No Image

Главные немецкие танки второй мировой войны

СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

«Пантера»

За дело берётся Škoda

Проект Škoda T-40, декабрь 1946 года

Эскизные работы по TVP передали из VHU на заводы ČKD и Škoda. Реакция ČKD неизвестна, никаких документов о дальнейшем развитии TVP по этой линии неиз­вестно. А вот Škoda проектом заинтересовалась, и в первых числах декабря 1946 года заводское КБ представило своё видение основного боевого танка. Машина, полу­чившая индекс Škoda T-40, внешне напоминала разработку VTU, но была куда лучше проработана.

Трезво оценив задание, инженеры предприятия из Пльзени сделали неутешительный вывод: в заданную тактико-техническими требованиями массу в 30–33 тонны уло­житься не удастся. Реально танк должен будет весить порядка 40 тонн. Ещё ряд пред­ложений VTU также оказался либо нереальными, либо сомнительными.

В качестве силовой установки Т-40 предполагался X-образный дизель воздушного охлаждения Škoda 16ADH140

Конфигурация корпуса, по сравнению с TVP, осталась в основном той же. От идеи разместить спаренную установку пулемёта с огнемётом благоразумно отказались, убрав курсовой пулемёт вообще. В запасе остался лёгкий пулемёт, который, в случае необходимости, использовался и как курсовой.

Отказались инженеры Škoda и от рессорной подвески, разумно посчитав, что торси­онная подвеска лучше. Конструкция поддерживающих катков сильно напоминала аналогичные катки со средних танков Škoda предвоенного периода. Ширину траков снизили до 700 мм, что высвободило в корпусе место, которое явно не было лишним. В отличие от TVP, для танка Т-40 у инженеров Škoda нашлась силовая установка в виде X-образного дизеля воздушного охлаждения Škoda 16ADH140 мощностью 700 л.с. при 2000 об/мин. Хотя до планировавшейся удельной мощности в 20 л.с. на тонну дотянуть не удалось, Škoda T-40 имел бы более высокую удельную мощность, чем Т-34-85 и Pz.Kpfw.Panther. Его максимальная скорость оценивалась в 50 км/ч, что и требовалось по заданию.

Установка вооружения Škoda T-40. Она практически один в один повторяла установку вооружения башни Schmalturm разработки Krupp

Более ответственно подошли в КБ Škoda и к вопросу проектирования башни. В ней также угадывались немецкие корни, но к вопросу размещения экипажа подход конструкторов оказался более серьёзным. Башня Т-40 получилась больше, чем у TVP, так что вопросов с размещением в ней как штатного, так и перспективного вооружения не возникло.

Впрочем, других вариантов вооружения, кроме пушки 88 mm N. Vz.37, для этого танка не рассматривалось. С пушкой должен был быть спарен пулемёт ZB vz.37. Кроме того, в крыше башни был предусмотрен дымовой гранатомёт, аналогичный немецкому. Форма орудийной маски практически полностью повторяла маску башни Schmalturm разработки Krupp.

Реконструкция Škoda T-40

Трезво оценивая разработку Škoda, можно говорить о том, что в Пльзени создали вполне современный танк. Существенным недостатком Škoda T-40 было явно недостаточное бронирование и неудачная конструкция лобового листа корпуса. С другой стороны, вооружение чехословацкого танка делало недостаточным брони­рование практически всех тогдашних средних танков. Лишь Т-54 в лобовой проекции оказался бы не по зубам для Pak 43.

Танк Škoda T-40 вполне мог бы иметь экспортный потенциал. Но вторая половина 40-х годов стала временем стремительного роста аппетитов военных во многих странах. Не стала исключением и Чехословакия. Уже в 1947 году танк Škoda T-40 перестал соот­ветствовать требованиям, предъявляемым к современному танку. Машина так и осталась на страницах заводской документации.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.

