fbpx
No Image

Немецкий танк. немецкие танки второй мировой войны. тяжелый немецкий танк

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Производство танков.

С первых дней Второй Мировой Войны, противоборствующие государства сконцентрировали силы собственной индустрии на организации изготовления громадного числа танков. Обширное воспроизводство танков в период войны стало реальным условием триумфа над врагом. Самым значительным парком танков началу войны владел СССР. Развернутое огромное строительство боевой техники предоставило в итоге более 22 тыс. танков разных типов к началу войны.

Что дало возможность создать в предвоенное время организовать впечатляющие по размерам танковые войска. Танковые войска Советского союза на начало Второй мировой войны бесспорно были наиболее многочисленными в мире. Хотя большинство танков была легкими по классу машинами, но без малого вся эти танки были сравнимы по боевым с немецкой техникой, а иногда опережали ее.

Третий рейх сумел создать к этому времени только 5639 танков. И отнюдь не все взяли участие в Восточном походе. В результате советская промышленность, организовав массовую сборку танков, обеспечила КА превосходство в танках более чем в четверо! Что не избавило русские войска от погрома в процессе блицкрига первых месяцев войны. От немалого превосходства, вскорости ничего не осталось. Англия в это время впопыхах приумножала количество армейской техники, поскольку ее танковые войска были очень невелики – около 600 машин.

На протяжении Второй мировой войны строительство танков в Англии не не набрала такого размаха как в СССР либо США. Америка первоначально производила только легкие танки в ограниченном количестве, но очень быстро осмыслив ценность танков, американцы скоро начали их выпуск в значительных объемах, строительству передовых, мобильных танковых войск.

В общем, союзникам посчастливилось основательно превзойти промышленное производство своих врагов. Помимо Германии в союзе держав Оси никто не смог похвастаться солидным индустриальным потенциалом. Первый тихоокеанский партнер немцев – Япония, несопоставима в этом плане, с державами антигитлеровской коалиции.

Германия непоправимо уступала по производству бронетехники собственным противникам. Не нужно выпускать из виду, что против Германии бились два промышленных гиганта – СССР и США, объединенный ресурс каковых был несоизмерим. Единственный восточный соперник Германии – СССР выпустил более 100 тыс. бронетехники.

Америка только танков “Шерман” собрала более 48 тысяч штук, а Великобритания за военные годы изготовила свыше 25тыс. танков. Не считая иную военную технику, кроме именно танков, становиться ясно насколько Германия уступала врагам. Немецкая промышленность смогла дать войскам лишь 89 тысяч штук бронетехники. Большое отставание от СССР в выпуске танков сделалось одним из факторов проигрыша немцев во Второй Мировой Войне. Танковые войска СССР на финальной стадии войны попросту рвали германский фронт быстрыми и могучими ударами, каким Вермахт не смог ничего противопоставить. В течении войны противоборствующими странами было изготовлено больше 200 тысяч танков разных видов.

  США СССР Германия Англия Канада  Япония   Италия
 Производство танков и САУ в годы войны.  148410  105251  46857  27893  5678  2515  2473

Германская артиллерия в настоящее время

Германская артиллерия тоже попала под массовое сокращение. Было снято с вооружения около 650 единиц орудий, миномётов и РСЗО. Взамен устаревшей технике в Германии стали разрабатывать новейшие системы вооружения. Взяв пример с американцев, немцы разработали такие системы, которые позволили значительно нарастить огневую мощь, даже при условии масштабного сокращения.

Немецкие конструкторы разработали пушку САУ PzH2000, которая считается одной из самых лучших боевых машин в своём классе. Самоходная артиллерийская установка САУ PzH2000 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Данная пушка обеспечивает прицельное накрытие цели на расстоянии в 30 километров, при этом она совершает 3 выстрела за 9,2 секунды;
  • 8 выстрелов производятся за 51,4 секунды;
  • 20 выстрелов – за 2 минуты и 30 секунд.

В результате постоянных доработок и модернизаций, немецкие конструкторы смогли увеличить скорострельность данной пушки до 59,74 секунды — 12 выстрелов и 1 минута 47 секунд – 20 выстрелов.

