fbpx
No Image

Какая вера у грузин. как святая нина привела всю грузию к христианству

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Этнические семьи

Известные грузины

Грузины подарили миру множество выдающихся личностей. Среди родившихся в XX веке можно отметить целую плеяду талантливых деятелей искусства и культуры. В сфере кино прославились актер Вахтанг Кикабидзе, ставший народным любимцем после фильма «Мимино», импозантный Олег Басилашвили, режиссеры Георгий Данелия и Отар Иоселиани. Последний получил премию Каннского фестиваля за фильм «Листопад», а Данелия снял всеми любимые фильмы «Я шагаю по Москве» и «Кин-дза-дза!».

Культовым писателем стал Григорий Чхартишвили, правда, большинство знает его под псевдонимом Борис Акунин. Не менее известны скульптор Зураб Церетели, выдающийся артист балета Николай Цискаридзе и популярный танцор Евгений Папунаишвили.

Отметились грузины и в политике: на весь мир известны имена Иосифа Сталина, Лаврентия Берии и Григория Орджоникидзе. Огромный вклад в медицину внес хирург Лео Бокерия, разработавший уникальную методику проведения операций на сердце.

Известные на весь мир своими вокальными данными грузины покорили эстраду. Среди известных имен стоит отметить Тамару Гвердцители, Зураба Соткилаву, Сосо Павлиашвили, Константина и Валерия Меладзе, Кети Топурию, Григория Лепса (Лепсверидзе).

В сфере телевидения и СМИ нельзя не сказать про эпатажных Тину Канделаки и Отара Кушанашвили.

История

Проповедь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Согласно житию святой Нины, она родилась в Каппадокии, воспитывала ее старица Нианфора, которая привила воспитаннице любовь к Богу. Однажды святая Нина прочла о хитоне Господнем и спросила наставницу, где же сейчас находится святая риза. Нианфора рассказала девушке, что часть одеяния Христова, доставшаяся по жребию одному из воинов, была отнесена им в город Мцхет в стране Иберийской, что находится на северо-восток от Иерусалима.

Святая Нина узнала также, что жители этой страны по-прежнему находятся во тьме языческого неверия. Воспылав желанием найти хитон Господень, святая Нина молилась ночами Богородице, и наконец Святая Дева явилась ей во сне, повелев идти в страну Иберийскую и благовествовать Евангелие Христово. Богородица пообещала быть покровительницей святой Нине и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы.

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест, поцеловала его, связала своими волосами и рассказала дяде, патриарху Иерусалимскому, о видении. Дядя благословил племянницу на подвиг проповедования христианства в незнакомой стране, куда Нина и отправилась вместе с царевной Рипсимией, наставницей Гаианией и 53 девами, бежавшими в Армению от гнева нечестивого языческого царя Диоклетиана.

После мученической кончины своих спутниц святая Нина отправилась по повелению ангела на поиски города Мцхета

Там она вскоре стала известна среди людей благодаря чудесам исцеления, которые случались по ее молитвам, чем привлекла внимание царицы Наны. Исцелившись от тяжелой болезни по молитвам святой Нины, царица уверовала во Христа, а затем благодаря чудесному спасению на охоте обратился в христианство и царь Мириан

Это послужило спасению всего Иберийского народа.

Царь отправил в Грецию к святой царице Елене и святому царю Константину I Великому послов с просьбой направить к нему епископа и священнослужителей, дабы его народ был крещен и научен вере Христовой. К их приезду в городе Мцхете было начато строительство храма, который впоследствии стал духовным центром Грузии. Присланный царем Константином Великим Антиохийский епископ Иоанн со священником Иаковом и дьяконом положили начало церкви в Грузии. Впоследствии священник Иаков с Ниной просветили и другие земли страны Карталинской (Грузии). Святая Нина почила в преклонном возрасте, ее нетленное тело было сокрыто под спудом.

В честь святой Нины освящены множество церквей, в особенности в женских училищах. В 1860 году митрополит Исидор, будучи экзархом Грузии, перевел с грузинского на славянский язык службу равноапостольной Нине и издал ее для богослужебного употребления.

