История создания
После окончания Второй мировой войны на вооружении СССР находилось несколько самоходных артиллерийских установок. Это были штурмовые и противотанковые самоходки, предназначенные для стрельбы прямой наводкой. Следует отметить, что подобная ситуация наблюдалась и в армиях других стран. Существовали и другие виды САУ, способные поражать противника с закрытых позиций, но их было сравнительно немного.
Однако преимущества самоходной артиллерии по сравнению с буксируемой были очевидными, поэтому разработками новых САУ активно занялись во многих странах мира. Подобными изысканиями занимались и советские конструкторы, но после прихода к власти Никиты Хрущева все работы в этом направлении были приостановлены.
Хрущев считал, что будущее за ракетами, а в случае масштабной ядерной войны пушки и вовсе не будут нужны. Однако очень скоро стала понятна ошибочность этой позиции. Несколько локальных конфликтов 50-х и 60-х годов показали, что пушки остаются основным средством поражения противника, а артиллерия все так же является «богом войны».
Однако работы над новыми отечественными артиллерийскими системами начались только после ухода Хрущева с поста главы государства.
Перед началом проектных работ был тщательно проанализирован опыт использования САУ во время прошедшей войны, а также учтены последние тенденции развития этого вида вооружения.
ВНИИ-100 с 1963 по 1965 год проводила предварительные исследовательские работы относительно облика и конструкции будущей самоходной установки. Артиллерийскую часть будущей САУ решено было разрабатывать на основе буксируемой 152-мм гаубицы Д-20. Конструкция орудия, баллистика и боеприпасы этого орудия были взяты без изменений.
Относительно шасси будущей самоходки рассматривались два варианта: «Объект 124» (ПУ ЗРК «Круг») и шасси перспективного среднего танка «Объект 432». В ходе изысканий было выяснено, что для САУ больше подойдет компоновка с передним расположением двигателя, поэтому для будущей «Акации» было решено использовать шасси ПУ ЗРК «Круг».
Два опытных образца были изготовлены уже в 1968 году, в 1969 году начались заводские испытания, которые показали чрезмерную загазованность боевого отделения во время стрельбы. С этой проблемой смогли справиться, и в 1971 году новая САУ была принята на вооружение под обозначением 2С3 «Акация». Серийное производство самоходной установки было развернуто на УЗТМ еще в 1970 году (то есть, еще до принятия на вооружение), она начала поступать в артиллерийские полки мотострелковых и танковых подразделений на замену 152-мм гаубицам Д-1, Д-20 и МЛ-20.
В этот же период шли работы над созданием 152-мм гаубицы с картузным заряжанием. Однако исследования показали, что использование картузных зарядов не несет никаких преимуществ ни в кучности, ни в дальности стрельбы, ни в скорострельности орудия, поэтому дальнейшие разработки в этом направлении были признаны нецелесообразными.
В начале 70-х годов была проведена модернизация САУ 2С3 «Акация», в первую очередь она затронула конструкцию механизма заряжания и компоновку боевого отделения машины. Две укладки барабанного типа на базовой модификации были заменены на одну, что позволило увеличить боекомплект установки до 46 выстрелов. Также было изменено расположение люков в кормовой части и башни самоходной установки и установлена механизированная подача выстрелов с грунта. Кроме того, на САУ была установлена новая радиостанция. Модернизированная «Акация» получила индекс 2С3М. В серию она была запущена в 1975 году.
В 1987 году была разработана еще одна модификация САУ, она получила наименование 2С3М1. На этой машине был установлен панорамный прицел наводчика 1П5, новая аппаратура внутренней связи, а также более совершенная радиостанция. Кроме того, самоходка оснащалась оборудованием для приема информации с машины командира батареи.
Следующая модернизация «Акации» была проведена уже после распада СССР, она получила наименование 2С3М2. Самоходка получила автоматизированную СУ наведением и стрельбой 1В514-1 «Механизатор-М», а также новую систему постановки дымовых завес. В это же время был разработан вариант САУ 2С3М2 «Акация» под натовский калибр.
Последняя модернизация машины коснулась артиллерийской части установки. 152-мм гаубица 2А33 была заменена на более мощное орудие 2А33М аналогичного калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и существенно расширить номенклатуру используемых боеприпасов. Также установка была оснащена более совершенным бортовым оборудованием. Данная модификация получила наименование 2С3М3, пока она считается опытной машиной.
