fbpx
No Image

Все цвета российской империи

СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

Биографическая справка

  • 1858 г. Родился в Тамбовской губернии.
  • 1873 г. Поступает в ученики к известному московскому фотографу М. П. Настюкову.
  • 1874 г. Работает в фотопавильоне М. П. Настюкова на Нижегородской ярмарке.
  • 1877 г. Поступает ретушером в ателье Д. Лейбовского.
  • 1879 г. Принят в ателье выдающегося фотографа А. О. Карелина.
  • 1881 г. Открывает собственное фотоателье.
  • 1889 г. Принимает участие во Всероссийской юбилейной фотографической выставке в Москве.
  • 1892 г. Получает малую золотую медаль Московской выставки, золотую медаль Парижской всемирной фотографической выставки, Гран-при выставки в Сен-Жиле, Почетный диплом выставки в Брюсселе.
  • 1893 г. Издает знаменитый альбом фотографий «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии».
  • 1894 г. Приступает к созданию монументального цикла фотографий, посвященного Волге.
  • 1896 г. Принимает участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде.
  • 1901—1904 гг. Снимает руины Макарьевского Желтоводского монастыря.
  • 1903 г. Завершает работу над «Волжской коллекцией».
  • 1913 г. Фиксирует в серии крупноформатных фотографий приезд императора Николая II в. Нижний Новгород.
  • 1929 г. Фотоателье Дмитриева переходит в ведение комиссии по улучшению жизни детей. Фотограф утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом.
  • 1937 г. Из архива Дмитриева реквизируются 7000 негативов.
  • 1948 г. Умер в Горьком в возрасте 90 лет.

Имперский штандарт

Именно имперский штандарт чаще всего ассоциируется у людей с флагом Российском Империи до 1917 года. Однако данный флаг появился только в XIX веке. Лишь в 1858 году император Александр II утвердил новый государственный флаг царской России. На императорском флаге были расположены три горизонтальные полосы. Цвета – черный, желтый и белый. Старый флаг России как империи, бело-сине-красный триколор, остался для морского флота.

Интересный факт. В 2014 году депутат ЛДПР Михаил Дегтярев выступил с инициативой замены привычного нам бело-сине-красного триколора на черно-желто-белый, флаг Российской Империи до 1917 года.

Мотивирован депутат был любопытными соображениями. Он утверждал, что времена имперского штандарта были своего рода «золотым веком» России, что именно под черно-желто-белым флагом наше государство переживало свой период расцвета. К примеру, под имперским знаменем была значительно увеличена территория российского государства, в нее были включены Крымский полуостров, часть территории Восточной Пруссии, Польша, Средняя Азия, Финляндия, Прибалтика, Аляска и Кавказ. Законодатель отмечал, что под черно-желто-белым штандартом были одержаны многие выдающиеся победы русской армии в военных походах. Также М. Дегтярев говорил о преемственности: по его мнению, историческое наследие тысячелетней России символизируют именно цвета имперского штандарта.

Мнения здесь разделяются. В частности, еще в 1896 году, перед коронацией последнего императора России Николая II, бело-сине-красный флаг стал официальным государственным флагом Российской Империи. Подчеркивалось, что народные цвета русского человека уходят корнями к народному быту и природным особенностям страны, и, исходя из этого, белый, синий и красный цвета являются наиболее точно отражающими народный вкус и народные обычаи.

Согласно официальной трактовке, черный цвет стяга отражал цвет черного двуглавого орла, желтый – соответствовал полю на гербе Российской Империи, белый – кокарде Петра Великого.

Согласно другой версии, черный цвет обозначает народ, желтый – самодержавие, белый – православие. Таким образом, православная вера является фундаментом самодержавной монархической власти, а самодержавие и православие – то, что является основой жизни русского народа.

Первое знамя

Первое знамя, которое использовалось в Киевской Руси в качестве флага, было красного цвета. Еще князья Олег и Святослав ходили с ним в боевые походы. Вначале на красном знамени был изображен двузубец, затем тризуб, но позднее, после принятия христианства, во времена князя Владимира Красное Солнышко, они заменились православным крестом.