Безусловно, САУ PzH2000 является одной из лучших систем подобного типа в мире. Именно по этой причине она полностью вытеснила все системы подобных типов из немецкой армии. Кажется, что в артиллерии немецкого войска всё прекрасно, если бы не одна проблема: их общее количество не превышает 180 единиц.

Кроме САУ PzH2000, на вооружении Сухопутных войск Германии имеется не более 130 самоходных миномётов калибра 120 и 100 мм

Военные специалисты обязательно обратят своё внимание на тот факт, что армия Бундесвера имеет весьма незначительное количество миномётов калибра менее 120 мм. Эти задачи должны решать армейская авиация, так как военное командование считает, что батареи подобных орудий не способны быстро менять место дислокации и не принесут никакой пользы в реальном бою, поэтому основная ставка НАТО в подобных вопросах – это боевые ударные вертолёты

Самоходные гаубицы

Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

Модель sIG 33 на базе Panzer II

И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».

В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».

Самоходная 150-мм гаубица «бизон»

Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»

Самоходная 150-мм гаубица «шмель»

Самоходная 105-мм гаубица «оса»

Panzerkampfwagen I

Подписание Версальского договора, которое имело место по окончании Первой мировой войны, поставило Германию в определенные рамки. Это соглашение строго регламентировало все вооружение Германии, включая военные силы и бронетехнику. Строгие условия договора привели лишь к тому, что в скором времени Германия занялась разработкой, а затем и производством новой военной техники секретно.

После разработки и проведения всех необходимых испытаний тестовой модели этот легкий немецкий танк был запущен в производство. По официальным данным, с 1934 по 1936 год было создано порядка 1100 экземпляров. После того как первые образцы были переданы в войска, оказалось, что танк не способен развивать достаточно высокую скорость. После этого на его базе были созданы две модификации: Pzkpfw I Ausf.A и PzKpfw I Ausf.B. После незначительных изменений корпуса, ходовой и двигателя танк уже представлял серьезную опасность для вражеской бронетехники.

Боевое крещение PzKpfw I состоялось в Испании во время Гражданской войны 1936 – 1939 годов. Во время первых же боев стало понятно, что немецкий танк едва ли сможет сражаться против советского Т-26. Несмотря на то что орудие PzKpfw I достаточно мощное, оно не может пробить Т-26 с больших дистанций, в то время как для советской машины это не было проблемой.

Поскольку технические характеристики этой комплектации оставляли желать лучшего, большая часть экземпляров была потеряна на полях сражений. На протяжении почти всей Второй мировой танки находились на вооружении вермахта, хотя на них и лежали второстепенные задачи.

«Пантера»

Танковые войска СССР, США, Англии, Германии Второй мировой Войны.

На всех без исключения ТВД, как главных, так и менее значительных, применялись в значительных количествах танки. Боевые действия нового типа, значительно разнившихся с конфликтами наций начала конца XIX, начала ХХ века, определяющую роль отводили танковым армиям.

Первостепенное значение начала оказывать быстрота маневра больших войсковых соединений, сильные удары по ограниченным участкам оборонительным участкам значительными силами, с прорывом обороны на всю глубину, с задачей окружения вражеских сил. Для данных действий танки годились лучше всего. Несущие смерть боевые машины рвали построения противника и наступая за линию соприкосновения, громили тыловые службы и отрезали остальные войска от обеспечения.

Во Второй мировой войне использовалось гораздо большее число техники самого разного назначения и командование задействовало свои танковые армии не исключительно для прорыва позиционной обороны противника, но и движения в глубину обороны. На первых этапах Второй мировой войны на поле боя преобладали легкие и значительно реже, средние танки, которые выполняли различные задачи – начиная от сопровождения пехоты и борьбы с БТТ врага, до прорыва фронта. Тяжелые танки, начальный период, большого распространения не получили.

