Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации
Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан» — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.
Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).
С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток
Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях
Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.
Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).
При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.
Примечания
- ↑ Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
- ↑ Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
- Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
- ↑ Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
- ↑ Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
- ↑ Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
- ↑
- ↑ Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60-61.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
- Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
- Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
- Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35-36.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56-64.
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
Зеленодольские «Буяны» разрастаются в море
Между тем зеленодольские «Буяны» пробили себе выход в море. На торжественной церемонии спуска на воду МРК «Ингушетия» начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников заявил, что их серийное строительство вырастет до 12 кораблей до 2023 года включительно. По его словам, сегодня на зеленодольском заводе развернута самая большая серия ракетных кораблей. «Хотя корабли и с малым водоизмещением, но сбалансированным составом вооружения», — отметил он.
В настоящее время на предприятии строят еще два корабля проектов «Грайворон» и «Град», а еще два будут заложены в этом году. Средний цикл строительства кораблей может сократиться за счет налаживания ритмичных поставок дизелей, тогда как последний корабль строили почти 5 лет (был заложен в 2014 году, — прим. ред.).
Контр-адмирал флота Владимир Тряпичников выразил надежду, что к 2024 году флот получит модернизированную версию зеленодольских «Буянов», но в каком количестве, пока рано говорить. В свою очередь, главный конструктор проекта ЗПКБ Яков Кушнир заверил, что бюро не стоит на месте и разрабатывает модернизированную версию с усиленной противовоздушной обороной и повышенным ракетным потенциалом.
«Зеленодольцы в очередной раз удивили», — похвалил корабелов на торжественной церемонии начальник управления кораблестроения Главного командования ВМФ России Владимир Тряпичников. «В Зеленодольске спущен на воду малый ракетный корабль «Ингушетия», а в Новороссийске поднят Андреевский флаг на патрульном корабле «Дмитрий Рогачев», который, кстати, также сделан на зеленодольском судостроительном заводе», — сообщил он. Контр-адмирал не исключает, что в ближайшем будущем в один день могут произойти не два, а сразу три события — закладка одного корабля, спуск на воду другого и поднятие флага на третьем.
Главным виновником торжества стал глава Ингушетии, Герой России, генерал Юнус-Бек Евкуров. Фото prav.tatarstan.ru
Примечания
- ↑ 12345678910111213 Сторожевые корабли проекта 11660
- «Татарстан», сторожевой корабль (фрегат) проекта 11661 типа «Гепард» (неопр.) (недоступная ссылка). arms-expo.ru. Архивировано 27 февраля 2012 года.
- The Military Balance 2020. стр. 196
- ↑ 12Пресс-служба Южного военного округа. Ракетный корабль «Дагестан» вышел в Каспийское море для выполнения ракетных стрельб (рус.). Министерство обороны РФ (23 июля 2012). Дата обращения 24 июля 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- Под флагом Вьетнама
- Российские корабли-невидимки покупает Вьетнам (неопр.) . «Независимое военное обозрение» (29 октября 2008).
- Вьетнам купил вторую партию российских фрегатов «Гепард»
- Зеленодольский завод построит два корвета «Гепард» для Вьетнама // 7 марта 2013
- Пресс-: На стапеле — шестой «Грачонок» // 7 мая 2013
- Зеленодольский завод в сентябре приступит к строительству второй пары «Гепардов» для Вьетнама // 5 июля 2013
- Пресс-релиз по случаю закладки двух фрегатов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама Архивная копия от 1 ноября 2013 на Wayback Machine // 19 сен 2013
- Торжественная церемония закладки двух фрегатов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама // 24 сен 2013
- Два «Гепарда» для ВМС Вьетнама соберут судостроители Татарстана // flot.com, 24 сен 2013
- Украина сорвала поставку российских сторожевых кораблей класса «Гепард» в интересах Вьетнама // 29.02.2016
- Василий Исаков. Происшествия Тольятти (ЧП, ДТП)(неопр.) . Социальная сеть «ВКонтакте» (17 августа 2016). Дата обращения 19 августа 2020.
