fbpx
No Image

Каким было основное занятие алеши поповича? характерные качества алеши поповича

СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

Образ Алёши в былинахПравить

Алёша Попович – сын ростовского попа Левонтия (редко Фёдор). Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность. 

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.

Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп. Вариантом сюжета о бое Алёши с Тугарином является редкая былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича во многом напоминает Тугарина.

Происхождение образа Править

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров отмечают характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.

В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и Змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского». И тогда по рукописям Александра Яковлевича Артынова, упомянутым у Титова в описании Ростовского уезда, родина Алёши Поповича — деревня Селище Ростовского района Ярославской области.

Экранизации

Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок , а роль Алеши Поповича там исполнил актер .

Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.

Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. . Картина предназначалась для дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (сейчас это Дом ученых на Дворцовой набережной).

Во второй половине ХХ века былинно-мифологическую тему принялся разрабатывать молодой художник , у которого есть картина «Алеша Попович и красна девица». Четкого описания внешности богатыря нет, поэтому художники в основном полагались на свое творческое воображение.

В XIX веке герой «просочился» и в литературу, о нем писали поэмы и баллады Николай Радищев и .

Анализ рассказа

Проводя анализ былины необходимо придерживаться определенного плана. Последний поможет не только правильно пересказать информацию, но и сделать выводы, обозначить стиль. Например:

  1. Главная идея рассказа. Былина повествует о герое Алеши, который не побоялся сказать правду и поступить по справедливости. Про подвиги русского богатыря наслышаны все читатели. Алеша Попович верил в свои силы и победил грозного противника с помощью своей ловкости и смекалки.
  2. Место действия. События разворачивались в городе Киев за главным пиршеством русского народа.
  3. Основные события. Неподобающее поведение Тугарина Змея и резкие высказывания Алеши обострили ситуацию. Состоялся поединок между персонажами с победой русского богатыря.
  4. Вывод из былины. Не нужно недооценивать могущество русских богатырей, которые всегда выступают за правду и выводят всех на чистую воду.
  5. Стиль изложения. В рассказе используется художественный стиль изложения с долей фантастики.
  6. Эмоциональная окраска. В былине используется положительный образ справедливого богатыря и прожорливого злодея Тугарина, который не знает меры. Автор текста показывает добро и зло, которое сопровождает не только главных героев. Супруга князя выступает в роли отрицательного персонажа. Она оказалась двуличной и лицемерной особой. Автор придал князю нерешительности и трусости в его действиях, но наделил справедливостью и добротой.

В былине используются множество гипербол, которые описывают всю силу русских богатырей. Рассказ построен по следующей структуре:

  1. Вступление. Два богатыря едут по дороге и видят камень и три развилки дороги.
  2. Зачин. Богатыри едут в Киев, садятся за стол и видят Тугарина Змея.
  3. Завязка действия. Змей ведет себя неподобающе на знатном пиру, Алеша Попович начинает говорить колкие, но справедливые замечания в адрес Тугарина.
  4. Развитие действий. Обстановка за столом накаляется. Споры перерастает в честный поединок между двумя персонажами.
  5. Кульминация. Русский богатырь Алеша одерживает победу над врагом и возвращается в город.
  6. Развязка. Его встречает радостный царь и предлагает остаться в городе навсегда.

По этой структуре построена былина «Алеша Попович и Тугарин Змей». В рассказе отчетливо показаны злые и добрые персонажи, поэтому повесть поучительна для читателей всех возрастов.

Характер

Богатырь Алеша Попович младше Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Он является самым молодым в этой троице. Это объясняет его поведение и некоторые черты характера. Так, если взглянуть на известную картину Виктора Михайловича Васнецова, можно заметить, что Алеша Попович изображен менее воинственным, чем другие богатыри. Оружие, которым он пользуется, – это лук со стрелами. На полотне «Богатыри» можно увидеть гусли, которые привязаны к седлу. Это говорит о веселом нраве Алеши Поповича.

