No Image

Верещагин. картины с названиями и описанием

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Адольф Менцель: “Верещагин может всё!”

В мире искусства имя Василия Васильевича Верещагина связывают с изображением батальных сцен. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Он работал над бытовой, исторической, портретной и пейзажной живописью. О нем немецкий художник Адольф Менцель говорил, что Верещагин может все.Детство в семье помещика, где все семейство жило за счет крестьянских оброков, наложило отпечаток на его творчество. Он рос добрым и впечатлительным мальчиком, его гуманное отношение к людям еще больше укрепилось во время учебы в кадетском корпусе.Рисованием Верещагин увлекался с детства, в кадетском корпусе его стремление непременно стать художником только укрепилось. Несмотря на сопротивление родителей, молодой офицер оставил службу, чтобы начать учиться живописи. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Он решил отойти от классицизма. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Художник уходит из Академии и начинает работать на натуре, изображая сцены народной жизни.В начале своего самостоятельного творчества Верещагин много путешествовал по Кавказу, наблюдая и зарисовывая жизнь местных жителей. В то время художник много работает над психологическими портретами. Он использует карандаш и акварель, для масляных красок не хватало опыта и знаний технологии.Полученное наследство позволило художнику поехать в Париж, чтобы обучаться мастерству масляной живописи. Отсюда он снова отправляется на Кавказ, где продолжил работать над картинами из народной жизни. Художник наблюдает за религиозными обрядами и старается отобразить на картинах то ощущение, которое оставляло у него невежество, темнота, фанатизм людей. Интерес к жизни разных народов вылился в зарисовках, эскизах и картинах, которые отличались психологической точностью. Художник старался передать свои чувства через многочисленные персонажи, наполняющие сюжетную линию картины. Он стал приверженцем критического реализма.Не меньше, чем бытовые темы, художника интересовали военные баталии, среди которых живут и трудятся простые люди. Своими картинами он протестует против низких чувств фанатиков веры, их невежества и жесткости, против ужасов войны. На вопросы знакомых о том, что толкает его в гущу военных событий, Верещагин отвечал, что необходимо самому прочувствовать то же, что чувствуют люди в сражениях, иначе картины будут ненастоящими. Его картины баталий отражают победы и поражения армий, тяжелый труд и мучения солдат и народа.Верещагин до конца жизни оставался неутомимым тружеником, человеком, чья любознательность не угасла с годами. Он пишет быт, мифологию и пейзажи Востока, Ближнего и Дальнего, а также те военные события, в которых ему довелось участвовать, когда началась Русско-японская война. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.

  • Интерактивная галерея Верещагина
  • Знаменитые картины Верещагина
  • Направления творчества Верещагина
  • Жизненный путь художника В. Верещагина

Цены, рекорды продаж, уходы картин Верещагина

Сколько стоят картины Верещагина и пользуются ли спросом сегодня? Ответить на этот вопрос помогут сводки громких аукционных продаж.

В 2011 году на торги лондонского дома Sotheby`s выставили картину «Тадж-Махал. Вечер». В этом произведении автор запечатлел мавзолей, поразивший его в ходе путешествия в Индию. Всего художник создал три варианта картины: утром, днем и вечером. Вечерняя версия Тадж-Махала и оказалась на торгах с эстимейтом 250-450 тысяч фунтов стерлингов. Впервые эта картина была продана в Нью-Йорке (США) в 1891 году.

Торги продолжались более десяти минут, в ходе которых жаждущие заполучить картину поднимали цену снова и снова, пока она с отметки в 200 тысяч не достигла 2,3 миллиона фунтов стерлингов. Тем самым, был установлен рекорд цены, за которую когда-либо продавали картины Верещагина.

Однако рекорд продержался недолго и уже в 2014 году был побит снова. На этот раз на торгах аукционного дома Christie`s выставили картину «Жемчужная мечеть в Агре». Художник написал это произведение в Париже, находясь под впечатлением от очередного путешествия на Восток. Картина уходила с торгов в 1891 и 1916 годах. Предыдущими владельцами полотна были Католина Ламберт, Фредерик Томпсон и нью-йоркский художественный центр Frances Lehman Loeb колледжа им. Vassar. Последний и выставил картину на продажу с целью пополнения фондов колледжа. В результате торгов картину продали за рекордные 3,7 миллиона фунтов стерлингов при эстимейте 1-1,5 млн фунтов.

