Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»
Именно это произведение «солнца русской поэзии» дало памятнику то название, к которому мы привыкли – Медный всадник. Несмотря на то, что скульптура Петра выполнена из бронзы, Пушкин использовал другой эпитет. Более мрачный, тяжеловесный, он лучше соответствовал главной проблеме произведения – противопоставлению мощной государственной машины и человека внутри государства.
Эскиз одной из иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
А. Н. Бенуа. Акварель, карандаш, 1928 г.
Через образ Медного всадника А. С. Пушкин в поэме раскрывает свое отношение к Петру I как к человеку и как к правителю, рассуждает о пути России, о том, каким средствами и жертвами правитель идет к своей цели, стремясь превратить страну в мощную успешную державу.
…Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Описание Медного всадника – чрезвычайно эмоционально, порой даже пафосно, идеально гармонирует с образом самого императора и величественного города.
И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
А. Н. Бенуа. Графика, 1905 г.
Главный герой поэмы – Евгений, потерявший свою возлюбленную во время наводнения. Вне себя от горя герой бродит по Петербургу, «встречается» с памятником Петру Великому и вдруг понимает, что именно он – государь – виноват во всех бедах города, основав Петербург в месте мрачном, чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем.
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.
На берегах Невы место не Народу или Победителю, а Созидателю и Благодетелю
В голове императрицы Екатерины ІІ, как ведомо, рождалось немало идей самых разных, и мысль о создании памятника, возвеличивающего Петра Великого, также есть продуктом ее кипучего ума. Голубых кровей конь, а на нем величаво восседает сам Петр со скипетром в руках – чем недолжная память о славном предке? Оставалось найти того, кто мог бы достойно воплотить сию память в жизнь. Ходатаями в вопросе выбора скульптора выступили перед Екатериной не кто-нибудь, а великие Вольтер и Дидро: через князя Александра Голицына они порекомендовали полностью доверявшей их мнению императрице обратить свой взор на Этьена Мориса Фальконе. Почему именно он? Да потому что в этом фарфоровых дел мастере, по утверждению Дидро, недюжинный ум, интеллект и тончайший вкус мирно уживались с суровостью, неотесанностью и бескорыстностью. В сентябре 1766 года Фальконе ставит свою подпись под контрактом, согласно которому его награда за работу составляла более чем скромные 200 тыс. ливров (иные мастера брали за подобные труды на порядок больше).
А далее принялись за обсуждение Петрова облика. Что думала по сему поводу Екатерина, уже известно: конь, на нем Петр, в его руке скипетр или жезл. Главный в то время по искусству в России Иван Бельской отметал присутствие коня – один лишь Великий Петр и жезл. В обсуждении принял участие и Дидро: фонтан, обрамленный фигурами-аллегориями – таковым было его виденье памятника. Дальше всех в своих фантазиях продвинулся некий Штелин – статский советник: по его замыслу (тоже полному аллегорий), несколько статуй, символизирующих добродетели, должны были низвергать статуи «порочные».
Все эти предложения Фальконе категорически отверг, подтвердив мнение о себе, как о человеке простом и бескомпромиссном. Ни аллегорий, ни народной любви, ни собственно, самого народа – лишь Герой… Причем не Герой-полководец, не Герой-победитель, а исключительно Созидатель и Благодетель своей державы. Именно такого Петра стремился показать людям скульптор.
На создание модели своего детища у Фальконе ушло около двух лет. Из императорской конюшни вывели на свет двух красавцев-орловцев: офицер поочередно взлетал то на одного, то на другого, ставя скакунов на дыбы, а в это время Фальконе делал зарисовки. Интересен тот факт, что один из элементов памятника никак не давался талантливому скульптору: как ни переделывал тот голову Петра І, все не мог угодить Екатерине. Зато это удалось сделать ученице мастера Мари-Анн Колло. Волевое и мужественное лицо Петра Великого, со сверкающими очами и осветленное мыслью в исполнении девушки, принесло ей членское звание в Российской Академии художеств и пожизненную пенсию от милостивой императрицы. Исполнение змеи, опоясавшей копыто коня, было поручено русскому скульптору Гордееву. А между Фальконе и Екатериной, впервые пробежала черная кошка…
«Бедный Павел!»
