Архив записей
Архив записейВыберите месяц Сентябрь 2020 (1) Август 2020 (2) Июль 2020 (2) Июнь 2020 (2) Декабрь 2019 (3) Ноябрь 2019 (4) Октябрь 2019 (3) Сентябрь 2019 (2) Май 2019 (1) Октябрь 2018 (1) Июнь 2018 (1) Апрель 2018 (1) Январь 2018 (1) Ноябрь 2017 (1) Октябрь 2017 (1) Сентябрь 2017 (2) Август 2017 (4) Июль 2017 (5) Июнь 2017 (4) Май 2017 (5) Апрель 2017 (2) Март 2017 (1) Февраль 2017 (1) Январь 2017 (3) Декабрь 2016 (1) Ноябрь 2016 (2) Октябрь 2016 (3) Сентябрь 2016 (4) Август 2016 (6) Июль 2016 (9) Июнь 2016 (4) Май 2016 (5) Апрель 2016 (6) Март 2016 (5) Февраль 2016 (8) Январь 2016 (8) Декабрь 2015 (9) Ноябрь 2015 (4) Июль 2015 (1) Март 2015 (1) Февраль 2015 (1) Январь 2015 (1) Июль 2014 (1) Июль 2013 (1) Март 2013 (2) Декабрь 2012 (1) Ноябрь 2012 (1) Сентябрь 2012 (3) Август 2012 (4) Июль 2012 (4) Июнь 2012 (4) Май 2012 (4) Апрель 2012 (5) Март 2012 (7) Февраль 2012 (8) Январь 2012 (7) Декабрь 2011 (5) Ноябрь 2011 (1)
Требования для поступления в Болонский университет
Программа бакалавра — First Cycle Degree или Lauree
- Как минимум 12 лет образования, т.е. школьный аттестат об окончании 11 классов + 1 курс университета или колледжа или школьный аттестат 9 классов + диплом об окончании колледжа или техникума.
- Владение итальянским языком. Тестирование проводится университетом, в ходе которого оцениваются способности абитуриента к чтению текстов и навыки общения на итальянском языке.
- Владение английским языком, если абитуриент не желает обучаться на итальянском языке. Знание английского необходимо подтвердить сертификатом IELTS (с баллом не менее 6.0) или TOEFL (с баллом не менее 90).
- Академическое резюме (с описанием академических успехов и не только: победы в олимпиадах, спортивных соревнованиях и прочие достижения).
- Для большинства программ необходимо общее понимание дисциплины, на которую подается заявление. Тестирование проводится университетом, по его результатам студенты, получившие балл меньше минимального, должны будут закончить программу дополнительного образования в течение первого года обучения.
Программа магистра — Second Cycle Degree или Lauree Magistrale
- Почти на все программы требуется наличие диплома бакалавра по той же дисциплине, на которую подается заявление. Исключение составляют некоторые программы в области гуманитарных наук, но для поступления на них необходимо наличие определенных курсов в программе (то есть, едва ли получится поступить на факультет литературы, если студент окончил факультет менеджмента).
- Владение английским языком на уровне B2 (IELTS ~ 6.0 и выше, TOEFL ~ 90 и выше) или итальянским языком (зависит от программы).
- Мотивационное письмо на английском или итальянском языке.
- Академическое резюме.
- Рекомендательные письма от преподавателей или работодателей.
Докторские программы — Third Cycle Degree или Doctorati di ricerca
- Владение иностранным языком: итальянским, английским, французским, немецким, португальским, испанским или русским (зависит от программы) на продвинутом уровне Advanced. Знания необходимо подтвердить соответствующим сертификатом.
- Наличие степени магистра дисциплины, на которую подается заявление, или наличие академического опыта.
- Предложение по исследованию (Research Proposal).
- Академическое резюме.
- Мотивационное письмо.
- Рекомендации от профессоров или работодателей.