В. Верещагин. «Жемчужная мечеть в Агре». 1870–1880-е гг.

Среди других аукционных продаж картин Верещагина назовем уход картины «Стена Соломона» (3,6 млн долларов, 2007 г.), «Жемчужная мечеть в Дели» (3,1 млн долларов, 2011 г.), «Распятие римлянами» (2,7 млн долларов, 2011 г.), «Перевозка раненых» (937 тыс. фунтов стерлингов, 2012), «Портик церкви XVII века в Ярославле» (606 тыс. долларов, 2014 г.).

В. Верещагин. «Жемчужная мечеть в Дели». 1876–1879 гг.

В. Верещагин. «Портик церкви XVII века в Ярославле». Около 1894 г.

Вокруг картин Верещагина поднимался ажиотаж не только в ходе аукционных продаж. Так, его полотно «Подавление индийского восстания англичанами» вызвало значительный резонанс в обществе. Англичане угрожали художнику судебной расправой, хотя картина нисколько не искажала действительности. В итоге британцы попросту украли полотно.

Василий Верещагин. Скандальная картина «Подавление индийского восстания англичанами». 1884 г.

Другая кража состоялась в Болгарии в Национальном выставочном центре. Воспользовавшись сменой экспозиции, преступник под видом работника центра унес картину «На Шипке все спокойно» на улицу. Однако он не учел, что его записали камеры наблюдения, так что картина была благополучно возвращена центру.

Еще один инцидент произошел с полотнами «Воскресение Христово» и «Святое семейство». Обе картины вызвали возмущение церкви, а один из монахов в знак протеста облил их кислотой. Причиной скандала стало содержание полотен, которые, по мнению религиозных деятелей, подрывали основы христианства.

Василий Верещагин. «Святое семейство». 1884–1885 г.

Описанные события позволяют судить не только о том, сколько стоят картины Верещагина, но и составить представление о спросе на его полотна. Однако ориентироваться лишь на эти данные в оценке конкретной работы не стоит. Далее мы рассмотрим, как и где продать картины Верещагина и как их правильно подготовить к продаже.

Богатый киргизский охотник с соколом


Картина “Богатый киргизский охотник с соколом” посвящена другу Верещагина, Байтику Канаеву, с которым они познакомились в 1867 году, когда Байтик приехал в столицу Российской Империи в качестве представителей Туркестана на праздничный прием, организованный царем.

Высокий, крепкий, колоритный представитель кочевой интеллигенции, хорошо знавший русский язык, вызывал большое уважение и интерес у художника.

В свою очередь, Байтик Канаев, прежде никогда не видевший подобных картин, ведь в исламе запрещается рисование живых существ, был поражен талантом Верещагина.

Позже, во время Туркестанских походов, известный живописец и киргизский батыр, который испытывал сильное неприятие к Кокандскому ханству, был благосклонно расположен к России.

Сочинения

Всего из-под пера В. В. Верещагина вышло 12 книг, множество статей, как в отечественной, так и в зарубежной прессе.

  • Очерки путешествия в Гималайи г-на и г-жи Верещагиных. — СПб.: тип. М. М. Стасюлевича.
    • Ч. 1. Сикким. — 1883. — 86 с.: 11 л. ил.
    • Ч. 2. Кашмир. Ладак. — 1884. — 135 с.: ил.
  • Литератор: Повесть. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1894. — , 239 с.
  • Детство и отрочество. Т. 1: Деревня. Корпус. Рисовальная школа. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 315 с.
  • Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей. . — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 153 с.: 7 л. ил.
  • На Северной Двине. По деревянным церквам. 3-е прил. к каталогу картин В. В. Верещагина. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 121 с.: 12 л. ил.
  • Листки из записной книжки. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1898. — , 150 с.
  • В Севастополе: Рассказ. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900. — , 93 с.
  • Духоборцы и молокане в Закавказье; Шииты в Карабахе; Батчи и опиумоеды в Средней Азии; Обер-Амергау в горах Баварии: Рассказы. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900. — 90 с.
  • На войне: Воспоминания о Русско-турецкой войне 1877 г. — : т-во И. Д. Сытина, . — 317 с.

