Краткий пересказ сюжета повести А. С. Пушкина «Барышня — крестьянка»
Дворянские семьи, Муромские и Берестовы, живут по соседству и постоянно конфликтуют. В одной семье дочь на выданье, в другой — красавец жених. Но встретиться молодым людям совсем непросто, ведь их родители избегают общения между собой. Однажды Лиза Муромская наряжается в крестьянское платье и знакомится с молодым барином-соседом, назвавшись Акулиной.
Молодые люди флиртуют и постепенно между ними разгорается чувство любви. Тем временем их родителей примиряет случай, и они решают «породниться». Старший Берестов объявляет сыну, что тот должен жениться на Лизе. Но юноша наотрез отказывается, ведь он уже влюблён и не представляет жизни без своей простолюдинки.
Отец грозит ему лишением наследства, но сын непреклонен. Молодой барин едет к Муромским, чтобы объявить Лизе о том, что не женится на ней лично. Но, когда он приходит в дом к соседям, выясняется, что его Акулина это и есть Лиза Муромская.
Каким предметам обучали крепостных детей?
На весь период обучения школы полностью обеспечивали своих воспитанников питанием и одеждой. И, конечно, всеми учебными принадлежностями вроде бумаги, учебников, аспидных досок и грифелей. При некоторых школах даже были собственные бани. То есть помещик полностью брал на себя заботу о детях, вероятно, рассчитывая в будущем получить более толковых работников.
Обучали детей чтению, письму, арифметике, грамматике, пению, ремеслам. Также ученики знакомились с основами веры. Чаще всего принимали детей от 6 до 10 лет, однако встречались и учащиеся постарше. Учились только те, которые добровольно хотели получить образование.
Бросил пить ради крепостной
Слава театра Шереметевых и Жемчуговой разнеслась по России. В 1787 году на оперу в усадьбу Кусково приезжала сама императрица Екатерина Великая и даже одарила крепостную алмазным перстнем с царской руки. Всё это не меняло положения Прасковьи — она по-прежнему оставалась крепостной.
Не было бы счастья да несчастье помогло: через год умер граф Петр Шереметев, оставив Николая наследником громадного состояния, только крепостных у него было 200 000 — население целого города. Молодой граф ударился в тяжелый русский разгул, сорил деньгами, пил безудержно. Да и некому его было останавливать, никто не решался спорить с ним; никто, кроме Прасковьи.
Теперь можно лишь догадываться, к каким уловкам она прибегала, сколько сил потратила, чтобы вразумить графа, по каким храмам ходила, чтобы отмолить его у Бога; в двадцать лет ей пришлось самой взять на себя руководство театром. К счастью, опомнившийся граф не только бросил пить, но и в полной мере оценил усилия Параши.
Всемогущий разврат помещиков
Отдельной главой сексуальной истории России стало крепостное право
Хроники говорят, что интимное внимание помещиков к своим крепостным крестьянкам было очень даже распространено. Например, во дворе уроженца Эфиопии Абрама Ганнибала, приближенного Петра I и прадеда поэта Александра Пушкина, очевидцы встречали немало смуглых и кучерявых черноволосых детишек
Предположительно, портрет Абрама (Ибрагима) Ганнибала
Не оставались в стороне и «борцы за народное счастье» декабристы. В материалах дела об участнике восстания Осипе-Юлиане Горском говорилось:
«Сперва он содержал несколько (именно трех) крестьянок, купленных им в Подольской губернии. С этим сералем он года три тому назад жил в доме Варварина. Гнусный разврат и дурное обхождение заставили несчастных девок бежать от него и искать защиты у правительства,— но дело замяли у гр. Милорадовича».
Василий Тимм «Декабристы на Сенатской площади»
Впрочем, крепостные любовницы не всегда получали плохое обращение. 70-летний помещик Кошкарев, державший 10-12 девушек в качестве своеобразного гарема и еще нескольких для ублажения гостей, довольно хорошо их обеспечивал.
