No Image

«стал личным врагом гитлера»: как побег группы девятаева из концлагеря повлиял на развитие ракетной техники в ссср

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Детство и юность

Михаил родился летом 1917 года в рабочем поселке Торбеево, который на тот момент входил в состав Тамбовской губернии. По национальности он мокшанин. Помимо него, в семье было еще 12 детей. Хотя жизнь была трудной, отец семейства Пётр Тимофеевич всю жизнь трудился, он был мастеровым человеком, работал на помещика. Мать Акулина Дмитриевна вела хозяйство и воспитывала детей.

Легендарный советский летчик Михаил Девятаев

Хотя в школе Михаил учился хорошо, проблемы возникали с поведением мальчика. Но в один момент его характер поменялся. Это произошло после встречи с летчиком, посетившим поселок на самолете. Увидев его, юноша спросил, как получить такую профессию. На это мужчина ответил, что нужно учиться, быть смелым, спортивным и здоровым.

С того момента Девятаев все время посвящает спорту и учебе, а после 7-го класса отправляется в Казань для поступления в авиационный техникум. Так в биографии юноши появляется история становления будущего летчика. Подавая заявление в училище, Михаил уже представлял, как начнет осваивать азы управления самолетом, однако из-за путаницы с бумагами, по ошибке, его зачисляют в речной техникум, где он и остался. Но мечта парня не угасла, поэтому Девятаев записывается в аэроклуб в Казани.

Михаил Девятаев в молодости и зрелом возрасте

Иногда ему приходилось до ночи проводить время в моторном или самолетном классе клуба, а утром бежать на занятия в училище. А вскоре случился тот день, когда юноша впервые оказался в небе. Правда, первый полет происходил с инструктором, но это не уменьшило впечатлений Михаила.

Окончив речной техникум, Девятаев поступает в Оренбургское авиационное училище, это время уже повзрослевший мужчина вспоминал как самую счастливую пору жизни. При обучении он не пропускал ни одного занятия, много читал и усердно тренировался. Когда учеба закончилась, детская мечта молодого человека сбылась, он стал военным летчиком-истребителем. В молодости ему приходилось служить сначала в Торжке, а позднее его перевели в Могилев.

Младший лейтенант Михаил Девятаев в начале войны

К началу войны из 12 детей семьи Девятаевых в живых осталось только 8, и все внесли вклад в защиту Родины. 4 брата Михаила погибли на фронте, остальные дети тоже ушли из жизни, не дожив до преклонных лет.

Летчик, «студент» и «учитель»

8 февраля 1945 года Михаил Петрович Девятаев (которому 8 июля исполняется 100 лет) совершил свой побег с немецкой ракетной базы Пенемюнде на бомбардировщике Хе-111.

14 февраля с точностью до метра нашими бомбардировщиками уничтожены 12 из 13 пусковых площадок ракет «Фау-2» на самом стратегически важном объекте фашистской Германии. Как связаны между собой эти события?

Как связаны между собой эти события?

Спор о том, какую роль сыграл М.П. Девятаев в ликвидации главного объекта гитлеровского «оружия возмездия», не утихает до сих пор. Шел об этом разговор и 8 февраля в Музее-мемориале Великой Отечественной войны в Казанском кремле.

Автор этих строк напомнил собравшимся любителям истории о том, что Михаил Девятаев попал в плен после того, как сбил девятый немецкий самолет и на ленд-лизовской «Аэрокобре» был пятый раз сбит в бою.

Протокол допроса

На допросе следователь 6-й авиационной армии люфтваффе сделал вывод:

«Летчик-истребитель 237-го авиаполка. Имеет около 100 боевых вылетов. Сбил 5 самолетов. Награжден орденом Красного Знамени. Сообщает, что самолеты второй эскадрильи имеют по две 37-мм пушки, по 40 снарядов к каждой. Без РС, но по 200 кг бомбогруза. Заключенный разговаривает с трудом. Его информация достоверна».

