fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

1.

Факт раз: совсем не тяжело
Вопреки популярным заблуждениям, рыцарская броня совсем не тяжелая. Романтическая литература и современный кинематограф достаточно сильно извратили действительность в отношении полного латного доспеха. На пике своего развития (когда броня стала действительно полной и содержала большое количество защитных элементов) доспехи весили 20-25, реже 30 килограмм. Это меньше, чем вес современного пожарного снаряжения и полной боевой выкладки пехотинца.

Масса доспехов равномерно распределялась по телу, более того, система подвесов способствовала сокращению нагрузки на плечи и спину. Не нужно также думать, что латная броня стесняла движения. Пластинчатая конструкция и подвижные заклепки помогали бойцу двигаться практически так же, как без брони. Более того, большинство рыцарей даже в турнирной броне спокойно залазит на в седло без чьей-либо помощи.

Примечание: хотя на турнирах все равно существовали «лесенки» в седло. В конце-концов, вдруг война, а ты уставший!

Первые феодалы

Решение этой проблемы, которое нашел Карл Великий, определило всю эпоху Средних веков

Мы уже знаем, как важно в те времена было владеть землей. А так как королю по традиции принадлежали все свободные земли, то он мог немного поделиться ею со своими конниками

Так возникли лены, или феоды — отданные в пользование конникам участки земли. Работников, которые были нужны для возделывания полей, король одалживал своим воинам вместе с землей. Это были крепостные — несвободные — крестьяне, которые считались такой же неотъемлемой частью земельных угодий, как деревья или кусты.

Передача земли в пользование на определенных условиях в Средние века была распространена повсеместно. Землю давал в пользование не только король. Знать, а потом даже рыцари искали себе союзников-вассалов, которым за верность и помощь в случае войны давали в пользование участок земли. Те, кто давал земельные угодья, назывались сюзеренами. Так сформировалась система ленов, или феодальная система — стабильный порядок, в котором нашлось определенное место для каждого.

Конникам это было выгодно. У них наконец появилось достаточно времени, чтобы воевать, и достаточно денег, чтобы покупать коней и снаряжение. А вот для крестьян эта ленная, или феодальная, система была далеко не так хороша. Теперь они должны были кормить не только свои семьи, но и семью конника. А так как они были крепостными, то не могли перейти к другому, возможно, менее суровому хозяину. Крепостные крестьяне были такой же собственностью феодала, как коровы или козы.

Что-то не похоже на работу мечты. Но, несмотря на это, скоро и многие свободные крестьяне стали передавать свои земли конникам-феодалам. Сделавшись подданными, они становились во всем зависимыми от хозяина и должны были отдавать ему часть урожая, но так в их жизни появлялось хоть немного стабильности и безопасности: теперь им не приходилось ходить на войну, оставляя на произвол судьбы свои поля и семьи. Отныне это за них делал хозяин-феодал. Причем с большим удовольствием.

Конники умели сражаться и страстно любили это дело. Им нравилось убивать врагов, орудуя мечом, секирой, палицей и копьем. Они были привычны к войне и жаждали побеждать. Пожалованная королем земля — лен — делала этих воинов правителями, царьками с собственными подданными и собственной территорией.

Маленькие царьки наслаждались своей властью. Гордые, заносчивые и жадные, они быстро забывали, что власть и земля даны им лишь в долг, во временное пользование. Им все время хотелось большего: больше власти, больше подданных, больше земли. И весь свет должен был знать, что эта земля всегда будет принадлежать им и их детям.

Так началась история рыцарей, этих знаменитых смельчаков и воителей, которые стали одним из самых могущественных слоев средневекового общества и до сих пор приводят нас в восхищение. И история их замков, о которых — в следующий раз.

Рыцарь очень горд за свою честь и имя

Кто входил в число рыцарей?

Как сказано выше, рыцарская культура европейского Средневековья зародилась в среде крупных феодалов ─ носителей громких титулов и обладателей не только обширных земельных владений, но и многочисленных дружин, порой сопоставимых с армиями целых государств. Как правило, каждый из них имел родословную, уходящую корнями в глубину веков, и окружавшую его ореолом высшего благородства. Эти рыцари составляли элиту общества, и уже по одному этому не могли быть многочисленны.

На следующей ступени социальной лестницы той эпохи находились также благородные отпрыски старинных фамилий, в силу сложившихся обстоятельств не имевшие крупных земельных наделов и, соответственно, лишённые материальных богатств. Всё их достояние состояло в громком имени, военной выучке и доставшемся по наследству оружии.