Вино Алазанская долина

Конечно же, в вине. И Кахетия этим продуктом славится как никакая другая область Грузии. Местный климат сухой и жаркий, что идеально для выращивания винограда. Если у кахетинца нет хотя бы небольшого своего виноградника – он не кахетинец в полной мере. Лоза здесь везде: вдоль дорог, на участках, при монастырях и храмах. Она вьется по руинам древних крепостей.

Виноградники Кахетии

Кахетинское вино ценят все грузины. Ценят за собственную технологию приготовления, которая строжайше соблюдается не первое тысячелетие. Ценят за собственные сорта винограда. Нет, конечно, Саперави можно посадить и в любом другом месте, но Алазанская долина – его естественная среда обитания.

По всем этим причинам в Кахетии процветают винные туры. И они дешевле, чем в другом винном регионе Имерети. Киндзмараули, Мукузани, Ркацители, Цинандали – эти марки известны даже тем, кто не употребляет алкоголь. Винзаводы, винные погреба, винные рестораны, винные кафе… Местные уверены, что их вино пробуждает в людях особые порывы души. Быть может, именно поэтому кахетинская земля вырастила столько великих деятелей культуры?

Если вы цените хорошее вино, то обязательно посетите винзавод «Корпорация Киндзмараули» в Кварели. Компании принадлежат не только производства, но и сотни гектар земли с виноградниками, рестораны, дегустационные залы и даже небольшая гостиница.

Винзавод «Корпорация Киндзмараули» в Кварели

Лучшие вина можно попробовать на отрезке пути между Гурджаани и Телави – именно здесь сконцентрировано наибольшее количество винзаводов и погребов. Если вы только начинаете познавать этот прекрасный напиток, советуем начать не с полусладких, а с сухих вин. В них вы не найдете ничего от той кислятины, что продается в супермаркетах. Это нектар, в котором вы чувствуете насыщенный вкус виноградного сока.

Винный погреб в Кахетии

Сейчас многие кахетинские вина противопоставляются европейским. А вот испанский офицер Хуан Ван-Гален, который был в этой части Грузии в начале XIX века, считал иначе. В своих дневниках он писал, что кахетинские вина ничуть не уступают вкусом напиткам, производимым в Ламанче, без которых не обходилось ни одно знатное мадридское застолье.

Становление в Грузии православия

Давая ответ на вопрос о том, какая религия в Грузии официальная, можно смело назвать дату – 326 год н.э., когда православное христианство было утверждено в этой стране на государственном уровне.

Заслуга в этом принадлежит Святой равноапостольной Нине (Нино). Согласно преданию, она прибыла в Грузию из Иерусалима, выполняя волю Пресвятой Богородицы. Помимо проповедей, Святая Нина инициировала строительство в государстве множества христианских храмов во имя Святого Георгия. Пресвятая Богородица и Георгий Победоносец считаются небесными покровителями страны.

Нелегко найти пример стойкости и самопожертвования подобный тому, какой, защищая православную веру, не раз показывала в своей истории Грузия. Религия христианства в стране выстояла в противоборстве с теми культами, которые появлялись на этих землях вместе с многочисленными завоевателями. В 1226 году сто тысяч жителей Тбилиси предпочли принять мученическую смерть, когда отказались осквернить иконы по приказу шаха Хорезма Джалалетдина, который захватил и разорил город. Многие грузинские правители, погибшие, защищая православную веру, были возведены в лик святых.

Христианское вероисповедание в Грузии

Принятие христианства в истории Грузии датировано 337 г. Исторические источники говорят о том, что христианское вероисповедание в эту страну принес странник Андрей Первозанный. Он проповедовал во многих крупных городах, неся с собой нерукотворный образ Богородицы. Эти события положили начало формированию понятия о том, какая вера преобладает в Грузии в настоящий момент.

Христианская вера устояла и укрепила свои права среди грузин даже в периоды агрессивной завоевательной деятельности со стороны арабов, турков, персов, насаждающих свою религию православной стране. За весь период с IV по XIX (до момента присоединения к Российской Империи) не только отстаивала свои права на православную веру, но и вела в рамках этого активную просветительскую деятельность. Строились монастыри и церкви, что в тот период истории выступало в роли образовательных центров, ведущих богословскую, научную деятельность. По окончанию революции 1917 года Грузинская Церковь была признана независимой.

