No Image

“кувалда сталина”, “тигр” и “ваньки-встаньки”: какие секреты хранит подмосковный музей

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

ИС-2, “Тигр” и “Шерманы

Уличная экспозиция существует с 1989 года. Директор музея уточняет, что первыми пришли сюда два танка — немецкий “Тигр” и американский “Шерман” (на открытой площадке представлены два образца — 1942 и 1943 годов). “Это был полигон Научно-исследовательского института им. Карбышева в Нахабино. Туда после войны стащили всю трофейную технику и испытывали снаряды, которые разрабатывали, и стреляли по ним. Поэтому часть пробоин получена не в годы войны”, — говорит она.

Немецкий танк “Тигр”

В музей иногда заказывают индивидуальные экскурсии китайцы или англичане. “Приезжают и лазают по этому “Тигру” с рулеткой, изучают каждый сантиметр. В мире вообще осталось четыре единицы этого танка. Говорят, есть и больше, но я знаю о четырех, причем два из них находятся в России — у нас и в музее Минобороны на Кубинке”, — говорит Горбунова.

Всего к контрнаступлению в Красной армии имелось 800 танков, из них средних Т-34 и тяжелых КВ было менее 30%. Среди легких танков в основном преобладали Т-60 — примерно 400 машин. “Если говорить о начале войны, — продолжает Горбунова, — то можно представить вот такие немецкие (указывает на Т-2С, легкий танк Pz.Kpfw. II) и такие советские (указывает на танк Т-26). Т-2 — это немецкий легкий танк, ведь тяжелых на тот момент практически не было”.

Легкий танк Т-2С

Примечательно, что немецкий Т-2 затонул при переправе через Истринское водохранилище в 1941 году. Спустя какое-то время, когда плотину спустили, танк подняли, отреставрировали и передали в музей. Он реальный участник Битвы под Москвой.

Среди экспонатов советской бронетехники директор музея выделяет танк ИС-2. “Есть архивное официальное распоряжение немецкого командования, в котором говорится, что ближе 1 км в радиусе ИС-2 в бой “Тигру” даже не вступать. Несмотря на то что у него лобовая броня 150, а боковая 100 мм, с 1 км прошибалась насквозь”, — рассказывает она.

ИС-2 был усовершенствован особенно сильно после того, как в 1942 году под Ленинградом был захвачен первый трофейный “Тигр”. “Это была экспериментальная модель, тогда немцы ее опробовали на фронте. Удалось ее заполучить, и благодаря этому была произведена частичная реконструкция танка ИС-2, который на тот момент должен был поступить в серийный выпуск”, — говорит Горбунова.

САУ, танк Т-34 и танк “Шерман”

Где можно увидеть

  • В Музейном комплексе УГМК (г. Верхняя Пышма, Свердловская область) две единицы обр. 1932 г.: производства завода № 221 «Баррикады» и завода № 232 «Большевик».
  • В Чите в парке Дома офицеров на выставке «Аллея Славы».
  • В Краснодаре, в парке 40-летия победы.
  • В Новороссийске, в музее военной техники.
  • Также имеется одна единица в Центральном музее артиллерии и ракетных войск в г. Санкт-Петербург.
  • На Украине имеются единицы на территории Музея Второй мировой войны в Киеве и бывшего Сумского высшего военного артиллерийского училища, а также в Одессе в Мемориале 411-й береговой батареи.
  • В городе Коломна МО в Мемориальном парке.
  • В Забайкальском крае, в краевом центре г. Чита, на территории Дома офицеров.
  • Б-4 в Музее артиллерии г. Санкт-Петербург, вид слева

    Место наводчика в Б-4
    В Музее артиллерии г. Санкт-Петербург.