Точки соприкосновения европейского и российского образования
Реформационный процесс был вполне закономерен и ожидаем, поскольку оптимизация политической, экономической и социальной сфер жизнедеятельности государства должна была повлечь за собой перестройки и в кругу остальных общественных отношений. Важные шаги в первую очередь должны были произойти в содержательной и методической части, а не только на идеологическом уровне. Естественно, что происходящие перемены способствовали и модернизации управленческой системы вузов, а также внесению существенных изменений в нормативно-законодательную базу.
На протяжении существования и развития России как единой современной державы европейские образовательные системы являлись образцовыми. Впервые механизм функционирования сферы образования в странах Старого Света нашел свое отражение и в отечественных высших заведениях ещё в середине 18 столетия. Этим можно объяснить нередкие проявления традиций в российских вузах, свойственных европейским школам. Схожесть проявляется и в структуре, и в тенденциях развития, и в содержательной деятельности.
Огромную роль в реформировании системы образования сыграл новый внешнеполитический процесс. Болонский образовательный курс, к принятию и которого Россия шла на протяжении многих лет, соответствует государству, воспринимаемому передовыми европейскими державами в качестве достойного равноправного партнера.
Внедрение Болонского процесса в России
Как уже упоминалось, образовательная система постсоветской России остро нуждалась в совершенствовании. В период перехода к самостоятельному независимому государству сфера высшего образования перестала отвечать современным запросам, в её развитии не просматривалась даже малейшая динамика. В полной мере не использовался потенциал богатейшего внутреннего резерва. Реформирование данной сферы помогло избавиться стране от идеологии советского тоталитаризма и внедрить в общество активно набирающий обороты во всем мире демократический процесс.
Болонский договор, подписанный Россией в 2003 году, позволил вступить российскому государству в единое пространство высшего образования Европы. Неудивительно, что с введением европейских стандартов в данной сфере научный и преподавательский состав страны разделился на два лагеря. Появились и противники, и сторонники новых позиций, но, между тем, перемены и соответствующие преобразования происходят и по сей день. Болонский процесс образования все сильнее врастает в отечественную образовательную систему.
Беспрерывно укрепляющиеся отдельные положения декларации, подписанной в Болонье, способствуют продолжению реконструкции российской образовательной системы с целью:
- приведения её в соответствие с европейскими общественными системами высшей школы;
- повышения уровня доступности, популярности и демократичности вузов среди местного населения;
- повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений России и уровня их профессиональной подготовки.
Сравнение Болонской и советской системы образования — плюсы и минусы
Конечно, переходу на Болонскую систему были рады не все и даже сегодня, спустя 16 лет после её внедрения, не утихают споры о преимуществах старой советской системы.
К очевидным плюсам, которые обычно приводят приверженцы новой системы можно отнести то, что талантливые российские студенты, могут получать образование в ведущих европейских учреждениях. А далее реализовывать свои карьерные замыслы в Европе, получая дополнительный опыт. Еще одно преимущество Болонской системы – её специализация, более детальные знания в конкретных областях и возможность получать несколько высших образований. Но для России и нашей действительности данная система выглядит достаточно неорганично и имеет больше минусов.
Во-первых, у нас в своё время была сильная система образования советского периода, признанная в мире как одна из наиболее успешных. И в данной ситуации получается, что мы отбрасываем тот уникальный опыт, накопленный десятилетиями, и переходим на европейские рельсы.
Во-вторых, Болонская система в некоторой степени провоцирует утечку талантливой молодёжи за границу. Она открывает дорогу тем, кто не смог реализовать на Родине. Таким образом, Болонская система является инструментом «выкачивания» молодой российской интеллектуальной элиты за границу. Ничего хорошего для отечественной экономики в этом нет, создаётся она в первую очередь людьми. Другое дело, что ещё надо разобраться, почему страна не может обеспечить возможность развития в рамках своих границ?! Разумеется, у нас есть грантовые программы поддержки молодых учёных, но этого недостаточно в масштабах государства.
И всё же, основываясь на социологических исследованиях, большинство студентов остаётся учиться в России. Конечно, часть делает выбор в пользу европейских университетов, но возможность получать образование там есть только у самых выдающихся россиян.
