fbpx
No Image

Указ о должности генерал-прокурора 1722 года. образование прокуратуры при петре 1. должности генерал- прокурора и обер-прокурора

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

II[править]

Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал.
А ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили.
А ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и оное дело остановить.
И немедленно донестъ нам, если весьма нужное.
А о протчих — в бытность нашу в Сенате, или помесячно, или понедельно, как указ иметь будет.
Також надлежит генералу прокурору в доношениях явных, которые он будет подавать нам, осторожно и рассмотрительно поступать, дабы напрасно кому бесчестия не учинить.
Таким образом, ежели увидит какое дело, хотя и противное ему покажется, да неясно, или два вида имеющее, то протестациею остановя, не тотчас доносить, но посоветовать, с кем он за благо разсудит.
И ежели увидит, что подлинно так или более изъяснить и сумнения миновать не может, то доносить нам, однакож более недели в том не мешкать.
А ежели зело ясно, то немедленно доносить в нужных, а в протчих, как выше писано, також не медля более недели ж, не отговариваясь никакими нуждами;
разве мы будем во отлучении, то однакож письмом, в то ж время написанным, и немедленно с нарочным послать.
А ежели какое неправое доношение учинит по какой страсти, то будет сам наказан по важности дела.

Генерал-прокуроры по годам

Генерал-прокуроры, глава Правительствующего сената

  • Ягужинский, Павел Иванович: 12.01.1722 — 06.04.1735 (с перерывом в 1726-30)
  • Трубецкой, Никита Юрьевич: 28.04.1740 — 15.08.1760
  • Шаховской, Яков Петрович: 15.08.1760 — 25.12.1761
  • Глебов, Александр Иванович: 25.12.1761 — 03.02.1764
  • Вяземский, Александр Алексеевич: 03.02.1764 — 17.09.1792
  • Самойлов, Александр Николаевич: 17.09.1792 — 04.12.1796
  • Куракин, Алексей Борисович: 04.12.1796 — 08.08.1798
  • Лопухин, Пётр Васильевич: 08.08.1798 — 07.07.1799
  • Беклешов, Александр Андреевич: 07.07.1799 — 02.02.1800
  • Обольянинов, Пётр Хрисанфович: 02.02.1800 — 16.03.1801

Генерал-прокуроры, одновременно министры юстиции

  • Державин, Гавриил Романович: 08.09.1802 — 07.10.1803
  • Лопухин, Пётр Васильевич: 08.10.1803 — 01.01.1810
  • Дмитриев, Иван Иванович (поэт): 01.01.1810 — 30.08.1814
  • Трощинский, Дмитрий Прокофьевич: 30.08.1814 — 25.08.1817
  • Лобанов-Ростовский, Дмитрий Иванович: 25.08.1817 — 18.10.1827
  • Долгорукий Алексей Алексеевич: 18.10.1827 — 20.09.1829
  • Дашков, Дмитрий Васильевич: 20.09.1829 — 14.02.1839
  • Блудов, Дмитрий Николаевич: 15.02.1839 — 31.12.1839
  • Панин, Виктор Никитич: 31.12.1839 — 21.10.1862
  • Замятнин, Дмитрий Николаевич: 21.10.1862 — 18.04.1867
  • Урусов, Сергей Николаевич: 18.04.1867 — 15.10.1867
  • Пален, Константин Иванович: 15.10.1867 — 30.05.1878
  • Набоков, Дмитрий Николаевич: 30.05.1878 — 06.11.1885
  • Манасеин, Николай Авксентьевич: 06.11.1885 — 01.01.1894
  • Муравьёв, Николай Валерианович: 01.01.1894 — 14.01.1905
  • Манухин, Сергей Сергеевич: 21.01.1905 — 16.12.1905
  • Акимов, Михаил Григорьевич: 16.12.1905 — 24.04.1906
  • Щегловитов, Иван Григорьевич: 24.04.1906 — 06.07.1915
  • Хвостов, Александр Алексеевич: 06.07.1915 — 07.07.1916
  • Макаров, Александр Александрович: 07.07.1916 — 20.12.1916
  • Добровольский, Николай Александрович: 20.12.1916 — 28.02.(13.03.)1917