Как её «переобули»

При всех своих достоинствах у гаубицы Б-4 был один недостаток — скорость её перевозки по шоссе была очень мала. Поэтому ещё во время войны конструкторы начали разработку проекта нового колёсного лафета для гаубицы Б-4. Проект был выполнен в инициативном порядке в ОКБ-221 на сталинградском заводе «Баррикады». С 1947 по 1954 год заводом «Баррикады» выполнялся ремонт всего парка гаубиц, находящихся на вооружении Советской армии. К тому времени трактор «Коммунар», применявшийся в качестве тягача, был заменён на артиллерийский тяжёлый тягач (АТ-Т), развивавший скорость до 35 км/ч. Гусеничная ходовая часть Б-4 не выдерживала подобной скорости и разрушалась.Технический проект нового лафета был закончен в апреле 1954 года, а в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203,4-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были направлены на испытания.Новый колёсный лафет был принят на вооружение Советской армии в 1955 году. Гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М. К тому времени для гаубицы Б-4 и Б-4М был разработан снаряд с ядерным зарядом. Он весил 150 кг и мог быть выпущен в цель на дальность 18 км. Этот снаряд до сих пор находится на вооружении Российской армии.

Богатырь на гусеницах

Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы Б-4 являлся лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности.Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.Верхний станок лафета представлял собой клепаную стальную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и поворачивался на нём при действии поворотным механизмом. Обеспечивавшийся при этом сектор обстрела был невелик и составлял всего 4°. Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в нужную сторону все орудие.Подъёмный механизм имел один зубчатый сектор, прикреплённый к люльке. С его помощью орудие можно наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до 60°.Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединённый с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в не разобранном виде (этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника).

«Карельские скульпторы»

Крупнокалиберная гаубица Б-4 впервые продемонстрировала свою мощь во время советско-финской войны 1939-1940 годов. Тогда Красной армии пришлось преодолевать сильно укреплённые позиции финнов на Карельском перешейке. В нарушение всех уставов и наставлений гаубицы выдвигались на прямую наводку и почти в упор расстреливали финские укрепления.Разрывы стокилограммовых снарядов на куполах дотов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки, шла носом кровь. Многие не выдерживали страха и паники и сходили с ума. Финны прозвали гаубицы Б-4 «Сталинскими кувалдами» и боялись их как огня.

Гаубица Б-4 образца 1931 года:

1 — Колёсные приспособлениядля перевозки гаубицы.2 — Снаряд 203-мм.3 — Станина.4 — Ведущая звёздочка.5 — Казённик.6 — Ленивец.7 — Площадка для тормозных (номеров расчёта, управляющими на марше тормозами тележек).8 — Противооткатное устройство.9 — Ствол гаубицы.10 — Лебёдка стросом.11 — Тележка с катками.

Случалось, что, узнав о том, что к их участку обороны русские подвезли эти страшные пушки, гарнизоны дотов в панике покидали их.Иногда даже мощные 203-миллиметровые снаряды не могли пробить толстый железобетон финских укреплений, но от сотрясения, вызванного разрывом мощного снаряда, купола и стенки дотов шли трещинами. А после десятка-другого прямых попаданий вместо финского укрепления над землёй возвышалась причудливая композиция из обломков бетона и переплетений стальной арматуры. Такие фигуры красноармейцы называли «карельскими монументами», а артиллеристов, обслуживающих гаубицы Б-4, «карельскими скульпторами».После начала Великой Отечественной войны артиллерийские полки, вооружённые 203-мм гаубицами, были спешно отведены в тыл и вступили в боевые действия лишь в конце 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной армии.203-мм гаубица образца 1931 года оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укреплённых полос, так и при штурме крепостей, и в уличных боях в больших городах. С её помощью были разбиты неприступные форты в Кёнигсберге, Познани, Бреслау. Артиллеристы, вспомнив опыт использования этих орудий во время советско-финской войны, во время штурма Берлина весной 1945 года выкатывали гаубицы Б-4 на прямую наводку и разбивали её тяжёлыми снарядами долговременные укрепления столицы Третьего рейха.В ходе ожесточённых боёв 1941 года несколько гаубиц Б-4 были захвачены немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(г). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось восемь гаубиц 20,3-см Н.(г), выстрелы к которым комплектовались из захваченных советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Помимо Восточного фронта, трофейные советские гаубицы применялись немцами на Западном фронте и в Италии.