Если рассматривать обратную ситуацию, то для европейских студентов российские вузы особого интереса не представляют. В Европе за исключением МГИМО, РУДН и СПБУ, наши учебные заведения особо не котируются. Конечно, в сравнении российских и европейских высших учебных заведений присутствует некоторый снобизм. Он проявляется во многом, в том числе и по отношению к нашим студентам.
Задумываясь об изменениях образовательной системы в России, мы конечно же не можем отказываться от тех положительных достижений, которые имеем ещё с советских времён. В первую очередь, это универсальность, в которой и состоит принципиальное отличие от западной системы
Её приверженцы профессионалы в своей области, но за пределами компетенции взять на себя ответственность, принять какое-либо важное решение и активно себя реализовывать им очень сложно. Российская система образования напротив универсальна — готовит человека, являющегося специалистом в разных направлениях
Архитектура
Помимо того, что университет признается самым старым в мире, здание представляет собой прекрасный образец архитектуры Средних веков. Учреждение разделяется условно на несколько уровней – университетский комплекс и внутренний двор.
На верхнем уровне располагается Анатомический театр, который появился здесь ещё в 1637 году. В помещениях не только проводятся лекции, но и показательные выступления.
Часть нижнего уровня отдана библиотеке, которая считается самой крупной в регионе – в её фонде содержится примерно 1,5 млн книг. Здесь же на хранении находятся древние манускрипты и работы средневековых живописцев.
Главное здание учреждения, дворец Поджи (Palazzo Poggi), пестрит великолепием – его украшают фрески и статуи. Палаццо специально выстраивали для Алесcандро Поцци (Alessandro Pozzi) и его брата Джованни (Giovanni), который позднее стал кардиналом. Дворец возводился в классическом стиле, здесь имеется внутренний двор, а великолепная лестница ведёт в парадный зал, в котором организовываются важные меропритятия.
В 1568 году был разбит ботанический сад «Orto Botanico», самый древний из прочих. Площадь заполняет 5 тыс. растений, среди них насчитывается около 1200 видов: экзотические деревья, орхидеи, лекарственные травы и пр.
Интересен Геральдический комплекс, существующий ещё со времён Средневековья. Студенты, родословная которых насчитывала не один десяток поколений, могли подробным образом изучить её в этой части университета.
Что это такое
Дискуссии по этой проблеме привели к тому, что в 70-е годы исполнительный орган Евросоюза принял решение о разработке соответствующих мер по сотрудничеству в этой сфере. Спустя одиннадцать лет министры образования Германии, Великобритании, Италии и Франции подписали в Париже Сорбонскую декларацию. Она предусматривала выработку подходов к унификации европейского образования в вузах континента. В этом документе предполагалось:
- Стимулировать мобильность их студентов, в том числе завершивших учебу.
- Использовать возможности учебы и работы в разных странах в целях повышения квалификационного уровня.
- Гармонизировать квалификации согласно потребностям трудового рынка.
В июне 1999 г. в старейшем университете Европы в итальянской Болонье представители 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Она содержала их обязательства о повышении конкурентности высшего образования на европейском пространстве. Декларировалась полная самостоятельность и независимость университетов. Конкретных юридических обязательств в ней не содержалось. Согласовательные процедуры носили добровольный характер.
Документ ставил цель добиться максимальной схожести высшего образования в разных странах, его сравнимости и открытости, в то числе в части присвоения научных степеней. Это предполагалось достичь с помощью систем обучения по модульному принципу и перезачета кредитов, модернизации планов обучения. Специальное приложение к единому диплому способствовало этому.
Процедура присоединения к процессу осуществляется в добровольном порядке. Для этого достаточно подписать специальную декларацию. Это, в частности, означало, что подписавшие ее страны обязывались без оплаты выдавать окончившим курс обучения магистрам и бакалаврам единого образца дипломы с приложениями ним. Предполагалось также к определенному сроку реформировать в соответствующих странах их системы образования. Сегодня участниками этого процесса выступают полсотни государств, а также Еврокомиссия. Для участия новых стран в Болонском процессе никаких препятствий нет.
