fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Пока не удалось

Новый космодром предполагалось разместить на принадлежащем Австралии острове Рождества (Сhгistmas), расположенном (в отличие от своего тихоокеанского «тезки») в Индийском океане. Привлекала близость острова к экватору: всего на 10 градусов южнее. Соглашение было подписано в 2001 r. Предполагалось, что строительство комплекса, рассчитанного на старты российских ракет-носителей типа «Аврора», выполнят российские специалисты. Первые старты были намечены на 2004 г, но уже в 2003-м проект забуксовал, а затем и вовсе остановился по причине дефицита финансов у обеих договаривающихся сторон.

Россия не располагала достаточными средствами, которые к тому же распылялись на несколько грандиозных космических проектов: помимо работ с австралийцами, «Роскосмос» принимал активное участие в работах на принадлежащем Евросоюзу (фактически — Франции) южноамериканском космодроме Куру, расположенном на атлантическом побережье Французской Гвианы всего лишь на 5 градусов севернее экватора. Здесь вращение Земли при запуске ракеты в восточном направлении придает ей дополнительную скорость более 400 м/с.

Да и участие в проекте «Морской старт» требовало мощных финансовых вложений. В результате совместный с Австралией проект практически утратил перспективы на реализацию.

По каким критериям выбиралась точка старта?

«Морской старт» расположен аккурат на экваторе. Точка старта имеет координаты (округленно) ноль градусов северной широты и сто пятьдесят четыре градуса западной долготы. Именно в данных условиях ракета запускается с максимальной эффективностью, так как в полной мере использует вращение планеты. Район Тихого океана у острова Рождества удален от судоходных маршрутов, а значит запуск ракет не принесет никому вреда и нет необходимости ориентироваться на расписание движения судов. Погодные условия в этой местности ровные, без резких перепадов, за редким исключением. Были все-таки случаи, примерно пару раз, когда запуск приходилось переносить из-за погоды. В целом же, погодные условия соответствуют идеальным для проведения подобного рода операций.

Космос и спутниковые системы

  • Хронология Вселенной до появления планеты Земля
  • Млечный путь
  • Скорость света
  • Солнечная система
  • Земля (планета)
  • Венера (планета)
  • Луна
  • Колонизация Марса
  • Астероиды
  • Научный космос
  • Космическая медицина
  • Космический мусор, Млечный путь, Astroscale Спутник для уборки околоземного космического пространства
  • Космическое оружие

Международная космическая станция (МКС)

  • Космонавтика России и СССР
  • Роскосмос (Федеральное космическое агентство)
  • Ракетно-Космический центр Прогресс
  • Энергия РКК им. С.П.Королева
  • Российские космические системы (РКС)
  • Организация Агат (Роскосмос)
  • ЦЭНКИ
  • С7 Космические транспортные системы
  • Морской старт (Sea Launch)
  • Многоразовые транспортные космические системы
  • Малые космические аппараты
  • Ракетно-космический завод
  • Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК)
  • Космокурс
  • Success Rockets
  • Лин Индастриал (Lin Indastrial)
  • Институт космических исследований РАН (ИКИ РАН)
  • Федеральная космическая программа (ФКП)
  • ЕКС (Единая космическая система)
  • Роскосмос: Лунный скафандр
  • Видеосистема для выхода в открытый космос
  • Союз МС пилотируемый космический корабль
  • Федерация Российский космический корабль
  • Буран (космический корабль)
  • FEDOR (Final Experimental Demonstration Object Research)
  • МГ-19 Беспилотник России для полета в космос
  • Енисей (ракета-носитель)
  • Марс-500
  • Космонавтика США
  • Лунная программа США
  • Deep Space Gateway Лунная станция
  • Космические силы США (United States Space Force)
  • NASA
  • Space Exploration Technologies (SpaceX), Starship, Crew Dragon, Falcon, Starlink SpaceX
  • Blue Origin, New Shepard
  • Virgin Galactic
  • MADV Lockheed Martin, Lockheed Martin
  • VOX Space
  • Европейское Космическое Агентство (ESA)
  • Германский центр авиации и космонавтики (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt, DLR)