Министры юстиции Временного правительства, не одновременно Генерал-прокуроры

  • Керенский, Александр Фёдорович: 02.(15)03.1917 — 05.(18)05.1917
  • Переверзев, Павел Николаевич: 05.(18)05.1917 — 06.(19)07.1917
  • Ефремов, Иван Николаевич: 10.(23)07.1917 — 24.07.(06.08)1917
  • Зарудный, Александр Сергеевич: 25.07.(07.08)1917 — 02.(15)09.1917
  • Демьянов, Александр Алексеевич: 03.(16)09.1917 — 25.09(08.10)1917
  • Малянтович, Павел Николаевич: 25.09(08.10)1917 — 25.10(07.11).1917

Регламент работы

Как и при Петре I, сенаторов назначал сам император. Претендовать на членство в этом органе могли исключительно чиновники, принадлежавшие к первым трем классам. В определенных случаях сенаторскую должность можно было совмещать с какой-то другой. В частности, это касалось военных.

Конкретные решения по тому или другому вопросу должны были приниматься в стенах того департамента, который был уполномочен на их решение. Но периодически проводились и общие мероприятия, предполагающие присутствие всех без исключения членов Сената. Указы, принятые этим органом, могли быть отменены только императором.

Связь с местным управлением

Огромная территория России всегда нуждалась в разветвленной и эффективной управленческой системе

Петр I тоже уделял особое внимание этому вопросу. Именно при нем произошло деление государства на губернии, а также постепенная замена устаревших органов управления – приказов – на коллегии

Сигналом к их формированию послужило учреждение Сената. Все президенты вновь созданных коллегий стали его членами. Таким образом просматривалась непосредственная связь сената с регионами.

Введение должности генерал-прокурора

Новая должность генерал-прокурора, которая была учреждена в 1722 году, должна была, согласно планам Петра Первого, служить реальной связью между центральными органами управления и окружением царя. При этом, правитель неоднократно испытывал другие способы контроля, набирающего силу Сената. Вначале (в 1715 году), за органом наблюдал генерал-ревизор, после чего (в 1721 году) в Сенате дежурили штаб-офицеры гвардии, которые должны были осуществлять охрану и способствовать ускорению дел. Кроме того, в качестве средств контроля Сената выступали и обязательные протоколы заседаний. В конце таких экспериментов царём наконец была учреждена прокуратура.

В обязанности генерал-прокурора входило сообщение между царём и Сенатом. То есть, он должен был рассказывать правителю о ведении дел Сената и передавать волю Петра. При этом, он был вправе остановить решение вынесенное Сенатом. В целом, большая часть решений получала силу только после рассмотрения и одобрения их царём. Также генерал-прокурор начальствовал над сенаторской канцелярией.

Под прямым начальством этого чиновника действовали и иные агенты правительственного надзора (к примеру, прокуроры и обер-прокуроры, фискалы и обер-фискалы). Такие полномочия делали генерала-прокурора самым властным в администрации лицом. Например, Ягужский, который вступил на должность генерала-прокурора первым вообще считался начальником Сената и многие его представляли как первого человека в государстве после царя Петра.

Этот взгляд на ситуацию разделяют и те историки, что привыкли принижать власть и значение Сената. Даже больше, к примеру, в своих трудах историк Градовский утверждает, что генерал-прокурор, сливаясь в одно целое с самим Сенатом, лишь подымал государственное значение этого государственного органа и его значимость для страны, в целом!

