No Image

ракета-носитель «ангара» а5

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

[править] Примечания

  1. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  2. Президент РКК «Энергия» Виталий Лопота: Мы предлагаем развернуть после 2020 года в космосе российскую орбитальную станцию. Август 2013
  3. Сеул помог. 23 декабря 2014
  4. Две с половиной тонны топлива в секунду. 2 июля 2012
  5. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  6. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  7. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  8. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  9. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  10. Старт и полет ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» прошли в штатном режиме. 23 декабря 2014
  11. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  12. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  13. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  14. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  15. Две с половиной тонны топлива в секунду. 2 июля 2012
  16. «Ангара» готова к старту. 2 ноября 2014
  17. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  18. «Ангара» готова к старту. 2 ноября 2014
  19. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  20. Семейство ракет-носителей «Ангара». Инфографика
  21. «Ангара» готова к старту. 2 ноября 2014
  22. Через тернии к звездам — несмотря ни на что. 24 декабря 2014
  23. Первая тяжелая ракета «Ангара» будет запущена с космодрома Плесецк. 23 декабря 2014
  24. Роскосмос выполнит еще 8 тестовых пусков «Ангары». 29 июля 2015
  25. «Ангара» готова к старту. 2 ноября 2014
  26. Семейство ракет-носителей «Ангара». 27 ноября 2014
  27. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  28. Ракета-носитель «Ангара». Досье. 23 декабря 2014
  29. Семейство ракет-носителей «Ангара». 27 ноября 2014
  30. С космодрома Плесецк запущена ракета-носитель «Ангара». 9 июля 2014
  31. Центр им. Хруничева: ракету «Ангара-А3» могут использовать в проекте «Морской старт». 28 июля 2015
  32. Центр им. Хруничева: ракету «Ангара-А3» могут использовать в проекте «Морской старт». 28 июля 2015
  33. Первая тяжелая ракета «Ангара» будет запущена с космодрома Плесецк. 23 декабря 2014
  34. Тяжелая ракета «Ангара-А5» стартовала с космодрома Плесецк. 23 декабря 2014
  35. Первая тяжелая ракета «Ангара» будет запущена с космодрома Плесецк. 23 декабря 2014
Космическое ракетостроение России
История  СССР • 1990-е годы (, , , , , , , , , ) • 2000-е годы (, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , )
Компании  ГКНПЦ им. М. В. Хруничева • РКЦ «Прогресс»
Ракеты  Протон-М • Союз-ФГ • Союз-2 (Союз-2.1а, Союз-2.1б, Союз-2.1в, Союз-СТ-А, Союз-СТ-Б) • Рокот • Ангара (Ангара-1.2, Ангара-А5)
ЦФО  Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
СЗФО  Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
ЮФО  Адыгея • Калмыкия • Крым • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область • Севастополь
СКФО  Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
ПФО  Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский кpай • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
УФО  Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
СФО  Алтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский кpай • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
ДФО  Якутия • Камчатский кpай • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ

Слова из этой популярной в прошлом, песне вспоминаются после заседания научно-технического совета Роскосмоса, которое произошло 12 марта 2015 года. На нем все члены НТС единогласно проголосовали за продолжение работ по проекту, в том числе и по «Ангаре» А 5. Несмотря на длительные сроки подготовительного периода, было предложено включить дальнейшие действия по запуску РН в Федеральную космическую программу, которая будет осуществляться до 2025 года. Хотя надо признать, что многие технические эксперты неоднократно отмечали многие недостатки проекта. Перечислим основные из них.

— Недостаточную мощность первой ступени «Ангары» А 5, что может привести к аварийной ситуации при доставке грузов с большим весом.— Длительная задержка по запуску проекта приводит к тому, что в ближайшем будущем, к началу двадцатых годов, американская космонавтика приобретет ракету нового поколения SLS/Orion, перед которой РН «Ангара» А 5 будет технически устаревшим средством.Существуют и другие замечания, которые ставят под сомнение целесообразность выполнения программы.

