Морской узел — это придуманный первыми мореплавателями способ завязывания верёвки или каната. Со временем качество такого крепления оценили и представители других профессий, что помогло распространить узелки по всему миру. В наше время они не утратили своей популярности, поэтому встретить их можно в любом уголке земного шара. Научиться вязать морской узел может каждый желающий. Для этого нужно только немного терпения и регулярные тренировки.
Общие сведения
Перед тем как завязать морской узел по схеме или рисунку, необходимо подробно рассмотреть классификацию этого вида соединения, а также его преимущества и недостатки. Кроме этого, новичку в таком деле следует тщательно изучить советы профессионалов, которые помогут понять общие принципы и исключить ошибки.
Классификация узлов
В настоящее время самая полная коллекция видов морских узелков включает в себя около 500 названий. Одни из них используются только на флоте, а другие — в повседневной жизни. Исходя из этого, а также в зависимости от назначения узлы разделяют на 3 основные категории:
- Knot. В ней собраны все виды соединений, которые связывают или переплетают неподвижно закреплённый конец троса (коренной) со свободным (ходовым), образуя небольшое утолщение на одном из концов троса.
- Hitch. Эта категория узлов объединяет все виды, служащие для соединения свободного конца каната с различными предметами или объектами (скобы, реи, мачты и другие).
- Bend. Среди таких узелков будут только те, которые предназначены для связывания ходовых концов двух или более тросов.
Помимо общепринятой классификации, есть и несколько дополнительных. Наиболее правильной среди них является разбивка на категории по принципу использования. Она включает в себя такие разновидности узлов:
- связывающие тросы одинакового диаметра;
- соединяющие верёвки разного размера;
- прикрепляющие человека к линейной опоре;
- требующие контрольного узла;
- вспомогательные.
Область применения
Морские узлы довольно часто можно встретить в различных сферах деятельности. Их используют в туристических походах, такелажных работах, быту и промышленности. В некоторых случаях они помогают выполнять самую опасную и тяжёлую работу, а также страховать людей и предотвращать несчастные случаи.
Узлы моряков применяют в следующих целях:
- привязывание лодок к причалу;
- поднятие небольших грузов;
- соединение тросов;
- крепление верёвки к опоре;
- поднятие и спускание малогабаритных предметов;
- привязывание палатки к шесту;
- крепление крючка к леске;
- связывание веток и других предметов между собой;
- наложение швов во время операций;
- изготовление предметов одежды;
- завязывание пакета с продуктами.
Преимущества и недостатки
Каждая схема вязки морских узлов имеет свои преимущества перед всеми остальными. Благодаря им у человека появляется возможность выбора наиболее подходящего варианта для каждого конкретного случая. Однако некоторые достоинства таких узлов одинаковы для всех категорий. Среди них есть такие:
- простота завязывания и развязывания;
- высокая надёжность соединения;
- возможность завязывания не только на конце верёвки, но и в середине (характерно для большинства видов);
- способность работать при значительных нагрузках;
- большое количество таких узлов не меняет динамические свойства троса.
У всех видов соединений есть не только достоинства, но и недостатки. Не является исключением и морской узел. Отрицательных моментов хоть и не очень много, но пренебрегать ими всё же не следует.
К ним относят следующие:
- необходимость постоянной практики;
- при недостаточно сильном затягивании может произойти самопроизвольное развязывание;
- низкая надёжность при обледенении тросов;
- при длительной эксплуатации в местах изгиба верёвки уменьшается прочность;
- слишком большие нагрузки приводят к сильному затягиванию.
Рекомендации профессионалов
Для того чтобы морской узелок получился по-настоящему крепким и максимально надёжным, необходимо правильно его завязывать. Помочь в этом деле могут рекомендации профессионалов, которые ежедневно пользуются таким видом соединения.
Важные советы:
- Перед тем как начинать вязание морского узла, необходимо понять его схему. В противном случае достичь необходимого результата будет очень сложно.
- Сделать качественное соединение можно только после длительной практики. Без неё есть высокая вероятность допущения ошибки, которая повлечёт за собой снижение надёжности связанной конструкции.
- Каждый вид узлов можно завязать несколькими способами. Для того чтобы выбрать наиболее простой из них, необходимо протестировать различные варианты.
- Перед применением завязанного узла следует тщательно проверить его на прочность и отсутствие видимых повреждений.
- При завязывании узла на коренном конце нужно следить за тем, чтобы длина оставшейся части верёвки превышала 10 её диаметров. При этом свободный конец никогда не должен быть менее 5 сантиметров. В противном случае будет высокий риск саморазвязывания.
Способы завязывания
Существует множество способов завязывания узла. Все они используются для определённых целей, поэтому отличаются той или иной степенью надёжности. Несмотря на большое разнообразие, в повседневной жизни используются только несколько основных видов соединения.
Универсальный булинь
Этот узел считается одним из наиболее универсальных и часто используемых. С его помощью можно выполнять различные работы и не бояться негативных последствий. Такой узелок очень просто вяжется и способен надёжно скрепить два троса, изготовленные из разных материалов. Кроме этого, такое соединение исключает саморазвязывание, что объясняет варианты его применения. Используется беседочный узел для решения таких задач:
- швартовка лодок, яхт и небольших катеров;
- страховка людей, выполняющих различные работы на высоте;
- крепление к различным предметам;
- соединение двух тросов разного диаметра.
Булинь является первым узлом, которому обучают будущих моряков. Из-за большого количества положительных характеристик его считают самым лучшим.
