Первопроходцы Северного морского пути
В непростые годы становление молодого советского государства власти страны ставили перед учеными задачу скорейшего освоения новых транспортных путей, прежде всего, на море. В свете указаний Иосифа Сталина, который говорил что Северный морской путь должен стать нормально действующей транспортной магистралью, 17 декабря 1932 года был создан Главсевморпуть (Главное управление Северного морского пути при Совнаркоме СССР). Главсевморпуть обладало собственным флотом, авиацией, портами, терминалами. Начальником созданного Главсевморпути был назначен директор Арктического института, ученый, математик, астроном, геофизик, географ, полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт.
Руководитель “челюскинской” экспедиции Отто Юльевич Шмидт. Фото: портал “Старый Владивосток”
С целью окончательно доказать возможность доставки грузов и людей по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию (плавания из Мурманска во Владивосток) Шмидту с немалым трудом удалось добиться передачи в адрес Главсевморпути нового, только что построенного на датских верфях парохода “Челюскин”.
Необходимо отметить, что в те годы арктические достижения были блестящей находкой для советской пропаганды. В это время полярники были теми людьми, чье место через 30 лет предстояло занять космонавтам. Тема освоения Севера в Советском Союзе была сопряжена с мужеством полярников и романтикой арктических будней, она не сходила со страниц советских газет и журналов, а также художественной литературы и киноэкранов. В результате было сформировано целое поколение граждан, для которых работа в советском Заполярье стала настоящим делом всей жизни.
Новой страницей в покорении Арктики должна была стать научная экспедиция парохода “Челюскин”. Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу “Сибиряков”, который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.
Пароход “Челюскин” перед отправкой в последнюю экспедицию. Фото: портал “Старый Владивосток”
16 июля 1933 года пароход “Челюскин” отплыл из Ленинграда в Мурманск. 10 августа 1933 года корабль вышел из мурманского порта и отправился во Владивосток. Экспедицию возглавил сам начальник Главсевморпути Отто Шмидт. Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море “Челюскин” оказался зажат льдами.
Ситуация усугублялась с каждым часом. Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. Через некоторое время в связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Как оказалось, очень вовремя: 13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами и затонул.
Картина “Гибель “Челюскина”. Фото: Федор Решетников
Так началась героическая эпопея челюскинцев: сотня отважных противостояла крошащимся ледяным торосам, полярной ночи, морозам за 40 градусов. На дрейфующей льдине посреди морозной Арктики оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Оказавшиеся посреди холодного моря люди не пали духом и верили, что их обязательно спасут. Сигнал о бедствии был подан на большую землю.
В ожидании спасения мужественные челюскинцы разбили на льдине ледовый лагерь, где разместились все члены экипажа. Мужчины не сидели без дела и готовились к скорому спасению, постоянно расчищая льды для посадки спасательных самолетов. И их надежды оказались не напрасными.
Возвращение домой
В дни спасательной операции экипаж и сам ледокол «Челюскин», фото которого попало во все советские и многие мировые газеты, оказались в центре внимания миллионов людей. Ликование по поводу благополучного исхода полярной драмы было общенациональным. Восторг обычных людей легко объясним: ничего похожего в истории мировой авиации и мореплавания еще не случалось.
Принявшие участие в эвакуации челюскинцев летчики стали первым Героями Советского Союза. Эта высшая государственная награда была учреждена как раз накануне событий на Крайнем Севере. Ордена Ленина получили и два американца (Уильям Левери и Клайд Армстед), которые заботились об импортных самолетах, закупленных специально для операции по спасению оказавшегося на краю гибели экипажа. Участники ледовой эпопеи были с ликованием встречены в Москве. Все взрослые челюскинцы, пережившие опасную зимовку, удостоились орденов Красного Знамени.
Продолжение спасательной операции
Вызволение челюскинцев из ледяного плена возобновилось 7 апреля. Теперь в операции участвовали сразу несколько знаменитых летчиков. Михаил Водопьянов позже примет участие в отправке полярников на первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1», а Николай Каманин станет начальником первой команды советских космонавтов. Были среди спасателей и другие легендарные летчики: Маврикий Слепнев, Василий Молоков, Иван Доронин. Еще один пилот, Сигизмунд Леваневский, сам потерпел аварию – его также разыскали и выручили.
