No Image

Что происходит в мьянме и кто такие рохинджа?

СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

Перелом (1964—1989)

После военного переворота 1962 года диктатор Бирмы генерал У Не Вин (главнокомандующий армией с 1949 по 1988 год) провёл радикальную аграрную реформу, которая ликвидировала кабальную аренду (закон от 5 апреля 1964 года), и установил в стране государственную монополию на торговлю рисом. Индийских ростовщиков-землевладельцев изгнали из страны и вместе с ними Бирму покинула бо́́льшая часть многочисленной индийской диаспоры. В результате аграрных преобразований середины 60-х годов прекратилось прогрессирующее разорение бирманских крестьян — большинства населения страны. Стабилизация обстановки в деревне обусловила постепенный переход крестьянства Верхней Бирмы — главной базы коммунистов — на сторону правительства, это позволило Не Вину добиться и военного перелома в Гражданской войне, который произошёл в 1968—1970 годах после краха «всеобщего наступления» бирманских коммунистов, гибели харизматичного лидера КПБ(БФ) Такин Тан Туна и капитуляции главы КПБ(КФ) Такина Со.

Все дальнейшие попытки коммунистов переломить ситуацию в свою пользу не увенчались успехом. Они окончательно перестали пользоваться поддержкой этнических бирманцев и оказались оттеснены в отдалённые северо-восточные районы близ границы с Китаем. Происходившие здесь в 70—80-е серьёзные бои между повстанцами и правительственными войсками (нередко с 2-3 тысячами убитых с обеих сторон) обескровили бирманских коммунистов, которые лишились своих последних сторонников среди народностей ва и кокан. В апреле 1989 года восстание этих племен против бирманской верхушки КПБ вынудило последнюю бежать в Китай; оно поставило точку в шедшей с 1948 года борьбе коммунистов за власть над Бирмой. Поражение бирманских коммунистов — главной оппозиционной силы Бирмы — сделало замирение правительства с этническими повстанцами вопросом времени.

В то же время, жёсткая унитарная политика центра во времена Не Вина и антирыночные законы (в рамках строительства бирманского социализма) нередко вынуждали жителей национальных округов поддерживать вооружённую оппозицию. Окраинные районы Бирмы, контролируемые оппозицией, играли важную роль в свободной торговле с Таиландом, Бангладеш и Индией.

Непопулярность среди горожан Бирмы военного правительства, которое подавило демократические силы, закрыло университеты и не смогло справиться с хозяйством страны, также подпитывала вооружённые отряды оппозиции и затягивала гражданскую войну. Её продолжению способствовало превращение восточных районов Бирмы в неподконтрольную правительству «серую» зону наркопроизводства и наркоторговли — основную часть находящегося на территории нескольких стран Юго-Восточной Азии Золотого треугольника. Торговля наркотиками приносила повстанческим группировкам большие доходы, давая возможность содержать хорошо вооружённые армии. В то же время, втягивание вооружённой оппозиции в наркопроизводство в действительности явилось следствием неуклонного сокращения социальной базы бирманских повстанцев (ещё в 60 — 70-е годы благодаря успешной аграрной реформе от участия в Гражданской войне отошла основная масса этнических бирманцев — жителей сельских районов страны). Поэтому приток средств от торговли наркотиками не помог оппозиционерам изменить в свою пользу общий ход гражданской войны в стране.

Гуманитарная поддержка

В воскресенье глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров обратился к мусульманам России с призывом прекратить проведение новых митингов якобы в поддержку рохинджа и оказать им реальную гуманитарную поддержку.

«Если бы они были нужны,я предоставил бы центральную площадь Грозного, создал бы необходимые условия. Я обращаюсь к своим братьям и сёстрам-мусульманам во всей России с просьбой не поддаваться чьей-то агитации и не дать использовать себя в чьих-то интересах. Сейчас рохинджа нужна гуманитарная поддержка. Мы её оказываем и призываем всех, кто может внести посильную лепту в это благое дело», — добавил Кадыров.