- Каспийская флотилия получит модернизированный флагман «Татарстан» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июня 2020. Архивировано 12 августа 2020 года.
- Минобороны опубликовало видео массированного удара по Сирии с моря (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 8 октября 2020. Архивировано 8 октября 2020 года.
- Флагманом удара по ИГ был «Дагестан»
- Алексей Угаров. Зеленодольский завод завершил строительство боевого фрегата «Гепард» для ВМФ Вьетнама (рус.)(неопр.) .Армия и ОПК . ТАСС (25 апреля 2016). Дата обращения 8 марта 2020.
- Отечественная военная техника (после 1945 г.) | Статьи | пр.11661 Гепард — GEPARD
- Сторожевой корабль проекта 1161К «Татарстан»
- Пресс-центр Зеленодольского завода им. А.М. Горького. Фрегат «Гепард 3.9» торжественно спущен на воду (рус.)(неопр.) . ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» (27 апреля 2016). Дата обращения 8 марта 2020.
- Второй фрегат «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама спустили на воду в четверг
Защита от атак подлодок
Чтобы не оставлять корабль «Дагестан» проекта 11661 беззащитным перед лицом возможного нападения вражеских подлодок, конструктивно предусмотрены два торпедных аппарата калибром 533 мм. Заметим, что на экспортные варианты кораблей того же проекта монтируется реактивная бомбометная установка модели РБУ-6000. Возможна посадка и базирование противолодочного вертолета Ка-27. Для его заправки, в частности, предусмотрены отдельные топливные резервуары на борту. При условии его транспортировки вертолет может находиться в специальном ангаре (со сложенными лопастями).
Впрочем, все это не слишком необходимо, если обсуждать корабль «Дагестан». Каспийская флотилия (693 судно закреплено за ней), а также морские соединения других стран в этом регионе, попросту не имеют здесь ни одного подводного корабля. Но здесь нужно помнить, что судно в любой момент может быть отправлено в Черное море, а там гипотетическая вероятность атаки из-под воды имеется.
Представители проекта
Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-Т), 1241РЭ и 12417
Название | Верфь | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Р-5» («Калининградский комсомолец» до 02.1992) |
|
|
30.01. |
БФ, КФл | Списан 10.04.. С 02.1992 — «Р-49» | ||
«Р-255»(«Кировский комсомолец» до 02.1992) |
|
|
30.12. |
БФ | Списан 10.04.. | ||
«Р-256»(«Полтавский комсомолец» до 02.1992) |
|
|
ЧФ | С 15.12. «Мулния-101» в ВМС Болгарии . | |||
«Р-6» |
|
|
30.12. |
БФ | Списан 10.04.. | ||
«Р-26» |
|
|
30.03. |
БФ | Списан 10.04.. Проект 1241РЭ. | ||
«Р-42» |
|
|
30.03. |
ТОФ | Списан 03.05.. | ||
«Р-45» |
|
|
26.12. |
ТОФ | Списан 04.08.. | ||
«Р-69» |
|
|
30.09. |
ТОФ | Списан 04.08.. | ||
«Р-79» |
|
|
19.12. |
ТОФ | В строю. | ||
«Р-54»(«Краснодарский комсомолец» до 02.1992) |
|
|
21.04. |
18.12. |
30.12. |
ЧФ | В резерве. В 1997—2014 гг. в ВМС Украины.C 15.03. — U155 «Приднепровье». |
«Р-71» «Шуя» |
|
|
12.08. |
14.09. |
10.06. |
ЧФ | В строю. Проект 12417. Демонтирован ЗРАК Кортик. |
«Р-63»(«Куйбышевский комсомолец» до 02.1992) |
|
|
19.11. |
23.12. |
31.08. |
ЧФ | Списан 7.11.. С 15.08. U156 «Кременчуг» в ВМС Украины. |