I[править]

  1. Генерал прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная притчина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал.
  2. Также накрепко смотреть, чтоб в Сенате не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись, о чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил, исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может.
  3. И буде не исполнено, то ему ведать надлежит для какой притчины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностию.
  4. И о том немедленно Сенату предлагать должен.
  5. Для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в которой день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено или не исполнено, и для чего, и протчия обстоятельства нужныя вносить.

Этапы развития. При Петре Великом

Создатель Правительствующего сената – Петр I. По причине своих постоянных разъездов, которых требовала кипучая деятельность царя-реформатора, он был вынужден таким образом наладить работу государственной машины, чтобы она функционировала и в периоды его долгого отсутствия.

Эта причина и явилась стимулом к появлению Правительствующего сената. Дата его образования – 19.02.1711 г. Разделения властей на тот момент не существовало, так как речь идет об абсолютной монархии, поэтому и орган, заменяющий царя, находящегося в отъезде, был «един в трех лицах». Он объединял сразу три ветви власти: писал законы, следил за их исполнением и карал.

Учреждение Правительствующего сената

Как уже было отмечено, этот орган – детище Петра I. Царь вовсе не горел желанием просто так делиться властью с кем бы то ни было. Создание Правительствующего сената явилось вынужденной мерой. Те грандиозные задачи, которые были поставлены перед страной, требовали совершенствования государственного аппарата.

Но, в отличие от других стран, например таких как Швеция или Польша, Сенат отнюдь не являлся органом, в какой-либо мере ограничивающим самодержавие.

  • Во-первых, это учреждение не было выборным, его членов назначал сам царь. И это были ближайшие сподвижники, облеченные личным доверием государя. Среди них такие имена, как П. Голицын, М. Долгоруков, Г. Волконский и другие именитые вельможи.
  • Во-вторых, Сенат не представлял собой оппозиционную структуру. Он был в полном подчинении у царской особы и контролировался ею. А также нес ответственность перед монархом. Сенат как бы представлял собой «второе я» государя, а отнюдь не защищал интересы аристократической верхушки. И ему должны были подчиняться, как самому царю. Так, в одном из распоряжений Петр предупреждал, что тот, кто посмеет ослушаться указов Правительствующего сената, будет подвержен жестокому наказанию или даже смерти – «смотря по вине».
  • В-третьих, функции этого органа на первом этапе не были четко определены. Поле его деятельности было подвержено постоянным изменениям, в зависимости от той или иной ситуации. И делал он то, что сочтет целесообразным его величество император. В своем указе Петр определяет, что по его убытии Сенат должен: судить нелицемерно, не делать напрасных расходов, стараться отдать соль на откуп, увеличить китайскую и персидскую торговлю, приласкать армян и учредить фискальный орган. То есть перечня обязанностей у сенаторов не было, они лишь получали от царя инструкции.

Функции правительствующего сената

Фактическое ведомство рассматриваемого органа управления рассматривало дела, которые выходили за рамки компетенции коллегий, представляя собой высший административный государственный орган. В конце правления Петра Первого он был наделён и судебными функциями, став высшей государственной судебной инстанцией.

Законодательная деятельность Сената до сих пор является спорной. Одни историки утверждают, что в начальный период данный орган не только имел законодательную власть, но даже отменял царские указы! Другая сторона оспаривает это утверждение. При этом, все они признают, что, изменяя положение в 1722 году, Пётр Первый лишает Сенат законодательной власти. Вполне резонно, ведь ни один правитель не желал делить собственную власть. Таким образом, можно лишь формально признать закрепление за Сенатом законодательной власти на определённый период.

От разницы взглядов историков на компетенцию Сената также зависит его представление значимости для государства. Одни исследователи считают Сенат высшим государственным учреждением, которое объединяло и направляло работу администрации, не признающим над собой власти, кроме власти Петра. Другие утверждают, что направляя и контролируя администрацию, данный орган был полностью подконтролен и его решения фактически зависели от приказов «верховных господ министров» – лиц, приближённых к царю, которые управляли иностранными делами, флотом и войсками. Также, Сенат зависел и от решений генерал-прокурора.