Съемка внутри 2С1 Гвоздика во время стрельбы
https://youtube.com/watch?v=67FAPyjbEbI
При этом учитывались и по возможности устранялись все недостатки самоходок военного времени: небольшие углы горизонтальной наводки орудия, довольно низкую скорострельность, ограниченный обзор из неподвижных боевых рубок. В результате появилось несколько машин, которым были присвоены названия: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт». «Гвоздика» была принята на вооружение в 1971 г. и предназначалась для ликвидации живой силы противника и разрушения укреплений неприятельской стороны.
Машина была поставлена на шасси тягача МТ-ЛБ. Резинометаллические гусеницы и с индивидуальной торсионной подвеской катки обеспечивали хорошую проходимость и маневренность машины. Корпус полностью герметичен, а движение по водным преградам осуществляется посредством перемотки гусениц с резинометаллическими шарнирами. Машина способна достигать на воде до 4,5 км/ч, а также преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/с.
Корпус САУ изготовлен из стальных листов. Противопульное бронирование «Гвоздики» может выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. Кабина водителя и моторное отделение расположены в передней части корпуса, а боевое отделение — в задней. В башне, которая поворачивается на 360* с помощью электрического или ручного привода, находятся командир, наводчик и заряжающий.
Машина оснащена V-образным 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ—238В. Коробка передач имеет 6 передних и 1 заднюю передачу. Топливные баки общей емкостью 550 л расположены в стенках бортов корпуса, последовательно соединяясь друг с другом по три с каждой стороны.
«Гвоздика» вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным дульным тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. С целью облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа. Если для стрельбы берутся снаряды, лежащие на земле, их подача внутрь боевого отделения производится посредством транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы колеблются от -3 до +70°. Дальность стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. При стрельбе с земли САУ способна сделать 4—5 выстрелов в минуту, с борта — 1—2 выстрела в минуту. Систему управления огнем составляют перископический прицел ПГ-2, панорамный и оптический прицелы.
Боекомплект орудия включает в себя 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов раздельного заряжания. При этом используется широкий спектр снарядов: осветительные, агитационные, химические, дымовые, снаряды радиоэлектронного противодействия и со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 г. конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с картузным заряжанием: Д-16 и Д-16М, однако в серию эти орудия не вошли.
Схема 2С1 «Гвоздика»
Самоходку ввиду ее небольшого веса можно перевозить с помощью самолетов Ан-12, Ан-124 и Ил-74. При этом уменьшение высоты достигается приподниманием и закреплением опорных катков (со второго по седьмой) специальными устройствами. Эта машина долгое время состояла и состоит до сегодняшнего дня на вооружении всех армий стран Варшавского договора. Сегодня «Гвоздика* имеет снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», специально разработанный для самоходки. Снаряд способен с высокой степенью вероятности попадать в неподвижные и движущие цели.
Варианты и модификации
2С1М1 — российская модернизированная версия с установкой АСУНО 1В168-1.
2С34 «Хоста» — российский модернизированный вариант 2С1, в котором гаубица 2А31 заменена на орудие 2А80-1, а на башенку командира установлен 7,62-мм пулемёт ПКТ. Разработана в 2003 году и в 2008 году поступила на вооружение Российской Армии.
2C1T Goździk — польский модернизированный вариант с установкой АСУНО TOPAZ.
Rak-120 — разработанный в 2008—2009 гг. польский модернизированный вариант с заменой орудия 2А31 на 120-мм гладкоствольный миномёт, оборудованный автоматом заряжания. Возимый боекомплект увеличен с 40 до 60 выстрелов, однако данные о начале серийного производства этой модификации отсутствуют.
Model 89 — вариант, разработанный в Румынии в 1980-х годах. От 2С1 отличается базовым шасси — вместо модифицированной базы МТ-ЛБ использовано шасси БМП MLI-84.
Raad-1 (араб. الرعد-1, Гром-1) — иранская 122-мм самоходная гаубица, разработанная в 1996 году и с 2002 года запущенная в массовое производство. От 2С1 отличается базовым шасси, вместо МТ-ЛБ используется иранская БМП Boragh.