Хочется верить, что история с РН «Ангара» А 5 найдет свое логическое завершение. Разработка космического долгостроя закончится и наша страна получит нужный ракетоноситель, который сможет стать полезным в деле отечественной космонавтики.

Полет нормальный

Топливо слили, ракету сняли со стартового стола и подвергли тщательной проверке все системы на монтажно-испытательном комплексе. Это заняло больше времени, чем ожидалось, поэтому старт перенесли еще раз. Наконец, он состоялся, произошло это 9 июля. Полет прошел в запланированном штатном режиме. На 43-й секунде 4-й минуты после старта отделилась и упала в Печорское море первая ступень. Вторая ступень запустила двигатель еще через 2 секунды, он работал 8 мин. 11 сек. Сброс головного обтекателя произошел через 10 секунд после отделения первой ступени. В общем, все шло четко по заданной циклограмме. Весь полет до Камчатки занял 21 минуту.

Критика проекта

Проект новой модификации подвергается критике — в частности, за дороговизну. Юрий Коптев на пресс-конференции, проведённой 25 марта 2015 года по итогам заседания НТС, опроверг ряд критических замечаний, в частности, дороговизну программы разработки «Ангары» и её причастность к американским офшорам.

Бывший генеральный директор КБ «Салют» Юрий Бахвалов считает создание водородного варианта «Ангары» нереализуемым. Кроме того, опыт создания и эксплуатации водородных двигателей в России были утрачены к середине 90-х годов.

Бывший президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота считает, что грузоподъемность носителей семейства «Ангары» явно недостаточна как для вывода на ГПО телекоммуникационных спутников (около 2,5 т у «Ангары-А5» против требуемых 5—6 т), так и для перспективных пилотируемых программ (необходимость многопусковой схемы «Ангары-А5В» против разового пуска носителя грузоподъемностью 75—80 т для облёта Луны на корабле «Федерация» в лунной программе). Примером может служить отказ Министерства обороны РФ в начале 2016 года от закупки спутников связи «Сфера-В», под которые не нашлось носителя подходящей грузоподъемности.

Крайне сложной задачей является осуществление лунной программы даже при использовании носителя в варианте с водородным разгонным блоком. В этом случае потребуется выполнить 4 пуска носителя, каждый — с интервалом не более трёх дней. Такой вариант потребовал бы наличия на космодроме «Восточный» стартовых столов сразу для двух носителей, в то время как там решено построить только один комплекс, что делает четырёхпусковую схему невозможной. Кроме того, конструкция «Ангары» не предусматривает увод носителя от стартовой площадки в случае отказа одного из двигателей. Авария на первой ступени приведёт не только к отмене всей пилотируемой экспедиции, но и к замораживанию всех пусков тяжёлых ракет с «Восточного» на время ремонтных работ.

Также критикуется концепция создания тяжёлого носителя из пакета лёгких модулей. Такое решение не идеально с точки зрения массовой эффективности ракеты (отношения полной стартовой массы ракеты к массе полезной нагрузки), но предполагалось, что этот подход позволит снизить цену как разработки, так и изготовления и эксплуатации всей серии ракет (от лёгкого до тяжёлого класса). Однако, по утверждению член-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, высказанному в 2013 году, ракета оказалась значительно дороже запланированного. С другой стороны, неназванный источник в компании-разработчике утверждал, что при переходе к серийному производству цена ракеты должна уменьшиться в 2,5 раза.

В конце июля 2017 года заместитель генерального директора РКК “Энергия” Александр Деречин заявил, что из-за высокой стоимости запуска РКН “Ангара-А5” является неконкурентоспособной на международном рынке.

