Особенности конструкции
В связи с тем, что для размещения военной техники и живой силы внутри транспортников необходимо наличие большого внутреннего пространства, конструкция планера имеет одну особенность. Для загрузки оборудования в конструкции транспортных машин обязательно предусматривается наличие погрузочного люка. Он может располагаться спереди, под кабиной пилотов, или в задней части фюзеляжа.
К 1955 году сформировался круг требований к конструкции военно-транспортных машин:
- свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом;
- два или четыре турбореактивных двигателя на пилонах под крыльями;
- грузовой люк сзади (реже – спереди) фюзеляжа;
- грузоподъёмность – не менее 20 т.
В середине ХХ века транспортники снабжались поршневыми двигателями. На смену им пришли более современные, турбореактивные. Количество килей – один или два. Планер изготавливается из высокопрочной листовой стали, или из титановых сплавов. Сечение фюзеляжа большинства транспортных летательных аппаратов – круглое.
Некоторые из современных тяжёлых машин имеют фюзеляж грушевидной формы. Многоопорное шасси транспортников должно обеспечивать посадку на неприспособленные грунтовые площадки.
Предназначение военной авиации
Топ 10 легких двухмоторных самолетов
Человеку для приобретения и аренды доступно огромное количество двухмоторных самолетов. При желании можно воспользоваться топом лучших суден, чтобы подобрать наиболее подходящее летательное средство.
Piper Seneca PA-34
Американское судно общего назначения. Аппарат считается одним из лучших, если оценивать самолет по внешнему виду и надежности. За все время произведено более 5000 авиасуден. Вместимость — два пилота и четыре пассажира. Нагрузка значительно влияет на дальность полета. Чем меньше нагружено судно, тем больше оно пролетит. Крейсерская скорость составляет 350 километров в час.
Be 76 Duchess
Еще одно американское судно, которое можно охарактеризовать как легкий одноместный и дешевый самолет. Вместимость — один пилот и 3 пассажира. Крейсерская скорость составляет примерно 280 километров в час. Аппарат завоевал широкую популярность в США, так как его использовали летные школы. Be 76 Duchess пользуется большей популярностью, чем любой другой одномоторный аналог.
Beechcraft G58 Baron
Аппарат с отличным салоном и длительной историей. Создается с 1960 года, при этом выпуск продолжается до сих пор. Взлетный вес первой модели — примерно 2300 кг. Самолет считается самым легким в своей категории. Помимо этого, обладает мощным двигателем, поэтому скорость Beechcraft G58 Baron — 380 километров в час.
Cessna T310R
Легкий и надежный американский аппарат. Создавался с 1954 по 1980 год. Максимальный взлетный вес — 2493 кг. Судно можно приобрести или арендовать на достаточно выгодных условиях. Крейсерская скорость полета — 330 километров в час. На борту может находиться 4 пассажира и пилот.
Рысачок
Многоцелевой аппарат российского производства с большой вместительностью. Относительно новая модель. Создается с 2010 года. Преимущество — использование турбовинтового двигателя, благодаря которому скорость составляет 400 километров в час. Российские самолеты характеризуются отличными характеристиками. Рысачок может разместить в себе 10 пассажиров.
Чебурашка
«Чебурашкой» считается многоцелевой аппарат, который носит название L-410. Надежное судно, разработанное чешскими инженерами в прошлом столетии. Стоит на вооружении в России. L-410 требует регулярного обслуживания. Начало эксплуатации — 1970 год. С 2015 года производится в РФ. Турбовинтовые самолеты могут похвастаться продуманной конструкцией и превосходящими характеристиками.
Morava L 200D
Еще один чехословацкий самолет. Аппарат выпускался со средними характеристиками. Несмотря на это, Morava L 200D пользуется большой популярностью среди пилотов. Его часто используют для прогулок. Среди преимуществ летательного средства выделяют общую неприхотливость и безопасность. Для управления судном требуется минимум навыков пилотирования
Если человека интересуют самолеты малой авиации, то он может обратить внимание на этот вариант
Ev 55 Outback
Современный чешский аппарат, который планировался к созданию с 2014 года. Экипаж на борту — 1–2 пилота. Вместительность — 9 пассажиров. Судно развивает скорость до 408 километров в час. Ev 55 Outback — легкий самолет, способный пролететь до 2200 километров. Взлетать аппарат способен с грунтовых дорог и горных аэродромов.