На начало войны тяжелые танки, с удовлетворительно защищающим от снарядов бронированием, имелись только у Франции и СССР. Прочие государства, участвовавшие во Второй мировой войне тяжелых танков, не строили. В 1941 году Англия приступила к сборке тяжелых танков “Черчилль”, а немецкие тяжелые танки вышли на поле боя годом спустя. класса. Танки США во Второй мировой войне состояли из машин легкого и среднего класса.

Соперники улучшали собственные танковые войска в ходе Второй мировой войны, стараясь достигнуть подавляющего преимущества. К окончанию Второй Мировой Войны танковые войска СССР, Германии, США и Англии произвели нешуточный качественный рывок. Он затронул по большей части вооружение, защищенность, маневренные качества танков. Отечественные инженеры прогремели творением замечательных машин “Т-34″, ‘”КВ” и “ИС”.

Колоссальный индустриальный рывок советского государства в тридцатые, предоставил ему возможность иметь большой парк танков. В итоге, танковые войска СССР в конце тридцатых превышали по числу машин абсолютно всех возможных противников. Немецкие танковые войска, в начале сороковых по ТТХ танков, уступали большинству советских машин, только во второй половине войны германские специалисты построили отличные образчики машин среднего и тяжелого класса. Которые обладали рядом преимуществ над новейшими русскими танками, но обладали и отрицательными чертами, не дозволявшими полностью материализовать потенциал.

Широко известны английские танки-“Черчилль”, “Валентайн” и “Кромвель”. Общеизвестен танк “Шерман”, американского производства и легкий танк “Стюарт”. Эти известные танки могут считаться одними из лучших танков Второй мировой войны. Их нелегко перепутать с другими машинами, их имена знакомы едва не всякому. Знаменитые не столько своими ТТХ, а вследствие значительного числа использовавшихся на поле боя.

Истребители танков

Приход к власти нацистов

После смерти президента Германии Пауля фон Гинденбурга главой государства и обладателем неограниченной власти стал Адольф Гитлер. Он принял на себя командование вооружёнными силами. В скором времени весь личный состав немецкой армии принёс особую присягу, в тексте которой упоминалась личная преданность фюреру.

В 1935 году рейхсвер был официально переименован в вермахт. Это стало началом открытого нарушения Версальского мирного договора. В стране была вновь введена всеобщая воинская повинность. Гитлер объявил о планах масштабного перевооружения германской армии. Нацистское правительство значительно увеличило уровень затрат на оборонную промышленность. Предполагалось довести общее количество дивизий вермахта до тридцати шести, что самым откровенным образом нарушало условия Версальских соглашений.

Названия немецких танков

Все танки, которые поступали на вооружение германской армии, получали буквенную аббревиатуру PzKpfw ( сокр. от panzerkraftwagen – бронированная боевая машина) и порядковый номер. Название модификации состояло из букв немецкого алфавита и сокращенного слова ausfuhrung – исполнение, модель, вариант.

Кроме этого имелась и другая система обозначения для всех подвижных средств армии. Согласно ей большинство танков и САУ, но не все, получали обозначение состоящие из аббревиатуры Sd Kfz ( сокр. от Sonderkraftfahrzeug – машина специального назначения) и порядкового номера. Для примера: полное название немецкого танка Т- IIа звучало как Pz.Kpfw.II Ausf.a Sd Kfz 121, для удобства в армии применялось обозначение Pz IIа.

Из-за обилия типов и классов САУ привести их обозначения к единому знаменателю весьма сложно. Противотанковые установки, зенитки и самоходные гаубицы имели свою систему обозначения, а штурмовые орудия – свою. Кроме этого в официальное название, на ряду с использованной артсистемой, включалась информация о базовом танковом шасси. В результате название Sturmgeschutz III обозначало штурмовое орудие на основе танка Pz IIа, а Panzerjager I – истребитель танков на основе Pz I. Полное название последнего звучало как 4,7 см Pak (t) PzKpfw I Ausf B, с расшифровкой: противотанковая пушка чешского производства на базе танка. Следует заметить, что калибр в германских войсках измерялся в сантиметрах.
Трофейные танки получали обозначение PzKpfw и порядковый номер, начиная с цифры «700» (помимо чешских, их было налажено серийное производство). Для обозначения страны производителя после номера в скобках ставилась соответствующая буква: t-чешский, r-русский f-французский, e-английский.

