fbpx
No Image

Система органов прокуратуры рф. принципы их организации и деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Генеральная прокуратура рф. Состав и структура.

Состав.
Генеральную прокуратуру Российской
Федерации возглавляет Генеральный
прокурор Российской Федерации. Генеральный
прокурор Российской Федерации имеет
первого заместителя и заместителей,
назначаемых на должность и освобождаемых
от должности Советом Федерации
Федерального Собрания Российской
Федерации по представлению Генерального
прокурора Российской Федерации.

В
Генеральной прокуратуре Российской
Федерации образуется коллегия в составе
Генерального прокурора Российской
Федерации (председатель), его первого
заместителя и заместителей (по должности),
других прокурорских работников,
назначаемых Генеральным прокурором
Российской Федерации.

Структуру
Генеральной прокуратуры Российской
Федерации составляют главные управления,
управления и отделы (на правах управлений,
в составе управлений). Начальники главных
управлений, управлений и отделов на
правах управлений являются старшими
помощниками, а их заместители и начальники
отделов в составе управлений – помощниками
Генерального прокурора Российской
Федерации.

В
главных управлениях, управлениях и
отделах устанавливаются должности
старших прокуроров и прокуроров.

Генеральный
прокурор Российской Федерации имеет
советников, старших помощников и старших
помощников по особым поручениям, статус
которых соответствует статусу начальников
управлений; помощников и помощников по
особым поручениям, статус которых
соответствует статусу заместителей
начальников управлений. Первый заместитель
и заместители Генерального прокурора
Российской Федерации имеют помощников
по особым поручениям, статус которых
соответствует статусу заместителей
начальников управлений.

В
Генеральной прокуратуре Российской
Федерации образуется на правах
структурного подразделения Главная
военная прокуратура, возглавляемая
заместителем Генерального прокурора
Российской Федерации – Главным военным
прокурором.

В
Генеральной прокуратуре Российской
Федерации действует научно-консультативный
совет для рассмотрения вопросов,
связанных с организацией и деятельностью
органов прокуратуры.

Нужен ли всеобщий надзор стране

Сегодня в большинстве стран мира органы прокуроры представляют обвинение во время судебных процессов. И это их основная функция. Также они координируют работу правоохранительной системы. Функции общего надзора – это анахронизм, от которого практически везде отказались.

В советское время она, возможно, и была нужна по причине отсутствия многих отраслевых контрольных органов. Их функции выполняла прокуратура и органы народного контроля. Но сегодня ситуация совершенно иная.

Любой прокурор – это в первую очередь юрист. Он не может досконально разбираться в том, как работают заводы, больницы или атомные станции. И хотя ведомство привлекает к расследованиям специалистов других контролирующих органов, проверки обычно носят формальный, сугубо нормативный характер. Очень часто они сводятся к проверке правильности заполнения документов.

Функция общего надзора требует существенной реформы. Ее необходимо либо полностью упразднять, как не имеющую смысла, либо кардинально менять модель проведения.

Автор статьи:

Akiva Content

История

Чтобы лучше понять, что такое прокуратура и какие функции она выполняет, следует сказать несколько слов об истории этого ведомства.

Русские цари долгое время искали эффективные формы контроля за деятельностью государственного аппарата и инструменты для пресечения нарушений со стороны чиновников. В разные периоды эти функции выполняли опричники, работники Тайного приказа, фискалы и даже гвардейские офицеры.

В системе российской государственной власти прокуратура появилась в 1722 году, во время царствования Петра I. Первым ее руководителем стал близкий сподвижник императора граф Павел Ягужинский. Во время представления Петр назвал его «оком государевым».

В обязанности генерал-прокурора входил надзор за Сенатом, что делало его фактически вторым по влиятельности человеком в государстве. Одновременно была учреждена должность обер-прокурора Синода, который занимался церковными делами и подчинялся императору. Таким образом? надзорные органы изначально были разделены на две половины.

Павел Ягужинский – первый российский генеральный прокурор.

После смерти Петра I значение ведомства существенно снизилось. «Всесильный» Ягужинский был отправлен в почетную ссылку послом в Речь Посполитую.