Tecnam P2006T
Итальянская нетребовательная авиационная машина. Крейсерская скорость — 250 километров в час. Вместимость — 3 пассажира или 280 килограмм. Отдельно стоит отметить привлекательный внешний вид и возможность заправки бензином с октановым числом 95. Tecnam P2006T — легкий и спортивный самолет. Он требует высоких навыков пилотирования. Перед началом полноценного использования внимательно изучают особенности аппарата.
Cri Cri
Самый маленький пилотируемый летательный аппарат с двумя моторами. Предельная скорость самолета — 220 километров в час. Взлетный вес составляет 170 кг. Пустое судно весит всего 70 килограмм. На борту может находиться только один человек. Для управления судном необходимы серьезные навыки пилотирования.
Средние самолеты
К средним грузовым самолетам России относятся машины грузоподъемностью до 20 тонн. В настоящее время вся рамповая техника представлена фактически одним самолетом Ан-12. К этому классу можно отнести и грузовой самолет, разработанный в России — Ту-204С, он находится в эксплуатации. Ведется разработка нового рампового среднего грузового самолета Ил-276. Изначально он планировался как результат совместной работы России и Индии. Однако индийские партнеры фактически отказались от идеи, сначала заморозив проект, а затем неофициально закрыв его.
Хотя совместная российско-индийская конструкторская бригада в Москве в течение года активно работала над созданием эскизного проекта. Главная причина выхода индусов из проекта — серьезные несоответствия требований к самолету по причинам различий в климатических и рельефных особенностях двух стран.
Современные военно-транспортные самолеты
Военно-транспортные самолеты (ВТС), как и большинство боевой техники прошлого века, были рассчитаны на «большую войну», а для ведения локальных войн потребовалось обновить парк ВТС. Американцы создали новый транспортник, а перевооружение советской, затем и российской военно-транспортной авиации задержали распад СССР и осложнение отношений России с Украиной. В 2010-х гг. конкуренцию американским и российским транспортникам составили новые страны – производители транспортной авиации.
Руководство Советской армии планировало первым в парке ВТА списать Ан-12 – самый старый из советских транспортников. Ему на смену должен был прийти Ан-70, турбовинтовой самолет с большой полезной нагрузкой, способный высаживать боевую технику на малых грунтовых аэродромах. Самолет долгое время проходил испытания и получился довольно удачным, однако его судьбу сломали плохие отношения между Россией и Украиной, и в 2015 г. Минобороны РФ отказалось от участия в разработке Ан-70.
Следующим после Ан-12 подлежал замене Ил-76: на роль основного самолета для выброски воздушных десантов выбрали Ил-106. Но этот самолет так и остался на бумаге. Впрочем, в последнее время появилась информация о программе ПАК ТА (перспективный авиационный комплекс транспортной авиации), которая будет использовать проект Ил-106, так что не исключено, что этот самолет все же увидит небо.
Ан-70. СССР/Россия–Украина. 1994–2015 гг.
Новый американский транспортник С-17 совершил свой первый полет в 1991 г. Он разрабатывался как типичный ВТС периода «холодной войны» – его главной задачей была переброска в Европу американских войск при угрозе военного столкновения со странами социалистического блока. В отличие от своего предшественника С-141, С-17 мог использовать взлетно-посадочные полосы длиной менее километра. Эта особенность пригодилось и при локальных конфликтах, например, в войне коалиции НАТО с афганскими моджахедами, начавшейся в 2011 г. Почти полное отсутствие в Афганистане «качественных» аэродромов не стало препятствием для использования нового транспортника.
C-17 «Глоубмастер» III. США. 1991 г. Может не только высаживать технику после посадки, но и выбрасывать десантников
Стремление Европы меньше зависеть от США в части военной техники проявилось и в транспортной авиации. В середине 1980-х гг. концерн «Эрбас» начал разработку «европейского» военно-транспортного самолета. Поначалу проект предусматривал использование турбореактивных двигателей. Они давали большую скорость, но при этом и требовали больших аэродромов. По примеру Ан-70, который одно время Россия и Украина предлагали европейцам в качестве совместного проекта, конструкторы «Эрбаса» решили делать самолет А400М с турбовинтовыми двигателями. Самолет с ТВД может взлетать и садиться на небольших аэродромах, кроме того, такие двигатели экономичнее турбореактивных.