При Александре I

В том виде, в каком Сенат существовал перед его упразднением, он был создан императором Александром I. Ему досталось государство с устаревшим управленческим аппаратом, который он и взялся переделывать.

Понимая ту важную роль, которую сыграл Правительствующий сенат, молодой царь отдавал себе отчет в том, что по прошествии времени его значимость резко снизилась. Вскоре после восшествия на трон Александр своим указом обязал сенаторов представить ему для рассмотрения проекты, касающиеся проведения реформы этого учреждения.

Работа по обсуждению пакета необходимых улучшений в работе велась на протяжении нескольких месяцев. В ней принимали живое участие члены вновь созданного Негласного комитета – неофициального органа с совещательными функциями. В него входили сторонники Александра I в его начинаниях либерального характера: Строганов П. А., Кочубей В. П., Чарторыйский А. Е., Новосильцев Н. Н. В результате были проведены преобразования, о которых сказано ниже.

Реформирование при Екатерине II

Придя к власти, Екатерина II решила провести реформу Правительствующего сената. Она разделила этот орган на 6 департаментов. За каждым из них была закреплена та или иная сфера государственной деятельности. Это позволило императрице сделать более четким понимание полномочий Сената. Сферы деятельности между департаментами распределялись следующим образом.

  • 1-й департамент – внутренняя политика.
  • 2-й – судебная деятельность.
  • 3-й – надзор за губерниями с особым статусом – Лифляндией, Эстляндией, Малороссией, Нарвой и Выборгом.
  • 4-й – решение военных и морских вопросов.
  • 5-й – административные дела.
  • 6-й – ведение судебных дел.

Кроме этого, было расширено влияние на каждый из департаментов генерал-прокурора. В короткий период правления Павла I Сенат вновь лишился широкого круга своих полномочий.

Видео-лекция: учреждение сената Петром I

Российская Федерация

В январе 1992 года вступил в силу Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», регламентирующий деятельность органов прокуратуры. В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

Портрет Имя Годы жизни Срок полномочий Ведомство Должность, чин И.
ВалентинГеоргиевичСтепанков род. 17.09. 28.02.—05.10. Генеральная прокуратура Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции
АлексейИвановичКазанник род. 26.07. 05.10.—25.04. Генеральная прокуратура Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации, государственный советник юстиции 1 класса
АлексейНиколаевичИльюшенко род. 23.09. 26.02.—08.10. Генеральная прокуратура Российской Федерации Исполняющий обязанности генерального прокурора Российской Федерации, государственный советник юстиции 1 класса
ОлегИвановичГайданов род. 14.01. 08.10.—24.10. Генеральная прокуратура Российской Федерации Временный исполняющий обязанности генерального прокурора Российской Федерации, государственный советник юстиции 2 класса
ЮрийИльичСкуратов род. 03.06. 24.10.—19.04. Генеральная прокуратура Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции
ВладимирВасильевичУстинов род. 25.02. 17.05.—02.06. Генеральная прокуратура Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции
ЮрийЯковлевичЧайка род. 21.05. с 23.06. Генеральная прокуратура Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции

История создания Правительствующего Сената при Петре I

Учреждение Сената прежде всего связано со стремлением Петра I управлять государством единолично (форма абсолютистской монархии) при содействии лично преданных людей на ключевых постах. Подготовка к созданию Сената началась еще с 1701 года, когда функции Боярской думы, как правительственного органа высшей инстанции, стала выполнять «Консилия министров» — собрание из глав наиболее значимых правительственных ведомств (многие из которых не были боярами). Именно на основе этой «Консилии» Петр I отобрал людей для заседаний в Сенате, который был учрежден 5 марта 1711

Состав сената при Петре I

Первоначальный состав Сената состоял из девяти человек: боярин Т. Н. Стрешнев, князь П. А. Голицын, граф И. А. Мусин-Пушкин, князь М. В. Долгоруков, князь Г. И. Волконский, генерал-кригсцальмейстер М. М. Самарин, князь Г. А. Племянников, генерал-квартирмейстер В. А. Апухтин и Н. П. Мельницкий. Роль обер-секретаря исполнял А. Щукин.