В начале XIX века в ходе очередной административной реформы коллегии превратились в министерства. Прокуратура вошла в состав Министерства юстиции, а его глава получил должность генерал-прокурора.

Судебная реформа 1864 года превратила ее в часть правоохранительной системы. В обязанности прокуроров входило руководство полицейским дознанием и следствием, надзор за его законностью, подготовка обвинительных актов, участие в судебных процессах.

Также они составляли кассационные и апелляционные жалобы, контролировали выполнение приговоров, следили за порядком в местах лишения свободы.

Так продолжалось вплоть до революции 1917 года. Большевики упразднили старую прокуратуру и в 1922 году учредили новую, главной функцией которой стал надзор за органами власти. В 1923 году ее полномочия были расширены, она стала частью Верховного суда страны. Ведомство получило совещательный голос на заседаниях высших органов государства.

В 1933 году прокуратура превратилась в отдельный самостоятельный орган, также была учреждена военная прокуратура. Данные изменения в значительной мере способствовали выстраиванию в стране единой централизованной надзорной системы. В 1936 году они были отображены в новом тексте Конституции.

В 1946 году для поднятия статуса ведомства советская прокуратура стала Генеральной. В 1955 году вышло новое положение о надзоре, оно конкретизировало функции и полномочия органа.

В 1966 году вышло положение о военной прокуратуре, в котором закреплялись задачи и определялись полномочия данного органа.

В 1977 году была написана новая Конституция СССР, на основании которой в 1979 году появился закон о прокуратуре.

Главными задачами ведомства признавался надзор за соблюдением законодательства, борьба с хищениями государственной собственности.

Также в законе устанавливалась подотчетность ведомства Верховному Совету страны, а в межсессионный период – его Президиуму.

В 1995 году увидела свет новая редакция закона, в ней впервые был упомянут надзор ведомства за соблюдением свобод российских граждан органами власти. Впоследствии в документ неоднократно вносили правки, но статус ведомства, как единого централизованного органа надзора сомнению никогда не подвергался.

Задачи и функции органов прокуратуры

Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:

  • верховенства закона;
  • единства и укрепления законности;
  • защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.

Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:

  1. надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);
  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);
  5. надзор за исполнением законов судебными приставами.

Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:

  • уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
  • рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;
  • координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;
  • участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
  • издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

показать содержание

Что такое прокуратура и чем она занимается

Прокуратура — это система государственных органов, занимающихся надзором за выполнением законодательства страны и соблюдением прав и свобод граждан. Помимо этого, на прокуратуру возложена обязанность представлять сторону обвинения в судах по уголовным делам, часть из этих дел готовит к суду комитет.

Деятельность прокуратуры регулируется специальным Федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Этим законом, помимо контроля соблюдения конституционных прав и законодательства РФ, прокуратура наделена и дополнительными функциями. Функцию проведения следствия по важным делам из этого закона уже изъяли и передали ее из прокуратуры в СК.

На какой именно службе находится сотрудник, определяется занимаемой им должностью. К ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) прокуратура не относится — это отдельная государственная структура.

К задачам прокуратуры относятся:

  1. Надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности.
  2. Представление стороны обвинения в судах по уголовным делам.
  3. Уголовное преследование лиц, совершивших преступления.
  4. Работа с поступающими от граждан заявлениями и обращениями.

Прокуратура имеет собственную вертикаль подчинения и является централизованной системой государственных учреждений. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Во главе прокуратуры стоит Генеральный прокурор РФ. Состав прокуратуры:

  • генеральная;
  • субъектов Российской Федерации;
  • городов и районов.

Кроме того, в качестве структурных подразделений существуют: Военная прокуратура, учебные заведения, специализированные подразделения и печатные органы.

В рамках своих полномочий прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в работе:

  1. Органов власти федерального, регионального, местного уровня, органов военного управления и контролирующих органов, а также должностных лиц этих инстанций. Прокуратура проверяет на соответствие законодательству все правовые акты, издаваемые такими формированиями.
  2. Органов дознания, следствия, розыска и применения мер принудительного характера. То есть прокуратура контролирует все органы охраны правопорядка, включая следственный комитет.
  3. Органов, организующих исполнение назначенных судом наказаний, а также содержание задержанных и заключенных граждан.