Космическое агентство стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Agência Latino-Americana e Caribenha do Espaço; ALCE)

Варп-двигатель (Warp drive)

  • Космические спутники стран мира
  • ГЛОНАСС
  • Спутниковая связь и навигация
  • Глобальные системы навигации
  • Мониторинг транспорта и навигация (рынок России)
  • Единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ)
  • Федеральная сеть дифференциальных геодезических станций (ДГС)
  • ЭРА-ГЛОНАСС
  • ECall (emergency call – экстренный вызов)
  • Транспортная телематика (мировой рынок)
  • Системы безопасности и контроля автотранспорта
  • Геоинформационные системы – ГИС
  • Самые интересные способы применения ГЛОНАСС/GPS
  • В секторе систем мониторинга транспорта для госорганов царит дуополия
  • GPS
  • Galileo
  • BeiDou
  • Michibiki
  • IRNSS (навигационная система)
  • Mounted Assured PNT Systems (MAPS)
  • AIS Automatic Identification System – Автоматическая идентификационная система в судоходстве

Космические старты

Основная статья: Список запусков ракет-носителей семейства «Зенит»

Демонстрационный спутник был запущен 28 марта 1999 года.

В октябре того же года был успешно произведен первый коммерческий запуск.

На 31 мая 2014 года осуществлёно 36 запусков ракеты «Зенит», в том числе 32 успешных, 1 частично успешный и 3 неудачных.

Количество пусков в год
1999    2
2000    3
2001    2
2002    1
2003    3
2004    3
2005    4
2006    5
2007    1
2008    5
2009    1
2010   
2011    1
2012    3
2013    1
2014    1
2019   
2020   
2021   
2022   
Прошедшие запуски РН «Зенит» с Морского старта
Дата (UTC) Полезная нагрузка Масса, тонны Результат
1 28 марта DemoSat 4,5 успех
2 9 октября DirecTV-1R 3,5 успех
3 12 марта ICO F1 2,7 авария
4 28 июля PAS-9 3,7 успех
5 20 октября Thuraya-1 5,1 успех
6 18 марта XM Radio-2 «Rock» 4,7 успех
7 8 мая XM Radio-1 «Roll» 4,7 успех
8 15 июня Galaxy 3C 4,9 успех
9 10 июня Thuraya-D2 6,1 успех
10 7 августа EchoStar IX (Telstar 13) 4,7 успех
11 30 сентября Galaxy 13/Horizons-1 4,1 успех
12 10 января Telstar 14 (Estrela do Sul 1) 4,7 успех
13 4 мая DirecTV-7S 5,5 успех
14 28 июня Telstar 18 4,8 частично успешный
15 1 марта XM Radio-3 «Rhythm» 4,7 успех
16 26 апреля Spaceway-1 6,0 успех
17 23 июня Intelsat Americas 8 5,5 успех
18 8 ноября Inmarsat 4-F2 6,0 успех
19 15 февраля EchoStar X 4,3 успех
20 12 апреля JCSAT-9 4,4 успех
21 18 июня Galaxy 16 5,1 успех
22 22 августа Koreasat-5 4,9 успех
23 30 октября XM Radio-4 «Blues» 5,2 успех
24 30 января NSS-8 5,95 авария
25 15 января 2008 Thuraya-D3 5,2 успех
26 19 марта 2008 DirecTV-11 5,9 успех
27 21 мая 2008 Galaxy 18 4,642 успех
28 16 июля 2008 EchoStar XI 5,511 успех
29 24 сентября 2008 Galaxy 19 4,69 успех
30 20 апреля 2009 SICRAL 1B 3,038 успех
31 24 сентября 2011 Atlantic Bird 7 4,6 успех
32 1 июня 2012 Интелсат-19 5,6 успех
33 19 августа 2012 Интелсат-21 5,6 успех
34 3 декабря 2012 Eutelsat 70B 5,25 успех
35 1 февраля 2013 Интелсат-27 6,2 авария
36 26 мая 2014 Eutelsat 3B 5,96 успех
Планируемые запуски с плавучей платформы «Одиссей»
37 декабрь
38 апрель
39 июль
40 декабрь
41 март
42 июнь
43 сентябрь
44 декабрь
45 март
46 июнь
47 сентябрь
48 декабрь