В настоящее время гуманитарную помощь беженцам начали оказывать Россия, Турция, Азербайджан, Индонезия и ряд других стран.

События военных действий

Война в Мьянме между буддистами и рохинджа началась в 2012 году, когда в одном из смешанных поселений жертвой изнасилования и убийства стала молодая женщина-буддистка.

В ее смерти (с некоторыми основаниями, но без однозначных доказательств) обвинили нескольких молодых мусульман. В ответ пошли такие же обвинения. И вспыхнул конфликт с человеческими жертвами.

Точных данных о масштабах ущерба нет, но, во всяком случае, пострадавших считали на десятки, а разрушенные дома – на сотни. Властям пришлось эвакуировать несколько тысяч человек. Были попытки перехода границы с Бангладеш в поисках убежища.

Но там сожалели о преследованиях собратьев по вере, но беженцев принимать особым желанием не горели.

Напротив, в Мьянму на лодках продолжали прибывать мигранты из этой страны, имеющей один из самых высоких показателей плотности и бедности населения в мире!

На первом этапе противостояние в Мьянме все же выражалось в местных проявлениях – угрозах, нападениях, драках, порче имущества.

«Армия спасения Аркан рохинджа» активно участвовала в беспорядках, а представители власти и буддистский общин не трудились отличать просто крепких молодых мусульман от боевиков.

В 2016 году начался новый виток конфликта – группа боевиков напала на несколько военных постов на границе. Теперь государство уже просто обязано было вмешаться.

Далее, в августе 2017 года «Армия спасения Аркан рохинджа» атаковала несколько десятков полицейских участков и военных постов.

После этого в западных и арабских СМИ стала появляться информация о массовом уничтожении рохинджа армией и полицией Мьянмы, а также представителями буддистских общин.

Сообщалось о гибели нескольких сот человек, о сожжении деревень с целью принуждения их жителей к бегству, о пребывании полумиллиона беженцев-рохинджа в Бангладеш, о закрытии на въезд и выезд некоторых районов страны.

Начало (1948—1964)

Главным фронтом Гражданской войны в Бирме являлась борьба между бирманцами-коммунистами и бирманцами-социалистами (этнические бирманцы составляют 2/3 населения страны); группировки национальных меньшинств (примерно 1/3 населения страны) выступали на той или иной стороне конфликта, параллельно часто сражаясь между собой.

Популярности бирманских коммунистов, которые в 1949 году овладели вторым городом страны — Мандалаем — и контролировали большую часть центральных районов Бирмы, способствовали их обещания быстро и жёстко решить земельный вопрос и другие социальные противоречия. Позиции коммунистов внутри Бирмы усиливала разносторонняя поддержка КПБ со стороны Китая и Советского Союза.

Маоистское руководство КНР на протяжении десятилетий активно поддерживало борьбу бирманских коммунистов за власть над страной — направляло им оружие, деньги, инструкторов, надеясь после победы коммунистов превратить Бирму в полностью зависимую от Китая страну (наподобие Кампучии времён Пол Пота). Поддержка бирманских коммунистов со стороны СССР имела место лишь до начала 50-х годов и носила в основном идейно-политический характер; впоследствии она послужила причиной сдержанного отношения бирманского руководства к развитию связей с Советским Союзом и другими социалистическими странами.

В связи с резким подъёмом повстанческого движения внешние наблюдатели в конце 40-х годов сомневались, что официальное правительство Бирмы удержится у власти и страна сохранится как единое государство. К началу 1949 года ослабление армии, из которой дезертировало и перешло к повстанцам более 40 % личного состава, вспыхнувшее в Нижней Бирме восстание каренов, полное прекращение налоговых поступлений действительно поставили официальное правительство Бирмы на грань падения.