Ледокол «Челюскин», история которого была полна подобными историями, достойными толстого романа или дорогой киноэкранизации, стал одним из главных символов своего времени. Это название начало ассоциироваться с несгибаемым духом и мужеством тех, кто помог людям вернуться домой. Застрявший в полярных льдах экипаж переправлялся в Ванкарем – небольшое чукотское стойбище, ставшее центром всей спасательной операции.
Интересно, что несколько человек с корабля, использовав уцелевший гидросамолет, добрались до заветной цели самостоятельно. Последним затерянную стоянку покинул капитан погибшего судна Владимир Воронин. 13 апреля он оказался в Ванкареме. Заключительные дни операции проходили во все более нервозной обстановке – ледовое поле постепенно разрушалось. На следующий день после спасения Воронина мощный шторм уничтожил временный лагерь.
В эпизодах
- Виталий Баганов — Сергей
- Азамат Багиров — Уншлихт
- А. Баранов — эпизод
- Александр Бахаревский — эпизод
- Юрий Башков — член экспедиции
- Игорь Боголюбов — Бутаков
- Сергей Гальцев — эпизод
- Юрий Гамзин — эпизод
- Е. Глущевский — эпизод
- Юрий Гурьянов — эпизод
- Альберт Дёмин — эпизод
- Анатолий Дубинкин — эпизод
- Дюков Владимир — Александр Антонович
- Игорь Ефимов — Янсон
- Валентин Жиляев — Клайд Армстед
- Юрий Каменев — эпизод
- Наталья Каресли — радистка на Большой земле
- Владимир Карпенко — член экспедиции
- Тариел Кения — Ворошилов
- Светлана Киреева — эпизод
- Юрий Крюков — эпизод
- Николай Кузьмин — плотник
- Владимир Марков — «Борода», строитель
- Миронов Валерий — матрос
- Герман Колушкин — Ширшов, гидробиолог
«Челюскин» начало
Арктика для многих стран была лакомым кусочком, но в 1923 году советское правительство объявило, что все земли находящиеся в советском секторе Арктики принадлежат СССР. Несмотря на это Норвегия долго претендовала на землю Франца Иосифа. Северный морской путь был кротчайшим маршрутом между Восточной и Западной границей СССР. По замыслу вождя по Северному морскому пути должны были двигаться караваны морских судов на Дальний Восток, но этот путь надо было прорубить во льдах и оснастить метео- и радиостанциями, портами и населенными пунктами.
В 1933 году впервые за одну навигацию по Северному морскому пути прошел ледокол «Сибиряков», но таких кораблей у СССР было мало, да и те были иностранными – купленные за валюту. К тому же ледоколы и ледорезы могли брать на борт, очень мало груза. Энтузиасты полярники пытались доказать всему миру, что через льды могут проходить и простые суда, которые кстати тоже строили за границей и покупали за большие деньги, и это в то время когда страна голодала.
В плане Наркомвода на 1933 год экспедиция из Ленинграда во Владивосток не значилась. Профессор Отто Шмидт пытался доказать необходимость сквозного прохода по Северному морскому пути. Через два месяца корабль был готов, он назывался «Лена», а затем переименован в «Челюскин». Пароход был построен по заказу советского правительства в Дании. Это был сухогруз для речных и морских перевозок. Более того судно не совершило ни одного испытательного плавания.
Капитаном парохода «Челюскин» был назначен Владимир Воронин – капитан дальнего плавания с большим опытом. Прибыв в порт приписки 11 июля 1933 года, Воронин осмотрел судно. То, что увидел капитан, сильно расстроило его: «…Набор корпуса слаб. Ширина ледокола «Челюскин» большая. Скуловая часть будет сильно подвергаться ударам, что скажется на прочности корпуса. «Челюскин» – судно для этого рейса непригодное…». Он был не первым кого насторожил пароход. Оказывается, что судно не было принято комиссией Наркомвода. Позже предпочли забыть еще об одном факте. Когда «Челюскин» строился в Дании, за всем процессом наблюдал Петр Визайс, который и пошел на этот пароход капитаном, а Владимир Воронин согласился идти в Арктику только пассажиром.