Продажа Subaru Legacy B4 в России

Объявления о продаже новых и б/у авто


Санкт-Петербург

Legacy B4 2007

530 000 q

Санкт-Петербург

Legacy B4 2004

470 000 q

Москва

Legacy B4 2006

550 000 q

Москва

Legacy B4 1999

300 000 q

Москва

Legacy B4 2004

800 000 q

Владимир

Legacy B4 2000

269 000 q

Дзержинск

Legacy B4 2001

290 000 q

Северодвинск

Legacy B4 2001

165 000 q

Воронеж

Legacy B4 2007

700 000 q

Старый Оскол

Legacy B4 1999

295 000 q

Тольятти

Legacy B4 2000

350 000 q

Самара

Legacy B4 1999

650 000 q

Краснодар

Legacy B4 2004

440 000 q

Краснодар

Legacy B4 2006

550 000 q

Краснодар

Legacy B4 2000

320 000 q

Яблоновский

Legacy B4 2000

500 000 q

Евпатория

Legacy B4 2002

301 000 q

Оренбург

Legacy B4 2001

360 000 q

Стерлитамак

Legacy B4 2003

470 000 q

Ялта

Legacy B4 2006

450 000 q

Запчасти и шины на Subaru Legacy B4

Мкпп Subaru Legacy bp5 4.11

Цена 10 000 р.

МКПП Subaru Impreza GC8 4.44

Цена 30 000 р.

Бампер передний Subaru Legacy BP5 дорестайл

Цена 7 000 р.

Фара правая+пр/т Subaru Outback 2003-2009 B13 [84001AG380/84001AG382]

Цена 7 000 р.

Двигатель Fb 25 + Tz1b8lcxaa и остальное в довесок.

Цена 100 000 р.

Мкпп Subaru Legacy BP5 EJ20Y

Цена 30 000 р.

Отзывы российских владельцев автомобилей Subaru Legacy B4

Отзыв о Subaru Legacy B4, 2016
Всем привет.
Начинаю очередной отзыв о Субаре.
На предыдущем, благополучно отъездил почти 10 лет и 110тыщ. км. BLка показала себя очень выносливым и надежным автомобилем, который при должном уходе, всегда заводился и вез куда надо и почти куда хочешь.

Но время идет и машины стареют вместе с…

Отзыв о Subaru Legacy B4, 2004
Вообщем так, я купил эту машину чисто случайно , хотел Камри 25,30 но вдруг эта машина хз на что я клюнул , но я клюнул жёстко на этого суббарика ) агрессивная, резвая , но сука дорогая в обслуживании . Ездил я не долго где то 78 месяцев , и благополучно продал . И мое мнение об этой тачке . Если…

Отзыв о Subaru Legacy B4, 2007
Отличное авто. Управляемость супер. Мощности даже нетурбированого двигателя достаточно. Подвеска среднего качества обслуживание необходимо шаровые, стойки стабилизаторов позже сайлентблоки. Двигатель нет проблем (масло не жрет спец.ухода не требует), но возможен выход из строя системы…

Статьи о Subaru Legacy B4

Статьи об автомобилях Subaru Legacy B4 – тест-драйвы, обзоры, опыт эксплуатации, тюнинг.

Новогодняя поездка в Абхазию на Subaru Legacy B4. Часть первая;
«Хочется съездить в Абхазию зимой, а ещё будет, здорово под Новый Год оказаться там» — подумали мы. Такие мысли были озвучены осенью 2008 года. Затем пошли разговоры о пресловутом кризисе, который так и хотел сорвать…

Первый тест-драйв Subaru Legacy из ограниченной серии STI S402;
Первое впечатление: самая лучшая в управлении Subaru, которую нельзя купить в США.

Обзор Subaru Legacy B4 3.0R Spec

B после малой модернизации, 2006;
Как известно, главным пунктом малой модернизации машин серии Legacy, который привлек наибольшее внимание, стало оборудование автомобилей системой SI-drive. В самом деле, значение этой системы трудно переоценить.

Новости о Subaru Legacy B4

Новое поколение Subaru Legacy Outback и Subaru Legacy B4 представлено в Японии;
24 октября компания Subaru провела в Японии презентацию пятого поколения универсала повышенной проходимости Subaru Outback и шестого поколения полноразмерного седана Subaru Legacy B4.

Мастерская STI выпустила собственную модификацию Subaru Legacy;
8 июня мастерская Subaru Technica International представила автомобиль собственной разработки спроектированный на базе заводской машины Subaru Legacy. STI свою работа назвала 2.5 GT tS.