Помимо основных функций, на прокуратуру возложены и дополнительные:

  • координация деятельности всех органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • представление стороны обвинения в судах по уголовным преступлениям;
  • сотрудничество с международными правоохранительными структурами;
  • контроль судебных решений на соответствие их закону;
  • участие в создании законов и других нормативных актов;
  • выпуск специальных изданий прессы;
  • работа с жалобами и обращениями граждан.

Перейдем к рассмотрению структуры и деятельности следственного комитета. Именно так можно понять, в чем разница между СК и прокуратурой.

Полномочия

Структура прокуратуры определяет права и обязанности для каждого должностного лица, находящегося на службе, в зависимости от возложенных на него функций. Это значит, что у прокурора, следящего за законностью издаваемых актов, есть уникальное право требовать от соответствующих должностных лиц любые материалы и документы в рамках его компетенции. Некоторые должности предполагают возможность отмены необоснованных решений органов, за которыми осуществляется надзор.

Полномочия на запрос документов и вообще вход на территорию проверяемой организации подтверждается служебным удостоверением. От нее требуется выделить одного или нескольких специалистов, которые будут предоставлять необходимые материалы и отвечать на вопросы. Дополнительно прокурор может вызывать и других должностных лиц с целью получить от них объяснения по тому или иному поводу. По результатам проверки может быть возбуждено уголовное дело либо зафиксировано административное правонарушение, в результате чего виновные лица привлекаются к ответственности. Если нарушений закона не обнаружено, прокурор может оставить какие-либо рекомендации по коррекции работы, которым организация должна последовать незамедлительно.

Эти полномочия определены в целом ряде федеральных законов, а также в гражданском и процессуальном законодательстве. В последнем обозначены правовые средства выявления нарушений и их устранения, а также предупреждения. Прокурор обязан использовать их в своей работе.

Однако нормативные документы не могут регламентировать все действия прокурора, и он дополнительно в своей работе использует источники информации и делает соответствующий анализ данных, может проводить необходимые встречи и мероприятия.

Поскольку конкретные полномочия зависят от места, которое занимает служба в структуре Российской прокуратуры, должностные лица могут выполнять разные функции. Прокурор, принимающий участие в суде, может выдвигать обвинения или отказаться от уголовного преследования в случае изменения его позиции в свете новых обстоятельств. Он может самостоятельно обращаться в суд с заявлениями и протестами или просьбами об обжаловании решений вне зависимости от времени вступления их в силу и при необходимости принимать участие в процессе, на каком бы этапе он в данный момент не находился.

Генеральный прокурор обладает более высокими полномочиями. Он может участвовать в заседаниях Верховного суда, обращаться с протестами в Конституционный, запрашивать разъяснения у нижестоящих судов.

Система и задачи органов военной прокуратуры.

Военная
прокуратура в соответствии с Федеральным
законом «О прокуратуре Российской
Федерации» есть составная неотъемле­мая
часть единой федеральной централизованной
системы прокурату­ры РФ. Свои полномочия
органы военной прокуратуры осуществляют
в Вооруженных Силах РФ, других войсках,
воинских формированиях и органах,
созданных в соответствии с федеральными
законами и ины­ми нормативными
правовыми актами.

Органы
военной прокуратуры возглавляет
заместитель Генераль­ного прокурора
РФ — Главный военный прокурор, который
руково­дит деятельностью органов
военной прокуратуры, обеспечивает
под­бор, расстановку и воспитание
кадров, проводит аттестацию военных
прокуроров и следователей, издает
приказы и указания, обязательные для
исполнения всеми военными прокуратурами.

Главный
военный прокурор и подчиненные ему
прокуроры обладают в пределах своей
компетенции полномочиями, определенными
Феде­ральным законом «О прокуратуре
Российской Федерации», и осуще­ствляют
их независимо от командования и органов
военного управле­ния в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Система и задачи органов военной прокуратуры.