Координация совместных действий осуществляется посредством регулярно проводимых конференций министров, занимающихся вопросами образования, и организационных форумов. В них принимают участие представители всех стран-участников процесса, а также других стран и неправительственных организаций. По итогам обсуждения актуальных образовательных проблем принимаются документы с оценкой процесса и соответствующими рекомендациями.
О плюсах и минусах
Практическая реализация болонского процесса сопровождается его противоречивыми оценками. Порой это вызывало массовые студенческие выступления, негативную реакцию старых авторитетных вузов, имеющих всемирно известные научные школы.
К достоинствам процесса относят:
- Повышение уровня и привлекательности и доступности европейского высшего образования.
- Ориентированность на рынок труда присваиваемых вузами степеней и квалификаций, что обеспечивает успешное трудоустройство.
- Большая мобильность студентов и преподавательского состава, Активизация международного обмена между вузами .
- Возможности участия вузов в финансируемых европейскими структурами проектов.
Минусами являются:
- Недостаточная информация учащихся, преподавателей, руководства вузов о ситуации в отечественном и европейском образовании, целях Болонского процесса.
- Общая путаница, в том числе с учебными программами, в период присоединения к процессу.
- Риск потери ценного образовательного опыта в истории национального высшего образования.
- Практическая недееспособность некоторых новаций процесса.
- Снижение уровня высшего образования из-за ориентации на узких специалистов, в ущерб фундаментальной подготовке, развивающей аналитическое и критическое мышление.
- Ограничение доступности студентов к магистратуре.
Нынешние проблемы высшего образования
В данный момент есть ряд проблем, которые необходимо решить. В первую очередь — ослабить бюрократизацию образования. Она создаёт большие проблемы работникам высшей школы: ежедневные всевозможные отчёты, заполнение бумаг, не имеющих отношения к учебному процессу. В школах и колледжах, подобно высшим учебным заведениям, сотрудники завалены различными отчётностями. Преподаватели значительную часть своего времени занимаются оформлением всевозможных документов, вместо того чтобы отдаваться работе и нести знания студентам. Возможно, избавить профессорский состав от бумажной волокиты удастся, расширив персонал учебных заведений специализированными кадрами.
Ещё одна проблема – формализм в образовательных подходах и плохое качество подготовки самих преподавателей. Необходимо, чтобы человек преподающий определённую дисциплину имел практический опыт. В нашей стране, к сожалению, такое встречается нечасто. Мы видим следующую картину: преподаватель просто читает параграф раньше студентов и пересказывает учебник. Отсутствует глубокое погружение в материал. В данный момент в столичных вузах данная проблема стоит меньше. Но в регионах проблема подготовки кадрового состава колоссальна. Для её решения, в первую очередь, необходимо привлекать преподавателей к стажировкам в профессиональных сферах, для их практической деятельности, а также активно использовать возможности обмена опытом с другими странами.
Таким образом преимущество по части знаний и обучения всё же принадлежит советской системе образования. Единственным весомым аргументом в пользу Болонской системы можно считать её ориентацию на международное сотрудничество и развитие. Конечно, изменения в подходе к отечественному высшему образованию были необходимы, но решение перенять зарубежную систему вопреки своей, проверенной временем и признанной во всём мире, весьма сомнительно. У России были все предпосылки для разработки новой системы с сохранением всех достижений советских методик.
На данной базе вполне можно было реализовать механизм международных отношений с заграничными вузами, который, безусловно, важен. К тому же мировой авторитет советской системы позволил бы отечественным высшим учебным заведениям занять более высокие позиции по сравнению с зарубежными, что способствовало притоку студентов из других стран и активному обмену опытом преподавательским составом.
Болонский университет начало истории
То, что мы сегодня называем Университетом, начало зарождаться в Болонье в конце 11 в., когда преподаватели грамматики, риторики и логики обратились к праву.