В петербургском фольклоре широко распространена легенда о видении призрака Петра Великого будущему императору Павлу I на месте, где ныне находится Медный всадник.
Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шёл по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек, завёрнутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошёл рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идёт рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь». И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра.
Как показывает текстологический анализ легенды, она восходит к мемуарам баронессы фон Оберкирх. Баронесса подробно описывает обстоятельства, при которых сам Павел публично, хотя и против своей воли, рассказал эту историю. Имея в виду высокую достоверность мемуаров, основанных на многолетних дневниковых записях, и дружбу между баронессой и Марией Фёдоровной, супругой Павла, вероятнее всего, источником легенды действительно является сам будущий государь.
Рассматривал ли Павел эту историю как занимательный анекдот, выдуманный по случаю? С точки зрения мемуаристки, это не так. Г. фон Оберкирх сообщает, что через полтора месяца после памятного ужина Павел получил письмо из Петербурга. В письме сообщалось о торжественном открытии памятника Петру Великому, известного впоследствии как Медный всадник. По словам Г. фон Оберкирх, хотя при чтении письма государь пытался улыбаться, мертвенная бледность покрыла его лицо.
Судьба автора
Для Этьена Фальконе памятник Петру I стал главным делом жизни. До него он работал в основном по заказам мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Кстати, она же способствовала назначению скульптора директором Севрской фарфоровой мануфактуры. Это было десятилетие лепки статуэток с изображением аллегорий и мифологических персонажей.
Этьен Фальконе. (Pinterest)
«Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова были девизом Фальконе. Французские аристократы любили его за умение сочетать барочную театральность с античной строгостью. А Дидро писал, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.
После довольно напряженного периода работы под присмотром Екатерины II Фальконе более не приглашался в Россию. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить.
История памятника
Медного всадника создал Этьен Морис Фальконе, строптивый и амбициозный скульптор из Франции. В 1766 г. по приглашению Екатерины II он прибыл в Россию, чтобы воплотить в жизнь свою мечту и создать монументальное произведение искусства. С собой художник взял талантливую ученицу Мари-Анн Коло, которая тоже участвовала в изготовлении памятника Петру I.
Проект скульптуры Фальконе разрабатывал три года – его творчество не раз подвергалось критике. Императрица и представители русской знати видели скульптуру каждый по-своему. Екатерина II представляла Петра, сидящего на коне подобно римским правителям, со скипетром и державой в ладонях. Ее секретарь Иван Бецкой, отвечавший за проектирование и установку памятника, видел на постаменте фигуру Государя в полный рост с жезлом полководца в правой руке. Французский философ Дени Дидро, гостивший в то время в Петербурге, предлагал вместо памятника установить в честь Петра I фонтан в окружении смысловых элементов. Приближенные королевской семьи советовали направить правый глаз императора на здание Адмиралтейства, а левый – в сторону дома Двенадцати Коллегий.
Но упрямый скульптор настаивал на своем видении. Он не умалял достоинств Петра I как полководца и умелого правителя, но стремился показать его благодетелем своего народа, созидателем и законотворцем. В письмах к Ивану Бецкому он вопрошал: «Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать?».
Фальконе решил, что в скульптуре Петр I должен сидеть на коне и «простирать благодетельную длань» над любимым городом. Он продолжал творить по-своему, не приняв ни одного предложения об изменениях. В 1769 г., дорабатывая проект на территории бывшего дворца Елизаветы, он заставлял гвардейских офицеров загонять лошадь на деревянный пьедестал и ставить на дыбы по 50 раз в день, а сам в это время делал зарисовки.
С образом Петра I скульптору помогала ученица Мари-Анн Коло. Она предложила собственный эскиз головы, который не удавался Фальконе трижды. Екатерина II одобрила эскиз и назначила девушке за работу пожизненное пособие в 10 тыс. ливров.
