fbpx
No Image

Польская конституция 1815 года

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Вариант 1

А1. Проведение аграрной реформы в Прибалтике свидетельствовало о стремлении Александра I

1) усилить крепостной гнет
2) уничтожить помещичье землевладение
3) постепенно уничтожить крепостное право
4) ускорить заселение свободных территорий на востоке России

А2. Конституция Царства Польского была принята в

1) в 1801 г.
2) в 1812 г.
3) в 1815 г.
4) в 1822 г.

A3. Конституция Царства Польского

1) провозглашала независимость Польши
2) вводила на территории Польши республиканскую форму правления
3) запрещала использовать польский язык в государственных учреждениях
4) гарантировала неприкосновенность личности и свободу печати

А4. Кого царь назначал для управления Великим княжеством Финляндским?

1) гетмана
2) обер-прокурора
3) президента
4) генерал-губернатора

А5. Присоединение кавказских территорий

1) улучшило отношения России с Турцией и Ираном
2) позволило включить в состав России территорию Причерноморья
3) привело к уничтожению феодальных пережитков в этом регионе
4) потребовало больших финансовых расходов со стороны России для освоения этих территорий

А6. Согласно Уставу об управлении инородцев нерусские народы Сибири

1) обязаны были исповедовать православие
2) подразделялись на оседлых, кочевых и «бродячих»
3) обязаны были нести военную службу
4) не должны были выезжать за пределы черты оседлости

В1. Прочитайте отрывок из документа и укажите его название.

86. Законодательная власть пребывает в Особе Царя и в двух палатах сейма…
90. Сейм обсуждает все проекты законов гражданских, уголовных и административных, которые будут ему переданы от имени Царя государственным советом. Он обсуждает все, переданные ему от Царя проекты изменения или замены предметов ведения конституционных установлений и властей, как-то: сейма, государственного совета, суда и правительственных комиссий.

Законодательная власть

Согласно конституции Царства Польского 1815 г. высшим законодательным органом становился двухпалатный сейм, в состав которого входил также польский царь (то есть, российский император). Сейм собирали раз в два года, в случае же необходимости внеочередной сессии, царь издавал специальный указ. Членов Сената, верхней палаты, назначал царь пожизненно из числа принцев, епископов, воевод и кастелянов. Для того чтобы стать сенатором, необходимо было преодолеть возрастной и имущественный цензы.

Нижнюю палату формировали из представителей губерний Царства Польского, и поэтому именовалась она Палатой послов. 77 человек принадлежали к числу дворян, а всего в палате заседало 128 депутатов. Численность Сената не должна была превышать половины от этого числа. Выборы в Палату послов были двухступенчатыми, а для избирателей действовал умеренный имущественный ценз.

Между двумя палатами было установлено равноправие: царь мог отправить законопроект в любую из них. Исключение делали лишь для законов, связанных с финансовой сферой. Их в обязательном порядке направляли сначала в Палату послов. Законодательной инициативой сейм не обладал. Голосование по законопроекту было открытым, никаких изменений текста не допускали, это было прерогативой Государственного совета. Царь при этом обладал правом абсолютного вето.

Особенности Конституции

Структура Конституции обладает специфическими особенностями. Она начинается с преамбулы, в которой, отмечено, что Третья республика продолжает лучшие традиции Первой и Второй республик и памятует “о горьком временном опыте, когда главные человеческие права и свободы были в нашей Отчизне попраны”. Конституция в преамбуле определена “как основной закон для государства, опирающийся на уважение справедливости и свободы, взаимного действия властных ветвей, общественного диалога, а также на принципе дополнительности, который укрепляет правомочия граждан и их общностей”. Принцип субсидиарности, означает, что по отношению к социальным и экономическим проблемам общество обладает приоритетом перед государством, которое призвано для оказания помощи там, где местные сообщества не в силах разрешить проблемы самостоятельным образом.

Особенность в структуре Конституции представлена 3 разделом, именуемым как “Источники права”, который, как и 2 раздел, посвящен человеческим и гражданским правам, свободам и обязанностям, напоминает изложение их как конституционных статей учебника конституционного права. Следует признать, что четкое определение в этом разделе иерархии нормативных актов и процедур введения их в действие должны оказать помощь в упорядочении нормотворчества разнообразных властных органов.