Его вид нельзя назвать грозным, он в некоторой степени скучающий. Это объясняется тем, что молодой богатырь был склонен к авантюрам, брани, приключениям. Даже врагов он побеждал при помощи хорошо развитой смекалки и хитрости, а не силы. В некоторых былинах сказано о хромоте героя. Он был удалым, ловким, хитроумным и находчивым, что позволяло ему находить нестандартные решения для победы над врагами.

Богатырь Алеша Попович является самым нетипичным из тех, которые известны русскому народу. Он хвастлив, не слишком добродетелен, падок до женщин. Люди, которые слагали былины о нем, выделяли как положительные, так и отрицательные черты его характера. Например, он был способен на коварные и даже злые шутки.

Биография

Отец Алеши — Леонтий Ростовский, поп. Как главный герой Алеша Попович присутствует в двух былинах — «Алеша Попович и Тугарин» и «Алеша Попович и сестра Збродовичей». Герой мелькает и в полусотне других текстов, но отнюдь не всегда представляется положительным персонажем. Например, в былине «Добрыня на свадьбе своей жены» роль Алеши откровенно отрицательная.

В былинах часто указывается на недостатки героя, его хромоту, слабость и т.д. Сильные стороны Алеши — хитроумие и находчивость, натиск и удаль. Герой умеет играть на гуслях. При этом Алеша отнюдь не ведет себя честно, даже по отношению к «своим». Богатырь Добрыня Никитич — названный брат героя, тем не менее, Алеша посягает на его жену Настасью. Решив взять эту женщину в жены, герой распространяет ложный слух о том, что Добрыня погиб.

Алеша — обладатель неоднозначного и противоречивого характера. Герой склонен к злым и шуткам, Алеше свойственны хвастливость, кичливость, увертливость и лукавство. Герой часто бывает порицаем собственными товарищами-богатырями, которые относятся к нему с осуждением. Основным занятием Алеши, как и возможного исторического прототипа героя, стала военная служба у князя.

С образом Алеши связан ряд легенд. Когда герой рождается, гремит гром. Младенцем Алеша просит завернуть себя в кольчугу, а не в пеленки, и сразу же требует, чтобы мать благословила героя, потому что тому не терпится погулять по белу свету. Едва родившись, герой уже умеет ездить верхом и орудовать саблей и копьем, проявляет ловкость и хитрость, склонен ко всевозможным проделкам и шуткам.

В былине «Алёша Попович и сестра Збродовичей» рассказывается о том, как Алеша находит себе жену Елену (Аленушку) и подвергается опасности со стороны братьев той. В одном из вариантов этого сюжета герою даже отрубают голову.

Поединок со злым богатырем Тугарином — наиболее архаичный сюжет из тех, где упоминается Алеша Попович. Этот бой происходит то ли в Киеве, то ли по дороге туда. Тугарин закидывает героя угрозами — грозит, что проглотит живьем, огнем спалит, задушит дымом и т.д. Часто сцена поединка разворачивается у воды, а Алеша, после победы над Тугарином, разрубает труп и раскидывает по чисту полю. Победа над Тугарином стала главным подвигом Алеши.

***

Но вернемся к версии о хтонической связи Алеши с родной землей, которую отмечают и нормальные ученые, исследователи фольклора. Несмотря на христианское имя, он единственный из знаменитой троицы обладает магическими способностями. Рождение Алеши было чудесным, напоминающим рождение очень сильного магического персонажа — Волха: оно сопровождается громом. Хитрость и ловкость Алеши сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха.

Алеша самый младший, самый слабый и самый хитрый поэтому. Иногда даже отмечают его хромоту — известный «чертов» признак, см. Воланд и все предшествующие дьяволы, т. е. это явная связь с язычеством! Нет, не тянет, не тянет это на христианнейшего героя…

***

Короче, если бы я писала роман об Алеше Поповиче… (наверно, пора уже такой тэг вводить),…то это было бы славянское фэнтези про политику и интриги.

