No Image

Конституция ссср 1977 г. поздний «развитой социализм»

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Первая российская конституция

С конституцией в Российской империи дела всегда были так себе. Неоднократные попытки передовых политических сил ограничить власть монарха законом, как правило, оставались только намерениями, которые по разным причинам так и не удавалось воплотить в жизнь (при том, что во входящем в состав Российской империи Царстве Польском конституция была).

Первой российской конституцией, фактически, стали Основные государственные законы Российской империи, принятые в 1905—1906 годах по воле императора Николая II. Этот документ был дарован монархом и не был утвержден ни всенародным голосованием, ни тогдашней Думой.

Прекращение действия

8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Республика Беларусь) президентами РСФСР и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного Совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное в СМИ как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

10 декабря Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали соглашение о создании СНГ.

12 декабря соглашение было ратифицировано Верховным Советом РСФСР. Законность данной ратификации вызвало сомнение у некоторых членов российского парламента, так как по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 года рассмотрение данного документа находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку он затрагивал государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влек за собой изменения в российскую конституцию.

21 декабря 1991 года на встрече глав республик в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, были подписаны Алма-Атинская декларация и протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ.

23 декабря Верховный Совет Казахской ССР ратифицировал беловежское соглашение вместе с алма-атинским протоколом. Упоминания о том, что Казахстан является союзной республикой СССР, оставались в Конституции Казахской ССР 1978 года (Глава 7. Казахская ССР — Союзная Республика в составе СССР, ст. 68-75) вплоть до 28 января 1993 года, когда была принята и вступила в силу Конституция Республики Казахстан.

25 декабря Михаил Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. В тот же день соглашение о создании СНГ было ратифицировано Верховным Советом Таджикистана.

26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренный Конституцией СССР) принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов Российской Федерации трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение и исключить из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным и в дальнейшем привело к силовому разгону Съезда в октябре 1993 года. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4 и 102 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР) 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда был принят на всенародном голосовании проект Конституции Российской Федерации, который не содержал упоминания о Конституции и законах Союза ССР.

19 июня 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал закон о полном исключении упоминаний об СССР (в том числе и о Конституции СССР) из конституции Украины 1978 года.

Конституция 1977 г.

7 октября 1977 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая заменила Конституцию 1936 г. В этот период в советском руководстве уже полностью закрепилась доктрина партийности, утвердился жесткий курс во внешней политике, укрепила позиции партийно-государственная бюрократия; вместе с этим постулировались тезисы о ведущей роли пролетариата, социальной однородности, увеличении прав и свобод советского населения, росте демократизма.

Конституция содержала преамбулу и 9 разделов. Из новых положений в ней присутствовали положения о политической системе общества, статусе народного депутата, социальном развитии и культуре. В преамбуле говорилось о том, что в СССР уже построен «развитой социализм» и создано «общенародное государство». Эта концепция по-своему отодвигала построение коммунизма на неопределенный срок, выдвигая на первое место задачу повсеместного укрепления законности и правопорядка. Высшей целью государства называлось построение коммунистического общества, где будут отсутствовать классы. Также в ней определялись основы разных сфер советского общества:

  • социалистическая собственность на средства производства – экономическая сфера;
  • советы – политическая сфера;
  • союз рабочих, крестьян, интеллигенции – социальная сфера.

В новой главе определялись вопросы внешней политики, которая была направлена на создание условий для построения коммунизма, укрепление мирового социализма. Утверждался принцип социалистического интернационализма в отношениях между СССР и соцстранами, однако на деле он нередко не соблюдался.

Эта конституция впервые отразила реальное положение партии в стране, которая определялась как «руководящая и направляющая сила общества», ядро советской политической системы (6-я статья). Это официальное закрепление роли партии привело к тому, что партийные организации получили монопольный контроль за деятельностью разных учреждений. Подобное повышение значения партийного аппарата привело к тому, что без членства в партии нельзя было продвинуться вверх в служебной карьере.

В Конституции закреплялись права населения на жилище, охрану здоровья, свободу творчества, судебную защиту. Гражданские права выражались в возможности участия в референдуме, всенародном обсуждении и т.д.

Высшим органом объявлялся Верховный Совет СССР, куда входили Совет национальностей и Совет Союза. В его полномочия входили решения наиболее важных дел государства. Между его сессиями этими вопросами занимался Президиум. Положения о национально-государственном устройстве, в основном, сохранялись с 1936 г.