Гипсовая модель памятника была готова летом 1769 г. и установлена на углу Большой Морской и Кирпичного переулка на суд горожан. Мнения о ней высказывались разные, а императрица Екатерина, не простившая скульптору своеволия в творческом процессе, предпочитала не делиться своими мыслями о памятнике. Тем не менее, она дала приказ искать постамент – цельный камень высотой 11 м. Монолит весом 2000 т нашли за 7 км от предполагаемого места установки памятника – рядом с деревней Конная Лахта. Доставка камня до Сенатской площади заняла 5 месяцев, в пути с ним работали каменотесы, придавая будущему постаменту форму волны.
Отливка памятника затянулась — литейщики отказывались работать с моделью из-за сложной технологии. Специалиста удалось найти только к 1774 г. – пушечный мастер Емельян Хайлов взялся отлить скульптуру так, чтобы стенки задней ее части были толще, чем стенки передней. Это было нужно для обеспечения устойчивости памятника на трех точках опоры. Отливка удалась с третьей попытки, и в 1782 г. состоялось торжественное открытие Всадника. Отношения Этьена Фальконе и приближенных Екатерины II к тому времени окончательно испортились, и скульптор уехал домой, не дождавшись открытия.
За время существования памятник Петру I дважды подвергался реставрации – в 1909 г. и 1976 г. А в военные годы при блокаде Ленинграда его тщательно укрывали мешками с песком и деревянными ограждениями.
История создания памятника
Хотя Екатерина желала видеть традиционный памятник в европейском стиле, где Петр был бы представлен в виде древнеримского императора, Фальконе сразу же отверг эту идею. Он видел памятник совершенно другим – мощным и в то же время летящим, подвижным, воплощающим стремление к новым горизонтам.
В то время никто еще не создавал конную статую, изображавшую вздыбленного коня. Главная сложность заключалась в том, чтобы точно рассчитать ее вес и сделать так, чтобы памятник получился устойчивым при опоре всего на три небольшие точки – задние копыта и кончик хвоста коня.
Немало времени занял поиск пьедестала для памятника – огромной цельной скалы в форме волны. Она была найдена после долгих поисков возле Лахты, и немалых трудов стоило доставить глыбу весом 1600 тонн в Петербург. Для этого была выстроена специальная дорога с деревянными рельсами, обитыми медью, по которым скалу катили с помощью тридцати стальных шаров. Транспортировка пьедестала заняла почти год и сама по себе стала блестяще выполненной инженерной задачей.
Еще больше трудностей возникло во время отливки статуи. Она была задумана пустотелой изнутри, причем передняя часть должна была иметь более тонкие стенки, чем задняя. Обилие мелких деталей и сложность выполнения работы приводили к многочисленным ошибкам и переделкам, что, в свою очередь, увеличивало срок изготовления памятника. Фальконе пришлось самому изучить литейное дело, так как мастера, назначенные ему в помощь, плохо понимали, что хочет от них скульптор. Статуя была полностью отлита только в 1777 году, после нескольких неудачных попыток.
Фальконе так и не пришлось увидеть главный труд своей жизни полностью завершенным: Екатерина разгневалась на него за многочисленные задержки, и ему пришлось уехать из России домой, во Францию.
Скульптуру заканчивали А. Сандоц, завершивший наружную отделку памятника, Ю. Фельтен, руководивший установкой статуи на постамент, и Ф. Гордеев, изваявший змею, которую топчет конь Петра и которая символизирует врагов России.
Описание
Памятник получился очень впечатляющим. В нем очень явно видны мощь величие российского императора, его воля, воля и слава всего Российского государства. Петр сидит на вздыбленной лошади. На нем обычная одежда, а в качестве седла он использует шкуру. Однако основатель Петербурга в лавровом венке – он победитель, а на поясе у него меч – он воин, и он всегда готов к защите своей страны. А защищать есть от чего – раздавленная копытами императорского скакуна змея олицетворяет трудности и опасности, которых враги не жалеют для России. Не случаен и выбор постамента. Глядя на императора, усмиряющего коня на самой вершине, становится понятно, скольких усилий стоило ему преодоление огромного количества трудностей на пути развития России. На постаменте с каждой стороны надписи. С одной стороны на русском: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», с другой – то же самое, только на латыни.