Князь Владимир на киевском престоле, его советники — смуглые византийцы с хищными носами Аль Пачино и Арманда Ассанте. Они зыркают своими глазами-маслинами и стараются пресекать всякое языческое непотребство. 

Богатыри князя обожают его и выполняют любые решения, включая уничтожение языческих идолов и вырубку священных рощ. А вечерами они собираются во дворце вокруг Круглого стола и весело пьют, пока народ немного ропщет от смены курса.

Отец Алеши Поповича — могущественный волхв, ранее бывший советником князя. После того, как все посыпалось, он удаляется в дубравы, где пытается ростить мальчика своим преемником. Но тот растет непослушным, неверующим, хитроумным и с невероятным интересом к женскому полу (и в былинах такой же).

При этом у него врожденные магические способности. Юноша сбегает от друидов, прибивается ко двору князя, где демонстрирует навыки джигитовки и фехтования, которым его научили другие изгнанники, бывшие богатыри, не пожелавшие остаться в христианском Киеве. Он берет христианское имя «Алексей», а имя и род занятий своего отца скрывает, назвав его «попом».

При дворе Алеше очень нравится — он молод и падок на славу и чувственные удовольствия. Также ему нравится воинское братство, и подвиги в поле, в том числе с нечистью — змиями и оборотнями, во время которых он может показать свое превосходство перед товарищами.

Но едва он успел занять прочное место в Киеве, как в город под чужими именами прибывают замаскированные волхвы, которые хотят либо погубить Владимира, либо совратить его своей темной магией обратно к языческой вере. Они знают настоящее имя Алеши и начинают его шантажировать, чтобы он им помог.

Что делать Поповичу? Как сохранить статус кво?

Попробует ли он вывернуться собственной хитростью и колдовством? Или будет искать союзников при дворе?

К кому он обратится — к бывалым богатырям с мощным ударом левой, к хитроумным гридням князя, к самой княгине или ее теремным девушкам?

А может, он рискнет и откроется византийцам — и обнаружит в них неожиданно полезных союзников? Или же воззовет к помощи отца и попросит его скрытно прибыть в Киев и помочь выросшему питомцу — князю Владимиру?

Оставайтесь с нами, и вы окунетесь в мир магии, поединков на копьях, интриг и любовных манипуляций.

Сюжет[править]

В славном древнерусском городе Ростове у попа соборного родился единственный сын, которого назвали Алёшей. Рос Алёша не по дням, а по часам, прибавляя в удали и силе, да не прибавляя в уме, за что был прозван «нёпутевым».

Однажды к Ростову подступает орда кочевников во главе с Тугарином Змеем и требует, чтобы жители Ростова выплатили им дань. Алёша Попович вместе с дедом Тихоном предлагают хитрый план: спрятать золото в пещере, под Баюн-горой, подождать, пока басурманы зайдут туда, завалить выход каменюкой, а затем, дождавшись, пока басурманы с голоду сдохнут ослабнут, забрать золото обратно. Ростовчанам план приходится по нраву, для приманки они собирают золото со всего города, и запрятывают его в пещеру, оставив на страже Тихона с Алёшей.

Но, как это обычно бывает, что-то идёт не так, в результате кочевники сбегают со всем золотом, Ростов лежит в руинах, и всё это — вина Алёши.

Чтобы очистить своё доброе имя и всё исправить, он решает вернуть золото. За ним увязываются Тихон и влюблённая в него девушка Любава со своей бабушкой и осликом Моисеем.

По дороге Тихона до трусов обобрали цыгане, впарив взамен коня с крепко завязанной мордой. При встрече с Тихоном Алёша снимает с коня кляп. Он оказывается говорящим и представляется как Гай Юлий Цезарь (для краткости — Юлий). Тут же их нагоняют Любава, Моисей и бабка, и они отправляются в путь все вместе.

Позже они решают заночевать в пустой избе на вершине холма. Хозяином избы оказывается богатырь Святогор, некогда известнейший герой, а ныне немощный старичок. Как соратник помочь он им не сможет, однако рассказывает, что видел, куда бежали тугары с награбленным добром, объясняет, как туда добраться, и дарит Алёше свой меч-кладенец.

