Ла-5
В начале Великой Отечественной войны немецкая авиация делала в небе СССР что хотела. Только в 1942 году появился советский истребитель, который мог вести с «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» бой на равных. Это был «Ла-5» разработанный в конструкторском бюро Лавочкина. Создавался он в огромной спешке. Самолёт устроен настолько просто, что в кабине нет даже самых элементарных приборов вроде авиагоризонта. Но лётчикам «Ла-5» сразу понравился. В первых же пробных полётах на нём сбили 16 вражеских самолётов.
«Ла-5» вынес на себе основную тяжесть сражений в небе над Сталинградом и Курской дугой. На нём сражался ас Иван Кожедуб, именно на нём летал с протезами знаменитый Алексей Маресьев. Единственная проблема «Ла-5» помешавшая ему подняться в нашем рейтинге выше — внешний вид. Он совершенно безликий и невыразительный. Когда немцы впервые увидели этот истребитель, то сразу дали ему прозвище «новая крыса». А все, потому что он сильно походил на прозванный «крысой» легендарный самолёт «И-16».
7
Статьи
- Организация и подготовка кадров ВВС Германии. НИИ ВВС КА. 1944 г.
- Сравнение боекомплектов самолетов
- Торпедоносцы СССР и Германии
- Липецкая секретная авиашкола
- Сравнение истребителей Второй мировой
- Накануне войны
- Восточная кампания. Прелюдия и подготовка.
- Самолеты Люфтваффе в НИИ ВВС
- Хейнкель He-100 для СССР
- Do 217M в НИИ ВВС
- Me 109F-2 в НИИ ВВС
- Me 109G-2 в НИИ ВВС
- Немецкие самолеты. НИИ ВВС КА. 1944 г.
- Общее описание Ме-109 Е3. И.В. Щепетков. Издательство БНТ НКАП. 1941 г.
- Три мифа о мессере. Александр Павлов
- Ме-109 – плохой продукт
- FW 190D-9 в НИИ ВВС
- FW 200C-3 в НИИ ВВС
- He 111H-11 в НИИ ВВС
- He-162A-2 на испытаниях в ЛИИ
- Отчет о испытаниях Ме-410 – в НИИ ВВС.
- Me 163 на испытаниях в ЛИИ
- Me 262A-1 в НИИ ВВС
- Ме-262 – в НИИ ВВС
- «Grunherz» JG54 на Востоке Европы /Валерий Дымич/
- Не-177. Боевое применение
- Ме-262 против «летающих крепостей». /Кайюс Беккер/
- Ме-262 – боевое применение
- Ju-87 на Восточном фронте
- Ju-88. Оценка британскими специалистами
- Советские прототипы Ju 287
- Вертолёт Fl 282 “Колибри” Антона Флетнера
Немецкие военно-воздушные силы – Люфтваффе – можно сравнить с мифической силой Феникс, погибшей в огне и возрожденной из пепла. После поражения в
Первой мировой войне странам Антанты были выданы для уничтожения 5000 вполне боеспособных немецких самолетов.
Германский императорский военно-воздушный флот перестал существовать и в будущем Германии запрещалось иметь военную авиацию.
И все же возрождение немецкой авиации началось сразу после ее гибели. Прежде всего, Германии удалось сохранить авиационную промышленность.
Некоторым фирмам, таким как “Юнкерс”, “Хейнкель” и “Дорнье”, удалось выжить благодаря заказам на авиатехнику из Советского Союза.
Постепенно налаживалась и подготовка летных кадров. В деле боевой подготовки летчиков существенную помощь Германии оказал Советский Союз, предоставивший в 1925 году аэродром в районе Липецка для создания немецкой авиашколы. За восемь лет существования этой авиашколы здесь было обучено, или переподготовлено 120 летчиков-истребителей и около 100 летчиков-наблюдателей.
К 1 марта 1935 года, когда Гитлер решил объявил о создании военно-воздушных сил Германии – Люфтваффе, основные структуры этой машины уже существовали.
Руководителем Люфтваффе был генерал-фельдмаршал, а затем рейхсмаршал авиации Герман Геринг.
Адольф Галланд, командующий истребительной авиацией люфтваффе 1941-1945г.г.
