fbpx
No Image

Украинский национальный костюм: фото, мужской и женский

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Распределение традиционных нарядов по регионам Украины

Декор одежды

Как можно украсить украинский народный костюм для девочки своими руками? Если вы решили полностью копировать декор костюма, то вам нужно будет запастись цветной тесьмой. Ей обшивали горловины и подол рубашек. Из разноцветных ниток делались кисти. Их вешали на пояса. Юбки и рубахи украшались вышивкой. Для этого использовали яркие шерстяные нитки. Богатые барышни могли себе позволить наносить узор или орнамент на свою одежду с помощью тончайшего шелка. Ну и не стоит забывать о золотом шитье. Оно использовалось часто на костюмах зажиточных женщин. Кружево можно встретить не только как элемент декора женского костюма, но им украшалась и мужская одежда. Кружево ценилось высоко, поэтому мало кто мог его себе позволить. А вот стеклянные бусины были в широком употреблении. Правда, одежда ими расшивалась нечасто. А вот головные уборы декорировались повсеместно. Люди с большим достатком могли себе позволить украшать одежду не стеклом, а драгоценными камнями. Особенно в ходу был жемчуг. Из крупных жемчужин даже делали пуговицы. А вот менее обеспеченные люди использовали пуговицы, обтянутые шелком или яркой холщовой тканью. В ходу были нашивки. Ими декорировались рубахи наподобие погон. Нашивки изготавливались из контрастной одежде ткани, чаще всего – из красной или зеленой. Такие декоративные элементы богато расшивались шелком и золотом.

Вышиванка

Украинский народный костюм

Украинский наряд ассоциируется с венками, рубахами, вышивкой, яркими лентами и, конечно, шароварами. В этом есть доля правды. Костюм объединяет всю красоту души славян, яркие и сочные краски, восточные мотивы, элегантность европейцев.

История традиционного костюма начинается уже в далёкой древности, когда славяне не были объединены под Киевской Русью. Культура страны очень насыщенная, это воплощается в знаменитых певцах, актёрах и костюмах. В дизайне всегда присутствуют яркие, насыщенные цвета, это говорит о силе духа. Все детали и орнаменты создавались под влиянием других культур. Костюмы различных районов отличаются цветовой гаммой, вышивкой и кроем. Это показывает отличительные черты этноса.

Женский — комплектация, описание

Основой костюма женщин и мужчин являлась рубаха — вышиванка. Женская отличалась от мужской своей длиной и шилась из нескольких материалов. Низ был скроен из более плотной ткани. Рубаха может быть с воротником и без, подол всегда украшается орнаментом. Рукава также были красиво вышиты, а края могут быть свободными или стянуты манжетами. До свадьбы девушки носили плахи — подпоясанные длинные рубахи с клетчатой вышивкой. Дерга была не такой нарядной, её надевали для работы, цвет у неё чёрный. Головные уборы для девушек есть нескольких видов, это кибалка — шапка с обручем, на который наматывали косы, чепчик или чепец— тонкая шапочка со шнурком, венок, состоящий из цветов, различные красочные ленты и платки.

Мужской — комплектация, описание

В основе костюма мужчины — вышитая рубаха. Украинцы не носят рубаху на выпуск, они всегда заправляют её. Крой достаточно простой, мало чем отличается от русского. Разрез находится по центру. Рубахи на плечах украшаются нашивками, напоминающими погоны. Штаны представляют собой шаровары, которые сверху загибаются внутрь и завязываются ремнём на поясе. Штаны очень широкие, с мотней, которая пришивалась посередине, в таких штанах ходили казаки.

