Испытания[править | править код]
Впервые о ходе испытаний ракеты заявил президент Российской Федерации В. Путин в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года, заявление сопровождалось видеороликом пуска ракеты.
В июле 2018 года Министерство обороны РФ провело брифинг и продемонстрировало видео с испытаниями и цеха с ракетами. Представитель Минобороны заявил, что создание ракеты идёт по плану:
В мае 2018 года американский телеканал CNBC опубликовал заявление анонимных источников о том, что, согласно отчёту неназванных разведывательных структур США, испытания ракеты в конце 2017 года были неудачными. Это заявление подверглось критике: в частности, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Виктор Мураховский заявил, что источники издания приняли за аварии этап бросковых испытаний.
В августе 2018 года CNBC опубликовал статью, где сообщил подробности испытаний ракеты, проводившихся с ноября 2017 по февраль 2018 года. В качестве источника сведений вновь была указана неназванная разведслужба США. В частности, сообщалось о подготовке операции по поднятию со дна Баренцева моря ракеты с ядерным двигателем, упавшей в ходе одного из неудачных испытаний. Издание The Diplomat дополнило статью CNBC спутниковыми снимками предполагаемого испытательного полигона. Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко назвал новость специально «срежиссированным вбросом, за которым стоят те структуры Пентагона, которые проводят информационные операции в киберпространстве».
В начале февраля 2019 года американские издания The Diplomat и Business Insider на основании неизвестных источников в разведке США заявили о возобновлении испытаний крылатой ракеты на полигоне Капустин Яр; испытания охарактеризованы как частично успешные. В феврале 2019 года Business Insider, комментируя 13-е по счёту испытание, заявил, что «ракета до сих пор не функционирует должным образом». Со ссылкой на разведку США сообщается, что лишь одно испытание за всё это время было успешным.
По официально не подтверждённым данным ТАСС, в январе 2019 года прошли успешные испытания ядерной энергетической установки для крылатой ракеты комплекса «Буревестник».
В сентябре 2019 года CNBC со ссылкой на неназванные источники в американской разведке заявил как минимум о пяти завершившихся неудачей испытаниях «Буревестника» в период с ноября 2017 по 2019 год. Эта информация была опровергнута военным экспертом Игорем Коротченко. Он расценил заявления американских СМИ о неудачах при испытаниях крылатой ракеты «Буревестник» как информационную операцию, направленную на дискредитацию российской «оборонки». Несмотря на имеющиеся проблемы, ракета, по мнению экспертов[каких?], будет поставлена на вооружение к 2025 году.
В сентябре 2019 года эксперт Павел Иванов выразил мнение, что испытания ракеты идут параллельно на двух или трёх полигонах: на Новой Земле, в Капустином Яру и, возможно, в .
Предполагаемая авария в ходе испытанийправить | править код
Основная статья: Инцидент в Нёноксе
8 августа 2019 года на военном полигоне вблизи села Нёнокса и посёлка Сопка (Архангельская область) произошёл взрыв, в результате которого погибли пять учёных-испытателей и ещё три человека пострадали. В Северодвинске, находящемся в 30 км от этого места, был зафиксирован кратковременный (с 11:50 до 12:20 по московскому времени) скачок радиационного фона до 2 мкЗв/ч при 0,11 мкЗв/ч. По данным Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, повышение гамма-излучения на постах автоматизированной системы контроля радиационной обстановки было связано с прохождением облака радиоактивных инертных газов. Повышенный уровень бета-излучения наблюдался не только в Северодвинске, но и в Архангельске, в период 9 — 11 августа.
По утверждению Минобороны и корпорации «Росатом», на полигоне взорвался жидкостный реактивный двигатель, в котором использовался радиоизотопный источник питания. Эта же версия была приведена в газете «Известия».