По немецким данным к началу Второй мировой войны в сентябре 1939 года Люфтваффе имело 4333 самолета, из них 1235 бомбардировщиков, 340 пикирующих бомбардировщиков и 790 истребителей.
Немецкой авиационной промышленностью и промышленностью оккупированных Германией стран с 1 сентября 1939 года и до конца войны было выпущено 113515 самолетов всех типов, из них 18235 бомбардировщиков, 53729 истребителей, 12359 штурмовиков, 11546 учебных самолетов, 1190 морских самолетов, 3145 транспортно-десантных планеров.
Если учесть, что этим 113515 самолетам противостояли примерно 582000 самолетов, произведенных в Советском Союзе, Великобритании и США (297199 самолетов), то получится соотношение примерно 1:5, которое в некоторых сражениях, например при высадке союзных войск в Нормандии, увеличилось до 1:26.
В течение лета 1944 года люфтваффе в среднем теряло 300 самолетов в неделю. Немецкие цифры говорят о сокрушительных потерях: 31 000 человек летного состава с июня 1941 года до июня 1944 года. А за следующие пять месяцев, с июня по октябрь, эта цифра выросла на 13000, в общем до 44000 летчиков!
К концу войны немецкие самолеты появлялись в небе весьма редко.
“Камикадзе” ВВС Японии
История возникновения этого слова тянется в 1944 год. В это время в Японии производилась реорганизации авиации. На основе уже имеющихся авиационных полков командованием Японии были сформированы ударные спецчасти. Они представляли собой эскадрильи самоубийц и в официальных документах были обозначены как авиаэскадрильи “Камикадзе”. Их задача состояла в физическом уничтожении бомбардировочных единиц военно-воздушных сил США В-17 и В-29. Поскольку свою работу японские ударные спецчасти выполняли при помощи тарана, на бортах их самолетов не было никакого вооружения.
Для конструкции таких авиационных единиц характерно усиленное укрепление фюзеляжа. За всю историю военно-воздушных сил Японии было создано свыше 160 ударных авиационных спецчастей. Из них 57 были сформированы на базе учебных авиадивизий.
В 1945 году была проведена операция “Кэцу-го” по защите островов Японии от воздушных сил Соединенных Штатов Америки. В результате реорганизации все армии были объединены в единой структуре под руководством генерала авиации М. Кавабэ.
Армейская авиация Японии
Декабрь 1941 года. До нападения на Перл-Харбор армейская авиация Японии насчитывала примерно 4300 самолетов, а морская авиация — около 3000 самолетов. Основной единицей армейской авиации стал в то время был хикосентай (или просто сентай) — эквивалент группе или полку, и состоявший обычно он состоял из трех или более чутаев (эскадрилий) и одного сентай хомбу (штабного звена).
- Сентай обычно насчитывал 27 — 49 самолетов. В состав чутаев входило 3-4 сотаев (звеньев), в каждом из которых было по 3 самолета.
- От 3 до 5 сентаев объединялись в хикодан (крыло или бригаду) под руководством генерал-майора или полковника.
- Хикосидан (дивизия) состояла из 2-4 хикоданов, а также других подразделения (такие как тренировочные сентай или отдельные подразделения, непосредственно подчинявшиеся командованию хикосидана).
- Кокугун (воздушная армия) состояла из 2-3 хикосиданов.
К названию каждого формирования добавлялось наименование типа входящих в него самолетов:
- истребители — сен-токи,
- легкие бомбардировщики — кейбаку,
- тяжелые бомбардировщики — дзу-баку,
- разведчики — тейсацу,
- учебно-тренировочные самолеты — пенсуки.
Также надо отметить существование отдельных подразделений, действовавших независимо от частей регулярной авиации:
- независимая боевая группа или полк — докорицу хикотай,
- независимая эскадрилья — докорицу чутай.
Эти подразделения обычно присоединялись непосредственно к авиадивизии или воздушной армии, иногда, в случае необходимости, придавались в подчинение меньших подразделений. Из нескольких тренировочных чутаев и не менее одного инструкторского сентая состояли учебно-тренировочные подразделения, в задачу которых входила также и охрана воздушного пространства над Японскими островами, кроме, разумеется, подготовки летного состава.