Корпус и башня
САУ 2С1 «Гвоздика», фото которой представлено ниже, изготовлена по стандартной для самоходной артиллерии башенной конфигурации. Корпусная часть сделана из стальных бронированных катанных листов, зафиксированных при помощи сварки. Узел абсолютно герметичен, позволяет без проблем преодолевать водные препятствия. В конструкции предусмотрено три отсека:
- Моторно-трансмиссионный отдел. Он помещен во фронтальной части корпуса по борту справа.
- Слева предусмотрено место водителя-механика с приспособлениями контроля шасси.
- Боевой отсек занимает среднюю и кормовую корпусную часть.
На крыше предусмотрена сварная башня, монтируемая на шарикообразный погон, оснащена поворотной боевой корзиной. На этом фланге установлено орудие и места для личного состава. По правому борту имеется отсек заряжающего, а также площадка для хранения гильз и боеприпасов.
Левый борт самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» во фронтальной части занят местом для наводчика, за ним расположена командирская точка с поворотной башенкой. В специальной нише предусмотрена пара укладок с кумулятивными снарядами. В корме корпуса обустроены аналогичные гнезда для основного орудия. Транспортировка в укладки выполняется с земли через кормовой лючок. Броневое оснащение машины обеспечивает защиту личного состава от пуль и осколков. В толщину листы достигают 20 миллиметров.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- повысилась живучесть и маневренность артиллерии;
- возможность стрельбы прямой наводкой и наличием в боекомплекте кумулятивного снаряда расширяет боевые возможности САУ;
- высокая маневренность и сравнительно небольшая масса, которая позволяет вместе с БТР и БМП преодолевать водные преграды.
Недостатки:
- слабая броневая защита;
- низкая скорострельность 1-2 выстрела с брони, 4-5 –с земли, против 9-10, например, у британской САУ FV433);
- отсутствие зенитного пулемета на командирской башне;
- плохой обзор у механика-водителя.
Как показывает практика современного боя в различных региональных конфликтах самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» пока еще вполне приемлема для использования в танковых и мотострелковых частях сухопутных войск. По крайней мере информации о ее массовой замене на более современные аналоги не поступало.
https://youtube.com/watch?v=tpaMdfmekZo
История создания
После окончания войны стало понятным, что прежняя концепция применения самоходной артиллерии в качестве штурмовых орудий и истребителей танков – устарела. В то же время обозначилась и другая тенденция: самоходная артиллерия начала вытеснять буксируемую. Самоходки были более скорострельными и маневренными, имели значительную дальность стрельбы, неплохую защиту, могли более успешно поддерживать собственные войска в обороне и проводить артиллерийское наступление.
Уже в пятидесятых годах во многих странах начались активные работы над новыми образцами этой боевой техники. В СССР длительное время больше ресурсов выделялось на разработку ракетного оружия, часто это шло в ущерб авиации и ствольной артиллерии. Однако позже советские стратеги все же пришли к выводу, что масштабная война маловероятна, так как приведет к взаимному ядерному уничтожению и стали готовиться к локальным конфликтам. Активно заниматься созданием новых образцов самоходных артиллерийских орудий стали после отставки генсека Хрущева.
В 1965 году были проведены учения, которые ясно показали значительное отставание советской самоходной артиллерии от западных аналогов. В 1967 году увидело свет постановление Совмина СССР о начале работ по созданию 122-мм самоходной артиллерийской установки, которая позже получила название 2С1 «Гвоздика».
Изначально существовало три варианта шасси для новой самоходки: ее предлагали создать на базе БМП-1, гусеничного транспортера МТЛБ, а также на базе шасси СУ-100П. Основным вооружением новой САУ должна была стать 122-мм гаубица Д-30.
Вариант с СУ-100П был исключен практически сразу, после модернизации в качестве базы для новой самоходки решили использовать тягач МТЛБ. Изначально этот тягач имел недостаточную устойчивость и не устраивал конструкторов по допустимым нагрузкам на ходовую часть. Поэтому базу МТЛБ пришлось удлинить и ввести по одному дополнительному опорному катку с каждого борта.
2С1 «Гвоздика» должна была заменить 122-мм гаубицы Д-30 и М-30 в артиллерийских подразделениях мотострелковых полков. В 1969 году для полигонных испытаний было готово четыре образца.
Головным разработчиком установки назначили Харьковский тракторный завод (ХТЗ). Гаубица для самоходки проектировалась в ОКБ-9.