Верхняя одежда разнообразна и делится на 4 типа, которые отличаются кроем на спине. Плащи — это широкий халат, в котором есть капюшон и рукава. Шушпан является рабочей одеждой, шьётся из прочных твёрдых материалов. Кобеняк всегда одевался поверх шубы, это накидка, похожая на мешок с прорезью для глаз

Пояс был важной частью костюма, они были длинные и широкие, поясом можно обернуться несколько раз. Головными уборами для юношей являются кучма — шапка из шкуры барана, малахай — шапка на зиму с наушниками и кабардинка — меховая шапка

Современная интерпретация

Украинский национальный костюм

Особенности

Национальный украинский наряд можно смело отнести к одному из видов творчества. Даже сегодня многие дизайнеры стараются использовать в оформлении новые традиционные узоры и мотивы.

К особенностям национальных украинских костюмов стоит отнести:

  • простота форм;
  • богатство и разнообразие декора;
  • насыщенный колорит;
  • стройность силуэта.

С помощью простых и лаконичных элементов, народные мастера постарались дополнить такой практичный наряд незабываемой красотой. Долгое время множество людей трудились над созданием национального костюма, который смог бы передать дух украинского народа.

Особое внимание нужно уделить зимним украинским костюмам, которые дополнены практичной и нарядной верхней одеждой. Это могут быть модели с прямой спиной, клинообразным кроем, варианты с отрезной талией

Цвета и оттенки

Каждый цвет, используемый в оформлении украинского костюма, является определенным символом. Черный всегда обозначал землю-кормилицу, которая имеет особое значение в культуре этого народа.

Красный цвет является символом радости, любви и страсти. Он преобладает в дизайне украинских нарядов.

Белый применяется для создания мережек. Этот цвет всегда обозначал святость и чистоту. В украинской культуре белый имел особую ценность, так как даже для создания обручальных колец использовалось светлое серебро.

Зеленый цвет обозначает весну. Оттенок характеризуется с молодостью, свежестью и растениями, которые дозревают под теплыми солнечными лучами.

Особое внимание стоит уделить желтому цвету. Он является символом звезд и месяца, но нередко у украинцев такой оттенок характеризуется с разлукой

Ткани

В основном, для создания украинского национального костюма всегда использовались натуральные материалы. Предпочтением отличался лен, так как он обладает легкостью, и на нем можно создавать различные узоры. Не уступали своих позиций хлопок и шерсть, которые обеспечивали комфорт и практичность. К еще одному популярному варианту относится батист. Стоит отметить, что все эти материалы используются и сегодня.

Крой и декоративные швы

Для каждого региона свойствен индивидуальный крой. В основном, женские наряды представлены в прямых лаконичных силуэтах. Рубахи всегда делились на три типа: с использованием вставок, на кокетке и туникообразные (наиболее распространенный вариант). В качестве составляющего элемента женского наряда выступала понева — одежда, покрывающая заднюю часть тела, и закреплялась она на талии. Одной из разновидностей этой модели является плахта — наряд, оформленный крупной клеткой.

Аксессуары и украшения

Главным дополнением мужского костюма были головные уборы. Они представлены в разнообразной форме. Это могут быть цилиндры или конусы. Не менее распространенным вариантом являются полукруглые шапки. Что же касается девушек, то они любили дополнять свой наряд венками из живых или искусственных цветов.

Женский костюм

Украинский женский костюм имеет множество вариантов в зависимости от региональных особенностей. Они проявились в крое, вышивке, декоре, цветовых особенностях и украшениях. Классическим женским традиционным костюмом считается одежда в Среднем Приднепровье. В то же время, архаичные элементы наиболее сохранены в костюмах Полесья. Женская одежда южных областей  воплотила в себе традиционные особенности разных регионов. Что касается женской одежды на Подолье, то в ней отчетливо прослеживается влияние молдавских традиций. Северо-западные регионы почерпнули много элементов от национального польского костюма.

Однако, несмотря на незначительные заимствование элементов одежды от других славянских народностей, в целом женский традиционный костюм характеризуется отчетливой этничностью и оригинальными элементами, которые нельзя встретить ни в одном другом национальном костюме.