А400М. Франция, Германия, Испания. 2011 г.
Взлетать и садиться на горных аэродромах или при высокой температуре воздуха сложнее, чем, скажем, в тундре, поэтому в разных географических точках требуются разные транспортные самолеты. Характеристики военных транспортников зависят также и от стратегии армии той или иной страны. Три ведущих производителя авиатехники: Россия, США и объединенная Европа не в состоянии создавать самолеты «на все вкусы» – поэтому на рынке ВТС появились новые игроки. Китайцы испытывают новый самолет Y-20 – по своим данным он «находится между» российским Ил-76 и американским С-17. Занимавшаяся ранее только пассажирскими самолетами компания «Эмбраер» (Бразилия) уже опробовала КС-390, поднимающий 23 т. Японцы разрабатывают ВТС С-2 вдвое большей грузоподъемности – он будет конкурентом европейского А400М.
Стратегический военно-транспортный самолет Y-20. Китай. 2013 г
Транспортный самолет С-2. Япония. 2010 г.
Транспортный самолет KC-390. Бразилия. 2015 г.
Поделиться ссылкой
Особенности конструкции
В связи с тем, что для размещения военной техники и живой силы внутри транспортников необходимо наличие большого внутреннего пространства, конструкция планера имеет одну особенность. Для загрузки оборудования в конструкции транспортных машин обязательно предусматривается наличие погрузочного люка. Он может располагаться спереди, под кабиной пилотов, или в задней части фюзеляжа.
К 1955 году сформировался круг требований к конструкции военно-транспортных машин:
- свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом;
- два или четыре турбореактивных двигателя на пилонах под крыльями;
- грузовой люк сзади (реже – спереди) фюзеляжа;
- грузоподъёмность – не менее 20 т.
В середине ХХ века транспортники снабжались поршневыми двигателями. На смену им пришли более современные, турбореактивные. Количество килей – один или два. Планер изготавливается из высокопрочной листовой стали, или из титановых сплавов. Сечение фюзеляжа большинства транспортных летательных аппаратов – круглое.
Некоторые из современных тяжёлых машин имеют фюзеляж грушевидной формы. Многоопорное шасси транспортников должно обеспечивать посадку на неприспособленные грунтовые площадки.
Военно-транспортная авиация
Главным «воздушным грузовиком» военной авиации является самолет ИЛ-76, обладающий грузоподъемностью до 60 тонн. Около 120 самолетов находятся в авиачастях, в том числе несколько экземпляров, построенных и прошедших модификации в 2010-2018 годах.
Серийный самолет с самой высокой в мире грузоподъемностью Ан-124 «Руслан». Все 16 машин, находящихся на вооружении, прошли модернизацию в 2012-2015 годах, в ходе которой были установлены навигационные комплексы «ГЛОНАСС», шасси, элементы фюзеляжа и увеличена грузоподъемность.
«Пенсионер» транспортной авиации Ан-12 способен перевозить до 20 тонн грузов. Несмотря на то, что он снят с производства в 1973 году, в военной авиации России осталось более ста машин.
Легкий Ан-26 способен перевозить груз массой до 5,5 тонн, либо до 40 человек личного состава. Производился в СССР с 1969 по 1986 годы. В ВКС и морской авиации по-прежнему находится более 140 таких самолетов.
Для транспортировки личного и командного состава вооруженных сил военная авиация использует:
- 18 самолетов Ту-154;
- 6 машин ИЛ-62М;
- 54 машины Ту-134;
- 8 самолетов ИЛ-18Д;
- 27 легких чешских L-410.
Для замены машин, вырабатывающих свой ресурс, начато производство АН-148-100Е, вмещающего до 80 человек, и АН-140-100, который способен перевозить до 52 человека.
Учебно-тренировочные самолеты
Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.
Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.
В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.