Эксперты по ядерному оружию из Института международных исследований Миддлбери Джеффри Льюис и Энн Пеллегрино на основе спутниковых фотографий и косвенных данных высказали мнение, что несчастный случай произошёл во время испытаний крылатой ракеты с ядерной установкой «Буревестник». Позднее президент США Дональд Трамп заявил, что взорвавшимся изделием была именно ракета «Буревестник», при этом в администрации президента не подтвердили и не опровергли возможный факт испытания крылатой ракеты с ядерной установкой, военные эксперты выразили мнение, что сделанное Трампом заявление основано не на докладах разведки, а на публикациях СМИ.
Ракета-невидимка
Основной критике в западной прессе подвергаются именно «Посейдон» и «Буревестник» – наиболее эффективные образцы из созданных в последнее время. «Посейдон» невозможно перехватить или уничтожить современными средствами поражения ВМС США, «Буревестник» невозможно обнаружить и перехватить после старта современными радиолокационными и оптико-электронными средствами обнаружения и целеуказания. Ракета 9М730 «Буревестник» как призрак появляется на мгновение и исчезает также мгновенно. Ее можно обнаружить со специализированных спутников DSP-4 только в момент старта, пока работает стартовый твердотопливный ускоритель – это не более трех секунд. Но в отличие от МБР они ее сразу же потеряют. А МБР они довольно успешно обнаруживают и отслеживают из-за длительного активного участка – по времени от 180 до 300 секунд, что достаточно для построения математической модели траектории. Неудивительно, поскольку изначально именно для обнаружения стартов МБР эти спутники и предназначались. В отличие от обычной КР типа «Томагавк» или «Калибр», чей крейсерский полет проходит на высоте шесть тысяч метров как одной, так и другой, только конечный участок маршрута (порядка 80 км у «Томагавка») проходит на высотах от 30 до 150 метров в зависимости от рельефа местности в районе цели. Такой профиль полета, он называется High-Low (большая-малая высота), является классическим для всех КР – от противокорабельных до стратегических. Для дозвуковых и околозвуковых КР оптимальная крейсерская высота полета (эшелон) – шесть-семь тысяч метров. На этой высоте ракета проходит наибольший путь с наименьшим расходом топлива. Примеры ракет, летающих на этом эшелоне: уже упомянутые «Томагавк» и «Калибр» всех модификаций, стратегические КР воздушного базирования Х-101/102, Х-555, AGM-86B ALCM, а также противокорабельные П-500 (4М80) «Базальт», П-1000 (3М70) «Вулкан», П-35 (4М44) «Прогресс» и т. д. Для сверхзвуковых ракет (со скоростями полета – М=2,5–3,0) оптимальным эшелоном считается 12–14 тысяч метров. Именно на этой высоте проходят большую часть пути противокорабельные КР П-700 (3М45) «Гранит», П-800 (3М55) «Оникс» и стратегические ядерные ASMP, ASMP-A (ASN4G). Для гиперзвуковых ракет (со скоростями полета от М=5,0 и выше) оптимальным считается эшелон 28–30 тысяч метров.
Фото: u-f.ru
Дальность полета ракет «Томагавк» официально для конвенционального варианта – тысяча английских миль (1600 км), эта величина является операционной дальностью, учитывающей такие факторы, как маневрирование вокруг защищаемых районов, отклонения от курса в целях пролета над заранее предусмотренной территорией (районы корректировки) для обновления информации в системах инерциального наведения, вертикальное маневрирование для ухода от препятствий, требования к запасам топлива, пролет на более высоких по сравнению с оптимальной скоростях через защищаемые районы и полет на малых высотах. Прямолинейная аэродинамическая дальность полета «Томагавка» составляет чуть более двух тысяч километров при условии, что весь полет проходит на больших высотах, где расход топлива для ТРДД втрое ниже, чем на малых и сверхмалых высотах.