Скульптура императора составляет 5,35 метра, высота постамента – 5,1 метра, длина постамента – 8,5 метра. Весит памятник более восьми тонн. Свое название памятник получил не сразу, да и назван он не совсем логично: почему медный, если он из бронзы. А вот за это надо благодарить Александра Сергеевича Пушкина, создавшего поэму «Медный всадник». Она и дала название монументу
История создания памятника
Автором модели скульптуры является Этьен Морис Фальконе — скульптор, специально приглашенный в Россию из Франции. На время работы над моделью ему было отведено жилье вблизи дворца, находилось оно в бывшей конюшне. Его вознаграждение за работу, согласно контракту, исчислялось несколькими сотнями тысяч ливров. Голову статуи слепила его ученица Мари-Анна Колло, приехавшая в Россию вместе со своим учителем. В то время ей было чуть больше двадцати лет (а ее учителю — больше пятидесяти). За свою великолепную работу она была принята в Российскую академию художеств. Ей также была назначена пожизненная пенсия. В целом памятник является плодом работы нескольких скульпторов. Изготовление монумента было начато в конце 60-х годов XVIII века и окончено в 70-е годы.
Когда французский скульптор еще не создал модель конной статуи, в обществе существовали различные мнения относительно того, как именно должен выглядеть памятник. Кто-то считал, что скульптура должна изображать императора стоящим в полный рост; другие желали увидеть его в окружении аллегорических фигур, символизирующих различные добродетели; третьи вообще полагали, что вместо скульптуры должен быть открыт фонтан. Но приглашенный скульптор отверг все эти идеи. Он не хотел изображать никакие аллегорические фигуры, не интересен ему был и традиционный (для того времени) облик государя-победителя. Он считал, что памятник должен быть прост, лаконичен, а воспевать он должен в первую очередь не воинские заслуги императора (хотя скульптор признавал и высоко ценил их), а его деятельность в сфере законотворчества, созидания. Фальконе хотел создать образ государя-благодетеля, в этом он видел свою основную задачу.
Согласно одной из многочисленных легенд, связанных с памятником и историей его создания, автор модели скульптуры даже провел ночь в бывшей опочивальне Петра Великого, где призрак первого российского императора явился ему и задавал вопросы. О чем именно призрак спрашивал скульптора? Этого мы не знаем, но, как гласит предание, ответы показались призраку вполне удовлетворительными.
Существует версия, что бронзовый конь воспроизводит облик одной из любимых лошадей Петра Великого — Лизетты. Эту лошадь император купил у случайно встреченных барышников по баснословной цене. Поступок этот был совершенно спонтанным (очень уж императору понравилась бурая лошадь старинной карабахской породы!). Некоторые историки полагают, что Лизеттой он назвал ее в честь одной из своих фавориток. Лошадь служила хозяину десять лет, слушалась лишь его, а когда умерла, император велел изготовить чучело. Но на самом деле это чучело не имеет никакого отношения к созданию знаменитого монумента. Зарисовки для модели скульптуры Фальконе делал с орловских рысков из императорских конюшен, их имена были Бриллиант и Каприз. Гвардейский офицер садился на одного из этих коней, вскакивал на нем на специальный помост и поднимал коня на дыбы. В этот момент скульптор быстро делал необходимые наброски.
Примечания
- . calend.ru. Дата обращения: 7 августа 2012.
- Иванов Г. И. Камень-Гром. Историческая повесть. — СПб.: Стройиздат, 1994. — С. 56—62, 69—79.. — 112 с., ил. с. — ISBN 5-87897-001-5.
- РГИА, ф. 470, оп. 103/537, д. 5, л. 355.
- Собко Н. П. Хайлов, Емельян // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 апреля 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 июня 2011.
- . Дата обращения: 31 декабря 2012.