Замечание 1

Конституция 1977 г. завершила оформление консервативной политики эпохи Л. Брежнева, узаконив партийный контроль над обществом.

«Инструмент совершения мировой революции»

Эксперты называют процесс принятия Советским Союзом Конституции 1924 года закономерным.

«Происходило учреждение молодого государства, СССР, с точки зрения нормативной функциональности, и это требовало принятия основного закона. Конституция была достаточно небольшой и не охватывала таких серьёзных вопросов, как, например, права человека. Они отражались в республиканских конституциях, а на союзном уровне были зафиксированы только в новой Конституции 1936 года», — отметил в беседе с RT член Российской РАЮН, доктор юридических наук, профессор Сергей Комаров.

Как подчеркнул в беседе с RT заведующий кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор Владимир Томсинов, принципы формирования государства, заложенные в первой Конституции СССР, в какой-то мере создали предпосылки для грядущего распада страны. 

По его мнению, принятый закон не был направлен на решение внутренних проблем нового государства и это стало слабым местом Конституции 1924 года.

«Авторы Конституции изначально смотрели на СССР не как на самостоятельное государство, а лишь как на инструмент совершения мировой революции. Соответственно, вместо того чтобы решать внутриполитические, правовые, экономические вопросы, все силы и средства должны были бросаться на новые революции», — отметил Томсинов.

С точки зрения эксперта, созданием самодостаточного государства в СССР занялся Иосиф Сталин.

Фактически в конце 1920-х — начале 1930-х годов в Советском Союзе произошла новая революция, в ходе которой большевики-почвенники победили большевиков — сторонников мировой революции, отчаянно сопротивлявшихся принятию нового основного закона», — рассказал Томсинов.

День Пионерии

Этот праздник отмечается в день появления Всесоюзной организации пионеров. Случилось это в 1922 году, когда на второй всероссийской комсомольской конференции приняли решение о создании отрядов пионеров. Данная организация была направлена на становления внутреннего идеологического стержня и подготовки к вступлению в комсомол. В СССР в этот день определяли итоги соревнований между отрядами по сбору макулатуры и металлолома, успеваемости и прочее. Также этот праздник обычно сопровождался сборами, концертами, парадами, конкурсами и другими пионерскими мероприятиями. В настоящее время день Пионерии перестал быть широко известным праздником, его отмечают только отдельные детские организации.

Новая метла метёт по‑новому

— Почему процесс разработки и принятия Конституци так растянулся – с 1962-го по 1977-й?

— Период нахождения Никиты Сергеевича у власти был отмечен масштабными реформами партии, госаппарата и системы хозяйствования на всех уровнях. Чем больше реформ проводилось, тем дальше страна уходила от того общества, в условиях которого принималась Конституция 1936 года, тем меньше прежний документ соответствовал реалиям.

В начале работы над новым проектом Конституции Хрущёв обозначил важными роль общественных организаций, новый перечень прав граждан, усиление Советов всех уровней, расширение прав союзных республик, а также проработку вопросов хозяйственно-экономического развития, социалистической собственности, планирования, управления, распределения материальных благ. Работа в 1962–1964 годах была проведена колоссальная, но после отставки Никиты Хрущёва весь проект надолго встал на паузу.

— Что же изменилось спустя десятилетие и привело к реанимации проекта?

— Во‑первых, к 1970-м годам сталинская Конституция объективно не отвечала ни духу времени, ни состоянию советского общества и государства, ни сложившимся экономическим отношениям.

Во‑вторых, в 1971 году Леонид Ильич был повторно избран на пост генерального секретаря, его противники были побеждены.

Наконец, минувшая восьмая пятилетка 1966–1970 годов была признана самой успешной за всю историю СССР и улучшила благосостояние советских граждан. Налицо были и необходимость нового Основного Закона страны, и возможность утвердить его в самый благоприятный момент, в том числе лично для Брежнева.

Поэтому работа была возобновлена с новой силой. Как и его предшественники, Леонид Ильич внёс в проект свои собственные идеи и мысли, например концепцию «развитого социализма», сформулированную им ещё в 1967 году. 