В 1970 году САУ 2С1 «Гвоздика» приняли на вооружение. Уже в следующем году началось серийное производство артиллерийской установки, только в 1991 году оно было завершено. В 1972 году была разработана парашютная система для десантирования «Гвоздики» с воздуха, но на вооружение ВДВ САУ так и не была принята.
В 1971 году машину начали изготавливать по лицензии в Польше. В 1979 году лицензионное производство было запущено в Болгарии. Болгарские самоходки по своим техническим характеристикам уступали советским образцам.
Боевое применение САУ «Гвоздика»
Первым серьезным конфликтом, в котором приняла участие «Гвоздика», стала война в Афганистане. Обычно батареи 2С1 шли вслед за штурмовыми подразделениями и вели стрельбу прямой наводкой. Реже установки использовали для стрельбы с закрытых позиций. В целом «Гвоздики» довольно неплохо показали себя в тяжелых афганских условиях.
Самоходные установки «Гвоздика» участвовали практически во всех конфликтах, которые протекали на территории бывшего СССР после его распада.
«Гвоздики» применялись войсками непризнанной Приднестровской республики против вооруженных сил Молдовы. Использовали эти установки и в ходе Гражданской войны в Таджикистане.
Российские федеральные войска применяли 2С1 в первой и второй чеченских кампаниях. Во время первой войны несколько самоходок с боекомплектом было захвачено чеченскими сепаратистами.
«Гвоздики» использовались во время грузино-осетинских конфликтов. Эти машины активно применяются и на востоке Украины как правительственными войсками, так и сепаратистами.
САУ «Гвоздики» использовалась во время югославских войн всеми участниками противостояния.
В 2010-2011 гг. во время Гражданской войны в Ливии «Гвоздики» использовались правительственными войсками против повстанцев. В настоящее время эти машины активно применяются практически всеми противоборствующими сторонами в сирийском конфликте. Они в больших количествах поставлялись правительственным войскам Сирии и часто в качестве трофеев попадали в руки повстанцев. Их применяет как Фронт ан-Нусра, так и запрещенный в России ИГИЛ.
Есть информация о том, что САУ «Гвоздика» использовалась повстанцами-хуситами во время боевых действий в Йемене.
Описание конструкции
За базу самоходного миномёта 2С8 было взято шасси самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». Во вращающейся башне вместо гаубицы 2А31 устанавливался казнозарядный 120-мм миномёт. По своим баллистическим характеристикам миномёт был аналогичен буксируемому полковому миномёту образца 1955 года. В номенклатуру боеприпасов входили осколочно-фугасные артиллерийские мины типа 3ОФ34, 3ОФ36, а также 53-ОФ-843А. Дальность стрельбы обычной миной до 7,1 км, а активно-реактивной — до 9,0 км. С целью уменьшения загазованности боевого отделения, на миномёте был установлен эжектор и продольно-скользящий поршневой затвор. Кроме того, миномёт был оснащён гидропневматическим досылателем для увеличения скорострельности.
Применяемые выстрелы
Характеристики основных применяемых боеприпасов СМ 2С8 | |||||||
Индекс выстрела | Индекс мины | Масса мины, кг | Масса , кг | Марка взрывателя | Площадь поражения живой силы, м² | Площадь поражения техники, м² | Максимальная дальность стрельбы, км |
Выстрелы для миномётов М-120 | |||||||
Осколочно-фугасные | |||||||
3ВОФ68 | 3ОФ34 | 16,1 | 3,43 | М-12 | 2250 | 1200 | 7,1 |
3ВОФ69 | 3ОФ36 | 16,1 | 3,16 | М-12 | 1700 | 700 | 7,1 |
3ВОФ79 | 53-ОФ-843Б | 16 | 1,4 | М-12, ГВМЗ-7 | 1200 | 200 | 7,1 |
Выстрелы для миномётов ПМ-38, ПМ-41, ПМ-43 | |||||||
Фугасные | |||||||