Посмертные издания

  • Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова / Подгот. текста и примеч. А. К. Лебедева и Г. К. Буровой, под ред. А. К. Лебедева. — М.: Искусство, 1950.
    • Т. 1. 1874—1878. — 423 с.: 4 л. ил.
    • Т. 2. 1879—1883. — 380 с.: 4 л. ил.
  • Переписка В. В. Верещагина и П. М. Третьякова / Подгот. текста и примеч. Н. Г. Галкиной; Вступ. ст. О. А. Лясковской. — М.: Искусство, 1963. — 138 с.: 4 л. ил.
  • Избранные письма / Сост., предисл. и примеч. А. К. Лебедева. — М.: Изобразит. искусство, 1981. — 287, с.: 11 л. ил.
  • Повести. Очерки. Воспоминания / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — М.: Сов. Россия, 1990. — 349, с.: л. ил.
  • Наполеон I в России / Составление, подгот. текста, вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — Тверь: Созвездие, 1993. — 286 с.:ил.
  • Скобелев. Воспоминания о Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. — М.: ДАРЪ, 2007. — 496 с. — ISBN 978-5-485-00152-0

Нападают врасплох


Картина “Нападают врасплох” изображает один из важных моментов баталии. Главной темой этой работы является несгибаемость и невиданный героизм русского солдата. Эти черты проявляются не только в минуты доблестных побед, но также и в самом тяжелом положении.

Небольшой отряд русских солдат в горной долине внезапно подвергся атаке врага. Очень достоверно передано настроение батальной сцены и экспрессия несущейся на лагерь конницы.

При этом, несколько отважных русских солдат не растерялась перед лицом смертельной угрозы и сплотились, чтобы давать бой неприятелю до последней капли крови.

Память

Монумент Верещагину в г. Череповце

Памятник на привокзальной площади г. Верещагино

Памятная почтовая марка России в честь 150-я со дня рождения Верещагина

  • Улица Верещагина — улица в Ломоносове (Санкт-Петербург)
  • Улица Верещагина в Киеве
  • Улица Верещагина в Череповце
  • Улица Верещагина в Воронеже
  • Улица Верещагина в Днепре
  • Улица Верещагина в Екатеринбурге
  • Улица Верещагина в Ростове-на-Дону
  • Улица Верещагина в Запорожье
  • Улица Верещагина в посёлке художников «Сокол» в Москве
  • Переулок Верещагина в Липецке
  • Город Верещагино в Пермском крае
  • На Привокзальной площади г. Верещагино 18 июня 1995 г. открыт памятник-бюст В. В. Верещагину (проект скульптора А. А. Уральского)
  • Памятник-бюст В. В. Верещагину в Череповце (1957 г.; скульпторы — Едунов Б. В., Портянко А. М.; архитектор — Гуляев А. В.)
  • Дом-музей В.В. Верещагина (дом, где он родился в 1842 г. и жил до 1850 г.) на Социалистической ул., д. 22 в Череповце.
  • Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина. Музей основан в 1914 году членами местного общества любителей изобразительных искусств в качестве памятника художнику.
  • Культурно-просветительский интеллектуальный конкурс «Верещагинский проект» для старшеклассников в г. Череповце посвящён судьбе и творчеству Василия Верещагина и его семье
  • Центральная городская библиотека имени В. В. Верещагина в Череповце (носит имя художника с 1967 года)

Личная жизнь

В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.

Лидия Андреевская в образе медсестры на картине Василия Верещагина «Письмо»

Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.

Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»

В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».

Биография Верещагина:

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября
1842 года в семье предводителя дворянства города Череповца
Новгородской губернии. Так же как его братья, он учится на
военного и уже в 9 лет поступает в морской кадетский корпус
в Санкт-Петербурге. По окончанию, недолго служил, но ушёл
в отставку для поступления в петербургскую Академию художеств
(учился с 1860 по 1863 год). Не доучившись окончательно, он
оставляет Санкт-Петербург и уезжает на Кавказ писать с натуры.
Но затем, Верещагин решает вернуться к обучению и учится живописи в
Париже под руководством Жан-Леона Жером (французский художник,
ярый сторонник академизма в искусстве, оппозиционер импрессионизма)
с 1864 по 1865 гг.

Затем у молодого Верещагина случается странный
период. Он бросает Париж и уезжает снова на Кавказ, много
работает, а осенью 1865 едет в Санкт-Петербург (где, возможно,
он получил критические замечания по своим работам). Затем,
вновь возвращается в Париж где продолжает учёбу в Парижской
академии. Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается
в петербургскую Академию художеств и завершает своё официальное
обучение.

