fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Восприятие чиновничеством[править | править код]

Историк Д. А. Редин отмечает, что в ходе Областной реформы местный административный корпус демонстрировал приверженность старым методам управленческой практики, с трудом усваивая как новые принципы организации делопроизводства, так и новую административную лексику. Основная масса местного чиновничества едва ли может быть отнесена к тем, кто понимал, принимал и осознанно реализовывал петровские преобразования, их деятельность покоилась на традициях приказно-воеводской практики управления и восприятия реальности. Приказы о нововведениях воспринимались механически, в духе покорности государевой воле, которая не нуждается в мотивировках и должна исполняться по мере сил.

Однако были те, в основном имевшие иностранное происхождение или военно-техническое образование, кто понимал потребность в переменах.

Деление территории государства по статистическому принципу

Проведение губернской реформы, начатой Петром I, осуществлялось в несколько этапов и растянулось на длительный срок. Так, по истечении трех лет после ее начала к названным выше губерниям прибавились еще три: Астраханская, Нижегородская и Рижская. Кроме того, в 1715 году были внесены существенные изменения в сам порядок организации местного самоуправления. В частности, было осуществлено деление губерний на более мелкие административные единицы ‒ провинции. Они формировались по статистическому принципу, то есть исходя из количества дворов.

Стараясь еще более упростить механизм управления государством, в 1719 году Петр I разделил провинции на уезды, общее количество которых по стране достигло двух с половиной сотен. Управлять ими он поставил местных воевод. По тем временам этот комплекс мер выглядел новаторским и далеко не всеми членами общества был встречен с одобрением, но перечить государю никто не посмел.

Кратко о сути и содержании губернской реформы Петра I Великого

I Этап

Разделение в результате губернской реформы 1708

29 декабря 1708 года Петр I издал указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов», согласно которому учреждались 8 губерний (областей), позже были образованы Нижегородская, Рижская и Астраханская губернии, а Смоленская была ликвидирована, с добавлением земель к Московской и Рижской губерниям. Часть губерний были приморскими с глубоко уходящими в глубь материка границами — делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот, а поступающие на службу рекруты могли быть быстро переброшены на войну.

  1. Московская — 39 уездов;
  2. Ингерманландская (позднее Санкт-Петербургская) — 29 уездов;
  3. Киевская — 56 уездов;
  4. Смоленская (упразднена в 1713, восстановленая в 1726) — 17 уездов ;
  5. Архангелогородская — 20 уездов ;
  6. Казанская — 71 уезд ;
  7. Азовская — 77 уездов;
  8. Сибирская — 30 городов;
  9. Нижегородская (с 1714) — 7 городов;
  10. Рижская (с 1713) — 9 городов;
  11. Астраханская (с 1717) — 10 городов.

II Этап

Главы административных уровней в результате губернской реформы

Северная война близилась к концу, появилась возможность продолжить реформу, а создаваемые Петром I коллегии должны были опираться на областные органы власти. 7 декабря 1718 года Пётр I утвердил решение Сената о дальнейшем преобразовании губерний. С июля 1719 года новые правила вводились в Санкт-Петербургской губернии, а с 1720 года — в остальных. По новому учреждению в Санкт-Петербургской губернии были образованы 14 провинций. Каждая провинция делилась на 5 дистриктов (уездов), состоявших из 1500—2000 дворов.

Система управления

Была предпринята попытка ввести в строй губернского управления основы избираельного управления. При губернаторе предполагался совет «ландратов» (8—12 советников), избираемый местным дворянством. Однако, вместо выборов, ландраты назначались из дворянства Сенатом или губернатором. Поэтому через пять лет, ландраты были ликвидированы.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян и сами подбирали себе помощников, контролирующих отрасли управления:

  • обер-комендант — военное управление;
  • обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и другие сборы;
  • ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела;
  • обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Губернские административные органы были встроены в общую систему

Провинциальные воеводы занимались розыском сбежавших крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных фабрик, осуществляли полицейские и судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственными камеристами (контроль за налогами), комендантами и казначеями.