В Ленинградском порту пароход явно перегрузили. Часть экспедиции составляли геодезисты, которые ехали на остров Врангеля на зимовку и большинство груза, включая бревна для постройки домов «Челюскин» вез для них. Предполагалось, что корабль будет сопровождать ледокол «Красин», а ледорез «Федор Липке» встретит «Челюскин» в Чукотском море и поведет дальше. Для них «Челюскин» тоже вез 3000 тонн угля. Кроме того на пароход погрузили 500 тонн пресной воды, коров и свиней, в результате судно на 80 см ушло ниже ватерлинии. Об этом знал Отто Шмидт, но освоение Арктики имело большое значение.
16 июля 1933 года на набережной Лейтенанта Шмидта состоялся многочисленный митинг. Ленинградцы провожали в плавание чудо датского кораблестроения. Контингент на «Челюскин» подобрался интернациональный и разношерстный. Костяк составлял сплоченный коллектив сибиряковцев – кинооператоры, журналисты, художники, плотники. Также на «Челюскине» было и несколько женщин. Члены экспедиции знали, что отправляются в нетуристический морской круиз. Как только вышли из порта, у судна сразу же обнаружилась неполадка – перегрелись подшипники. Через четыре дня пароход прибыл в Копенгаген, где на месте его отремонтировали.
В это время капитан Визайс по непонятным причинам сошел в порту и не вернулся к своим обязанностям, а Владимир Воронин, не дождавшись подмены, был вынужден возглавить плавание. Через Баренцево море «Челюскин» отправился в Карское море, где было самое сложное – лед. Во время похода слабый пароход плохо слушался руля. Команда часто производила осмотр корпуса изнутри, и поврежденные места, подкрепляли деревянными клиньями.
14 августа 1933 года у мыса Северный в трюме «Челюскина» образовалась течь. Идущий впереди и пробивающий дорогу ледокол «Красин» развернулся и прибыл на помощь. Течь была ликвидирована. В тот же день Отто Шмидт получил правительственную телеграмму, и, не прочитав ее, положил в карман, а радисту Кренкелю сказал, что пока отвечать не будем. Поступил бы он, тогда как написано в телеграмме дальнейшая судьба парохода «Челюскин» выглядела бы иначе. Он раскроет карты, но отступать будет поздно.
Память[ | код]
- Улица Челюскинцев существует в городах России: Архангельск, Асбест, Астрахань, Балахна, Барнаул, Белгород, Брянск, Березники (ранее параллельно ул. Челюскинцев существовал проезд Челюскинцев, переименованный в улицу Сарычева), Вологда, Воронеж, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ирбит, Казань, Кимры, Киров, Кисловодск, Ковров, Курск, Кыштым, Москва, Мытищи, Мурманск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новосибирск, Новороссийск, Омск (пять улиц), Оренбург, Орехово-Зуево, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Полевской, Ржев, Самара, Саратов, Себеж, Севастополь, Сызрань, Тверь, Троицк, Томск, Тюмень, Якутск, Ялуторовск, Ярославль; городах Украины: Белая Церковь (улица и переулок Челюскинцев, а также улица и переулок С. И. Челюскина), Изюм (улица Челюскина), Фастов (улица и переулок Челюскинцев), Павлоград, Ужгород, Сартана (улица Челюскинцев), Борисполь, Донецк, Кременчуг (переулок Челюскинцев), Ивано-Франковск, Луганск, Старобельск (переулок Челюскинцев), Одесса, Стаханов, Харьков, Черновцы, Мелитополь (улица и переулок); в Белоруссии: Минск (улица, парк и названная по парку станция метро), Могилёв.