Схемы

Третья конституция Союза СССР

Как и предыдущие Конституции, Конституция 1977 года распределяла полномочия между союзными и республиканскими органами власти. В Основном законе также были гарантированы важнейшие права человека и гражданина и регламентированы основы правосудия.

Третья и последняя Конституция СССР была принята в 1977 году на внеочередной сессии Верховного Совета. Она состояла из преамбулы и восьми глав.

Осуществление государственной власти СССР

Формально высшим органом власти в СССР был Верховный Совет. Однако фактически и Верховный Совет, и Совет министров выполняли решения Политбюро и Центрального комитета партии. Во всех эшелонах власти дублировались функции парткомов и исполкомов.

Конституция СССР 1977 г. закрепляла руководящее положение Коммунистической партии и обеспечивала слияние государственных и партийных структур.

Органы государственной власти и управления СССР по конституции 1977 г.

Высшим органом каждой республики и автономной республики был Верховный Совет. Ему соответствовал исполнительный орган – Совет министров. При областных, краевых, окружных, районных, городских и сельских советах депутатов действовали исполкомы.

Руководящую роль в государстве выполнял Верховный Совет СССР, который состоял из Совета Союза, Президиума Верховного Совета и Совета национальностей. Исполнительную функцию власти по Конституции 1977 года выполнял Совет Министров СССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Союзные республики

Четырнадцать советских республик были унитарными, хотя некоторые из них и включали автономные территориальные образования (АО и АССР). Единственной федерацией в составе СССР была Россия. Число республик оставалось неизменным до 1991 года.

Советский Союз по Конституции 1977 года состоял из пятнадцати республик, единственной федеративной из которых была РСФСР. Крупнейшими национально-государственными образованиями оставались Российская СФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе РСФСР

АССР обладали признаками государственности. Автономные области и округа входили в состав областей и краёв и не имели признаков государственности, хотя были образованы по национальному признаку. Все они были представлены в Совете Национальностей.

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в себя другие автономные области и республики. Так, РСФСР состояла из Башкирской, Бурятской, Дагестанской, Калмыцкой, Карельской, Мордовской, Марийской и других автономных республик.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе других союзных республик

В составе Грузии существовали две АССР и одна автономная область, в составе Азербайджана – одна АССР и одна автономная область. В составе Таджикской СССР существовала Горно-Бадахшанская АО, а в составе Узбекистана – Каракалпакская АССР.

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в свой состав другие автономные республики и области. Так, Нагорно-Карабахская автономная республика входила в состав Азербайджанской ССР, а Аджарская – в состав Грузинской ССР.

Судебная система СССР по конституции 1977 г.

Основными кассационными инстанциями были верховные суды союзных республик. Наивысшей кассационной инстанцией был Верховный Суд СССР, которому в обход системы республиканских, областных, краевых и окружных судов подчинялись военные трибуналы.

Верховный Суд СССР по Конституции 1977 года возглавлял всю судебную систему государства, ему подчинялись суды всех национально-государственных образований. Верховный Суд также имел прямую власть над Военными трибуналами в Вооружённых Силах.

Основные разделы Конституции

Целью государства СССР провозглашалось построение бесклассового общества, а дата принятия Конституции была закреплена на государственном уровне в качестве праздника: 7 октября – День Конституции СССР. Новые правила жизни государства были расписаны в девяти разделах и содержали теоретическое и идеологическое вступление.

Раздел
Преамбула

Описывался исторический путь развития страны с момента Великой Октябрьской революции, приводились научные и политические обоснования существования развитого социализма, намечались пути развития, ведущие к коммунистической модели общества.

Первый Включал в себя положение об общественном строе и политике государства.
Второй Регулировал взаимоотношения отдельного человека и государства.
Третий Закреплял национально-государственное устройство СССР.
Четвертый Посвящался системам избрания и принципам деятельности Советов народных депутатов.
Пятый Регулировалась деятельность и избирательность органов высшей государственной власти и управления СССР.
Шестой Посвящался органам высшей власти в союзных республиках.
Седьмой Закреплялись деятельность судов, прокурорский надзор и арбитражная деятельность.
Восьмой О государственной символике.
Девятый Посвящался действию основного закона и порядку внесения изменений в него.