Главой провинции обычно был воевода, земских комиссаров ведали в уезде финансовым и полицейским управлением. Крупные города губерний обладали отдельной городской администрацией — магистратами.

Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт.

Общая схема органов управления

После окончания реформ центрального и церковного управления, а также городской реформы, получилась широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Кратко о сути и содержании городской реформы Петра I Великого

I Этап

30 января 1699 года Петр I издал указ об «Об учреждении Бурмистерской Палаты», которая должна была стать новым финансовым выборным органом на уровне города. 17 ноября того же года она была переименована в Ратушу. Земские старосты, кабацкие и таможенные головы были переименованы по голландскому примеру в земских бурмистров и кабацких и таможенных бурмистров. В подчинении Ратуши находились земские избы остальных городов.

Функции Ратуши и земских изб:

  • Сбор различных налогов, обеспечение постоя армии
  • Суд на уровне города, кроме политических дел
  • Надзор за исполнением приказов, донесения о беглых крестьянах

Изначально, создание и организация выборов в земские избы предполагалась на добровольной основе с условием выплаты городом всех налогов в двойном размере. Большая часть посадов (городов) не оценила нововведений:

  • — 11 городов провели выборы и согласились на двойные налоги;
  • — 26 городов провели выборы, но о налогах умолчали;
  • — 10 провели выборы, но от двойных платежей отказались;
  • — 3 города от двойного платежа отказались, выборы не провели;
  • — 15 городов заявили об отказе от выборов;
  • — 4 города заявляли только об отказе от двойных налогов и не сообщили о проведении выборов.

Постепенно, ратуша теряла своё влияние — к 1705 году из её ведения были изъяты города приписанные к корабельным верфям, а часть собираемых налогов переходила в специализированные административные органы.

Начало губернской реформы в 1708 году положило конец значению ратуши, как центрального городского органа управления. Губернаторы стали заведовать всеми налоговыми сборами и организацией военных поставок, заменив собой ратушу.

Как и прочие административные преобразования Петра I в период активных боевых действий на Северной войне со Швецией, реформы городского самоуправления носили хаотический характер и были направлены прежде всего на увеличение налоговых поступлений — армия и флот требовали огромного количества финансов и ресурсов.

II Этап

Городское самоуправление
Окончание Северной войны позволило Петру I уделить внимание дальнейшим реформам местного самоуправления — 13 февраля 1720 года он издает указ о создании Главного магистрата, а 16 января 1721 года был издан регламент Главного магистрата, который определял функции и состав нового органа городского управления.

Первостепенными задачами главного магистрата назывались следующие:

  • создание магистратов в других городах;
  • снабжение их уставами;
  • соблюдение правосудия;
  • создание полиции;
  • увеличение числа фабрик и заводов.

Города разделялись на разряды:

  1. Большие города (2-3 тыс. дворов);
  2. Внутренние города (1-1,5 тыс. дворов);
  3. Города с числом дворов от 500 до 1000;
  4. Небольшие города, имевшие 250—500 дворов;
  5. Города с числом дворов меньше 250.

Не податные — т.е. не платящие налогов. Сюда относились иностранные гости, духовенство и дворяне.

Податные которые, в свою очередь, делились на регулярных (участвующих в самоуправлении и жизни города) и подлых (чернорабочие, наемные и прочие).

Регулярные
1 гильдия — банкиры, богатые купцы, владельцы мастерских, знаменитые ученые, художники и музыканты.

2 гильдия — мелкие торговцы, ремесленники и прочие небогатые, но специализированные по труду граждане.

Главный магистрат являлся верховным судебным учреждением для всех купеческих и ремесленных людей во всех гражданских и уголовных делах, кроме политических. Полицейские обязанности магистратов были изложены в особой инструкции, изданной в 1724 году. Магистратам предписывалось обзавестись пожарными инструментами; следить, чтобы граждане не держали в своих домах и не нанимали для работ пришлых людей, если при них нет отпускных писем; следить за беглыми солдатами, «тунеядцами».