53-ВФ-843 | 53-Ф-843 | 16,2 | 3,93 | М-12 | 4,1 | ||
Осколочно-фугасные | |||||||
53-ВОФ-843 | 53-ОФ-843 | 15,9 | 3,0 | М-12 | 5,7 | ||
53-ВОФ-843А | 53-ОФ-843А | 15,9 | 1,58 | М-12 | 5,52 | ||
53-ВОФ-843Б | 53-ОФ-843Б | 16 | 1,4 | М-12, ГВМЗ-7 | 1200 | 200 | 5,7 |
3ВОФ3 | 3ОФ5 | 15,6 | 1,25 | АР-27 | 5,35 | ||
3ВОФ53 | 3ОФ34 | 16,1 | 3,43 | М-12 | 2250 | 1200 | 5,7 |
3ВОФ57 | 3ОФ36 | 16,1 | 3,16 | М-12 | 1700 | 700 | 5,7 |
Зажигательные | |||||||
53-ВЗ-843А | 53-З-843А | 17 | 1,359 | М-5, М-6 | — | 5,47 | |
3ВЗ4 | 3-з-2 | 16,3 | 1,94 | Т-1 | 1700 | — | 5,7 |
Дымовые | |||||||
53-ВД-843А | 53-Д-843А | 16,44 | 1,6 | М-12 | — | — | 5,5 |
3ВД5 | 3Д5 | 16,6 | 1,65 | М-12, ГВМЗ-7 | — | — | 5,8 |
53-ВС-843 | 53-С-843 | 16,28 | 0,875 | Т-1 | — | — | 5,4 |
3ВС24 | 3С9 | 16,28 | 1,28 | Т-1 | — | — | 5,4 |
Описание конструкции
Силовая установка
Преимущества редакции 3.0 «1С:Бухгалтерии 8»
Все бухгалтеры ждали этого решения последние лет 5, но все равно тянули. Все же переходить?
Да. Пользователям рекомендуется перейти, наконец, на современную редакцию 3.0. Программные продукты, включающие редакцию 3.0 конфигурации Бухгалтерия предприятия, действительно находятся в продаже более шести лет, они проверены практикой, надежны и постоянно развиваются.
Переход с 1С:Бухгалтерии 2.0 на 3.0 наверняка непрост, хотя бы морально. Ради каких преимуществ в 3.0 все это стоит делать?
Самое главное, современное и удобное – при переходе на редакцию 3.0 у вас будет возможность работать с 1С:Бухгалтерией не только в локальном режиме, но и в
Для работы нужен только интернет, а это значит, что можно, например, легко перейти на удаленку, что немаловажно в условиях пандемии коронавируса. Вы без всяких забот сможете работать в отеле, на даче, в другом городе
В условиях коронавируса (да и вообще!) удобно не быть привязанным к рабочему месту в офисе.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Фирма «1С» прекращает поддержку редакции 2.0 конфигурации «Бухгалтерия предприятия».
2. Ограниченная поддержка редакции 2.0 базовой версии будет осуществляться до марта 2021 года, а ПРОФ – до марта 2022 года.
3. При переходе на редакцию 3.0 будет возможность работать с «1С:Бухгалтерией» не только в локальном режиме, но и в облачном сервисе «1С:Фреш».
4. Для предпринимателей, не желающих глубоко вникать в бухучет, в редакции 3.0 есть специальные возможности.
5. Переход на локальную версию редакции 3.0 для пользователей бесплатный. Переход на облачную версию в сервисе «1С:Фреш» платный для пользователей базовой версии.
6. Есть несколько вариантов перехода с редакции 2.0 на 3.0, в том числе автоматическое обновление конфигурации для тех, кто не вносил в нее никаких изменений.
При этом ничего не нужно устанавливать на компьютер, даже ключ электронной подписи для сдачи отчетности через интернет можно хранить в облаке. И это безопасно, конфиденциальность и хранение данных обеспечивает фирма «1С». Вам не нужно тратить свои ресурсы на обновления, связанные с изменениями законодательства, – всю это работу также выполняет «1С».
Кроме того, у редакции 3.0 более широкие функциональные возможности и оптимизированные сценарии работы. Многие ежедневные рутинные операции теперь выполняются автоматически или, как минимум, требуют меньше времени на выполнение. Это стало возможно за счет сокращения количества действий, которые нужно сделать в программе.
Я предприниматель, а не бухгалтер, поэтому и к бухгалтерии 2.0 то с трудом приспособился. Чем вы меня в 3.0 заманите? Я точно ничего менять не хочу, мне некогда в этом разбираться!