«Девушки все были очень развиты: они были прекрасно одеты и получали — как и мужская прислуга — ежемесячное жалованье и денежные подарки к праздничным дням. Одевались же все, конечно, не в национальное, но в общеевропейское платье» – писал один из гостей Кошкарева.
Несмотря на распространенность этого явления, некоторые случаи все же выбивались из общего ряда и подвергались общественному осуждению. В первой четверти XIX века таким стал случай генерала-лейтенанта Льва Измайлова из Тульской губернии. Помещик отличался своенравным и жестоким характером, издевался как над крестьянами, так и над чиновниками невысокого ранга. Еще в 1802 году император Александр I писал губернатору:
«До сведения моего дошло, что отставной генерал-майор Лев Измайлов … ведя распутную и всем порокам отверзтую жизнь, приносит любострастию своему самые постыдные и для крестьян утеснительные жертвы. Я поручаю вам о справедливости сих слухов разведать, без огласки, и мне с достоверностью донести».
Александр I на портрете Степана Щукина
Однако благодаря деньгам и связям расследование тянулось десятилетиями – подробности дела открылись лишь в 1828 году. Биограф Измайлова так описывал преступления помещика, создавшего себе гарем из 30 девушек:
«Несчастные эти девушки выпускались из этого своего терема или, лучше сказать, из постоянной своей тюрьмы только для недолговременной прогулки в барском саду или же для поездки в наглухо закрытых фургонах в баню. С самыми близкими родными, не только что с братьями и сестрами, но даже и с родителями, не дозволялось им иметь свиданий. Бывали случаи, что дворовые люди, проходившие мимо их окон и поклонившиеся им издали, наказывались за это жестоко.
Многие из этих девушек, — их было всего тридцать, число же это, как постоянный комплект, никогда не изменялось, хотя лица, его составлявшие, переменялись весьма часто,— поступали в барский дом с самого малолетства, надо думать, потому, что обещали быть в свое время красавицами. Почти все они на шестнадцатом году и даже раньше попадали в барские наложницы — всегда исподневольно, а нередко и посредством насилия.
Генерал Измайлов был тоже гостеприимен по-своему: к гостям его всегда водили на ночь девушек, а для гостей значительных или же в первый еще раз приехавших выбирались невинные, хоть бы они были только лет двенадцати от роду…»
Упоминается также, что Измайлов однажды взял в гарем… свою дочь от предыдущей наложницы.
Несмотря на такие злодеяния, помещика в итоге лишь отстранили от управления имением, позволив «по уважению к тяжкой его болезни» проживать в фамильном доме.
Еще одной зловещей фигурой стал помещик из Киевской губернии Виктор Страшинский. От первых обвинений в его адрес до решения суда в 1857 году также прошло порядка 25 лет, но в итоге было выяснено, что Страшинский изнасиловал более 500 девушек, причем в его собственном имении следователи не нашли ни одной неизнасилованной крестьянки – в поисках разнообразия помещик наведывался в имения родственников. Среди жертв преступника оказались также две его дочери от изнасилованной ранее крепостной. Еще две девушки не пережили надругательств.
Наказание, вынесенное 72-летнему Страшинскому, практически повторяло наказание Измайлова – считается, что накануне реформы крепостного права император Александр II не захотел ссориться с дворянами.
Только одна дворянка в семье
Свободные женщины перестали лишаться своей свободы при вступлении в брак с крепостными мужчинами только в начале XIX столетия. По крайней мере так утверждает Евгений Скрипилев, автор издания «Развитие русского права в первой половине XIX века». Скрипилев пишет о том, что с 21 сентября 1815 года свободная женщина, заключившая законный брак с крепостным, не утрачивала свою свободу, то есть уже не переходила в крепостное состояние. Если жена до брака принадлежала к низшему сословию (по сравнению с мужем), то она приобретала положение мужа, а если к высшему, то своих сословных прав мужу не сообщала, но и не теряла их.