Сравнительные характеристики основных показателей военно-транспортных самолётов
Самолёт | Грузо-подъёмность, т | Объём грузового люка, м3 | Скорость, крейс./макс., км/ч./900 | Практическая дальность полёта, км. | Начало эксплуатации |
С-130 | 19 | 104 | 628/645 | 5 250 | 1956 |
Ан-12 | 21 | 122 | 570/660 | 3 200 | 1959 |
С-141 | 27,2 | 178 | 796/910 | 4 723 | 1965 |
Ан-22 | 60 | 465 | 560/650 | 5 225 | 1969 |
С-5А | 118,4 | 850 | 888/919 | 10 411 | 1970 |
Ил-76 | 60 | 288 | 800/855 | 6 700 | 1974 |
Ан-124 | 120 | 1050 | 850/865 | 4 800 | 1982 |
Ан-225 | 250 | 1210 | 750/850 | 15 400 | 1988 |
Количество армейских военных самолетов транспортного назначения ВТА РФ по состоянию на начало 2020 года – около трёхсот единиц. Если доподлинно известно, сколько военно-транспортных самолётов у России, США не горят желанием полностью раскрывать данные о количестве стоящих на вооружении транспортников. Прежде всего – из-за большого разброса своих «геополитических интересов» по всему миру.
Военно-транспортный самолет Ил-106
Указанный летательный аппарат является достаточно старым проектом «ильюшинского» конструкторского бюро. Разработка машины началась еще в середине 80-х годов минувшего века. Все стартовало с объявления конкурса на создание «транспортника», способного заменить легендарный, но устаревший ИЛ-76.
Свои проекты также предложили ОКБ Антонова и Туполева, однако победа досталась «ильюшинцам». В планах было задумано завершить разработку и испытание техники уже до 1995 года. Тем не менее политическая и экономическая ситуация в стране внесла свои коррективы. По характеристикам, ИЛ-106 обладал бы параметром грузоподъемности до 100 тонн, изготавливался по классической схеме аэродинамики, с возможностью транспортировки грузов на дистанцию до пяти тысяч километров. Кроме того, обновленный планер планировалось оборудовать фронтальной и задней грузовой рампой. В серию модель должна была выйти в 1997 году, чего не произошло по понятным причинам.
Касательно нового ПАК ТА, появились заявления, что это проект представляет не что иное, как доработанный ИЛ-106. Скорее всего, старая разработка все-таки послужит созданию модернизированного военно-транспортного самолета РФ. По неподтвержденным данным, эскизное проектирование указанной модели началось в 2018 году.
Многоцелевой экраноплан на воздушной подушке «Тунгус»
Специальные самолеты
К специальной авиации относят:
- заправщики ИЛ-78;
- самолеты радиолакационной службы А-50;
- разведчики Ту-214;
- самолеты наблюдения Ан-30.
Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).
Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2016 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.
Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.
Состояние и перспективы
История Военно-транспортной авиации
В 1930-х годах в составе Военно-воздушных сил (ВВС) были созданы авиационные подразделения для перевозки по воздуху войск и грузов, а также выброски (высадки) воздушных десантов. Так начиналась история Военно-транспортной авиации. Вначале они оснащались переоборудованными военными самолетами. Днем рождения и профессиональным праздником ВТА принято считать 1 июня 1931 года, когда в Ленинградском военном округе было завершено формирование опытного воздухо-десантного отряда, которому придавались тяжелая бомбардировочная эскадрилья в составе 12 самолетов ТБ-1, используемых в качестве военно-транспортных, а также авиаотряд из 10 самолетов Р-5, переделанных в военно-транспортные самолеты. Это авиационное формирование явилось прообразом военно-транспортных авиационных частей.
В ходе учений и участия в локальных военных конфликтах до Великой Отечественной войны, авиация СССР получила опыт перевозок личного состава и высадки десанта, однако формально такого объединения как военно-транспортная авиация не существовало, отсутствовали даже специализированные военно-транспортные самолеты — для выполнения специальных задач использовались пассажирские и грузовые самолёты и бомбардировщики. В годы Великой Отечественной войны было выполнено более 1,7 млн. десантно-транспортных самолёто-вылетов, что составляет треть от общего количества всех самолетовылетов. За период войны с Японией было перевезено около 4000 тонн различных грузов и 10500 человек личного состава.
Только в послевоенное время, в марте-апреле 1946 года, в составе ВДВ была сформирована десантно-транспортная авиация (ДТА), в 1949 году преобразованная в транспортно-десантную авиацию.