1088 можно считать годом начала свободного и независимого от церкви преподавания в Болонье. В конце 11 в. преподаватели грамматики, риторики и логики стали изучать право и первой значимой фигурой стал Ирнериус, чья деятельность по систематизации римских юридических материалов вскоре вышла за границы города.
Сначала студенты собирали деньги, которые компенсировали преподавателям их труд – так называемые сборы, на добровольной основе, так как наука, подарок Бога, не могла продаваться. Впоследствии такие пожертвования превратились в настоящие зарплаты. В любом случае, студенты не всегда могли позволить себе принимать участие в сборах, тогда в дело вступала Коммуна, обеспечивая продолжение обучения.
11-12 века характеризовались борьбой за влияние. Это был переломный период в европейской политике, когда решались отношения между государством и церковью. В этой борьбе вопросы права выступали основой, а изучение юстиниановского права стало основой для самосознания Империи. В 1158 четыре эксперта по праву, Булгаро, Мартино, Джакопо и Уго были приглашены к Федерико I Барбароссе на собрание, чтобы показать, как в Империи соблюдаются политические свободы. Трое из них (кроме Мартино) высказывались за Империю, а единственный закон – Римский, завещанный Империей. В итоге Федерико I Барбаросса принял Constitutio Habita, по которому каждая школа определялась как общество учеников во главе с учителем. Империя гарантировала такому заведению, а также преподавателям, защиту от любых политических вторжений. Университет законно стал местом, свободным от влияния каких-либо властей.
После смерти Барбароссы во время третьего крестового похода Болонский университет пережил падение своего защитника. Коммуна пыталась контролировать сообщество, а студенты, дабы противостоять этому, объединялись в соответствии со своим происхождением. В Болонье были цитрамонтаны (итальянцы, но не болоньезцы, ломбардцы, тосканцы и римляне) и ультрамонтаны (не итальянцы, живущие за Альпами французы, испанцы, провансальцы, англичане, бургундцы, норманны, каталонцы, венгерцы, поляки, немцы и т.д.). 13 в. был эпохой контрастов. Университет, преодолевая тысячи трудностей и вклиниваясь в политические диспуты того времени, боролся за свою автономию, а политическая власть, в свою очередь, пыталась использовать его как символ престижа. В то время в Болонье находилось более двух тысяч студентов.
Какие предпосылки существуют в России для реализации принципов Болонского процесса?
Согласно Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, в Российской Федерации предусмотрено высшее образование по так наз. направлениям подготовки, под которыми имеется в виду именно двухступенчатое образование (формально – трехступенчатое, поскольку в Законе предусмотрено также неполное высшее образование с выдачей соответствующего диплома, но эта ступень практически не востребована). Первая ступень – бакалавриат (нормативный срок обучения 4 года), вторая – магистратура (срок обучения 2 года). При введении этой системы предполагалось, что она будет готовить кадры для сфер науки и высшей школы.
Наряду с этим существует (и количественно абсолютно преобладает) традиционное для России образование по так наз. специальностям (нормативный срок обучения 5 лет с получением квалификации «диломированный специалист»); эта система «непонятна» для большинства стран Европы. Предпосылкой, способствующей вхождению России в Болонский процесс, можно считать традиционно европейский и, шире, интернациональный дух, типичный для российского высшего образования, а также верность принципу неразрывности образования и науки, восходящему к Гумбольдту и Лейбницу.
Россия окончательно перешла на так называему Болонскую систему высшего образования: бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года).
День знаний отмечает сегодня около семи миллионов студентов. С этого года сфера высшего образования существенно изменилась. Россия перешла на так называемую Болонскую систему, когда вузы предлагают бакалавриат и магистратуру: четырехлетние и шестилетние программы подготовки.
Принцип ее работы описан в европейской декларации о высшем образовании, принятой в 1999 году в итальянской Болонье. Цель реформы унифицировать курсы и критерии оценок в разных странах. Последние годы отечественные вузы постепенно вводили два уровня обучения. И вот, наконец, процесс перехода завершен.
Однако некоторые не считают новую систему прогрессивной. Корреспондент НТВ Егор Колыванов взвесил все «за» и «против».