Третьи руки

При создании проекта в 1993 году 40% компании принадлежало Boeing, 20% — Кvaerner, 25% — «Энергии», 5% — КБ «Южное» и 10% — «Южмашу».

В «Соглашении о гарантиях и обеспечении» говорилось о пропорциональной ответственности для каждого акционера за взятые компанией кредитные обязательства. Однако, когда вместо прибылей, которые все намеревались делить, пришлось иметь дело с убытками, желающих не нашлось. Только за 2004–2005 годы проект привлек более $500 млн заемных средств. В 2009 году подошло время выплат, а денег в компании не было.

Почувствовав запах жареного, из проекта вышел Boeing, заплатив кредиторам компании $448 млн. Компания Aker Kvaerner расплатилась с Boeing к 2010 году. «Энергия» и «Южмаш» платить отказались.

морской_страт

Вместо оплаты «Энергия» выкупила контрольный пакет акций и пыталась вырулить проект. Увы, крах спутника в 2013 году поставил крест на всей задумке «Морского старта». Лишь в 2016 году «Энергия» и Boeing завершили судебные разбирательства. «Энергия» рассчиталась с американцами услугами, в том числе предоставлением места для американского астронавта в космическом корабле «Союз», стартовавшем к МКС в 2018 году.

«Морской старт» у «Энергии» выкупила российская компания S7, собиравшаяся восстановить запуски. Однако события 2014 года положили конец возможному сотрудничеству с украинскими производителями ракет «Зенит-3SL», впрочем, попытки как-то разрешить ситуацию компания продолжает до сих пор.

Непотопляемый

Когда он рассеялся, с СКС с удивлением увидели, что «Одиссей» почти не пострадал. Если бы подобное произошло при наземном старте (как это случалось и на Байконуре, или в Плесецке), последствия были бы гораздо тяжелее. А «Одиссей» после аварии смог своим ходом вернуться в Лонг-Бич. Однако финансовые потери в результате этой аварии были очень велики. Тем не менее, в дальнейшем были успешно осуществлены еще шесть стартов. Концерн получал немалые доходы, и, казалось бы, крепко стоял на ногах.

Но мировой кризис не обошел и его; 22 июня 2009 г. концерн объявил о начале процедуры банкротства: его долги на этот момент чуть ли не вдвое превышали его активы. Руководство рассчитывало, что процесс банкротства позволит концерну нам некоторое время забыть о кредиторах, и не оставляло надежду поправить сваи финансовые дела.

И это, похоже, удалось. В 2010 г. была проведена радикальная реорганизация концерна, после которой держателем 95 % его акций стала одна из дочерних компаний российской РКС «Энергия». Оставшиеся 5% акций поделили Boeing и Kvaerner.

«Морской старт» продолжил свою деятельность. В мае 2012 г. был успешно выведен на орбиту американский телекоммуникационный спутник. При этом главной составляющей комплекса служила уже новая ракета «Зенит-3SE». Затем последовали еще два успешных старта. Беда настигла «Морской старт» 1 февраля 2013 г. Через 40 секунд после старте ракеты, несущей американский спутник связи, был отмечен сбой в работе двигателей ее первой ступни, еще через 10-15 секунд произошла их аварийная остановка. Ракета со спутником рухнули в океан. Ни платформа, ни люди, управлявшие пуском с КС, не пострадали.