Магистрат являлся начальством горожан, а не представителем их интересов. Действительным органом самоуправления являлись старинные мирские сходы. Для рассмотрения местных дел созывались слободские и сотенные сходы. Слободские старосты при вступлении в должность получали от местного магистрата особые инструкции, по которым слободские старосты должны были:

  • вести списки слобожан плательщиков налогов;
  • собирать сами подати и сборы;
  • следить за недоимками;
  • созывать слободские сходы;
  • надзирать за воспитанием и обучением малолетних слободских сирот;
  • надзирать за описью слободских оброчных статей;
  • представлять, куда надлежит, о слободских нуждах и обо всём, «что будет усмотрено нового к лучшему устроению».

Система управления

Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения.

С 1712 года при губернаторах учреждались особые советы ландратов. Указом 20 (31) января 1714 года ландратов полагалось избирать в городах или провинциях из числа дворян. Но эта мера осуществлена не была: окончательное утверждение ландратов было передано Сенату. В 1716 году Сенату было предписано назначать в ландраты офицеров, уволенных со службы вследствие ран или старости и не имеющих деревень. Ландратовое жалование являлось как бы пенсией этим отставным. Таким образом, ландраты могли быть назначены сенаторами не из среды местного дворянства. По указу 24 апреля (5 мая) 1713 года ландраты составляли совет при губернаторе, причём губернатор выполнял роль президента. Дела в этом совете ландратов при губернаторе решались большинством голосом. По закону ландраты не подчинялись губернатору, а были его товарищами. Но на самом деле совет ландратов оказался в большой зависимости от губернатора, который смотрел на них как на помощников.

С 1715 года губерния разделялась на доли по 5536 дворов в каждой, и каждая доля находилась в ведении особого ландрата, который в пределах своей доли управлял всякими долями и земскими делами. В 1715 году ландратам было приказано жить в пределах своей доли в определённом городе, а уездные воеводы были отменены. При губернаторе постоянно находились два ландрата, а ландраты, управлявшие долями, должны были съезжаться в губернском городе раз в год. В этой роли ландраты из советников очень скоро перешли в положение исполнителей губернаторских поручений и под руководством губернаторов ведали разнообразными делами по губернскому управлению — собирали провиант для армии, налоги, рабочих для строительства и земляных работ на острове Котлин и в Санкт-Петербурге, высылали в столицу ямщиков, кузнецов, плотников, составляли различные отчётные ведомости, принимали участие в распределении сборов в губерниях, в переписке и освидетельствовании количества дворов и т. д.

Ещё с 1699 года прежние уезды стали именоваться провинциями. Во главе провинций остались прежние воеводы; в 1710 году они были переименованы в комендантов. Воеводы крупных городов стали называться обер-комендантами, а подчинённые обер-коменданту воеводы мелких городов — просто комендантами. С 1715 года обер-комендантов и комендантов в городах, где не было гарнизонов, заменили ландрихтеры. Провинцией называли такие округа, которые были очень удалены от губернского города и сами по себе составляли определённый хозяйственный и административный округ. Так, приписанные к Петербургской губернии верхневолжские города, с Ярославлем во главе, составляли особую Ярославскую провинцию, и это была единственная провинция Петербургской губернии. Таким образом, правильного разделения петровских губерний на провинции в описываемое время сделано не было: административным делением до 1715 года была доля. В Архангелогородской губернии были две провинции — Галицкая и Устюжская, в Московской губернии — восемь провинций, в Киевской — ни одной, потому что Малороссия делилась на полки.

Первая Губернская (областная) реформа

Первая Губернская реформа началась $18$ декабря $1708$ изданием указа «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов». Окончательный вид петровские преобразования в данной сфере приобрели после Второй Губернской реформы $1719$ г.

Замечание 1

Причина проведения реформы состояла в преодолении устаревшего к $XVIII$ в. административного деления и обеспечение армии в ходе Северной войны. Созданные губернии имели связь с распределяемыми полками уже напрямую.