Двухуровневая система высшего образования на самом деле существует в некоторых российских вузах с 1993 года, хотя официально Болонскую декларацию наша страна подписала лишь спустя 10 лет, в 2003-м. И вот к началу этого учебного года отрапортовали: высшее образование в России полностью перешло на систему «бакалавр, магистр».
Вчерашние абитуриенты с сегодняшнего дня студенты уже через четыре года получат дипломы бакалавров и дальше либо завершат образование и пойдут работать, либо останутся в магистратуре еще на два года. При этом у молодого человека появляется возможность скорректировать свое образование в пользу какой-то другой, смежной специальности.
Елена Ершова, студентка второго курса магистратуры факультета международных отношений: «Болонская система позволяет нам выбирать, хотим ли мы просто более углубленно изучать одно и то же, либо наоборот изучать что-то новое. Ведь за четыре года обучения студенты могли разочароваться или какие-то новые интересы появились».
Повышение академической мобильности одно из главных преимуществ двухуровневой системы.
Игорь Горлинский, первый проректор СПБГУ по учебной и научной работе: «Можно осуществить мобильность мегауровня, то есть закончить бакалавриат в одном университете, а в магистратуру поступить в другом».
Такой шаг можно сделать не только в отношении российских вузов, но в европейских российский диплом бакалавра зачтут на основании все той же Болонской конвенции. Однако 15% студентов, поступивших в этом году в вузы, будут учиться, как и раньше, пять или шесть лет. Теперь это называется специалитет, и таких специальностей 111.
Николай Михайлов, заместитель директора департамента профессионального образования Министерства образования и науки РФ: «Это в основном специальности в таких жизненно важных для Российской Федерации областях. Прежде всего это оборона, медицина, целый ряд специальностей в области культуры».
В Московском государственном техническом университете имени Баумана бакалавров и магистров немного. Большинство новых студентов будут учиться шесть лет на специалистов.
Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана: «Если, например, говорить о нашем университете, мы готовим инженеров-разработчиков. Это самая тяжелая инженерная специальность. И такого специалиста за четыре года не подготовишь».
Стереотип, что диплом бакалавра это какое-то неполноценное высшее образование, пока все же довлеет над студентами, родителями и, самое главное, работодателями. Но сторонники двухуровневой системы считают, что именно для практического применения знаний компетенции бакалавра будет достаточно.
Российский студенческий союз утверждает, что в магистратурах мест и, особенно бюджетных, всем бакалаврам не хватит. А значит, высшее образование становится менее доступным. Студенты даже собираются подавать в суд на университеты.
Артем Хромов, Российский студенческий союз: «Эта проблема, которая будет ощутима не сегодня, а будет ощутима через четыре года, когда вся страна, все бакалавры будут пытаться стать магистрами. Вот тогда и произойдет тот самый казус, когда люди увидят, что они не могут получить образование высшее».
И действительно в Министерстве образования говоря открыто: право бесплатно продолжить обучение в магистратуре надо будет заслужить и доказать.
Николай Михайлов: «Конечно, магистерская подготовка это подготовка все-таки, извините, за такое слово, более элитная. Каждый гражданин страны, наверное, не должен ее получать. Если он способен, он может и должен ее получить, но не все».
Это мировой процесс. Скорость развития технологий увеличивается, высшее образование охватывает все больше людей, но при этом образование расслаивается и разветвляется. Так что Россия оказывается не в каком-то уникальном положении, а в самом стандартом. Положение дел в высшем образовании будет и дальше меняться, неизменным останется, видимо, только Gaudeamus.
Новости СМИ2
Документы для оформления студенческой визы в Италию
- Приглашение от университета
- Свидетельство о зачислении (неприменимо для программ по обмену)
- Документ, подтверждающий наличие жилья на период пребывания. Если в приглашении от университета не указан адрес проживания, в этом случае необходим договор об аренде квартиры с копией документа, подтверждающего личность арендодателя
- Бронь билета в одну сторону (при пребывании в стране более 90 дней)
- Медицинская страховка на весь период пребывания со страховым покрытием в 30,000 USD
- Копия страниц загранпаспорта с фотографией и данными заявителя
- Анкета на визу
- Цветная фотография заявителя 3 х 4 или 3,5 х 4, 5 — 1 шт.
