Полномочия Президента и Правительства РФ в сфере ГО
Помимо того что ФЗ-28 поясняет назначение и задачи гражданской обороны, определяет ее понятие и особенности, он также отдельной главой прописывает компетенцию органов государственной власти в данной области.
Так, во второй главе ст. 5 указано, что Президент РФ уполномочен:
- определять основы единой политики в сфере гражданской обороны;
- утверждать и вводить в действие План ГО, как на всей территории РФ, так и в отдельных ее субъектах;
- утверждать численность, состав, структуру спасательных воинских формирований, положение об их организации и изменениях.
В соответствии со ст. 6 Правительство РФ для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны, имеет право и обязано:
- обеспечивать проведение единой политики в области обороны;
- руководить общим ведением и организационными моментами гражданской обороны;
- издавать различные нормативно-правовые акты в области обороны и организовывать разработку ФЗ;
- определять порядок отнесения местности к группам гражданской обороны;
- устанавливать порядок эвакуации людей, материальных и культурных ценностей из зоны опасности;
- устанавливать регламент обучения граждан в области обороны;
- определять порядок создания укрытий и убежищ, а также накопления, использования и хранения различных защитных средств, продовольствия, медикаментов.
Структура
Вопрос “что такое гражданская оборона” можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как выше было сказано, ГО представляет собой комплекс мероприятий. А с другой стороны, что такое гражданская оборона? Это особая структура, которая включает в себя различные органы и подразделения. В частности, к ним относят:
- Территориальные органы. Представлены в качестве региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий бедствий. К этой же категории относят органы, уполномоченные решать оборонные задачи и предпринимать необходимые меры для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций в субъектах РФ. Они комплектуются военнослужащими войск ГО, мирными жителями, представителями руководства противопожарной службы. Начальники этих территориальных органов назначаются на должности главами Федеральных структур в установленном порядке.
- Подразделения (сотрудники) организаций, имеющие полномочия решать задачи в области ГО. Они создаются (назначаются) согласно порядку, установленному Правительством.
- Федеральный исполнительный орган. Он уполномочен решать задачи по обеспечению защиты.
- Подразделения Федеральных исполнительных органов.
Функции органов ГО
Необходимо понимать, что перед всеми организациями, включенными в структуру сил гражданской обороны, законодатель ставит единые задачи, которые являются обязательными к реализации. В ряд таковых входят:
- проведение неотложных работ;
- осуществление аварийно-спасательных работ;
- санитарная обработка населения, а также имущества, техники, зданий и целых территорий;
- ведение разведывательных действий в очагах поражений бедствий, к ряду которых могут быть отнесены зоны заражения, затопления, пожаров и т. п.;
- прокладывание маршрутов в опасным зонам;
- непосредственное участие в проведении эвакуации населения определенных регионов;
- проведение работ, связанных с восстановлением объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения (аэродромов, дорог, элементов инфраструктуры, переправ и т. п.).
Стоит отметить, что для реализации специфических задач гражданской обороны в местах концентрации спасательных пунктов могут создаваться дополнительные точки технического обеспечения.
Центр по проведению операций особого риска
Немаловажное место в системе органов МЧС занимает специализированный центр. Он призван проводить операции, характеризующиеся повышенной степенью риска
Важно отметить, что спасатели, входящие в такую структуру, имеют особенную физическую и профильную подготовку, что связано с необходимостью выполнения ими работ, опасных для собственной жизни. К ряду задач спасателей, входящих в структуру Центра по проведению операций, сопряженных с повышенной степенью риска, относятся:
- обеспечение безопасности широкопрофильных работников МЧС;
- обеспечение сохранности грузов в процессе их транспортировки;
- проведение работ по спасению под водой (с обязательным применением легководолазного снаряжения);
- ведение действий по защите материальных и культурных государственных ценностей, а также людей;
- исполнение пиротехнических и подрывных работ;
- проведение спасательных работ в особо труднодоступной местности.
Стоит отметить, что структуру рассматриваемого Центра составляют разные обособленные подразделения узкой специализации, к числу которых относятся:
- медико-спасательные;
- подразделения радиационной, биологической и химической разведки;
- горноспасательные;
- аварийно-спасательные водолазные группы;
- структуры по эвакуации и спасению населения;
- структуры, обеспечивающие сохранность грузов.
Система
После того как было рассмотрено в общем виде, что такое гражданская оборона, понятие и задачи ее в целом, следует перейти к углубленному рассмотрению ГО в РФ. Начиная с ее системы.