«Буревестник» весь маршрут полета, вне зависимости от его длины, будь то 10 тысяч или 20 тысяч километров, проводит на высотах от 50 до 100 метров на крейсерской скорости порядка 800–850 километров в час. Вероятно, максимальная скорость в силу специфики работы ядерного ВРД может доходить до 1100–1300 километров в час. Американский физик Джефф Терри назвал предполагаемую мощность ядерного двигателя ракеты 766 киловатт, что вполне сравнимо с мощностями компактных ядерных силовых установок нового поколения. Тысяча лошадиных сил мощности соответствует тяге порядка тысяче килограммов. Что вполне достаточно для дозвуковой КР со стартовым весом 4500–5000 килограммов. Ракете не требуется полет на большой высоте, он демаскирует ее. Тем самым «Буревестник» лишен главного недостатка всех существующих стратегических КР, дозвуковых, сверхзвуковых и даже гиперзвуковых, которые легко обнаруживаются на маршевых участках полета задолго до подхода к цели. «Буревестник» обладает практически неограниченным резервом дальности, что позволяет ему обходить зоны ПВО (A2/AD) без особых проблем, входить в воздушное пространство вероятного противника с любого направления. На территорию США, к примеру со стороны мексиканской границы.
Виды атомных авиационных двигателей
Возможные схемы атомных авиационных двигателей
Обратимся к рисунку 1. Существуют четыре схемы авиационных атомных двигателей. Есть ещё атомные ракетные двигатели, но для крылатой ракеты они непригодны в принципе, и я их рассматривать не буду.
- Самая простая из приведённых схем – ядерный прямоточный реактивный двигатель – схема «Г». Но он эффективно работает на больших сверхзвуковых скоростях (2 ≤ М ≤ 4). Ракета «Буревестник» – дозвуковая, поэтому схему «Г» отбрасываем;
- Схемы «А» и «Б», по сути, являются разновидностями одной схемы. Схема «А» более громоздкая. Вряд ли её можно разместить в корпусе крылатой ракеты, поэтому её отбрасываем.
Достоинства и недостатки схем Б и В
Двигатель по схеме «Б» имеет более простую конструкцию, чем двигатель, выполненный по закрытой схеме «В». У него лучший тепловой КПД, чем у двигателя «В». Недостаток состоит в том, что внешний воздух непосредственно проходит через активную зону реактора и подвергается прямому радиационному облучению. В результате в воздухе возникает наведённая радиоактивность, как следствие, – заметный радиоактивный след.
В данном двигателе атомный реактор играет роль камеры сгорания, в которой к воздуху, поступившему из компрессора, подводится тепло. Как известно, эффективность ТРД напрямую зависит от температуры газов перед турбиной. Чем она выше, тем лучше. Но предел температуры определяется жаростойкостью материалов, из которых сделаны тепловыделяющие сборки активной зоны реактора. Предполагаю, что у нас разработаны новые керамические материалы с повышенной жаропрочностью. В эту керамику внедрены крупицы ядерного топлива.
Нечто подобное использовали американцы при создании крылатой ракеты SLAM в рамках проекта PLUTO. Топливные элементы для прямоточного двигателя SLAM изготавливались из тугоплавкой керамики на основе оксида бериллия, обогащённого диоксидом урана в качестве топлива и малым количеством диоксида циркония для структурной устойчивости. Топливные элементы были полыми шестигранными трубками диаметром между плоскими гранями – 7,63 мм, имели 102 мм в длину и отверстие с внутренним диаметром 5,8 мм. Ядро активной зоны состояло из 465000 трубок, уложенных в виде 27000 воздушных каналов. Топливные элементы были рассчитаны на температуру 1277 С.