Также, для дополнительного контроля, была создана должность фискалов, которые осуществляли надзор за деятельностью чиновников. При Сенате числился обер-фискал (чуть поздее генерал-фискал) с четырьмя помощниками, для каждой губернии предполагался провинциал-фискал с тремя помощниками, в городах располагались один или два городовых фискала, в зависимости от численности населения.

Структура Сената при Петре I

Дальнейшие преобразования центральных органов управления касались системы исполнительных органов — в течении 1718-1722 годов устаревшая приказная система была заменена на коллегиальную, а сами коллегии избавили Сенат от рассмотрения незначительных вопросов. Изначально президенты всех коллегий входили в Сенат, но впоследствии это было признано неэффективным и в Сенате остались только президенты Адмиралтейств- Военной- и коллегии Иностранных дел.

12 января 1722 года в качестве системы надзора над всеми местными и центральными органами управления и суда (в т.ч. Сенатом) учреждается прокуратура. Стоящий во главе прокуратуры генерал-прокурор выполнял функции начальника сенатской канцелярии и осуществлял надзор за сенатом. В качестве помощника генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор.

Примечания

  1. ↑ Как генерал-прокурор
  2. В том числе 16 руководителей прокуратуры РСФСР
  3. , с. 8-12.
  4. , с. 13-15.
  5. , с. 16-19.
  6. , с. 20-23.
  7. , с. 23-26.
  8. , с. 27-29.
  9. , с. 30-33.
  10. ↑ , с. 44-47.
  11. ↑ , с. 33-36.
  12. , с. 37-39.
  13. , с. 40-44.
  14. , с. 48-52.
  15. , с. 53-56.
  16. , с. 57-61.
  17. , с. 62-65.
  18. , с. 65-67.
  19. , с. 68-70.
  20. ↑ , с. 71-74.
  21. , с. 74-82.
  22. , с. 83-87.
  23. , с. 87-91.
  24. , с. 92-98.
  25. , с. 99-103.
  26. , с. 104-111.
  27. , с. 112-117.
  28. , с. 118-124.
  29. , с. 125-132.
  30. , с. 132-141.
  31. , с. 142-147.
  32. , с. 148-154.
  33. , с. 155-163.
  34. , с. 163-168.
  35. , с. 169-173.
  36. , с. 174-181.
  37. , с. 181-188.
  38. , с. 3.
  39. , с. 194-201.
  40. , с. 214-223.
  41. ↑ , с. 231-241.
  42. ↑ , с. 262-270.
  43. , с. 270-277.
  44. , с. 285-289.
  45. , с. 290-299.
  46. , с. 306-316.
  47. , с. 327-336.
  48. , с. 343-350.
  49. ↑ , с. 357-366.
  50. , с. 189-194.
  51. , с. 201-205.
  52. , с. 205-214.
  53. , с. 224-231.
  54. , с. 241-250.
  55. , с. 250-256.
  56. , с. 256-262.
  57. , с. 277-284.
  58. , с. 299-306.
  59. , с. 316-322.
  60. , с. 322-327.
  61. , с. 337-342.
  62. , с. 351-356.

После Петра I

После смерти Петра Великого, в период с 1726 по 1730 год, Сенат стал называться Высоким и потерял большую долю имевшихся у него полномочий. Его деятельность в основном распространялась на финансовую и административную сферы.

При царствовании Екатерины II Сенат был поделен на департаменты и лишился законодательных полномочий.

C началом XIX века к функциям этого органа относился надзор за работой различных государственных учреждений. А начиная с 1864 года прибавляется еще один аспект его деятельности – он становится высшей кассационной инстанцией. Некоторые из департаментов Правительствующего сената занимались осуществлением регистрации торговых сделок.