Еще раньше, как пишет Наталья Пушкарева в своей книге «Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. X — начало XIX в.», Екатерина II отменила правило, согласно которому дворянка, ставшая женой крепостного, утрачивала свой статус. С момента царствования Екатерины дворянки в любом случае имели право сохранить за собой свое дворянское происхождение. Правда, дворянство не могло быть передано ни мужу, ни детям женщины.
Ясноглазая девочка
Как к ним в дом попала крепостная ясноглазая девочка из семьи пьющего кузнеца Ковалёва, не совсем ясно. По одной из версий её из жалости забрала в дом приживалка Шереметевых, княгиня Марфа Долгорукая, которую ребёнок развлекал пением. В этих комнатах Прасковья научилась танцам, этикету, иностранным языкам и игре на клавесине.
После смерти покровительницы был риск, что девочку отошлют в деревню, но тут вмешался случай: из Европы вернулся сын графа Николай. Вдохновленный встречей с самим Моцартом, он рьяно взялся за отцовский театр и тут же заметил певческий талант 12-летней Параши. Ей дали звучный псевдоним и отправили на подмостки, граф всерьёз надеялся сделать из неё приму.
Так и вышло: дебютировав в роли служанки в опере Гретри, она вскоре начала блистать на сцене. В 13 лет Жемчугова играла Лизу в опере Монсиньи «Дезертир», а спустя четыре года роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки» сделала её знаменитой.
Прасковья расцвела — её природная красота, бархатный, нежный голос, изысканные манеры не оставили графу никаких шансов. Он был влюблен, и в 19 лет Прасковья стала фавориткой Николая. В письме к другу граф писал, что без ума от Прасковьи и женится только на ней.
Из свободных в крепостные
Дело в том, что свободные женщины, вступавшие в брак с крепостными крестьянами, со своей свободой, как правило, прощались навсегда. Надо ли говорить, что по этой причине такие союзы заключались чаще всего по большой любви. Так, Михаил Салтыков-Щедрин в своем романе «Пошехонская старина» упоминает своего первого крепостного учителя Павла Соколова, обучавшего его грамоте. Жена Соколова прежде была свободной, но, добровольно связав свою судьбу с крепостным, тоже стала крепостной. Да и дочь Арины Родионовны, няни поэта Александра Сергеевича Пушкина, Марья, тоже будучи свободной, вышла замуж за крепостного, благодаря чему также сделалась крепостной.
А что касается помещиц, то их браки с крепостными крестьянами сопровождались выдачей вольной новоиспеченным мужьям. Впрочем, не обходилось и без казусов. Как пишет в своей книге «История русской женщины» Серафим Шашков, некая помещица по имени Акулина, имевшая 6 душ мужского пола, вышла замуж за своего крепостного. Правда, по неосведомленности Акулина не дала супругу вольную. Впоследствии, видимо, охладев к крепостному мужу, женщина продала его и 5 других душ вместе с их семействами другому помещику. Между тем формулировка «вместе с семействами» теперь уже предполагала продажу и самой Акулины. К счастью, дворянам удалось убедить помещика освободить Акулину.
Бизнес по-крепостному
Крепостное положение для многих крестьян было не клеймом, а возможностью сколотить неплохое состояние. Однако увеличение оборотов сказывалось на аппетитах барина, назначавшего все больший оброк, что негативно сказывалось на деле. Торговый крестьян, не желавший делиться честно заработанным с хозяином, старался выкупить себя и семью из неволи.
Естественно, подобное никогда не устраивало барина, не желавшего терять источник крупного дохода. В истории известен случай, когда крепостной хотел выкупить себя за 5 тысяч – огромнейшие по тем временам деньги. Более чем щедрое предложение было категорично отклонено помещиком, и сделка не состоялась.
Хочется праздника: соблюдаем свою безопасность, отдыхая в отеле на Новый год
Роскошные подсвечники с позолотой: легко создать своими руками
В январе идем в кино на Прилучного: премьера триллера “Соври мне правду”
Однако бывали и случаи, когда хозяин соглашался отпустить свою живую собственность. Правда, называемые при этом суммы были астрономическими: например, один крестьянин выкупил себя и свою семью за 25 тысяч рублей. На эту сумму можно было приобрести собственное имение со скотом и десятками крепостных душ.