Если поменять и немного разобраться, то получите массу удобных вещей! Например, для предпринимателей (хотя и организациям пользоваться не запрещено!) у нас имеется , созданное на основе редакции 3.0. В приложении есть все, что нужно для ведения учета: расчет и уплата налогов, подготовка и отправка отчетности, касса и обмен с банком, счета и акты сверки, акты и накладные, ТОРГ-12 и УПД, онлайн-кассы и интеграция с сервисом «1С:Касса». И все это может быть в вашем телефоне, всегда с собой! В вашей старой редакции 2.0 приложение недоступно. Неужели все еще хотите по старинке работать?
А если вы вообще с бухгалтерией на «вы» и хотите все просто, то для вас на основе 3.0 разработано простое и понятное . В нем сохранены все возможности «1С:Бухгалтерии», но упрощенный интерфейс позволяет работать даже начинающим предпринимателям, не обладающим знаниями бухучета.
Опрос
1С:Бухгалтерия 8 (ред. 3.0)
-
Вы уже перешли на редакцию 3.0 “Бухгалтерии предприятия”?
Да, давно перешли. 1907 (65.56%)
Я девочка и хочу платьице, а не вот это вот всё! 723 (24.85%)
Нет, перейдем в 2021 году. 139 (4.78%)
Не будем переходить на 3.0, перейдем пока на 2.0 КОРП. 83 (2.85%)
Нет, планируем в 2020 году. 57 (1.96%)
Благодарим за участие в опросе! Каждое мнение очень важно для нас!
У нас кассы, ЕГАИС и маркировка. В 3.0 все это будет?
Естественно, в редакции 3.0 конфигурации «Бухгалтерия предприятия» все это уже есть! Поддерживаются:
- работа с онлайн-кассами;
- интеграция с ЕГАИС для розничных продавцов алкогольных напитков;
- интеграция с ВетИС («Меркурий»);
- маркировка обуви, табака, меховых изделий и других товарных групп;
- сервис «1С:Контрагент» (автоматическое заполнение реквизитов по ИНН);
- сервис «1СПАРК Риски» (оценка надежности контрагентов);
- прямой обмен с банком непосредственно из программы;
- финансовый анализ, оценка риска налоговой проверки, сравнение режимов налогообложения и многое другое.
Оценка машины
2С1 | 2С2 | 2С9 | |
---|---|---|---|
Год принятия на вооружение | 1970 | не принята | 1981 |
Средства десантирования | 4П134 | 14П134 | 1П162М |
Масса со средствами десантирования, т | до 20 | до 10 | до 10 |
Количество перевозимых САУсамолётом /Ан-22 при авиадесантировании, шт. | 0/2 | 2/4 | 2/4 |
Экипаж, чел. | 4 | 4 | 4 |
Тип установки орудия | башенная | рубочная | башенная |
Марка орудия | 2А31 | 2А51 | |
Длина ствола, клб | 35 | 35 | 24,2 |
Углы , град. | −3…+70 | −3…+70 | −4…+80 |
Углы , град. | 360 | 30 | 70 |
Возимый боезапас, выстр. | 40 | 40 | 25 |
Минимальная дальность стрельбыОФС (ОФМ), км | 4,2 | 4,2 | 0,9 (0,43) |
Максимальная дальность стрельбыОФС (ОФМ), км | 15,2 | 15,2 | 8,8 (7,1) |
Максимальная дальность стрельбыАР ОФС, км | — | — | 12,8 |
БронепробиваемостьБКС, мм | 460 | 460 | 600 |
Масса ОФС, кг | 21,76 | 21,76 | 17,2 |
Коэффициент наполнения ВВ ОФС, % | 18,3 | 18,3 | 24,7 |
Площадь поражения ОФ-снарядом, м² | 800 | 800 | 1800—2200 |
Боевая скорострельность, выстр/мин | 4—5 | 4—6 | 6—8 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 65 | 60 | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 500 | 500 |
По предварительным оценкам, введение новой техники в артиллерийские подразделения ВДВ должно было повысить их возможности в 1,6 раза. Гаубица «Фиалка» по ряду причин не была принята на вооружение. Основной причиной была высокая отдача орудия 2А32 с баллистикой гаубицы Д-30, которую не выдерживало шасси БМД-1. Предпринимались попытки ввести в состав ВДВ самоходную гаубицу 2С1, предназначенную для сухопутных войск. Такое решение не позволяло перевозить в самолётах типа Ан-12 больше одной 122-мм САУ, а десантирование могло осуществляться только посадочным способом. С началом разработки САО 2С9, дальнейшее продолжение работ по самоходной гаубице «Фиалка» и самоходному миномёту «Ландыш» (который разрабатывался в то же время), стало нецелесообразно.