Последние модернизации[ | ]

Т-22

Машину почти никто не покупал, но чехословаки продолжили модернизацию танка. В феврале 1941 года фирма Skoda Werke представила прототип модификации Т-22. Внешне эта модель соответствовала Т-21, но имела более мощный двигатель Skoda V-8, пять новых поддерживающих роликов на борт и улучшенной коробкой передач. Геометрические размеры: 5,44 м х 2,45 м х 2,39 м. Масса составляла 17,5 тонн, однако надо учесть, что у данного образца не было башни и оружия.

На испытаниях в Куммерсдорфе танк потерпел аварию из-за перегрева двигателя и был отправлен на ремонт обратно в Плзень. После возвращения испытания продолжились, причем вермахт потребовал адаптировать систему охлаждения для войны в Северной Африке. Работы довести до конца не удалось, так как вермахт предпочёл Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, а немецкая армия оставила Африку.

Впоследствии на базе шасси Т-22 предлагалось строить самоходные установки. В 1942 году было разработано два проекта: Voss I (противотанковый вариант с 75-мм пушкой Skoda А16) и Voss II (САУ огневой поддержки со 150-мм гаубицей SiG33). Дальше деревянных макетов работы так и не продвинулись.

Т-23

Последним вариантом, завершившим ветвь развития танков серии S-II, стал проект Т-23. Его разработка велась в частном порядке с 1940 года. Конструкция танка была аналогична Т-22, но в коробке передач пневматическая система была заменена на механическую. Бронирование усилили за счет установки лобового бронелиста корпуса толщиной 50 мм. Также этот танк оборудовался башней и полным комплектом вооружения (47-мм пушка Skoda A11 и два 7,92-мм пулемета MG34). Боезапас составлял 94 выстрела и 3000 патронов.

Опытный образец танка под ом Т-23М поступил на испытания в феврале 1941 года, но из-за проблем с охлаждением его вскоре вернули фирме. После доработок ситуация существенно улучшилась: на ходовых тестах прототип Т-23М прошёл около 10000 км, продемонстрировав лучшую техническую надежность за всё время. Приобретением этой боевой машины заинтересовалась Румыния, которая в 1942 году намечала развернуть его лицензионный выпуск, но из-за отсутствия подходящего производства реализовать этот план не удалось.

Прототип танка Т-23М пережил войну. Оставаясь на территории, Чехии он ещё некоторое время использовался для вспомогательных целей, пока в конце 1940-х гг. его не разобрали.

Легкий танк LT-35

Эта модель чешского танка была создана на фирме “Шкода” в 1935 году под названием S-IIa с классической компоновкой и задним расположением ведущего привода. На этом же заводе для него была разработана 6-цилиндровая карбюраторная силовая установка, которая размещалась в задней части корпуса. Она позволяла развивать скорость до 30 км/час, а запас хода без дозаправки достигал 150 км.

Довольно большая, как для легкого танка, башня находилась посредине корпуса и была оснащена 37-миллиметровой автоматической пушкой, а также пулеметом с калибром 7,92 мм. Наведение орудия и стрельба происходили с помощью механического привода, а командир экипажа мог определять вражеские цели с помощью телескопического прицела и перископа.

В состав экипажа такого чешского танка Второй мировой войны (фото модели можно увидеть в статье) входил также механик-водитель, сидящий в правой передней части корпуса, а слева возле него располагался стрелок-радист, который стрелял по противникам из дополнительного пулемета в передней части корпуса.

Несмотря на то, что модель LT-35 предназначалась в основном для поддержания пехотных атак, толщина его брони была относительно слабой. Толщина лобовых бронелистов составляла 25 мм, а бортовых — 16 мм.

В свое время легкий танк LT-35 был очень популярным в немецкой армии благодаря новейшим конструкторским решениям, которые значительно повышали его эксплуатационные и технические показатели. Двигатель запускался с помощью пневматики, а улучшенный сервопривод облегчал процесс управления тормозной системой и трансмиссией.

За три года с конвейера сошло 424 чешских танка этой модели. Большинство из них входило в состав немецкой армии на начальных этапах войны.

Советские

Всего насчитывается около 60 разной бронетехники, включая полученную по ленд-лизу и за исключением экспериментальной или не находящейся в серийном производстве.