О центробежной силе

После распада СССР Россия юридически лишилась своего главного космодрома, находящегося в районе Байконура и ставшего казахским. Пользоваться им, конечно, можно, но за это нужно теперь платить, причем немало. Причины, по которым стартовые площадки первых советских космических кораблей строились в южной части страны, просты. Чем ближе к экватору космодром, тем больше центробежная сила, обусловленная вращением планеты вокруг своей оси. Соответственно, земное притяжение ракете преодолевать легче, для этого требуется меньше горючего (другие примеры: мыс Канаверал, Французская Гвинея). Зависимость России от иностранных государств, даже очень дружественных, нежелательна. Космодромы «Плесецк» и «Восточный» – вот новые стартовые площадки, с которых предполагается в дальнейшем осуществлять запуск. «Ангара», ракета-носитель нового поколения, должна быть достаточно мощной, чтобы выводить на орбиту коммерческие грузы в широтах севернее Байконура.

[править] Технологии

В «Ангаре» применён новый модульный принцип построения, двигатели новой разработки, новая система управления, новая технология изготовления конструкции и т. д.

Устройство ракеты

Ракетный двигатель РД-191

Впервые при разработке «Ангары» за основу был взят модульный принцип. Носители разной грузоподъемности собираются из стандартных блоков-модулей с высокой степенью взаимозаменяемости. Основа ракетной системы — универсальный ракетный модуль (УРМ), который представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего. УРМ используется в первой (УРМ-1) и во второй (УРМ-2) ступенях ракеты. УРМ-1 трижды (2009, 2010, 2013) прошёл успешные летные испытания в составе южно-корейской ракеты-носителя KSLV-1.

Ракета лёгкого класса имеет две ступени, тяжёлого — три. В качестве верхней ступени предусмотрено применение разгонных блоков: «Бриз-КМ», «Бриз-М», кислородно-водородный среднего класса (КВСК) и кислородно-водородный тяжелого класса (КВТК). В состав серийной «Ангары-1.2» входят два универсальных модуля, «Ангары-А5» — шесть, «Ангары-А7» — семь.

Двигатели

Каждый модуль первой ступени ракеты оснащается одним однокамерным жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) РД-191 разработки НПО Энергомаш (Химки, Московская область), работающим на керосине. На второй и третьей ступенях используется ЖРД РД-0124А Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА; Воронеж).

В перспективе в верхней ступени возможно применение ЖРД РД-0146 и РД-0146Д разработки КБХА (РД-0146Д создаётся для разгонного блока «Ангары-А5»).

Топливо

«Ангара» работает на экологически чистом топливе — керосине, окислителем которого выступает кислород. После сгорания керосина остаются лишь вода и углекислый газ. Раньше все российские ракеты тяжёлого класса летали только на токсичном гептиле.

Использование композитных материалов

Около 36 % деталей ракеты удалось изготовить из композитных материалов третьего поколения, что снизило общий удельный вес всей системы на 12,3 %.

Эффект унификации ракет

«Ангара» создана в виде конструктора, который можно оперативно компоновать в зависимости от стоящих задач, транспортировать без использования дорогостоящих энергоёмких систем и монтировать на стартовом комплексе за считанные минуты. При этом стартовый комплекс, обычно потребляющий до 40 % инвестиций, нужен только один на все категории ракет семейства. Хотя для каждого класса ракет в мире используется отдельно спроектированная для него стартовая площадка. Благодаря такой унификации достигается экономия около 30 % общего бюджета на разработку и производство и около 24 % — по эксплуатационным издержкам.

Основные характеристики первоначального варианта РН «Ангара»

Данные приведены по книге В. Е. Гудилина и Л. И. Слабкого «Ракетно-космические системы (История. Развитие. Перспективы)» Москва, 1996 г.