Временной отрезок, когда готовилась Конституция, был отмечен сменой власти в СССР. Инициатор создания новых законов страны, Н. Хрущев, не успел объявить праздничную дату принятия нового закона – 7 октября, День Конституции СССР. Хрущев стал во главе государства в 1953 году, а был отправлен в отставку в 1964 году – Конституцию принимали уже без его участия.

Концептуальные отличия

В непринятой Конституции 1964 года привлекают внимание некоторые статьи 11-й главы «Народные Советы». В них есть нормы, которых ни прежде, ни после не было в советских основных законах

Например:

«Статья 114. При каждых выборах состав депутатов Народных Советов обновляется не менее чем на одну треть. Гражданин может избираться в один и тот же Народный Совет не более чем три раза подряд…»

Следующая формулировка позволяет предполагать, что Хрущёв планировал допустить альтернативные выборы в Советы:

«Статья 115. Избранным считается кандидат в народные депутаты, получивший более половины голосов всех избирателей в избирательном округе».

А статья 113 впервые в советских законах упоминала возможность агитации не только «за», но и «против» любого кандидата. В «брежневскую» Конституцию такие нормы не прошли.

Любопытные новшества, также не встречавшиеся в существовавших доселе советских законах, содержались в главе 8-й конституционного проекта – «Основные права граждан»:

«Статья 81. Гражданам СССР обеспечивается свобода передвижения и выбора места жительства на территории СССР. Ограничения этого права возможны только на основании закона.

Статья 82. Граждане СССР имеют право на выезд за границу в установленном законом порядке».

В Конституциях 1936 и 1977 года такие свободы отсутствовали даже декларативно.

Обращает на себя внимание также формулировка статьи 75: «Каждый гражданин СССР и каждая семья имеют право на благоустроенное жильё». То, что жильё должно быть благоустроенным, не предусматривала ни одна из действующих советских Конституций, равно как и ныне действующая Конституция РФ

Конституция СССР 1964 года, в соответствии с идеей отмирания государства при коммунизме, предусматривала более широкое применение прямого народовластия. Этому была посвящена целая 12-я глава «Прямое непосредственное народное правление». Его проявления делились на три разряда: народные собрания по местам жительства и трудовым коллективам, всенародное обсуждение, референдумы. Изменения основных положений Конституции могли производиться только путём референдума после всенародного обсуждения. Слова «советское общенародное социалистическое государство» стали заголовком 1-й главы (в Конституции 1977 года они сохранились только в тексте 1-й статьи).

Полномочия органов государственной власти могли в некоторых случаях по закону передаваться общественным организациям. Это также делалось в соответствии с представлениями о «переходе к коммунизму». С современной точки зрения, однако, в этой норме легко усмотреть почву для внеправового произвола.

Некоторые формулировки прав граждан были жёстче, чем в «сталинской» и «брежневской» Конституциях, ориентированы на подчинение интересам коллектива и господствующей идеологии. Это касалось, прежде всего, прав на личную собственность и индивидуальную трудовую деятельность, а также зависимости свободы совести от задач «атеистического воспитания».

Наконец, определение Коммунистической партии, как «руководящей и направляющей силы советского общества», появилось именно в «хрущёвском» проекте Конституции.

Гражданские свободы и права

Сталинская конституция стала передовым документом своей эпохи именно благодаря «гражданским» положениям из 10-ой главы. Можно сколько угодно рассуждать, что права и свобод, провозглашенные конституций, чаще всего не выполнялись, но факт заключается в другом – до 1936 года ни в одной стране мира подобный права и свободы не были официально закреплены за всеми гражданами. Это была победа социализма над капитализмом, и этого западные страны не простят никогда. Даже если рассматривать современную конституцию США, то там, с учетом всех поправок, у граждан очень мало прав и они сильно урезаны по сравнению с тем, что было в СССР. Что касается разговоров, что свободы остались на бумаге, то это сравни разговорам, что СССР спровоцировал Германию на атаку. За этим нет ничего, кроме сильного желания других стран принизить историю России и СССР. Ни в одной стране мира конституция не выполнялась на 100%. Но претензия сегодня к СССР не столько из-за того, что гражданские права и свободы умилялись, а в том, что они оказались записанными в официальный документ.

