История появления
Впервые функции КС были возложены на Комитет конституционного надзора СССР еще в 1989 году. С 1991 года начинает функционировать республиканский КС РСФР, деятельность которого регламентировалась законом РСФСР «О КС». На Съезде народных депутатов было избрано 13 судей. До 1993 года представители данного судебного органа занимались урегулированием конституционного кризиса. Для этого судьи вели переговоры с президентом страны и чиновникам Верховного Совета.
В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.
Теперь этот орган не может самостоятельно оценивать или рассматривать дела, касающиеся конституционности действий должностных лиц или политических партий. После этого было назначено 6 новых судей. За этот период было рассмотрено около 200 дел, касающихся конституционности принятых законов. Примерно 30 исков было удовлетворено, поэтому неконституционными признавались статьи УПК.
О правах заявителя
После устранения недостатков, связанных с формальными требованиями к жалобе и с уплатой госпошлины, заявитель вправе вновь направить обращение в КС РФ
Важно отметить, что заявитель также вправе потребовать принятия решения по поставленному им вопросу непосредственно КС РФ. В случае, когда Суд приходит к выводу об обоснованности уведомления Секретариата, он принимает решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению
При этом факт уведомления отмечается непосредственно в решении Суда, тем самым подчеркивается участие Секретариата в изучении обращения и его особая роль в осуществлении конституционного судопроизводства. Подобной практики нет в других судах, осуществляющих иные виды судопроизводства.
Регламент КС РФ, утвержденный его решением в 1995 году, предусматривает также полномочие Секретариата по борьбе со случаями злоупотребления заявителями своим правом на обращение в КС РФ. В случае повторного обращения заявителя в КС РФ по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление КС РФ либо состоялось решение КС РФ об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства, заявителю вторично высылается копия соответствующего решения КС РФ с одновременным уведомлением заявителя о том, что в дальнейшем переписка с ним по данному вопросу прекращается. Такое уведомление подписывается руководителем Секретариата КС РФ либо его заместителем. Дальнейшие заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу оставляются без ответа и передаются в канцелярию КС РФ на хранение (параграф 9).
Полномочия и задачи
КС РФ имеет весьма широкие полномочия. Он может требовать отмены любого закона, решения местного органа власти или международного договора, если посчитает, что они противоречат основному закону.
К основным полномочиям органа относятся:
- Определение соответствия Конституции федеральных законов, решений госорганов и международных документов.
- Разрешение споров между органами местной и федеральной власти о разделе полномочий.
- Толкование основного закона.
- Участие в обвинении президента стран.
- Проверка вопросов, которые выносят на референдумы.
Повседневная работа КС в основном состоит из рассмотрения обращений граждан. Они касаются нарушений конституционных прав и свобод со стороны органов власти. С момента своего создания суд рассмотрел более 360 тыс. подобных жалоб.
Обычно в суд обращаются отдельные граждане, гораздо реже он имеет дело с запросами организаций или коллективов. И уж совсем редко в качестве заявителей выступают суды или депутаты различных уровней.
Конституционный суд может ответить отказом на запрос, жалобу или ходатайство, если оно не подведомственно суду, неправильно заполнено или заявитель не оплатил необходимую пошлину.
КС РФ имеет право предлагать собственные поправки в законы. Однако судьи не пользуются им, опасаясь создать неприятную коллизию, когда им придется рассматривать конституционность собственных норм.
Принципы деятельности
Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам. К этим принципам относится:
- Независимость. Во время принятия решения судьи КС должны учитывать исключительно собственные полномочиями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами. Они не имеют право представлять интересы государственных органов, общественных объединений, партий, движений, а также государственных, общественных или частных предприятий. Судьи не могут представлять интересы граждан или компаний, социальных групп или наций. Каждое решение выражает правовую позицию судей на основании требований Конституции, поэтому они не имеют право учитывать собственное мнение, политические пристрастии или вероисповедание. Не допускается какое-либо воздействие на свободу волеизъявления. Судьи не могут пользоваться чужими указаниями, а также вмешательство в их деятельность приводит к привлечению к уголовной ответственности.
- Коллегиальность. Решение по любому делу, которое рассматривается судьями КС, принимается исключительно коллегиально. Для этого привлекается несколько судей, участвующих в изучении и рассмотрении материалов дела во время проведения судебных заседаний. Для принятия решения требуется не меньше 2/3 судей от общего количества, если осуществляется пленарное заседание. Если же проводится заседание палаты, то требуется присутствие как минимум ¾ от общего состава. Во время расчета кворума не учитываются судьи, которые были отстранены от рассмотрения материалов дела или судьи, у которых по разным причинам приостановлены полномочия.