2С2 | XM104 | |
---|---|---|
Год разработки | 1968 | 1963 |
Масса, т | до 10 | до 3,9 |
Тип установки орудия | рубочная | открытая |
Марка орудия | 2А32 | M103 |
Длина ствола, клб | 35 | 30 |
Углы , град. | −3…+70 | −6…+65 |
Углы , град. | 30 | 360 |
Возимый боезапас, выстр. | 40 | |
Максимальная дальность стрельбыОФС, км | 15,2 | 11,5 |
Максимальная дальность стрельбыАР ОФС, км | — | 15 |
БронепробиваемостьБКС, мм | 400 | 200 |
Масса ОФС, кг | 21,76 | 15 |
Приведённая площадь поражения ОФ-снарядом, м² | 310 | 285 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 60 | 56 |
Помимо СССР, разработки по созданию лёгкой самоходной гаубицы для ВДВ велись также и в США. В 1963 году была создана опытная САУ XM104, представлявшая собой десантируемое шасси, на крыше которого открыто устанавливался поворотный верхний станок со 105-мм гаубицей M103, установленной также на САУ M108. После испытаний на Абердинском полигоне руководство Министерства обороны США пришло к выводу, что такая система не представляет интереса для Армии США и закрыло программу XM104.
Предпосылки к созданию
После завершения ВОВ на вооружении армии СССР из артиллерии находились преимущественно противотанковые и штурмовые САУ. При этом во многих западных странах практиковалось использование аналогов, ведущих огонь с закрытых позиций.
В результате наметилась тенденция замены буксируемой техники на самоходные аналоги. С 1947 по 1953 год проводились разработки и изыскания по созданию новых комплексов, независимых от тягача. Однако в 1955 году работы были приостановлены по распоряжению Н. Хрущева. Через некоторое время в Минобороны СССР определились с тем, что стратегическое противостояние с использованием ядерных боеголовок сомнительно, поскольку приведет к ликвидации обеих сторон. При этом не исключались локальные конфликты с применением тактических типов вооружения. В таких случаях явное преимущество достается артиллерии, независимой от тягачей.
Боевое применение
Наблюдение и связь
Точное наведение орудия, разведка местности в любое время суток осуществляется при помощи комбинированного прицела ТКР-3Б с прожектором и пары призменных наблюдательных перископов ТНПО-170А. Эти приборы размещены в отсеке командира.
Отсек наводчика оборудован панорамным прицелом 1ОП-40, предназначенным для ведения огня с закрытых точек и аналогом прямой наводки ОП5-37 для стрельбы по наблюдаемым мишеням. Перед лючком заряжающего в правой части башни имеется вращающийся наблюдательный прибор типа МК-4. Место водителя-механика оснащено двумя устройствами ТНПО-170А с электрическим обогревом. Кроме того, предусмотрен прибор ночного видения ТВН-2Б. Смотровое стекло также имеет электробогрев, защищено бронированной крышкой.
Наружная связь обеспечивается радиостанцией Р-123М, работающей на УКВ-волнах, гарантирующей стабильную коммуникацию с идентичными аналогами на дистанции до 28 километров, в зависимости от высоты антенн приемника и передатчика. Между собой члены экипажа переговариваются при помощи приборов внутренней связи Р-124.