- Площадь Челюскинцев в Ярославле и Туле
- Челюскинская (платформа), Ярославского направления МЖД
- Посёлок Челюскинцев в Тюменской области
- Парк Челюскинцев в Минске и в Санкт-Петербурге (в 1991 году последнему возвращено старое, первоначальное название Удельный парк)
- «Челюскинцев», дом отдыха в городе Гагра, Абхазия
- Улица О. Ю. Шмидта в с. Молочное Вологодской области
- Улица Шмидта и 2-я улица Шмидта в Твери
- Улица Шмидта в Екатеринбурге
- Улица Капитана Воронина в Санкт-Петербурге
- Сад Челюскинцев в Челябинске
- Улица Шмидта в Пензе
- Улица Шмидта в Днепре
- Проспект Шмидта в Могилёве
- Проспект и мост имени Челюскинцев в Тбилиси с 1935 до 1991 (в 1991 году переименован в проспект проспект Царицы Тамар)
Именные организации | код
Техника | код
Литература
- Героический поход. «Правда» о полярной экспедиции «Челюскина». — М.: Правда, Изогиз, 1934. — 52 с. (Специальный выпуск газеты «Правда»);
- Слепнёв М. Война, жизнь и полёты // Как мы спасали челюскинцев. — М.: Правда, 1934. — С. 180—182.;
- Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Поход Челюскина/ В 2 т.т. Т. 1. Северный морской путь. — М.: Правда, 1934. — 422 с.;
- Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Поход Челюскина/ В 2 т.т. Т. 2. Ледяной лагерь. — М.: Правда, 1934. — 468 с.;
- Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Как мы спасали челюскинцев : А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, В. Молоков, Н. Каманин, М. Водопьянов, И. Доронин. — М.: Правда, 1934. — 404 с.;
- Громов Б. Поход «Челюскина» (главы из книги). / Роман-газета № 7. — М.: ГИХЛ, 1935. — 68 с.;
- Героическая эпопея: Альбом фото-документов. Арктический поход и гибель «Челюскина» — Ледяной лагерь — Советское правительство организует спасение — Летчики — Герои Советского союза — Страна советов встречает героев Арктики. Общ. ред.: Л. Мехлиса, И. Веритэ, И. Богового, И. Баевского. — М.: Изд. ред. Правды Партиздата ЦК ВКП(б), 1935. — 154 с., ил.;
- Ляпидевский А. В. Пятое марта. — М.: Мол. гвардия, 1935. — 109 с.;
- Пивенштейн Б. А. Гора Дионисия закрыта. Ред. Е. Цитович. — М.: Мол. гвардия, 1935. — 112 с., ил.;
- Пивенштейн Б. А. Путь в Уэллен. Ред. Е. Цитович. Рис. Д. Д. Нагишкина. — Хабаровск: Дальгиз, 1936. — 206 с.;
- Ляпидевский А. В. Челюскинцы. Фото П. Новицкого. — М.; — Л.: Детиздат, 1938. — 40 с., ил.;
- Записки летчика М. С. Бабушкина 1893—1938. Подгот. Л. Хват. — М.; — Л.: Главсевморпути, 1941. — 224 с., ил.;
- Хват Л. Б. Три путешествия к Берингову проливу. Записки журналиста. — М.; — Л.: Главсевморпути, 1949. — 280 с.;
- Старостин А. С. Спасение челюскинцев. — М. : Детская литература, 1984. — 158 с. — 100 000 экз.
- Глухов С. А. Тревожные широты. Документальное повествование о челюскинской эпопее. — Хабаровск : Кн. изд., 1985. — 160 с.
- Дэвис Р. Е. Г. , Сальников Ю. П. Эпопея «Челюскина»: История приключений, трагедии и героизма / The Chelyuskin Adventure: Exploration, Tragedy, Heroism. Рис. М. Мачата. Пер. на рус. MultiLingual Solutions. — Вирджиния/Virginia: Палард Пресс/Paladwr Press, 2005. — 96 с., ил.;
- Записки летчика Бабушкина М. С.. — 2-е изд. — М. : Граница, 2005. — 240 с.