В систему ГО входят:
- органы управления и обеспечения гражданской обороны;
- денежные и материальные (продовольствие, медикаменты, средства защиты) фонды и резервы;
- комплексы управления, оповещения и связи, необходимые в случае возникновения опасности;
- иные средства и силы, нужные для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны.
Гражданская оборона образует собственную структуру не только исходя из территориальных принципов, но и из производственных. Ее основным звеном является экономический объект. Например, завод, университет и т. д.
Так, территориальная особенность формирования гражданской обороны заключается в ее организации на разных местностях, в разных субъектах, краях, областях, городах и станицах РФ, согласно административному делению страны.
Производственный же принцип состоит в организации обороны в отдельных ведомствах, министерствах, предприятиях и объектах разных значений.
Из полученной информации становится понятным, что представляет собой гражданская оборона. Структура и задачи ее тесно связаны между собой. Так как каждое звено ГО выполняет ряд функций, которые входят в его компетенцию, то вместе данные части системы образуют мощный, эффективно работающий механизм.
Гражданская оборона может выполнить сложные задачи глобального характера только при тесном взаимодействии различных ветвей власти на всех ее уровнях, а также начальства и подчиненных различных организаций и предприятий. Поэтому очень важным является рассмотрение как всех звеньев гражданской обороны отдельно каждого, так и их взаимосвязь в процессе выполнения намеченных целей.
Суть гражданской обороны
Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.
Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.
Гражданские организации ГО
Для того чтобы защитить население от опасностей, помимо государственных органов, также существуют формирования ГО на уровне предприятий. В такие гражданские организации ГО могут вступать все совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста, кроме беременных, инвалидов, матерей маленьких детей (до 8 лет) и некоторых других категорий граждан.
ФЗ-28 также выделяет задачи гражданских организаций гражданской обороны и их полномочия. А именно:
- планирование и организация мероприятий по обороне;
- осуществление обучения собственных работников в области обороны;
- создание и хранение собственных запасов ценных во время бедствия средств, медикаментов, провизии.
Организации 1-го и 2-го и некоторые 3-го класса опасности (производство радиационной или ядерной опасности, гидротехнические сооружения) обязаны создать и держать в постоянной готовности аварийно-спасательные нештатные формирования. А 1-й и 2-й классы опасности еще и локальные системы оповещения об опасности.
Спасательно-поисковая служба
В структуру МЧС также входит отдельное формирование, основной задачей которого является поиск лиц, пострадавших во время какой-либо чрезвычайной ситуации, а также их спасение. В структуру данного ведомства входят различные отряды, общая численность которых составляет более 2 000 человек (кроме этого, в их рядах также числятся спасатели-общественники).
Важно отметить, что для высококлассной реализации поставленных задач отряды поисково-спасательных служб оснащаются современным оборудованием, а также техническими приспособлениями. В арсенале данной группы всегда имеется пневмодомкрат, гидравлический резак, а также несколько видов акустических приборов, помогающих вести эффективный поиск людей под завалами и в снежных лавинах
После получения тревожного сигнала специалисты аварийно-спасательных формирований гражданской обороны обязаны выдвинуться к месту происшествия в течение 15-120 минут (в зависимости от дальности расположения объекта), после чего немедленно приступить к выполнению всех необходимых задач.
“Центроспас”
Это основное подразделение МЧС, на которое возлагается исполнение задач, требующих быстрого реагирования. Данное наименование имеет уникальный аэромобильный спасательный отряд, который создается и функционирует на государственном уровне.
Основное предназначение рассматриваемого подразделения состоит в исполнении не только поисковых, но и спасательных работ, в том числе и в оказании помощи пострадавшим в результате бедствий, их эвакуации с места событий. Кроме этого, в число основных задач организации входит обеспечение доставки стратегически важных грузов через места локализации чрезвычайных ситуаций, а также их сопровождение.
“Центроспас” – это структура МЧС, которая имеет высокий уровень технического и транспортного обеспечения, а также современное оборудование, нужное для исполнения особо важных задач.
Стоит отметить, что организация ведет круглосуточное дежурство независимо от каких-либо факторов. По установленным правилам, период, в течение которого “Центроспас” должен отреагировать на поданный сигнал, составляет не более 30 минут (для наиболее труднодоступных и отдаленных мест).