В 1867 году Верещагин принял приглашение
Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана приехать
в Самарканд (как военный художник) в звании прапорщика. И
практически сразу оказывается в центре боевых действий. Небольшой
самаркандский гарнизон русских солдат (оставленный в городе) вынужден
героически обороняться от восставших местных жителей. Верещагин
сумел отличится в обороне, подняв бойцов в контратаку. За
что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.

В 1869 году организует “туркестанскую
выставку”, где демонстрирует свои работы. По окончании
возвращается в Туркестан. Затем совершает путешествие по западному
Китаю, наблюдает жестокое подавление восстания дунган, участвует
в завоевании Туркестана.

В 1871 году Верещагин едет в Мюнхен, где
работает над картинами для “Туркестанской серии”.
Проводит выставки 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех
в Европе. В 1873 году он устроил персональную выставку картин
в Хрустальном дворце в Лондоне.

Весной 1874 года возвращается в Россию и
проводит выставку в Петербурге, на которой подвергнут критике
со стороны императора Александра II и его окружения.

В 1874-1876 гг. Верещагин живёт в Индии,
выезжая также в Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.

С началом русско-турецкой войны 1877 г. записывается
добровольцем в армию, получает должность адъютанта с возможностью
свободного передвижения по войскам. И в том же году Верещагин
был тяжело ранен на борту миноносца “Щука”.

В 1878-1879 гг. в Париже художник работает
картинами получившими название “Балканская серия”.

В 1882-1884 годах Верещагин снова путешествует
по Индии, Сирии, Палестине.
Летом 1894 года Василий Верещагин путешествует и рисует русский
север (Белое море, Северная Двина, Соловки).

В 1896 году художник работает над серией
картин посвящённых войне 1812 года.
В 1899 году проводит лето в Крыму. В 1901 г. посетил Филиппинские
острова, в 1902 побывал в США и на Кубе. А в 1903 году посетил
Японию.

Авторитет Верещагина в Европе как “борца
с войной” таков, что в 1901 году он выдвинута на соискание
первой Нобелевской премии мира.

С началом русско-японской войны Верещагин
оказывается в действующем флоте.
Василий Верещагин погиб 31 марта 1904 года. Броненосец “Петропавловск”,
на котором находился художник, подорвался на мине на внешнем
рейде Порт-Артура.

Василий Верещагин. Русский Север

С середины 1880-х годов Верещагин остро чувствует потребность работать на родине, чаще приезжает в Россию. Особенное значение для него имеет поездка в 1888 году в Москву, Ярославль, Ростов, Кострому. Он глубоко увлечен миром национальной старины, погружен в изучение древнерусского зодчества, приступает к собиранию отечественных древностей и в течение короткого времени создает коллекцию, выдающуюся по художественному и историческому интересу.
Неожиданно для современников в середине 1880-х годов он деятельно включается в архитектурную жизнь Москвы: предлагает проект фасада новых Торговых рядов на Красной площади, критически высказывается по поводу проектируемого памятника Александру II в Кремле, пишет воззвание к архитекторам, призывая их изучать старинное русское зодчество и всячески подражать ему в своих постройках.

В 1891 году Верещагин поселяется в Москве, строит на окраине города в Нижних Котлах по собственному проекту дом-мастерскую в виде русской избы. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и ее окрестности; летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки.
Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – “Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей”. Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах – живописном и литературном.
Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-“автобиография” портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы.

Во время путешествия по Северной Двине Верещагин открывает для себя крестьянское искусство и русское деревянное зодчество, в которых находит глубокую самобытность. Так появляется серия этюдов, изображающих деревянные церкви Севера. Отмеченные тонким пониманием народного искусства, они проникнуты редкой у Верещагина умиротворенностью
настроения и общим впечатлением покоя; их приглушенная, мерцающая красочность, мягкий, свободный мазок новы для его палитры.