Судя по фото на карте пленного, где Девятаев весьма улыбчив, он пытался сыграть роль недалекого простачка. Даже свою довоенную профессию при регистрации в лагере он назвал символично: «студент».

Поначалу такого пленного передали в разведотдел абвера. Оттуда — в Польшу, Лодзинский лагерь. Воспользовавшись первоначальным «доверием» фашистов, студент-весельчак с группой пленных летчиков 13 августа 1944 года попытался бежать. Этого фашисты уже не прощали. Пойманные беглецы приговорены к казни и отправлены в лагерь Заксенхаузен. Судя по спискам фабрики смерти, летчик Девятаев казнен. Но…

Карта пленного

В своей книге «Побег из ада», переизданной в 2000 году, герой поведал о тех, кто дал ему вторую жизнь. Узнав, что он летчик и пытался бежать, «вятич-регистратор» и «украинец с черными глазами в фартуке парикмахера» передали ему бирку умершего узника: «Теперь ты учитель из-под Киева Степан Никитенко».

Долгое время никто из биографов Девятаева не обращал внимания на фотографии 50—60-х годов, на которых Михаил Петрович вместе с писателем Гарифом Ахуновым сидят рядом с Андреем Дмитриевичем Рыбальченко.

Вспомнился один из рассказов летчика-героя об этом человеке:

«Это было в 1957 году на встрече бывших узников Заксенхаузена в Москве. Я еще не успел привыкнуть к высокой награде. Вижу во втором ряду знакомое лицо. Я на всю жизнь запомнил эти черты. Это был Андрей Рыбальченко, смертник-политрук. Он тоже узнал меня и заметно разволновался. Едва дождавшись перерыва, бросились друг к другу. Обнялись, у обоих слезы.

— Значит, все же улетел! — с улыбкой сказал Андрей, — а говорил: «Не сумею»…

За пять дней в московской гостинице мы успели вспомнить и о страшной жизни в лагере, и о тех, кто был рядом. И, прежде всего, конечно, о полковнике Николае Степановиче Бушманове. В 1958 и 1961 годах я дважды побывал в Майкопе в гостях у Андрея Дмитриевича Рыбальченко».

Девятаев и Ахунов с Рыбальченко

Военная служба

В июне 1941 года мужчина отправляется на фронт, а через 2 дня открывает боевой счет, сбив пикирующий под Минском бомбардировщик противника. Были у Девятаева и другие удавшиеся вылеты. Летчика, наряду с другими отличившимися, вызывают в Москву для обороны подступов к столице.

Дочь Михаила Девятаева с фотографиями отца

В ходе очередной военной операции на самолетах «Як-1» летчики перехватывают противника, который собирался сбросить смертоносный груз на столицу. Однако мужчине не всегда так везло. Однажды он получил военное задание, при возвращении с которого в Москву подвергся атаке фашистских бомбардировщиков. Один «Юнкерс» противника все же был сбит, однако и самолет Девятаева пострадал. Пилоту удалось приземлиться, несмотря на ранение в левую ногу. Так Михаил попадает в госпиталь, где проходит лечение. А позднее единодушным решением врачебной комиссии его определяют в тихоходную авиацию.

Некоторое время Девятаев работает в составе полка ночных бомбардировщиков, затем его переводят в санитарную авиацию. И только в 1944 году, после встречи с А. И. Покрышкиным, мужчина возвращается в отряд истребителей. После он еще не раз поднимал свой самолет в воздух, находясь в звании старшего лейтенанта, в общей сложности Михаил сбил 9 самолетов врага.

Шлем и фотоальбом Михаила Девятаева

В июле 1944 года судьба Девятаева оказывается в руках противника. Совершая очередной вылет, мужчина сбивает немецкий самолет на западе от украинского города Горохова. В этом воздушном бою он получает ранение, а его самолет загорается. Ведущий летчика Владимир Бобров приказывает тому покинуть воздушную машину, выпрыгнув с парашютом. Однако, выполнив команду, мужчина попадает в плен.