Территория страны была разделена в $1708$ г. на $8$ губерний:

  1. Московская
  2. Ингерманландская (Санкт-Петербургская)
  3. Киевская
  4. Смоленская
  5. Казанская
  6. Архангелогородская
  7. Азовская
  8. Сибирская

К $1714$ г. количество губерний увеличилось: появились Астраханская, Рижская и Нижегородская.

По реформе главой губернии назначался генерал-губернатор, имевший полноту военной и судебной власти. Кроме того, губернаторы организовывали работу полиции и суда.
Генерал-губернаторы имели несколько помощников для сборов, организации военного управления, юстиции, розыска и т.п.

I. Московская[править]

Москва, а к ней города по большим дорогам, до определенных городов с верстами.

По Новгородской: Клин 85. По Углицкой: Дмитров 60.

По Ярославской: Переславль Залесской 120, Ростов 180, Кострома 300, Любим 330.

По Володимирской: Юрьев Польской 130, Володимир 140, Суздаль 160, Шуя 230, Лух 280.

По Коломенской: Коломна 90, Зарайск 120, Переславль Рязанской 180, Михайлов 180, Гремячей 230, Пронеск 230, Печерники 250.

По Коширской: Кошира 90, Венева 140, Епифань 210.

По Тульской: Серпухов 90, Тула 160, Дедилов 180, Крапивна 200, Оболенск 210.

По Калужской: Таруса 90, Ярославец Малой 105, Алексин 130, Медынь 130, Калуга 180.

По Смоленской: Можайск 90, Боровск 90, Верея 90, Царев Борисов 97.

По Волоцкой: Звенигород 40, Руза 75, Волоколамск 90. И того 39 городов.

Как Пугачевское восстание привело к новой реформе… административной

7 ноября 1775 г. появилось «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». И опять толчок для принятия подобного закона дали массовые выступления крестьянства в годы пугачевщины, когда местное управление в районах Крестьянской войны 1773—1775 гг. просто-напросто развалилось. Закон предусматривал введение нового разделения территории страны в течение последующих десяти лет. Была установлена максимальная численность населения для каждой губернии — 300—400 тысяч душ мужского пола, для каждого уезда — 20—30 тысяч душ мужского пола. Определялись принципы построения и функционирования органов власти на местах — полиции, судов, финансового управления. Указом проводилось значительное увеличение числа губерний и деление прежде существовавших. Если в 1762 г. Россия делилась на 16 губерний, в 1766 г. — на 20, то после проведения в жизнь указанного «Учреждения», т. е. к середине 1785 г. число российских губерний достигло 41.

Василий Перов «Суд Пугачева», 1875. Фото bg-gallery.ru

При проведении реформы наибольшее внимание было уделено численности населения губерний, его достаточно жесткому нормированию, а меньшее — учету национального состава новых административно-территориальных образований. Так что нерусское население Среднего Поволжья в результате реформы оказалось проживающим в нескольких губерниях

После объявления нового губернского деления еще довольно долгое время устанавливалась административная система губерний. В Среднем Поволжье это происходило в следующей хронологической последовательности:

  1. Нижегородская губерния — 5 сентября 1779 г.
  2. Симбирская губерния — 15 сентября 1780 г.
  3. Пензенская губерния — 15 сентября 1780 г.
  4. Казанская губерния — 28 сентября 1781 г.

Казанская губерния делилась на 13 уездов — Казанский, Арский, Козьмодемьянский, Лаишевский, Мамадышский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Чистопольский, Спасский, Свияжский, Тетюшский и Ядринский.

Кроме того, в 1781—1792 гг. вместе с Пензенской и Саратовский губерниями Казанская губерния входила в состав наместничества, более крупной административно-территориальной единицы.