«Р-101» «Ступинец» |
|
|
04.08. |
27.06. |
30.09. |
СФ, КФл | В строю. |
«Р-129» «Кузнецк» |
|
|
03.02. |
19.11. |
28.12. |
БФ | В строю. |
«Р-257» |
|
|
03.05. |
01.08. |
31.10. |
БФ | В строю. |
Ракетные катера проектов 12411 (12411-М)
Название | Верфь | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Р-46» |
|
|
21.03. |
20.03. |
29.12. |
ЧФ | Списан 17.12.. |
«Р-66» |
|
|
31.05. |
ТОФ | Списан 04.08.. | ||
«Р-85» |
|
|
30.09. |
ТОФ | Списан 16.03.. | ||
«Р-103» |
|
|
31.05. |
ТОФ | Списан 16.03.. | ||
«Р-113» |
|
|
30.12. |
ТОФ | Списан 17.07.. | ||
«Р-158» |
|
|
30.10. |
ТОФ | Списан 31.07.. | ||
«Р-76» |
|
|
30.12. |
ТОФ | Списан 31.07.. | ||
«Р-83» |
|
|
30.12. |
ТОФ | Списан 03.05.. | ||
«Р-229» |
|
|
30.09. |
ТОФ | Списан 10.04.. | ||
«Р-230» |
|
|
30.12. |
ТОФ | Списан 17.07.. | ||
«Р-240» |
|
|
30.10. |
ТОФ | Списан 10.04.. | ||
«Р-261» |
|
|
31.12. |
ТОФ | В строю. | ||
«Р-271» |
|
|
05.09. |
ТОФ | Списан 22.06.. | ||
«Р-442» |
|
|
16.12. |
ТОФ | Списан 22.06.. | ||
«Р-297» |
|
|
08.09. |
ТОФ | В строю. | ||
«Р-298» |
|
|
31.12. |
ТОФ | В строю. | ||
«Р-11» |
|
|
01.09. |
ТОФ | В строю. | ||
«Р-14» |
|
|
28.12. |
ТОФ | В строю. | ||
«Р-18» |
|
|
24.08. |
ТОФ | В строю. | ||
«Р-19» |
|
|
07.12. |
ТОФ | В строю. | ||
«Р-20» |
|
|
17.10. |
18.11. |
ТОФ | В строю. | |
«Р-24» |
|
|
06.12. |
27.12. |
ТОФ | В строю. | |
«Р-29» |
|
|
27.09. |
ТОФ | В строю. | ||
«Р-47» («Тамбовский комсомолец» до 15.02.1992) |
|
|
02.06. |
21.08. |
13.02. |
БФ | Переоборудуется в музей в г. Кронштадт |
«Р-60» «Буря» |
|
|
10.12. |
30.12. |
12.12. |
ЧФ | В строю. Установлен ЗРАК «Палаш». |
«Р-160» «МАК-160» |
|
|
27.02. |
29.09. |
08.08. |
ЧФ, КФл | В строю. Демонтированы ПУ ПКР «Москит». |
«Р-187» «Заречный» |
|
|
18.07. |
16.04. |
04.03. |
БФ | В строю. |
«Р-239» «Набережные челны» |
|
|
05.10. |
30.12. |
21.09. |
ЧФ | В строю. |
«Р-334» «Ивановец» |
|
|
04.01. |
28.07. |
30.12. |
ЧФ | В строю. |
«Р-109» «Бриз» |
|
|
24.07. |
13.04. |
20.10. |
ЧФ | В строю. |
«Р-291» «Димитровград» |
|
|
25.07. |
19.10. |
30.05. |
БФ | В строю. |
«Р-293» «Моршанск» |
|
|
30.04. |
23.08. |
17.02. |
БФ | В строю. |
«Р-2» «Чувашия» |
|
|
26.02. |
БФ | В строю. |
Ракетные катера проектов 12418 и 12421
Название | Верфь | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
29.09. |
|
ВМС Вьетнама | ||||
|
|
|
ВМС Вьетнама | ||||
Edermen |
|
|
|
|
|
|
ВМС Туркмении |
Gayratly |
|
|
|
|
|
|
ВМС Туркмении |
Ahmed Fadel («Р-32» до 04.08.2016) |
|
|
|
27.01. |
23.05. |
ВМС Египта | |
|
|
|
ВМФ России | ||||
|
|
|
ВМФ России |
Вооружение
Имеется прекрасное ракетное, артиллерийское, а также зенитное вооружение, причем последнее также построено на ракетной основе. Основным «козырем» является противокорабельный комплекс «Уран» («Уран-Э»), оснащенный ракетами модели Х-35(Э). Дальность поражения цели – от 130 до 260 километров, в зависимости от модификации и типа используемых снарядов. Чем же уникален конкретно «Дагестан»? Корабль – единственный из всей серии, который первым получил на вооружение комплекс «Калибр-НК», который на нем же и «обкатывался», в том числе и в боевых условиях. Это вооружение примечательно тем, что позволяет наносить удары (стандартными ракетами) по морским и береговым целям, находящимся на расстоянии до 300 км. Если же применяются крылатые ракеты, то эффективная дальность поражения противника значительно (в несколько раз) увеличивается. Многие специалисты смогли поверить это только после стрельб по базам террористов.