- Гласность. Все дела, рассматриваемые КС, рассматриваются исключительно открыто. Поэтому любой человек имеет право присутствовать на заседании. Исключением выступают ситуации, предусмотренные законодательством. Все решения оглашаются публично, причем даже при условии, если они приняты на закрытом заседании.
- Устность. Все разбирательства, которые проводятся судьями КС, осуществляются в устном виде. Судьи запрашивают от сторон объяснения, прослушивают показания экспертов или свидетелей, а также вслух читают информацию из полученных документов. Оглашению подлежат исключительно документы, которые были представлены суду заранее и касаются рассматриваемого дела.
- Использование русского языка. Конституционное судопроизводство осуществляется только на русском языке. Если среди участников имеется иностранец, не понимающий по русскому, то он может давать объяснения на родном языке, а также привлекать к разбирательству переводчика.
- Непрерывность заседаний. По каждому делу проводится непрерывное судебное заседание, поэтому оно может занимать много времени. В качестве исключения выступает время, которое предназначено для отдыха участников заседания или для подготовки к дальнейшей дискуссии. Иногда требуется перерыв для устранения обстоятельств, которые выступают в качестве препятствия для нормального проведения разбирательства.
- Состязательность и равноправие участников. У каждого участника заседания имеются равные права и привилегии для отстаивания собственных прав и свобод.
Внимание! Одновременно в КС рассматривается только одно дело, поэтому до принятия решения невозможно изучать материалы по другим делам.
История
Идея создания особого органа, который бы отвечал за соблюдение основного закона, родилась еще в Советском Союзе. Комитет конституционного контроля (ККН) предложил учредить Михаил Горбачев.
Этот орган был сформирован 1 декабря 1988 года. В его состав вошли известные юристы и политологи. На II Съезде депутатов СССР, который состоялся в 1989 году, был принят закон о ККН и избран его председатель. Им стал Сергей Алексеев.
Валерий Зорькин дважды становился председателей Конституционного суда — в начале 90-х годов и в 2003 году.
ККН должен был проверять конституционность законов, надзирать за действиями Генеральной прокуратуры и судебной системы. В конце 1991 года Комитет самораспустился.
За довольно короткий промежуток времени он принял решения по 23 вопросам, многие из которых были весьма актуальны для своего времени. Среди прочего ККН признал, что разрешительный характер прописки не соответствует основному закону.
В конце 80-х годов созданием органа контроля за выполнением Конституции занимались не только на всесоюзном, но и на уровне РСФСР. Впервые о нем заговорили на II Съезде народных депутатов. В 1991 году депутаты приняли закон о создании Конституционного суда РСФСР. Его председателем стал Валерий Зорькин.
Первое заседание органа состоялось уже после распада СССР – в начале 1992 года. Самым сложным вопросом, с каким пришлось столкнуться молодому КС РФ, стало обсуждение конституционности указа Бориса Ельцина о запрете коммунистической партии. После долгих дебатов суд отменил президентское решение.
В 2003 году должность председателя суда вторично занял Валерий Зорькин.
В 2005 году полномочия судей КС перестали ограничиваться определенным сроком. В том же году глава Совфеда Сергей Миронов выступил с предложением перенести КС из Москвы в Петербург. В 2007 году вышел соответствующий закон, а затем и указ президента. Переезд на новое место состоялся в 2008 году.
В 2009 году был изменен порядок назначения главы КС и его заместителей. Срок их полномочий был ограничен шестью годами, правда, была оставлена возможность переизбрания.
В 2014 году компетенции суда были расширены: он получил возможность проверять вопросы, выносимые на референдум.
Серьезные изменения в структуру и функции суда были внесены во время реформы основного закона 2020 года:
- Количество судей было уменьшено до 11 человек.
- Под контроль КС попали не только законы и решения судов, но и любые другие нормативные акты органов власти.
- В текст Основного закона был внесен пункт о полномочиях суда рассматривать вопросы соответствия международных договоров нормам Конституции.
- КС получил право рассматривать возможность исполнения решений судов иностранной юрисдикции.
- Была прописана возможность расширения функций КС конституционными законами.