Зубара нипаехала :( Дебют трековой Subaru Legacy B4 GT300 не состоялся;
22-23 августа на территории японского кольца Suzuka проходили трековые гонки автомобилей класса Super GT.

Форум, посвященный выбору, приобретению, ремонту и эксплуатации автомобилей Subaru Legacy B4

  • Субару легаси б4 1999 года ej20 двигатель не заводится
  • Бюджетный качественный звук в Subaru Legacy b4
  • Subaru Legacy B4 проблема с ABS
  • Подскажите в чем можем быть проблема с Subaru B4

Автомобильный каталог: технические характеристики, комплектации, спецификации, цены, фото.

«Subaru Legacy B4» – Как это по-русски?

Правильное русское написание: Легаси б4

Альтернативное написание: B4

Сленг: Бэчер

Сводные данные по Subaru Legacy B4

Объем двигателя Subaru Legacy B4

Крутящий момент Subaru Legacy B4

Производство

Производство было организовано одновременно на двух заводах («Большевик» и «Баррикады»). Наибольшие сложности возникли на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и её не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-м полугодии 1934 года. Тем не менее до конца года завод смог сдать 15 гаубиц, после чего производство на нем Б-4 было остановлено вплоть до 1938 года. Связано это было, кроме трудностей с освоением производства, с передачей в 1935 году на завод план выпуска 122-мм пушки А-19. Однако ввиду того, что производство гаубиц на “Большевике” шло крайне медленно (за 1932-36 гг сдали 104 системы, а в 1937 – 42), производство Б-4 вернули в Сталинград. Уже в 1938 там выпустили 75 гаубиц, в следующем – 181. В 1940 на “Баррикаде” сдали 165 гаубиц, в 1941 – 300. Последние 3 гаубицы сдали в Сталинграде уже в 1942 из оставшегося задела. В 1938-39 к производству был привлечен Новокраматорский завод. Вместе с “Большевиком” в 1938 они выпустили 49 гаубиц, в 1939 – 48, 3 в 1940 и 26 – в 1941. Из 326 Б-4, выпущенных в 1941, в первом полугодии сдали 221. Производство закончилось в октябре 1941 – сдали 9 орудий.

Всего с 1932 по 1942 выпустили 1011 гаубиц Б-4.

Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось. Кроме того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод — Новокраматорский.
К 6 марта 1933 года в войсках имелось 7 гаубиц Б-4. К 1 января 1937 г. было изготовлено 119 гаубиц.

Бригады, полки, дивизионы, вооружённые Б-4

Полки

  1. 108-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  2. 110-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности им. К. Е. Ворошилова
  3. 137-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  4. 318-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  5. 330-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности (46 штук Б-4 на 22.06.1941)
  6. 400-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  7. 402-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  8. 403-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  9. 406-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  10. 409-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  11. 420-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  12. 515-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  13. 519-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  14. 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  15. 229-й корпусной тяжелый артиллерийский полк (один дивизион) (с 1936 по 1939 – 56-й корпусной тяжелый артполк большой мощности)