Универсальность
Скорострельные пушки и эффективная система зенитного огня значительно повышают боевую живучесть судна, позволяя создавать эшелонированную противовоздушную оборону. Фактически все эти обстоятельства позволяют назвать ракетный корабль «Дагестан» универсальным судном. В принципе, сами разработчики говорят о том, что его можно спокойно причислять к категории фрегатов.
Противоречит этому разве что отсутствие действительно мощного противолодочного вооружения, но на Каспии попросту нет подводных лодок. Так что корабль «Дагестан» (Каспийская флотилия, 693) полностью соответствует месту использования, будучи в состоянии выполнять все возложенные на него задачи.
Одной из главных изюминок судна является материал его надстроек (особый сплав магния и алюминия). Этот сплав позволяет эффективно рассеивать радиолокационный сигнал, делая ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661 менее заметным для систем обнаружения потенциального противника. Кроме того, есть и активные системы постановки помех. Весь этот комплекс эффективно скрывает истинные контуры корабля, защищает его от поражения «умными» боеприпасами, в том числе и крылатыми ракетами.
Наконец, «Дагестан» проектировался с учетом максимальной для кораблей такого класса автономности: он может находиться в плавании на протяжении не менее двух недель, пройдя при этом порядка пяти тысяч морских миль
Чтобы обеспечить приемлемый для экипажа уровень комфорта (а при столь малом водоизмещении это важно), в конструкцию были внесены активные успокоители качки. Это позволяет людям хорошо выдерживать даже волнение средней степени
Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата.
Как искали замену немцам
На днях спущенный на воду восьмой в серии МРК вобрал в себя всевозможные доработки по устранению недостатков китайского дизеля. Надо сказать, что как раз по этой причине с опозданием на год был сдан седьмой МРК «Вышний Волочек». В состав Черноморского флота он вошел лишь в середине 2018 года. Все это время инженеры в области двигателестроения вместе с зеленодольскими корабелами доводили его до необходимых для военных технических характеристик.
По словам источников, изначально десять кораблей из строящейся серии «Буянов-М» планировали оснастить немецкими двигателями MTU. Прекращение поставок немецких двигателей сильно ударило по проекту ЗПКБ. Из-за действия антироссийских санкций ими укомплектованы только пять МРК, которые были переданы флоту в 2014—2015 годах. Последующие шестой и седьмой оказались, можно сказать, экспериментальными образцами ВМФ РФ, но другого выбора нет. Российское машиностроение не готово прямо сейчас выпустить собственные дизели для судостроения. По информации собеседников «Реального времени», китайские дизельные двигатели поставляют не сами китайцы, а компания «Морские пропульсивные системы», работающая в Санкт-Петербурге.