Обозначения самолетов армейской авиации Японии
С 1932 года все армейские самолеты получили обозначение «Ки» («китай» — конструкция) и порядковый номер (к примеру: Ки-61). Модели самолета обозначались римскими цифрами, самолеты одной модели, кроме того, различались в зависимости от модификации дополнительным иероглифом (позже их заменили латинскими буквами): «Каи» (а) — изменения в конструкции планера, «Ко» (b) — изменение силовой установки, «Оцу» (с) — изменение в оборудовании или в назначении самолета, «Хей» (d) — изменение в вооружении.
Помимо короткого обозначения использовалась и нумерация по годам принятия образца на вооружение, включавшая краткое описание назначения самолета. Нумерация велась по японской системе летоисчисления, в обозначении самолета указывались только последние цифры года. Так, самолет, принятый на вооружение в 1939 году (то есть в 2599 году по японскому летоисчислению) имел обозначение тип 99, принятый на вооружение в 1940 году (или в 2600-ом) — тип 100, а принятый на вооружение в 1942 году (или в 2602 г.) — тип 2 и так далее. В результате длинное обозначение выглядело, например, так:
- Ки-61-Ia — истребитель армейский тип 3 модель 1А (тип 3 по году 2603),
- Ки-61-Ib — истребитель армейский тип 3 модель 1В.
Кроме короткой и длинной систем обозначений, начиная с вступления Японии во Вторую мировую войну, самолеты получали также и короткие названия, которые применялись для различных целей (как то: запутать разведслужбы союзников).
Самолеты Императорской армии Японии
Истребители | Ночные и тяжелые истребители |
Бомбардировщики | Разведывательные самолеты |
Транспортные самолеты | Учебно-тренировочные самолеты |
Штурмовики | Самолеты специального назначения |
Армейская авиация Японии
Декабрь 1941 года. До нападения на Перл-Харбор армейская авиация Японии насчитывала примерно 4300 самолетов, а морская авиация – около 3000 самолетов. Основной единицей армейской авиации стал в то время был хикосентай (или просто сентай) – эквивалент группе или полку, и состоявший обычно он состоял из трех или более чутаев (эскадрилий) и одного сентай хомбу (штабного звена).
- Сентай обычно насчитывал 27 – 49 самолетов. В состав чутаев входило 3-4 сотаев (звеньев), в каждом из которых было по 3 самолета.
- От 3 до 5 сентаев объединялись в хикодан (крыло или бригаду) под руководством генерал-майора или полковника.
- Хикосидан (дивизия) состояла из 2-4 хикоданов, а также других подразделения (такие как тренировочные сентай или отдельные подразделения, непосредственно подчинявшиеся командованию хикосидана).
- Кокугун (воздушная армия) состояла из 2-3 хикосиданов.
К названию каждого формирования добавлялось наименование типа входящих в него самолетов:
- истребители – сен-токи,
- легкие бомбардировщики – кейбаку,
- тяжелые бомбардировщики – дзу-баку,
- разведчики – тейсацу,
- учебно-тренировочные самолеты – пенсуки.
Также надо отметить существование отдельных подразделений, действовавших независимо от частей регулярной авиации:
- независимая боевая группа или полк – докорицу хикотай,
- независимая эскадрилья – докорицу чутай.
Эти подразделения обычно присоединялись непосредственно к авиадивизии или воздушной армии, иногда, в случае необходимости, придавались в подчинение меньших подразделений. Из нескольких тренировочных чутаев и не менее одного инструкторского сентая состояли учебно-тренировочные подразделения, в задачу которых входила также и охрана воздушного пространства над Японскими островами, кроме, разумеется, подготовки летного состава.
Обозначения самолетов армейской авиации Японии
С 1932 года все армейские самолеты получили обозначение “Ки” (“китай” – конструкция) и порядковый номер (к примеру: Ки-61). Модели самолета обозначались римскими цифрами, самолеты одной модели, кроме того, различались в зависимости от модификации дополнительным иероглифом (позже их заменили латинскими буквами): “Каи” (а) – изменения в конструкции планера, “Ко” (b) – изменение силовой установки, “Оцу” (с) – изменение в оборудовании или в назначении самолета, “Хей” (d) – изменение в вооружении.