Опытные конструкции танков получали обозначение буквами VK( сокр. от Versuchskonstruktion- опытна конструкция) с четырехзначным числом, где первые две цифры обозначали вес машины, а последние порядковый номер проекта.

Модели немецких танков блицкрига

Версальский договор обязывал Германию прекратить все разработки в области танкостроения, а все танки, включая недостроенные прототипы, передать в руки победителей. Официально так все и было

Но германское руководство не могло смириться с проигрышем в Первой мировой и уже начало понимать важность танков в современной войне. Поэтому уже с 1919 года начались тайные разработки танков и их агрегатов под видом сельскохозяйственных приспособлений

Трансмиссии якобы конструировали под тяжелые гусеничные грузовики, а двигатели под трактора. Первые послевоенные танки Германия построила на зарубежных заводах контролируемых немецкими монополиями, например в Швеции. Сам танк собирался за рубежом, а трансмиссии и двигатели поставлялись из Германии. Тайные испытания техники проходили в дружественном тогда СССР.

Бытует ошибочное мнение, что нарушение Версальского договора началось с приходом к власти Гитлера в 1934 году, а до этого развитие шло исключительно в мирных рамках. И никого не смущает тот факт, что «малый трактор» и «большой трактор», выпущенные под большим секретом в 1927 году, имели бронирование и башню с 37мм пушкой в «малом тракторе» и 75мм пушку в башне «большого трактора».

С приходом Гитлера началось массовое производство танков, но оно было прекращено по указу того же Гитлера до момента принятия стратегической доктрины фашисткой Германии. Танки должны были конструироваться исключительно под теорию «молниеносной» войны.

Гейнц Гудериан

Одним из её основоположников стал Гейнц Гудериан. Суть заключалась в переосмыслении всей концепции ведения войн. До этого приоритет отдавался пехоте и кавалерии, здесь же основная роль отводилась танковым соединениям в тесном содействии с авиацией и авиационными восками.

Схема блицкрига

Танковые клинья, координируемые авиацией, должны на высоких скоростях прорывать оборону противника и рассекать ее армию на изолированные друг от друга части, которые должны будут ликвидированы следующими за танковыми соединениями другими сухопутными частями. Продвигаясь в глубь территории противника танковые подразделения должны захватывать жизненно важные центры до момента организации серьезной обороны последних. Так как успех операции зависел от молниеносности удара, то резервов как таковых не предусматривалось, а особенная роль отводилась подготовке личного состава и отработке взаимодействий разный частей и родов войск.

До Второй мировой войны в Германии сконструировали и прияли на вооружение три танка разных типов. В 1934г-легкий PzKpfw-I с исключительно пулеметным вооружением, в 1936г-легкий PzKpfw-II, а в 1937г средние PzKpfw-III и PzKpfw-IV. Согласно принятой концепции все они имели сравнительно высокую скорость, но при этом имели высокое давление на грунт и плохое сцепление гусениц, особенно при минусовой погоде. То есть, танки разрабатывались для ведения «магистральной войны» в теплое время года.

PzKpfw IPzKpfw-IIPz.Kpfw. III Ausf. J

По сути им отводилась роль уничтожителей и деморализаторов живой силы противника, поэтому при выборе вооружения отдавалось предпочтение скорострельности нежели калибру. Даже средний PzKpfw-IV разрабатывался для поддержки легковооруженных танков, его 75мм котороткоствольня пушка должна была, ведя огонь осколочно-фугасными гранатами, компенсировать недостаточную мощь снарядов легких танков. Как следствие – маркировка: танки с чисто пулеметным
вооружением получали в названии индекс «I», вооруженные 20мм пушкой -«II», с орудием 37-50мм-«III» и 75 мм пушка вела к появлению в названии индекса «IV». Командирские танки не имели никакого вооружения, для маскировки им приделывали деревянный ствол.