Однако вытащить из «судостроительного дизельгейта» боевые корабли проекта «Каракурт» зеленодольцам не удалось. По словам источников, военные насмерть встали против китайских двигателей, поэтому перенос сроков может случиться еще не раз.
Владимир Тряпичников заявил, что серийное строительство вырастет до 12 кораблей до 2023 года включительно. Фото tvzvezda.ru
Силовая установка
Основной двигатель – дизельный, двухвальный, модели CODOG. Тип дизеля – 61Д, среднеоборотистый. Суммарная мощность мотора равна 8000 л. с. Эта силовая установка ответственна за стандартные режимы хода. Имеются также две газовые турбины, суммарная мощность которых составляет 29 000 л. с
Они могут разогнать корабль до 28 узлов, и предназначены для использования в боевом режиме, когда жизненно важной становится степень маневренности судна. Для обеспечения всего судового оборудования электричеством имеется сразу три дизельных генератора, причем мощность каждого составляет 600 кВт
История проектирования
С поступлением к началу 1970-х годов на вооружение стран НАТО боевых катеров с 76-мм артиллерией и противокорабельными ракетами малого и среднего радиуса действия («Exocet», «Oto Melara», а позднее и «Harpoon») условия боевого использования советских ракетных катеров проекта 205, вооружённых малокалиберной артиллерией, заметно усложнились. Для повышения боевой эффективности соединений советских ракетных катеров и для обеспечения нанесения ими ударов по противнику, с дистанций, превышающих дальность действия его радиотехнических средств, было решено разработать ракетно-артиллерийский корабль нового поколения.
Проектирование малого ракетного корабля проекта 1241Р было начато в 1969 году в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е. И. Юхнина (позже его сменил В. Н. Устинов), главным наблюдающим от ВМФ был вначале капитан 1-го ранга Ю. М. Осипов, а затем капитан 2 ранга В. И. Литовский.
В соответствии с требованиями тактико-технического задания ракетные катера проекта 1241 предназначались для уничтожения боевых кораблей, транспортов и десантных средств противника, усиления ПВО групп кораблей, транспортов, ракетных и торпедных катеров от низколетящих средств воздушного нападения, прикрытия этих групп от атак лёгких сил противника. Тактически ракетный катер проекта 1241 должен был взаимодействовать с малыми ракетными катерам проекта 205 и прикрывать их от ракетных катеров противника, вооружённых 76-мм артиллерией, для чего ракетный катер должен был обладать скоростью, не позволяющей отставать от катеров проекта 205.
Руководствуясь этими требованиями заказчика — ВМФ СССР — ЦМКБ «Алмаз» в 1971 году представило два аванпроекта корабля с полным водоизмещением не более 500 тонн с главным ракетным комплексом из четырёх противокорабельных ракет «Москит»
Особое внимание конструкторов при разработке обоих вариантов было обращено на использование многофункционального малогабаритного радиолокационного комплекса (РЛК), способного обеспечить боевое использование всех оружейных систем корабля. Первый вариант проекта должен был оснащаться РЛК «Гравий-М», уже успешно прошедшим первые испытания, а второй — РЛК «Монолит», находившимся в стадии разработки
В итоге, в качестве РЛК нового корабля был выбран комплекс «Монолит», так как он имел, в отличие от комплекса «Гравий-М» режимы УСБД и каналы приёма целеуказания от системы «Успех-У». Ракетный катер должен был оснащаться зенитным ракетным комплексом «Оса-М», но позднее, для обеспечения требуемых параметров остойчивости в заданных пределах полного водоизмещения и заданной 40-узловой скорости (установка ЗРК препятствовала её достижению), было принято решение ЗРК на корабли проекта не устанавливать. Задача прикрытия ракетных катеров проекта в прибрежной зоне от авиации противника возлагалась на советскую морскую авиацию; обеспечение зональной ПВО из списка боевых задач корабля исключили, а проект перевели из подкласса малых ракетных кораблей в подкласс больших ракетных катеров.