Многие из них формировали из своих крестьян отряды и во главе их служили в армиях крупных феодалов. Те же, кто не располагал крепостными душами, часто путешествовали в одиночестве, сопровождаемые лишь оруженосцем, и порой примыкали к случайным отрядам, становясь наёмниками. Были среди них и такие, кто не брезговал откровенным разбоем, лишь бы обрести средства для поддержания образа жизни, соответствующего рыцарскому достоинству.

Первое появление немецкоязычного рыцарского братства на Святой земле

На южной стороне полуострова, омываемого заливом Хайфа, в те времена расположился портовый город Акра. Благодаря своей прекрасной защите порт имел возможность производить выгрузку и загрузку грузов практически в любую погоду. Этот лакомый кусочек не мог остаться без внимания смиренных «воинов Господа». Барон Ги де Луизиньян предпринял отчаянную попытку осадить город, даже несмотря на то, что гарнизон оборонявшихся превышал его силы в несколько раз.

Однако самым большим испытанием и бедой во времена всех средневековых войн было отсутствие медицины. Антисанитария, огромная концентрация людей в одном месте были прекрасными условиями для развития различных болезней, таких как тиф. Рыцари Тевтонского ордена, госпитальеры, тамплиеры как могли боролись с этой напастью. Богадельни стали единственным местом, где оказывалась помощь силами паломников, пытавшихся таким образом попасть в рай за свои деяния. Среди них были представители торговых кругов Бремена и Любека. Их первоначальной задачей было создание немецкоязычного рыцарского братства для оказания помощи больным и пострадавшим.

В перспективе рассматривалась возможность построения некой военной организации для защиты и поддержки своих торговых операций. Это делалось для того, чтобы больше не зависеть от ордена тамплиеров, имевшего огромное влияние в данном регионе.

Сын утонувшего императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы благосклонно отнесся к этой идее и на первых порах поддержал создаваемые богадельни. Этим и объясняется то, что у рыцарей Тевтонского ордена были прекрасные отношения со Священной Римской империей. Очень часто они даже выступали как посредники между ее правителями и главами Римско-католической церкви. Имея такую всестороннюю поддержку, созданное в 1198 году Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской делало все возможное, чтобы оправдать высокое доверие.

Вскоре, как и их коллеги, организация рыцарей Тевтонского ордена обзавелась крупными земельными владениями не только на Святой земле, но главным образом в Европе. Именно там были сосредоточены главные, наиболее боеспособные силы братства.

Оружие и тактика средневековых рыцарей

Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.

С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.

В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.

В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.

Крестовые походы

Всего за два столетия было предпринято восемь крестовых походов. Их целью обозначалась защита христианского мира от врагов – мусульман, но на самом деле заканчивалось все грабежами и разбоем. В благодарность за участие в походах рыцари получали материальное вознаграждение от церкви, общественное уважение и прощение за все грехи. Самым запоминающим был третий крестовый поход, возглавляемый императором Германии Фридрихом I, королем Франции Филиппом II и королем Англии Ричардом Львиное сердце.

Во время крестовых походов Ричард Львиное Сердце зарекомендовал себя как великий военачальник и достойный рыцарь. Он руководил третьим крестовым походом и показал себя отважным воином.

Другим известным средневековым рыцарем был Эль Сид, испанский дворянин, храбро сражавшийся против мавров в Испании в 11 веке. В народе его называли победителем, а после смерти его превратили в народного героя.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Акколада

Именно так называется церемония вступления оруженосца в рыцарский орден. Первоначально инициация имела мистический характер. Молодой человек перед тем, как стать рыцарем, должен был выкупаться, надеть белую рубашку, алый плащ, золотые шпоры. Его опоясывал оружием господин или один из старейшин ордена, он же давал посвящаемому подзатыльник вместе со словесными наставлениями. В жизни рыцаря этот удар ладонью должен был стать единственным, который он оставит без ответа. Также существовала вариация посвящения, когда вместо опоясывания господин ударял юношу плоской стороной меча сначала по правому плечу, затем по левому.

Как становились рыцарями в Средние Века, если шла война, и не было времени на подготовку? Отличившемуся в бою молодому человеку жаловали звание посреди поля после битвы. Совершал это его сюзерен или другой знатный феодал. Оруженосца ударяли плашмя мечом по плечам и читали краткую молитву.