Цели и задачи
Можно выделить следующие задачи гражданской обороны:
- обучение жителей населённых пунктов правильному поведению во время проведения военных действий или возникновения стихийных бедствий;
- оповещение людей о наличии опасности или о ее возможном появлении;
- вывоз населения, культурных или материальных ценностей в безопасные места;
- предоставление жителям средств, необходимых для индивидуальной защиты, медикаментов и медицинского обслуживания;
- обнаружение и проведение всех необходимых мер по ликвидации заражения радиацией, химическим или биологическим оружием территорий;
- наведение порядка на территориях, где проводились военные действия или произошло стихийное бедствие, в том числе восстановление работ коммунальных служб, привлечение их к данному процессу;
- проведение процедур обеззараживания, санитарной обработки зданий, техники, строений;
- борьба с возгораниями, возникшими в результате военных или стихийных катастроф;
- проведение мероприятий по всем видам маскировки;
- обеспечение постоянной боевой готовности всех имеющихся сил и средств государства;
- захоронение трупов людей, ставших жертвами войны или чрезвычайных ситуаций.
Также можно выделить следующие задачи в области гражданской обороны, которые должны быть выполнены со стороны государства:
- проведение комплекса мер, позволяющих укрепить устойчивость объектов экономики, которые способствуют улучшению функционирования ГО во время чрезвычайных ситуаций;
- специальное обучение, подготовка и переквалификация в случае необходимости сил гражданской обороны и управленцев ГО;
- строительство фонда защитных сооружений для безопасности населения (например, бомбоубежищ);
- контроль и координация деятельности организаций, занимающихся прогнозированием, предупреждением и ликвидацией последствий экологических и техногенных катастроф;
- создание и поддержание в полной готовности всех систем оповещения населения, систем выявления и наблюдения за химической, радиационной и биологической обстановкой;
- поиск потерпевших бедствие космических кораблей, самолетов, подводных лодок и судов;
- обучение жителей самостоятельному изготовлению средств индивидуальной защиты, приемам по спасению от массового поражения оружием (ядерным), ведению ими спасательно-аварийных работ.
Таким образом, назначение и задачи гражданской обороны достаточно хорошо прописаны законодательством, но на практике зачастую происходят сбои в системе. В результате чего страна несет большие потери населения, не говоря уже об огромных материальных ценностях.
Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны
Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.
Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.
Невоенизированные формирования
Они представляют собой особые группы гражданских лиц. Их численность определяется руководящими документами. Невоенизированные формирования оснащаются имуществом и техникой, которые положены в соответствии с табелем. Данные группы именуются как “Спасательные (сводные) команды”. Невоенизированные формирования классифицируются по:
- Подчиненности – территориальные и объектовые.
- Назначению – общего, специализированного и специального типа.
- Степени готовности – повышенной и повседневной.
В каждой области функционирует отдельный батальон гражданской обороны. В зависимости от вида чрезвычайной ситуации, МО выделяет те или иные средства и силы, МВД – пожарные отряды или команды, Минздрав – бригады, комплектующиеся больничным и поликлиническим персоналом.
Основы деятельности
Гражданская оборона РФ обеспечивается военными формированиями, в распоряжении которых находится специальная техника, а также холодное и огнестрельное оружие. Военнослужащим выдаются соответствующие удостоверения установленного образца. Документы подтверждают их статус. Также на форме присутствуют международные знаки отличия ГО. Сотрудники могут проходить службу в соответствующем Федеральном исполнительном подразделении, имеющем специальные полномочия на решение вопросов по обеспечению защиты населения. Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления военного положения, фактического начала боевых действий, объявления Президентом состояния войны, а также в мирный период во время стихийного бедствия, эпизоотии, эпидемии, при катастрофе, крупной аварии, угрожающих здоровью населения и требующих выполнения аварийно-спасательных и прочих работ неотложного характера.
Управление РСЧС
На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационные органы
Координационными органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Постоянно действующие органы
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
- на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
- на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.
Органы повседневного управления
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
- центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Пограничные войска Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации
Пограничные войска
предназначены для защиты и охраны
Государственной границы Российской
Федерации, охраны внутренних морских
вод, территориального моря, исключительной
экономической зоны, континентального
шельфа нашей страны и природных ресурсов.
Основные задачи
пограничных войск:
• защита и
охрана Государственной границы РФ в
целях недопущения противоправного ее
прохождения, обеспечения соблюдения
физическими и юридическими лицами
режима границы;
• охрана
внутренних морских вод, территориального
моря, исключительной экономической
зоны, континентального шельфа Российской
Федерации и их природных ресурсов в
целях их сохранения, защиты и рационального
использования, а также для защиты морской
среды, экономических и иных законных
интересов России.