Помимо короткого обозначения использовалась и нумерация по годам принятия образца на вооружение, включавшая краткое описание назначения самолета. Нумерация велась по японской системе летоисчисления, в обозначении самолета указывались только последние цифры года. Так, самолет, принятый на вооружение в 1939 году (то есть в 2599 году по японскому летоисчислению) имел обозначение тип 99, принятый на вооружение в 1940 году (или в 2600-ом) – тип 100, а принятый на вооружение в 1942 году (или в 2602 г.) – тип 2 и так далее. В результате длинное обозначение выглядело, например, так:
- Ки-61-Ia – истребитель армейский тип 3 модель 1А (тип 3 по году 2603),
- Ки-61-Ib – истребитель армейский тип 3 модель 1В.
Кроме короткой и длинной систем обозначений, начиная с вступления Японии во Вторую мировую войну, самолеты получали также и короткие названия, которые применялись для различных целей (как то: запутать разведслужбы союзников).
Самолеты Императорской армии Японии
Истребители | Ночные и тяжелые истребители |
Бомбардировщики | Разведывательные самолеты |
Транспортные самолеты | Учебно-тренировочные самолеты |
Штурмовики | Самолеты специального назначения |
Messerschmitt Bf.109
Знаменитый Messerschmitt Bf.109 — главный истребитель Второй мировой. Именно он безраздельно господствовал в советском небе до 1942 года. Исключительно удачная конструкция позволила «Мессершмитту» навязывать свою тактику другим самолётам. Он отлично набирал скорость в пикировании. Излюбленным приёмом немецких лётчиков стал «соколиный удар», при котором истребитель пикирует на врага и после быстрой атаки вновь уходит на высоту.
Недостатки у этого самолёта тоже были. Завоевать небо Англии ему помешала невысокая дальность полёта. Сопровождать бомбардировщики «Мессершмитту» тоже было нелегко. На небольшой высоте он терял преимущество в скорости. К концу войны «Мессерам» крепко доставалось и от советских истребителей с востока и от союзных бомбардировщиков с запада. Но Messerschmitt Bf.109, тем не менее, вошёл в легенды как лучший истребитель Люфтваффе. Всего их было изготовлено почти 34 000 штук. Это второй по массовости самолёт в истории.
1
Истребитель «Mitsubishi A6M Zero»
В западной части острова Паган, который является частью Марианских островов, неподалеку от вулкана Майнг Паган, был обнаружен японский истребитель «Mitsubishi A6M Zero». Этот самолет был наполовину разрушен и частично закопан в землю. О летчиках, которые находились на самолете и дате аварии, практически нет никакой информации.
Известно, что в 1935 году на острове Паган была устроена километровая грунтовая взлетная полоса, создание которой занимался гарнизон японского императора. Каждый день эта полоса использовалась десятками японских самолетов. Сейчас остров является частью Америки, на котором все еще можно найти напоминания о Второй мировой войне.