Не без трудностей пройдя через указанную Святогором пещеру, ведущую сквозь гору, герои обнаруживают… что это та самая пещера, в которой изначально пытались заточить тугар.

Желая прикрыть чем-нибудь вход в злосчастную пещеру, Алёша обнаруживает стоящий на перекрестье дорог указательный камень с надписями: «Кто направо пойдёт — женатым будет, кто налево пойдёт — богатым будет, кто прямо пойдёт — тот смерть свою сыщет». Поспорив и разругавшись, каждый из героев выбирает наиболее привлекательный для него путь: Тихон с Алёшей идут прямо, Юлий — налево, а засидевшаяся в девках Любава с бабкой — направо.

К счастью, Алёша с Любавой быстро осознают, что любят друг друга, и воссоединяются. Юлию, казалось бы, тоже повезло: он нашёл говорящее дерево, предлагающее ему сыграть в азартную игру. На кону невероятно заманчивый приз — два полцарства! Соблазнённый возможностью выигрыша, конь проигрывает сперва свои подковы, а затем и шкуру, которую тут же порываются содрать двое детинушек с дубинами. Юлий даёт дёру и воссоединяется с остальной компанией (не столько потому, что резко осознал, что сила — в дружбе, сколько потому, чтобы не остаться без защиты).

Найдя ордынский лагерь, герои проникают в него ночью, пока все спят, и находят в юрте Тугарина Змея ростовское золото… переплавленное в огромный шар. Увы, у Алёши внезапно случается воспаление честности, и он криком вызывает всех тугар на честный бой. И хоть он его выиграл, в заварухе Любава угодила в плен к самому Тугарину, а тот согласен вернуть её исключительно в обмен на золото, которое нужно принести к старому дубу. Алёша намерен сам спасти любимую, а Тихону с бабкой наказывает вернуть золото в Ростов на повозке с Моисеем. Однако те, рассудив, что в одиночку даже богатырю будет сложно побороть Тугарина, решают оставить золото Князю Киевскому на сохранение, а самим отправиться на подмогу.

Тем временем Алёша и Юлий находят Тугарина. Пока он и подошедшие охранники дерева спорят, кому должен принадлежать Юлий, Алёша спасает Любаву, а затем вступает в бой с Тугарином и живодёрами. Со счётом 3:0 в свою пользу побеждает Тугарин, но в последний момент появляются бабка, Тихон и Моисей, вырубая его.

Потом все возвращаются в Киев за золотом, но Князь выдаёт им комочек размером с небольшое яблоко. А остальное он взял в уплату за хранение! Возмущённый такой подлостью, Алёша начинает перерубать верёвки на Тугарине, и Владимир, завизжав от ужаса, быстренько возвращает ростовчанам их добро. Тугарина оставляют ему в качестве подарка. Хэппи-энд.