Структурно
пограничные войска сведены в 10 региональных
управлений: Арктическое, Северо-Западное,
Калининградское, Западное, Северо-Кавказское,
Юго-Восточное, Забайкальское,
Дальневосточное, Тихоокеанское и
Северо-Восточное.
Права населения при защите от ЧС и в области ГО
Граждане России, согласно ФЗ и прочим нормативно-правовым актам, регулирующим сферу ГО, могут и должны:
- Проходить обучение методам защиты от опасностей, которые возникают при боевых действиях или в их результате.
- Содействовать органам госвласти и уполномоченным подразделениям в решении задач по обеспечению гражданской обороны.
Население имеет право:
- На защиту своей жизни, личного имущества и здоровья при возникновении ЧС.
- Использовать средства (коллективные и индивидуальные) и прочее имущество, предназначенное для защиты.
- Получить пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, умершего либо погибшего от заболевания или увечья, полученных во время выполнения своих обязанностей по защите территории и населения от ЧС.
- Быть осведомленными об опасности, которой они могут быть подвергнуты при пребывании в определенных местах, и о мерах безопасности.
- Получить пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности вследствие заболевания или увечья, полученных во время выполнения работ по защите от ЧС.
- Обращаться в личном порядке, а также направлять в уполномоченные органы коллективные прошения и заявления по вопросам защиты территорий и граждан от ЧС.
- Получить бесплатное социальное государственное страхование, компенсации и льготы за причиненный во время ЧС ущерб.
- Участвовать в мероприятиях по ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций в установленном порядке.
- Получить возмещение ущерба, который был причинен имуществу и здоровью.
Система ГО, определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
на тему:«Система ГО, определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование».
Выполнила:
студентка группы ФК 1-3
Айсанова М.Р.
Научный руководитель:
Верлан А.Н.
Москва 2011
План.
Введение………………………………………………………………………3
- Определение системы ГО и решаемые ею задачи…………………….4
- Состав сил и средств ГО. Комплектование
формирований ГО…………………………………………………………….7
- Структура ГО Российской Федерации………………………………….9
- Степени готовности ГО РФ………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………13
Список использованной литературы ……………………………………..15
Приложение…………………………………………………………………..16
Введение.
В России государственная организация защиты населения берет свое начало 4 октября 1932 г., когда Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о Местной противовоздушной обороне.
В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.
Иными словами, даже в мирной обстановке практически любому государству нужно быть «начеку». Причем, чем лучше и надежнее работает система гражданской обороны, тем более защищена та или иная страна. Актуальность моей темы объясняется всеми вышеперечисленными фактами.
Нельзя отрицать, что чем сильнее прогресс, тем в более опасном положении может находиться мирное население, ведь ни в чем ином человек не преуспел так сильно, как в создании оружия.
Кроме того, в мирное время населению страны тоже грозит опасность от тех или иных ЧС.1 Каждый из нас должен уметь защищаться, а также помогать тем, кому необходима помощь в таких экстренных ситуациях.
В своей работе я хотела бы поподробнее рассмотреть всю систему гражданской обороны, ее структуру, силы и средства, узнать, какое внимание уделяет государство столь важному вопросу
- Определение системы ГО и решаемые ею задачи.
Прежде всего хотелось бы дать определение Гражданской обороне. Что же это такое? Каково предназначение ГО?
Гражданская оборона – это система мероприятий РСЧС, выполняемых ее структурными элементами, по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.2
Нужно так же отметить, что в современных условиях гражданская оборона является одним из наиболее важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время. Гражданская оборона, ее организация, а также ведение, без сомнения, являются одной из наиболее важных функций государства.
Обратите внимание
Именно от обучения ГО зависит в каком состоянии выйдет наша страна из тех или иных боевых действий, если таковые будут. Нельзя забывать также и о роли ГО для экономики. Не секрет, что финансы страны, ее денежное обращение, и вся экономика в целом не любят войн. Правильная политика государства в области Гражданской обороны может уменьшить урон, наносимый экономике страны.
Не говоря уже о культурном наследии и экологии.
В последние годы войска гражданской обороны все чаще привлекаются к эвакуации населения, решению вопросов его первоочередного жизнеобеспечения, восстановлению пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов, охране особо важных объектов, а также локализации и тушению крупных очагов лесных и торфяных пожаров. Подразделения войск ГО не раз работали в зонах вооруженных конфликтов: Южной и Северной Осетии, Абхазии, Грузии, Приднестровье, Югославии, Таджикистане, Чечне, Афганистане. Они обеспечивали людей питьевой водой и продуктами питания, организовывали эвакуацию раненых и доставку почты.