- Демин А. А. Слава героям-летчикам или… Ода ездовым собакам и чрезвычайным тройкам (забытые страницы челюскинской эпопеи)/ Легенды и мифы авиации. Из истории отечественной и мировой авиации: Сб. статей. Вып. 4. Ред.-сост. А. А. Демин. — М.: Русские витязи, 2012. — 288 с., ил., стр. 93-114;
- Марченко Н. А. Моря Российской Арктики. Условия навигации и происшествия / N. Marchenko. Russian Arctic Seas. Navigational conditions and accidents. — Norway: Springer-Verlag Berlin Heidelberg; Springer Heidelberg Dordrecht London New York, 2012. — 274 с., ил.;
- Записки летчика Бабушкина М. С. 1893—1938. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Граница, 2013. — 240 с., ил.;
- Визе В. Ю. Моря Российской Арктики: В 2-х тт. — Т. II. — М.: Paulsen, 2016. — 340 с.: ил. — Серия «Международный полярный год». — ISBN 978-5-98797-130-7.
- Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке);
- Сафонов С., Бурлаков Ю. Спасение челюскинцев: Как погиб пароход и выжили люди во льдах Арктики. Илл. О. Зинюковой. — М.: Паулсен, 2016. — 32 с., ил. (Великие экспедиции);
- Пронякин К. А. Челюскинская эпопея: сб. очерков, посвященных 85-летию спасения челюскинской экспедиции. — Магадан: Охотник, 2018. — 64 с. (Музейный центр «Наследие Чукотки»);
- Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: МедиаМост; РГО, 2019—160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 110—119.
- The voyage of the Chelyuskin by members of the Expedition translated by Alec Brown. Illustrated with Photographs, Drawings and Maps. First edition. — N.Y.: The Macmillan Company, 1935. — 325 р; (англ.)
- Георгий Олтаржевский. . Известия (13 февраля 2019).
Несостоявшаяся экспедиция
Главная проблема была в том, чтоЧелюскин» застрял в самом неудобном месте, с точки зрения эвакуации, — у берегов Чукотки, куда и сегодня-то из Магадана на машине не попадёшь в силу отсутствия дорог.
Людей и посёлков на Чукотке мало: на 1933 год — чуть больше 19 тысяч человек. Местные ресурсы скудны и заточены под передвижение по тундре и охоту.
Поэтому без помощи из Москвы спасать сотню человек со льдины было тяжко. Но местные власти всё же попробовали. Они решили мобилизовать всех ездовых собак на северном побережье Чукотки(около 60 нарт) и пойти к челюскинцам напрямую по льдам. В деле предстояло использовать местный самолёт — но не для вывоза людей из лагеря на льдине, а для снабжения каравана кормом для собак и едой для погонщиков.
Челюскинцы на льдине(источник фото)
Четырнадцатого февраля караван вышел из Уэлена, но вскоре приехало начальство из Анадыря и приказало всё свернуть. Отправить 60 нарт в долгую экспедицию с неочевидным исходом значило оставить местное население без возможности охотиться и поставить чукчей перед перспективой голода. Для спасения решили ограничиться меньшим количеством собак — на них возложили логистику для авиации — запчасти, бензин, и так далее. Побережье Чукотского моря предстояло заполнить невиданным для этих краёв количеством самолётов.
Участники экспедиции на «Челюскине»
- Виктор Павлов — Никитин, врач
- Анастасия Петропавловская — Оля Васильева
- Елена Антонова — Наташа
- Сергей Данилин — Сима Иванов, радист
- Альберт Печников — Решетников, художник
- Валерий Козинец — Загорский, боцман
- Г. Багдасаров — Погосов
- Олег Корчиков — Колесниченко
- Приходько Владимир — Березин, строитель
- Юрий Соловьёв — Василий Васильев, геодезист
- Елена Павловская — Васильева
- Рудольф Челищев — П. Буйко
- Л. Зуева — Л. Буйко
- Николай Федорцов — Бабушкин, лётчик
- Герман Орлов — Шпаковский, аэролог
- Василий Корзун — Марков, 2-й помощник капитана
- Николай Карпиленко — Вася Синцов
- Станислав Фесюнов — Факидов
- Александр Липов — Комов
- Татьяна Иванова — Комова
- Людмила Молокова — Лобза
- А. Фокин — Хмызников, гидрограф
- А. Шервуд — Гаккель, геодезист
- Виталий Щенников — Канцын
- Алексей Кожевников — Зверев
- Александр Пашкевич — Шафран, кинооператор
- Виталий Матвеев — Кудрявцев
Найти и спасти
Февраль и март в Арктике — самое трудное время. Метель, никакой видимости, даже расчистка посадочной полосы — задача подчас непосильная.
