fbpx
No Image

Последний полет марины расковой: как погибла летчица и почему ее смерть стала легендой

СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

Детство и юность

Марина Малинина (Раскова — фамилия в замужестве) родилась 28 марта 1912 года в Москве, столице СССР. Глава семейства Михаил Дмитриевич зарабатывал на жизнь творчеством — выступал в опере и обучал других петь. Одной из подопечных стала и его единственная дочь, которая от природы обладала приятным голосом.

Герой Советского Союза Марина Раскова

Кто знает, как сложилась бы биография Марины, если бы Михаил Малинин довел свою задумку до конца и сделал бы из нее оперную певицу. Но мужчины не стало в октябре 1919 года: его насмерть сбил мотоцикл.

Забота о детях, Марине Малининой и ее старшем брате Романе (1908 г. р.), легла на плечи матери — учительницы Анны Спиридоновны (в девичестве Любатович). Зарплаты едва хватало, чтобы обеспечить безбедную жизнь, поэтому ребятам пришлось рано выйти на работу.

С 17 лет Марина трудилась на Бутырском химическом заводе. Здесь же она познакомилась с привлекательным инженером Сергеем Расковым и, стремясь облегчить патовое положение своей семьи, вышла замуж.

Литература

  • Раскова Марина Михайловна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — С. 345. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
  • Казаринова М. // Героини: очерки о женщинах — Героях Советского Союза / ред.-сост. Л. Ф. Торопов; предисл. Е. Кононенко. — Вып. 2. — М.: Политиздат, 1969. — 463 с.
  • Раскова Марина Михайловна // Военная энциклопедия / Грачёв П. С.. — Москва: Военное издательство, 2002. — Т. 6. — С. 183. — ISBN 5-203-01873-1.
  • Книга “Жизненный путь Марины”. Автор – Малинина Анна Спиридоновна (мать М.Расковой).

Память

Ту-134Ш «Марина Раскова» на 1449-й авиабазе Тамбова

В честь Марины Расковой названы:

  • посёлок в Саратовском районе Саратовской области;
  • улицы и переулки во многих городах бывшего СССР, в том числе площадь и улица в Москве (САО);
  • Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (там же установлен бюст);
  • 125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова пикировочно-бомбардировочный авиаполк;
  • грузо-пассажирский пароход «Марина Раскова» (американский транспорт типа «Либерти»), спущенный на воду в июне 1943 года и действовавший до гибели в Карском море 12 августа 1944 года;
  • самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации типа Ту-134Ш;
  • пассажирский теплоход «проекта 305» на Волге (с 1996 года под именем «Бригантина» и использовался в качестве плавучей гостиницы и ресторана в Уфе, в настоящее время находится в затоне Уфимского судоремонтного завода).
  • посёлок в Сусуманском районе Магаданской области.
  • К 100-летию со дня рождения М. Расковой Саратовский филиал Почты России инициировал выпуск художественного маркированного конверта и односторонней почтовой карточки, на которых изображён памятник Расковой, установленный в Лётном городке города Энгельса.
  • Школа № 93 г. Саратова носит имя М. М. Расковой. Более 50 лет на базе школы работает Музей боевой славы, посвящённый трём женским авиаполкам, которые в годы ВОВ были сформированы на Саратовской земле Расковой. В мае 1968 возле школы возведён обелиск.
  • В г. Ярославле улица Расковой
  • В г. Тюмени улица Марины Расковой
  • В г. Иркутске улица Марины Расковой
  • В Новосибирске улица Марины Расковой
  • В г. Челябинске улица Марины Расковой
  • В г. Анжеро-Судженске Кемеровской области улица Марины Расковой
  • В г. Смоленске улица носит имя Марины Расковой
  • В пгт. Вырица, Ленинградской области улица Марины Расковой
  • В г. Зеленоградске Калининградской области улица Марины Расковой

Прочие факты

  • В Кишинёве (Молдова) улица, ранее носившая имя Марины Расковой, переименована в улицу Надежды Руссо — первой румынской женщины-авиатора.
  • В Киеве (Украина) улица, ранее носившая имя Марины Расковой, переименована в улицу Евгения Сверстюка — украинского диссидента.
  • В Кривом Роге (Днепропетровская область, Украина) переулки 2-й и 3-й Марины Расковой, переименованы в переулок Ежевичный (укр. Ожиновий) и Цветущий (укр. Квітучий). Также улица Марины Расковой была переименована в Алексеевскую.