В феврале 1949-го мятежные карены осадили Янгон и завязали уличные бои на окраинах столицы. Другая часть каренских подразделений вместе с коммунистами в апреле этого года овладела Мандалаем — вторым по величине городом страны. Мобилизация этнических бирманцев в ряды народного ополчения (Народная Добровольческая Организация — «Жёлтые Повязки») и срочные поставки оружия из-за границы (в основном, из Индии) позволили правительственной армии переломить ситуацию и отстоять Янгон.

В связи с рядом поражений на других фронтах и вступлением в войну на стороне правительства ополчений чинов и качинов, карены в мае 1949 года сняли осаду Янгона и покинули Мандалай, отступив на свою этническую территорию. Однако в 50-е годы исход Гражданской войны и в центре, и на окраинах Бирмы был ещё отнюдь не очевиден, хотя соотношение сил постепенно смещалось в пользу бирманских властей. Неспособность лидеров КПБ жестко контролировать свои отряды и пресекать злоупотребления в отношении мирного населения, их взаимные распри и раздоры с этносепаратистами привели в начале 50-х годы к ослаблению прокоммунистических симпатий среди этнических бирманцев.

Укрепившаяся правительственная армия сумела восстановить контроль над всеми провинциальными центрами Бирмы и значительной частью сельских районов страны. Установилось устойчивое равновесие между правительственными и повстанческими силами. Его не смогли нарушить и агрессивные акции режима Чан Кайши, только что потерпевшего поражение в китайской Гражданской войне. После победы коммунистической революции в Китае отряды армии Гоминьдана бежали на территорию Бирмы (штат Шан), надеясь на возврат в Китай и создание в КНР «освобождённых территорий». По этой причине правительство Чан Кайши на Тайване при поддержке США в 50-60-е годы предпринимало прямое и косвенное вмешательство в ситуацию в Бирме, финансируя и снабжая воевавшие с правительством гоминьдановские формирования и союзные им отряды национальных меньшинств.

В ответ на обращение Бирмы в Организацию Объединённых Наций, Совет Безопасности ООН в 1953 году осудил действия гоминьдановцев как агрессию со стороны Китая. Поддержка бирманских оппозиционеров со стороны Китая, СССР и США привела к дистанцированию Бирмы от всех этих держав на международной арене и способствовала активному участию страны в Движении неприсоединения.

Причины и действующие силы[править | править код]

Период британского колониального господства привёл к появлению в экономике страны рыночного сектора и кризису архаичных социальных отношений в бирманской деревне. После капитуляции Японии в 1945 году в Бирме создалась нестабильная ситуация — крайнее опустошение страны в результате военных действий наложилось на значительную социальную напряжённость в бирманской деревне. К моменту провозглашения независимости в 1948 году огромные массивы земли по всей стране, особенно в Нижней Бирме, находились под контролем индийских ростовщиков, а также бирманских помещиков, жестоко эксплуатировавших массы бедного и среднего крестьянства. Кроме того, англичане перед своим уходом пообещали различным регионам Бирмы автономию или независимость, что способствовало росту напряжённости на окраинах страны; положение в Бирме было отчасти подобно противостоянию Израиля и арабской Палестины на Ближнем Востоке после прекращения английского протектората.

Радикализация настроений масс по всей стране обусловила раскол стоявшей у власти общебирманской политической коалиции «Антифашистская лига народной свободы», которая объединяла социалистов, коммунистов и ряд национальных партий. 27 марта 1948 года, отвергнув все попытки к примирению со стороны премьер-министра Бирмы социалиста У Ну, коммунисты Белого Флага по единому сигналу ушли в джунгли на заранее подготовленные базы и развернули вооружённую борьбу против правительства. Страну охватила широкомасштабная гражданская война.