Подвиг

  • Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант он сбил в воздушных боях в общей сложности 9 вражеских самолётов.
  • 8 февраля 1945 года – в составе группы советских военнопленных из 10 человек захватил немецкий бомбардировщик «Heinkel He 111 H-22» и совершил на нём побег из концлагеря на острове Узедом Германии

    Вспоминает сын: «История у отца, конечно, удивительная: на войне он был лётчиком знаменитой дивизии Покрышкина, в 1944 году его самолёт подбили, он попал в плен. Несколько раз пытался сбежать, его приговорили к смертной казни, но в лагере удалось подменить метку смертника на статус «штрафника». Под видом артиллериста отца отправили в секретный центр Пенемюнде, где барон Фон Браун разрабатывал ракетное оружие. Никто не может понять, как отцу удалось сбежать, оттуда никто никогда не убегал. Он с группой других военнопленных захватил немецкий бомбардировщик. Он весил тогда 37 килограммов, самолёт был совершенно незнакомый – как ему это удалось? Непонятно. Отец говорил просто: «Надо было взлететь». Из этого центра в Пенемюнде ежедневно бомбили Лондон – до тех пор, пока отец не передал всю секретную информацию. Англичане потом много раз приглашали его, чтобы наградить, но из Советского Союза отца не выпускали. На Родине его отовсюду выгнали, не брали на работу, ему пришлось устроиться дежурным в речной порт. Только в 1957 году его доброе имя было восстановлено, ему дали звание героя. Тяжёлая была жизнь, кусок сахара в детстве – уже радость. Но родителей своих всегда вспоминаю весёлыми».

    , пилотируя самолёт.

Общая информация

Михаил Петрович Девятаев – легендарный советский летчик; командир 104-го гвардейского истребительного авиационного полка 2-й воздушной армии; гвардии старший лейтенант. В воздушных боях 1941-1944 гг. сбил 9 вражеских самолетов. В неравном воздушном бою вечером 13 июля 1944 г. в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолет подбит. В последний момент Михаил Петрович покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжелыми ожогами летчик попал в плен.

Михаил Петрович Девятаев

Немцы отправили его в Лодзинский лагерь для военнопленных. Позже он был переведен в лагерь Новый Кенигсберг. За попытку побега Михаила Петровича приговорили к смерти и отправили в лагерь смерти Заксенхаузен под Берлином.

Но ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключенных заменил ему бирку смертника на бирку штрафника, убитого охранниками учителя из Дарницы. Теперь Михаил Петрович в группе «топунов» разнашивал обувь немецких фирм. Позже при помощи подпольщиков был переведен из штрафного барака в обычный.

В конце октября 1944 г. Михаила Петровича в составе группы из 1500 заключенных отправили в лагерь на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывалось ракетное оружие. Так как полигон был секретным, для узников концлагеря оттуда был только один выход – через трубу крематория.

В январе 1945 г., когда фронт подошел к Висле, М.П.Девятаев вместе с заключенными Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Еменцом, Петром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым начал готовить побег.

Михаил Петрович Девятаев

Был разработан план угона самолета с аэродрома, находившегося рядом с лагерем. Во время работ на аэродроме Михаил Петрович украдкой изучал кабины немецких самолетов. С поврежденных самолетов снимались таблички приборов. В лагере их переводили и изучали. Всем участникам побега М.П.Девятаев распределил обязанности: кто должен снять чехол с трубки Пико, кто убрать колодки от колес шасси, кто снимать струбцины с рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами.

Побег был назначен на 8 февраля 1945 г. По пута на работу на аэродром заключенные, выбрав момент, убили конвоира. Чтобы немцы ничего не заподозрили, один из заключенных, переодевшись, начал изображать конвоира. Таким образом удалось проникнуть на стоянку самолетов. Когда немецкие техники отправились на обед, группа М.П.Девятаева захватила бомбардировщик Не-111Н-22. Михаил Петрович запустил двигатели и начал выруливать на старт. Чтобы немцы не увидели его полосатую арестантскую одежду, ему пришлось раздеться догола.