Основой костюма являлись женские вышиванки, которая была слегка длиннее, чем мужская и состояла из двух частей. Нижняя часть шилась из более плотной и грубой ткани. Поверх сорочки одевали запаску  или плахту. Плахта являла собой полотно до 4 метров в длину, которое пряли из крашеной шерсти. Его разрезали на три ровные части, а затем две части пришивали к третьей таким образом, чтобы середина нижней находилась напротив разреза боковых частей. Плахту обматывали вокруг талии, привязывая сверху поясом. Вышивка на плахте была довольно сдержанной и неприхотливой. Поверх плахты спереди одевали запаску, некое подобие современного фартука.

Большое значение в украинском женском костюме отводилось украшениям. Так, поверх вышиванки одевали ожерелье или бусы. Количество и размер бусин напрямую говорили о финансовом положении семьи.

Праздничный женский костюм отличался от повседневного качеством ткани, разнообразием цветов и узоров. В праздничные дни девушки одевали на голову венок, а на шею как можно больше разноцветных бус.

Приятно осознавать, что украинский народный костюм и сегодня остается востребованным и популярным. Элементы традиционной одежды обильно используются в повседневной жизни — мужские и женские вышиванки, венки из цветов, ленты для украшения волос. В специализированных магазинах вы без труда сможете купить вышиванку или другие элементы национального костюма. Будьте стильными и любите свою страну!

Полтавская область. Конец XIX — начало XX в.

Полтавская область. Киевская область. Конец XIX — начало XX в.

Восточное Закарпатье. Конец XIX — начало XX в.

Львовская область. Конец XIX — начало XX в.

Западное Закарпатье Конец XIX — начало XX в.

Подолье. Конец XIX — начало XX в.

Волынская область. Конец XIX — начало XX в.

Черниговская область Конец XIX — начало XX в.

Киевская область. Конец XIX — начало XX в.

Буковина. Конец XIX — начало XX в.

Традиционная украинская одежда часто используется в театре. Спектакль «Наталка Полтавка», театр им. Ивана Франка

День Независимости Украины. Киев, 2012

Украинский национальный костюм на почтовых марках

Украинский национальный костюм на почтовых марках

Різновиди

Вбрання для чоловіків і жінок відрізняються не тільки за кольором, але і за використання декоративних елементів. Особливу увагу потрібно приділити дитячим костюмах, для яких характерні яскраві і насичені палітри.

Жіночий

В основі жіночого костюма використовувалася сорочка, звана кошулей. Вона трохи довше, ніж чоловічі варіанти, і складається з двох частин. Для свят жінки одягали особливу сорочку, що називається «додильня», в оформленні якої використовувалася ручна вишивка. Яскраві й святкові пояси виступали в якості поясу. Нижню частину могли становити дерга (робочий варіант), запаска або плахта.

Дитячий

Що ж стосується дитячого одягу, то вона була зменшеною копією дорослих варіантів. В костюмах не було відмінностей за статевою ознакою. Як хлопчики, так і дівчатка, мали видовжену сорочку. Після досягнення відповідного віку, дітям дозволяли носити повноцінні українські вбрання.

Чоловічий

Вбрання для чоловіків завжди відрізнялися зручністю і практичністю, і дозволяли вільно виконувати будь-яку повсякденну роботу. В основу костюма входила проста сорочка, для виготовлення якої використовувалося домоткане полотно. До особливостей одягу ставився відкладний комір. Сорочку носили під шаровари (штани), закріплені очкуром.

Разновидности

Наряды населения Европы и США

Аксессуары

Традиционные вышивки украинского народа

Одним из предметов гордости в народном искусстве считается украинская вышивка. Ее часто использовали как в народных костюмах, так и в повседневной жизни. Вышивка в украинских нарядах отличалась богатством и разнообразием. Ею украшались мужские и женские рубахи, верхняя одежда, а также головные уборы.

Орнаменты, композиционные мотивы, расцветки, традиции передавались по наследству. В орнаментах преобладали геометрические фигуры типа ромбов, розеток, звезд, а также растения. Технологий по вышиванию вместе с их разновидностями имелось много. Древнейших видов в народной вышивке было также немало. Одной из вариаций в таких техниках является довольно популярная в тогдашней Украине вышивка гладью.