Бывали случаи, когда долги или крупные проигрыши в карты вынуждали помещика предлагать своим крепостным выкупить вольные. Князь Репин во времена правления Екатерины II однажды собрал всех своих крестьян и предложил свободу в обмен на сумму из расчета 25 рублей за человека. Крепостные после обсуждения отказались, о чем не раз потом жалели.
Воспитание детей крепостных
Воспитание малышей в крестьянских семьях было довольно строгим. Их с детства приучали к ответственности и труду. В раннем возрасте малышей не щадили, а порой даже наказывали розгами. Что говорить о крестьянах, если даже Пушкин, если верить свидетельствам современников, мог дать розги своему двухлетнему сыну! Хотя физическое насилие все же редко применяли по отношению к детям. А вот отца, если первенцем оказалась девочка, мужики могли и побить за то, что “бабу родил”.
Несколько вариантов упаковки подарков сложной формы: в бумаге, ткани
Эффективные упражнения, которые омолаживают лицо: в 40 лет выгляжу как девчонка
Шоколадные пряники со сливовым вареньем: рецепт новогоднего десерта
Детей никогда не считали равными родителям. Именно в первые годы жизни ребенка отец и мать понимали, каким человеком вырастет их малыш. На восприятие родителей налагал отпечаток и факт подневольности. Ведь ребенка хозяин мог продать или обменять.
Данная иллюстрация демонстрирует незавидное положение крепостных крестьян.
Авторитет матери и отца в крестьянских семьях был незыблемым. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание, но если даже в чем-то были несогласны друг с другом, никогда на людях этого не демонстрировали. Не знал об этом и сам ребенок, поэтому перетянуть отца или мать на свою сторону он не мог. Записи этнографов о тех временах подтверждают: женщину в семье почитали так же, как и мужчину. Она занималась решением всех бытовых вопросов, в том числе продуктовым планированием и изготовлением одежды.
Ни девочкам, ни мальчикам родители спуску не давали. Поручения домочадцам отдавались в приказном тоне, а перечить никто права не имел. Однако за выполненную работу ребенка неизменно хвалили, говоря, что он приносит пользу родным.
Количество и разнообразие “живого товара”
К моменту подписания Манифеста об отмене крепостного права в России насчитывалось 23 миллиона крепостных. Были и другие категории крестьян: удельные принадлежали императорской семье, государственные были закреплены за принадлежащей казне землей. Всего в стране проживало более 60 миллионов крестьян. Число крепостных в некоторых губерниях достигало 70%, например в Тульской и Смоленской, в других их практически не было.
Владение чернокожими рабами на законодательном уровне не регулировалось, хотя имеется информация, что для аристократов XVIII века наличие таких рабов считалось модным и престижным. Юридически института рабства в России не существовало, поэтому все “рабы” были на положении дворовых – зависимых домашних слуг. Нередко выходцам из Африки удавалось добиться свободного статуса. Ярким примером был прадед Пушкина – Абрам Петрович Ганнибал, бывший при царе Петре I камердинером и секретарем и дослужившийся до высшего генеральского чина.
Локдаун в ЕС: Бельгия и другие страны запретили авиасообщение с Британией
В маффины не кладу сладкую начинку, делаю их с капустой и лососем: рецепт
Новое от Samsung: складывающийся втрое планшет и смартфон с прозрачным дисплеем
Несмотря на подобные послабления, явление крепостного строя все же было позором для российской истории. С людьми в его рамках обращались хуже, чем с животными, измеряя их стоимость в деньгах и домашнем скоте.
Ранние роды и их опасность
В те времена о контрацепции ничего не знали, поэтому детей рожали столько, сколько Бог даст. Конечно, использовали некие снадобья для прерывания беременности, но чаще всего детей в семье было много, ведь аборт не был безопасным, к тому же считался тяжким грехом.