улицы на карте Москвы

  • Р

улица Генерала Рычагова

переулок Расковой

бульвар Маршала Рокоссовского

Рыбников переулок

площадь Разгуляй

1-й Рощинский проезд

улица Римского-Корсакова

бульвар Яна Райниса (дублёр)

улица Расплетина

площадь Ромена Роллана

Рюмин переулок

Романов переулок

улица Девятая Рота

улица Речников

улица Раевского

1-й Раушский переулок

2-й Раушский переулок

Руновский переулок

Рабфаковский переулок

Россошанский проезд

3-я Рощинская улица

Рузская улица

Рубежный проезд

Рублёво-Успенское шоссе

Петровско-Разумовская аллея

3-я Рыбинская улица

Малый Ржевский переулок

Большой Ржевский переулок

Рязанский переулок

Рязанский проезд

Большой Рогожский переулок

улица Рокотова

Ружейный переулок

Рабочая улица

Рижская площадь

Малый Рогожский переулок

улица Сергия Радонежского

Родниковая улица

Ратная улица

4-й Рощинский проезд

1-й Рижский переулок

улица Рогожский Посёлок

3-я улица Марьиной Рощи

3-й проезд Марьиной Рощи

11-й проезд Марьиной Рощи

Резервный проезд

улица Тюфелева Роща

Рязанский проспект (дублёр)

улица Ротерта

Ракетный бульвар

Расторгуевский переулок

Ряжская улица

5-я Радиальная улица

7-я Радиальная улица

8-я Радиальная улица

10-я Радиальная улица

11-я Радиальная улица

улица Россолимо

4-й проезд Марьиной Рощи

3-я Радиальная улица

Речной проезд

10-й проезд Марьиной Рощи

9-й проезд Марьиной Рощи

1-й проезд Марьиной Рощи

Рассветная аллея

Рыбинский переулок

Рубцовско-Дворцовая улица

Рублёвская улица

Рыбный переулок

улица Ращупкина

площадь Свободной России

проезд Дубовой Рощи

Рижский проезд

1-я Радиаторская улица

Рязанский проспект

Нижняя Радищевская улица

Родионовская улица

6-й Рощинский проезд

Радужная улица

проезд Русанова

улица Рождественка

Рубцовская набережная

13-й проезд Марьиной Рощи

Старый Петровско-Разумовский проезд

Раушская набережная

Ростовская набережная

Верхняя Радищевская улица

1-я Рыбинская улица

2-я Рыбинская улица

Рублёвское шоссе

улица Адмирала Руднева

1-я Радиальная улица

проезд Берёзовой Рощи

бульвар Яна Райниса

улица Каретный Ряд

8-й проезд Марьиной Рощи

Рябиновая улица

Рублёвское шоссе (дублёр)

улица Рогожский Вал

Реутовская улица

Ростокинская улица

улица Дубовой Рощи

улица Розанова

Рочдельская улица

площадь Рогожская Застава

7-й Ростовский переулок

улица Соловьиная Роща

6-й проезд Марьиной Рощи

улица Рословка

улица Расковой

улица Рудневка

4-й Ростовский переулок

Раздельная улица

Раменский бульвар

9-я Радиальная улица

2-й проезд Марьиной Рощи

2-я улица Марьиной Рощи

улица Рудневой

2-й Ростовский переулок

6-й Ростовский переулок

улица Ермакова Роща

улица Петра Романова

Рогачёвский переулок

Рахмановский переулок

2-я Радиаторская улица

Петровско-Разумовский проезд

Рождественский бульвар

6-я Радиальная улица

улица Ремизова

улица Радио

Русаковская набережная

улица Николая Рериха

Ростокинский проезд

улица Руставели

Рубцов переулок

улица Раменки

17-й проезд Марьиной Рощи

12-й проезд Марьиной Рощи

2-я Рощинская улица

5-й Рощинский проезд

улица Барышевская Роща

5-й проезд Марьиной Рощи

Русаковская улица

Россошанская улица

2-й Рощинский проезд

улица Охотный Ряд

улица Святослава Рихтера

3-я Радиаторская улица

4-я улица Марьиной Рощи

14-й проезд Марьиной Рощи

Рождественская улица

улица Эльдара Рязанова

улица Рогова

улица Маршала Рыбалко

Смерть

Из-за сильного ветра и пурги оставшиеся самолеты авиаполка Пе-2 взмыли в небо только к обеду 4 января 1943 года, хотя отправка планировалась на рассвете. По пути экипаж столкнулся с густой облачностью. Бесстрашная Марина Раскова дала команду пробиваться вперед и первая нырнула в белизну.

Губина и Ломанова с экипажами благополучно приземлились в месте дозаправки, а вот командира авиаполка Пе-2 нигде не было видно.