Предполагавшаяся численность губернских и уездных жителей

Однако формирование губерний и уездов (провинции этой реформой упразднялись) предполагалось производить без учета географических, экономических, национальных или еще каких-любо иных особенностей. В основу был положен лишь сугубо административный принцип, предполагавший максимальную адаптацию бюрократического аппарата к исполнению полицейских и фискальных функций.

При формировании административных единиц учитывалось лишь количество населения, проживавшего на данной территории. Так, согласно принятым нормам в каждой губернии должно было насчитываться 400 тыс. жителей, а в уезде ‒ порядка 30 тыс. Кроме того, предполагалось реформирование прежних органов местного самоуправления, крайне ослабленных мероприятиями, проводившимися во времена царствования Петра II (1728), а также императрицы Елизаветы Петровны (1760).

Областная реформа

Задуманная, но не осуществленная часть губернской реформы

Как явствует из ряда архивных документов, первоначальный замысел Екатерины II несколько отличался от того, что удалось претворить в жизнь. Так, еще в 1769 году членами комиссии, разрабатывавшей основные ее положения, предпринимались попытки вывести суды из подчинения губернских властей. Однако сложности, связанные с необходимостью создания в этом случае громоздкой многоступенчатой структуры, завершавшейся Сенатом как апелляционной инстанцией, заставили их отказаться от задуманного.

Кроме того, изначально суть губернской реформы состояла в учреждении так называемых сословных судов, отдельно формировавшихся для дворян и для всех тех, кто принадлежал к низшим социальным слоям общества. Но в процессе обсуждения среди членов рабочей комиссии нашлись сторонники всеобщего открытого и гласного судопроизводства.

В итоге непреодолимые противоречия между их требованиями помешали выводу судов из-под контроля органов местного самоуправления. Причина заключалась в том, что дворянам для защиты в суде их интересов было необходимо вмешательство администрации, и это прекрасно понимали члены рабочей комиссии. Тем не менее большинство положений разработанной ими губернской реформы было проведено в жизнь и послужило упрочению централизованной власти и государственной стабильности в целом. Особенно это коснулось судопроизводства.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Мега-губерния

Проведение Петром I губернской реформы коренным образом изменило систему местного управления в России. Вызвана она была самыми различными факторами и причинами. Но основную роль сыграла запутанность и сложность системы управления в различных регионах, которая сложилась на протяжении XVll в. Это особенно наглядно проявилось в годы крестьянского восстания под предводительством Степана Разина, когда местная власть проявила свою полную беспомощность, некомпетентность и нерешительность. Кстати говоря, именно Казань стала одним из центров подавления народного движения. Здесь формировались карательные отряды, направлявшиеся на подавление восстания и отправлявшиеся вниз по Волге.

В 1708 г. на географической карте России впервые появляется Казанская губерния, одна из восьми губерний, созданных по указу Петра Великого от 18 декабря. Она включала в себя огромные территории бывших Казанского и Астраханского ханств, т. е. практически все Среднее и Нижнее Поволжье — от Мурома до Астрахани. Всего в состав Казанской губернии было включено 37 городов и 35 пригородов. Эти города были упомянуты в тексте указа: Казань, Яик, Терек, Астрахань, Царицын, Дмитровской, Саратов, Уфа, Самара, Симбирск, Царевосанчурск, Кокшайск, Свияжск, Царевококшайск, Алатырь, Цивильск, Чебоксары, Кашпир, Ядрин, Козьмодемьянск, Яранск, Василь (Васильсурск), Курмыш, Темников, Нижний Новгород, Арзамас, Кадом, Елатьма, Касимов, Гороховец, Муром, Мокшанск, Уржум, Балахна, Вязники, Юрьевец-Повольской, Пенза. Пригороды имели следующие города: Казань, Астрахань, Симбирск, Уфа, Пенза. Территория Казанской губернии была даже несколько шире территории, подведомственной Приказу Казанского дворца. В нее вошло несколько городов, которые не относились к этому приказу: Нижний Новгород, Арзамас, Гороховец, Муром, Мокшанск, Балахна, Вязники, Юрьевец-Повольской. Первым казанским губернатором стал боярин Петр Михайлович Апраксин.