Как жили люди в Средние века

Владеть землей в те времена было намного важнее, чем сейчас, потому что деньги в раннем Средневековье не играли существенной роли. Люди почти ничего не покупали, они обменивались: за каравай хлеба давали дюжину яиц, за двух кур — овцу, за пощечину — пинок под зад. Только тот, кто владел землей, кто мог выращивать хлеб и пасти скот на лугах, имел шанс выжить и прокормить семью.

В средневековой Европе девять из десяти человек жили в деревнях, а остальные — в немногочисленных городах и монастырях. Сегодня сельская жизнь видится нам идиллической, но на самом деле деревня в Средние века была очень далека от красивой картинки. Крестьяне и их семьи каждый день боролись за выживание.

Тогда в среднем люди едва доживали до сорока лет. Да и это только те счастливчики, которые не умирали во младенчестве и раннем детстве: трое из четырех детей не доживали до взрослого состояния. Каждые несколько лет случался голод, а в остальное время свирепствовали такие страшные болезни, как холера, дизентерия и проказа. В Средние века смерть подстерегала на каждом шагу.

Крестьяне в деревнях жили в простых домах, сделанных из бревен, веток и глины. Водопровода и туалета, конечно, не было. Жили очень тесно, потому что в таких домах комната была одна-единственная. Овцы, козы, куры и коровы жили под одной крышей с людьми, и запах в жилищах стоял соответствующий. И дети, и взрослые спали на соломе в общей для всех кровати; ночных рубашек и пижам не существовало, спать ложились голыми.

Люди жили в небольших поселениях, часто вблизи реки или ручья, вокруг располагались поля и выгоны для скота. А за полями начинались дикие места — мир, полный тайн и опасностей, непонятный, страшивший невежественных крестьян.

В раннем Средневековье Европа была заселена далеко не так плотно, как сейчас. На севере современной Германии простирались бескрайние болота и вересковые пустоши, а бoльшую часть Южной Германии и Франции покрывали леса.

Эти средневековые леса совсем не походили на нынешние, светлые и приветливые. В те времена лес был настоящим темным гигантом. Мрачный, густой, могущественный, он занимал практически все пространство, оставляя людям для жизни лишь небольшие островки.

Сквозь лесную чащу тонкими змейками вились дороги, но они были очень плохого качества, так что всякое путешествие превращалось в трудное и опасное предприятие. В лесах жили не только дикие звери: медведи, змеи, волки, — там обитали еще и страшные дикие люди: преступники, изгнанные из деревень, и грабители без стыда и совести.

Что было у рыцарей вместо школы

Удивительно, но довольно редко случалось, чтобы один рыцарь просто убивал другого. Хотя эти люди постоянно соперничали и всегда стремились укрепить свою власть и расширить владения, они все же придерживались некоторых правил. Брать выкуп было можно, а вот убивать — нет. Правда, на больших турнирах, где рыцари состязались друг с другом, довольно часто кто-нибудь умирал, но это были лишь несчастные случаи. Потому что чем больше рыцари ощущали себя рыцарями, тем важнее для них было следовать особым правилам в ходе любых конфликтов.

Крестовые походы, в которых принимали участие рыцари со всей Европы, способствовали их самоосознанию

Рыцари гордились тем, что они рыцари и принадлежат к этому отважному сообществу. Они с воодушевлением откликались на призывы Папы Римского освободить Святую Землю

Во время Крестовых походов рыцари замечали, насколько они похожи друг на друга. Их объединила борьба с общим врагом, у них стали появляться общие ритуалы и четкие правила, как следует обучать рыцаря.

Для рыцарей Крестовый поход был захватывающим приключением, далеким путешествием, во время которого можно было увидеть много интересного и прекрасно провести время с товарищами. Куда менее приятными Крестовые походы оказывались для жителей тех земель, через которые шло христианское войско. Рыцари без зазрения совести грабили чужие города, сжигали храмы и убивали местное население.

Согласно этим правилам, сын рыцаря уже в семь лет должен был покинуть своих родителей и отправиться служить оруженосцем в замок другого рыцаря, дружественного и часто более могущественного. Ходить в школу и делать домашние задания сыновьям рыцарей было не нужно; вместо этого они учились охотиться в лесу, ездить на коне, сражаться мечом и копьем. А еще они учились, как рыцарю пристало себя вести и быть учтивым с дамами. Наконец они получали меч из рук своего наставника, и их торжественно посвящали в рыцари.