Самыми выдающимися стоит назвать следующие советские танки Великой Отечественной войны.

Т-50

Лёгкий танк, выпущенный на замену устаревшему Т-26. При разработке конструкторы вдохновлялись немецким PzKpfw III, имеющем отличную подвижность и надёжность для своего класса.

Всего было выпущено 77 единиц, а саму машину признали удачной. Появление Т-34 сделало Т-50 практически ненужным, на чём и закончилась история этой боевой машины.

Т-28

Этому среднему трёхбашенному танку часто не уделяют должное внимание, тем не менее, он превосходил по ТТХ большинство танков Вермахта в начальный период войны. Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники

Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть

Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники. Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть.

Красная армия использовала Т-28 до 1944 года, а Финляндия – до 1951 года.

Т-34

Средний Т-34, известный всему миру и ставший одним из символов победы. Самый массовый, превосходивший по характеристикам вражеские в момент своего появления. Простой и дешёвый.

Позже у немцев появились Pz.Kpfw.VI Tiger, Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B и PzKpfw V Panther, обладающие лучшей бронезащитой и огневой мощью, но их надёжность, массовость и стоимость оставляли желать лучшего.

Т-34 и его модификации Т-34-57, Т-34-85 до конца войны оставались самыми массовыми, несмотря на появление более совершенной техники.

КВ-1

Тяжёлый КВ-1 показался немецкой армии настоящим монстром в начале боевых действий.

Надёжная броня, дарующая машине практически неуязвимость, но крайне низкая надёжность и плохая проходимость делали КВ-1 крайне неоднозначным.

Появление Pz.Kpfw.VI Tiger, не испытывающего сложностей с пробитием брони советской техники, в момент поставило крест на КВ-1, потерявшем своё единственное преимущество.

ИС-2

Тяжёлый советский ИС-2 – наследник ИС-1, создавался в качестве противовеса немецкому Pz.Kpfw.VI Tiger.

Зачастую мнения об оценке этой машины расходятся, но её эффективность под сомнение не ставит никто. 122 мм пушка и наклонная броня делали из ИС-2 отличный штурмовой танк, способный выполнять любые задачи на поле боя.

По отдельно взятым характеристикам «Иосиф Сталин» уступал немецким конкурентам, но по совокупности – превосходил.

Ощутимым плюсом стала надёжность, позволявшая проходить без поломок около 1000 километров.

ИС-3

Этот тяжёлый танк опоздал на войну и смог лишь принять участие на параде Победы в Берлине, где произвёл огромное впечатление на западных наблюдателей.

ИС-3 – это мощнейшая броня, выполненная в виде «щучьего носа», 122 мм орудие, способное проломить броню Pz.Kpfw.VI Tiger с километра, но недостатки, тянущиеся ещё с ИС-1.

СУ-152

Тяжёлая САУ, тем не менее, необходимая в этом списке. Впервые появилась на Курской дуге, где применялись в качестве истребителя танков.

Получила прозвище «Зверобой», поскольку её приписывали массовое истребление немецкой техники со звериными названиями.

На деле, советские военнослужащие часто принимали экранированные средние PzKpfw IV за тяжёлые Тигры, а Фердинандом называли любую вражескую САУ.

В любом случае, СУ-152 «Зверобой» сыграл важную роль в избавлении Красной армии от тигробоязни.

M4 Sherman

Напоследок вспомним об американском среднем Шермане. Второй после Т-34 по численности, активно поставлялся в СССР по программе ленд-лиза.

Очень высокий, довольно уязвимый и пожароопасный. С другой стороны, неплохие приборы наблюдения, максимальная технологичность и запас для модернизации.

Шерман не стал революционной машиной, зато его выпускали в огромных количествах и дорабатывали, основываясь на опыте применения.

КВ-1 и КВ-2

В Советском Союзе в 1939 г. появился небольшой, но хорошо защищённый однобашенный танк КВ. Его вооружение не уступало вооружению двухбашенных танков Т-100 и СМК.