Первым в поисковый рейс отправился экипаж летчика Анатолия Ляпидевского. 29 полетов на своем АНТ-4 он совершил безрезультатно. Летчики до боли вглядывались в горизонт — и не видели ни лагеря, ни иных признаков жизни в ледяной пустыне… Но 5 марта, в 40-градусный мороз, Ляпидевский не только обнаружил лагерь, но и благополучно сел на крохотном участке ровного льда, который расчистили для самолета челюскинцы. Для них это был день фантастического счастья. Завидев в небе самолет, они — почти приговоренные к смерти — поверили в свое спасение. Ляпидевскому с трудом удалось вместить в салоне АНТа десятерых женщин и двух маленьких девочек, одна из которых — Карина Васильева — родилась на борту «Челюскина» и имя свое получила в честь Карского моря. Не зря Кренкель прозвал молодцеватого Ляпидевского дамским летчиком. Через два часа перегруженный пассажирами самолет безукоризненно приземлился на базе в Уэлене.
Самолет спасателя “челюскинцев” Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения
Страна ликовала. Но второй раз добраться до челюскинцев удалось лишь 7 апреля. И тут небо просветлело, а дело заспорилось. Молоков на своем двухместном самолете Р-5 умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров парашютные ящики. Именно Молоков — дядя Вася, как называли его в полярном лагере, — вывез на большую землю 39 челюскинцев, больше всех. Николай Каманин — самый молодой и энергичный из летчиков — на своем Р-5 за девять удачных полетов вывез из ледового плена 35 человек. Водопьянову за три «ездки» удалось эвакуировать десятерых. Маврикий Слепнев вывез 6 полярников, включая страдавшего туберкулезом легких Отто Шмидта, которого по распоряжению Совнаркома пришлось отправить в госпиталь на Аляску. Еще с двумя улетел на своем «Юнкерсе» Иван Доронин.
Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем. Когда они подлетали к аэродрому, полярники, которые готовились к встрече героев, с ужасом увидели, что одна из лыж самолета висит, чуть ли не болтается. «Однако в самый последний момент, когда машина потеряла скорость, лыжа выправилась и самолет легко скользнул на ванкаремский аэродром».
Cheluskin
Участники экспедиции, потерпевшие катастрофу на пароходе «Челюскин», готовятся к отправке на материк
Фото: РИА Новости
13 апреля 1934 года Водопьянов, Каманин и Молоков в последний раз прилетели в ледовый лагерь. Они доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Алексея Боброва, радистов Кренкеля и Серафима Иванова, боцмана Анатолия Загорского, моториста Александра Погосова и капитана Владимира Воронина, который по традиции последним покинул палаточный лагерь. В последнем рейсе со льдины забрали и восемь собак, помогавших челюскинцам все дни дрейфа. Ледовый лагерь опустел навсегда, чтобы раствориться в Северном океане.
Результат превзошел самые оптимистические прогнозы: спасли всех. «В бою под Ванкаремом мы победили!» — рапортовал Ушаков. Он имел право на патетику. Трудно даже вообразить более эффектную бескровную победу. Стрекот авиационных моторов в 1930-е звучал как райская музыка будущего — и нашим соотечественникам удалось ее подхватить.
Другие новости раздела
27 декабря 2020, 16:12
64
В Бурятии назвали дату прощания с Иннокентием Егоровым
Напомним, видный политик скончался 26 декабря.
27 декабря 2020, 15:26
988
В Бурятии усилятся морозы
Уже сегодня ночью температура местами опустится до 40-45 мороза.
27 декабря 2020, 14:54
290
Число желающих остаться на удаленке с апреля увеличилось вдвое
Согласно опросу, среди женщин такое мнение более популярно.