Цветовая гамма вышивки украинских сорочек относились к исполненным в одном цвете, двухцветным, а также к полихромным. Первые такие сорочки были характерны для поляков, а также населения Черниговского и Полтавского регионов. Двухцветными главным образом пользовались жители Киевского региона и в Подолье. Полихромными пользовались украинцы в Западном Подолье, а также в Карпатах.

В вышивках северных регионов Украины наблюдалось преобладание красного цвета. В центральных регионах Украины, кроме красного цвета, можно было встретить черные расцветки. Южные регионы к этим повсеместно популярным цветам добавляли еще и желтые. В вышивках Подолья нередко встречались красно-черные комбинации. В регионах, которые граничили с Бессарабией и Буковиной, можно было повстречать вышивку, обогащенную бисером с металлическими украшениями, что сближало ее с молдавскими и южнославянскими.

В конце XIX — начале XX столетий украинских народ предпочел переход на городскую одежду. Вследствие «окультуривания» и всеобщего перехода к «цивилизованным» костюмам множество особенностей национальных традиционных нарядов было утрачено.


Автор статьи:

Богуславский Сергей

Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Расцветка и декор

Особенности

Национальные костюмы жителей России

Материалы

Раньше для изготовления национальной одежды использовали натуральные ткани: льняную, конопляную, шерстяную. Из такого недорогого, часто домотканого материала шили вещи для повседневной жизни. Богатые и знатные люди носили наряды из китайского шелка, атласа, бархата, парчи, украшенных золотыми и серебряными нитками.

Выглядят современные традиционные украинские костюмы не менее роскошно, чем те, что носили в прошлые столетия. Что касается аксессуаров, то тут разнообразие поражает: украшения делают не только из полудрагоценных камней, стекла, дерева, как это было раньше, но и из современных материалов. Главное, чтобы они максимально напоминали этнические и подходили по стилю к костюму.

История

Украинский национальный костюм ведет свою историю с древнейших времен, когда у славянских племен из приднепровья (на тот момент еще не объединившихся в Киевскую Русь) появился такой предмет одежды, как рубаха-вышиванка, которую носили без какой-либо верхней одежды. Становление же костюма непрерывно продолжалось вплоть до 19 века, при этом оно тесным образом переплеталось с иными культурными традициями.

Именно культура древних славян стала колыбелью для украинского, равно как и для русского, белорусского стиля в одежде. Недаром эти народности имеют так много общего как в истории, так и в национальной одежде. Украинский костюм многолик, в каждом регионе страны (Полесье, Приднепровье, Карпаты, и др.) он имеет свои характерные особенности. Это связано, в том числе, с тем, что Украина граничит с Молдовой, Польшей и отразила в одежде черты соседствующих народов.

Страны Ближнего Востока

Особливості

Національне українське вбрання можна сміливо віднести до одного з видів творчості. Навіть сьогодні багато дизайнерів намагаються використати в оформленні нові традиційні візерунки і мотиви.

До особливостей національних українських костюмів варто віднести:

  • простота форм;
  • багатство і різноманітність декору;
  • насичений колорит;
  • стрункість силуету.

З допомогою простих і лаконічних елементів, народні майстри постаралися доповнити такий практичний наряд незабутньою красою. Довгий час багато людей працювали над створенням національного костюма, який зміг би передати дух українського народу.

Особливу увагу потрібно приділити зимовим українських костюмах, які доповнені практичною і ошатною верхнім одягом. Це можуть бути моделі з прямою спиною, клиноподібним кроєм, варіанти з відрізною талією.

Кольори і відтінки

Кожен колір, використовуваний в оформленні українського костюма, є певним символом. Чорний завжди позначав землю-годувальницю, яка має особливе значення в культурі цього народу.

Червоний колір є символом радості, любові і пристрасті. Він переважає в дизайні українських нарядів.