Но взлететь незамеченными им не удалось, кто-то обнаружил тело убитого охранника и поднял тревогу. В сторону «хенкеля» со всех сторон бежали немецкие солдаты. Михаил Петрович начал разбег, но самолет долго не мог взлететь (позже обнаружилось, что не были убраны посадочные щитки). Только в конце полосы самолет оторвался от земли и на малой высоте пошел над морем. Михаил Петрович ориентировался по солнцу. Опомнившись. Фашисты послали в погоню истребитель, но обнаружить беглецов ему не удалось. В районе линии фронта самолет обстреляли наши зенитки. «Хенкель» совершил вынужденную посадку южнее населенного пункта Голлин в расположение артиллерийской части 61-й армии.

Особисты не поверили, что заключенные концлагеря могли угнать самолет. Беглецов подвергли жестокой проверке, долгой и унизительной. Затем отправили в штрафные батальоны. В ноябре1945 г. Михаил Петрович был уволен в запас. Его не брали на работу. В 1946 Михаил Петрович с трудом устроился грузчиком в Казанский речной порт. Михаил Петрович и в таких условиях продолжал борьбу, только теперь за восстановление справедливости. Он писал письма на имя Сталина, Маленкова, Берии, но все без толку. Положение изменилось только в конце 1950-х гг.

Михаил Петрович Девятаев

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 г. Михаилу Петровичу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1957 г Михаил Петрович стал одним из первых капитанов пассажирских судов на подводных крыльях «Ракета». Позже водил по Волге «Метеоры», был капитаном-наставником.

Уйдя на пенсию, Михаил Петрович активно участвовал в ветеранском движении, создал «Фонд Девятаева» , оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался.

Михаил Петрович награжден орденом Ленина, 2-мя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями. В Торбеево открыт музей героя. Михаил Петрович скончался 24 ноября 2002 г.

Плен и подвиг

В плену с Девятаевым пытались работать сотрудники немецкой разведки. Однако он тщательно изображал из себя военнослужащего, ничего не знающего об истинном положении дел в боевых частях. Ему помогло то, что при переводе в истребительную авиацию данные об этом не успели внести в его удостоверение личности офицера.

Затем Михаила с группой других пленных советских командиров перевели в лагерь на территории Польши, где им создали максимально лояльные условия пребывания, чтобы склонить к измене Родине и переходу на службу в коллаборационистские подразделения вермахта. После отказа Девятаева от сотрудничества отношение к нему нацистов резко изменилось: его отправили в находившийся возле польского города Лодзь концлагерь.

Оттуда Михаил вместе с группой единомышленников попытался совершить побег при помощи подкопа, однако его выдали. В результате Девятаев был приговорён к смерти и отправлен в концлагерь Заксенхаузен. Но там ему повезло: местный парикмахер-антифашист передал ему личную бирку другого узника — недавно погибшего учителя по фамилии Никитенко, который был «штрафником» и не находился в отряде «смертников».

  • Аэрофотосъемка полигона Пенемюнде

Под видом Никитенко Михаил стал «топтуном». Так называли людей, которые в рамках договора коммерсантов с администрацией лагеря проверяли на прочность обувь. Для этого Девятаеву приходилось проходить по несколько десятков километров в день. Отбыв «штрафной» срок за погибшего учителя, Михаил был переведён на привилегированный по меркам концлагеря труд — рабочим подсобного хозяйства. Однако его поймали при попытке передать продукты другим заключённым и вернули на общий режим.

«До войны Девятаев занимался спортом. На фоне узников Заксенхаузена он выглядел физически крепким, поэтому его отобрали для работы в концлагере на острове Узедом, обслуживающем полигон Пенемюнде. Там производились испытания первых нацистских ракет «Фау», — рассказал в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.