Схема «В» — самая безопасная в радиационном отношении. В ней внешний воздух не проходит через активную зону реактора и не подвергается непосредственному облучению. Но она самая сложная, тяжёлая и ненадёжная в работе. Другой серьёзный недостаток — самый низкий тепловой КПД из-за низкой температуры теплоносителя
Но так ли это важно, если дальность полёта все равно практически неограниченная, а повторное применение изделия не планируется. Развивается же атомная энергетика, хотя из-за низких параметров пара тепловой КПД АЭС существенно ниже, чем при сжигании органического топлива
Зато схема «В» имеет чрезвычайно важное преимущество – радиационная безопасность — из-за отсутствия радиоактивного следа. Это нужно учитывать в свете прозвучавшего заявления о выполнении норм радиационной безопасности.
https://youtube.com/watch?v=SgwRXuf_CDk
Другое преимущество состоит в том, что схема «В» имеет агрегатное построение, что позволяет независимо разрабатывать и испытывать источник энергии — активную зону с системой циркуляции теплоносителя и проточную часть ТРД. Можно работать на разных предприятиях, разделённых географически и ведомственно. В пользу моего предположения говорят и сообщения в СМИ, что «Буревестник» и подводный «Посейдон» имеют аналогичные реакторы. Не удивлюсь, если окажется, что ранее разрабатывающаяся и почти несекретная (на МАКС-2015 демонстрировался её макет) космическая энергоустановка мегаваттного класса с машинным генератором — того же типа.
О недостатках схемы «В» я уже упоминал. Это большая сложность, следовательно, меньшая надёжность. Большие проблемы возникают при выборе теплоносителя первого контура. В некоторых конструкциях применяется жидкий металл. А это большие трудности при эксплуатации. Но все перекрывается отсутствием радиоактивного выхлопа. Поэтому можно сделать вывод: схема «В», возможно, применяется в крылатой ракете «Буревестник».
Что показали
В 2018 году Минобороны опубликовало видео испытательного пуска «Буревестника». Ракета стартовала с наземной пусковой установки. Также были опубликованы кадры самого полета КР. Они были сделаны с борта самолета-истребителя.
Военное ведомство показало и цех, где проходит сборка «Буревестников». На хронике видны покрашенные в красный цвет ракеты. Они размещены в неких металлических контейнерах. Красный цвет говорит о том, что представленные изделия — это испытательные образцы. Такой краской ракеты покрывают не случайно. Она делает изделия при видеосъемке контрастными. И это серьезно облегчает процесс видеофиксации и обнаружения ракеты.
Внешне «Буревестник» немного похож на авиационную крылатую ракету Х-101. У обоих изделий весьма характерная угловатая форма носовой части и фюзеляжа. Сделано это для уменьшения радиолокационной заметности КР. В то же время «Буревестник» гораздо больше «сто первой».
Буревестник
Если сопоставить рост инженеров и размеры ракеты на видео из производственного цеха, то получится, что длинна новой КР около 9–11 м. У Х-101 этот показатель чуть более 7 м. Поэтому смело можно утверждать, что новая крылатая ракета значительно тяжелее своей более традиционной авиационной «напарницы». И это неудивительно. Ведь на ее борту разместился целый атомный реактор.
Еще одна отличительная черта «Буревестника» — это расположение крыльев. У «сто первого» они расположены в нижней части ракеты. А вот у КР с ЯЭУ они находятся вверху. И визуально они гораздо больше плоскостей Х-101.
Конструкция[править | править код]
По заявлениям президента России Владимира Путина и материалам Министерства обороны России известно, что по габаритам корпуса ракета сопоставима с крылатой ракетой Х-101 и оснащена малогабаритной ядерной энергоустановкой. Заявленная дальность полёта в десятки раз превышает дальность полёта Х-101. На кадрах официальных презентаций ракета стартует с наклонной пусковой установки с помощью ускорителей.
По заявлению эксперта «Военно-промышленного курьера» Павла Иванова: «по габаритам новейшая ракета в полтора-два раза больше «сто первой». В отличие от последней крылья у «Буревестника» размещены не внизу, а сверху фюзеляжа. Также на видео можно рассмотреть характерные выступы. Скорее всего именно там происходит нагревание воздуха ядерным реактором…Масса «Буревестника» в несколько раз, а вероятно, и на порядок больше, чем у Х-101».
По данным «Независимой газеты», стартовый двигатель ракеты — твердотопливный, маршевый двигатель — ядерный воздушно-реактивный. Габариты: длина на старте — 12 м, в полёте — 9 м, корпус в фронтальной проекции имеет форму эллипса 1×1,5 м.