- Нежинский Ю. В., Пашков А.О. Мистический Петербург: историческое расследование. — Montreal: Т/О «НЕФОРМАТ» Изд-во Accent Graphics Communications, 2013. С. 16-18. — ISBN 978-1-301-55498-0
- Memoirs of the Baroness d’Oberkirch, countess de Montbrison (3 volumes). Vol 2. L., 1852. P. 146—147
- Нежинский Ю. В., Пашков А.О. Мистический Петербург: историческое расследование. — С. 18-19
- Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. Л., 1977. С. 284—300
- Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 8. Л., 1957. С. 218
- Андрей Белый. Между двух революций. М.. 1991. Электронная версия.
- Андреев Д. Л. Роза мира. М., 1991. Электронная версия
- . Дата обращения: 4 марта 2013.
История скульптуры
Монументальная фигура Петра – это подарок Санкт-Петербургу от архитектора Михаила Шемякина. Сам скульптор в интервью признается, что идею создания памятника ему подал Владимир Высоцкий: личность монарха и раньше привлекала Шемякина, он много раз рисовал Петра. На предложение актера сделать скульптуру правителя архитектор признался, что памятники великих людей ему плохо удаются: по его мнению, скульптуры правителей получаются слишком пафосными и напыщенными.
После смерти Высоцкого Шемякин все же решил провести работу по созданию монумента в память об известном музыканте и актере. Первоначально скульптура создавалась в натуральную величину. Для точного изображения лица Петра художником использовалась прижизненная маска Императора и «Восковая Персона», выполненная Б. К. Растрелли в XVIII веке: лицо Петра выполнено им еще при жизни монарха, а точные измерения с тела снимались только после его кончины.
После завершения работы Шемякин понял, что Петр с расстояния нескольких метров не производит впечатления высокого человека. После этого в общую картину памятника были внесены изменения, и фигура стала непропорциональной.
Памятник Петру I в Петропавловской крепости
Н. П. Лихачев, находясь в гостях у архитектора, одним из первых увидел изготовленную из пластилина скульптуру. Историк с уверенностью сказал Шемякину, что Россия должна увидеть памятник. Заявление ученого развеселило скульптора, однако спустя два года памятник был установлен в Ленинграде.
Довольно долго вопрос о том, где будет стоять памятник, оставался дискуссионным: от Союза архитекторов и Союза художников поступало предложение установить скульптуру в Эрмитаже, существовала идея об установке памятника в Купчине.
Обратите внимание! Предложение разместить памятник на свободной площадке напротив нового гастронома особенно возмутило Шемякина, и он угрожал вывозом памятника из Питера в случае, если его действительно решат поставить там. По инициативе Анатолия Собчака – первого мера Санкт-Петербурга – памятник занял площадку в Петропавловке, на Плясовой площади, где в прошлом проводились пытки
По инициативе Анатолия Собчака – первого мера Санкт-Петербурга – памятник занял площадку в Петропавловке, на Плясовой площади, где в прошлом проводились пытки.
Памятник Петру I в Петропавловской крепости был установлен в 1991 году, 7 июня. Из-за крайне необычного вида его оценили неоднозначно. Уважаемые ученые, такие как Н.П. Лихачев и знаменитые архитекторы, например, Эрнст Неизвестный, положительно отзывались о творении Шемякина. Жителей города скульптура, напротив, возмущала. Некоторое время вокруг памятника пришлось выставлять охрану для предотвращения актов вандализма.
Некоторые жители города до сих пор не могут свыкнуться со столь эксцентричным изображением российского монарха. Выдвигалась идея о перенесении монумента за городскую черту или на территорию Зимнего Дворца, но пока что памятник остается на своем законном месте.
Памятник Петру I в Петропавловской крепости
Практические трудности
Другой загадкой Полишинеля стал материал, использованный для отливки скульптуры. Это вовсе не только медная составляющая статуи, как думают многие. Это бронза! Использованная аллегория «Медный всадник» принадлежит официально авторству А.С. Пушкина в его одноименной поэме. Причем бронза неоднородная в своем составе, более тяжелые металлы были использованы внизу отливки, соответственно легкие — наверху Медного всадника. Это позволило сместить центр тяжести вниз и повысить устойчивость памятника.