Ракеты-носители «Морского старта»

Ракета-носитель Зенит-3SL

В качестве ракеты-носителя использовалась трёхступенчатая ракета Зенит-3SL — модификация ракеты-носителя «Зенит-2» с разгонным блоком ДМ. Главный разработчик — КБ «Южное» (Днепр), производилась на днепропетровском заводе «Южмаш».

Ракета-носитель «Сункар» для Морского старта

По состоянию на конец сентября 2016 года, для запусков со стартовой платформы Odyssey рассматриваются разные варианты. Как сообщила пресс-секретарь «S7 Group» Анна Бажина — компания готова сотрудничать по этому вопросу с украинскими коллегами и осуществлять старты на базе ракеты «Зенит». Одновременно с этим прорабатываются другие варианты, в том числе создание новой ракеты. По словам президента РКК «Энергия» Владимира Солнцева — РКК «Энергия» готова ускорить разработку новой ракеты-носителя «Сункар» для запусков с плавучего космодрома «Морской старт». При условии поддержки финансирования создания этой ракеты компанией «S7 Group», новая ракета-носитель «Сункар» может быть создана в течение пяти лет.

Другие РН

25 ноября 1995 года генеральным конструктором РКК «Энергия» в Федеральное космическое агентство, Министерство обороны РФ, Госкомоборонпром России и РАН была направлена инженерная записка с предложением о включении проекта по созданию ракеты-носителя «Квант» в Федеральную космическую программу.

Одновременно с этим предложением РКК «Энергия» вела переговоры с американской фирмой «Rockwell Automation», проявившей интерес к совместному созданию ракеты-носителя «Квант» и её эксплуатации в рамках программы «Морской старт». Интерес был обусловлен значительным спросом на тот момент на ракеты-носители лёгкого класса на американском рынке услуг по запуску небольших космических аппаратов, а также желанием фирмы «Rockwell Automation» участвовать в работах по созданию и эксплуатации плавучего космодрома «Морской старт».

Первые опыты

Сама идея как «морской старт» не так уж нова. С 1967 по 1988 годы США и Италия совместно осуществили несколько запусков американской ракеты «Скаут» с плавающей стартовой платформы «Сан-Марко», поставленной на якоря в Индийском океане всего на пару градусов к югу от экватора. Все пуски прошли успешно, но технические параметры как платформы, так и «Скаута» не могли обеспечить вывод на высокие орбиты полезного груза массой более 200 кг, а это по нынешним меркам явно маловато. В 1993 г проект был закрыт, а «Сан-Марко» законсервирован.

Российский плавучий космодром «Одиссей».

Первый, в мире коммерческий запуск в космос объектов с находящейся в море подвижной стартовой позиции произошел 7 июля 1998 г. В этот день с находящейся в подводном положении российской атомной подводной лодки (АПЛ) «Новомосковск» ракетой «Штиль» были выведены на орбиту два телекоммуникационных спутника суммарной массой всего 12 кг. В мае 2006 года с однотипной АПЛ «Екатеринбург» был запущен спутник массой уже 36 кг. Однако для запуска востребованных ныне многотонных космических аппаратов различного назначения требуются куда более мощные ракеты-носители, которые в пусковых шахтах АПЛ разместить невозможно.

Учитывая это, ученые нескольких ведущих в научно-техническом отношении стран пришли к мысли о создании нового морского космодрома с неизмеримо большими возможностями, чем могли обеспечить «Сан-Марко» и российские АПЛ.

Параллельно рассматривалась возможность использовать в качестве космодрома и экваториальную сушу. С этой целью в 2001 году «Роскосмос» начал переговоры с австралийским концерном АРЭС о совместном создании стартового комплекса для коммерческих запусков космических объектов.

