fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

10 лет подготовки и 10 часов экскурсии

Положение усугублялось тем, что примерно треть экипажа «Св. Петра» была больна цингой. Ранее считалось, что не избежал этого заболевания и сам командор, почти сорокалетние скитания по морям не могли не подорвать даже могучий организм. Все это наложило тяжелый отпечаток на отношения Беринга с экипажем. Командор успел переругаться абсолютно со всеми еще до того, как бриг достиг берегов Америки. Вернее, не самих берегов, а пока только острова Св. Ильи. Полюбовавшись открывшимся видом на остров, Витус вдруг отдает команду повернуть обратно, даже не заходя на остров.

Что тут началось! Против этого приказа взбунтовались и русские, и скандинавы, которых хватало на корабле. 10 лет с такими великими усилиями и затратами готовилась экспедиция, а тут им предложили «облизнуться» на остров и отправиться восвояси! А ведь некоторых матросов все это время грела только возможность поживиться!

И напрасно командор пытался объяснить, что больных нужно как можно скорее отправить в Петропавловск (поселок, названный в честь этих двух бригов). Для больных дорога была каждая минута. Но команда попросила хотя бы сутки на то, чтобы «пошариться» по острову в поисках наживы. На все про все Беринг отвел команде чуть более 10 часов, да и то согласился отпустить на берег только троих человек…

Экспедиции

По крайней мере от 1 562 европейских мыслей географов, что был пролив Аниан между Азией и Северной Америкой. В 1648 Семен Дежнев, вероятно, прошел через пролив, но его отчет не достигал Европы. В 1728 российский навигатор датского происхождения Витус Беринг вошел в него. В 1732 Михаил Гвоздев пересек его впервые от Азии до Америки. Адольф Эрик Норденскиельд в 1878–79 приплыл вдоль северного побережья Сибири, таким образом доказав, что не было никакого моста Северной Земли от Азии до Северной Америки.

В марте 1913 капитан Макс Готтшалк (немецкий язык) пересекся от восточного мыса Сибири в Шишмареф, Аляска на dogsled через Мало и Большие острова Диомида. Он был первым зарегистрированным современным путешественником, который пересечется от России до Северной Америки без использования лодки.

В 1987 пловчиха Линн Кокс плавала между островами Диомида от Аляски до Советского Союза в 40 °F (4 °C) вода в течение прошлых лет холодной войны.

В июне и июль 1989, британская экспедиция, Каяки Через Берингов пролив, закончил первое морское пересечение каяка Берингова пролива из Уэльса (Kiŋigin), Аляска, на Мыс Дежнева, Сибирь. Команда Роберта Эджелстэффа, Тревора Поттса, Грега Бартона и Пита Кларка приземлилась на Небольшой остров Диомида, оставил несколько дней и закончил поездку к Uelen. Они сопровождались в Москву от того, где они прилетели обратно в Лондон в конце июля.

Во время первой части пересечения они сопровождались двумя другими группами, Шлепающими в Завтра во главе с Дугом Ван Эттеном. Была также маленькая группа во главе с Джимом Нойесом в 3 людях Бэйдарках, кто сопровождался съемочной группой. Фильм «Занавес Льда» был произведен Aggi Orse.

В 1998 российский авантюрист Дмитрий Шпаро и его сын Матвей сделали современное пересечение замороженного Берингова пролива на лыжах.

В марте 2006 британец Карл Бушби и французско-американский авантюрист Димитри Киффер пересекли пролив пешком, идя через замороженную секцию через 15 дней. Они были скоро арестованы за то, что они не вошли в Россию через пограничный контроль.

Август 2008 отметил первое пересечение Берингова пролива, используя десантное идущее в дорогу транспортное средство. Специально измененный Ленд Ровер Дефендер 110 вели Стив Берджесс и Дэн Эванс через проливы на его второй попытке после прерывания первого плохой погодой.

В июле 2012 шесть авантюристов связались с «Опасным Уотерсом», шоу приключения действительности при производстве, сделали пересечение в Море-Doos, но были арестованы и разрешены возвратиться в Аляску в их Море-Doos, будучи кратко задержанным в Lavrentiya, административном центре района Чукоцкы. Их рассматривали хорошо и проведенные экскурсия музея деревни, но не разрешили продолжить юг вдоль Тихоокеанского побережья. У мужчин были визы, но западное побережье Берингова пролива – закрытая военная зона.