Білий застосовується для створення мережок. Цей колір завжди позначав святість і чистоту. В українській культурі білий мав особливу цінність, так як навіть для створення обручок використовувалося світле срібло.

Зелений колір означає весну. Відтінок характеризується з молодістю, свіжістю і рослинами, які дозрівають під теплими сонячними променями.

Особливу увагу варто приділити жовтого кольору. Він є символом зірок і місяця, але нерідко в українців такий відтінок характеризується з розлукою.

Тканини

В основному, для створення українського національного костюма завжди використовувалися натуральні матеріали. Перевагою відрізнявся льон, так як він володіє легкістю, і на ньому можна створювати різні візерунки. Не поступалися своїх позицій бавовна і вовна, які забезпечували комфорт і практичність. До ще одного популярного варіанту належить батист. Варто відзначити, що всі ці матеріали використовуються і сьогодні.

Крій та декоративні шви

Для кожного регіону властивий індивідуальний крій. В основному, жіночі вбрання представлені в прямих лаконічних силуетах. Сорочки завжди ділилися на три типи: з використанням вставок, на кокетці і туникообразные (найбільш поширений варіант). В якості складового елементу жіночого вбрання виступала понева — одяг, що покриває задню частину тіла, і закріплювалася вона на талії. Однієї з різновидів цієї моделі є плахта — наряд, оформлений великою кліткою.

Аксесуари та прикраси

Головним доповненням чоловічого костюма були головні убори. Вони представлені в різноманітній формі. Це можуть бути циліндри або конуси. Не менш поширеним варіантом є напівкруглі шапки. Що ж стосується дівчат, то вони любили доповнювати свій наряд вінками з живих або штучних квітів.

Одежда крестьянства в советский период

Коренные изменения в одежде советского крестьянства
начались уже на первом этапе развития советского общества. Успехи советской
экономики в восстановительный период, а затем в период индустриализации страны
обеспечили снабжение населения мануфактурой и в значительной степени готовой
одеждой. На селе уже в 20-х годах широко распространились городские элементы
одежды: костюмы, пальто, обувь и пр. Зародившиеся в дореволюционном селе под
влиянием города, главным образом рабочей среды, предметы одежды (женские
блузки, сарафаны, прямоспинная женская и мужская верхняя одежда, мужские
чемерки и пр.) приобрели еще большее распространение.

Решающее влияние на замену традиционного костюма
городским имела индустриализация страны и расширение производства товаров
широкого потребления. В 30-х годах прекратилось домашнее производство
материалов для одежды. В преобладающем большинстве крестьяне стали шить одежду
из фабричных материалов или покупать одежду фабричного производства.

В настоящее время костюм сельского населения в основе является городским, но
имеет свои особенности, вызванные условиями труда и быта, а
также влиянием традиций. Особенностью мужского костюма сельских
районов является сорочка, которую шьют по традиции туникообразной
и вышивают. Из традиционных форм костюма широко бытует в западных
областях безрукавка, которая служит удобной одеждой в условиях
горного климата. Под влиянием украинской народной традиции гимнастерка,
которая широко распространена, иногда заправляется в брюки.

В качестве верхней мужской одежды, кроме пальто,
распространены полупальто. Сшитые дома без мехового воротника полупальто
называются курткой, сукманом, свитой и пр. По своему происхождению полупальто
ведет свое начало от свиты, на основе которой в рабочей среде еще до революции
возникла прямоспинная свита со стоячим невысоким воротником, как и у
традиционной свиты, а также с рукавами, обшитыми по краям кожей.

В качестве головных уборов преобладают летом кепи,
зимой — шапка-ушанка. Одежда детей — в основном городская.

В среде девушек в качестве праздничного костюма бытуют
традиционные сорочка, плахта, керсет, безрукавка, запаски (западные области).
Их производят фабрики художественной промышленности. Верхняя сорочка бывает на
кокетке, ее украшают традиционной вышивкой (Львовская обл.). Будничная сорочка
домашнего производства, став одеждой нательной, под влиянием городских мод
приобрела иной вид (обычно без вышивки, туникообразная; как правило, она не
имеет воротника, бывает иногда без рукавов или с короткими рукавами). В
качестве праздничных сорочек преобладают фабричные. Традиционные сорочки шире
бытуют в Карпатах в связи с распространением там безрукавки, из-под которой
видна вышивка.