[править] Персонажи, играющие главную роль фильмах

  • Тихон — дядька (или наставник) Алёши. Заботливый и слегка ворчливый. В некоторых случаях находчив, но трусоват. Любит Алёшу как своё дитя. Он поумнее своего воспитанника и поэтому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Недолюбливает Юлия. Сожитель Бабки после эпизода. В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» проявил себя находчивым, найдя возможность для Князя бежать из темницы. В фильме «Три богатыря. Ход конём» мы узнаем, что Тихон шулер в картах; с помощью своих навыков он обыграл Дуба.
  • Князь Киевский — былинный князь. Он довольно жаден, хитёр и при этом трусоват. Обладает великолепной реакцией. В каждом мультфильме, кроме «Алёши Поповича», события разворачиваются вокруг него, так как в первой части это его первое появление. Его имя не упоминается. Во втором фильме: не хотел, чтобы Забава вышла замуж по любви, но поневоле продал её купцу Колывану за 40 тысяч долга. В конце фильма он согласился на её брак с юным гонцом Елисеем и оженил их. В третьем фильме: вместе с летописцем Алёнушкой князь путешествовал до Царьграда за казной, которую таки возвратил. Во время плавания до города подрабатывал на корабле викинга разносчиком. Когда пришлось вместе с Ильёй отражать атаку солдат Василевса, наносил им немалый урон своей вилкой. С 4-й части: он влипает в истории со своим «спутником по беде» — Юлием, относясь к нему как к брату.
  • Жёны богатырейЛюбава (жена Алёши), Алёнушка (жена Ильи) и Настасья Филипповна (жена Добрыни). Это не только верные жёны главных героев, но при случае и боевые подруги. Они дружны между собою и выручают нередко своих супругов из больших бед. Алёнушка умна, рассудительна, феминистка, отважная и находчивая девушка. Летописец еженедельного издательства «Новая береста», дополнительно составляющая летопись «Будни русских героев». Благодаря профессиональным привычкам нередко выручает себя из беды. Именно Алёнушка освободила Бурушку и вышла за Илью замуж. Настасья сильна и властна, и вообще настоящая русская женщина. Хозяйственная, но очень ревнивая, так как негативно относится к его постоянным уездам из дома на службу и подвиги. То и дело угрожает Добрыне переездом к маме. В седьмом фильме крепко поссорилась с ним и едва не вышла замуж за Морского царя. Любава же любит порою порыдать, но в целом она проворная и боевая.
  • Гай Юлий Цезарь (просто Юлий) — антропоморфный конь Алёши Поповича, который умеет говорить. Родной город — Новгород. Там он жил при храме, в котором прочёл много книг, а потому назвал себя в честь «римского полководца и императора». Потом был угнан цыганами. Его прообразами стали Сивка-Бурка и «Конёк-Горбунок», также очень заметно влияние Осла из мультфильма «Шрек». Был куплен Тихоном за золото, рубашку, сапоги и меч хотя и недолюбливает его. Трус и пацифист. Иногда он возит на себе Алёшу Поповича, а иногда это делает осёл Моисей, но Алёша может заставить его проехать с собой. Один из самых смешных сказочных персонажей. Является «спутником по беде» Князя и относится к нему по-братски.
  • Змей Горыныч — один из главных героев. Врёт, не задумываясь о последствиях. Немного глуповатый, но весёлый и гостеприимный. В отличие от сказок, в мультфильме является положительным героем, хоть и вызывает часто подозрения. Второй должник Колывана. У каждой из его голов один голос (то есть в разных интонациях). Голова слева (от второго лица) говорит тонким голосом, центральная — басом, а голова справа имеет голос средней тональности. Горыныч — лучший друг Добрыни. Летать не умел, но научился в конце второго фильма. Страдает растроением личности. Если в былинах и в игре про Добрыню Никитича, тот бился со Змеем, то в мультфильме Добрыня доверяет ему, как себе. Ещё Горыныч является мастером восточных единоборств, так как в четвёртом фильме он служил священным драконом в Китае.
  • Бабуля — бабушка Любавы. Ворчлива, но сильна и умна. Изначально недолюбливает Алёшу и в первом фильме называет его «непутёвым». Сожительница Тихона после эпизода.