Основные права граждан СССР по конституции:

  1. На отдых. Это выражалось в законодательном закреплении 8-ми часового рабочего дня, а также предоставлением каждому человеку ежегодного отпуска, который оплачивался государством.
  2. На работу (труд). Это выражалось в предоставлении каждому человеку гарантированного рабочего места. Безработица была минимальной и стремилась к нулю.
  3. На образование. Конституция объявила любое образование в стране бесплатным. При этом вводилась обязательная программа (8 классов) и дополнительная (училища и ВУЗы).

В конституции указывалось, что каждый гражданин СССР является неприкосновенным и получает гарантии безопасности. Также ему предоставляется гарантия неприкосновенности и целостности жилища. Важная особенность конституции СССР 1936 года – в стране устанавливались равные одинаковые права для мужчин и женщин. Сегодня это кажется обыденным и логичным, но до середины 20 века случай СССР был уникальным. В других странах женщинам гражданские права давали крайне ограниченно.

Каждый гражданин был обязан:

  1. Защищать Родину. Служба в армии была обязательной и почетной обязанностью каждого.
  2. Соблюдать законы. Это требование относилось не только к Конституции и Кодексам, но и к дисциплине на производстве, правилам совместного проживания. Последнее было крайне актуальным, поскольку подавляющая часть населения проживала в общежитиях.
  3. Защищать и оберегать социалистическую собственность. Любой человек, восхищавший государственную собственность, или наносящий серьезный вред производству, приравнивался к изменнику. По законам того времени это была смертная казнь.

Путь к СССР

В феврале 1917 года в России произошла буржуазная революция, по результатам которой в стране было создано Временное правительство, а на бывших имперских окраинах начали возникать самопровозглашённые органы самоуправления с неопределённым статусом. Страна погружалась в политический хаос.

Весной в Россию из Европы прибыл лидер большевиков Владимир Ленин, который вскоре заявил о необходимости передачи в одни руки власти в Стране Советов, а также о том, что его партия готова взять на себя ответственность за управление государством. Попытки Временного правительства арестовать его заставили вождя большевиков на время укрыться в Финляндии. Но в октябре он вернулся в Петроград и 7 ноября (25 октября по старому стилю) организовал свержение Временного правительства. Вместо этого государственного органа начал функционировать Совет народных комиссаров, который и возглавил Ленин.

  • Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Революционно настроенные моряки Балтийского флота из Гельсингфорса (Хельсинки) прибыли в Петроград
  • РИА Новости

Вскоре после прихода к власти большевики столкнулись с серьёзными трудностями. С одной стороны, против них выступило Белое движение, объединившее разнородные политические силы — от либеральных до правомонархических. С другой — активизировались сепаратисты с национальных окраин, которые начали требовать независимости, отказываясь признавать легитимность Совнаркома.

Также по теме


«Оплот против мирового капитализма»: как был образован Союз Советских Социалистических Республик

95 лет назад на I Всесоюзном съезде Советов были приняты Декларация и Договор об образовании СССР. В их основу легли идеи Ленина о…

В результате Гражданской войны 1918—1922 годов большевики смогли установить власть Советов на всей территории бывшей царской России за исключением Прибалтики, Бессарабии, Западной Украины и Белоруссии, а также изначально имевших особый статус Финляндии и Польши.

Однако проявления национального сепаратизма, а также сомнения в том, что иностранный пролетариат поддерживает идеи мировой революции, заставили Ленина пересмотреть свои взгляды на идеальное государственное устройство. Он стал федералистом, сделав ставку на то, что широкие права, предоставленные отдельным нациям, должны облегчить процесс вхождения новых стран в социалистическое объединение.

Но такие идеи не понравились генеральному секретарю ЦК ВКП (б) Иосифу Сталину. Он выступал за то, чтобы социалистические республики, входящие в состав Советской России, обладали правами автономий. Из числа республиканских компартий ленинский проект полностью поддерживали только коммунисты Белоруссии, остальные либо выступали за идеи Сталина, либо воздерживались от однозначных оценок. Однако Ленину, несмотря на плохое состояние здоровья, удалось продвинуть идею федеративного союза с широкими правами отдельных республик.

  • “Представители советского Туркестана у В.И. Ленина”, 1918 год. Репродукция
  • РИА Новости

29 декабря 1922 года был подписан договор о создании СССР, а 30 декабря этот документ одобрил I Всесоюзный съезд Советов. В состав Советского Союза наряду с РСФСР вошли Белорусская ССР, Украинская ССР и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, объединившая Азербайджан, Армению и Грузию.

Комментировать
0