Опытный образец E-100

Немецкий сверхтяжелый танк Второй мировой Е-100

СОДЕРЖАНИЕ
0
15 января 2019

Преодоление противотанковых укреплений

Единственным проектом Третьего рейха по созданию сверхтяжелого танка, дошедшего до этапа производства опытного образца, стал Е-100. Об этом сообщает издание «Исторический документ».

История

Весной 42-го года Германия одержала несколько побед на разных направлениях. Для того, чтобы сохранить успешный результат, Гитлер приказал в течение года наладить производство тяжелых танков. Вместе с этим немецкие инженеры приступили к созданию сверхтяжелого танка, масса которого составляла около 150 т.

Эти работы доверили компании Porsche. Танк получил название «Маус» Отмечается, что этим проектом должны были заниматься в Krupp, но Фердинанд Порше являлся фаворитом Гитлера и членом Военной комиссии Третьего рейха. Решение изменили без объяснения причин.

Разработчики заявили, что лобовая броня нового танка составит 20 см, башенная – 22 см, корпусная – 18 см, а борт и корма башни – 20 см.

Проект контролировался самим Гитлером, который иногда сам вносил некоторые коррективы. Часто он требовал увеличения брони. Предполагалось, что танк сможет развивать скорость до 15 километров в час.

В Porsche не справлялись с таким проектом самостоятельно, и затем к работам подключилась ранее отстраненная Krupp. Они взяли на себя производство башни.

Модель танка E-100

Новая стратегия

В Krupp сразу поняли, что ни одна имеющаяся концепция не подходит для создания башни для 150-тонной техники. Им пришлось разработать новую стратегию. Руководству компании представили следующие требования:

  • проектные работы башни должны быть закончены к марту 1942 года;
  • угол подзарядки – от +15 и до -8 градусов;
  • свободное вращение башни по кругу;
  • использование унитарных снарядов;
  • скорость снаряда – 845 метров в секунду;
  • масса боеприпасов – 34 килограмм;
  • максимальный угол наведения – 40 градусов.

В последствии пришло распоряжение разработать альтернативную и более компактную версию башни.

Затем в Porsche заявили, что временно не могут заниматься сверхтяжелым танком. Все силы и ресурсы компании уходили на тяжелых «Тигров». Krupp взяла инициативу в свои руки, предложив альтернативную версию 150-тонной машины. Она получила название «Тигр-Маус».

Новая модель стала более практичной: разработчики решили снизить вес до 130 тонн и удельное давление на грунт. Для транспортировки «Тигр-Мауса» было достаточно одной колеи.

В начале 1943 года Гитлер решил отказаться от этого проекта, сделав выбор в пользу «Мауса» от компании Porsche. Он даже решил предоставить дополнительное финансирование, а также приказал передать все данные по работам компании Krupp фирме Adler.

Опытный образец E-100

Е-серия

В частной компании Adler занимались созданием танка, который получил название Е-100. Е-серия обладала рядом особенностей:

  • максимальное количество схожих с другими танками компонентов, что должно позволить облегчить производство;
  • силовая установка находится в передней части;
  • использование упругих материалов;
  • максимально возможная броня и эффективное вооружение;
  • простота ремонта и обслуживания.

Е-100

Основные характеристики танка не сильно отличались от «Тигр-Мауса»:

  • масса башни – 35 т;
  • 75 и 128-мм орудие;
  • толщина передней брони – 20 см; бортовой – 15 см, крышной – 4 см;
  • пружинные подвески;
  • силовая установка Maibach HL, мощность которой составляет 700 лошадиных сил.

Также в компании разработали и альтернативный вариант танка с двигателем мощностью 1200 лошадиных сил.

После войны

Прототип был создан только ближе к концу войны, а после капитуляции Германии его передали для изучения в Великобританию. Даже без башни, которую так и не успели построить, танк мог развивать скорость только до 20 километров в час. Результаты не оправдали ожидания английских инженеров, которые предварительно познакомились с предполагаемыми характеристиками этой техники.

Возможно, что при наличии достаточного финансирования, Е-100 мог стать действительно мощным и эффективным танком. Но планам немецкого руководства не суждено было сбыться.

Комментировать
0