В те годы у танковых орудий ещё не было приспособлений, стабилизирующих орудие и позволяющих вести прицельный огонь с ходу. Во время атаки перед выстрелом командир танка или наводчик давал механику-водителю команду остановиться. В многобашенном танке такую команду давал наводчик каждого орудия. Пока он производил выстрел, другие башни оставались без дела. Они не могли стрелять, так как в это время их наводка сбивалась, а боевым расчётам приходилось вновь наводить орудие на цель. Тогда решили, что вместо одного сверхтяжёлого двухбашенного танка лучше использовать два однобашенных.

По результатам испытаний именно КВ был принят на вооружение Красной армии. С февраля 1940 г. началось его серийное производство. В то время не существовало танка, равного КВ.

Танк КВ-1 стал основным тяжёлым танком Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны

Однако в это время всё же появился более мощный танк, который сегодня всем известен как КВ-2. Идея его создания появилась у военных во время штурма опытными танками КВ, Т-100 и СМК финских укреплений на Карельском перешейке. Красной армии потребовались ещё более мощные танки, оснащённые пушкой большого калибра, снаряды которой могли бы проламывать бетонные казематы. Такие огневые точки могла крушить тяжёлая 152-мм гаубица, стрелявшая снарядами весом 50 кг! И тогда на танк КВ поставили огромную башню весом 12 т, в которой едва поместилась тяжёлая гаубица.

КВ-2

В конце зимы 1939/40 г. три таких танка появились на Карельском перешейке. Боевое крещение прошло успешно, и сверхмощную боевую машину запустили в серийное производство. В серии танк немного изменили: для него спроектировали более просторную башню с дверью в кормовом бронелисте. Такая «калитка» ослабила броню, но она служила для загрузки в танк боеприпасов. Затаскивать на крышу башни тяжёлые, скользкие снаряды весом по 50 кг и опускать их через верхний люк внутрь танка было неудобно. В то время названия КВ-2 ещё не существовало. Просто был танк КВ в двух вариантах — с большой башней и малой. И лишь перед войной с Германией танк с 76,2-мм пушкой стали называть КВ-1, а танк со 152-мм орудием — КВ-2. Тогда же на танки КВ начали устанавливать дополнительную броню, прикручивая её на болтах к башне и корпусу. Первые бои показали, что она не нужна — имевшейся бронезащиты оказалось достаточно. Огромные КВ-2 вскоре сняли с производства. КВ-2 предназначались для наступления и штурма укреплённых районов противника, а в первые месяцы войны Красная армия вынуждена была отступать, и ни о каком штурме вражеских укреп-районов речь уже не шла.

20-е годы

Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина – не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.

«Тигр»

Самым известным германским тяжёлым танком, созданным в годы Второй мировой войны, был «Тигр». Он появился в начале 1942 г. в результате конкурса двух известных фирм – «Порше» и «Хеншель». Правда, конструкторы фирм «Хеншель» и «Порше» проектировали не танк в целом, а только ходовую часть и корпус. Башню разработала знаменитая оружейная фирма «Крупп».

Установка мощной и тяжёлой пушки, а также толстая броня резко увеличили массу танка «Тигр»: она превысила 50 т

Профессор Фердинанд Порше был настолько уверен в превосходстве своего проекта, что даже отдал распоряжение начать серийное производство тяжёлых танков. Но просчитался. Победила фирма «Хеншель», и именно её танк пошёл в производство под индексом Pz.Kpfw VI и персональным наименованием «Тигр». А 90 готовых шасси фирмы «Порше» впоследствии использовали при создании не менее знаменитого танка-истребителя «Фердинанд».

На поле боя «Тигр» невозможно было спутать с советскими танками. Формы его получились необычными. Конструкторы в сжатые сроки должны были сделать машину с очень толстой бронёй и мощной пушкой. Времени на отработку новой технологии у немцев не было. Толстые бронелисты, а их толщина в лобовой части доходила до 100 мм, очень сложно соединять. Поэтому для упрощения сборки бронелисты ставили вертикально. Это позволило сделать верхний бронелист очень широким и на нём разместить огромную башню с мощной 88-мм пушкой, способной поражать танки Т-34 и КВ с любых дистанций. «Тигр» весил почти как два танка «Панцер» IV. Чтобы обеспечить танку приемлемую проходимость, на него поставили очень широкие гусеницы.