Между 4 – 10 августа (американские даты) 2013, выступила команда 65 пловцов из 17 стран, реле переплывают через Берингов пролив, первое такое плавание в истории. Они плавали из Мыса Дежнева, Россия в Мыс Принца Уэльского, США (примерно 110 км, из-за тока). У них была прямая поддержка со стороны российского военно-морского флота, используя одно из их судов и помощь с разрешения.

Исследования Витуса Беринга

Витус Ионассен Беринг

В 1725 г. датский морской офицер, пребывающий на русской военно-морской службе, картограф Витус Ионассен Беринг был назначен царем Петром I капитаном Первой Камчатской экспедиции (1725-1730 гг.). Целью которой было найти новые неисследованные земли, нанести их на карту и установить, не сходятся ли побережья Азии и Северной Америки. В 1728 г. Беринг в поиске североамериканского побережья, направляясь с Камчатского полуострова на север, пересёк пролив и обнаружил Чукотское море. Мореплаватели получили доказательства того, что евразийский и североамериканский континенты не связаны сушей.

В. И. Беринг и А. И. Чириков

Таким образом, Витус Беринг исследовал Берингов пролив и доказал, что Азия и Северная Америка отделялись морем. Во Второй Камчатской экспедиции (1733-1741 гг.) Берингу удалось достичь североамериканского побережья и открыть острова Алеутской гряды.

Интересный факт: Английский навигатор и первооткрыватель Джеймс Кук в конце XVIII века дал проливу имя Беринга, выразив восхищение точностью карт, составленных во время плаваний Витуса Беринга. Кроме Берингова пролива, имя Витуса Беринга носят названия и других природных объектов: Берингово море, ледник Беринга, остров Беринга, мыс Беринга, а также Берингов перешеек и исторический регион Берингия.
Маршруты экпедиций Витуса Беринга

Таким образом, Берингов пролив, расположенный между Чукотским полуостровом и Аляской, в 1648 г. открыл русский исследователь Семён Дежнёв. Пролив назвали именем датского картографа, офицера русского военно-морского флота Витуса Беринга, который в 1728 г. переплыл пролив, вышел в Чукотское море и доказал, что Азия и Северная Америка не имеют сухопутной связи.

Во время последнего цикла ледникового периода на территории Берингова пролива существовал сухопутный мост (Берингов перешеек), который появился из-за снижения уровня Мирового океана и скапливания воды в арктических ледниках. Эта историческая область суши, известная как «Берингия», стала первым путём заселения людьми Америки.

Берингов пролив – интересное видео

Доисторическое заселение Америки

Основные статьи: Заселение Америки и Теории прибрежных миграций

В антропологии Берингов пролив периода около 10 тыс. лет назад и ранее рассматривается как Берингов перешеек, по которому люди — палеоиндейцы — заселили Америку, став известными нам индейцами. Согласно новейшим исследованиям, первые переселенцы попали в Америку одной волной из Сибири не ранее 23 тыс. лет назад в разгар последнего ледникового периода. Отдельно, около 5,5 тыс. лет назад, произошёл приход инуитов и эскимосов, распространившихся по всей Арктике (путь их попадания из Сибири в Аляску остаётся загадкой, так как никакого перехода между ними тогда не было).

Хронология моделей миграции делится на две шкалы. Одна шкала основана на «короткой хронологии», согласно которой первая волна переселения в Америку произошла не ранее 14 — 16 тыс. лет назад. Результаты исследований, проведённых Рутгерским университетом, теоретически показали, что всё коренное население Америки произошло всего лишь от 70 индивидуумов, прибывших в 14—12 тыс. л. н. по Берингову перешейку, существовавшему тогда между Азией и Америкой. По другим оценкам, фактический размер популяции коренных американцев был ок. 250 человек.

Сторонники «длинной хронологии» считают, что первая группа людей прибыла в западное полушарие гораздо раньше, возможно 20 — 50 тыс. лет назад, и, возможно, после неё имели место другие последовательные волны миграций. Палеогенетики, исследовавшие геном девочки, жившей в долине Танана на Аляске ок. 11,5 тыс. лет назад, пришли к выводу, что предки всех американских индейцев одной волной переселились с Чукотки на Аляску в позднем плейстоцене ок. 20—25 тыс. лет назад, до того как Берингия исчезла ок. 20 тыс. лет назад. После этого «древние берингийцы» были в Америке изолированы от Евразии. Между 17 и 14 тыс. лет назад произошло их разделение на северную и южную группы палеоиндейцев из которых сформировались народы, заселившие Северную и Южную Америки.

↑ Животный мир

Несмотря на всю суровость климата, который в основном характеризуется отрицательными температурами, через пролив проходит теплое течение из Берингова моря, что значит – достаточно богатый животный мир. Пролив кишит такими видами рыб, как лосось – его особенно много, треска, окунь и др.