Тяжелых танков в Германии перед началом войны не было вовсе. В целях пропаганды в 1935 было выпущено 5 штук многобашенных, как афишировалось, тяжелых танков. На деле их масса оказалась всего 24 тонны. Борьба с танками противника отводилась САУ и истребителям танков.

Модернизированные танки

Текущие операции страны за границей

Штурмовые орудия

В это трудно поверить, но, вступая во Вторую мировую войну, немецкая пехотная дивизия по техническому оснащению мало чем отличалась от кайзеровских дивизионов. Вся техника вермахта была собрана в танковых дивизиях, а имущество, артиллерию, еду и боеприпасы в пехоте по-прежнему тащили на себе лошади. Единственными боевыми машинами пехотных дивизий стали штурмовые орудия «штурм гешютц» (StuG). Это были полностью бронированные безбашенные машины с короткой 75-мм пехотной пушкой, установленной в корпусе от танка Panzer III.

В скоротечных компаниях на Западе StuG III проявили себя неплохо. Но в ожесточеннейших боях, разгоревшихся с невиданной силой на Восточном фронте, для штурмовой самоходки требовалось более мощное орудие.

StuG III Т-35

В Сталинграских боях 1942 года была опробована самоходка StuIG 33, вооруженная 150-мм пушкой. Но мощное орудие в огромной рубке сильно перетяжелило ходовую часть от «тройки». Поэтому в преддверии грозных событий под Курском 150-мм пушка была установлена на более крепкую ходовую от танка Panzer IV (самоходка «бруммбар»), а в рубке «штурмгешюц» удалось разместить легкую 105-мм пехотную гаубицу (самоходка StuH 42). Дебютировали на Курской дуге и штурмовые 88-мм орудия «фердинанд», оказавшиеся неплохими истребителями танков.

Но и с новым, более мощными штурмовыми орудиями вермахту в 1943 году не удалось переломить ход войны в свою пользу.

Настоящей диковинкой в семействе штурмовых СУ стал «штурм-тигр», вооруженный 380-мм реактивным противолодочным бомбометом. Уделом этого штурмового монстра, появившегося в 1944 году, стало разрушение восставшей Варшавы да обстрел скоплений американской техники на Западном фронте. На фоне такого «красавца» было не грех и сфотографироваться.

«Штурм-тигр»

StuIG 33, впервые опробованные в Сталинграде, на Курской дуге применялись также в танковых дивизиях вермахта

StuH 42, вооруженную 105-мм орудием, у нас именовали то «артиштурмом», а то и самим «Фердинандом»

Штурмовое орудие «фердинанд», подобно StuG III очень быстро превратилось в настоящего истребителя танков. Не имея пулемета, неуклюжий «фердинанд» был очень уязвим в ближнем бою

«Бруммбар» (медведь-ворчун) получил свое название за грозный вид и ворчащий мотор от Panzer IV. Оборонительный пулемет, нарисованный здесь, появился на поздних СУ

Современный фрегат «Заксен»

Как мы уже сказали, судостроительная отрасль в стране довольно мощная. И об этом свидетельствует, например, строительство нового фрегата типа «Заксен». Данный проект предполагает строительство эсминца, который внешне и по конструкции представляет собой платформу под морское оружие. Оно, кстати, появится в Германии в ближайшем будущем. К отличительным особенностям данной техники можно отнести следующее:

  1. Корабль будет оснащаться универсальной пушкой 127 мм, двумя вертолетами, парой блоков RIM-116 и 27 мм.
  2. Техника будет дополнена штатными ПКР «Гарпун».
  3. Управление вооружением фрегата будет выполняться специальной автоматизированной системой боевого управления, которая состоит из 17 компьютеризированных рабочих мест, 11 модулей с интерфейсом, двух больших информационных дисплеев, консоли спутниковой связи и двух рабочих станций.