Ядерная силовая установкаправить | править код
3 марта 2018 года агентство ТАСС со ссылкой на военно-дипломатический источник сообщило о завершении испытаний малогабаритной ядерной энергетической установки, которая может использоваться при производстве крылатых ракет и подводных аппаратов.
Джефф Терри, профессор физики Технологического института Иллинойса, используя аналогии с крылатой ракетой «Томагавк», оценил полезную (нетепловую) мощность двигателя «Буревестника» приблизительно в 766 кВт. Из этого он делает вывод, что это вполне вписывается в потенциальный диапазон мощностей компактного ядерного реактора современного поколения.
В «Буревестнике» используется прямоточная газовая турбина открытого типа, в отличие от «Посейдона», где на том же реакторе применена газовая турбина закрытого типа, где отработанный и охлаждённый газ возвращается обратно в реактор.
Тактико-технические характеристикиправить | править код
По данным ТАСС, ракета комплекса является дозвуковой.
Траектория полёта крылатой ракеты с учётом чрезвычайно продолжительного времени маневрирования, по мнению разработчиков, обеспечивает возможность преодоления рубежей ПВО и ПРО.
Проблемы навигации, управления и наведения
Не менее сложные вопросы необходимо решить при создании системы управления полётом. По моему скромному мнению это возможно только с использованием элементов «искусственного интеллекта». При полёте над океаном отсутствуют наземные ориентиры. Поэтому там навигация выполняется с помощью ГЛОНАС. Систему GPS мы исключаем: в условиях войны она для нас будет недоступна. При потере сигналов ГЛОНАС, например, от воздействия противника, навигация должна выполняться на основе автономной астроинерциальной системы. Возможно, она разработана на основе астроинерциальной системы Л-14МС, установленной на бомбардировщике Ту-160.
При выходе на континент возможна корректировка навигационной системы по наземным ориентирам. Далее, полёт происходит с использованием системы отслеживания рельефа местности. Принцип действия системы состоит в том, что по фотоснимкам, выполненным с помощью разведывательных ИСЗ, составляются трёхмерные карты полёта крылатых ракет к различным объектам. Информация о выбранном маршруте закладывается в память бортового компьютера. Вдоль маршрута выбирается несколько районов коррекции. Для этих районов составляется особенно подробная 3D-модель подстилающей местности. В районах коррекции крылатая ракета с помощью бортового радиовысотомера отслеживает рельеф местности и сравнивает эти данные с параметрами, заложенными в бортовой компьютер. Затем автоматически определяется место ракеты, величина отклонения от проложенного маршрута и способ исправления имеющихся ошибок. Далее ракета летит в режиме радиомолчания к следующему району коррекции, где процедура повторяется. И так до поражения цели. Система ГЛОНАС в данном случае выполняет вспомогательную роль — обеспечивает крылатой ракете полёт на малых высотах, применяясь к рельефу местности. Это повышает скрытность, затрудняет обнаружение ракеты противником и увеличивает точность попадания в цель. Понятно, что в память компьютера может быть заложено несколько маршрутов и несколько потенциальных целей. Выбор цели выполняется по команде с земли.
В условиях многосуточного полёта (допустим, что Буревестник может летать неделю) возникает ещё одна проблема – в полёте ракета может попасть в шторм. Понятно, что зону урагана лучше обойти. Есть ли на борту Буревестника аппаратура для обнаружения опасных явлений погоды? Время покажет. В мультипликации МО, показанной при выступлении В.В. Путина, было показано, как ракета обходит зоны ПВО противника. Вопрос: какими средствами Буревестник будет обнаруживать эти зоны? Или эти данные ракета будет получать с земли?
Почему на Западе боятся «Буревестника»?
Глава военной разведки Великобритании Джим Хокенхалл заявил, что российский «Буревестник» благодаря ядерным двигателям способен долго находится на боевом дежурстве в небе. При этом ракета может выбрать цель в любой момент независимо от места ее нахождения в воздушном пространстве. Сбить подобный объект представляется почти невозможным.