Для чего он предназначен

Как и всякий космодром, «Морской старт» предназначен для запуска космических ракет, а точнее спутников, прикрепленных к ракетам. Но плавучий космодром мобилен, соответственно может оказаться в любом месте, в отличии от наземного. Да и всю оснастку, как и сами ракеты, проще перевозить по воде, чем по суше. Запускают с этой платформы ракетные комплексы «Зенит», которые не имеют на сегодняшний момент аналогов. Благодаря своему оснащению, этот агрегат способен сам определять траекторию своего полета, при этом самостоятельно планируя свое пространственное положение, которое сам же периодически изменяет по необходимости. Ракета имеет связь с компьютером на борту «Морского старта», что позволяет производить очень точную посадку аппарата на выбранной орбите.

Ближе всех к звездам

Если космодром расположен на экваторе, то, используя точно такие же ракеты-носители, с него можно запустить больший по массе груз. Это происходит за счет максимально эффективного использования скорости вращения Земли. Стартуя с «Морского старта» ракета «Зенит-2» может вывести на низкую опорную орбиту почти 15 000 кг полезной нагрузки. А если стартовать с Байконура, то лишь 13 700. Разница существенная.

Кроме того, говоря о запусках ракет-носителей, чаще всего забывают один из важнейших параметров — наклонение орбиты. Наклонение — это угол между плоскостью орбиты спутника и плоскостью экватора (для спутника Земли). И тут есть один очень важный и чрезвычайно неприятный для космонавтики физический закон: «Начальное наклонение орбиты не может быть меньше широты космодрома». То есть чем дальше от экватора расположен космодром, тем на меньшее количество различных орбит он может запускать спутники.

Погодите, но это же космос. Что мешает вывести космический аппарат на максимально близкую орбиту, а затем перелететь на нужную, используя двигатели разгонного блока или самого космического аппарата? Увы, для изменения наклонения требуется потратить очень много топлива, что сделает запуск просто бесполезным. Именно поэтому космодромы, расположенные на экваторе, более эффективны.

морской_старт

Есть и еще один плюс — отсутствие проблем с утилизацией ступеней ракеты-носителя, возвращающихся на Землю после запуска. «Роскосмосу» приходится выделять серьезные площади под падение первых ступеней как на территории Казахстана, так и на Алтае. А если наклонение орбиты на Байконуре поменять, то ступени начнут валиться на голову китайцам, чего Поднебесная никогда не позволит. Падающие ступени часто становятся причиной пожаров в степи. У расположенного на экваторе в океане космодрома таких проблем нет — всё падает в океан и тонет, просто и бесплатно.

Точка старта

154°W

Расположение платформы при запуске

Метеорологический буй в районе старта

Точка старта — акватория Тихого океана в точке с координатами 0°00′ с. ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества. По собранной за 150 лет статистике этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным и удаленным от морских путей. Однако, уже пару раз непростые погодные условия заставляли переносить время запуска на несколько дней.

Недалеко от точки старта (0°0’1″ с. ш. 153°54’46″ з. д.) находится метеорологический буй национального управления по атмосфере и океану, который не функционирует с 11 марта 2009 года.

янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек год
Средняя температура воздуха, °C 25,3 25,4 25,6 26,4 26,7 26,3 25,8 25,5 26,1 25,4 25,5 25,4 25,8
Средняя температура воды, °C 25,5 25,5 25,7 26,6 26,8 26,4 25,9 25,6 26,5 25,6 25,8 25,7 26,0
Средняя скорость ветра, м/с 13,2 12,7 11,0 10,5 9,7 11,0 11,9 12,3 11,4 12,6 12,0 13,4 11,8
Порывы ветра, м/с 16,0 15,3 13,4 12,8 11,9 13,4 14,4 15,0 13,8 15,1 14,5 16,1 14,3
Значимая высота волны, м 2,2 2,2 2,0 2,1 2,0 1,9 2,0 2,0 1,7 1,9 1,8 2,1 2,0

Как Земля помогает запускать ракеты

Идея «Морского старта» родилась в конце существования СССР одновременно с бумом на спутниковые услуги связи, который привел к резкому увеличению количества запусков на геостационарную орбиту. Геостационарная орбита Земли — это круговая орбита, на которой спутник связи может вращаться со скоростью суточного обращения самой Земли, фактически неподвижно находясь относительно ее поверхности.