Основное вооружение пока точно неизвестно, но хочется верить, что оснащение будет серьезным и достойным внимания

В Бундесмарине же привлекают внимание корветы, ракетные катера, тральщики, а в морской авиации имеется 8 противолодочных самолетов. По данным экспертов, если планируемые технологии будут внедрены в реальность, данный фрегат будет оснащен системами, которые смогут отследить сразу до 1000 целей

Panzerkampfwagen VI Tiger

Проект “Тигра” был разработан в 1941 году, а уже в августе 1942 первые экземпляры приняли участие в сражении под Ленинградом, а затем в битве на Курской дуге. После того как войска Германии атаковали Советский Союз и встретили серьезное сопротивление в виде маневренного бронированного Т-35, орудие которого способно было повредить любой немецкий танк, было решено создать машину, способную дать ему отпор. Поэтому перед инженерами стояла задача создания модернизированного аналога КВ-1 по технологии PzKpfw IV.

Отличная броня и 88-миллиметровая пушка делали танк лучшим среди тяжелых танков во всем мире, что было признано войсками США, Великобритании и Франции. Мощное бронирование танка со всех сторон делало его практически непобедимым, но такое новое вооружение вызвало у антигитлеровской коалиции потребность в новых средствах борьбы. Поэтому ближе к концу войны у противников Германии были в наличии САУ, которые способны уничтожить немецкий танк “Тигр”. В том числе к ним относились советские СУ-100 и ИСУ-152.

Вооружение и состав немецких Сухопутных войск

Если взять официальную статистику, то вооружение Сухопутных войск Бундесвера выглядит достаточно внушительно:

  • Общее количество танков составляет 1095 единиц;
  • Различных полевых орудий и РСЗО – 644;
  • 2 563 броневых машин;
  • 146 боевых вертолётов.

Из общего количества «бумажных» танков, танки модификаций «Леопард-2» составляют 685 штук. Остальные танки – это «Леопард-1», которые в основной своей массе разобраны на металл или используются в качестве мишеней на полигонах. Хотя программа развития включает в себя закупку «Леопардов» новейшей модификации, в реальности обновление парка проходит очень медленно. Военный бюджет из года в год становиться всё меньше. Самых новых «Леопардов» в немецкой армии не более 100 штук. Если посмотреть на общее количество танков, которые являются достаточно современными на сегодняшний день, то получится не более 500 штук, причём половина из них будет достаточно устаревшими модификациями А5.

Немецкое танкостроение в Первой мировой войне.

На первое применение британских танков 15 сентября 1916 г. в Германии отреагировали достаточно нерешительно. Несмотря на большую неожиданность и панику в немецких окопах боевая эффективность танков была неубедительна. С ограниченным приоритетом в ноябре 1916 г. военное управление проявило первую активность в отношении строительства немецкой бронированной машины. Строительство первого образца машины A7V, оснащенной бронированным корпусом, завершилось в октябре 1917 г.

Фактически, 21 марта 1918 г. под Сент-Квентином состоялось первое боевое применение девяти «Штурмпанцерваген А7V». Согласно докладам, уже на марше к линии фронта имели место многочисленные технические неисправности. Хотя бронемашина A7V и показала низкую пригодность для движения по бездорожью, она проявила более благоприятные боевые характеристики, чем британские танки.

Во второй половине Первой мировой войны, концептуальное развитие немецкого танкостроения продолжалось, и это была уже одновременная работа над несколькими проектами. В частности, существовала концепция тяжелого танка (K-Wagen) с массой 140 тонн, а также велась разработка легкой боевой машины в классе от шести до восьми тонн «Кавалериепанцер» (Kavalleriepanzer, рус. – дословно «кавалерийский танк»).

Тяжелый танк K-Wagen

Период между двумя мировыми войнами

После окончания Первой мировой войны статья 171 Версальского договора, среди прочего, запрещала производство и ввоз бронеавтомобилей и танков в Германию. Это означало конец молодых механизированных войск. Вплоть до 1929 г. началось время без танков. Однако, это вызвало серьезную обеспокоенность командующего сухопутными войсками рейхсвера генерал-майора Ханса фон ЗЕЕКТА (Hans von SEECKT). Благодаря ему, оперативная и тактическая подготовка в кадрированных частях развивалась.