На основе женских традиционных сорочек сформировалась
блузка. Шьются в селах блузки и городских покроев, но они украшаются вышивкой,
свойственной сорочкам. Блузки такого типа впервые появились в городах и были
там широко распространены уже в 20-х годах. Народные типы блузок берутся
народными мастерами и профессиональными художниками за основу при разработке
новых вариантов, что служит ярким примером взаимовлияния и взаимообогащения
профессионального и народного 
творчества.

Несмотря на широкое распространение женских пальто, в
сельских местностях среди женского населения в значительной мере бытует в
качестве и рабочей и праздничной верхней одежды так называемый сачок городского
покроя, который аналогичен мужскому полупальто. Мужская куртка служит только
рабочей одеждой. В качестве головных уборов преобладают платки. Шляпы
встречаются редко. Рабочей обувью зимой служат сапоги и валенки.

Женский костюм характеризуется и возрастными особенностями. Например, старухи
почти не носят платья, а вместо него носят кофточки, блузки, юбки темных цветов.
В целом в женском костюме объединяются городские его элементы с традиционными
(сорочка с юбкой, безрукавки в степной части Украины надеваются сверху блузки,
платья и даже жакета).

“Народы Европейской части СССР”,   в 2 томах, “Наука”,
Москва, 1964

Особенности украинского костюма

Сегодня украинские мотивы необычайно популярны в современной одежде. Дизайнеры, создавая свои шедевры, обращаются к народным истокам и всячески используют характерные детали, придавая юбкам, платьям, брюкам оттенки колоритной самобытности.

Особенности украинского костюма следующие:

  • Простой и плавный силуэт.
  • Обилие декора в виде ручной вышивки, тесьмы или кружев.
  • Контрастные цветовые сочетания.
  • Использование натуральных тканей.
  • Оригинальная обувь и аксессуары, как дополнение народного образа.
  • Символичность цветовых решений, орнаменты и узоры, наполненные глубоким смыслом.

Традиционная украинская одежда наполнена символизмом

Каждый народ имеет свои предпочтения в выборе тканей или цветовой гаммы при создании национального костюма. Это обуславливается многовековой историй, особенностями природы, верований, обрядов и традиций при ведении быта. Украинский стиль можно охарактеризовать, как воплощение натуральности материалов (лен, хлопок, шерсть, батист) и контрастных цветовых решений.

Украинская культура неразрывно связана с природой, что отразилось на традиционных нарядах

Украинский стиль в одежде, будь-то мужской костюм или женский, — это правильная расстановка этнических акцентов, нарядность и гармоничность, что рождает ощущение торжественности и яркого праздника.

Украинские наряды очень яркие и, на удивление, гармоничные

Дореволюционная одежда рабочих и влияние ее на крестьянскую одежду

Своеобразные черты одежды рабочих Украины прослеживаются со второй половины
XIX в. Рабочие, вышедшие из села, приносили в город свои сельские костюмы —
русские, украинские, белорусские. Традиционные
сельские элементы одежды объединялись с городскими. В некоторых местах отдельные
элементы традиционного украинского костюма сохранились неизменными почти до
самой революции. Из быта рабочих не выходили мужские сорочки с нагрудной вышивкой.
Большое распространение среди них имела русская косоворотка, которая носилась
поверх брюк и подпоясывалась шнурочком с кисточками. Другие виды верхних сорочек
носились также поверх брюк, иногда даже без пояса. Вместо верхней сорочки встречались
куртки. Появились модифицированные покрои женской сорочки, а также верхней одежды.
У сорочки исчезли полики, приставлялись короткие рукава, но оставались ластовицы;
у пальто сохранялся невысокий воротник, как у свиты и пр. Распространена была
чемерка.