С Западного фронта пошла легенда союзников о немецком «Тигре» как о самом мощном и неуязвимом танке мира

Впервые в большом количестве «Тигры» вышли на поля сражений в 1943 г. на Курской дуге, где продемонстрировали свою мощь над нашими танками, вооружёнными 45- и 76-мм пушками. Превосходство «Тигров» над советскими боевыми машинами длилось недолго. В 1944 г. 100-мм броня уже не могла защитить немцев от снарядов новых советских танков ИС-2 и Т-34-85, а также мощных самоходных установок Су-100, ИСУ-122 и ИСУ-152. На Западном фронте, у союзников, танков, подобных ИС-2, не было. Американцы и англичане, впервые столкнувшись в боях с «Тиграми», были поражены их боевой мощью. Сами немцы так не считали и прекратили производство этих танков в августе 1944 г. Главной причиной было то, что советским новейшим тяжёлым танкам «Тигр» был уже не страшен. На замену «Тигру» пришёл «Королевский Тигр» или «Тигр II».

Другие модели чешских танков Второй мировой войны

Легкий танк LT-38 прославился также тем, что после прекращения выпуска этой модели на базе его простого и надежного шасси начали выпускать другую бронетехнику — от бронетранспортеров, зенитных установок и ремонтных машин до превосходных самоходных артиллерийских установок, таких как “Гриле” или “Мардер III”.

Наиболее известным стал “истребитель танков” под названием “Хетцер”, которых до конца Второй мировой войны было выпущено около 2500 единиц. Эта “самоходка” была очень низкой, а поэтому незаметной на поле боя. На нее устанавливали 75-миллиметровую пушку, позволяющую вести эффективный огонь по вражеским танкам, а 60-миллиметровая лобовая броня, установленная под большим углом, делала “Хетцер” практически неуязвимым спереди. Модель получилась настолько успешной, что ее выпускали даже после окончания боевых действий для нужд швейцарской и чехословацкой армий.

Т-34 – лучший танк столетия

К концу 1930-х гг. танкисты, казалось, знали, какие танки им нужны и как их использовать. Так было до появления Т-34 («тридцатьчетвёрка») – машины, перевернувшей представление о том, каким должен быть танк. Т-34 не был ни самым быстрым, ни самым мощным. Однако все качества, определяющие мощь боевой машины, в нём сочетались наилучшим образом. В Т-34 всё было особенное: подвижность не хуже, чем у лёгких танков, а противоснарядная броня и длинноствольная 76-мм пушка – как на тяжёлых танках.

В начале войны Т-34 расстреливали немецкие танки всех типов с предельных дистанций прямого выстрела

Непобедимый

Бронелисты корпуса и башни Т-34 имели большой наклон. Установка лобовых бронелистов под большим углом увеличила эффективность бронирования. Расположение брони под углом позволяет увеличить её толщину. Снаряды противотанковых пушек летят по настильной траектории (по прямой линии, над землёй). Если такой снаряд попадёт в наклонный металлический лист, то его путь в нём будет дольше, чем в вертикальном листе такой же толщины. Кроме того, снаряд может срикошетировать – отскочить от обтекаемого корпуса. Заднюю часть корпуса Т-34 занимало моторное отделение с дизельным двигателем В-2. Перед войной на танки ставили двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине. Часто это были мощные авиационные двигатели, доработанные для установки на бронетехнику. Бензин огнеопасен, поэтому легко поджечь такой танк зажигательным снарядом или пулей. Дизельный танк труднее поразить в бою. Дизель «питается» соляркой, поджечь её труднее, чем бензин.