Ханс фон ЗЕЕКТ

В оставшихся отделениях механизированных войск (Kraftfahrabteilungen) наряду с теоретической подготовкой практиковались альтернативные практические тренировки на местности с макетами. Реальное обучение экипажей и приобретение конкретных навыков в этих условиях были невозможны. Здесь оказал помощь заключенный в 1922 г. в Рапалло (Rapallo) договор с Советским Союзом. Он, среди прочего, открыл возможность для взаимопомощи в военной области. Так, Советский Союз в 1928 г. под Казанью предоставил в распоряжение рейхсвера учебный и тренировочный полигон Кама.

Тренировки на местности с макетами

С целью сделать возможным обучение экипажей по основным дисциплинам вождения, радиосвязи, стрельбы, обслуживания и ремонта техники уже в 1925 г., при строгом сохранении секретности, заключаются договора на строительство шести «больших тракторов» («Großtraktoren») с компаниями «Крупп» (Krupp), «Райнметалл» (Rheinmetall) и «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz). Боевую технику после сборки в Германии без каких-либо тестовых прокатов в июле 1929 г. перевезли в танковую школу Кама, где и испытали.

«Большой трактор» производства компании «Крупп»

В этот период, как и в ходе Первой мировой войны, Германия снова хотела иметь (наряду с более тяжелой штурмовой и предназначенной для прорыва боевой машиной) более легкий и более быстрый «кавалерийский танк». В этой связи компании «Крупп» и «Райнметалл» в 1928 г. получили контракт на строительство «легкого трактора». До 1930 г. четыре «легких трактора» («Leichttraktor») были изготовлены и сразу же перевезены в танковую школу Кама.

«Легкий трактор»

Позднее данная серия разработок не получила продолжения. Вместо этого в 1932 г. принимается решение о развитии концепции «большого трактора». Из этих соображений последовало развитие «строительства нового бронированного автомобиля» («Neubaufahrzeug«). Пять новых «автомобилей» были отправлены в 1936 г. Концептуально к этому моменту они уже устарели, поэтому использовались преимущественно для учебных целей.

Neubaufahrzeug

В отношении развития оперативно-тактической мысли.  Передовой концепцией боевого применения бронетехники с 1922 г. занимался Гайнц ГУДЕРИАН (Heinz GUDERIAN). В начале 1930-х годов ему удалось провести многочисленные выступления в различных организациях. Быстрое продвижение вперед в строительстве новых танковых войск согласно взглядам Гудериана стало возможным после захвата власти национал-социалистами в 1933 г.

Гайнц ГУДЕРИАН

Немецкое танкостроение в предвоенный период

Для оснащения танковых войск в начале 1930 гг. потребовались два типа боевых машин в классе 20 т. Вместе с тем, немецкой танковой промышленности потребовалось определенное количество времени для закупки оборудования и начала серийного производства этого вида крупной военной техники. В этой связи, было найдено промежуточное решение: как можно скорее начать производство учебной техники.

Panzerkampfwagen I

Временные решения изначально заключались в разработке и строительстве легких боевых бронированных машин «Панцеркамфваген» (Panzerkampfwagen, PzKpfWg) в классе 5 т (PzKpfWg I) и более тяжелых в классе 10 т (PzKpfWg II). Благодаря этому стало возможным проводить интенсивное обучение.

Panzerkampfwagen II

В 1934 г. тогдашнее ведомство по вооружению выдало заказы на разработку двух средних боевых машин в классах 15 т и 18 т. Эти типы боевых машин должны были позднее образовать основу оснащения танковых дивизий. При этом, более легкий вариант предполагалось оснащаться оружием для поражения танков, а 18-ти тонная машина предназначалась для использования в качестве поддерживающего средства. Она оснащалась оружием большего калибра.

Panzerkampfwagen III

Первая боевая техника, модели PzKpfWg III и IV, начала поступать в войска с 1936 г. Уже в первых боях проявились их недостатки. Приходилось проводить постоянные улучшения вооружения и защиты, что привело к неизбежному увеличению их веса.

Panzerkampfwagen IV

Комментировать
0