Во второй половине XIX в. в первую очередь на предприятиях, где имелись
кадровые рабочие, традиционная сельская одежда заменялась городской. Мужчины
носили «тройку» (пиджак, жилет, брюки), пальто и полупальто, а также верхний
пиджак на вате. Материалы употреблялись Фабричные в зависимости от возраста и
заработка (на пальто — бобрик, сукно; на брюки — сукно, шерсть, сатин, бархат и
пр.). В качестве обуви преобладали сапоги.

Характерным костюмом женщин была «парочка» (юбка и
кофта в талию или прямая), сарафан. Верхней одеждой также были пальто и
полупальто. Традиционные прически совсем исчезли; они были заменены модными городскими. Головными уборами стали только платки. Из
видов обуви были распространены ботинки.

Предприниматели не обеспечивали трудящихся специальной
рабочей одеждой. Поэтому рабочие сами приспосабливали отдельные элементы одежды
для производственной деятельности. В шахтах на ноги надевались плетеные из
веревок чуни. На брюки горняки нашивали наколенники из кожи. Лучшим
вариантом были брезентовые сорочка и брюки, защищавшие от воды.

Под влиянием городских мод, в частности одежды
рабочего класса, на селе стала распространяться прямоспинная одежда (суконные
свиты, кожухи, в которых сохранялись традиционные элементы покроя). У рабочих
сельские жители заимствовали чисто городские формы одежды (пальто, пиджаки,
картузы и пр.), а также элементы русского народного костюма (например,
сарафан).

Господствующие 
классы    одевались   по модам, имевшим распространение в Западной
Европе, но в костюме торгово-ремесленной буржуазии сохранялись элементы
крестьянской одежды. У этой группы населения долго бытовали элементы казачьей
одежды и ее покроя (брюк, жупанов и др.).

Украинский народ создал оригинальную национальную одежду, родственную одежде
русского и белорусского народов и вместе с тем
отличающуюся только ему присущими особенностями (бытование плахты, преобладание
бесполиковой женской сорочки, опанчи и пр.).

Парочка (Донбасс, 80-е годы XIX в.)

Одежда городского населения

Преобладающим костюмом в 40-х годах, как и в
последующее время, является развивающийся на основе городской одежды костюм,
который отличается в первую очередь практичностью. В настоящее время
по-прежнему сохраняются в моде ткани с рисунком, построенным на традиционных
орнаментах. На фабриках вырабатываются и традиционные ткани, главным образом
плахтовые, хлопчатобумажные и шерстяные, в цветную полоску, из которых шьется
различная женская одежда (юбки, платья и другие изделия). Внедрены в
производство фабрик художественной промышленности широко бытующие в городе
блузки в народном стиле и традиционные мужские вышитые сорочки.

Народные мотивы используются и при моделировании
одежды. Чаще всего применяется народный орнамент. Например, рукава женского
жакета, сшитого из тяжелой шелковой ткани, расшиваются по образцу рукавов
традиционной украинской женской сорочки. Иногда используются отдельные элементы
покроев (например, в женском пальто имитируются клинья сзади по образцу народной
свиты; цельнокроенные платья с вышитым рукавом, как у сорочки).

Наблюдаются попытки стилизовать отдельные элементы
костюма в целом; например, во Львове производятся жакеты типа сердака и пр.
Степень стилизации костюма зависит от силуэта, который определяется
требованиями моды.

В целом в настоящее время в быт всех слоев городского
населения широко входят народные украинские формы одежды и в их числе мужские
вышитые сорочки и женские блузки с традиционной вышивкой, распространившиеся по
всему Советскому Союзу.