      ИндияТуркестанЯпонияВарварыРусский северКавказЯпонияНаполеонПалестинаИндия    
Ярославль. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове Северная Двина Морское море Паперть сельской церкви. В ожидании исповеди
Резной столб в трапезной Петропавловско церкви в селе Пучуги Вологодской губернии Иконостас церкви Святого мученика Иоана Богослова на Ишне, близ Ростова Ярославского, 1890 Икона Святого Николы с верховьев реки Пинеги, 1896 Курильские острова, 1872
Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888 Троицын день. Село Коломенское В Успенском соборе. 1887-1895 Высоко в горах. 1890-е

Балканы

Туркестанский поход

Нападают врасплох

В марте 1863 года Александр II утвердил решение о соединении Сибирской и Оренбургской укрепленных линий. Эта цель была достигнута уже к октябрю 1864 года, когда русские войска взяли город Чимкент, Аулие-Ату и Туркестан. Понимая, что Россия не удовлетворится только этими приобретениями, бухарский эмир собрал войска для похода на Ташкент. Генерал-лейтенант К. П. Кауфман решил опередить неприятеля. 2 мая 1868 года русский отряд в 3500 человек с 16 орудиями разбил бухарцев на подступах к Самарканду, после чего занял город. Спустя пару месяцев бухарцы попытались отбить Самарканд, занятый небольшим гарнизоном. Но несколько сот русских воинов, в числе которых был и прапорщик В.В.Верещагин отразили 40 приступов,когда после недельной осады крепостная стена была пробита, и защитники Самарканда почти пали духом В.В.Верещагин по собственной инициативе поднял гарнизон в дерзкое контрнаступление, которое решило исход битвы. Враг бежал, а за свой подвиг В.В.Верещагин получил орден Св.Георгия IV степени, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять и которой очень гордился.28 июля бухарский эмир утвердил мирный договор, признав утрату значительной части своих владений, – Бухара попала в сферу влияния Российской империи.

Биография

В.В. Верещагин родился в 1842 году в Череповце (ныне Вологодская область) в семье помещика. Их было пять братьев, и все были определены в военно-учебные заведения.

Василий в возрасте 9 лет поступил в морской кадетский корпус, окончил его, но после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился три года, а затем, оставив Академию, уехал на Кавказ и пробыл там около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома в 1864—1865 гг.

Вернувшись на Кавказ, продолжил писать с натуры. Но снова уехал в Париж для продолжения учебы в Парижской академии. Наконец, в 1866 г. учеба была закончена.

В 1867 г. он получает приглашение генерала К.П. Кауфмана, Туркестанского генерал-губернатора, состоять при нем художником и отправляется в Самарканд, который был взят русскими войсками. Здесь он получил настоящее боевое крещение, находясь в осаде Самарканда восставшими местными жителями. За участие в обороне города Верещагин получил Орден Святого Георгия 4 класса.

Через 2 года он организует в Петербурге (при содействии Кауфмана) «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городе Туркестан. И снова едет в Туркестанский регион через Сибирь, а затем в Западный Китай. Во время этого путешествия он создает картины, на которых запечатлена природа Киргизии, озеро Иссык-Куль, перевалы Алатау…

В. Верещагин “Апофеоз войны”. Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим

В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шеньси еще семь лет назад. На улицах лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.

Впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от второго его путешествия туда в 1869 году дали ему материал для «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе и в России.

Затем он почти на два года уезжает в Индию, посещая также Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.

В. Верещагин “Распятие на кресте у римлян”

Узнав весной 1877 г. о начале русско-турецкой войны, он немедленно отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Его причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне 1877 г.  получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Их обстреляли турки, и шальная пуля пробила ему насквозь бедро. Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку.

В 1882—1883 гг. Верещагин снова путешествует по Индии. А в 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.

Летом 1894 г. Василий Верещагин с семьей путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белому морю и посещает Соловки.

В 1901 г. художник посетил Филиппинские острова, в 1902 г. — США и Кубу, в 1903 г. — Японию.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

В. Верещагин “Представляют трофеи”

Война 1812 года

Эта серия была начата еще в Париже и до конца дней остается главным делом художника. Он обращает ее в национальную историческую эпопею. Серия осталась незавершенной: она состоит из двадцати картин, а также множества этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Именно эта серия картин Верещагина формировала представление об эпохе Отечественной войны 1812 года. В 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.

«Я старался всегда говорить только правду» (В.В. Верещагин).

«Верещагин кистью старался показать людям, что война — самая ужасная, самая нелепая вещь на свете … Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство? Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения» (Никадзато Кайдзан, японский писатель).

В. Верещагин “Наполеон на Поклонной горе”

Комментировать
0