Оценка машины
2С8 | 2С17 | 2С31 | |
---|---|---|---|
Год принятия на вооружение | опытная | опытная | 2010 |
Базовое шасси | 2С1 | 2С1 | 2С18 |
Калибр орудия, мм | 120 | 120 | 120 |
Марка орудия | 2А60 | 2А80 | |
Тип орудия | миномёт | пушка-гаубица-миномёт | пушка-гаубица-миномёт |
Максимальная дальность стрельбыОФМ, км | 7,1 | 7,2 | 7,5 |
Максимальная дальность стрельбыОФС, км | — | 8,8 | 13,0 |
Максимальная дальность стрельбыАРС, км | 9,0 | 12,8 | 14,0 |
Основной причиной отказа от дальнейших испытаний и принятия на вооружение самоходного миномёта «Астра» была разработка более совершенного нарезного 120-мм орудия 2А51, способного вести стрельбу снарядами с готовыми нарезами. Использование таких снарядов повышало эффективность ведения огня в 2—2,5 раза за счёт более равномерного распределения взрывчатого вещества и, как следствие, более равномерного дробления корпуса снаряда на осколки. Нарезные снаряды также обладали большей начальной скоростью разлёта осколков (1850 м/с против 1300 м/с у мин). Кроме того, артиллерийские мины к глакдоствольным миномётам исчерпали свой потенциал по дальнейшей модернизации и совершенствованию. В связи с этим, проведение дальнейших работ по самоходному миномёту 2С8 было расценено Министерством оборонной промышленности СССР как нецелесообразное. Вместо самоходного миномёта 2С8 были начаты изыскания по 120-мм самоходному артиллерийскому орудию 2С17, а также активизировались работы по буксируемому батальонному миномётному комплексу 2С12 «Сани». Позже в конце 1980-х годов работы по САО 2С17 также были закрыты, уже в пользу более совершенного САО батальонно-полкового уровня 2С31 «Вена», поступившего на вооружение только в 2010 году уже после распада СССР. Таким образом, за годы существования СССР, батальонное звено советских сухопутных войск так и не получило на вооружение гусеничные самоходные артиллерийские установки, не считая устанавливаемых силами специалистов ОКСВА кустарным способом 82-мм миномётов 2Б9 на крышу многоцелевого тягача МТ-ЛБ во время боевых действий в Афганистане.
2С8 | vz.85 PRÁM-S (чешск.)русск. | M1064 (англ.)русск. | ||
---|---|---|---|---|
Год разработки | 1977 | 1981 | 1982 | 1990-е |
Базовое шасси | 2С1 | МТ-ЛБ | БМП-1 | M113 |
Масса, т | не более 15,4 | 12,05 | 16,97 | 13,11 |
Экипаж, чел. | 5 | 4 | 4 | |
Тип установки орудия | башенная | открытая | рубочная | открытая |
Углы , град. | 360 | 10…52 | 30 | 90 |
Возимый боезапас, выстр. | 60 | 80 | 69 |
Помимо СССР, тема 120-мм самоходных миномётных комплексов на бронированном шасси прорабатывалась и в других странах-членах Варшавского договора. Несмотря на то, что в СССР самоходный миномёт «Тунджа» на вооружение не поступил, его лицензионный вариант B1.10 Tundzha производился серийно в Болгарской Народной Республике. Миномёт представляет собой шасси гусеничного транспортёра МТ-ЛБ, в котором размещаются укладки с минами, а также 120-мм миномёт М-120 или 2Б11. В отличие от 2С8, миномёт может сниматься с шасси и устанавливаться на стандартную опорную плиту для ведения огня с грунта. В Чехословакии на базе выпускаемой лицензионной версии BVP-1 (чешск.)русск. был разработан самоходный миномёт vz.85 PRÁM-S (чешск.)русск.. 120-мм миномёт устанавливался в закрытую броневую рубку, которая обеспечивала наведение орудия по горизонту в диапазоне углов от −15 до +15 градусов. Возимый боекомплект составлял 80 мин, 21 из которых укладывалась в конвейерную укладку для удобства заряжания и увеличения максимальной скорострельности орудия, которая теоретически составляла до 18—20 выстрелов за первую минуту стрельбы.
К началу 1990-х годов особый интерес к самоходным 120-мм миномётам проявили страны-участницы НАТО. Всплеск спроса на подобные системы был связан с возросшими потребностями сил быстрого реагирования. В 1987 году английская оружейная компания BAE Systems продемонстрировала макетный образец самоходной миномётной системы AMS, выполненной на базе бронетранспортёра , однако серийное производство было развёрнуто на базе колёсной бронированной машины LAV-25 в 1995 году. В США на базе уже имеющегося 107-мм миномётного комплекса M106A2 была создана модификация, получившая обозначение M1064 (англ.)русск.. От базового образца она отличается установкой 120-мм миномёта M121. Миномёт устанавливается в кормовой части корпуса на поворотную плиту, обеспечивающую горизонтальный угол обстрела 90° в задней полусфере машины.