- Справка о финансовой состоятельности из расчета 44,220 USD в месяц (при получении гранта необходимо приложить подтверждающий документ — оригинал и копию)
- Копия диплома о предыдущем образовании
- Гражданский паспорт
- Согласие на обработку персональных данных
Особенности архитектуры, фото
Помимо того, что Болонский университет является старейшим учебным заведением в Европе, это еще великолепный образчик средневековой архитектуры.
Само здание имеет два уровня – это сам учебный комплекс и внутренний дворик.
Верхний уровень здания – это Анатомический театр (специализированное помещение для публичного учебного вскрытия трупов), появившийся в стенах учебного заведения в 1637 году. В его залах до сих пор проводятся лекции по анатомии, в том числе и публичные открытые лекции.
Часть нижнего яруса отведена под муниципальную библиотеку (Biblioteca Universitaria di Bologna), которая является самой крупной публичной библиотекой региона – ее фонд содержит около полутора миллиона томов (в самом здании – порядка 260 тысяч экземпляров книг). А также в фондах библиотеки находятся оригинальные работы изобразительного искусства мастеров Средневековья и древние манускрипты.
В стенах «альма матер» эта библиотека не является единственной: еще 261 библиотека при различных кафедрах или отделениях имеет собственные коллекции, посвященные отдельным дисциплинам.
Главное здание университета – палаццо Поджи, украшенное фресками и скульптурами. Построено оно было для Алессандро Поцци и его брата Джованни, ставшего впоследствии кардиналом. Здание выстроено в классическом стиле, имеет внутренний дворик, а огромная лестница ведет в парадный зал, где сегодня проводятся все торжественные и значимые мероприятия.
Учебному заведению принадлежит также 14 отраслевых музеев. В их числе, например, Антропологический музей, Геологический музей, Музей палаццо, Музей сравнительной анатомии, Минералогический музей, Ботанический сад и другие. Все они находятся в Болонье.
Ботанический сад «Orto Botanico» основан в 1568 году и считается старейшим ботаническим садом в Европе. На его площади разместились более 5000 растений, принадлежащих к 1200 видам. Это растения-суккуленты, привезенные с Африканского континента, из Центральной и Южной Америки; а также кофейные деревья, орхидеи, бромелии, лекарственные растения.
Примечательной особенностью строения является Геральдический комплекс. Многие студенты, обучающиеся в Болонском университете в Средние века, имели богатую родословную, и им позволялось оставлять свой герб на стенах учебного здания.
Здание Universitа di Bologna пережило бомбежки Второй мировой войны, и часть здания (в том числе и анатомичка) была разрушена. Но поскольку оставались оригинальные чертежи здания, его смогли восстановить практически до первоначального состояния.
Есть ли какие-то общие моменты Татарстана с московской ситуацией?
Я бы сказала, что есть и различия, есть и что-то общее. Различия заключаются в том, что коллеги из Татарстана демонстрируют гораздо больший оптимизм по поводу Болонской системы в принципе. Для них этот оптимизм связан с возможностями расширения профессиональных навыков у студентов, возможностями мобильности. В Москве эти моменты являются, конечно же, предметом гордости, но в некотором смысле это рутинизировано.
В Москве привыкли к тому, что есть магистерские программы, в которых проходят обучение в двух или в трех странах, привыкли, что приезжают зарубежные студенты. Вот эта рутинизация на самом деле вредит. Обусловлено это тем, что когда вы считаете, что иностранные студенты у вас или ваши студенты за границей это в порядке нормы, то вы теряете уникальность программы и теряете уникальность оценки Болонской системы.