Придумать концепцию официального памятника Петру I, создать его в миниатюре и в недолговечных материалах один к одному — это одно, а вот отлить статую всадника в металле — это другое. Такими компетенциями автор и художник не владел, да и никто с задачей такого уровня в России ещё не сталкивался. Процесс поиска мастера затягивался…
Сердечки на месте зрачков
Русский мастер согласился помочь несчастному французу. На это согласился пойти только пушечных дел автор и литейщик Емельян Хайлов. Первая отливка Медного всадника не удалась, лопнула труба залива металла, едва не случился грандиозный пожар. Спас всех присутствующих именно автор Хайлов, накинувший на прорыв свой тулуп, быстро обмазанный в глине, но самого героя от ожогов это не спасло. Следующая попытка состоялась только через три года, вот она стала удачной.
Важно! Согласно замыслу автора Фальконе, скакун с Петром I должен был в статуе Медному всаднику оседлывать набегающую волну. На кого официально набегает волна — зритель должен был догадаться сам
Но материала для основания долго найти не могли. Был даже объявлен официальный конкурс на его поиски. С этим справился поставщик строительного камня в столицу, крестьянин Семен Вишняков. Нашел его он в Лахте под Петербургом, на берегу болота. Сам камень к тому моменту имел уже самоназвание — Гром камень. По одной версии он был расколот во время грозы, согласно другой истории — древние волхвы здесь проводили свои обряды по вызову Перуна и дождя.
Говорят также, что даже сам Пётр I с него осматривал своих врагов — шведов. Какими бы там ни были версии, но началась эпопея с его доставкой, в которой участвовало около 500 человек. Были использованы шарнирные принципы качения и плавучести тел на воде. Построили подобие огромного плота. Сам путь валуна для постамента занял полтора года, только потом началась его обработка на месте. Великая Екатерина II за подвиг доставки камня для постамента Медному всаднику учредила даже официальную медаль «Дерзновению подобно!»
Презентация на тему: Медный всадник
Медный всадник в Санкт-Петербурге – самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры.
Проект памятника Петру I разработал французский скульптор Э. Фальконе, которого пригласила в Петербург Екатерина Вторая. Этье Этьен Фальконе Екатерина Вторая
Петр Первый по задумке автора твердо восседает верхом на вздыбленном скакуне, который олицетворяет собой своенравный и непокорный народ, под копытами скакуна раздавлена огромная змея, ставшая символом победы Петра Первого над врагами . Фигура самого императора показывает его силу, настойчивость, стремление двигаться вперед и вести за собой огромную державу.
Уникальность памятника состоит в том, что он имеет всего три точки опоры (задние ноги коня и извивающийся хвост змеи)
По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю.
История возникновения памятника
Необходимый для постамента гранитный монолит был найден в 13 км от Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень»
Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь, где было решено установить памятник.
От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным рельсам, обитым медью. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей.
По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года, где ей было суждено стать пьедесталом. Однако, памятник на ней появился лишь спустя 12 лет.
В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770″.
Фальконе создавал модель скульптуры около трёх лет. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы.
Модель головы Петра Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила его ученица Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью.
Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы.
Несмотря на свое название, «Медный всадник» сделан вовсе не из меди, а из бронзы. В работу пущено было 176 тонн бронзы и 4 тонны железа. Отливка удалась не сразу: в самую решительную минуту расплавленный металл потек из глиняной формы. Фальконе в ужасе выбежал из мастерской; но русский рабочий, литейщик Хайлов, не растерялся, и с опасностью для жизни стал собирать вытекший металл и снова вливать в форму. Изъян удалось исправить, на что потребовалось два года.
Торжественное открытие монумента состоялось 18 августа 1782 года. Вокруг него собралось 15 тысяч войск. Екатерина восхищалась Петром. Об этом нам говорит надпись на постаменте: «PETRO primo CATHARINA secunda — ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая».
«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга. Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.
Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей . Медный всадник во время блокады ВОВ
В настоящее время «Медный всадник» является популярным местом для молодожёнов.