Слухи об упразднении
Регулярно на различных новостных порталах появляется информация об упразднении КС, но она не подтверждается официально. 18 ноября в Госдуме прошло третье чтение относительно закона, на основании которого планируется упразднение Конституционных и уставных судов в регионах РФ.
Данный законопроект №1024648-7 предполагает внесение корректировок в ФЗ «О судебной системе», где приводится информация обо всех судах, функционирующих на территории РФ. Вместо стандартных региональных КС будут организованы советы, работающие при местных законодательных органах.
Закон вступает в силу 28 ноября, а именно через 10 дней после опубликования в открытых источниках. Поэтому с 28 ноября 2020 региональные КС перестают принимать к рассмотрению и производству новые дела. Они обязаны завершить текущие дела. Региональные власти имеют право немного корректировать точную дату упразднения, поскольку учитывается количество оставшихся дел. До упразднения судьи работают в судах, а также сохраняют все гарантии и обеспечение, которое им полагается по закону.
Региональные КС функционируют примерно в 15 регионах страны, к которым относится Санкт-Петербург, Башкирия и Татарстан. Правительство Ингушетии еще ранее планировало упразднить КС, так как деятельность данного судебного органа считалась малоэффективной.
Это обусловлено тем, что суд признал закон о границе с Чечней нарушающим положения Конституции, после чего на всей территории проходили протесты. Люди высказали свое недовольство по поводу того, что с ними не обсуждался данный вопрос.
Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ
В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются следующие.
1. Независимость. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.
В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
2. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
3. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ ведется устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда РФ могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
5. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
6. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.
7. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ.
Основания возврата
Наиболее часто Секретариат возвращает заявителю обращение в случае, когда оно по форме не отвечает требованиям ФКЗ (ст. 37 и 38). При рассмотрении обращения Секретариат учитывает данное Судом истолкование формальных требований Закона, придавая их соблюдению особое значение с процессуальной точки зрения.
Так, например, ст. 37 ФКЗ требует, чтобы обращение направлялось в КС РФ в письменной форме и подписывалось управомоченным лицом (управомоченными лицами). В частности, обращение, подписанное лицом в порядке передоверия, считается подписанным неуправомоченным лицом (Определение от 1 декабря 1999 года N 198-О). Секретариат обязан проверить, изложена ли в обращении позиция заявителя, т.е. его отношение к оспариваемому акту. В обращении должно иметь место убеждение в неконституционности акта, а не сомнение в понимании акта и просьба дать толкование. Позиция должна касаться поставленного вопроса и иметь правовое обоснование в отношении тех аспектов, которые данный вопрос имеет (при этом такие аспекты должны быть, разумеется, известны и понятны заявителю; например, отражены в судебных решениях по его делу); в некоторых обращениях позиция и ее правовое обоснование отсутствуют, вместо этого излагаются цитаты из судебных решений (в итоге обращения – требование признать примененный акт неконституционным).
Особое внимание Секретариат КС РФ обращает на требование, вызванное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к КС РФ. Если имеет место жалоба гражданина, то требование формулируется как просьба признать акт либо его отдельные положения несоответствующими Конституции РФ, конкретным ее статьям
Это вытекает из толкования ст. 37 в сочетании со ст. 100 ФКЗ, поскольку решение суда всегда есть ответ на требование заявителя.
Согласно ст. 74 ФКЗ КС РФ принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении, следовательно, требование должно быть изложено ясно и понятно; если оспаривается весь акт целиком, но очевидно, что не все его положения затрагивают права заявителя или имеют отношения к его делу, необходимо рекомендовать уточнить требование, ставя вопрос о проверке конкретных положений акта.
В отношении других формальных требований к обращению Секретариат подходит не столь строго. Это относится, например, к требованию о необходимости указания в обращении наименования и адреса государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции, точного названия, номера, даты принятия, источника опубликования и иных данных о подлежащем проверке акте. Данное требование актуально в отношении правовых актов субъектов РФ.
Возвращает Секретариат КС РФ обращение и в том случае, когда оно исходит от ненадлежащего органа или лица, а также если обращение не оплачено государственной пошлиной. Несмотря на кажущуюся очевидность названных случаев, Секретариат возвращает обращения по названным основаниям по результатам содержательного анализа обращения и приложенных к нему материалов.