Также по теме


«Обязать провести налёт на Берлин»: о чём говорят рассекреченные ко Дню ВВС документы Минобороны

Минобороны РФ сняло гриф секретности с части документов времён Великой Отечественной войны, посвящённых подвигам советских лётчиков. В…

На острове Михаил попал в команды заключённых, обслуживавших местный аэродром и обезвреживавших неразорвавшиеся бомбы, сброшенные авиацией союзников.

«Немцы очень сильно прогадали. Они не знали, что среди узников находится лётчик с огромным боевым опытом, технически грамотный и освоивший целый ряд типов самолётов», — отметил Юрий Кнутов.

По его словам, нацисты не обращали внимания на простоватого «учителя», который залезал «погреться» в корпус разбившегося самолёта или с удивлением рассматривал пилотов, заводящих свои машины. Гитлеровские лётчики даже посмеивались над заключённым и старались продемонстрировать ему своё превосходство, заводя самолёт как можно более «лихо». А Девятаев тем временем изучал приборные панели немецкой авиатехники, запоминал, как нацисты готовятся к полёту, фиксировал в памяти устройство вражеской базы и наблюдал за испытаниями ракет.

Ещё до перевода на Узедом Михаил услышал о попытке пленного лётчика захватить немецкий самолёт и загорелся этой идеей. Работая на полигоне, он познакомился с узниками, которые хотели бежать с острова на катере, и убедил их, что воздушный путь будет для них надёжнее.

Как подчеркнул Юрий Кнутов, участники побега буквально балансировали на лезвии ножа. После захвата самолёта оказалось, что на машине не установлен аккумулятор, который пришлось забирать под носом у немцев. А уже после запуска двигателей Михаил, впервые оказавшийся за штурвалом немецкого самолёта, не сразу смог поднять его в воздух. Но в конечном итоге всё обошлось, самолёт взлетел.

«Отправленная вслед за беглецами погоня никого не нашла. Правда, уже в пути группа Девятаева встретила возвращающийся с задания немецкий истребитель, но у того осталось слишком мало топлива и боеприпасов, и лётчик ничего не смог сделать», — отметил историк.

«Мне довольно часто задают вопрос: а где связь между Казанью и Девятаевым?»

— И что, кто-то возражает по поводу создания такого комплекса?

— А у нас не возражают, у нас в Казани ничего не делают.

Мне довольно часто задают вопрос: где связь между Казанью и Девятаевым? Многие просто не знают, что он здесь жил, трудился, вел общественную работу с 1934-го по 2002 год и умер почетным гражданином.

Фото Олега Тихонова

Поэтому я всегда говорю, что на Волге у речного порта должен стоять памятник человеку, который связан с Казанью и с Волгой насквозь. Его, волгаря, на реке называли просто Петрович. Подъезжающий или пришедший в речной порт человек должен видеть его Волгу и полюбить ее через знание этой громадной жизни.

Мы нашли место прямо перед зданием речного вокзала со стороны реки. Комиссия, в которую входили уважаемые специалисты — музейщики, скульпторы, представители муниципалитета Казани, его утвердила, все поставили подписи. Минкульт сделал запрос. Знаете, что мы получили в ответ? Что в этом выбранном комиссией месте нельзя поставить памятник, поскольку там проходят пожарные трубы.

— Когда это было?

— Почти год назад. Потом мы выяснили, что нет там никаких труб. Это была просто отписка.

Подводя итог, можно сказать, что Министерство культуры не делает ничего, это не тот орган, который в состоянии решать такие крупные задачи. Они преподносят это так, что чей-то сын недоволен площадками для памятника, которые предлагает Минкульт (делая это без предварительной проработки конкретного места). Ну, во-первых, место для памятника еще не выбрано. Во-вторых, я предлагал это обсуждать, и мы обсуждали вместе с действительно уважаемыми членами комиссии. Но вся большая работа прошла впустую.