История грузинского православного христианства

В истории грузинского православного христианства есть место трагической истории массового самопожертвования во имя веры. В 1226 году Хорезмшах Джалалетдин вторгся на территорию Грузии. Подавляя веру местных жителей, склоняя их к исламу, — он приказал выложить все иконы на мосту, после чего верующие в православие должны были осквернить их. 100 тысяч человек были казнены на том мосту за отказ в выполнении приказа. Среди них были женщины, не было пощады ни старикам, ни детям. Поступок этих людей почитается в Грузии до сих пор, их память чтят 31 октября и все они причислены к лику святых.

Еще одно массовое убийство христиан на почве веры в 1386г. было совершено войсками Тамерлана. Были полностью истреблены монахини в Квабтахевском монастыре. Та же учесть, но уже по вине Аббаса, ожидала 6000 монахов, убитых в Давид-Гареджийском монастыре в 1616 году.

Грузинское христианство в современном государстве

Грузинская Апостольская Автокефальная православная церковь – представитель общины. Эту организацию возглавляет патриарх – католикос. История этой религии неразрывно связана с культурой страны, а именно: создание и развитие письменности (мргвловани).

В 2001г. правительство и церковь подписали соглашение, в нем были указаны преимущества православной церкви, как официальной, перед другими конфессиями. Но дополнение к Конституции в 2011-го прировняло все религии страны.

Многие места в Грузии имеют невероятную и необычную историю

Можно также и рассмотреть многие религиозные достопримечательности самой Грузии. В Грузии есть церковь, что означает «животворящий столп», она расположена в городе Мцхете. Это место считается очень необычным, так как имеет невероятную историю.


Так выглядит знаменитый «животворящий столп» в Грузии

Началось с того, что один человек однажды купил Хитон Христа. Он привез его на родину в свой город Мцхет. Затем этот Хитон оказался в руках у его сестры, которая затем скончалась от избытка чувств.

После смерти Хитон невозможно было изъять из рук женщины, потому что она настолько крепко его сжала. Поэтому пришлось хоронить женщину вместе с этой святыней. Спустя некоторое время на ее могиле вырос большой кедр, который затем срубили, чтобы построить на его месте церковь. Из этого дерева сделали колонну. Но установить ее на это место не удавалось, так она все время парила в воздухе.


Считается, что именно так выглядит Хитон самого Иисуса Христа. Фото: ic.pics.livejournal.com

Уладить эту ситуацию как раз смогла лишь святая Нина с помощью своей молитвы. Именно так образовалась церковь.

Также существуют и другие религиозные достопримечательности Грузии, которые разбросаны по всей стране. Также недалеко от этой церкви находится храм Джвари. Считается, что он стоит на пригорке, на котором в свое время святая Нина установила первый христианский крест из виноградной лозы. Считается, что этот крест был связан из ее собственных волос.

История

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.

Прочие религии

Несмотря на безусловное доминирование православия, в Грузии с должным уважением и весьма терпимо относятся и к адептам других религий, которых также немало. В первую очередь, это мусульмане, ведь многие абхазы и жители южных и юго-западных районов Грузии стали приверженцами суннитской версии ислама. Мусульманами являются и большинство азербайджанцев. 80% ассирийцев также христиане, собственные православные церкви имеют русские, армяне и греки. Есть в Грузии и немного католиков.

В целом население Грузии следующим образом распределено по конфессиям:

  • 65% являются православными;
  • 10% – мусульмане (около 400 000 человек). Ислам – вторая по значению и охвату населения религия в современной Грузии. Именно столько мусульман было определено при проведении переписи населения Грузии в 2002 году.
  • 2% – католики (примерно 100 000 человек);
  • Протестанты (немцы-лютеране) начали селиться в Грузии после 1817 года. Сейчас в Грузии по разным оценкам проживают 20 000-34 000 протестантов, а также прихожан иных ответвлений христианской церкви. Первая церковь пятидесятников возникла в Грузии в 1929 году. Сейчас в стране 12 300 пятидесятников и 10 000 баптистов.
  • Оставшаяся часть грузинского населения поделена между приверженцами иудаизма, прочих верований, а также атеистами. 