На стороне правительства в войне оказались все противники крайних мер во внутренней и внешней политике: гражданская и военная бюрократия, рядовые военные разных национальностей, на отдельных этапах — национальная буржуазия и крестьяне-середняки. Главной опорой властей в аграрной стране с неустоявшейся социальной структурой выступала армия — наиболее сплочённая, энергичная и знакомая с европейской культурой часть бирманской элиты. Оппозиционный правительству лагерь представляла пёстрая масса сторонников различных радикальных преобразований социальной структуры. Это были, прежде всего, средние и беднейшие слои бирманского крестьянства, которые до аграрной реформы середины 60-х годов массово стекались под знамёна бирманских коммунистов, часть национальной буржуазии, недовольной отменой после переворота 1962 года демократических свобод и подавлением частного сектора экономики, а также вооружённые группировки национальных меньшинств.

Основу повстанческих сил составляли отряды бирманских коммунистов, изначально ослабленные политической борьбой внутри КПБ (Коммунистическая партия Бирмы ещё в марте 1946 года раскололась на две фракции: сразу ушедшую в лес КПБ Красного Флага — более радикальную, популярную среди крестьян Нижней Бирмы, и КПБ Белого Флага — более массовую и умеренную, опиравшуюся на патриархальное крестьянство среднего течения Иравади).

Борьба коммунистов с правительством Бирмы вовлекла в Гражданскую войну огромное число этнических группировок, которые входили в конфликты между собой, воевали с правительственными войсками, заключали союзы, побеждали, терпели поражения, рассеивались и вновь собирались под другим названием. Очаги напряжённости имелись (или имеются до сего дня) во всех без исключения регионах обитания национальных меньшинств Мьянмы.

Ищите нефть

Как отмечает турецкое издание Sabah, обострение конфликта в Ракхайне в начале 2000-х годов подозрительным образом совпало с обнаружением в этой области запасов нефти и газа. В 2013 году завершилось строительство нефтепровода и газопровода из Ракхайна в Китай.

  • Штат Ракхайн на западе Мьянмы

Также по теме


Рохинджа раздора: США обвинили Мьянму в насилии по отношению к этническим мусульманам

Около 800 тыс. этнических мусульман-рохинджа, проживающих в мьянманском штате Ракхайн, подвергаются насилию со стороны правительства…

«США, увидев это, после 2012 года превратили проблему Аракана в глобальный кризис и ввели в действие проект окружения Китая», — отмечает Sabah. Активную поддержку угнетённым рохинджа оказывает Целевая группа по Бирме (Burma Task Force), в которую входят организации, финансируемые в основном из фондов Джорджа Сороса. Деятельность этих НПО вызывает недоверие коренных бирманцев.

В середине августа 2017 года в столице штата Ракхайн прошли массовые демонстрации местных буддистов, которые обвинили ООН и действующие в стране неправительственные организации в поддержке террористов рохинджа. «Нам не нужны организации, поддерживающие террористов», — заявили протестующие. Поводом к манифестациям стало обнаружение властями страны нескольких тайных баз экстремистов, где были найдены остатки печенья, поставляемого ООН в рамках Всемирной продовольственной программы.

«Тот же Сорос всегда, приходя в ту или иную страну, в то или иное проблемное поле, ищет религиозные, этнические, социальные противоречия, выбирает модель действия по какому-то одному из этих вариантов и их сочетанию и старается разогреть, — утверждает эксперт. — Совершенно нельзя исключать, что подобные действия подталкиваются не изнутри бирманского общества, а какими-то внешними силами».

По словам Дмитрия Мосякова, предпринимается очень серьёзная попытка раскола Юго-Восточной Азии и АСЕАН. В мире, где политика глобального управления подразумевает умение управлять через конфликты, конфликты становятся чем-то обыденным. Их привносят в более-менее стабильные региональные образования, и эти конфликты расширяются, развиваются, открывая возможности для давления и контроля.

«Речь идёт о трёх направлениях. Во-первых, это игра против Китая, поскольку у Китая в Аракане очень большие вложения. Во-вторых — нагнетание мусульманского экстремизма в Юго-Восточной Азии и противопоставление мусульман и буддистов, чего там никогда не было. В-третьих — движение в направлении создания раскола в АСЕАН (между Мьянмой и мусульманскими Индонезией и Малайзией. — RT), поскольку АСЕАН показывает пример того, как очень бедные страны могут отставить противоречия и обеспечить вполне достойную жизнь. Это очень опасная и эффективная мера, направленная на то, чтобы разрушить стабильность в Юго-Восточной Азии», — резюмировал политолог.