Берингов пролив. кит фото

Кроме этого, через пролив достаточно часто проходят такие редкие виды млекопитающих, как белуха, серый и гренландские киты, нерпа, тихоокеанские моржи, морские зайцы и полосатые тюлени. На берегах пролива также можно встретиться таких сухопутных хищников, как белые медведи. На берегах гнездуются тысячи морских птиц (кайры, чистики и др).

Военные деньги

Татьяна Боева, «АиФ-Камчатка»: – Рекорд по преодолению Берингова пролива «врукопашную» планировался ещё в прошлом году. Тогда не получилось. А сейчас всё произошло, но как-то… тихо. Почему?

Виктор Годлевский:

– Теперь понятно, почему так много слухов ходило вокруг вас. Говорили, например, что водки моржами было выпито немало…

– Даже комментировать это не хочу. И до нас доходили слухи, будто иностранцам пива не хватило. Это полный бред! Вы хоть представляете себе, что это такое — плыть в ледяной воде при волнении моря в 4 балла, причём и днём и ночью? Это абсолютно нереально в нетрезвом виде!

– Много иностранцев было?

ДОСЬЕ

Виктор Александрович ГОДЛЕВСКИЙ родился 4 января 1959 г. в Житомирской области. На Камчатке с 1981 г. Окончил КамчатГТУ по специальности «инженер-технолог рыбных продуктов». Основатель ООО «Марафонское зимнее плавание», участник и победитель многих соревнований международного уровня по зимнему плаванию. Стаж моржевания — 22 года. Женат, сын Артем — самый молодой из камчатских моржей.

– Было кому следить за вашим здоровьем?

– Была бригада врачей — человек 20 — из Благовещенска плюс судовые медики. «Иртыш» — это плавучий госпиталь, оборудованный всем необходимым для спасения людей. Поэтому условия нам обеспечили максимально комфортные.

– Кто прыгнул в воду первым?

– Американка Мелисса О’Рейли. Начиналось непросто: подойти к берегу из-за штормовой погоды было нельзя. На катере Мелиссу доставили примерно метров за 50 до суши. Она прыгнула в воду, доплыла до начала старта, набрала камешки в плавки — на сувенир. И стартовала с берега, когда выстрелила сигнальная ракета. Вообще, схема была такая: к месту передачи эстафеты подвозили команды по три пловца, каждый плыл по 10 минут. Потом подходил новый катер со следующей тройкой, а первую смену отвозили на «Иртыш» отдыхать.


Температура воды была около 8 градусов — необычно тёплая для этих мест. Фото: Виктор Гуменюк

– Лично вам сколько раз пришлось заходить в воду?

– Пять раз. А ребята заходили и по десять! Кстати, перед моим первым этапом случилось ЧП: Семён из Якутии через две минуты потерял сознание и стал тонуть. Вода была плюс три, и волны — четыре метра. Семёна тут же вытащили, с сопровождающего катера сразу же ушёл следующий пловец — эстафету прерывать было нельзя, и коллеге Семёна пришлось плыть 18 минут — свои десять и его восемь. А якута отвезли на «Иртыш» восстанавливаться.

– Был ли риск потеряться в воде?

– К каждому из нас был привязан яркий буй, обозначающий положение в волнах, так что потеряться было невозможно.

– А как насчёт нервов?

– Да, были люди, которые отказывались плыть. Те, кто привык к тихой воде. Представьте, если высота волны 4 метра, тебя поднимает сначала на гребень, а потом несёт вниз — как воздушная яма в самолёте. Создаётся подобие вакуума — и так всё время. А надо не просто удержаться на воде, но ещё и плыть! И одного умения здесь недостаточно. Необходимо было лавировать, чтобы быть всё время на гребне волны. Я поначалу попытался плыть кролем, но понял, что долго так не смогу: лицо постоянно в воде, трудно ориентироваться. Ещё шлюпка была сзади. Через каждые десять гребков приходилось поворачивать голову, чтобы следить за направлением катера. Я плыть не устал, но пальцы на руках подмерзали. И только на катере понял, как меня укачало на волнах. Попытался «покормить рыбок», перегнувшись через борт, — ничего не вышло. Хорошо, что не позавтракал! Решил, что на обед не пойду. У других такая же ситуация: рвотный рефлекс возникал ещё во время заплыва. А плыть надо! Потом я не ел двое суток, пил только воду.