Уже в 1973 году вышло Постановление Правительства СССР, предусматривающее создание нового большого ракетного катера с противокорабельным ракетным комплексом «Москит», улучшенными тактико-техническими характеристиками, боевыми средствами самообороны и средствами радиоэлектронной борьбы, а также улучшенной обитаемостью и увеличенной автономностью. Проект 1241 реализовывался как система боевых катеров и благодаря заложенным в него принципам межпроектной унификации предусматривал постройку в едином корпусе ракетных, противолодочных и сторожевых катеров как для советского Военно-Морского Флота, так и на экспорт, в дружественные СССР страны. Учёт этого обстоятельства и разное состояние готовности основных комплектующих изделий (ПКР, ГЭУ и радиотехнического вооружения) должны были привести к разработке ряда модификаций проекта 1241 с общим корпусом и энергетикой. Фактически же предложение главного конструктора о межпроектной унификации реализовано не было:
Проект 12411 (ракетный) и 12412 (противолодочный) получились не только с различным вооружением, но и с разной энергетикой и корпусами. Причём, один назывался «катер», второй — «корабль». По указанной причине и пограничный вариант фактически не состоялся — он попросту повторил противолодочный. |
Подарки Евкурова
Впрочем, главным виновником торжества стал глава Ингушетии, Герой России, генерал Юнус-Бек Евкуров. Он приехал, как и полагается восточным гостям, с государственным ансамблем песни и пляски. Впервые имя Ингушетии появится в названии боевой техники. Передачу корабля приурочили к 27-й годовщине образования республики.
«Так совпало, что в эти дни наш регион отмечает 27-ю годовщину со дня своего образования. И сегодня этот праздник ознаменован важным событием — впервые в истории республики на воду спускается малый ракетный корабль, который будет носить имя «Ингушетия». Вы успешно и за короткий срок справились с задачей, и сегодня со стапелей сходит самый современный корабль, который будет решать задачи по охране и защите нашего государства. Наша республика возьмет шефство над кораблем», — пообещал Евкуров.
Интересно, что во время церемонии он удостоил званием «Заслуженный строитель Ингушетии» главу холдинга «Ак Барс» Ивана Егорова и гендиректора Зеленодольского завода Александра Карпова. Глава судостроительной корпорации Ренат Мистахов в это время был на Новороссийской военно-морской базе и передавал патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачев».
Спуск на воду МРК «Ингушетия» оказался настолько важен для республики, что он проходил под звуки гимна, который был специально записан заслуженной артисткой Ингушетии Лемой Нальгиевой и вице-премьером правительства РИ Марет Газдиевой. Собственно, она была названа крестной матерью корабля и по специальному помосту спустилась в док-камеру и разбила бутылку шампанского.
Луиза Игнатьева
ПромышленностьМашиностроениеОПК Татарстан
Примечания[ | код]
- ↑
- (недоступная ссылка). arms-expo.ru.
- The Military Balance 2018. стр. 196
- ↑ Пресс-служба Южного военного округа. . Министерство обороны РФ (23 июля 2012). Дата обращения: 24 июля 2012.
- . «Независимое военное обозрение» (29 октября 2008).
- Василий Исаков. . Социальная сеть «» (17 августа 2016). Дата обращения: 19 августа 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июня 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 октября 2015.
- Алексей Угаров. (рус.) (неопр.) ?. Армия и ОПК. ТАСС (25 апреля 2016). Дата обращения: 8 марта 2017.
- Пресс-центр Зеленодольского завода им. А.М. Горького. (рус.) (неопр.) ?. ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» (27 апреля 2016). Дата обращения: 8 марта 2017.