Легче всего попасть на геостационарную орбиту с экватора, над которым она и пролегает. Это связано с двумя моментами: во-первых, и экватор, и геостационарная орбита имеют одинаковое наклонение в 0° относительно широтной сетки Земли. Во-вторых, при запуске с экватора можно максимально использовать вращение самой планеты, что позволяет значительно экономить на размере ракеты-носителя — или же запускать на геостационарную орбиту более тяжелые аппараты.

Проблема экваториального запуска всегда состояла в ином — на экваторе сегодня попросту нет должной инфраструктуры или хотя бы неразвитой территории, принадлежащей космической державе — России, США, Китаю или Евросоюзу. Самый близкий к экватору космодром, «Куру», расположенный во Французской Гвиане, лежит на 5° северной широты. Основной американский космодром на мысе Канаверал расположен на 28° северной широты, а положение России и того хуже — казахстанский «Байконур» имеет отметку в 45° с. ш., а вновь построенный космодром «Восточный» находится и того севернее — на 51° с. ш.

В силу этого факта той же России приходится либо постоянно терять в грузоподъемности своих ракет, запуская их с собственных, но неудобных площадок, либо же договариваться с владельцами более привлекательных площадок — как произошло, например, с ракетой «Союз», которую теперь пускают не только с «Байконура» или «Восточного», но и с упомянутого «Куру».

Запуск «Союза» из Южной Америки позволяет поднять грузоподъемность этой ракеты практически на треть: если при старте с «Байконура» «Союз» может «потянуть» на орбиту 7,1 тонны полезной нагрузки, то при отправке с «Куру» его грузоподъемность достигает 9,2 тонны.

С другой стороны, космодром на чужой земле — это всегда риск. Захочет вдруг Французская Гвиана объявить независимость от метрополии — и что тогда делать России, Франции и ЕС? Ведь именно в силу сложности и нестабильности режима использования космодрома «Байконур» Россия затеяла строительство «Восточного» — теперь Казахстан независимое государство, а космодром «на себе» из казахских степей не увезешь — не тот размерчик был у «советского подарка» Алма-Ате.

Кроме того, территории вблизи экватора, хоть и крайне выгодны для постройки космодромов, обладают непредсказуемым климатом. Так, пусковой стол «Союза» на «Куру» пришлось делать в виде громадной защищенной башни: в Гвиане выпадает за год 3000 мм осадков, причем в сезон дождей бывают дни, когда суточное выпадение осадков превышает 500 мм. И все это — при шквальном ветре тропического тайфуна. Так что болота и тайга Дальнего Востока да сухие степи и пустыни Казахстана на таком фоне кажутся «ракетным курортом».

В силу этого в начале 1990-х годов возникла простая идея: ракету надо пускать на экваторе, но — с плавучей платформы. Платформа может располагаться точно на нулевой параллели, она не зависит от политических рисков или государственных границ, а плохую погоду может спокойно переждать в защищенном порту.

Чертик из табакерки — S7

В такой несправедливой ситуации, которая угрожала всей работе РКК «Энергия» на американском рынке, встал вопрос о том, как спасти корпорацию и, по возможности возобновить «Морской старт». Казалось, что этот проект будет вечным заложником сложившейся ситуации, а его уникальные составляющие — платформа и пусковой корабль — начнут медленно ржаветь возле причальной стенки в Лонг-Бич.