Так как браки нередко были ранними (уже в 14-летнем возрасте девочки могли венчаться с возлюбленными), то и роды несли в себе определенную опасность. Так как вплоть до начала схваток женщины работали, то рожали порой и в поле, и в телеге. В деревнях во время родов беременным никто не помогал. Конечно, могли позвать повитуху, но она мало чем помогала. Аристократы вызывали врача, но и он был почти бессилен. Поэтому оставалось лишь ждать и молиться, чтобы женщина успешно разрешилась от бремени.
О кесаревом сечении тогда было известно, ведь операцию практиковали еще в Древнем Риме. Однако прибегали к ней лишь в том случае, если спасти женщину уже было нельзя. Так как после кесарева сечения женщины не выживали из-за обильной потери крови, заражения по причине отсутствия антисептиков либо воспаления.
Для тех, кто задумывается над новогодним образом: 8 вариантов причесок
Рецепт необычного блюда: фарш с овощами готовлю и подаю прямо в хлебе
Это что-то новенькое: новогодние поделки из цветочных горшков смотрятся необычно
То, что крепостные крестьянки были вынуждены работать сразу после родов, неправда. В течение недели они отдыхали, набирались сил и регулярно посещали баню.
Нормативные акты
Первым нормативным актом регламентировавшим отношения между помещиками и крепостными крестьянами, было Соборное уложение, принятое в 1649 году Земским собором. Несмотря на то, что в статьях этого свода законов отчётливо прослеживалась низкая степень правовой защищённости крестьян по сравнению с землевладельцами, он признавал некоторые неправомерные действия феодалов преступлениями, за которые полагалось наказание.
Помещик, несмотря на своё главенствующее положение, должен был придерживаться ряда правил.
Согласно тексту 94 статьи X главы Уложения каждый зависимый человек обладал гражданским правом, защищавшим его личность от бесчестия. Каждый помещик, в случае нарушении этой нормы, то есть за оскорбление крепостного был обязан выплатить потерпевшему штраф в размере 1 рубля. К слову величина этой выплаты была смехотворной по сравнению с теми суммами, которыми феодалы откупались за унижение людей из других более привилегированных сословий, нежели крестьянство.
Создатели Соборного уложения не упустили из виду и ответственность помещиков за убийство прикреплённых к их владениям людей. В 71 статье XXI главы зафиксировано, что при непреднамеренном лишении жизни крестьянина, хозяин мог подвергнуться тюремному заключению. В случае непредумышленного убийства чужого крестьянина, феодал был обязан восполнить потерю, отдав его владельцу своего лучшего крепостного вместе со всем его имуществом и семьёй, выплатить все задолженности убитого, и быть привлеченным к уголовной ответственности за преступление.
Если же убийство крестьянина признавалось намеренным, то землевладельцу грозила смертная казнь.
Гуманистически настроенная Елизавета Петровна наложила мораторий на смертную казнь, и как следствие дворян-крестьяноубийц после осуждения клеймили и отправляли на каторгу. Позже Екатерина II поручила заниматься крестьянскими делами специально уполномоченному органу, наказав генерал-губернаторам строго следить за наказанием помещиков-самодуров.
При Александре I в 1817 году появился указ, по которому землевладельцы, уличённые в превышении своих властных полномочий над крестьянами, предавались суду, а их имения переходили под опеку государственной казны. В период с 1834 по 1845 годы по этому закону к суду было привлечено 2838 помещика, из которых 630 человек получили реальные сроки заключения.
Список действующих лиц повести «Барышня — крестьянка» и их краткая характеристика
Главные персонажи:
- Лиза Муромская – дочь Григория Муромского. Влюблена в Алексея Берестова, искусно прикидывалась рядовой крестьянкой Акулиной. Была испугана, когда шалость раскрылась, и удивлена, когда возлюбленный обратил проказу в шутку.
- Алексей Берестов – сын Ивана Петровича. Весёлый и остроумный молодой человек. Влюбился в очаровательную смуглую крестьянку Акулину. В конце повести выясняется, что Акулиной прикидывалась Лиза Муромская. Алексей не был огорчён и решил, что подобная проказа лишь украшает девушку.