Конструкция
Корпус и надстройка
Корпус ракетного катера — гладкопалубный, выполнен из стали, имеет небольшую седловатость и комбинированные обводы. Восемью водонепроницаемыми переборками разделён на девять отсеков. Надстройки катера (за исключением газоотбойников) изготовлены из лёгких сплавов. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках в кормовой части корпуса.
Главные размерения ракетного катера: длина корпуса — 56,1 м, наибольшая ширина — 10,2 м. Осадка по корпусу — 2,5 м (2,3 м для катеров проекта 1241РЭ), по винтам при полной осадке — 3,60 м, осадка эксплуатационная (для проекта 12421) — 2,55 м. Водоизмещение у различных модификаций проекта несколько различается, но лежит в пределах 500 тонн. Высота борта на миделе — 5,31 м.
Энергетическая установка
Из-за задержки с разработкой дизель-газотурбинной энергетической установки (ЭУ) первые катера проекта 1241.1, 1241РЭ, 12417 оснащались двухвальной газо-газотурбинной ЭУ (газо-турбозубчатым агрегатом) М-15, состоящей из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. каждая, двух маршевых турбин типа М-75 мощностью по 5000 л. с. и четырёх редукторов. Обладая рядом достоинств, в том числе большей экономичностью, газо-газотурбинная энергетическая установка оказалась неудобной для управления катером на малых ходах и, особенно, при швартовках. Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Максимально развиваемая катерами с газо-газотурбинной ЭУ скорость — 42 узла, экономическая — 13 узлов. Дальность плавания: полным ходом — 760 морских миль, экономическим ходом — 1400 морских миль.
Энергетическая установка ракетных катеров проекта 12411, 12418, 12421 — двухвальная дизель-газотурбинная. Она состоит из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. и двух маршевых дизельных агрегатов М-510 мощностью 4 000 л. с. (каждый из дизельных агрегатов состоит из дизеля М-504 с двухскоростным редуктором и гидротрансформатора). Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Скорость максимальная — 41 узел, экономическая — 14 узлов. Дальность плавания: 36-узловым ходом — 400 морских миль, экономическим ходом — 1600 морских миль, 12-узловым ходом — 2400 морских миль.
На катерах всех проектов установлены два дизель-генератора ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый и один дизель-генератор ДГР-75 мощностью 100 кВт.
Общекорабельные устройства
- Рулевое устройство
В состав винторулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага.
- Швартовное, якорное и буксирное устройства
На баке размещён носовой электро-гидравлический шпиль для стравливания и выборки якорной цепи, а также для швартовки носовой части корабля. На юте находится электро-механический шпиль для швартовки кормовой части. Всего на корабле имеется четыре швартовые вьюшки.
- Спасательные устройства
Спасательные устройства на катерах проекта 1241 представлены пятью спасательными плотами, три из которых размещены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой её части, между автоматами АК-630), и два — в нос от ходовой рубки.
Мореходность
Мореходные качества катера обеспечивают безопасное плавание на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов.
Обитаемость
Экипаж катеров проекта 12411-Т — 41 человек (на катерах проекта 12411-М он уменьшен до 40), в том числе 5 офицеров, включая командира. Командир размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта. Остальные офицеры размещаются в двух четырёхместных каютах побортно. Матросы живут в трёх кубриках, располагающихся под главной палубой в носовой части катера. Носовой кубрик (на семь двухместных коек) расположен в нос от шахты боезапаса артиллерийской установки АК-176, два остальных кубрика, меньшей вместимости чем первый, размещены побортно сзади и вбок от шахты боезапаса АУ АК-176. Столовая личного состава размером 5×4 метра расположена на главной палубе в районе юта.
Автономность корабля по запасам провизии — 10 суток. Для хранения провизии оборудованы кладовые помещения, расположенные на главной палубе в районе бака в нос от матросских кубриков; под шахтой боезапаса АУ АК-176 находится цистерна пресной воды.
Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»
Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.
Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».
Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».