С другой стороны я заметила еще одно отличие. Оно связано не с оптимизмом, а с идеей того, что бакалаврам труднее найти работу, так как в сознании работодателей довольно часто бакалавриат ассоциируется с незаконченным, неоконченным высшим образованием. В Москве эта ситуация немного нивелируется за счет того, что очень многие бакалавры заканчивая обучение приходят, особенно в гуманитарных ВУЗах, приходят на те работы и на те места, которые требуют обучения внутри коллектива. У нас молодежь очень любит все «хипстерское». Они идут в журналистику, они идут в какие-нибудь менеджерские проекты и там, разумеется, их переучивают. Ведь известна поговорка, что то, что ты выучил в университете надо взять и выбросить, что на работе учат заново. С этой точки зрения для современных работодателей как раз бакалавр это нормально, а вот магистр, который например первый раз пришел устраиваться на работу это странно, тем более что поступить учиться в магистратуру человек может через довольно таки длительное количество времени после получения первого профессионального образования.
Что я заметила общего, так это некоторое отсутствие истерики вокруг Болонского процесса. Потому, что в Москве и во всех крупных регионах, где есть ВУЗы, которые так или иначе внедрены в Болонскую систему, истерика наблюдается вокруг ЕГЭ. Потому, что там есть родители и дети, которые, разумеется, в этом эмоционально увлечены, так же есть такие учителя и так далее.
Сама по себе Болонская система не вызывает столько агрессивных нападок. Это какие-то более-менее конструктивные высказывания. И здесь мнения профессионалов, в том числе и у негативной стороны Болонского процесса, более чем сбалансированные и аккуратные. Так что я бы сказала, что этот сюжет демонстрирует, что есть некая общая температура по больнице и это здорово. Национальные особенности это прекрасно, но в рамках администрирования образовательной системы должен быть некий общий уровень. Тут очень много ответственности на самом деле национальных лидеров образования. Привести к жизни можно любую идею внутри образовательной системы и сохранить там какую-то национальную особенность можно. Вопрос только в том, что это тяжелее чем просто присоединиться к конвенции и под козырек сказать, что да, мы сделаем вот так и никак иначе».
История основания
Пытаясь установить точную дату основания университета, историки всего мира спорят до сих пор, но так и не сошлись в едином мнении. Большинство склоняется к тому (да и упоминания в документах косвенно это подтверждают), что временем основания Болонского университета в Италии считается 1088 год (эта дата берется за основную; она даже указана на официальном сайте университета).
Предпосылки для зарождения университета появились в начале XI века, когда преподаватели риторики и грамматики стали изучать право.
Здесь быстро набирать «преподавательский» вес стал некий Ирнерий, который уделял особое внимание систематизации и структуризации римских юридических материалов. До сих пор изучение права – как римского, так и канонического – остается в приоритете
Изначальное название учебного заведения – «Студиум». Главенствующую роль здесь играли сами студенты (universitas scholarium), а не преподавательский состав. Чтобы оплатить труд преподавателей (а зарплат как таковых у них ранее не было), студенты сами собирали деньги и компенсировали преподавательскую деятельность.
Все сборы и пожертвования проводились на добровольной основе и не имели фиксированного размера. Причем студенты имели право «уволить» нерадивого преподавателя, если он пропускал лекцию или опаздывал на нее.
Отличался университет не только этим. Здесь могли обучаться как мужчины, так и женщины – не делалось никакого гендерного различия, как во многих учебных заведениях других стран.
Да и положение в обществе не играло роли при поступлении – нельзя было стать студентом только лишь из-за того, что твоя семья занимает в обществе высокое положение. Ценились только знания – это уравнивало в правах и крестьян, и аристократов.
Временем расцвета учебного заведения считаются XII-XIII века. Именно в этот период стали преподаваться латинская и греческая литература, медицина и философские науки. А вот XIII век стал переломным в истории учебного заведения. Муниципальное управление Болоньи отменяет студенческие пожертвования, подчиняя собственной юрисдикции весь профессорский состав.
В эпоху позднего Средневековья к изучаемым предметам и дисциплинам добавляются астрономия, арифметика, геометрия, музыка, позже – математика и логика.