География

Наименьшая ширина — 86 км, наименьшая глубина фарватера — 36 м. Пролив соединяет Чукотское море (Северный Ледовитый океан) с Беринговым морем (Тихий океан). Назван в честь российского мореплавателя Витуса Беринга, который прошёл по этому проливу в 1728 году. Однако за 80 лет до Беринга, в 1648 году, через пролив из Чукотки на Аляску прошла экспедиция Семёна Дежнёва, попутно посетив острова Ратманова и Крузенштерна, находящиеся посередине пролива.

Марка СССР. Совместная советско-американская экспедиция «Берингов Мост», 1989 год

Посередине Берингова пролива лежат острова Диомида: остров Ратманова — более крупный и расположенный западнее, и остров Крузенштерна. Согласно договору о продаже Аляски и Алеутских островов (1867), граница России и США проходит посередине между островами. Таким образом, остров Ратманова принадлежит России, а остров Крузенштерна — США. Расстояние между островами — чуть менее 4 км. Там же проходит граница часовых поясов и международная линия перемены дат.

На острове Ратманова находится российская пограничная застава — самая восточная в России. На острове Крузенштерна, помимо американских пограничников, есть ещё местные жители, туда осуществляется регулярное воздушное сообщение из города Ном.

Интересные факты

В 1991 году, через 250 после знаменитого плавания, была организована советско-датская экспедиция на Берингов остров. Она смогла найти могилы командора и нескольких матросов. Специалисты реконструировали внешность Витуса. Сходства с известными его изображениями совершенно не было. Дальнейшее исследование подтвердило, что Беринга рисовали по портрету его дяди. Они были полными тезками, от этого в свое время и произошла путаница.

Еще Витус прославился среди чукотских и камчатских местных жителей своим справедливым отношением к ним. Во многих документальных источниках отмечалась его высокая требовательность к начальникам отрядов на предмет доброго обхождении с местными аборигенами и достойной оплате тем из них, которые привлекались к работе для целей экспедиции.

Вторая Камчатская экспедиция

Основные статьи: Великая Северная экспедиция и Отряд Беринга—Чирикова (Великая Северная экспедиция)

Вернувшись в Российскую империю в марте 1730 года из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам — а также к американскому континенту.

В 1733 году Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик.

Лишь осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

Витус Беринг и пакетбот «Святой Пётр» на памятной монете СССР 1990 года из палладия 999 пробы из серии «250 лет открытия Русской Америки»

4 июня  — в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет — «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» (А.Чириков) вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошёл на восток и 16 июля 1741 года (на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей) на широте 58°14′ достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи.

Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя).

После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашёл для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжёлых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе 1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.

Часто встречается утверждение, что европейцы (русские) открыли берега Северной Америки (Аляски) именно во время Второй Камчатской экспедиции, но это неверно. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки (Аляски), был бот «Св. Гавриил» под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова 21 августа 1732 года в ходе экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого — гг. Кроме того, есть отрывочные сведения о посещении русскими людьми Америки в XVII веке.

Беринг, да не тот

Не остались в стороне и датчане. Когда медэксперты реконструировали внешность Беринга, они ужаснулись. Канонический портрет командора Витуса Беринга, публикуемый во всех учебниках и справочниках, лишь отдаленно напоминал оригинал. После недолгих исследований было установлено, что на самом деле этот портрет принадлежит его родному дяде — полному тезке мореплавателя, поэту.

Но вернемся к главной загадке, вынесенной в вопрос: кто назвал Берингов пролив именем Беринга? Могу дать небольшую подсказку, слово из трех букв…

Но вначале короткая предыстория. Алексей Чириков тоже прибился к берегам Америки, но, не обнаружив там «Св. Петра», отправился на Камчатку. Там он пробыл недолго, отправившись на розыск потерявшегося командора. А карты, составленные под руководством Беринга, попали в Адмиралтейств-коллегию, где они были тут же засекречены.