Оценить!

101

Другие конфессии

Сделав акцент на том, какая религия в Грузии самая распространённая, следует упомянуть и другие конфессии на её территории.

Значительное влияние в Грузии имеет Григорианская церковь. Она имеет около пятисот тысяч прихожан, принадлежащих к армянской диаспоре.

Второй по численности конфессией являются мусульмане. Их в Грузии проживает более четырёх тысяч, в основном в Аджарии и Нижнем Картли.

Католическая община здесь немногочисленна – около сотни тысяч человек. Большинство из них проживает на юге страны.

Существует в Грузии и старинная, но совсем небольшая иудейская конфессия. По преданиям, первые евреи пришли на эти земли после того, как пал Иерусалим в VI веке до н.э.

Современная Грузия считается поликонфессиональным государством. Конституция официально закрепляет положение о свободном вероисповедании, хотя и подчёркивает выдающуюся роль православия в жизни страны.

В Грузии исповедуют религию христианство, но есть и другие

Любое христианство протекала нелегко, христиане, как и в любой другой стране, подвергались постоянным гонениям. Но стоит подумать о том, что неужели именно во всей Грузии принято только христианство? К сожалению, конечно же, нет.

Православный храм на территории Тбилиси в честь святого Георгия

Основной религией Грузии считается христианство, но по ее территории разбросаны много других достопримечательности, которые принадлежат другим религиозным течениям. К этим местам относятся мусульманские мечети, общины, католические церкви и многое другое.

На территории Грузии можно увидеть мечети. На данном фото изображена Мечеть Ахмадийе. Фото: img.lookmytrips.com

Так как официальной религией все-таки было выбрано христианство,  парламент страны принял поправку в кодексе, которая позволяла равноправно существовать любым религиозным течениям и организациям, которые имеют официальный статус.

Например, в Тбилиси есть площадь, которую называют «пятеркой», то есть площадь 5 церквей. Почему ее так назвали? Потому что на одном месте расположен православный храм, армянская церковь, католический собор, синагога и мечеть.

Грузины также относится с уважением и к другим религиям, не только к православию. В этом месте довольно много мусульман. Также здесь можно встретить абхазов и грузин, южных и юго-западных районов, которые исповедуют ислам.

После этого в состав верующих людей в Грузии распределился именно таким образом:

65%
населения Грузии исповедают православие

  • православие составляет 65% от общей численности населения Грузии;
  • католицизм занимает 2%;
  • ислам занимает 10%;
  • а вот, иудаизм, атеизм и другие течения занимают оставшуюся часть.

Как мы видим, религиозная история Грузии полна очень интересных и удивительных событий, которые заслуживают внимания. Тот, кто хочет посетить Грузию по ее святым местам может прекрасно провести время. Это будет интересно не только представителям христианского течения, но и людям, которые исповедуют совсем другие религии.

Взаимоотношения между Русской и Грузинской Церковью

Обе Церкви прошли различные этапы взаимоотношений, среди которых был как разрыв отношений, так и сближение Церквей. На протяжении многих столетий созидалось уважение и взаимопонимание между двумя православными Церквями. Дружба русских и грузинских народов началась еще в эпоху противостояния обеих стран Золотой Орде.

Более сильная и могущественная Россия часто шла на помощь единоверной Иверии. Так, грузинский царь Александр I прибегал к помощи и просил о покровительстве великого князя  Ивана III (1462—1505). Царь называл великого князя “надеждой христиан, подпорой бедных и ревностным обетником святого Николая”. Сын Александра I ярко описывал плачевное состояние христианской Грузии и с надеждой обращался к православной России.

Развитию отношений вплоть до XIX века содействовали русские и грузинские монастыри на Афоне. С этими святыми обителями обе Церкви имели прочные связи и через них часто общались между собой.