Смотреть еще
Актуально
23 декабря, 13:27
23 752 2
В Улан-Удэ врачи борются за жизнь искусанной собаками девушки
23 декабря, 12:28
32 321 4
В Улан-Удэ свора собак покусала ребенка и девушку (ФОТО)
23 декабря, 09:05
7 735
В Бурятии впервые за долгое время выявили менее 200 заразившихся COVID-19
18 декабря, 15:34
21 402
Стало известно, когда начнутся зимние каникулы у школьников в Бурятии
Свежие новости
27 декабря, 16:12 64
В Бурятии назвали дату прощания с Иннокентием Егоровым
Напомним, видный политик скончался 26 декабря.
27 декабря, 15:26 988
В Бурятии усилятся морозы
Уже сегодня ночью температура местами опустится до 40-45 мороза.
27 декабря, 14:54 290
Число желающих остаться на удаленке с апреля увеличилось вдвое
Согласно опросу, среди женщин такое мнение более популярно.
27 декабря, 12:35 862
В Улан-Удэ пешеход попал под колеса иномарки
С травмами его доставили в больницу.
27 декабря, 10:05 1 010
Управление капстроительства Бурятии возглавил Анатолий Урбанов
Приказ о его назначении подписали 25 декабря.
27 декабря, 09:43 1 430
Студента из Бурятии наградили медалью «За проявленное мужество»
Напомним, Данила Закиров спас из огня женщину и ребенка.
27 декабря, 09:05 1 923
В стационарах Бурятии получают лечение 1410 пациентов с COVID-19
Из них в отделениях реанимации – 90 человек.
27 декабря, 06:00 866
В Улан-Удэ до -24
Днем без существенных осадков.
26 декабря, 19:40 3 953
Дело Баира Жамбалова направят на утверждение прокурору
Стали известны некоторые детали расследования.
26 декабря, 19:39 2 701
Владимир Путин поручил разобраться с нехваткой автобусов в Улан-Удэ
Это же касается и проблем со строительством дамбы.
26 декабря, 17:54 1 932
В Бурятии лесник успокоил зайца
Встреча человека с косым произошла во время сбора шишек.
26 декабря, 16:21 2 491
В Бурятии пьяный водитель сбил женщину и скрылся с места
ДТП произошло в Иволгинском районе.
Поиски затонувшего судна
Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна в 1936, 1974, 1979, 1980, 1989, 2004, 2006, 2020 гг. Первые из них были безрезультатны.
К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 году участники заявили, что судно найдено, однако вскоре стало понятно, что это была ошибка.
В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин». Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошёл «Челюскин».
В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решётка, поднятые участниками российской экспедиции в 2006 году со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного парохода «Челюскин».
В сентябре 2020 года в ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота на арктических архипелагах был обследован пароход «Челюскин». Участники экспедиции, работающие на ледоколе «Илья Муромец», с помощью многолучевого эхолота провели трёхмерную акустическую съёмку парохода «Челюскин». Удалось произвести видеосъёмку объекта с помощью необитаемого подводного аппарата «Марлин-350». Это первая качественная съёмка парохода — до сих пор никому не удавалось сделать чётких кадров, так как в районе, где затонул корабль (недалеко от Берингова пролива), очень мощное течение и мутная вода.
Зурхай
Воскресенье, 27 декабря
13-й лунный день с элементом Вода. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона; Постигать науку, изучать астрологию, закладывать фундамент, строить дом, копать землю, лечить болезни, проводить операцию, начинать путешествие, дальнюю поездку, повышать физическую нагрузку, приглашать друзей, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, усмирять врага, заказывать «табан харюулга». Отправляться в дорогу – к успеху, исполнится все задуманное. Неблагоприятный день, чтобы устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать скот. Стрижка волос – к счастью и успешности.