Самолёты Императорского флота Японии
Тип 96, A5M Mitsubishi A5M | Mitsubishi A6M ZeroМорской палубный истребитель Тип 0 | ||
Мицубиси A7M, “Рэппу” (“яростный ветер”) Mitsubishi A7M Reppuu |
|||
Тип 99, D3A Aichi D3AПалубный бомбардировщик тип 99 | Yokosuka D4Y Suisei (“Комета”)флотский авианосный разведчик Тип 2 “Суйсэй” | ||
Yokosuka B4YПалубный штурмовик модель 96 | Mitsubishi B5M | ||
Nakajima B5NФлотский авианосный ударный бомбардировщик Тип 97 | Nakajima B6N Tenzan (“Небесная гора)флотский авианосный ударный бомбардировщик Тэндзан | ||
Aichi B7A Ryusei (“Метеор”) палубный бомбардировщик-торпедоносец “Рюсэй” |
|||
Nakajima C6N Saiun (Палубный самолёт-разведчик “Окрашенное зарёй облако” C6N”) | |||
Nakajima J1N Gekko | Mitsubishi J2M Raiden (“Гром и молния”)морской истребитель-перехватчик “Райдэн” | ||
Mitsubishi J4M Senden | Nakajima J5N Tenrai (“Небесный гром”) | ||
Кюсю J7W1 Синдэн (“Величественная молния”) Kyushu J7W Shinden | Mitsubishi J8M Shuusui | ||
Nakajima JOY-1 | Kawanishi N1K-J Shiden (“Фиолетовая молния”)морской истребитель-перехватчик “Сиден” | ||
Aichi S1A Denko | |||
Mitsubishi G3Mбомбардировщик морской, Тип 96 | Mitsubishi G4MУдарный бомбардировщик наземного базирования Тип 1 | ||
Nakajima G5N ShinzanОпытный бомбардировщик наземного базирования Тип 13 (Накадзима G5N) | Yokosuka P1Y Gingaморской бомбардировщик “Гинга” | ||
Nakajima G8N Renzan | Nakajima G10N Fugaku | ||
Kyushu Q1W Tokai (“Восточное море”)Патрульный самолёт наземного базирования | Mitsubishi Q2M Taiyo | ||
Mitsubishi Ki-15 в 1937 – разведчик армейский тип 97 в 1938 – разведчик морской тип 97 | Yokosuka R2Y Keiun (“Перистое облако”) | ||
Nakajima Ki-34 армия – транспортный самолет армейский тип 97 на флоте – транспортный самолет морской тип AT-2 (L1N1) | Showa L2Dтранспортный самолет морской тип 0 (L2D) | ||
Йокосука L3Y (Yokosuka L3Y “Tina”), военно-транспортный самолет | Mitsubishi Ki-57 армия – транспортный самолет армейский тип 100 флот – транспортный самолет морской тип 0 (L4M1) | ||
Kyushu K11W2 |
|||
Mitsubishi K3M | Yokosuka K5Y | ||
Mitsubishi K7M | Kyushu K10W | ||
Kyushu K11W Shiragiku (“Белая хризантема”) |
|||
Yokosuka MXY-7 Ohka (“Цветок сакуры”) | Mitsubishi Ki-167 | ||
Йокосука H5Y1 разведывательная летающая лодка (Yokosuka H5Y1) | Kawanishi H6Kлетающая лодка, морской Тип 97 | ||
Kawanishi H8Kлетающая лодка, морской Тип 2 | Aichi H9AУчебная летающая лодка тип 2 | ||
Nakajima A6M2-Nгидроистребитель морской тип 2 | Kawanishi N1K Kyofu (“Сильный ветер”)морской истребитель-гидроплан “Кёфу” | ||
Kawanishi E7K | Nakajima E8N | ||
Ватанабе E9W1 (Watanabe E9W1) – разведывательный гидросамолет для подводной лодки | Aichi E10A | ||
Aichi E11AГидросамолёт-разведчик тип 98 | Aichi E13AГидросамолёт-разведчик тип ноль (разведывательный гидросамолёт морской тип 0) | ||
Yokosuka E14Yразведывательный гидросамолет подводной лодки морской тип 0 | Kawanishi E15K Shiun (“Фиолетовое облако”)высокоскоростной разведывательный гидроплан “Сиюн” | ||
Aichi E16A Zuiun (“Благоприятное облако”)морской разведывательный гидросамолёт “Дзуйун” | Mitsubishi F1MПатрульный морской гидросамолёт тип 0 | ||
Aichi M6A Seiran |
Противостояние СССР
Летательные аппараты “Тендзан” в сражениях за Окинаву были использованы в качестве бомбардировщиков и машин-камикадзе. Самолет B6N1 был оснащен специальными радарами. Поэтому авиационным командованием Японии данная модель была закреплена за 93-м кокутаем (авиагруппой), который совершал противолодочное патрулирование. Также “Тендзаны” вошли в кокутай 553-й. Авиагруппа ВВС Японии насчитывала 13 машин, которые приняли участие в сражениях с авиацией Советского Союза.
Несмотря на свои положительные технические параметры, японские “Тендзаны” обладали недостатком, который заключался в неудачном выборе двигателя. Это замедлило процесс внедрения B6N1 в серийное производство. В результате выпущенные модели существенно отставали от авиации противника.