* «Аль-Каида» — террористическая группировка, запрещённая на территории России.

Геноцид мусульман в Мьянме: Орхан Джемаль

В некоторых городах России, В Москве и Грозном в частности, проводились митинги в поддержку мусульманского населения Мьянмы. Однако, никто из митингующих не владел реальной информации о текущем положении. Российский журналист Орхан Джемаль решил самостоятельно разобраться в ситуации и провел в Азии около месяца.

После приезда домой Джемаль неоднократно освещал увиденные собственными глазами события:

  • Постоянное унижение последователей ислама;
  • Ущемление в элементарных гражданских правах;
  • Жестокое избиение религиозного меньшинства;
  • Насилие со стороны военных по отношению к женщинам;
  • Жесткий приграничный контроль;
  • Постоянные провокации в исламских селеньях.

Вернувшись домой, Орхан Джемаль несколько раз выступал по телевидению с целью осветить публике увиденные события. Журналист постоянно проводит различные мероприятия для поддержки сторонников ислама по всему миру.

Казалось бы, 21 век – это новая эра гуманных и миролюбивых отношений между странами, народами и религиями, в которое неприемлемо насилие и жестокость. Но как свидетельствует резня мусульман в Мьянме, еще далеко не каждое государство способно встать на цивилизованный путь своего развития.

Видео о шокирующих событиях в Бирме

В данном ролике Илья Митрофанов расскажет о событиях, предшествующих кровавой бойне в Мьянме:

«В эту организованную истерику по поводу Мьянмы я не верю ни одной секунды, но…»

— В Москве у посольства Мьянмы прошел митинг…

— Об этом спрашивайте Кадырова — это были его люди. Главными крикунами там были чеченцы, которые ссылались на Рамзана Ахматовича.

— Но каково ваше отношение к митингу? Это намеренное раскачивание ситуации или же это просто стихийными митинг искренне возмущенных мусульман, которым, как вы уже сказали, необходимо остудить голову?

— Абсолютно всем мусульманам нужно остудить голову и перестать быть игрушками в руках людей, которые ворочают миллиардами долларов. Понимаете, когда позавчера совершенно реально американцы в Афганистане убили несколько десятков женщин и детей, никто не поднял свой голос по этой теме. В районе Сирии и Ирака производятся страшные бомбардировки, и там находятся тысячи людей, среди которых есть и российские граждане, но об этом, конечно, никто ничего не скажет. Сенатор от Чеченской Республики Зияд Сабсаби — единственный, кто сейчас вывозит оттуда детей, и татарских, между прочим, тоже. Но пока я не слышал, чтобы в Татарстане кто-то поднял бы свой голос. Да, это дети тех, кто когда-то уехал в ИГИЛ (запрещена на территории РФ), их родители убиты, но они находятся там. Думаю, из Татарстана там точно может находиться несколько сотен людей, в том числе детишек.

А из-за недавних событий в Палестине, в Аль-Аксе, в Казани или в Москве разве была демонстрация в поддержку палестинцев? В Афганистане за эти годы были убиты тысячи людей, а что творят саудовцы в Йемене? Йемен блокирован, там голод, применяются карательные меры, не допускаются ни журналисты, ни гуманитарные организации. Кадры, которые приходят из горного Йемена, свидетельствуют о военных преступлениях. Но если это делает Саудовская Аравия, которая щедро рассыпает деньги по всему миру, то кто против нее поднимет голос?

Сейчас и Путин дал отмашку, и Кадыров, и Евкуров, и всем исламским регионам дано распоряжение «защитить мусульман Мьянмы». А кто защитит мусульман России? По тюрьмам сидят сотни людей, которые заявляют о пытках и фальсифицированных делах. Кто их защитит? Кто в их защиту поднимает голос? Я не мусульманин — поднимаю голос, «Мемориал» поднимает голос, это делают еще несколько людей.