Второстепенные персонажи:
- Иван Петрович Берестов – типичный русский барин, умеющий жить без лишних крайностей. Недолюбливает излишнего увлечения европейской культурой. Поначалу враждовал с Муромским, позже подружился с ним.
- Григорий Иванович Муромский – барин, коего тянуло из одной красности в другую. Слишком увлекается английской культурой. Недолюбливал Берестова, но после случая на охоте постепенно примирился с соседом, а позже и подружился.
- Настя – девушка-горничная в поместье Муромского. Именно от неё Лиза узнала о том, кто такой Алексей Берестов.
Невозможный брак
Он поселил её в Кусково и сам поселился там; их счастье отравляла лишь молва. Подумать о том, чтобы немедленно жениться на Прасковье и вывести её в свет как жену, граф не мог – его бы прокляли: крепостная, да ещё и актриса! Да такую даже хоронили за церковной оградой, словно самоубийцу. Его и так пытались объявить сумасшедшим, смеялись и тыкали пальцами, грозились отравить Жемчугову. От переживаний Николай заболел, но после выздоровления любимую не оставил и начал думать о свадьбе, его не остановил даже туберкулез, открывшийся у Прасковьи.
Сначала он построил для неё во дворце Останкино театр. Машины для сцены были заказаны в Париже, её глубина позволяла устраивать батальные сцены, за считанные минуты зрительный зал превращался в бальный. Театр был открыт в 1795 году оперой «Взятие Измаила», и на его сцене Прасковья Жемчугова сыграла самые блистательные роли, в последний раз взойдя на подмостки в 1797 году, петь дальше ей не позволила болезнь.
Дефлорация от волхвов и свальный грех
О сексуальных традициях древних славян известно немного. Считается, что нравы в языческий период были свободнее, чем в христианский. Это отражалось и в религиозных символах – например, довольно распространенным был фаллический культ, связанный с Ярилой, богом Солнца.
Ярила (или Ярило), современная скульптура. Фото – Википедия
Нашим предкам приписываются довольно экстравагантные обычаи. Одним из таких является ритуал с целью добиться хорошего урожая. Раздеваясь догола, молодые девушки ходили по полю, чтобы поделиться с землей своей детородной силой. Мужчины раздевались при засевании. Порой все это раздевание перерастало в секс и перекатывание по полю туда-сюда.
Также считается, что для славян совершенно не была критичной девственность невесты – наоборот, обширный сексуальный опыт считался в глазах жениха достоинством. Отчасти это подтверждается существовавшим тогда обычаем, согласно которому невеста не должна была лишаться девственности в первую брачную ночь – в случае необходимости эту «процедуру» организовывали за день до свадьбы волхвы.
Виктор Васнецов «Встреча князя Олега с кудесником (волхвом)»
Парный прыжок мужчины и женщины через костер во время современного праздника Ивана Купалы. Фото – Википедия
Некоторые версии склонны предавать этим гуляниям большой размах – будто бы праздничная ночь превращалась в настоящие оргии с беспорядочной сменой партнеров. Называлось такое действо «свальный грех», дав начало довольно известному выражению.
Необычную сексуальную традицию описывал также итальянский путешественник Лактанций Рокколини, в XVI веке по повелению короля Карла V нанесший визит в Россию. Как-то, сбившись с пути, Рокколини с товарищами наткнулся на одно селение. Жители радушно приняли гостей и привели их в большой дом, где собрались много мужчин и женщин. Собравшиеся пели, плясали, а все пространство было освещено одной лучиной. Рокколини объяснили, что он видит древний обычай под названием «гаски», заключавшийся в следующем:
«В известное время собираются вместе соседские мужчины и женщины и, поплясав и позабавившись вместе порядком, тушат лучину, после чего каждый берет ту женщину, которая случилась к нему ближе, и совершает с ней половой акт; затем лучина снова зажигается, и снова начинаются пляски, пока не рассветет и все отправятся по домам. В этот вечер лучину уже тушили два раза, и два раза совершен акт с теми, на кого случай наткнул в темноте».