В Конституцию включается 10 раздел, именуемый как “Публичные финансы”, который состоит из двенадцати статей, регулирует основы статуса Польского Национального Банка.

Следующая особенность структуры Конституции – специализированный 11 раздел, который устанавливает следующие виды чрезвычайного положения: военное, исключительное и положение стихийного бедствия.

Замечание 2

Положительная особенность Конституции усматривается в том, что последний 13 раздел, который содержит переходные и заключительные положения, является довольно подробным, позволяет обеспечивать плавный переход от прежнего конституционного регулирования к новому, хоть некоторые временные сроки и являются излишне большими.

Разделы Речи Посполитой

К концу XVIII века больше всего в польских территориях были заинтересованы Пруссия, Австрия и Россия. Однако императрица Екатерина II стремилась сохранить независимую Польшу, поскольку это позволяло ей единолично контролировать это государство через своих ставленников. С такой позицией не были согласны австрийцы и пруссаки. Они оказывали давление на русское правительство, и Екатерина, понимая, что из-за польских земель может вспыхнуть новая война, согласилась на раздел.

В 1772 году Речи Посполитой был навязан договор, по которому она теряла треть своей территории. Россия получила восточные области Белоруссии и польскую часть Ливонии. В 1793 году произошел второй раздел. Россия стала обладательницей центральных областей Белоруссии и Правобережной Украины. Независимость сохранила лишь четверть Речи Посполитой. После неудачного восстания Тадеуша Костюшко, в 1795 году Пруссия, Австрия и Россия разделили между собой остатки страны.

В ходе разделов был завершен процесс возвращения земель, утраченных Русью в период феодальной раздробленности. На историческую польскую территорию Россия не претендовала, что позволило Екатерине отказаться от титула королевы польской.

Польша в составе России

Император Александр I, желая заручиться поддержкой польского населения, по окончании боевых действий сразу же издал указ об амнистии для польских военнослужащих, сражавшихся в армии Наполеона против России. Факт восстановления суверенитета Польского государства, пусть даже и в рамках Российской империи, вызвал заметную поддержку со стороны влиятельных представителей польской шляхты, усматривающих в этом необходимое условие для сохранения их собственных сословных привилегий.

17 ноября 1815 г. полякам был дарован статус суверенного государства и собственный Основной закон. Конституция закрепляла традиции времен Речи Посполитой, выражавшиеся в учреждении Сейма, названиях и коллегиальном устройстве государственных структур, выборности судей и членов администраций. В Польше сохранялись национальные правительство, валюта (злотый) и вооруженные силы. Последние были реформированы по российскому образцу, но с сохранением польских военной формы и языка команд. За польским языком по-прежнему был закреплен статус государственного. Полякам предоставлялось право занимать важнейшие должности в правительстве. Высшим органом законодательной власти становился Сейм, торжественное открытие которого в 1818 г. было проведено лично Александром I.

После восстания

Привилегии Царства Польского при Николае I стремительно сокращались. На смену конституции пришел Органический статут 1832 года, в котором была заложена идея постепенного слияния Польши с Российской империей. Руководящие должности заместили русскими чиновниками, а ряд польских ведомств (например, путей сообщения или Варшавский учебный округ) вошел в прямое подчинение центральным органам управления.

Установившийся авторитарный режим вызвал массовую эмиграцию польской интеллигенции. Из-за границы они пытались путем распространения прокламаций и воззваний поднять на восстание польский народ, в особенности крестьянство. Однако сохранившиеся еще со времен Речи Посполитой противоречия между шляхтой и крестьянством были столь сильны, что ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Кроме того, николаевская администрация в противовес национализму выдвинула консерватизм и клерикализм. Влияние католической церкви сводило к нулю все попытки эмиграции убедить народ в необходимости борьбы за независимость.

В 1863 году поляки все же предприняли новое восстание, которое русской армии вновь удалось подавить. Очередная попытка освободиться от русского владычества показала, что интеграционный курс Николая I успехом не увенчался. Между двумя народами установились взаимное недоверие и неприязнь. Не облегчала ситуацию и насильственная русификация: в образовательных учреждениях преподавали историю России, да и само обучение вели на русском языке.