И речь, конечно, не идет о том, чтобы просто поставить памятник. Ну что памятник? В Германии есть два памятника Девятаеву. Ему еще в 60-х годах поставили в Карлсхагене (город на острове Узедом, рядом с Пенемюнде, — прим. ред.) громадный триптих, сделанный из мозаики, метра 3 в высоту. Три мозаичных блока, на которых показан концлагерь, полет на самолете. Он так и называется — «Полет к солнцу». Стоял он и при ГДР, и при ФРГ стоит, все нормально, и праздник там пройдет. А у нас на 75-летие побега не будет ничего.

Только это не должен быть музей имени Девятаева. Такой уже есть в мордовском поселке Торбеево на родине отца. На всякий случай скажу, что это второй прижизненный именной музей в Советском Союзе, первый был Юрия Гагарина. Но мы ведь с вами говорим про Казань. И когда где-то с кем-то пересекаешься, у людей возникает вопрос: «Как, в Казани нет памятника? Нет музея?». И я этого объяснить не могу.

Нужно понимать, что второго такого подвига в мировой истории не было и, надеюсь, уже не будет. Это подвиг уникальный, он вне времен и вне наций. Это подвиг советского человека, но он — для всех, для всего мира. Когда человек прошел через невероятное, непреодолимое, через то, во что поверить нельзя. Убедить тех, кто приходит на такой мемориал, что наши люди могли это сделать — вот это задача. Настоящая, серьезная задача. А не ахинея разная с псевдопатриотическими брызгами.

Фото Максима Платонова

— По идее, фильм в данном случае может послужить неким спусковым крючком.

— Разве фильм изменит что-то в головах тех, кто принимает решения? Чтобы осмыслить это, нужны усилия. Я ведь тоже очень долго этим не интересовался. Ну папа там рассказывает, ну я фильм смотрю… На сегодня есть уже двадцать документальных фильмов об отце. Книги о нем на каких только языках не издавались. Вот только сейчас случайно обнаружил, что, оказывается, есть перевод отцовской книги «Побег из ада» на английский.

Только потом я понял, что это мой долг, и начал этим заниматься. Ушел на пенсию из медицинского университета 2 года назад. Когда прошло столетие отца, вдруг понял, что нужно все еще отыскать, собрать, рассказать об этом. Не дежурно выложить какие-то фотографии или что-то такое. Не в этом же суть такого большого дела.

Послесловие

М.П. Девятаев, доставив стратегически важные разведданные на родину, с февраля по сентябрь 1945 года был помещен в лагерь советских спецслужб в Польше. Он с юмором вспоминал: «Пришел генерал, видимо, из Смерша, и спрашивает: «Вы какую кончали школу у немцев? Кто и где вас готовил? Какое у вас задание? Не может истребитель сразу пересесть на бомбардировщик. Тем более на немецкий!»

Что я мог ответить? Не рассказывать же про Рыбальченко и Бушманова. «Знаешь, — говорю, — зря тебе кто-то генерала дал». Тот обиделся…

Судя по всему, большинство подобных особистов и военных историков до сих пор не знают, а главное — не хотят знать о колоссальной работе советских разведчиков и подпольщиков в глубоком тылу врага. Пример тому — сегодняшнее упорное нежелание на официальном уровне признать заслуги Героя Советского Союза Михаила Петровича Девятаева в полном их объеме, по достоинству оценить всемирное значение результатов того легендарного побега.

Может, хотя бы к 100-летию Девятаева, которое будет отмечаться 8 июля 2017 года, что-то изменится?

Автограф Михаила Девятаева

Михаил Черепанов, фото предоставлены автором

Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».

Первый вертикальный… В твоих руках!

Фильм выйдет в двух форматах: в привычном — горизонтальном и в интерактивном вертикальном. По сути, это несколько версий одного и того же фильма и возможность выбрать ту, которая понравится: пойти в кинотеатр, посмотреть его по телевизору или использовать мобильный телефон.

