страны готовы действовать совместно для создания единого эффективного экономического пространства.
Интересно. Было опасение, что ТС ЕАЭС не сможет сосуществовать с правилами торговли ВТО. Но в 2011 г. все пункты соглашений адаптированы с международными нормами. Налажен диалог. Стандарты Всемирной торговой организации при возникновении споров закреплены как приоритетные.
Состоит ли в ЕАЭС
Участие в интеграционных процессах это адекватное желание для всех развитых и развивающихся стран. Союзные отношения реализуются в рамках разных объединений. В каждом из них подразумеваются преимущества и возможные недостатки для, тех кто сюда только вступает.
Евразийский экономический союз — международное объединение экономического характера деятельности, существующее с 2015 года. Основная экономическая цель заключается в достижении свободного циркулирования товаров, услуг, капитала и трудовой силы. ВВП и численность населения Узбекистана достаточно обширны и перспектива вхождения его в союз положительна для остальных участников.
Узбекистан еще в декабре 2019 года высказался о том, что он, вероятно, войдет в союз. Однако, иметь отношение к этому объединению можно по-разному. Всего официальных участников на 2020 год здесь пять, а остальные выступают наблюдателями либо просто партнерами по свободной торговле. Евразийский экономический союз в перспективе не против привлечения и многих иных государств, с которыми ведутся переговоры.
Несмотря на то, что Узбекистан имеет ряд своих финансовых и социальных проблем по мнению западных стран он привлекателен в плане сотрудничества и именуется как эльдорадо на просторах Евразии. По умозаключениям специалистов Узбекистан это более чем 30-миллионная рыночная площадка, на которой многое подлежит экспорту и импорту. Именно за это при нынешнем руководителе страны Мирзиееве происходит экономическая борьба между разными политическими субъектами. Отмечается, что Россия обладает стартовой позицией, которая намного выше, чем у остальных претендентов на взаимодействие (у Европейского союза, США, Китая). Но зная свою привлекательность в качестве партнера Узбекистан, нуждающийся в сотрудничестве, максимально оттягивает ситуацию с принятием серьезных решений и ждет наиболее выгодного для себя предложения.
- Армения;
- Белоруссия;
- Казахстан;
- Киргизия;
- Россия.
Узбекистан отсутствует и когда войдет в список непонятно. Исходя из ныне текущего состава, остальными странами делаются выводы о том, что это вторая версия Советского Союза. И отношение к этому неоднозначное. Но страны-участники планируют обширное сотрудничество и с совершенно иными зарубежными государствами. Среди выразивших свою заинтересованность есть Венгрия, Тунис, Япония и т.д. На стадии переговоров уже находится Китай, Израиль, Тайланд и т.д. Вот почему США, не показывая свою озабоченность о наращивании мощи союза, могут несколько манипулировать ситуацией входа сюда Узбекистана и некоторых иных стран (желающих зайти в ВТО). Всемирная торговая организация, существующая уже с 1995 года не имеет принципов запрета по вступлению в альтернативные союзы. Та же Россия и ряд других государств состоят в ВТО. Однако, по мнению Запада Узбекистану нужно определить приоритеты и для начала вступить в ВТО, если есть намерение развить международное сотрудничество.
Предполагается, что Узбекистан станет наблюдателем в ЕАЭС. Это официальный статус, который на апрель 2020 года имеет только Молдавия. Причем на этом месте она находится с 2018 года. Получение статуса происходит по стандартной последовательности. Для начала надо обратиться с таким обращением к Председателю Высшего совета. Дальше этот орган анализирует все за и против и принимает в течение 30 дней позицию от каждого члена-государства. Затем принимается решение о принятии нового члена или отказа ему в этой привилегии. Что дает этот статус? Доступ к участию в заседаниях, возможность ознакамливаться с открытыми копиями документов. Запрещается действовать каким-либо образом против интересов стран-участников.
Плюсы и минусы вхождений
Вступление в евразийский экономический союз Узбекистана с ее многомиллионным населением и важным геостратегическим положением на карте Евразии однозначно полезно для стран-участников. Но в чем заключаются преимущества для самого Узбекистана?
В публично проводимых дискуссиях озвучивались такие выгоды за то, чтобы Узбекистан присоединился:
- узаконивание статуса рабочих узбекских мигрантов на территории Российской Федерации;
- приращение экспорта продукции из Узбекистана (в первую очередь плодоовощной) во все членствующие в ЕАЭС государства;
- привлечение от них инвестиций в сторону Узбекистана.
Сторонники ЕАЭС считают, что вступление поможет сократить теневые рыночные объемы, разбавить монополию отечественного автопрома товарами зарубежных компаний, снизить размеры пошлин, убрать дискриминационные акцизные налоги. Это актуальные предположения.