N п/п Характеристики Значение
1 Стартовая масса, т
 — РН (без КГЧ / с КГЧ) 611,5/640
 — I ступень 481,53
 — II ступень 129,64
2 Мпг, выводимого на орбиту с параметрами Нкр = 200 км, i = 63 град. 26
3 Мпг, выводимого на ГСО с использованием РБ, т
 — КВРБ / РБ «Бриз-М» 4,3/3,2
4 Масса конструкции РН, т в том числе 46,6
 — ускоритель 1 ступени 33,0
 — ускоритель 2 ступени 13,66
5 Масса заправляемых компонентов топлива, т
 — I ступени (ж. O2 / РГ-1) 324,4/123,7
 — II ступени (ж. O2 / ж. H2) 99,4/16,7
6 Рабочий запас топлива
 — I ступень (ж. О2 / РГ-1) 317,6/120,77
 — II ступень (ж. О2 / ж. H2) 97,84/16,31
7 Конечная масса блока, т
 — I ступени 40,178
 — II ступени 15,663
8 Габаритные размеры (длина / поперечное сечение), м
 — РН (без КГЧ) 35,25/3х3,9
 — ускоритель 1 ступени 25,44/3х3,6
 — ускоритель 2 ступени 13,80/3х3,9
 — КГЧ 19,42/4,35
9 Тяга МД 1 ступени, тс
 — у Земли / в пустоте 740/806,4
10 Удельный импульс тяги МД 1 ступени, с
 — у Земли / в пустоте 309,5/337,2
11 Тяга МД 2 ступени в пустоте, с 190
12 Удельный импульс тяги МД 2 ступени в пустоте, с 455,5

[править] История

Начало созданию космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» положил указ президента России Б. Н. Ельцина от 6 января 1995 года. Государственными заказчиками были определены Министерство обороны и Российское космическое агентство (ныне Федеральное космическое агентство). Соисполнителями работ по первоначальному проекту были Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва (Королёв, Московская область) и Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева» (ныне Государственный ракетный центр им. академика В. П. Макеева; Миасс, Челябинская область).

В 1997 году за основу был взят альтернативный проект, предложенный Государственным космическим научно-производственным центром им. М. В. Хруничева (ГКНПЦ; Москва).

Полномасштабное финансирование работ по «Ангаре» началось в середине 2000-х годов.

Для проведения испытаний КРК «Ангара» был выбран космодром Плесецк. Работы по созданию объектов наземной инфраструктуры подготовки и запуска предусмотрены Федеральной целевой программой «Развитие российских космодромов на 2006—2015 гг.», разработка и изготовление ракеты — Государственной программой вооружения и Федеральной космической программой России на 2006—2015 гг.

В 2013 году омский завод «Полёт» приступил к производству ракетных модулей для ракет «Ангара».

Впервые ракета семейства «Ангара» стартовала 9 июля 2014 года с Плесецка. Полет легкой «Ангары-1.2ПП» (ПП — первый пуск) проходил по баллистической траектории над территорией России: через 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки (1,43 т) со второй ступенью упал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка, преодолев расстояние в 5,7 тыс. км. Ракета представляла собой несерийный вариант носителя и предназначалась для комплексной отработки составных частей космического ракетного комплекса и подготовки к первому запуску «Ангары-А5» тяжелого класса. На первой ступени «Ангары-1.2ПП» успешно отработал двигатель РД-191, на второй — РД-0124А.

23 декабря 2014 года в 08 часов 57 минут (мск) с универсального стартового комплекса на Государственном испытательном космодроме Министерства обороны Российской Федерации (космодром Плесецк) в Архангельской области боевым расчетом Войск воздушно-космической обороны проведен первый испытательный пуск ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5». Запуск произошёл успешно.

Нам нужны тяжелые ракеты

Нынешний успешный запуск «Ангары-А5», как и последующие четыре испытательных пуска, намеченные на 2021–2022 годы, критично важны для развития российской космонавтики. Дело в том, что предыдущий тяжелый носитель в арсенале Роскосмоса, знаменитый «Протон», уже с 2025 года прекращает полеты.

Причем в запасе у России остается всего 13 пусков «Протонов». Это количество определяется существующим заделом по двигателям его первых ступеней: их производство было прекращено еще в декабре 2019 года. Поэтому для состоявшегося запуска «Ангары-А5» выбор был «пан или пропал» — неудача ставила бы Роскосмос в неприятную ситуацию, когда после запуска последнего «Протона» у «Ангары» еще не было бы завершенной программы испытаний.