История ВВС Японии и авиации
В начале ХХ века практически вся Европа была заинтересована авиацией. Точно такая же потребность появилась и у Японии. В первую очередь речь шла о военной авиации. В 1913 году страна приобрела 2 самолета – «Ньюпор» NG (двухместный) и «Ньюпор» NМ (трехместный), выпущенные в 1910 году. Изначально планировалось использовать их сугубо для учений, но вскоре и они поучаствовали в боевых вылетах.
Впервые Япония использовала боевую авиацию в сентябре 14-го года. Совместно с англичанами и французами японцы выступили против германцев, расположившихся в Китае. Помимо «Ньюпоров», у ВВС Японии были 4 единицы «Фарман». Сначала их использовали как разведчиков, а после они осуществляли авиаудары по противнику. А первое воздушное сражение случилось во время атаки германского флота в Цингтао. Тогда в небо поднялся немецкий «Тауб». В результате воздушной битвы не было победителя и проигравшего, однако один японский самолет вынужден был осуществить посадку на территории Китая. Самолет сожгли. За все время кампании было совершено 86 боевых вылетов и сброшено 44 бомбы.
Первые попытки запуска летательных машин в Японии случились еще в 1891 году. Тогда в воздух поднялись несколько моделей с резиновыми моторчиками. Немного позже была спроектирована большая модель с приводом и толкающим винтом. Но военные не заинтересовались ею. И только в 1910 году, когда были закуплены самолеты «Фарман» и «Гранде», в Японии зародилась авиация.
В 1916 году построили первую уникальную разработку – летающая лодка «Йокосо». За разработки сразу же взялись компании “Кавасаки”, “Накадзима” и “Мицубиси”. Последующие пятнадцать лет эта тройка занималась выпуском улучшенных моделей европейских самолетов, в основном немецких, английских и французских. Обучение пилотов проходило в лучших школах США. К началу 30-х годов правительство решило, что настало время начинать собственное производство самолетов.
В 1936 году Япония самостоятельно разработала двухмоторные бомбардировщики «Мицубиси» G3M1 и Ки-21, разведывательные самолеты «Мицубиси» Ки-15, палубные бомбардировщики «Накадзима» B5N1 и истребители «Мицубиси» А5М1. В 37-м году начался «второй японско-китайский конфликт», что привело к полной секретности авиапромышленности. Через год крупные промышленные предприятия были приватизированы государством и полностью контролировались им.
До конца Второй мировой войны авиация Японии подчинялась флоту Японии и императорской армии. Ее не выводили в отдельный вид войск. После войны, когда начали формировать новые ВС, создали ВС самообороны Японии. Первая техника, которая была у них в подчинении, производилась в США. Начиная с 70-80-х годов на вооружение начали отправлять только те самолеты, которые прошли модернизацию на японских предприятиях. Немного позже на вооружение поступили самолеты уже собственного производства: Kawasaki C-1 – военный транспортный, Mitsubishi F-2 – истребитель-бомбардировщик. На 1992 год личный состав японской авиации составил 46000 человек, боевые самолеты – 330 единиц. К 2004 году в ВВС Японии насчитывалось 51092 человека.
В 2007 году Япония проявила желание приобрести у США F-22 – истребитель пятого поколения. Получив отказ, правительство решило построить собственный самолет такого же типа – Mitsubishi ATD-X. К 2012 году численность служащих в ВВС сократилась до 43123 человек. Количество самолетов – 371 единица.
Организация ВВС Японии (авиация Японии)
Военно-воздушные силы возглавляет главный штаб. Ему подчиняются командования боевым обеспечением и авиацией, бригада связи, учебное командование, группа обеспечения безопасности, испытательное командование, госпитали (3 штуки), контрразведывательный отдел и многие другие. БАК представляет собой оперативное объединение, которое выполняет боевые задачи ВВС.
В число техники и вооружения входят боевые, тренировочные, транспортные, специальные самолеты и вертолеты.
Самолеты боевые:
- F-15 Eagle – учебно-боевой истребитель.
- Mitsubishi F-2 – учебно-боевой истребитель-бомбардировщик.
- F-4 Phantom II – разведывательный истребитель.
- LockheedMartin F-35 Lightning II – истребитель-бомбардировщик.
- Kawasaki T-4 – тренировочный.
- Fuji T-7 – тренировочный.