Укреплению дружеских отношений также служили святыни, которые страны привозили в разное время из Грузии в Россию и наоборот. Например, копия Иверской чудотворной иконы Богородицы была привезена в Россию в XVII веке. Икона со временем стала предметом глубокого почитания в православной России.

Более 200 лет Грузия входила в состав Российской Империи, что также сказалось на отношениях между Церквями, о чем сказано выше.

После конфликта между двумя странами в августе 2008 года, казалось бы, отношения должны охладеть. Но на встрече патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II в 2013 году было озвучено обоюдное мнение, что братские связи между грузинами и русскими всегда были и остаются. При этом между Церквями сохраняется духовное и каноническое единство. Архиереи высказали надежду, что политические отношения между странами наладятся.

Апостольская проповедь

Священное предание гласит, что Грузия (Иверия) была апостольским жребием Богородицы. После событий, сопровождавших Вознесение Господне, все апостолы пришли в Сионскую горницу и бросили жребий, кому в каких землях проповедовать, Божия Матерь тоже захотела поучаствовать в проповеди христианства. Ей был определен жребий идти в Иверскую землю, но голосом с неба Христос велел Богородице пока оставаться в Иерусалиме, а на север отправиться святому апостолу Андрею Первозванному.

В путь святой Андрей отправился с нерукотворным образом Пресвятой Девы Марии. В Грузии апостол Андрей обошел много городов и селений, проповедуя Христово Евангелие в сопровождении чудес. Жители города Ацкури, увидев чудо воскрешения сына вдовы, попросили крестить их. Святой Андрей выбрал для новых христиан епископа, священников и дьяконов и, уезжая, подарил жителям Ацкури нерукотворный образ Девы Марии.

Святой Андрей Первозванный – не единственный апостол, который проповедовал в Грузии. Осталось предание, что в Грузии также бывали ученики Христа Матфей и Симон Кананит. Апостол Симон проповедовал христианство местным жителям, но те не хотели менять свои верования и побили его камнями. Паломникам показывают место мученической кончины святого апостола у лесного ручья близ поселка Новый Афон, а также место его захоронения, над которым сейчас возвышается храм Симона Кананита.

Также из древних источников известно о том, что в Восточной Грузии проповедовали святые апостолы Варфоломей и Фаддей. То, что святые апостолы были в Грузии, подтверждают и грузинские хроники, и греческие и латинские авторы, а также археологические факты. Из них можно сделать однозначный вывод, что в первых трех веках нашей эры на территории Грузии были христианские церкви. Ириней Лионский в ряду христианских народов упоминает также и иберов, то есть грузин.

В первые века существования христианства оно подвергалось жестоким гонениям. Так уже в начале II века произошла мученическая кончина святого Сухия и его дружины. Положение спасла проповедь святой Нины, за что Грузинская православная церковь почитает ее как равноапостольную. Благодаря ей христианство в Грузии стало государственной религией.

Какая вера у грузин: православные традиции Грузии

Несмотря на догматическое единство Православия, разные православные народы обладают своими самобытными религиозными традициями. На территории Западной Грузии до сих пор распространены обряды славословия Христу. Это священные песнопения, исполняемые молодыми людьми. Верующие встают лицом к востоку и поют духовные песни. Обычно такой обряд проходит на Рождество, в последнюю неделю перед Великим Постом, в Чистый понедельник, на Пасху и Вознесение.

В Чистый понедельник существует народная традиция просить у Бога хорошего урожая в летний сезон. При этом строят башни из снега (мурквами), вокруг снежных сооружений водят хороводы.

В праздник Пасхи традиционно принято закалывать ягненка или поросенка. Дети посещают окрестные дома, поют пасхальные песнопения и собирают в шапки яйца, угощения, деньги. Пасхальные гуляния длятся много дней подряд.

Особенное отношение у грузин веками формировалось и сохраняется к Пресвятой Деве Марии. Среди церковных праздников, посвященных Богородице, особое место занимает Успение. Множество храмов освящены в честь Успения Божьей Матери. Их также называют Сиони (от Сионской горницы – место земной жизни и Успения Богородицы).

Из святых грузины наиболее выделяют Георгия Победоносца. Его считают покровителем Грузии. Сложно найти хоть одну грузинскую семью, где не было бы родственника с именем Георгий.  