В КС РФ вправе обратиться лица и органы, поименованные в ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ. По буквальному смыслу названных норм к ним юридические лица, например унитарные предприятия, прямо не отнесены, хотя в своих решениях КС РФ признал за ними статус надлежащего заявителя. Не относятся к надлежащим заявителям министерства и ведомства. Хотя в случае, когда указанные органы обращаются с ходатайством об официальном разъяснении решения КС РФ, они могут быть признаны в качестве надлежащих заявителей, которым направлялось решение в порядке официальной рассылки.
Далеко не всегда однозначным является вопрос о том, уплачена ли государственная пошлина как необходимое условие доступа к конституционному правосудию
Из платежного документа (КБК и номер счета получателя) должно быть видно, что пошлина заявителя уплачена за обращение именно в КС РФ, а не в иной орган, поэтому следует обращать на это внимание. Кроме того, государственная пошлина, будучи сбором, носит индивидуальный характер, а потому вносится лично заявителем, а не его представителем
Понятие конституционной законности
Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основополагающим законом государства и обладает верховенством на всей его территории.
Конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие конституции.
Конституционная законность означает следующее.
1. Правовой характер самой конституции как базового закона государства. Иными словами, конституция своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, закреплять права и свободы человека и гражданина, прежде всего отраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требования правового государства).
2. Верховенство конституции в правовой системе государства, т.е. Конституция имеет высшую юридическую силу. Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с конституцией.
Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы.
Так, согласно ст. 15 (ч. 1) Конституции Российской Федерации «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу…
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
3. Принципы и нормы конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать конституции.
Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Однако если судебные или иные правоприменительные органы обнаруживают, что закон или отдельные его положения не соответствуют Конституции, то они непосредственно применяют нормы Конституции.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, если придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации либо принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей.
4. Конституция действует на всей территории государства. В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует во всех субъектах (членах) федерации, конституции субъектов (членов) федерации — на всей их территории.
Спорным оказался вопрос о действии устава края или области, в состав которого входят автономные округа, на территории указанных округов, так как автономные округа, согласно действующей Конституции Российской Федерации, являются равноправными субъектами Российской Федерации (ст. 5).
Однако вхождение автономного округа в состав края или области является условием распространения устава края или области на всю ее территорию, в том числе на территорию автономного округа.
Принципы верховенства конституции, конституционной законности не реализуются автоматически.
Их действие может быть нарушено умышленно либо в силу правоприменительной ошибки.
Для предотвращения и ликвидации таких «сбоев» существует система правовых средств охраны конституции (например, институт конституционной ответственности в виде импичмента главы государства).
Какие основные функции конституционного суда РФ?
- Функция социально-политического характера, которая обеспечивает идеальную устойчивость и стабильность всей политической системы государства. В данном случае, используются юридические средства конституционного правосудия. КС может рассматривать дела по защите политических прав, а также дела, касающиеся свободы граждан и человека, федерализма и пр.;
- Функция экономического характера, которая предусматривает реализацию конституционных принципов в экономической деятельности государства. В данном случае речь идет о защите всех форм собственности государства, поддержка частного предпринимательства, наличие добросовестной конкуренции и пр.;
- Функция социального характера, которая предполагает деятельность суда в образе защиты всех социальных прав человека, а также возможные аспекты регулирования общественных отношений. То есть, все виды защиты социальной свободы человека, как личности и как части общества;
- Функция духовно-идеологического характера, которая предполагает утверждению и культивированию определенных конституционных ценностей. То есть, речь идет о защите правовых позиций, которые касаются конституционных вопрос;
- Функция мировоззренческого характера, а также теоретико-познавательная, которая предполагает развитие и формирование общей территории определенных прав;
- Функция воспитательного характера, которая предполагает формирование специализированных уровней правосознания среди органов власти и местного самоуправления;
- Функция организационно-управленческого характера, которая направлена на распространение и обобщение практики, которая формируется в процессе деятельности КС.
Функции КС РФ
Деятельность КС направлена на защиту конституционного строя, поэтому представители данного органа наделены определенными полномочиями, а также должны выполнять некоторые обязательные действия.
К основным функциям КС относится:
- Рассмотрение дел, касающихся конституционного строя или нарушения конституционных прав граждан. При этом учитываются не только положения Конституции, но и других нормативных актов, представленных федеральными законами, письмами и постановлениями Президента, Госдумы, Правительства или Совета Федерации. Дополнительно при рассмотрении каждого дела берется в расчет информация из конституций республик или нормативных актов регионов, международных договоров и контрактов, подписанных между разными органами власти.