Понедельник, 28 декабря
14-й лунный день с элементом Гора. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади и Собаки; выдвигаться на новую должность, проводить обряд «даллга абаха», принимать важные решения, брать посвящения, обеты, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, регистрировать брак, надевать новые украшения, новую одежду, проводить сватовство, покупать домашнюю живность, усмирять врага, а также для жесткого решения некоторых вопросов. Отправляться в дорогу – к увеличению благосостояния. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; Писать сочинения, издавать научные труды, начинать задуманное, устраиваться на работу, нанимать работников. Стрижка волос – к приумножению богатства и скота.
Вторник, 29 декабря
15-й лунный день с элементом Дерево. «Дүйсэн үдэр» – благодетельные поступки и греховные деяния, совершённые в этот день, приумножатся в сто раз. Благоприятный день для людей, родившихся в год Мыши, Змеи, Лошади и Свиньи; закладывать фундамент, строить дом, делать добрые дела, почитать три драгоценности, завершать начатое дело, избегать опасных ситуаций, а также для жёсткого решения некоторых вопросов. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Обезьяны и Курицы; Менять место жительства и работы, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к большим неприятностям, а также к расставанию с близкими. Стрижка волос – к удаче, к благоприятным последствиям.
Подготовка к путешествию
Авантюрная цель похода ледокола «Челюскин» воодушевляла многих энтузиастов, посвятивших свою жизнь исследованию Севера. Однако и среди восторженных голосов раздавались закономерные вопросы о пригодности корабля к будущей экспедиции. Одним из таких скептиков был капитан судна Владимир Воронин. Изучив «Челюскина», он отметил перед официальным начальством ряд недостатков конструкции. В Севморпути, однако, внимания на них не обратили.
Ледокол «Челюскин» отправился в путь 2 августа 1933 года. На отплывшем из Мурманска корабле находились 112 человек. Некоторые из них не были напрямую связаны с экспедицией. Так, один из геодезистов взял с собой на борт беременную супругу. Сам корабль был сильно перегружен, поскольку на его борту поместили дополнительный груз, разведывательный гидросамолет и несколько сборных домов, предназначенных для поселения на острове Врангеля.
Пленники льдов
23 сентября корабль оказался окончательно заблокированным. Сплошные льды окружили и сковали его приблизительно на том же самом месте, где за год до того остановился пароход «Александр Сибиряков».
Добраться до конечной цели похода, острова Врангеля, Шмидт не смог. Теперь экспедиция ледокола «Челюскин» продолжилась в совершенно новых условиях. Корабль двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов. 4 ноября он вошел в акваторию Берингова пролива. Лед становился все тоньше, а от чистой воды экипаж отделял путь в несколько километров. Казалось, что благополучное спасение неминуемо.
Недалеко от «Челюскина» находился ледокол «Литке». Его капитан предложил помочь судну вырваться из ледяного плена. Но Отто Шмидт отказался от поддержки, надеясь, что корабль сам сможет оказаться на свободе. На этот раз ученый допустил фатальную ошибку, за которую в итоге расплачивался весь экипаж ледокола «Челюскин».
Капризный дрейф изменил свое направление и отправил судно в прямо противоположную сторону арктической пустыни. Осознавший свою оплошность Шмидт уже по своей инициативе запросил помощь «Литке», но было уже слишком поздно. Теперь экипаж ожидала зимовка в затерянных льдах. Более того, полярники забили тревогу – никто не мог поручиться за сохранность судна в экстремальных условиях Крайнего Севера. 13 февраля нового 1934 года корабль действительно пошел на дно. Физическая причина гибели ледокола «Челюскин» заключалась в мощном напоре льдов, пробивших его левый борт.
Примеры использования
«Пароход доставлял заключенных на Чукотку. Там открыли месторождение олова и собирались строить рудник «Депутатский» (его действительно начали разрабатывать в 1937 г.). Но пароход, как и «Челюскин», затерло во льдах. По приказу из Москвы судно подорвали и затопили. А во время спасения челюскинцев оно находилось где-то рядом с легендарным ледоколом…
В разных источниках цифры замерзших заключенных колеблются от 2 до 12 тысяч. Иногда погибший пароход называют «Пижма», но чаще все же «Джурма». Говорят также и о том, что часть экипажа «Джурмы» вместе с начальником конвоя добралась до лагеря челюскинцев и сумела спастись»