В ее состав вошли 6 авиационно-транспортных дивизий, дислоцированных в европейской части СССР. Первая авиационно-транспортная дивизия ВДВ и 3 транспортных полка ВВС находились в непосредственном подчинении главнокомандующего войсками Дальнего Востока. В 1955 году транспортно-десантная авиация выводится из состава ВДВ и преобразуется в род ВВС с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС.
В конце 1958 года на вооружение частей ВТА поступили специально разработанные турбовинтовые военно-транспортные самолёты Ан-8 и Ан-12, обладающие большой грузоподъемностью и более совершенным бортовым оборудованием. В итоге ВТА стала всепогодной, способной десантировать парашютным способом соединения и части ВДВ со штатной техникой и вооружением в боевых порядках, перевозить тяжелую технику и вооружение других видов Вооруженных сил.
В 1967 году авиационный парк ВТА пополнился самолетами Ан-22 Антей, позволившими полностью решить задачи по перевозке боевой техники сухопутных войск.
В 1974 году на вооружение поступил первый отечественный военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76, который надолго стал основным самолетом военно-транспортной авиации. Принятие на вооружение в 1987 году тяжелого дальнего самолёта Ан-124 позволило существенно расширить возможности ВТА в части стратегических перевозок.
Части ВТА ВВС СССР располагались на территории России, Украины, Белоруссии и Узбекистана. В результате распада СССР самолёты и аэродромы унаследовали новые государства, получившие независимость.
В 1998 году части и соединения ВТА ВВСР РФ были сведены в 61-ю воздушную армию Верховного главного командования (стратегического назначения), на основе которой в 2009 году было создано Командование военно-транспортной авиации.
За последние десятилетия ВТА принимала участие в большинстве локальных военных конфликтах во многих регионах мира, выполняла задачи по доставке международных миротворцев в зоны конфликтов и обеспечения миротворческих операций под эгидой ООН и СНГ.
С 2015 года подразделения военной-транспортной авиации участвует в обеспечении работы российской группировки в Сирии и доставке гуманитарных грузов.
Самолёты ВТА широко используются при при тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, например, последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., землетрясений — в Армении (1988 г.), на Курилах (1994 г.), Сахалине (1995 г.).
По итогам 2015 года Командование Военно-транспортной авиации признали лучшим объединением Воздушно-космических сил.
- Проводится в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). []
Прекращение сотрудничества
Минобороны РФ заключило с ПАО «Ил» контракт на модернизацию Ил-76 и заправщиков Ил-78М в августе 2013 года. Ил-76 грузоподъёмностью до 48 тонн — один из основных самолётов военно-транспортной авиации ВКС наряду с Ан-124 «Руслан» (120 тонн), Ан-22 (60 тонн), Ан-12 (20 тонн), Ан-26 (5,5 тонн).
Также по теме
Полёт нормальный: как Россия модернизирует свою транспортную авиацию
Минобороны РФ подчеркнуло особую роль военно-транспортной авиации (ВТА) в отчёте об итогах работы авиачастей ВКС за 2016 год. В…
В 2014 году концерн «Антонов» разорвал отношения с российскими партнёрами. В результате украинское предприятие лишилось комплектующих для сборки самолётов, а РФ потеряла возможность производить транспортные машины в достаточном количестве. В том же году страны — члены НАТО отказались поставлять России какую-либо военную технику.
Решать проблему пришлось единственному разработчику транспортных самолётов — ПАО «Ил». Сейчас российская компания ведёт разработку новых машин и одновременно модернизирует парк «Антонова». Так, в январе 2018 года главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов сообщил о старте программы модернизации Ан-124.
«Эти самолёты выполняют очень ответственные работы, и сирийские события показали, что такие машины очень значимы для ВКС, поэтому сейчас мы поддерживаем их техническое состояние и приступаем к модернизации, потому что ряд оборудования выходит из строя. Приходится искать аналоги украинским комплектующим, но эти самолёты наиболее близки по многим составляющим с Ил-76, что нам немного облегчает задачу», — пояснил в интервью ТАСС Таликов.
- Сверхтяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-124
На всех фронтах: для армии и мирных миссий
Принято считать, что свою историю Военно-транспортная авиация РФ ведет с 1 июня 1931 года. Тогда в составе Ленинградского военного округа был сформирован опытный воздухо-десантный отряд. Ему передали бомбардировочную эскадрилью из 12 самолетов ТБ-1, используемых в качестве военно-транспортных, а также корпусный авиаотряд из 10 самолетов Р-5. Они должны были не только высаживать десант, но и обеспечивать его боеприпасами, продуктами, перевозить другие необходимые грузы. Это подразделение стало прообразом ВТА, а 1 июня официально считается днем рождения Военно-транспортной авиации России.
С самого начала ВТА использовала военные и гражданские самолеты, переоборудованные под выполнение соответствующих задач. В годы Великой Отечественной войны примерно третья часть всех вылетов военной авиации приходилась на долю ВТА. Это был колоссальный опыт высадки десантов, снабжения воинских подразделений продовольствием, вооружением и боеприпасами.
Богатый опыт Великой Отечественной помог создать специальные самолеты для нужд военно-транспортной авиации. Авиационный парк ВТА стал пополняться новыми машинами: Ил-12, Ил-14, Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26. Позже к ним присоединились Ил-76 и Ан-124 «Руслан». Помимо самолетов, в состав ВТА стали поступать и военно-транспортные вертолеты Ми-8.
Фото: Пресс-служба Минобороны РФ
Традиционно ВТА действует в интересах армии – это десантирование частей ВДВ, доставка вооружения, боеприпасов, материально-технической части, оперативная переброска воинских подразделений, эвакуация раненых. Военно-транспортные самолеты готовы также совершать воздушную разведку, вести радиоэлектронную борьбу, использоваться в других целях. К примеру, сегодня самолеты ВТА России несут службу в Сирии.
При необходимости Военно-транспортная авиация может привлекаться для решения отдельных специальных задач, в том числе гуманитарного характера. Это неоднократно было доказано в советское время и в наши дни. Так, с конца марта 2020 года командование ВТА отличилось на новом гуманитарном фронте. Наши транспортники в рамках борьбы с коронавирусом оперативно доставили медицинское оборудование в Италию, США и Сербию. Самолеты Ил-76 совершили десятки рейсов в Италию и Сербию, а до Америки, с двумя дозаправками в пути, долетел сверхтяжелый Ан-124.
«БОИНГ C-40 КЛИППЕР» — 737-й в военно-транспортном амплуа
Многоцелевой транспортный самолет (США)
CV-40 «Клиппер» был создан фирмой «Боинг» по заказу Пентагона на базе гражданского авиалайнера «Боинг 737-100». Он предназначен для замены машин С-9, состоящих на вооружении Военно-морских сил США.
C-40 принимает на борт гуманитарную помощь для пострадавших во время сильнейшего землетрясения на Гаити в 2010 году
Контракт на поставку С-40 заключили в августе 1997 года, а спустя четыре года Военно-морские силы получили первый самолет. В настоящее время он обеспечивает 100% тяжелых и средних воздушных перевозок Военно-морского флота США в любую точку планеты. Требования к уровню шума и экологическим характеристикам, с которыми были проблемы у самолета С-9, «Боингом С-40» соблюдены. Кроме того, по сравнению с предшественником, дальность и грузоподъемность С-40 «Клиппера» больше. Американский ВМФ получил семь экземпляров и планирует приобрести еще 23. Для Военно-воздушных сил США была построена версия С-40В, созданная из «Боинга 737-700».
Первый самолет они получили в декабре 2002 года. Кабина машины оборудована специальной зоной отдыха для экипажа и спальным местом для наиболее значимых пассажиров. Самолет задуман как «воздушный офис» для высших военачальников США, хотя за ним сохранилась и транспортная функция.
Наконец, для замены стареющих машин С-22, созданных из «Боинга 727», появилась версия самолета С-40С. Эта машина служит для переброски военных в любую точку земного шара. В настоящее время построено в общей сложности 19 самолетов С-40.
В процессе эксплуатации С-40 может быть трансформирован в одну из следующих конфигураций: пассажирская (121 пассажир), грузовая (8 контейнеров) и комбинированная (3 контейнера и 70 пассажиров)
Переброска личного состава армии США в любую точку мира — обычная работа «Клиппера»