Сначала надо рассмотреть более реальные преимущества вступления. Один из важных плюсов — доступ к единому торговому рынку числом почти в 200 млн. чел. То есть сбыт товаров можно в свободном формате осуществлять на территориях всех стран-участников. Здесь подразумевается устранение постов таможни и нивелирование нетарифных барьеров, что увеличивает оборот взаимоторговли. К тому же в перспективе стоит создание более обширной сети для торговли, поскольку уже имеются подписанные с некоторыми странами договоренности (Вьетнам, Иран и пр.), ведутся переговоры с Сингапуром, Индией, Израилем и т.д. Преимуществом выступает и общий рынок труда. В Узбекистане фиксируется значительная недостача рабочих мест, поскольку ежегодный прирост населения больше, чем их увеличение. Практический опыт вступления в ЕАЭС Киргизии отобразил положительное влияние не решение проблем с рабочими местами. Пребывание в странах‑партнерах и поиск работы в союзных для приезжих облегчается. А граждане Узбекистана уже давно заинтересованы в пополнении рынка труда на этих территориях.
https://youtube.com/watch?v=vH4BIIKFzw8
Еще одно преимущество — повышение промышленного координирования. На 2020 год Евразийский экономический союз создал базу для проработки этой цели, привлекая предприятия из разных секторов экономики. Специальный межправительственный совет одобрил цифровую платформу под названием «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». Это единая база поиска для предприятий партнеров, поставщиков и потребителей из круга членов-государств ЕАЭС. У них будет возможность рассматривать совместно пути оптимизации работы.
Наряду с описанными преимуществами есть и значимые недостатки. Экономика Узбекистана находится в моменте становления и только набирает обороты (хотя этот этап был пройден иными участниками уже в 90е после развала СССР). Узбекистан ранее жестко контролировал торговые потоки, распределяя их между разными социальными слоями по своей логике. Открытие границ и сообщение между другими государствами аннулирует этот режим, что может привести к смене настроений у общественности. Принципиально разница экономик приведет к проигрышу в неизбежной конкурентной борьбе.
Однако, речь идет не только о недостатках Узбекистана, но и России. Как известно на РФ наложены санкции иными иностранными государствами и она имеет испорченные отношение с некоторыми иными странами (Грузия, Украина и пр.). Вот почему сотрудничество с Россией вызывает объективные сомнения. Интересным является и сомнение в том, к чему приведет более тесная связь Узбекистана и РФ. Сейчас принципиально отлажены устойчивые и хорошие политические и культурно-гуманитарные связи. Есть предположение, что открытие границ ситуацию может ухудшить. Также по указанной ранее причине. Союз имеет разработанные требования к производству товаров и оказанию услуг. Узбекистану предстоит поменять свои принципиальные ориентиры. Также надо учитывать, что Узбекистану невыгоден рынок без барьеров абсолютно для всех отраслей.
И самое серьезное опасение, если Узбекистан зайдет в ЕАЭС — трудности с вступлением в ВТО в дальнейшем, поскольку США не приветствуют любое сотрудничество с Россией. Это понятно даже без официального объявления подобного предостережения Вашингтоном в устном виде.
Этапы формирования
Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния. Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.
Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.
Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.
С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.
1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.
1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.
2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.
С 1 января 2020 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.
Главные положения Договора о ЕАЭС
Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.
В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.
Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.
Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.
Согласованная макроэкономическая политика предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.
Особенное место занимает общий рынок труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.
Заключение
Начало публичного обсуждения возможной цели вступления Узбекистана в ЕАЭС спровоцировало сильнейшие споры у узбекской общественности. А конкретно о целесообразности этого шага. В итоге дебаты привели к глобальному расколу мнений за и против интеграции.
В 2020 году в Узбекистане наблюдается серьезная перестройка политического режима, устанавливаются приоритеты во внешней политике и экономике. В связи с этим вопрос вступает ли он в ЕАЭС наиболее актуален для рассмотрения и глубокого анализирования. Но требуется параллельно рассматривать и возможность вступления в альтернативные союзы, которые негласно выступают против Евразийского. Узбекистану надо учитывать и собственные интересы взвешивая все за и против такого объединения.
«Пока еще не проявились все ожидания и выгоды для Республики Казахстан от взаимной торговли на евразийском пространстве. Основными препятствиями стали существующая практика протекционизма на национальных рынках стран-членов союза и использование барьеров и ограничений во взаимной торговле. Имеет место и низкая комплиментарность торговли между странами-интеграторами». А.Б. Ерысалова, начальник отдела стратегического анализа и прогнозирования Казахского национального аграрного университета
Шансы на присоединение Узбекистана обсуждаются достаточно давно — с начала основания ЕАЭС, а затем и с момента прихода к власти президента Ш.Мирзиеева, нацеленного на проактивную внешнюю политику. Но только за последние годы эта идея начала выражаться в практических действиях. Переговорные обсуждения по этому вопросу займут время. Россия с Узбекистаном даже создавали рабочую комиссию для анализирования преимуществ и рисков интеграции. Выводы ожидались к концу 2019 года, когда возникла опасность возникновения мировой эпидемии Covid-19. Политические переговоры не прекратились окончательно, но были приторможены из-за возникшего экономического коллапса. Сейчас перспективы вступления еще более туманны, чем раньше.
https://youtube.com/watch?v=WLKt6YYgwm4