По мнению Хокенхалла, бороться с «Буревестниками» бессмысленно. Глава разведки Великобритании прошелся также и по российским «Посейдонам». Он назвал их неуязвимыми.
Гонка вооружений в мире – это естественный процесс, который длится на протяжении существования человечества. Раньше страны «мерились» копьями и доспехами, теперь технологии вышли на новый уровень. Военный промышленный комплекс создает ракеты с ядерными боеголовками. Если вчера такое оружие теоретически можно было сбить, то с появлением «Буревестника» и «Посейдона» это станет практически невозможным.
Чем ответит Запад, покажет только время. Ранее в США заявили о разработке лазерного оружия, которое могло бы поражать из космоса любые объекты независимо от их местонахождения. Если американцы действительно создадут такое оружие, российские ракеты останутся позади в гонке вооружений. Кроме России, больших успехов в ВПК достигли китайские военные.
Технические трудности при создании ЯТРД
При создании ЯТРД необходимо решить множество сложных технических вопросов, например, как защитить наземный персонал при обслуживании Буревестника? Заглянув в сопло (схема «Б»), можно увидеть активную зону, которую загораживают только тонкие лопатки турбины. Как хранить Буревестник на земле? Реактор при этом должен быть надёжно заглушен. При старте его необходимо быстро запустить и вывести на расчётную мощность. В полёте необходимо как-то управлять реактором и ЯТРД в целом. Скорее всего, Буревестник летает на малой высоте, и двигатель – однорежимный, без резких манёвров по высоте. Так что пределы управления ЯТРД небольшие, хотя они должны быть. При работе реактора исходит мощное радиоактивное излучение. От него необходимо защитить бортовую электронику. Если во время полёта будет принято решение не наносить удар по противнику, как тогда реактор заглушить? Или просто утопить ракету в глубоководном районе мирового океана?
При применении схемы «Б», через активную зону реактора проходит воздух, который получает наведённую радиацию. Так образуется радиоактивный след. Это закон природы. От него никуда не денешься. В связи с этим заявление о выполнении норм по радиационной безопасности требуют дальнейшего прояснения. Ведь нормы радиационной безопасности разные: для гражданского населения — одни, для работников атомной промышленности – другие, а при испытаниях ядерного оборудования (или оружия) – третьи.
Я думаю, что в Буревестнике применён ядерный турбореактивный двигатель по схеме «Б», как более простой. Хотя, возможно, я ошибаюсь.
Панорама сборочного цеха, где собираются Буревестники. Екатеринбургское ОКБ «Новатор»
Видно, что ракета окрашена в красный цвет, ширина фюзеляжа больше, чем высота. Крыло имеет умеренную стреловидность. Ракета частично укрыта брезентом (или другим материалом) – соблюдение режима секретности. Хвостовая часть, по-видимому, отстыкована от ракеты
На фото видно, что крыло имеет умеренную стреловидность. Такое крыло не предназначено для сверхзвуковых скоростей. Поэтому на ракете вряд ли применён прямоточный двигатель. Крыло имеет довольно тонкий профиль, поэтому скорость ракеты я оцениваю в 750-900 км/ч.
В другом ролике показаны фрагменты испытаний «Буревестника».
Испытания Буревестника. Пуск произведён с подвижной ПУ. Ракета окрашена в красный цвет, стартовые ускорители – в белый. На фото невозможно разобрать, крыло раскрыто или нет
Название
Название для российской крылатой ракеты с ядерным двигателем придумано не было – и даже организован конкурс, как ее назвать. Однако военный обозреватель Алексей Рамм в “Известиях” выдвигает версию, что речь идет об изделии 9М730 ОКБ “Новатор” – одного из разработчиков российских крылатых ракет. При этом в самой же статье упоминается, что “Новатор” специализируется на наземных и морских ракетах, а “изделия воздушного базирования” разрабатывает “Радуга”. А упомянутая Путиным ракета Х-101 – именно воздушного базирования.