Элементы

Охарактеризуем подробнее некоторые элементы украинской народной одежды:

  • Юпка – верхняя одежда наподобие куртки.
  • Корсетка – женская безрукавка, в разных регионах имела особый крой, расцветку и орнамент.
  • Кептар – аналогичный вариант с мехом.
  • Лейбик – суконная безрукавка, популярная на Западе и Севере Украины.
  • Андарак – самотканая юбка красного цвета, внизу украшенная широкой полосой вышивки.
  • Запаска – юбка для повседневной носки, состоящая из двух отрезов ткани, которые завязывались тесьмой сбоку.
  • Плахта – праздничный вариант юбки, выполненный из дорогого материала (шелк, парча, шерсть), расшитый яркими неповторимыми узорами. Такая вещь выражала индивидуальность женщины.

Цветовая гамма

Особенности

Характерные особенности

Мужской костюм

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Мужской костюм в украинском стиле

Мужской костюм

Рубахи с плечевыми вставками часто не имели воротников — ворот просто собирали шнурком в мелкие сборки. Отложные воротники носили только на Волыни. В центре и на востоке рубахи заправляли в штаны: этот способ был обязателен для донских казаков. А крестьяне Западной Украины носили рубахи навыпуск — по древнерусскому обычаю. Рубахи гуцулов с широкими свободными рукавами были настолько короткими, что часть живота выше талии оставалась открытой.

Неширокие штаны портяницы, распространенные в Полесье и на западе Украины, стягивали на поясе шнурком очкуром. В Буковине и Карпатах очень длинные штаны «набирали» на ноги сборками и заправляли в короткие чулки панчохи. Иногда штаны шили из красного сукна с вышивкой по низу и носили навыпуск. Очень популярны были на Украине полотняные или суконные шаровары — широкие штаны с объемной вставкой — мотней. Крестьяне носили белые шаровары, казаки — синие (иногда красные или черные) с карманами. Шаровары запорожских казаков отличались особой шириной, их носили с большим напуском. Праздничные шаровары, если позволяли средства, шили из шелка. Обычно их заправляли в черные сапоги.

Пояса украинцы украшали на концах узорами, бахромой, кистями или помпонами. Казаки щеголяли шелковыми «турецкими» кушаками. Гуцульский черес представлял собой широкую полосу толстой кожи, сложенную вдоль сгибом вниз, а сверху зашитую, но не целиком: незашитые промежутки служили карманами. Кроме того, к чересу подвешивали кошелек, трубку-люльку, кисет, кремень, нож и т. д. На плечах черес придерживали ремешки — ланцюжки, а украшали его тиснением и металлическими накладками. Казаки носили черес как патронташ, через плечо.

Пара из Черниговской губернии (Северная Украина): незамужняя женщина в плахте, венке с лентами и красных черевиках; мужчина в шароварах и рубахе с вышивкой

Головные уборы и прически. Распространенными головными уборами украинцев были высокая белая, серая или черная смушковая (т. е. барашковая) шапка кучма; треух или малахай (у гуцулов его называли клапаня); мегерка с меховым околышем и суконным, бархатным или шелковым круглым верхом; шляпы — войлочные капелюхи и соломенные брыли. Характерной для жителей восточной и центральной частей Украины была прическа с оселедцем, т. е. чубом, свисающим на левое ухо с бритой головы. Усы носили соответствующие — такой длины (особенно у казаков), что приходилось закладывать их за ухо. Крестьяне стриглись под макитру, т. е. под горшок.

Верхняя одежда. Накидка чуганя с капюшоном имела прямой покрой, украшенным длинной бахромой. У нее зашивали внизу рукава — они выполняли роль карманов. Носили чуганю внакидку. Длинный плащ из грубого сукна — опонча кроме высокого воротника тоже имела капюшон, как и свадебные манта и гугля. Капюшон прикрепляли к ним шнурками. И эти накидки, и суконную куртку сердак красного, черного или серого цвета, расшитую шнурами, шерстяными помпонами и бахромой, носили на западе Украины поверх безрукавок кептарей. Клинообразный покрой имела распространенная повсеместно суконная свита и разнообразные овчинные кожушки. Мужчины носили свиты черного и серого цветов, а женщины — белого и светло-коричневого.

Комментировать
0