Завязывается беседочный узелок следующим образом:
- В любой части верёвки делают петлю.
- Затем в неё продевают свободный конец.
- Эту же часть заводят за коренную.
- Ходовой конец ещё раз продевают через созданную петлю.
- Тянут оба конца в противоположном направлении и туго затягивают узел.
Классическая восьмёрка
Этот простой и надёжный узел давно уже стал классикой. Изначально его использовали в качестве стопора, но позже научились применять и для других целей. Своё название этот вид соединения получил благодаря форме, напоминающей восьмёрку. Главное его преимущество заключается в лёгкости и быстроте завязывания. Этим достоинством обладают узлы, завязываемые не только на сухой верёвке, но и на мокрой.
Применяют восьмёрку в таких ситуациях:
- страховка альпинистов и строителей;
- привязывание струн музыкальных инструментов;
- крепление рыболовных снастей.
Завязать такой узел не составит труда даже новичку. Для этого нужно немного потренироваться и изучить правильную последовательность действий. Она включает в себя следующее:
- Свободный конец троса обводят вокруг фиксированного.
- После этого его вытягивают и формируют петлю.
- Ходовой край верёвки обносят вокруг него же.
- В петлю продевают свободный конец и крепко затягивают получившийся узел.
Прямой вариант
Такой способ соединения верёвок считается самым старым. Придумали его ещё в Древней Греции, но тогда этот узел назывался геркулесовым. В наше время используют его довольно часто, несмотря на невысокую надёжность и прочность. Основным недостатком такого соединения считают сильное затягивание при приложении чрезмерных нагрузок. Такой же эффект наблюдается и при намокании или обледенении троса.
Область применения прямого узла:
- соединение двух верёвок, имеющих одинаковый диаметр;
- рифление парусов;
- создание различных креплений в туризме или альпинизме.
Завязать такой узелок можно всего за несколько секунд. Для этого нужно выполнить 3 простых действия и избежать каких-либо неточностей.
Пошаговая инструкция:
- Оба свободных края верёвок переплетают в виде восьмёрки.
- После этого выполняют аналогичные действия ещё раз с теми же ходовыми концами.
- В итоге получается петля, которую сильно затягивают и формируют готовый узел.
Простой штык
Существует несколько разновидностей этого вида соединения. В их основе лежит распространённый узелок, который принято называть полуштыком. Комбинация из нескольких таких креплений (не менее 2 штук) позволяет получить простой штык. Его используют для выполнения следующих работ:
- буксировка плавучих и транспортных средств;
- закрепление швартовых концов;
- крепление шкентеля к поднимаемому грузу.
Если всё правильно сделать, то соединение получится очень надёжным. Его можно использовать даже в тех случаях, когда не рекомендуется применение других видов узлов.
Завязывают его с соблюдением такого порядка действий:
- Свободный край верёвки наматывают на объект, к которому требуется прикрепить какое-либо изделие или механизм.
- Затем его обводят вокруг фиксированного конца.
- В сформировавшуюся петлю продевают тот же ходовой конец.
- После этого его крепят к коренному при помощи дополнительной верёвки.
- Аналогичные действия выполняют ещё несколько раз. Их количество зависит от необходимой прочности и величины прикладываемой силы.
Двойной Грейпвайн
Этот способ соединения канатов, тросов или верёвок часто называют двойным рыбацким узлом. Завязывается он довольно просто и быстро, а используется почти во всех сферах деятельности человека. Наиболее часто его применяют в таких целях:
- связывание двух верёвок одинаковой или разной толщины;
- прикрепление рыболовных крючков к леске;
- создание страховки в альпинизме;
- пошив некоторых видов одежды.
Широко применяется этот тип соединения в промышленности и быту. Для того чтобы сформировать его, нужно взять две верёвки и точно повторить все этапы процесса.
Правильная последовательность:
- Ходовой конец одной верёвки обматывают через второй. В результате этих действий образуется петля.
- Тот же конец ещё раз обводят вокруг края другой верёвки. Важно выполнять движения в направлении от конца к основанию.
- Свободный конец первого троса продевают через 2 получившиеся петли.
- После этого сильно затягивают узелок.
- Затем выполняют все те же действия, только для другого свободного края.
- В самом конце оба крепления стягивают между собой.
Дубовый узелок
Эта разновидность узла отличается простотой завязывания. Его может освоить не только любой начинающий моряк, но и ребёнок. Соединение считается одним из самых надёжных, так как даже человек, который его сделал, не всегда сможет самостоятельно развязать крепление.
Сфера применения дубового узелка:
- завязывание верёвок, изготовленных из материала на синтетической основе;
- соединение тросов одинакового диаметра в экстренных ситуациях, когда нет времени делать более сложное крепление.
Процесс завязывания дубового узла занимает от 10 до 30 секунд. В этот интервал может легко уложиться не только опытный моряк, но и представитель любой другой профессии.
Необходимые действия:
- Ходовые концы двух канатов кладут параллельно друг другу.
- Оба края одновременно загибают так, чтобы сформировалась двойная петля.
- В неё продевают двойной конец, который предварительно обматывают вокруг основания.
- Два края верёвки тянут в разных направлениях и формируют узел.
Морской узел — это очень полезный способ завязывания верёвки, который помогает надёжно скрепить два элемента между собой. Если немного потренироваться и соблюдать простые правила, то можно быстро научиться вязать такие узелки и применять их для своих нужд.