Традиции

Предыстория

Грузинско-российские отношения до 1801 года

К XVI веку Грузия распалась на несколько мелких феодальных государств, которые находились в состоянии постоянной войны с двумя большими мусульманскими империями в регионе, османской Турцией и сефевидским Ираном. Во второй половине XVI века к северу от Кавказа появилась третья империя, Российская. Дипломатические связи между Москвой и Кахети начались в 1558 году, а в 1589 году царь Фёдор I Иоаннович предложил царству свою защиту. Однако Россия в это время была слишком далека, чтобы на равных соперничать с Ираном и Турцией на Кавказе, и никакой помощи из Москвы не поступало. Реальный интерес России к Закавказью появился только в начале XVIII века. В 1722 году во время персидского похода Пётр I заключил союз с царём Картли Вахтангом VI, но две армии так и не смогли соединиться, и позже российские войска отступили на север, оставив Картли беззащитным перед Ираном. Вахтанг вынужден был бежать и умер в изгнании в России.

Преемник Вахтанга, царь Картли и Кахети Ираклий II (1762—1798), обратился к России за защитой от Турции и Ирана. Екатерина II, воевавшая с Турцией, с одной стороны, была заинтересована в союзнике, с другой, не хотела посылать в Грузию значительные воинские силы. В 1769—1772 годах незначительный русский отряд под командованием генерала Тотлебена воевал против Турции на стороне Грузии. В 1783 году Ираклий подписал с Россией Георгиевский трактат, устанавливающий российский протекторат над царством Картли-Кахети в обмен на военную защиту России. Однако в 1787 году, когда началась очередная русско-турецкая война, российские войска вышли из Грузии, оставив её беззащитной. В 1795 иранский шах Ага Мохаммед-хан Каджар вторгся в Грузию и разорил Тбилиси.

Присоединение Грузии к России

Несмотря на нарушение Россией взятых на себя обязательств, правители Грузии считали, что у них нет другого выхода. После смерти Ираклия II в Грузии началась война за наследование престола, и один из претендентов обратился к России за помощью. 8 января 1801 года Павел I подписал указ об присоединении Картли-Кахети к Российской империей. После убийства Павла, указ был подтверждён его наследником Александром I 12 сентября того же года. В мае 1801 года генерал Карл Богданович Кнорринг в Тбилиси сверг грузинского претендента на трон Давида и установил правительство Ивана Петровича Лазарева. Грузинская знать не признавала указа до апреля 1802 года, когда Кнорринг собрал всех в Сионском соборе Тбилиси и заставил принести присягу российскому престолу. Те, кто отказался, были арестованы.

В 1805 году российские войска победили иранскую армию при реке Аскерани и у Загама, тем самым предотвратив наступление на Тбилиси.

В 1810 году было сломлено сопротивление имеретинского царя Соломона II, и Имеретия была включена в состав России. Между 1803 и 1878 годами в результате русско-турецких войн оставшиеся грузинские территории (Батуми, Артвин, Ахалцихе и Поти, а также Абхазия) также были присоединены к России. Грузия была объединена впервые за много лет, но потеряла независимость.

Женщины

Грузины любили и почитали женщин, даже в ранней мифологии солнце у них было женского пола, так же, как и мать-земля. Во многом на отношение к женщине повлияли знаменитая царица Тамара и святая Нино, которая, согласно легенде, одной из первых принесла православие в Сакартвело. В то же время женщина до XX века не имела практически никаких прав: ей нельзя было голосовать, участвовать в обсуждении общественных дел, бывать в обществе мужчин и давать им советы, присягать и быть поручительницей. Главное назначение женщины — заниматься семейными и хозяйственными делами, воспитывать детей. Бесплодных женщин не уважали, также позором считалась измена и даже обычное общение с посторонними мужчинами. Главное для грузин — сохранение правил приличия и хорошая репутация в обществе.

Храм Метехи, Успенская церковь

Визитная карточка Тбилиси — каменный всадник на высоком берегу Куры в самом центре старого города и за ним — древний храм. Памятник основателю Тбилиси святому царю Вахтангу Горгасали, давшему Грузинской Церкви независимость от Антиохии, был открыт недавно, в 1967 году, а Метехская Успенская церковь основана ещё в XII веке. По преданию, в этом храме молилась царица Тамара.