Вертикальный интерактивный формат — это совершенно другое кино. Это возможность самому решать, что хочется смотреть, программировать, выбирать сюжет, рассмотреть что-то на втором плане и даже подвигать угол, чтобы, кроме человеческого лица, увидеть пространство слева и справа. Можно сказать, что зритель, глядя в свой смартфон, сможет стать участником событий.

Фильм выйдет в двух форматах: в привычном — горизонтальном и в интерактивном вертикальном

— Как только мы связались с мобильными устройствами, в которые мы все смотрим вертикально, то все возможности, с этим связанные, нас стали соблазнять. И в том числе возможность не только смотреть тот кадр, который для тебя подготовил режиссер, но и на то, что происходит вокруг — мир в кадре! — пояснил задумку режиссер.

Игорь Мишин, вице-президент МТС по развитию медиабизнеса, считает, что одним из важных шагов является начало производства эксклюзивного контента для зрителей: «Нам нравится то, что делает Тимур Бекмамбетов в части экспериментов с вертикальной разверткой кадра. Мы считаем, что такому контенту будет все больше внимания, именно так можно достучаться до современных молодых людей».

За горизонтальный формат фильма отвечает режиссер Сергей Трофимов. А инновационный вертикальный — на Тимуре Бекмамбетове. Он говорит: «Я всю свою жизнь иду поперек. Мне это нравится. А если серьезно, то именно для этой истории нужно снимать фильм вертикально, потому что этот герой никогда не падал духом, не сдавался. Так что хочется снимать его в полный рост. Сам выбор формата тут продиктован художественным образом».

Путь в небо

Михаил Девятаев родился 8 июля (сам он в интервью утверждал, что 13 июля) 1917 года в посёлке Торбеево Тамбовской губернии. Он был 13-м ребёнком в небогатой крестьянской семье.

С детства Девятаев мечтал стать лётчиком, поэтому после окончания седьмого класса вместе с друзьями поехал в Казань поступать в авиационный техникум. Однако там их не приняли из-за нехватки документов. В результате ребята пошли в Казанский речной техникум. Но свои мечты о небе Михаил не оставил: параллельно с учёбой посещал занятия в аэроклубе.

В 1938 году Михаил Девятаев ушёл в армию и поступил в одно из лучших советских лётных учебных заведений — Военное авиационное училище лётчиков им. К.Е. Ворошилова в Оренбурге, рассказал в интервью RT специалист-историк Музея Победы Александр Михайлов.

Сразу после выпуска Девятаев оказался на фронте Зимней войны с Финляндией, а по её завершении служил в Торжке, Риге и авиационных частях на территории Белоруссии, где его и застала Великая Отечественная война.

Из-за последствий ранения врачебная комиссия запретила Девятаеву летать на истребителе. Некоторое время он служил в санитарной и бомбардировочной авиации. Однако в начале 1944 года, по словам историка, Михаила Девятаева представили знаменитому советскому асу Александру Покрышкину, и тот ходатайствовал перед командованием о переводе Михаила на истребитель.

Согласно официальной статистике, за время войны Девятаев сбил девять вражеских самолётов, однако в своих воспоминаниях он говорил, что побед на самом деле было больше — не менее 18, просто в начале войны их учёт должным образом не вёлся.

Смерть

До последних дней Михаил Девятаев жил в Казани и, несмотря на подорванное на войне здоровье, работал, пока позволяли силы. Летом 2002 года он даже приезжал на тот самый аэродром, с которого когда-то совершил побег. Там снимали документальный фильм о подвиге мужчины.

В ноябре того же года Михаил Петрович умер, точная причина смерти неизвестна, вероятно, возраст (85 лет) и сопутствующие заболевания тому поспособствовали.

Памятная доска на доме Михаила Девятаева

В память о герое-летчике еще при жизни и после смерти сняли не один документальный фильм. Среди них «Догнать и уничтожить», «Не факт. Подвиг советского летчика» и другие.

Комментировать
0