Необходимо отметить, что в образованных кругах едва ли не всех западных государств разделы Речи Посполитой считались исторической несправедливостью. Особенно ярко это проявилось, когда поляки оказались разделенными между двумя противоборствующими лагерями в годы Первой мировой войны и вынуждены были сражаться друг с другом. Осознавали это и многие русские общественные деятели, но высказывать подобные мысли вслух было опасно. Однако упорное стремление поляков к независимости сделало свое дело. На завершающем этапе Первой мировой войны американский президент Вудро Вильсон в своих 14 пунктах по мирному урегулированию отдельно вынес польский вопрос. По его мнению, восстановление Польши в исторических границах являлось принципиальным вопросом. Однако расплывчатость термина “исторические границы” вызвала ожесточенные дебаты: считать ли таковыми те, что сложились к 1772 году или же границы средневекового Польского королевства? Неудовлетворенность решениями конференций в Версале и Вашингтоне привела к войне между РСФСР и Польшей, завершившейся победой последней. Но международные противоречия этим не исчерпывались. На ряд польских областей претендовали Чехословакия и Германия. Это, а также другие спорные решения мирных конференций после Первой мировой, привели к новой большой войне в Европе, первой жертвой которой стала независимая Польша.

Правосудие

Отправление правосудия конституция объявляла независимым: судья должен был выражать своё мнение совершенно свободно от каких бы то ни было влияний со стороны «наивысшей или министерской власти». Судьи, как назначенные королём, так и выборные, объявлялись несменяемыми, за исключением случаев смещения по судебному приговору за должностные или иные преступления.

Государственные преступления и преступления высших государственных сановников подлежали сеймовому суду из всех членов сената. Наказание конфискацией имуществ отменялось и не могло быть ни в каком случае восстановлено.

Основные положения


15

 (

27

) ноября 
1815
 г. отданное
Александру I

Венским конгрессом
Царство Польское получило от своего нового монарха Конституцию. Эта конституция превращала только что созданное государство в наследственную монархию, «навсегда соединённую с Российской империей». Монарх назначал наместника, каковым мог быть лишь поляк; исключение делалось для наместника из членов Императорского Дома.

«Римско-католическая религия, исповедуемая большинством жителей Царства Польского», должна была быть предметом особого попечения правительства, без малейшего, однако, ущерба для свободы иных исповеданий.

Особой статьёй обеспечивалась свобода печати. Закон должен был определить способы устранения злоупотреблений этой свободой.

Далее обеспечивалась свобода личности со ссылкой на стародавний основной закон: «
neminem captivari permittimus nisi jure victum
».

Польский язык объявлялся языком администрации, суда, войска и т. п.; все должности должны были замещаться только одними поляками.

«Польский народ, — гласила далее одна статья, — на вечные времена будет иметь национальное представительство на сейме, состоящем из короля и двух палат (изб), из коих первую будет составлять сенат, а вторую послы и депутаты от общин» (
гмин
).

Статья 45 конституции 1815 года гласила: «Все Наши наследники по престолу Царства Польского обязаны короноваться Царями Польскими в столице согласно обряду, который будет Нами установлен, и приносить следующую клятву: „Обещаюсь и клянусь перед Богом и Евангелием, что буду сохранять и требовать соблюдения Конституционной Хартии всею Моею властью“».
Николай I
, единственный
коронованный царь Польский
, отменил эту норму.

Все королевские распоряжения и постановления должны были скрепляться подписью министра, который и будет нести ответственность за все, что могло бы в этих распоряжениях и постановлениях заключаться противного конституции и законам.

Конституция учреждала, кроме того, государственный совет, без которого наместник не мог предпринимать ничего важного. Министерств («комиссий») учреждалось пять: министерство культов и народного просвещения, министерство юстиции, министерство внутренних дел и полиции, министерство военное, министерство государственных доходов и имуществ.

Предпосылки польского восстания 1830 года

При Александре I Царство Польское в составе Российской империи было одной из наиболее динамично развивающихся областей. Экономический рост наблюдался во всех областях народного хозяйства, благодаря чему был преодолен дефицит бюджета. О повышении уровня жизни свидетельствует и рост населения: всего к 1825 году на территории автономии проживало 4,5 млн человек.

Однако накапливались и кризисные моменты. Прежде всего, польская национальная элита рассчитывала на включение в состав Царства Польского земель, приобретенных Россией в ходе трех разделов. Рассчитывать на это позволяла позиция императора Александра, но, столкнувшись с серьезным противодействием, император отказался от этой идеи.