Правовой статус

Запрос «» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

Так как американо-российский договор об отчуждении Аляскинского полуострова в пользу США оговаривал только территориальные вопросы, касающиеся суши, но никоим образом не оговаривал статуса прилегающих вод и прибрежного шельфа, со времени присоединения Аляски и Алеутских островов к Российской Империи (de jure в соответствии с Высочайшим Именным Указом Её Величества Императрицы Екатерины II от 2 марта 1766 г.; de facto открытие материка русскими мореплавателями произошло ранее — 21 августа 1732 г.) до 12 июня 1991 г. включительно, то есть до вступления в законную силу соглашений, подписанных 1 июня 1990 г. в ходе встречи в Копенгагене Министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе с Госсекретарём США Дж. Бейкером и территориальных уступок СССР в пользу США в рамках соответствующих соглашений (принципиальная договорённость между главами двух государств была достигнута ранее, в ходе Вашингтонского саммита Президента СССР М. С. Горбачёва и Президента США Дж. Буша-старшего), Берингов пролив, от побережья Чукотки на западе до побережья Аляски на востоке, имел статус внутренних вод России (точно так же, как, например, Босфорский пролив для Турции). Однако, в советское время этот вопрос не педалировался ни советской стороной (так как формально СССР не признавал себя государством-правопреемником Российской Империи и её международно-правовых соглашений, включая договорённости о статусе Берингова пролива, судоходстве и рыболовстве в указанных водах, соответственно, перед советскими юристами не ставилось задачи подвести нормативно-правовую базу под какие-либо территориальные претензии), ни американской стороной (так как американцы, пользуясь молчаливым попустительством советской власти, использовали эти воды для нужд судоходства и рыбного промысла).

Подписание Шеварднадзе по указанию Горбачёва соглашения «О линии разграничения морских пространств между СССР и США» носило келейный характер, его по сути дела скрывали от советского населения, — на протяжении нескольких лет в советской, а затем российской прессе и публицистике этот вопрос не публиковался и не обсуждался, в то время как западная пресса открыто сообщала об очередной победе американской дипломатии. Как утверждает академик А. И. Фурсов, заключение этого соглашения нанесло большой ущерб территориальной целостности и экономике России, поскольку в пользу американской стороны были безвозмездно отчуждены часть исключительной экономической зоны и участок континентального шельфа России.

Память

Хабаровск, теплоход «Семён Дежнёв» (проект 860), 1978 год

  • Его имя носят:
    • мыс, который является крайней восточной оконечностью Азии (названный Дежнёвым — Большой Каменный Нос)
    • остров в море Лаптевых
    • залив
    • полуостров
    • ледник на острове Октябрьской Революции архипелага Северная 3емля
    • село.
  • В его честь названы улицы в следующих городах:
    • в Москве (проезд Дежнёва (Северо-Восточный округ), назван в 1964 году)
    • в Великом Устюге
    • в Якутске
    • в Красногорске
    • в Казани (названа в 1953 году)
    • в Хабаровске
    • в Минске (названа в 1948 году)
    • в Киеве
    • в Днепре
    • в Запорожье
    • в Краснодаре
    • в Алма-Ата
    • в Махачкале
    • в Карпогорах (Архангельская область)
    • в Мурманске
  • В 1948 году Советом Министров СССР учреждена Премия имени С. И. Дежнёва.
  • В 1970 году дальневосточные ботаники Ю. Юрцев и А. Кожевников собрали на Чукотском полуострове гербарные образцы маленького (до 3 см высотой) растения с голыми стелющимися побегами. Растение относится к роду селезёночник и по некоторым морфологическим отличиям было выделено в 1972 году С. С. Харкевичем в отдельный эндемичный вид под названием селезёночника Дежнёва (Chrisosplenium dezhnevii Charkev.).
  • Памятники:
    • Каменный обелиск на мысе Дежнёва (1956), деревянный памятник-крест там же.
    • В Музее землеведения МГУ (на 25 этаже Главного здания) установлен бюст С. И. Дежнёва.
    • В центре Великого Устюга в 1971 году Дежнёву установлен памятник.
    • В сентябре 2005 года в Якутске был открыт памятник Семёну Дежнёву, его жене-якутке Абакаяде Сючю и их сыну Любиму.
  • В 1971 году был спущен на воду ледокол «Семён Дежнёв»
  • Имя Семёна Дежнёва носил пассажирский теплоход Амурского речного пароходства (проект 860).
  • В 1965—1995 годах в состав Северного флота СССР и России входило океанографическое исследовательское судно «Семён Дежнёв» (проект 850).
  • В 1983 году на экраны вышел фильм «Семён Дежнёв», снятый на свердловской киностудии с Алексеем Булдаковым в главной роли.
  • В 2001 году Банком России, в серии памятных монет «Освоение и исследование Сибири», выпущена монета «Экспедиция Ф. Попова и С. Дежнёва» номиналом 100 руб.
  • В Новосибирске есть Командное речное училище имени С. И. Дежнёва, открытое 2 апреля 1943 года для подготовки специалистов со средне-специальным образованием для Западно-Сибирского речного пароходства.
  • В 2009 году была выпущена почтовая марка России с изображением Дежнёва.
Комментировать
0