Германские пехотинцы, прошедшие всю Европу и умевшие эффективно бороться с французскими и английскими танками, впервые встретившись с Т-34, были в шоке

Основное оружие Т-34 – башенная 76-мм пушка. На первых танках ствол орудия едва выступал за пределы корпуса, но в 1941 г. на Т-34 стали монтировать длинноствольные орудия. Хотя эти пушки имели прежний калибр 76 мм, но за счёт большей начальной скорости (вот что значит длинный ствол) её снаряды пробивали более толстую броню. Конструкторы сделали Т-34 простым и технологичным. Это позволило даже в тяжёлом 1942 г. выпустить 12,5 тыс. «тридцатьчетвёрок».

Немецкий генерал Шнейдер писал: «Т-34 показал нашим привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности». Немцам Т-34 казались заколдованными, а броня – неуязвимой. Даже противотанковые пушки пробивали только бортовую броню Т-34, да и то – в упор, с расстояния не более 100 м.

За годы войны советская промышленность выпустила более 60 тыс. танков Т-34. Это абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения

Новая «тридцатьчетвёрка»

Первые бои Великой Отечественной войны выявили у Т-34 несколько серьёзных недостатков. Командир танка одновременно оценивал обстановку на поле боя, искал цель и стрелял из пушки. Причём обзор у командира был не очень хорошим. В 1942 г. появились Т-34 с новыми шестигранными литыми башнями, оснащённые командирской башенкой. Все новые танки получали приёмо-передающие радиостанции. К началу 1943 г. противник ответил на появление новых Т-34 модернизацией «четвёрок» и созданием новых танков «Тигр» и «Пантера». К лету 1943 г. немцы имели тяжёлые танки, которые могли расстреливать Т-34 с большого расстояния.

 Для Т-34 срочно требовалась более мощная 85-мм пушка. Однако в старую башню новая пушка не влезала. Спроектировали новую башню, где нашлось место ещё и для наводчика. Командир стал заниматься только своим делом. После доводки фактически был создан новый бронекорпус. На фронте новые танки, получившие обозначение Т-34-85, появились осенью 1944 г. Маневренность этих боевых машин не пострадала.

Т-34-85 долгие годы состоял на вооружении армии Египта

Т-34-85 сражался в рядах вьетнамской народной армии в 1971 г.

Последнюю модернизацию «тридцатьчетвёрки» прошли уже после окончания войны. Корпус и ходовая часть Т-34-85 мало изменились по сравнению с первыми образцами легендарного танка. В 1950-е гг. на Т-34 стали устанавливать двигатели и опорные катки от новейших танков Т-54. День Победы не поставил точку в боевой биографии лучшего танка Второй мировой войны. Военная карьера легендарного советского танка Т-34 продолжилась в самых разных уголках земного шара, не завершилась она и по сей день.

Легкий танк LT-35

Эта модель чешского танка была создана на в 1935 году под названием S-IIa с классической компоновкой и задним расположением ведущего привода. На этом же заводе для него была разработана 6-цилиндровая карбюраторная силовая установка, которая размещалась в задней части корпуса. Она позволяла развивать скорость до 30 км/час, а запас хода без дозаправки достигал 150 км.

Довольно большая, как для легкого танка, башня находилась посредине корпуса и была оснащена 37-миллиметровой автоматической пушкой, а также пулеметом с калибром 7,92 мм. Наведение орудия и стрельба происходили с помощью механического привода, а командир экипажа мог определять вражеские цели с помощью телескопического прицела и перископа.

В состав экипажа такого чешского танка Второй мировой войны (фото модели можно увидеть в статье) входил также механик-водитель, сидящий в правой передней части корпуса, а слева возле него располагался стрелок-радист, который стрелял по противникам из дополнительного пулемета в передней части корпуса.

Несмотря на то, что модель LT-35 предназначалась в основном для поддержания пехотных атак, толщина его брони была относительно слабой. Толщина лобовых бронелистов составляла 25 мм, а бортовых — 16 мм.

В свое время легкий танк LT-35 был очень популярным в немецкой армии благодаря новейшим конструкторским решениям, которые значительно повышали его эксплуатационные и технические показатели. Двигатель запускался с помощью пневматики, а улучшенный сервопривод облегчал процесс управления тормозной системой и трансмиссией.

За три года с конвейера сошло 424 чешских танка этой модели. Большинство из них входило в состав немецкой армии на начальных этапах войны.