[править] Богатыри

  • Алёша Попович — самый младший богатырь, приглуповатый, весёлый и честный. Не смог обучиться грамоте (но в четвёртом фильме видно, что он всё же обучился грамоте и умеет читать). Первый его подвиг окончился провалом, но он понял, что нужно исправиться и не подвести Русь, и родной город Ростов. У Алёши есть жена — юная красавица Любава, с которой он живёт душа в душу, говорящий конь Юлий, котёнок Жак, осёл Моисей и дядька Тихон. В первой части Князь предложил Алёше служить ему, но последний отказался. Постоянно кричит: «Отведай-ка силушки богатырской!».
  • Добрыня Никитич — богатырь. Мудрый и сильный, но строгий. Состоит на дружеской ноге с Горынычем, несёт пограничную службу. Поначалу он несколько презирал Елисея, но все же привязался к нему по-своему. Именно Добрыня помог своему молодому другу жениться на Забаве. Начальник дружины Князя Киевского. Женат на властной и хозяйственной Настасье. Любит поспать и считает, что сон придаёт силы. При этом не просыпается до рассвета, а точнее, до первого касания солнечного луча его лица. Имеет верблюда Васю, которого ему достал его Елисей, а также коня тяжеловеса.
  • Илья Муромец — самый сильный из трёх богатырей. Очень суеверный и наблюдательный. Относится к Князю несколько панибратски. Крепко любит своего коня Бурушку. Добрый, бескорыстный, верит в судьбу, приметы и силу «Земли Русской». Илья незаметно для себя влюбился в «назойливую» Алёнушку и между 3-й и 4-й частями женился на ней. Беззаветно предан своим названым братьям и является их лидером.

Горыня, Дубыня и Усыня

Все описанные воины вполне подходят на роль воспетых народом богатырей. Но есть одна нестыковка: в былинах Илья Муромец. Добрыня Никитич и Алёша Попович состоят на службе князя Владимира Красное Солнышко и время от времени встречаются друг с другом, тогда как их прототипы жили в разное время. Воевода Добрыня — при Владимире, преподобный Илия погиб в 1204-м, а Александр Попович почти 20 годами позже. Скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками. Есть также версия, что образ трёх богатырей заимствован из более ранних мифов. В славянской мифологии есть такая троица — Горыня, Дубыня и Усыня. Эти великаны обладали сверхъестественными способностями: сворачивали горы, вырывали с корнями деревья, останавливали реки. Подобные качества отчасти присущи и богатырям. К тому же сказки о трёх великанах во многом перекликаются с былинами. При этом исследователи считают, что сами Горыня, Дубыня и Усыня ещё древней, и их происхождение восходит к хтонической традиции, когда стихийная мощь природы отождествлялась с различными волшебными существами. Когда-то люди представляли великанов в образе змеев — Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (похожие существа встречаются во многих мифологиях). С приходом же на Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей — защитников православной веры. И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча). То есть, фактически они сражались сами с собой — со своими более ранними воплощениями.

Метки: Русь, Тайны 20 века, Киевская Русь, прообраз, Владимир Святославович, Муром, богатырь, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, воин

Примечания

  1. , с. 552.
  2. Украинская советская энциклопедия: в 12 томах = Українська радянська енциклопедія (укр.) / За ред. М. Бажана. — 2-ге вид. — К.: Гол. редакція УРЕ, 1974—1985.
  3. Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. — Л.: Наука, 1982. — С. 287.
  4. Ростовский уезд Ярославской губернии. Титов А. А. — 1885.
  5. Кравцов Н. И. Историко-сравнительное изучение эпоса славянских народов — С. 299—313 // Основные проблемы эпоса восточных славян: Сборник статей / Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. Акад. наук УССР. Ин-т искусствоведения, фольклора и этнографии — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. — 347 с. — С. 310
  6. Кирдан Б. П. Украинские народные думы: XV — начало XVII в. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962—286 с. — С. 26

Победа над Тугариным змеем

Какие три подвига Алеши Поповича известны лучше всего? Один из них – это победа над Тугариным змеем. Уже в 19 столетии ученые догадывались, кого именно так называли, а в 20 веке это предположение озвучил историк В. Ф. Миллер. Итак, «Тугарын змей» – это хан половцев по имени Тугоркан, принадлежавший династии Шураканидов. Это означало «змея» на его родном языке.

Согласно былинам, Тугарин змей был непобедимым чудищем, обладающим невиданной силой. Только Алеша Попович решился сразиться с ним в чистом поле. По преданиям, чудище было окружено огненными змеями, а его конь обладал бумажными крыльями. Перед началом боя Алеша помолился, чтобы на землю пролился дождь. Его крылья намокли, после чего Тугарин не смог летать. На земле же он не обладал такой огромной силой, что обеспечило Алеше победу в поединке.

Комментировать
0