Военная
прокуратура в соответствии с Федеральным
законом «О прокуратуре Российской
Федерации» есть составная неотъемле­мая
часть единой федеральной централизованной
системы прокурату­ры РФ. Свои полномочия
органы военной прокуратуры осуществляют
в Вооруженных Силах РФ, других войсках,
воинских формированиях и органах,
созданных в соответствии с федеральными
законами и ины­ми нормативными
правовыми актами.

Органы
военной прокуратуры возглавляет
заместитель Генераль­ного прокурора
РФ — Главный военный прокурор, который
руково­дит деятельностью органов
военной прокуратуры, обеспечивает
под­бор, расстановку и воспитание
кадров, проводит аттестацию военных
прокуроров и следователей, издает
приказы и указания, обязательные для
исполнения всеми военными прокуратурами.

Главный
военный прокурор и подчиненные ему
прокуроры обладают в пределах своей
компетенции полномочиями, определенными
Феде­ральным законом «О прокуратуре
Российской Федерации», и осуще­ствляют
их независимо от командования и органов
военного управле­ния в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Контроль исполнения

Чтобы все приказы и распоряжения прокурора на местах исполнялись должны образом, его заместители осуществляют организационно-контрольное управление. В частности, оно выражается в анализе статистики, планов, документов и прочих материалов, поступающих из нижестоящих организаций. В случае необходимости осуществляется выезд в проверяемое место. Сохранность всех документов, взятых на проверку, обеспечивается благодаря заведению на них контрольных карточек или дел.

Обычно организация находится под контролем около года, если не оговорены иные условия. По истечении этого срока прокурор принимает решение о прекращении надзора. За это начальники управлений ходатайствуют перед Генеральным прокурором.

Выполняемые задачи

Тщательно организованная система и структура прокуратуры позволяет ей обеспечивать главенство и единство законности, укреплять ее, охранять интересы государства и граждан. Издаваемые правовые акты должны соответствовать законам, а их исполнение осуществляться на всех уровнях, поэтому прокуратура осуществляет надзор как за федеральными и государственными органами, так и за исполнительными и законодательными. Должностные лица и руководители органов контроля, военного и местного самоуправления также подвергаются проверке.

Не менее важен надзор за оперативно-розыскными и дознавательными органами, предварительным следствием, судебными приставами, администрациями, исполняющими наказания осужденных, и местами их заключения.

Помимо главных функций, в структуре прокуратуры предусмотрено сотрудничество с правоохранительными органами, осуществление международных связей, выпуск специальных изданий, участие в заседаниях органов государственной власти и местного самоуправления.

Принято считать прокурора главным обвинителем в суде, но помимо этого он может указывать на противоречащие закону приговоры и участвовать в правотворческой деятельности. В обязанности этих должностных лиц также может входить прием обращений (чаще всего, жалоб или заявлений) и принятие решения по ним.

Компетенция прокуратуры субъекта РФ

Согласно приказа  Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84 на прокуроров субъектов Российской Федерации возлагаются следующие полномочия:

    • надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
    • участие в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации;
    • организация и осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства;
    • участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе;
    • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории субъекта Российской Федерации;
    • анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории субъектов Российской Федерации, участие в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии законности, работе органов прокуратуры и др.;
    • осуществление организационно-методического руководства подчиненными прокуратурами  (городов, районов и иных территориальных прокуратур);
    • обеспечение постоянного взаимодействия при осуществлении надзора, принятие согласованных мер по борьбе с преступностью, обмен оперативной, статистической и иной необходимой информацией; проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний.
    • взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации принимают необходимые меры по руководству и обеспечению деятельности подчиненных прокуроров специализированных прокуратур (на правах районных):

    1. по надзору за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе и закрытых административно-территориальных образованиях (за исключением ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»);
    2. по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях;
    3. природоохранных прокуратур.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

1.  Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

2.  Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.

3.  Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.

4.  Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

5.  Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

6.  Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

Структура генеральной прокуратуры рф

В
целях осуществления руководства органами
и учреждениями прокуратуры действует
возглавляемая Генеральным прокурором
РФ Генеральная прокуратура РФ (ГП).
Генеральная прокуратура – высшее звено
системы прокуратуры.