В 1708 г. на географической карте России впервые появляется Казанская губерния

Внешняя политика Петра I

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Губерния и провинция

Понятно, что управлять из одного центра подобными образованиями при той степени развития коммуникаций было очень трудно. Поэтому еще при Петре l начался пересмотр губернского деления территории России в сторону уменьшения их площадей — «вторая областная реформа». И в 1717 г., например, из состава Казанской губернии была образована губерния Астраханская, а в 1719 г. — Нижегородская. К Астраханской губернии отошли города: Астрахань с пригородами, Терск, Яик, Царицын, Дмитровск, Саратов, Самара, и Симбирск с пригородами, к Нижегородской — Нижний Новгород, Арзамас, Алатырь, Ядрин, Балахна и Юрьевец-Повольской. Часть городов была передана в состав Азовской губернии (Темников, Кадом, Елатьма и Касимов) и Московской губернии (Гороховец и Муром). В Казанской губернии остались города: Казань, Уфа, Царевосанчурск, Кокшайск, Царевококшайск, Свияжск, Цивильск, Чебоксары, Козьмодемьянск, Яранск, Васильгород, Пенза, Мокшанск. Уржум.

Первоначально Казанская губерния делилась на воеводства, а с 1719 г. — на провинции. В начале XVlll в. численность ее населения составляла около 590 тысяч человек.

Губернаторы имели исключительно широкие полномочия: они имели не только административные, полицейские, финансовые и судебные функции, но и являлись командующими всех войск, расположенных на территории подведомственных им губерний. Губернаторы управляли с помощью канцелярий, в которые входили дьяки и подьячие (последние вскоре стали называться секретарями).

В 1727 г. была проведена очередная реформа местного управления, в результате чего Казанская губерния приобрела приблизительно те же границы, что существовали впоследствии до 1775 г. Состав ее был следующий:

  1. Казанская провинция; города с уездами: Казань, Уржум;
  2. Вятская провинция; города с уездами: Вятка, Кайгород, Кунгур;
  3. Соликамская провинция; города с уездами: Соль-Камская, Пермь Великая Чердынь;
  4. Свияжская провинция; города с уездами: Свияжск, Кокшайск, Царевококшайск, Цивильск, Чебоксары, Яранск, Царевосанчурск, Василь, Козьмодемьянск;
  5. Пензенская провинция; города с уездами: Пенза, Мокшанск, Саранск, пригородок Рамзаевский;
  6. Уфимская провинция; город Уфа с уездом.

Спустя год Уфимская провинция была выведена из подчинения Казанской губернии, а в 30-е годы в состав губернии вошла Симбирская провинция.

7 ноября 1775 г. появилось «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Фото antiquebooks.ru

Таким образом, к 1775 г., к моменту издания «Учреждения для управления губерний» императрицы Екатерины ll вся территория, которая определяется сегодня как Среднее Поволжье, входила в состав Казанской губернии, состоявшей из шести провинций с уездами:

  1. Казанская (уездные города — Казань, Уржум; пригородки — Тиинск, Малмыж, Тетюши, Арск, Заинск, Мензелинск, Маинск, Старошешминск, Новошешминск, Билярск, Оса);
  2. Вятская (уездные города — Вятка, Слободской, Котельнич, Орлов, Кай);
  3. Пермская (уездные города — Пермь. Соль-Камская, Кунгур);
  4. Свияжская (уездные города — Свияжск, Царевококшайск, Цивиль, Чебоксары, Козьмодемьянск, Яранск);
  5. Пензенская (уездные города — Пенза, Саранск);
  6. Симбирская (уездные города — Симбирск, Сызрань, Петровск).

Как видно и эти административные единицы были немалыми по своей площади. Управление многочисленными уездами, их различие в экономических структурах, необходимость обеспечения наиболее эффективного экономического, военного, фискального управления территорией заставляли правительство пересмотреть существующее деление страны.

Комментировать
0