Бригады

  1. 104-я Пражская Краснознамённая ордена Суворова 2-й степени гаубичная артиллерийская бригада большой мощности РВГК. Сформирована в апреле 1943 г. Командир – с сентября 1944 г. полковник Соломиенко Павел Мамонтович. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Пражская за взятие предместья Варшавы Праги. Награждена в марте 1945 г. орденом Красного Знамени за прорыв обороны противника на плацдарме на реке Висла. Награждена в 1945 г. орденом Суворова 2-й степени за уничтожение противника юго-восточнее Берлина.
  2. 105-я Сивашская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени гаубичная артиллерийская бригада большой мощности РВГК. Сформирована в апреле 1943 г. на базе 1021-го и 1154-го гаубичных артиллерийских полков. Командир – с ноября 1943 г. полковник Лупаков Николай Фёдорович (ранен в бою 12 февраля 1945 г., умер от ран 25 февраля 1945 г.). Присвоено в 1944 г. почётное наименование Сивашская и награждена орденом Красного Знамени за освобождение Крыма. Участвовала во взятии Запорожья и Секешфехервара. Награждена 5 апреля 1945 г. орденом Кутузова 2-й степени за взятие Будапешта.
  3. 112-я Эльбингская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени гаубичная артиллерийская бригада большой мощности РВГК. Сформирована в 1944 г. Командиры – с марта 1945 г. полковник Кулешов Георгий Петрович, подполковник Семенов. Курская область. В бригаде было 13 гаубиц, сформирована в июне 1943 г. на базе 318-го и 1022-го гаубичного артиллерийского полков. Присвоено почётное наименование Эльбингская за взятие Эльбинга. Участвовала во взятии Данцига.
  4. 121-я Новгородская Краснознамённая орденов Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени и Александра Невского гаубичная артиллерийская бригада большой мощности РВГК. Сформирована в 1943 г. на базе 430-го и 1197-го гаубичных артиллерийских полков. Командир – с января 1944 г. полковник Соловьев Василий Петрович. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Новгородская за взятие Новгорода. Участвовала во взятии Грудзёндза и Данцига.
  5. 124-я Пражская ордена Богдана Хмельницкого гаубичная артиллерийская бригада большой мощности РВГК. Сформирована в 1943 г. на базе 350-го и 1150-го гаубичных артиллерийских полков. Командиры – с сентября 1943 г. полковник Ляске Георгий Константинович и (с сентября 1944 г.) полковник Гутин Григорий Львович.. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Пражская за взятие предместья Варшавы Праги. Участвовала во взятии Новороссийска, Кюстрина и в штурме рейхстага.
  6. 163-я ордена Кутузова 2-й степени гаубичная артиллерийская бригада большой мощности РВГК. Сформирована в 1944 г. Командир – с января 1945 г. полковник Ракович Станислав Владиславович. Награждена в 1945 г. орденом Кутузова 2-й степени за взятие города и крепости Глогау. Участвовала во взятии города Хмельник.

Утренний расстрел

Из гаубиц Б-4 стрельба прямой наводкой не предусматривалась правилами. Однако именно за ведение такого огня командир батареи 203-миллиметровых гаубиц гвардии капитан Ведмеденко получил звание Героя Советского Союза.На одном из участков Ленинградского фронта в ночь на 91 июня 1944 года под шум перестрелки, который заглушал рокот моторов, тягачи потащили два огромных орудия к переднему краю. Когда стрельба стихла, а перемещение орудий было закончено, замаскированные, орудия от гигантского дота — цели гаубиц — находились на расстоянии 1200 метров. Железобетонные стены двухметровой толщины; уходящие под землю три этажа; бронированный купол; прикрываемые огнём, фланговых дзотов подступы — это сооружение являлось главным узлом сопротивления сил противника. И как только начало рассветать, гаубицы Ведмеденко начали обстрел. Два часа стокилограммовые бетонобойные снаряды методично крушили двухметровые стены, и, наконец, крепость попросту перестала существовать.

Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4 большой мощности[править | править код]

Стволправить | править код

  • Калибр, мм: 203,2
  • Длина ствола, мм/клб: 5087/25
  • Длина канала, мм: 4894
  • Длина нарезной части, мм: 3981
  • Длина хода нарезов, клб: 20
  • Число нарезов: 64
  • Глубина нареза, мм: 2,0
  • Ширина нареза, мм: 6,0
  • Ширина поля, мм: 3,97
  • Масса ствола с затвором, кг: 5200

Лафетправить | править код

  • Угол ВН, град: 0—60°
  • Угол ГН, град: ±4°
  • Длина отката переменная, мм: 850—1400
  • Высота линии огня, мм: 1920
  • Ширина хода (на середине траков), мм: 1910
  • Длина системы в боевом положении, мм: 9365
  • Ширина системы в боевом положении, мм: 2490
  • Ширина трака, мм: 460

Массовая сводкаправить | править код

  • Откатные части со стволом: 5440 кг
  • Качающаяся часть: 7900 кг
  • Лафет: 12 500 кг
  • Система в боевом положении: 17 700 кг
  • Масса лафетной повозки с передком: 13 800 кг
  • Масса повозки без ствола, кг: около 7700
  • Масса повозки со стволом, кг: около 12 900

СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4

Эксплуатационные данныеправить | править код

  • Расчёт, чел.: 15
  • Скорострельность, выстр/мин: 0,5
  • Скорость передвижения по дорогам, км/ч: 5—15
  • Время перехода из походного положения в боевое в зависимости от грунта и времени года: от 45 минут до 2 часов.
  • Тягач — «Ворошиловец» во время Великой Отечественной войны, АТ-Т в послевоенное время.