Структуру Генеральной
прокуратуры составляют главные
управления, управления и отделы (на
правах управлений, в составе управлений),
возглавляемые начальниками – старшими
помощниками Генерального прокурора
РФ. Заместитель начальника – помощник
Генерального прокурора РФ. Начальник
и заместитель назначаются и освобождаются
от должности Генеральным прокурором
РФ. В этих подразделениях работают
старшие прокуроры и прокуроры.

Генеральный
прокурор РФ имеет также советников,
старших помощников и старших помощников
по особым поручениям, статус которых
соответствует статусу начальников
управлений; помощников и помощников по
особым поручениям, статус которых
соответствует статусу заместителей
начальников управлений.

Состав Генеральной
прокуратуры входят: Главное
организационно-инспекторское управление;
Управление кадров; Главное управление
по надзору за исполнением федерального
законодательства; Главное управление
по надзору за уголовно-процессуальной
и оперативно-розыскной деятельностью;
Управление криминалистики; Управление
по надзору за исполнением законов о
федеральной безопасности; Управление
по обеспечению участия прокуроров в
рассмотрении уголовных дел судами;
Управление по обеспечению участия
прокуроров в гражданском и арбитражном
процессе; Управление по надзору за
законностью исполнения уголовных
наказаний; Управление правового
обеспечения; Главное управление по
надзору за следствием; Управление по
надзору за производством дознания и
оперативно-розыскной деятельностью;
Управление по надзору за расследованием
уголовных дел в центральных аппаратах
Следственного комитета при прокуратуре
РФ, Следственного комитета при МВД
России, ФСКН России, ФССП России и ФТС
России и др., а также на правах структурного
подразделения – Главная военная
прокуратура.

Указ
Президента РФ «О полномочном представителе
Президента РФ в федеральном округе»
обусловил создание в рамках Генеральной
прокуратуры управлений, координирующих
деятельность прокуратуры на территориях,
входящих в состав каждого федерального
округа.

В
Генеральной прокуратуре образуется коллегия в
составе Генерального прокурора РФ
(председателя), его первого заместителя
и заместителей (по должности), других
прокурорских работников, назначаемых
Генеральным прокурором РФ. Коллегия
Генеральной прокуратуры
 является
совещательным органом. На заседаниях
коллегии вырабатываются решения по
наиболее актуальным вопросам организации
и деятельности прокуратуры. Решения
коллегии реализуются приказами и
указаниями Генерального прокурора РФ.

Вопросы
организации и осуществления прокурорского
надзора, не требующие обсуждения
коллегией, рассматриваются на оперативных
совещаниях
 при
Генеральном прокуроре РФ, его заместителях,
а также в главных управлениях, управлениях
и отделах (на правах управлений).

При
Генеральной прокуратуре
действует Научно-консультативный
совет
 (для
научного содействия органам и учреждениям
прокуратуры в выполнении задач,
возложенных на них Законом о прокуратуре).

Прокуратура района

Структура прокуратуры района в целом повторяет таковую для генеральной и субъектной. Ее возглавляет прокурор, а помогают ему заместители. После них на карьерной лестнице стоят начальники отделов, в которых работают помощники прокурора. Отдел как таковой может и не существовать. Тогда помощники объединяются в группы в зависимости от того, какому заместителю прокурора они подчиняются. В таком случае должность начальника отдела упраздняется.

Однако и при существующем отделе статус его начальника не является высоким. Лицо, его возглавляющее, считается не процессуальным и по своим полномочиям практически не отличается от старших помощников.

Заключение

Деятельность всех структур прокуратуры РФ четко слажена и контролируема. Благодаря этому прокуроры могут делать свою работу максимально эффективно, успешно и быстро решать такие задачи, как укрепление законности и ликвидация преступности, и использовать при этом ограниченное количество процессуальных средств.

В идеале действия работников прокуратуры должны быть направлены не только на выявление нарушений закона, но и пресечение таких преступлений. Превентивные меры включают в себя вынесение предостережений различным организациям, а корректирующие – устранение нарушений.

Совершенствование основных звеньев системы органов прокуратуры (районных, городских) осуществляется за счет повышения квалификации кадров, поддержки инициативы прокуроров и следователей, тщательного выявления недостатков в работе и их устранения.

Комментировать
0