Этапы создания сената в России

При этом, по возвращении из похода, Сенат не был расформирован царём, но наоборот, Пётр утверждает его в качестве постоянного органа в организации которого в петровский период историки отмечают три фазы:

Первый этап создания сената: в период с 1711 по 1718 годы Сенат являлся органом, члены которого назначались для присутствования в нём;

Второй этап создания сената: с 1718 по 1722 годы он представляет собой собрание президентов коллегий;

Третий этап создания сената: а с 1722 года орган имеет смешанный состав, в который входят сенаторы и президенты некоторых коллегий.

История

Ягужинский П. И.- первый генерал-прокурор России

Должность генерал-прокурора учреждена Петром I 12 января 1722 года. Её предшественником, но с меньшими полномочиями, была должность генерал-ревизора, существовавшая в 1715—1718 годах. Первым генерал-прокурором был назначен П. И. Ягужинский.

Генерал-прокурор изначально являлся главой сенатской канцелярии и заведовал сенатским делопроизводством; одновременно руководил прокуратурой, которая состояла из трёхступенчатой системы контроля над Сенатом и всеми административными и судебными учреждениями, — как центральными, так и местными. Помощником генерал-прокурора в Сенате являлся обер-прокурор. Контроль за деятельностью органов власти осуществлялся через подчинённых — прокуроров и фискалов.

В первоначальные обязанности генерал-прокурора входили проверка соответствия сенатских решений действующим законам, а также надзор за благочинием во время заседаний. Генерал-прокурор был также посредником в делах между Сенатом и государем. Надзор способствовал приведению в порядок производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии; значение Сената как действенного органа власти выросло. С другой стороны, учреждение должности генерал-прокурора лишило Сенат его прежней относительной независимости; нередко будучи по закону равным всему Сенату, генерал-прокурор во многих делах фактически преобладал над ним.

После смерти Петра I значение должности упало вместе с влиянием самого Сената: наибольшими полномочиями стал обладать Верховный Тайный Совет, учреждённый 8 февраля 1726 года. Генерал-прокурор Ягужинский был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; номинальное исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову, не имевшему никакого влияния в Сенате.

В марте 1730 года, после упразднения императрицей Анной Иоанновной Верховного Тайного Совета, Сенат был восстановлен в своих полномочиях, а в октябре было признано необходимым восстановить должность генерал-прокурора; однако уже через год, после учреждения нового центрального органа власти — Кабинета (в составе трёх кабинет-министров) — влияние Сената вновь упало; назначения на должность не произошло. В междуцарствие от смерти Анны Иоанновны и до воцарения Елизаветы Петровны роль Сената стала возрастать; должность генерал-прокурора была восстановлена, на неё назначен был князь Н. Ю. Трубецкой.

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, императрица Елизавета Петровна издала указ об упразднении Кабинета и о восстановлении Правительствующего сената; удобный князь Трубецкой остался в своей должности и занимал этот пост почти всё время правления императрицы, в его подчинении находилсь также всесильная Тайная канцелярия. Через его руки прошли все заметные политические суды елизаветинского правления: дела А. И. Остермана, Б. Х. Миниха в 1742 году; дело генерал-фельдмаршала С. Ф. Апраксина в 1757 году и канцлера Бестужева-Рюмина в 1758 году.

В 1762 году, по восшествии на престол, Екатерина II существенно реформировала Сенат; на должность генерал-прокурора был назначен князь А. А. Вяземский. Он входил в число особо доверенных лиц Екатерины, ему она поручала немало сложных дел. Через некоторое время в круг обязанностей генерал-прокурора уже входило заведование юстицией, финансами, государственным казначейством и, как прежде, государственным надзором за органами власти. Как и его предшественники на посту, он возглавил орган политического сыска — Тайную экспедицию, «наследницу» Тайной канцелярии. Он руководил следствием по делам Е. Пугачева и других самозванцев (лже-Петров Третьих), А. Н. Радищева, издателя Н. И. Новикова и других. После его отставки в 1792 году круг обязанностей генерал-прокурора был распределён среди нескольких чиновников.