- Разрешение споров, которые относятся к определению компетенции тех или иных государственных органов. Обычно такие разногласия возникают между федеральными органами власти, а также между высшими органами субъектов. Нередко приходится решать споры, образующиеся между федеральными и региональными органами власти.
- Изучение жалоб, в которых приводится информация о нарушении конституционных прав или свобод россиян. Проверка конституционности разных нормативных актах на основании запросов других судов.
- Толкование разных статей Конституции.
- Формирование заключения, в котором приводится информация о том, был ли соблюден правильный порядок выдвижения обвинения Президента страны в госизмене или совершения тяжелого преступления.
- Направление различных инициатив в области законодательства.
Справка! Иные полномочия суду предоставляются Конституцией, причем все вопросы, решаемые судьями, касаются исключительно права.
Конституционный контроль
Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства конституции является конституционный контроль.
Судебный конституционный контроль означает специализированный механизм охраны конституции как нормативного правового акта высшей юридической силы.
Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.
Государственными органами, осуществляющими конституционный контроль, являются: глава государства, парламент, правительство; специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы); судебные органы.
Конституционный контроль, осуществляемый главой государства, парламентом, правительством, другими государственными органами (исключая судебные) в процессе осществления основных функций либо наряду с другими функциями, в значительной степени испытывает влияние проводимой ими политики.
Этот вид конституционного контроля можно квалифицировать как общий (общеполитический) конституционный контроль.
Для его осуществления указанные государственные органы могут создавать специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.) либо специализированные органы, подобные парламентскому институту омбудсменов (уполномоченных по правам человека, народных защитников).
Конституционный контроль как самостоятельное направление государственной деятельности начинался собственно с проверки законов, принимаемых парламентом.
Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло, и для каждого государства этот набор объектов индивидуален.
Объектами конституционного контроля, в том числе осуществляемого судебными органами, являются: законы, их различные разновидности: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию; законы, принятые референдумом; конституционные, органические законы; обыкновенные законы; регламенты и иные акты, принятые законодательными (представительными) органами; нормативные правовые акты органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; внутригосударственные договоры (в федерациях и конфедерациях); акты судебных органов; акты и действия общественных объединений; индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц; международные договоры; действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности (обычно действия высших должностных лиц государства — Президента, членов правительства, судей высших судебных инстанций); организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов; создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.
Две формы конституционного контроля (абстрактный и конкретный) содействуют правовой охране конституции и служат средством обеспечения ее высшей юридической силы, прямого действия, реализации основных прав и свобод личности и поддержания границ конституционных полномочий органов государственной власти.
Конституционный контроль — это «внутренний цензор» правовой системы, с помощью которого становятся возможными гармонизация различных отраслей права, их согласование с конституционными принципами в процессе реализации конституции.
Форма конкретного конституционного контроля предполагает существование конкретного дела, не обязательно судебного, в ходе которого возникает вопрос о конституционности применяемого правового акта.
В России форма такого контроля используется в двух случаях: когда граждане обращаются с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод и когда суды обращаются с запросом о проверке конституционности закона.
Граждане и суды не могут обжаловать закон абстрактно, если они не столкнулись с его реализацией в ходе конкретного дела
Конституционный суд и ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека не считает КС РФ надежным инструментом правовой защиты граждан. Поэтому в ЕСПЧ не требуют обязательного обращения в этот суд. Некоторые заявители поступают проще: одновременно обращаются в КС РФ и ЕСПЧ.
Уже в «нулевые» годы возникла проблема: некоторые решения ЕСПЧ противоречили вердиктам КС РФ.
В этом отношении знаковыми оказались три дела: Республиканской партии, Константина Маркина и ЮКОСа.
В деле «Республиканской партии» Европейский суд не согласился с решением КС РФ о минимальном числе членов партии и количестве их региональных отделений, которые необходимы для их регистрации. В итоге российским властям пришлось разрешить РПР.
Дело ЮКОСа стало знаковым для КС РФ. Впервые он отменил решение Европейского суда по правам человека.
В деле Маркина спор возник вокруг права мужчин-военнослужащих иметь отпуск по уходу за ребенком. ЕСПЧ посчитал его отсутствие дискриминацией и присудил заявителю денежную компенсацию. КС РФ был противоположного мнения, однако, сумма заявителю была все-таки выплачена.
В деле ЮКОСа суд впервые отказался признавать решение ЕСПЧ и запретил выплачивать компенсацию бывшим владельцам этого актива. Всего же по этому иску Россия должна была возместить 1,8 млрд евро.