Успешный запуск последней позволяет увереннее предполагать, что и оставшиеся старты пройдут без сучка и задоринки. При таком сценарии никакой «дыры» после окончания запусков «Протонов» не будет — «Ангара» сможет подхватить все российские запуски сразу, без болезненного перерыва.

Конечно, критики «Ангары» много раз пеняли на ее дороговизну — мол, зачем нам такой монстр, выводящий на низкую околоземную орбиту почти 25 тонн, ведь сейчас основной темой стала миниатюризация космических аппаратов? Однако на деле у тяжелых ракет есть своя уникальная ниша, которую с помощью средних и, тем более, легких ракет никак не закрыть. Эта ниша — вывод спутников на геостационарную орбиту и запуск аппаратов для исследования дальнего космоса.

В таких запусках обычно используют достаточно тяжелые аппараты, поскольку эти спутники и исследовательские станции работают на протяжении долгого времени. Поэтому полезную нагрузку в них распределяют буквально по граммам, а каждый компонент таких аппаратов уникален и рассчитан на многолетнюю работу.

Столь бережный подход связан с важной особенностью запусков на геостационар и в дальний космос — для придания полезной нагрузке нужной космической скорости и последующего маневра на геостационарной орбите или возле другого небесного тела Солнечной системы необходимы тяжелые разгонные блоки. Эти блоки, снабженные значительным запасом топлива для разгона и маневра, занимают от половины до трех четвертей всего выводимого ракетой на околоземную орбиту груза

Как следствие, на сам аппарат может приходиться лишь 25–50% от веса полезной нагрузки, которую и распределяют со всей тщательностью

Эти блоки, снабженные значительным запасом топлива для разгона и маневра, занимают от половины до трех четвертей всего выводимого ракетой на околоземную орбиту груза. Как следствие, на сам аппарат может приходиться лишь 25–50% от веса полезной нагрузки, которую и распределяют со всей тщательностью.

Таким образом, тяжелые ракеты нужны каждой стране, желающей обеспечить свое постоянное присутствие на геостационарной орбите и в дальнем космосе. И конкуренты России тут, как говорится, не дремлют.

У США это уже летающие Falcon Heavy и Delta-IV Heavy, а также ожидаемый в 2021 году сверхтяжелый носитель SLS. У Китая — уже испытанный и действующий носитель «Чанчжэн-5», с помощью которого недавно к Луне запустили первую китайскую станцию по забору лунного грунта «Чанъэ-5», и планы по созданию сверхтяжелой ракеты «Чанчжэн-9».

Кроме того, в последнее десятилетие в неофициальный клуб владельцев тяжелых ракет вошли Япония (с ракетой H-IIB) и Индия (с носителем GSLV III). Это позволило им тут же начать активное исследование дальнего космоса. А вот Россия, в случае неудачи запуска «Ангары-А5», из этого клуба вероятно бы временно вышла — но, к счастью, все получилось.

Технические данные

Главный показатель – масса, которую может вывести на орбиту ракета «Ангара». Технические характеристики зависят от числа включенных в его конструкцию универсальных модулей. У самого мощного варианта носителя (серии А-7, по числу УМ) при полной массе свыше 1100 тонн полезная нагрузка достигает 35 тонн. Это примерно столько же, сколько мог поднять «Протон-М», стартуя с Байконура. Средний класс представлен версией А-3, он может нести до 14,6 тонн, сам при этом весит 481 тонну. И, наконец, самая легкая ракета-носитель – «Ангара», характеристики которой соответствуют не очень объемным и тяжелым объектам, которые чаще всего нужно выводить в космос (3,8 тонны).