При реформе государственного управления, предпринятой Александром I, с 1802 года должность главы Сената была соединена с должностью министра юстиции и приобрела свой окончательный круг обязанностей: генерал-прокурор являлся начальником прокуратуры и канцелярии Сената, а также пользовался правом надзора за деятельностью должностных лиц всего судебного ведомства. Без существенных изменений должность генерал-прокурора существовала до февральской революции 1917 года.

Предисловие.

При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью монарха. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные государственные структуры – Петр Великий твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую думу сменил Правительствующий сенат; приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемым коллегиям. С организацией Святейшего синода император добился полного подчинения церкви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовывалось местное управление. Существенно обновлялось и российское законодательство – в первой половине XVIII века в год в среднем издавалось по 160 указов. И это – лишь малая часть тех преобразований, которые провёл в жизнь один из величайших монархов, когда-либо правивших Россией. Их просто не счесть: чего стоит лишь одно строительство новой столицы – Санкт-Петербурга, по праву признанного одним из красивейших городов мира? А строительство флота и первые морские победы, а также торговые отношения, расширенные при помощи этого же флота? Изменения коснулись также и внутренней стороны российской жизни: Пётр поменял стиль жизни части народа путём «европеизации» быта и, в частности, костюмов. Правда, среди историков есть мнения о некой искусственности Петровской европеизации, так как она, по их мнению, проходила и проявлялась только внешне, но это уже другой, не менее обширный вопрос. Также, нельзя пропустить один из важнейших этапов развития не только России, но и мирового развития – становление России империей в 1721 году.

Но нельзя забывать или преуменьшать другую выдающуюся заслугу Петра I. Он впервые задумался о создании в России органов, специально предназначенные для контроля и надзора за соблюдением законов. Примером ему и прочим правителям из других стран послужила Франция, принявшая в 1586 году закон о прокуратуре. А аналогичным органом в России стал институт фискалов.

22 февраля 1711 года был издан указ о Правительствующем сенате: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Сенат учреждался в качестве коллегиального органа. В него входили первоначально десять высших сановников России – сподвижников Петра I: граф И.А. Мусин-Пушкин, князь П.Голицын, М.Долгорукий и др. Функции Сената тогда не были четко определены. Впоследствии он стал решать вопросы финансов, управления различными отраслями хозяйства, правосудия и т.п. Сенат стал высшим управленческим и судебным органом. Сюда направляли со всей России на окончательное рассмотрение и решение многие дела. Только император мог пересмотреть «приговор» или определение Сената.

Указами от 2 и 5 марта 1711 года учреждалась должность фискалов. Их глава, обер-фискал состоял при Сенате, но назначался непосредственно государём. Фискалы образовывались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и др. В их основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и обличать» о всех нарушениях закона, злоупотреблениях и воровстве и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть». С этой целью они принимали «доносы» от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и объяснения чиновников.

1
из
19

След. стр. →

Вперед: Развитие общего понятия и системы преступлений
Назад: Применение норм права

VIII[править]

  1. Все о важных делах указы, также ежели неисправление какое будет в которых управителях, что розыску или доправки какого штрафа на оных, посылать не на почте, но с посылными от эксекутора, дабы с полным репортом всегда возвращались, что сделано, или зачем нельзя было сделать.
  2. А в коллегии и в протчие ближние места указы посылать с эксекутором, дабы репорты в Сенат писменные от президентов за их руками приносил, которого числа оные из Сената получили,
  3. которое должно вносить в книгу, дабы ежели в такое время, в какое по указу какое дело мочно исполнить, а во оное репорту не будет в Сенате, мочно б было по оной записке взыскать.
Комментировать
0