7 января 1943 года искореженный бомбардировщик Расковой обнаружили недалеко от села Михайловка Саратовской области. Вместе с ней разбились штурман Кирилл Хиль, радист Николай Ерофеев и инженер Владимир Круглев. Сейчас на месте гибели экипажа установлен мемориальный камень.

Место гибели Марины Расковой

Ночная Ведьма была символом женской авиации в СССР, поэтому за расследование причин ее смерти взялась Главная военная прокуратура Красной армии. Экспертная комиссия установила, что суммарный налет Марины Расковой составлял всего 60 часов — по 30 часов в летной школе и в полку Пе-2. Иными словами, ей не хватило элементарных навыков, чтобы побороться с погодой.

Согласно инструкциям ВВС, при низкой видимости самолеты должны развернуться и вернуться на базу, если хватает топлива. Если нет — лечь на «пузо» до улучшения погодных условия. Марина же бросилась вперед, обрекая на гибель свой авиаполк. Губиной и Ломановой либо повезло, либо они оказались более опытными летчицами.

Несмотря на грубую оплошность, стоившую Расковой жизни, ее похоронили со всеми почестями. Прах покоится в некрополе у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.

Личная жизнь

Сергей Иванович Расков стал мужем Марины Малининой в апреле 1929 года. Они быстро освоились в личной жизни и стали родителями белокурой девочки Татьяны. Совместный ребенок не отговорил женщину от волевого решения — в октябре 1935-го она попросила о разводе.

Марина Раскова и дочь Татьяна / Назад в СССР

Супружеские отношения оборвались быстро и без проволочек. Не возникло вопросов и о том, кто будет воспитывать дочь, ведь к тому времени Марина Раскова всецело посвятила себя самолетам. Впрочем, она продолжала навещать Татьяну. В открытых источниках есть их совместная фотография, датированная 1938 годом.

Впоследствии дочь Расковой стала известной под фамилией супруга как Татьяна Голенко.

Служба в Красной армии

В 1932 году, после декретного отпуска, Марина устроилась лаборанткой в аэронавигационную лабораторию Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Тут-то она и встретилась со своей главной страстью — самолетами. У Расковой перехватывало дух от размера «железных птиц», она желала овладеть ими и поскорее взмыть в бескрайнее небо.

Марина, возжелав покорить небо, поступила на заочное обучение в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. И в 1934 году стала штурманом, а в 1935-м на дополнительных курсах — еще и летчицей.

1930-е годы в СССР характеризовались расцветом авиации. Тогда все следили за достижениями Валерия Чкалова, Александра Анисимова, Михаила Громова. Их женским подобием стали Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко. Именно они в 1938-м на самолете АНТ-37 «Родина» установили мировой рекорд по дальности полета. «Дамский» экипаж за 26 часов преодолел 6 450 км между Москвой и Дальним Востоком без пересадок и дозаправок.

За мужество и героизм, проявленные при перелете, состав «Родины» удостоился званий Героев Советского Союза. Первой удостоили чести Валентину Гризодубову как командира АНТ-37. Раскова стала второй в истории СССР женщиной, которую наградили медалью «Золотая Звезда». На волне популярности она выпустила автобиографию «Записки штурмана» (1939).

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова у самолета «Родина»

На службу в Красную армию Марина поступила в том же 1938 году. Одновременно она была агентом НКВД. К началу Великой Отечественной войны дослужилась до старшего лейтенанта.

Когда гитлеровская Германия без объявления войны напала на СССР, на защиту отечества встали все. Марина Раскова воспользовалась личными каналами связи с Иосифом Сталиным, чтобы организовать женские авиаполки Як-1, где служила Белая Лилия Сталинграда — Лидия Литвяк, Пе-2 и По-2. Последняя боевая часть носила название «Ночные ведьмы», отсюда и прозвище самой летчицы-штурмана.

Некоторое время после начала Великой Отечественной войны Раскова занималась организационными вопросами. Например, вооружением Пе-2, который она сама возглавляла. К моменту образования авиаполк насчитывал 34 списанных Су-2. Диалог с народным комиссаром авиационной промышленности Алексеем Шахуриным позволил заменить их на 20 новейших Пе-2.

Овладеть машинами было непросто, но к Новому 1943 году авиаполк Пе-2 был готов вылететь под Сталинград.

В перелете в конце декабря 1942 года не приняли участие «Ночные ведьмы» в лице Губиной и Ломановой. Их самолеты оказались неисправными. Марина не бросила своих девушек в беде — проводила основную эскадрилью до Сталинграда и вернулась в Москву. Было 4 января 1943-го.

Комментировать
0