Кроме гибкости комплектации, есть и еще одно важное обстоятельство, повышающее конкурентоспособность российской коммерческой космонавтики. Модульный принцип построения облегчает и удешевляет доставку носителей на космодром

Ракеты можно привозить даже железнодорожным транспортом в разобранном виде.

С кем конкурировать «Ангаре»

Итак, у тяжелых ракет есть своя сфера применения, которая не пересекается с легкими или средними ракетами. И кажущаяся альтернатива, связанная со стыковками на орбите и несколькими запусками легких ракет, — отнюдь не лучше.

Во-первых, на все маневры сближения и стыковки тоже нужно топливо. Во-вторых, срок жизни космического аппарата на низкой орбите составляет лишь несколько недель, а то и дней, что заставляет очень сильно усложнять пусковую инфраструктуру — например, сооружая для легких ракет два стартовых стола вместо одного для тяжелой. В-третьих, надежность многопусковой схемы падает практически по экспоненте от числа запусков.

«Бремя» многопусковой схемы довлеет даже над тяжелыми ракетами. Скажем, для реализации озвученных планов российского пилотируемого полета к Луне необходимо будет задействовать четырехпусковую (!) схему с использованием четырех ракет «Ангара-А5В». Индекс «А5В» означает криогенную верхнюю ступень, которую еще предстоит разработать: сейчас ракета летает с разгонным блоком на высококипящем топливе.

Криогенная вторая ступень, работающая на жидком кислороде и водороде, позволит поднять нагрузку «А5В» на низкой орбите до 34–38 тонн и довести общий вес четырехпускового лунного проекта до 136–152 тонн. В таком варианте на лунной орбите можно иметь сцепку весом 36,2 тонны — не хуже, чем в историческом варианте американского проекта «Аполлон», а в чем-то даже и лучше.

Достаточно сказать, что в российском варианте четырехпускового запуска массу посадочного лунного модуля можно иметь равной 18,2 тоннам против 15 тонн в проекте «Аполлон».

Идентичную схему в своих лунных проектах используют китайцы. Пока в КНР только создают сверхтяжелый «Чанчжэн-9», поэтому для отправки первых тайконавтов к Луне Пекин намерен использовать четыре запуска существующего «Чанчжэн-5», практически идентичного по грузоподъемности «Ангаре-А5» в базовой конфигурации. При этом китайцы находятся в чуть лучшей ситуации: полезная нагрузка у китайского «Чанчжэн-5» все же чуть выше, чем у «Ангары».

Так, в четырех пусках китайские ракеты могут забросить на низкую околоземную орбиту 100 тонн против 96 тонн у базовой «Ангары-А5». К тому же, Китай уже решил проблему с криогенными блоками: и первая, и вторая ступени «Чанчжэн-5» работают на жидком кислороде и водороде, а на керосине — только стартовые ускорители.

А что же США? В настоящее время у НАСА — одновременно «и густо, и пусто». С одной стороны, у американцев есть две действующие тяжелые ракеты — это Falcon Heavy и Delta-IV Heavy. Однако у каждой — свои проблемы. У Delta-IV Heavy это совершенно невероятная стоимость запуска, около 435 миллионов долларов. Неприятность же Falcon Heavy — это, увы, наработка статистики удачных пусков: это детище Илона Маска совершило только три успешных полета.

Забавно, что именно Falcon Heavy принадлежит абсолютный рекорд по числу маршевых двигателей — 28 штук, в том числе 27 одновременно работающих при пуске (против, например, пяти двигателей у «Ангары»). Такие «сверхмногодвигательные» схемы ракет-носителей традиционно считаются менее надежными. Поэтому SpaceX или совершит революцию в ракетостроении — или рано или поздно получит неприятную аварию при запуске своей Falcon Heavy.

Судя по всему, каждый запуск «Тяжелого Сокола» готовят со всей тщательностью — ведь здесь у Маска, в отличие от его «зажигательных» опытов со Starship, в случае с Falcon Heavy нет права даже на малейшую ошибку.

Комментировать
0