В конце XIII века святыня пережила сильный пожар. В 1235 году храм пострадал от монголов, был отстроен, но во время персидского погрома в 1795 году опять горел, пропала храмовая икона. В разное время святыню восстанавливали. Нынешнее здание из красного кирпича XVI-XVII века в XIX веке служило казармами казачьего полка. Когда в середине ХХ века сносили остатки находящейся рядом древней крепости, церковь едва не обрушилась. Лишь в конце 80-х годов прошлого века Метехи отреставрировали и вернули Грузинской Православной Церкви.

На территории Церкви Метехи покоятся останки мученицы княгини Ранской Шушаники. Храм также связан с именем святого мученика Або Тбилисского, небесного покровителя столицы Грузии.

Жилище

Жилища грузин различались в зависимости от места расселения. В горах преобладали каменные одноэтажные постройки, расположенные скученно, укрепленные башнями и другими оборонительными сооружениями.

В равнинной местности строили каменные дома с земляными или соломенными крышами, а также деревянные с двускатными. Часть селений располагалась скученно и хаотично, другая размещалась просторно, вытянувшись вдоль рек. На равнинах грузины имели обширные усадьбы с хозяйственными постройками и главным домом. Каменные жилища состояли обычно из одной большой комнаты. Напротив входа располагались спальные места, а в центре находился большой очаг с подвесным котлом, вокруг которого обедали, пировали и грелись. Позже стали строить двухэтажные дома с крытыми террасами и навесами перед входом. Обычно в цоколе располагался подвал для производства вина или хранения запасов, на первом этаже размещалась гостиная и кухня, на втором — спальни.

Грузия: древняя история страны

Первым государством, оставившим след в истории древней Грузии, было царство Колхида, которое располагалось на восточном берегу Черного моря. Первые упоминания о Колхиде встречаются у древнегреческих авторов Пиндара и Эсхила, живших за 500 лет до нашей эры, также название Колхидского царства фигурирует в мифе про золотое руно.

Грузинские историки предполагают, что колхи, являясь одним из 4-х народов, населявших Переднюю Азию в середине I тысячелетия до н.э., имели высокоразвитое государство, на которое имела влияние Греция. Однако теория возникновения высокоразвитого государства древности остается только теорией, так как археологические изыскания не нашли ее подтверждения.

Результатом междоусобных войн на восточных территориях Georgians стало появление Картлийского царства, также известного под античным названием Кавказской Иберии. Современная Грузия раньше называлась Иверией, это прозвание до сих пор популярно среди грузин. Древняя столица страны – Мцехта, является пригородом Тбилиси. Возникла в III веке до Рождества Христова, основатель города – царь Фарнаваз I, родоначальник одноименной династии.

Во втором веке до нашей эры на грузинские земли оказывали влияние три старейших государства:

  • Римская Империя;
  • Великая Армения;
  • Понтийское царство.

Последнее, во временя правления царя Митридата VI, поглотило колхидские земли, включив их в свой состав наряду с Причерноморьем и Малой Азией.

Похороны

Религиозные меньшинства

Как и упоминалось немного выше, большая часть Грузии (от 65% населения) – это православные люди, тем не мене, здесь нашлось место и для других вероисповеданий, а именно:

  1. Порядка 3% населения ходят в Русскую православную церковь;
  2. До 5% населения посещают Армянскую Апостольскую церковь;
  3. И приблизительно 1,5% людей, ходят в Римско – католическую церковь.

Но при этом стоит отметить, что жители юго – запада страны, исповедуют мусульманство, это до 10% от общего количества живущих там людей (Суннитского толка). Азербайджанцы и абхазы – тоже мусульмане, а вот греки и армяне с русскими, даже имеют собственные церкви на территории Грузии. Само собой, нашлось здесь место и для католиков (2% населения) и для протестантов, но их очень мало. Иудаизм и атеизм имеет место быть, но в минимальном количестве.

Комментировать
0