- Hawker 400 – тренировочный.
- NAMC YS-11 – тренировочный.
Самолеты-транспортники:
- C-130 Hercules – транспортник.
- Kawasaki C-1 – транспортник, учебный РЭБ.
- NAMC YS-11 – транспортник.
- Kawasaki C-2 – транспортник.
Самолеты специального назначения:
- Boeing KC-767 – заправочный самолет.
- Gulfstream IV – VIP-транспорт.
- NAMC YS-11E – самолет РЭБ.
- E-2 Hawkeye – самолет ДРЛОиУ.
- Boeing E-767 – самолет ДРЛОиУ.
- U-125 Peace Krypton – спасательный самолет.
Потери
В войне на Тихом океане Соединённые Штаты потеряли 106 207 военнослужащих убитыми в бою и пропавшими без вести. Из 27 465 военнопленных в японском плену погибло 11 107 человек. Кроме того, около 60 американцев умерло от малярии.
Общие потери советских войск в Советско-японской войне (с учётом убитых, раненых и пропавших без вести) составили 36 тысяч человек.
Вооружённые силы Новой Зеландии потеряли в ходе Тихоокеанской кампании 578 человек погибшими. Кроме того, некоторое число новозеландцев погибло при прохождении воинской службы в армиях других стран.
На войне погибло около 987 512 японских военнослужащих и около 600 000 гражданских лиц[источник не указан 1829 дней
Боевое использование Накадзима Ки-84
Боевой дебют Ки-84 состоялся в конце августа 1944 г. в Китае. Первым в бой на новых истребителях пошел 22-й сентай. В октябре в Китае начал боевые действия на Ки-84 85-й сентай, в ноябре — 25-й. В декабре 1944 г. новые истребители получил 104-й сентай, обеспечивавший ПВО стратегических объектов в Маньчжурии.
В середине октября 1944 г. Ки-84 появились в Бирме, в составе 50-го сентая, занимавшегося, в основном, штурмовками наземных объектов. С января 1945 г. в Сингапуре находился 13-й сентай с Ки-84.
Наиболее массово Накадзима «Хаяте» применялись на Филиппинах. В сентябре-октябре 1944 г. на архипелаг прибыли 51-й и 52-й сентаи с такими самолетами, сразу же вступившие в сражения с американской палубной авиацией, наносившей удары по объектам на Лузоне. 20 октября началась американская высадка на Лейте, и в течение нескольких последующих дней на Филиппины были переброшены ещё четыре сентая с «Хаяте» (1-й, 11-й, 200-й и 22-й). В боях с американскими истребителями части несли тяжелейшие потери — к концу октября в шести сентаях осталось лишь около 50 исправных Ки-84 (менее трети штатного состава). Свежие части, прибывавшие из Японии, быстро «перемалывались» — так, 71-й сентай, прибывший 14 ноября, к концу месяца имел лишь 6 «Хаяте». В конце января 1945 г., осознав бессмысленность дальнейших потерь, японское командование начало отвод большинства авиачастей с Филиппин.
К моменту капитуляции Японии ВВС Императорской армии располагали примерно двумя десятками сентаев, вооруженных «Хаяте». 12 из них дислоцировалось в метрополии, три — в Корее, четыре — на Формозе, по одному — Маньчжурии и материковом Китае.
Несколько десятков «Хаяте», оставшихся в Китае и Маньчжурии, впоследствии использовались ВВС китайской Народно-освободительной армии и гоминьдана. Достоверные подробности об их боевом применении неизвестны. Считается, что последние Ки-84 на китайской службе были списаны по причине полного износа в начале 50-х гг.
Самолет Ки-84 «Хаяте» с точки зрения летно-тактических характеристик был одним из лучших японских истребителей. Не был лишен он и некоторых недостатков, обусловленных, правда, не конструкцией самолета, а условиями его эксплуатации, а также трудностями производственного характера (прежде всего, низким качеством материалов и недостаточной квалификацией рабочих). Конструкция планера Ки-84 отличалась прочностью и позволяла выполнять резкие маневры с большой перегрузкой, а также достигать высокой скорости пикирования. Ки-84 был довольно приятен и легок в управлении, доступен даже для пилотов средней квалификации.