Отрывок, характеризующий 203-мм гаубица Б-4М

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы. Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов. Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти. В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.

История создания

В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете (Арткоме), который возглавлял Р. А. Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Ф. Ф. Лендера. Ему-то в январе 1926 года и поручили разработку проекта «203-мм гаубицы большой досягаемости». После смерти Ф. Ф. Лендера проект передали на завод «Большевик».
11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК.
Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.
Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик». Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле — августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г.

Ссылки

  • Миномёты
    • 82-мм автоматический миномёт 2Б9 «Василёк»
    • 82-мм носимый миномёт 2Б14-1 «Поднос»
    • 82-мм носимый миномёт 2Б24
    • 82-мм носимый миномёт 2Б25 «Галл»
    • 120-мм буксируемый миномёт 2Б-23 «Нона-М1»
    Горная
    • 76-мм горная пушка обр. 1958 г. (М-99)
    • 120-мм орудие 2Б16 «Нона-К»
    Гаубичная
    • 120-мм 2С23 «Нона-СВК»
    • 120-мм 2С31 «Вена»
    • 120-мм 2С34 «Хоста»
    Полковая артиллерия
    Миномёты
    • 120-мм миномёт обр. 1955 г. (М-120)
    • 120-мм возимый миномёт 2Б11
    Гаубичная
    • 122-мм гаубица Д-30
    • 122-мм гаубица 2С1 «Гвоздика»
    • 152-мм гаубица 2А61
    • 120-мм 2С9 «Нона-С»
    Реактивная
    Дивизионная артиллерия
    Противо танковая
    • 85-мм пушка Д-48
    • 100-мм пушка Т-12
    • 100-мм пушка МТ-12 «Рапира»
    • 125-мм пушка «Спрут-Б» (2А45М)
    Миномёты
    Гаубичная
    • 152-мм гаубица 2А65 «Мста-Б»
    • 152-мм гаубица 2С3 «Акация»
    • 152-мм гаубица 2С19 «Мста-С»
    Реактивная
    • 140-мм БМ-14
    • 140-мм РПУ-14
    • 122-мм БМ-21 «Град»
    • 122-мм БМ-21В «Град-В»
    • 122-мм 9К59 «Прима»
    • ТОС-1 «Буратино»
    Корпусная/армейская артиллерия
    Гаубичная
    Реактивная
    • 240-мм БМ-24
    • 240-мм БМ-24Т
    • 220-мм БМ-27 «Ураган»
    Артиллерия резерва Верховного Главнокомандования
    Пушечная
    • 180-мм пушка С-23
    • 203-мм пушка 2С7 «Пион»
    Гаубичная
    Реактивная
    • 200-мм БМД-20
    • 300-мм БМ-30 «Смерч»
    Зенитная артиллерия
    Среднего калибра
    • 85-мм зенитная пушка КС-18
    • 100-мм зенитная пушка КСМ-65
    • 100-мм зенитная пушка КС-19
    Малого калибра
    • 23-мм пушка ЗУ-23
    • 23-мм ЗСУ-23-4 «Шилка»
    • 57-мм автоматическая пушка С-60
    • 57-мм ЗСУ-57-2
    • 30-мм 2С6 «Тунгуска»
    • 30-мм 96К6 «Панцирь-С1»
    Морская артиллерия
    Корабельная артиллерия
    > 99мм
    • СМ-2-1
    • АК-100
    • А-190
    • АК-130
    • А-192
    > 57мм
    • СМ-24-ЗИФ
    • ЗИФ-31
    • ЗИФ-75
    • АК-725
    • АК-726
    • АК-176
    • А-220
    • А-220М
    > 20мм
    • У-23
    • 84-КМ
    • 2М-3
    • 2М-8
    • 70-К
    • В-11
    • СМ-20-ЗИФ
    • АК-230
    • АК-630
    • 6К30ГШ
    • АК-630М-2
    Береговая артиллерия
    Подвижная
    • КСМ-65
    • СМ-4-1
    • СМ-9-1
    • БР-108
    • А-222 «Берег»
    • ДП-62 «Дамба»
Комментировать
0