Другим источником недовольства поляков была фигура наместника – брата императора, Константина. Хотя тот всячески пытался понравиться свои подопечным, его откровенно деспотические методы управления встречали глухое сопротивление. Среди офицеров польской армии участились случаи самоубийств, а интеллигенция объединялась в подпольные кружки, запрещенные после выступления декабристов.

Не вызвало радости и воцарение Николая I, в отличие от старшего брата не симпатизировавшего либеральным течениям и неприязненно относившегося к конституции. Несмотря на личное отношение, он все же принес присягу и намеревался сохранять сложившиеся с момента включения в состав Российской империи Царства Польского методы управления. Но поляки решили добиваться независимости. В 1828 году оформился “Военный союз”, внутри которого разрабатывали планы вооруженного восстания.

Сущность и состав конституции Польши

Замечание 1

Конституция Польши принята Национальным собранием 02.04.1997 года, и вступила в силу 17.10.1997 года.

Конституция Польши включает в себя:

  • Преамбулу;
  • 13 разделов;
  • 243 статьи.

Форма правления в Польше по действующей в настоящий момент Конституции – смешанная или полупрезидентская республика: Правительство несет ответственность перед Сеймом, имеет нужду в его доверии, но Президент выбирается гражданами, обладает независимым от парламента мандатом. Но круг президентских полномочий сокращен, на практике законодательная и исполнительная власти действуют по парламентарному типу.

Основные принципы территориального устройства Республики внесены в раздел 1 Конституции, а именно в статьях 15 и 16, а более подробным образом оно урегулировано ее 7 разделом. В соответствии с Конституцией, территориальное устройство призывается обеспечивать децентрализованную публичную власть. Население любой единицы основного территориального деления, то есть общины или гмины, а также другой законной единицы формируют в силу права самоуправляемое сообщество. Конституция дает гарантии правам единиц территориального самостоятельного управления.

Раздел 1 Конституции, именуемый “Республикой”, включает главные принципы организации общества и государства и их взаимных отношений. Тут необходимо прежде выделить характеристику Республики Польша в форме единого блага для всех граждан, как правового демократического государства, которое осуществляет принципы справедливости в социальной сфере, как единое государство. Конституция определена верховным правом Республики, и конституционные предписания непосредственно подлежат применению. Устройство Республики основывается на равновесии и разделении исполнительной, законодательной и судебной властных ветвей. Устанавливается официальный язык, символика государства и его столица.

Провозглашается свободное создание и деятельность институтов гражданского общества – партий политики, других объединений и фондов на добровольной основе, средств массовой информации. Республика осуществляет охрану брака, семьи, материнства и родительства, притом брак охарактеризован в Конституции как союз конкретно мужчины и женщины. В Конституции принципиальным образом регулируются отношения меж государством и церквями или другими союзами вероисповедания на основании автономии и равноправия последних и т.п.

В форме базиса устройства экономики Республики Конституция определила социальное рыночное хозяйство, которое опирается на свободу хозяйствующей деятельности, частной собственности, а также солидарности, диалога и сотрудничества социального партнерства. В базисе аграрного устройства пролегает семейное хозяйство. Государство охраняет труд.

2 раздел Конституции, состоящий из 57 статей, регулирующий права, свободы, обязанности гражданина и человека. Он включает в себя 6 подразделов:

  • общие принципы;
  • личные права и свободы;
  • политические права и свободы;
  • социальные, экономические, культурные права и свободы;
  • средства охраны прав и свобод;
  • обязанности.

В данном разделе необходимо отметить, прежде всего, положение части 2 статьи 31, в соответствии с которым никто не может быть принужден делать то, к чему его не обязывает право

Особенное внимание необходимо обратить на формулировку статьи 38: “Республика Польша обеспечивает любому человеку правовую охрану его жизни”

Разделы 4-6, 8 и 9 Конституции регулируют систему органов государства Республики.

9 раздел об органах законодательной власти, состоящий из 31 статьи, называется “Сейм и Сенат”.

Конституция предусмотрела, что все палаты в устанавливаемых случаях осуществляют деятельность в образе Национального собрания. Этот раздел вмещает в себя следующие подразделы: выборы и срок полномочий; сенаторы и депутаты, организация и деятельность, референдум. Сенат – так и остался слабой верхней палатой, хоти и выбирается посредством прямых выборов.

Комментировать
0