Танки 1965–1985 гг.

К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.

Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.

Т-64. 1969 г.

Т-72. 1973 г.

С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.

«Чифтен». Великобритания. 1965 г

Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).

«Леопард-1». Германия. 1965 г.

М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.

Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.

Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.

Т-80. СССР. 1976 г.

Тяжелые танки категории «ИС»

Одним из первых тяжёлых танков после Второй мировой войны стала машина под названием «ИС». Конструкторы и разработчики не стали долго думать над названием этой боевой машины и назвали ее в честь вождя советского народа Иосифа Сталина.

Тяжелый танк «ИС-2»

Для того, чтобы эффективно и быстро окончить Вторую Мировую войну нужны были массированные и тяжёлые танки, которые хорошо бы справлялись со своими боевыми задачами в границах города, так как военное руководство Советского Союза знало, что последние оплоты защиты фашистов будут находиться именно в больших немецких городах, например в Берлине.

Какой танк мощнее на ваше усмотрение?

“ИС””Т”

Нужно отметить, что танки класса «ИС» уже разрабатывались и использовались во время Второй мировой войны. Иосиф Сталин лично просматривал проект и чертежи будущего танка. Он утвердил, что его вес должен составлять 46 тонн. Но во время разработки этот вес значительно был увеличен и поэтому разработка велась в строжайшей секретности для того, чтобы преждевременно не злить руководство.

В танке ИС-4 по сравнению с его предыдущей версией, была значительно утолщена броня, а также увеличен калибр орудия. Экипаж размещался совершенно по-новому. Нужно отметить, что эти танки хорошо показали себя во время проведения наступательных операций во Второй мировой войне. Несмотря на свой вес и массивность, они были достаточно хорошо подвижными и  маневрировали по улицам городов, которые освобождала Красная армия.

После 1944 года конструкторские бюро и военные эксперты решили изобрести еще более новый танк. На основании всех своих ранее изготовленных орудий и боевых машин, конструкторы решили создать танк, который воплотит в себе весь опыт военных кампаний, в которых использовалась подобная техника. Таким образом мир увидел танк ИС-7.

Танк «ИС-7» в музее

Его проектирование началось сразу после войны в 1945 году летом. В крайне сжатые сроки были разработаны чертежи, а также схемы производства подобного танка и уже 9 сентября 1945 года этот проект был утвержден. Особенностью этой машины стали большие углы наклона броневых листов, которые придавали технике большей безопасности. Танк стал более устойчив к попаданиям снарядов противника, а также более быстрым на поле боя.

Позаимствованный опыт

Существовали и другие проекты, оказавшиеся слишком утопичными и забытыми даже без постройки модели. Несмотря на такое количество, первыми повоевавшими оказались отнюдь не машины СССР, а английские, после чего появились и французские Renault FT-17, оказавшиеся весьма удачными для своего времени.

Ленин, понимавший нужду армии в современной технике, в 1919 году поставил задачу перед советской промышленностью как можно скорее спроектировать и начать выпускать свой танк. К концу года, взяв за основу трофейный Renault FT-17 и тщательно изучив его, завод Красное Сормово, совместно с Московским АМО и Ижорским заводом, начал создавать первый советский танк.

Уже 31 августа следующего года появился первенец, получивший своё имя “Борец за свободу тов. Ленин”, последующие 14 машин также получили свои имена.

Первый танк СССР массой 7 тонн отличался от французского оригинальной клепаной башней и двигателем, позже к трофейной 37 мм пушке добавился пулемёт. Несмотря на большую огневую мощь, Русскому Рено с толщиной брони 8-16 мм серьезно не хватало защиты, её скорость составляла всего 8,5 км/час, а экипаж плохо себя чувствовал внутри из-за тесноты и жары.

В этом же году инженер Максимов создал проект маленького и лёгкого танка с противопульной защитой, пулемётным вооружением, скоростью 17 км/час и экипажем из одного человека.

Несмотря на по-прежнему большое количество идей и проектов, было очень сложно организовать серийное производство современных боевых машин.

Комментировать
0