В эту организованную истерику по поводу Мьянмы я не верю ни одной секунды, но это не значит, что я не верю в то, что происходит внутри этой страны. Я как раз таки верю в то, что там идет гражданская война между разными группами — буддистами и мусульманами. Я верю в то, что там происходят акты убийства гражданского населения с обеих сторон, как это было в Сирии. Но в данном случае в искреннюю защиту мусульман, за которой стоят власти, я никогда в жизни не поверю, потому что я много чего видел за эти годы в России. Митинги — это не то, что убеждает меня в правоте чего-то, — это, наоборот, заставляет меня сомневаться в истинности вопроса.

Правда буддистов

Однако у буддистского населения Мьянмы есть своя точка зрения на этот этноконфессиональный конфликт. Рохинджа ставят в вину то, что хотя мусульмане живут в Мьянме давно, в массовом порядке они стали заселять Ракхайн только в XIX веке, когда миграцию из Бенгалии начали поощрять англичане, управлявшие как Бирмой, так и Бенгалией. Фактически это была политика английской колониальной администрации, которая использовала рохинджа в качестве дешёвой рабочей силы.

По словам бирманских историков, название народности «рохинджа», образованное от названия штата Ракхайн, появилось только в 1950-х годах. Так выходцы из Бенгалии стали называть себя, претендуя на то, что они являются коренным населением штата. Конфликты между местным населением и вновь прибывшими мигрантами начались ещё в XIX веке и продолжаются до сих пор.

По его словам, с одной стороны в этом столкновении — естественная миграция бенгальцев, которые уходят из перенаселённого Бангладеш в поисках свободных земель, а с другой — восприятие бирманцами Ракхайна как своей исторической территории, ни пяди земли которой они не намерены отдавать чужакам-мусульманам.

В 1940-х годах возникло сепаратистское движение рохинджа, стремившихся присоединиться к государству Пакистан, которое британцы собирались сформировать на территориях колониальной Индии, населённых мусульманами. В состав Пакистана должна была войти и часть Бенгалии, откуда и были родом сами рохинджа. Позже, в 1971 году, эта территория Восточного Пакистана отделилась от Исламабада и превратилась в самостоятельное государство — Народную Республику Бангладеш.

Территории, населённые мусульманами в северной части штата Ракхайн, стали оплотом религиозных экстремистов, выступавших за отделение от Бирмы и присоединение к Восточному Пакистану с 1947 года. В 1948-м, после объявления независимости Бирмы, в регионе было введено военное положение. К 1961 году бирманская армия подавила большую часть моджахедов в Ракхайне, однако в 1970-х, после создания экстремисткой Партии освобождения рохинджа и Патриотического фронта рохинджа партизанская война вспыхнула с новой силой.

  • Беженцы рохинья, нелегально пересекшие границу Бангладеш
  • Reuters

Моджахеды получали поддержку из Бангладеш и в случае необходимости уходили на территорию соседнего государства, скрываясь от рейдов бирманских военных. В 1978 году армия Бирмы провела операцию «Король Дракон», направленную против исламских экстремистов. Под раздачу попали и условно мирные рохинджа. Примерно 200—250 тыс. человек бежали из Ракхайна в Бангладеш.

В 1990-х и 2000-х годах экстремисты рохинджа продолжили начавшийся ещё в 1970-е процесс сближения с мировым исламистским интернационалом, в том числе с «Аль-Каидой»*, на афганских базах которой моджахеды из Мьянмы проводили тренировки. В начале 2010-х годов заявила о себе новая сепаратистская структура «Армия спасения рохинджа», представители которой в нескольких интервью сообщили, что группу поддерживают некие частные лица из Саудовской Аравии и Пакистана. Как заявила в 2016 году международная НПО International Crisis Group, моджахедов рохинджа готовили афганские и пакистанские боевики.

Комментировать
0