Интересный факт. На Руси выделяют период, который характеризовался колоссальным ослаблением обороноспособности страны, что явилось причиной достаточно крупных поражений древнерусских войск. Это период раздробленности, когда князья фактически перестали подчиняться великому князю, переместившись каждый в свой удел, между ними участились распри. В этот период времени отсутствовало единое знамя, каждое удельное княжество установило свои стяги.

Русь верующая 1891–1904

13. Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904 г. Негатив 18×24 см.

14. Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. 1897 г. Негатив 18×24 см.

15. Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. 1904 г. Негатив 18×24 см.

16. Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь. Негатив 45×55 см. Фрагмент.

17. Святой источник в Саровском мужском монастыре. Негатив 18×24 см.

18. Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Негатив 50×60 см. Фрагмент.

19. Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904 г. Негатив 18×24 см.

20. Закладка городской соборной мечети в Нижнем Новгороде. 1902 г. Негатив 18×24 см.

21. Странники на пути в Саровский мужской монастырь. Негатив 18×24 см.

22. Оленевский скит. Уставщицы. 1897 г. Негатив 18×24 см.

23. Серафимо-Понетаевский женский монастырь. Вид на монастырский пруд и Больничную церковь. Негатив 18×24 см.

24. Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь. Негатив 45×55 см. Фрагмент.

25. Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. 1897 г. Негатив 18×24 см.

Дед да бабка

Четыре поколения одной семьи.

Бог даст детей, даст и на детей.

В деревнях часто можно было встретить на улице едва ступающего босыми ножками ребенка в одной коротенькой рубашонке. С корочкой хлеба в руке расхаживал он под окном избы, около которого сидела с работой мать, изредка на него поглядывая

Дети – счастье в доме.

Русские крестьяне за работой и во время отдыха


Пахарь в поле. 1907 год.

О том, как жили русские крестьяне в дореволюционной России, дошло огромное количество источников – и документальной информации, и данных статистики, и личных впечатлений. Современники по поводу окружавшей их реальности восторгов не выражали, находя ситуацию отчаянной и страшной. В нашем обзоре 20 фото, которые были сделаны в период 1900 – 1910 года. Снимки, безусловно, постановочные, но на них можно разглядеть крестьянских быт того времени.

Сбор урожая. Россия.1910-е.

В попытке понять, как жили русские крестьяне в начале прошлого века, обратимся к классикам. Приведём свидетельство человека, которого сложно упрекнуть в нерусскости, в неадекватности или в нечестности. Вот как описывал свою поездку по русским деревням различных уездов в самом конце XIX века классик русской литературы Толстой:«Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка – пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, – и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить».

Гулянье в деревне на празднике. Начало ХХ в.

«Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. “Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали”, — говорят бабы. “А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи», – продолжает Толстой.

Жатва. Владимирская губерния. Фото 1910-х гг.

Гулянье в праздничный день. Русский Север. Фото начала XX в.

По мнению Толстого, проблемы русских крестьян вполне объяснимы. Лев Николаевич считал, что все проблемы – от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом;- от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками;- от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их;- от чиновников, угнетающих народ;- от податей;- от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.

Женщина катается по окончании жатвы на последней полосе, приговаривая «Жнива, жнива, отдай мою силу». Рязанская губерния., Косимовский уезд, д. Шемякино. 1914 г.

Дети в поле.

Гулянье на пасхальной неделе. Север Европейской России.

Ещё один классик русской литературы В. Г. Короленко, много лет проживший в деревни, организовывавший там раздачу продовольственных ссуд и столовые для голодающих писал: «Вы свежий человек, натыкаетесь на деревню с десятками тифозных больных, видите как больная мать склоняется над колыбелью больного ребенка, чтобы покормить его, теряет сознание и лежит над ним, а помочь некому, потому что муж на полу бормочет в бессвязном бреду. И вы приходите в ужас. А «старый служака» привык. Он уже пережил это, он уже ужаснулся двадцать лет назад, переболел, перекипел, успокоился… Тиф? Да ведь это у нас всегда! Лебеда? Да у нас этой каждый год!»

Жница. Фото С.А. Лобовикова. 1914-1916 гг.

Свадебный поезд. Фото. Начало ХХ в.

Свадьба.Тульская губерния. 1902 г.

Комментировать
0