После посвящения молодой человек считался взрослым и становился полноправным членом рыцарского сообщества. Это было могущественное и развивающееся сообщество, настолько самоуверенное, что его члены не стеснялись сравнивать себя с королем и знатью, которые, согласно средневековой феодальной иерархии, стояли выше рыцарей.

Крестьян, из которых происходили их собственные предки, рыцари презирали. Над ними смеялись и ни капли не уважали. От крестьян требовалось обрабатывать поля и вовремя доставлять своему господину продукты. От всего, что крестьяне производили, хозяину причиталась десятая часть, а иногда и больше. В остальное время они должны были держаться от рыцарей подальше.

И только если в деревне случался спор, происходило убийство или грабеж, крестьяне обращались за правосудием к своему феодалу. Тот вершил суд, и человека, которого признавали виновным, бросали в темницу замка или казнили. Рыцарям нравилось судить — это позволяло им чувствовать себя Господом Богом.

Великосветские модники

Рыцарская культура Средневековья вырабатывала у тех, кто принадлежал к этому узкому сословию, особый тип психологии и обязывала их иметь целый ряд определённых качеств. Прежде всего рыцарь должен был обладать достойной восхищения внешностью. Но поскольку природа не всех одаривает красотой, тем, на ком она сэкономила, приходилось прибегать к разного рода ухищрениям.

Если посмотреть на картины, гравюры или гобелены, выполненные средневековыми мастерами, изображавшими рыцарей не в доспехах, а в «гражданской» одежде, то поражает взгляд изысканность их нарядов. Современными учёными написаны сотни трудов, посвящённых моде Средневековья, и всё равно она представляет собой необозримое поле для исследователей. Оказывается, рыцари ─ эти суровые и сильные люди, были необычайными модниками, за которыми угналась бы далеко не каждая светская львица.

То же можно сказать и о причёсках. На старинных картинах перед зрителем предстают и пышные локоны, спадающие на закованные в броню плечи, и жёсткий ёжик, придающий его обладателю строгий и решительный вид. Что же касается бород, то здесь фантазия цирюльников была просто безгранична, и надменные физиономии господ украшались самыми немыслимыми волосяными композициями от вульгарного веника до тончайшей иглы на конце подбородка.

Главное для рыцаря — это быть верным

Главным в рыцарском кодексе чести была верность своему сеньору. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим проступком и могли повлечь за собой лишение звания рыцаря. Процедура, сама по себе очень неприятная и напоминавшая скорее похороны. Считалось, что подлый рыцарь, который отказывает в помощи своему истинному господину, когда тот в ней нуждается, не достоин звания рыцаря. Поэтому за неявку в поход можно было прослыть изменником и сдохнуть. Собственно, в Англии, после завоевания ее Вильгельмом рыцарями назывались те, кто получил земельный надел, но не платил ренту, он платил за него своим участием в походах.

Так что верность — краеугольный камень рыцарства.

Лишение рыцарского звания

Наряду с возможностью стать рыцарем также существовала вероятность быть изгнанным из ордена, покрыв позором свое имя и весь род. Если человек нарушал рыцарский кодекс или вел себя не соответствующим его титулу образом, над ним проводилась обратная процедура.

Церемония сопровождалась пением заупокойных псалмов. Выставив его щит с гербом на эшафоте, с самого рыцаря поочередно снимали части вооружения и облачения. После того как мужчину раздевали и облачали в длинную рубаху, щит разбивался на три части. Бывшего воина спускали с виселицы, продев петлю веревки под подмышками, после чего под насмешки толпы отводили в церковь. Там по нему проводили заупокойную службу.

Если его преступление было тяжким, то приговором была смерть. После мессы изгнанника отдавали в руки палача. В более легком случае рыцаря лишали всех званий, наград, земель, а имя его и всех потомков покрывалось позором. В каком-то роде смерть была более щадящим наказанием, ведь помилованный опозоренный рыцарь до конца жизни был вынужден жить в нищете и презрении.

Как становились рыцарями в Средневековье? Нужно было пройти многолетний путь подготовки и иметь дворянское звание. Но все это не означало, что мужчина будет обладать необходимыми моральными достоинствами. Как бы ни идеализировали рыцарство, часто среди членов сословия попадались жадные и жестокие люди, которые не гнушались грабежом и убийствами.

Комментировать
0