Изделия “Новатора” под номерами 9М728 и 9М729 – действительно крылатые ракеты, одна – для знаменитых “Искандеров”, другая – наземный аналог упоминавшейся Путиным X-101. И действительно, судя по сайту госзакупок, изделие находится в состоянии активной разработки. Однако никаких подтверждений тому, что это и правда анонсированная Путиным ракета, нет.
В статье приводится описание ракеты с ядерным двигателем военного историка Дмитрия Болтенкова: “По бортам ракеты находятся специальные отсеки с мощными и компактными нагревателями, работающими от ядерной энергоустановки”. Это несколько отличается от концепции, что воздух обтекает непосредственно реактор, и предполагает некую систему теплообмена.
Американский эксперт по российским вооружениям Майкл Кофман в своем блоге соглашается с предположением Рамма, что ракета с ядерным двигателем – это 9М730. Кофман считает, что речь идет о реакторе без защиты, исходя из размеров и веса ракеты.
Он также приводит высказывания бывшего министра обороны Эша Картера в статье 2017 года: “Россия инвестирует в новые подлодки с баллистическими ракетами, тяжелые бомбардировщики, разработку новых МКБР… Но они также сочетаются с новыми концепциями использования ядерного оружия и некоторыми новыми и даже эксцентричными типами систем ядерных вооружений”, которые, по мнению Кофмана, теперь заиграли в новом свете.
Другой эксперт по вооружениям, Джеффри Льюис, в статье для Foreign Policy пишет, что все системы, обнародованные Путиным, были известны еще администрации Барака Обамы: “Даже крылатая ракета, по поводу которой, как я теперь понимаю задним числом, делали намеки уже какое-то время американские официальные лица”.
Как создавался «Буревестник»?
Ракета выходит на орбиту с помощью сбрасывания ступеней и выработке горючего. Другое топливо не подойдет. Созданный российскими учеными ядерный реактор позволил выходить в космос.
Работы над созданием технологии на ядерном топливе велись еще в 80-е годы. Однако Перестройка и последующий развал СССР заморозили данный проект. В настоящий момент отечественным ученым удалось возродить некогда забытую технологию и применить ее в военных целях.
Как именно работает «Буревестник», неизвестно. Информация о принципах работоспособности двигателя засекречена, но, если ракета летает, значит ученые смогли запустить ее на ядерном топливе. При этом выброс радиации в атмосфере полностью исключен.
Так или иначе, Запад серьезно озадачился появлением в России новейшей ракеты с ядерным двигателем. Недаром Маршалл Биллингсли из США призвал включить российские «Буревестник» и «Посейдон» в договор по стратегическим вооружениям.
Что известно о «Буревестнике»?
Первые новости о новой ракете появились в 2018 году во время обращения Владимира Путина к парламенту. Российский лидер представил общественности новое оружие неограниченного радиуса действия. Презентация «Буревестника» была красочная, вот только не все поверили в успех российской разработки. По прошествии двух лет западные спецслужбы изменили свое мнение.
В открытом доступе найти информацию о «Буревестнике» невозможно. Сведения о ракете строго засекречены и недоступны. Запад старается изучить новую разработку по презентациям, которые Владимир Путин показывал в 2018 году.
Минобороны сообщило, что испытания «Буревестника» проходят в штатном режиме и продлятся до 2025 года. После новейшая разработка официально поступит на вооружение в ракетные войска. Главная особенность новой ракеты – это радиус поражения. Благодаря наличию ядерного двигателя «Буревестник» имеет предельную дальность. Ракета может долететь в любую точку мира. Этого и опасаются геополитические соперники на Западе.
Российская разработка стала прорывом в сфере ракетостроения. В Минобороны заявили, что подобную технологию можно использовать не только в военных, но и гражданских целях. Ракеты с ядерным двигателем помогут человечеству летать в космос на дальние расстояния.