Единственным выходом оставалось мировое соглашение с Boeing, которое могло бы не только закрыть его претензии к «Энергии», но и вывести из-под удара оставшиеся активы «Морского старта». Ну а юридической защитой проекта от будущих исков стала бы официальная продажа «Морского старта», которая окончательно разорвала бы его прошлые связи — как с Boeing, так и с РКК «Энергия». Скорее всего, такого рода условия мы неизбежно увидим в будущем договоре купли-продажи, заключенном между РКК «Энергия» и покупателем — группой компаний S7.

Конечно, в рамках этой вынужденной сделки аппетиты Boeing постарались максимально умерить — судя по заявлениям «Энергии» и «Семерки», сумма контракта составит около 160 миллионов долларов. Интересно, что эта сумма приблизительно равна стоимости всего лишь одного (!) запуска той самой боинговской Delta IV, ради которой и был убит проект «Морского старта». Точнее стоимость запуска Delta IV определить невозможно — начиная с 2003 года, видя бесполезность честной конкурентной борьбы, американцы просто убрали «Дельту» с коммерческого рынка, оставив ее только для запусков Пентагона и некоторых некоммерческих полезных нагрузок НАСА.

По сути, за стоимость одного запуска Delta IV американцам предложено уступить России целый космодром — как уже заявлено, S7 покупает «Одиссея» и, возможно, «Си Ланч Коммандера», но не наземную инфраструктуру в калифорнийском Лонг-Бич. В конце концов, построить бетонную стенку можно и во Владивостоке, куда можно будет доставлять по Транссибу ракетные ступени для нового «Морского старта».

Остается лишь вопрос с «дорогими украинскими партнерами». Скорее всего, спасти «Южмаш» и КБ «Южное» от «друзей»-американцев, которые хотят окончательно обанкротить украинских ракетчиков и убрать их с конкурентной доски, не получится. Конечно, официально S7 продекларировала приверженность концепции использования украинской РН «Зенит», но, скорее всего, в сообщении о следующих 15–20 запусках с «Зенитом», прозвучавшее из уст совладельца S7 Владимира Филева, имеется известная доля лукавства.

Дело в том, что сегодня «Южмаш» не готов производить новые «Зениты»: уже два года предприятие фактически простаивает, теряя свои компетенции. Да и нынешняя позиция украинского политического руководства не позволяет надеяться на восстановление сотрудничества в ракетной отрасли. Наконец, никуда не исчезнут риски того, что Boeing вмешается и тут, припомнив свою отдельную претензию в 193 млн долларов к украинцам.

Поэтому в проекте «Морской старт» более вероятно появление российской ракеты-носителя «Ангара-А3», либо же перспективной ракеты «Феникс», которая по своим характеристикам должна во многом соответствовать уже погибшему в Днепропетровске «Зениту». В любом случае, использовать «Морской старт» для запусков по федеральной программе не планируется, о чем уже заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров.

С другой стороны, если «Морской старт» сможет оперативно обеспечить запуски уже в 2018 году, то его новый этап развития придется на очень удачное, с коммерческой точки зрения, время. После недавней катастрофы «Фалькона-9» на стартовом столе, причины которой не выяснены до сих пор, компания SpaceX Илона Маска выпала из ракетных стартов как минимум на 2017 год. В результате чего теперь «гуру частной космонавтики» вынужден срочно мечтать о «миллионе колонистов на Марсе», прикрывая абстрактными фантазиями дыры в финансовом балансе компании и неясность текущей ситуации с новыми запусками «Фальконов».

Кстати, страховое возмещение за потерянный израильский спутник связи, которое вполне могут повесить на SpaceX, тянет почти на 200 миллионов долларов. А тут русские вздумали за 160 миллионов купить целый плавучий космодром, перетянув его к себе, да еще и оставив «с носом» сам Boeing! Вот же хитрецы…

«Морской старт» сейчас

Космодром работал вплоть до событий, разразившихся на Украине. В 2014 году было решено приостановить функционирование объекта до середины 2015 года. В том же 2014 году было принято решение отказаться от использования ракет «Зенит», заменив их на ракетные носители «Ангара». Аналог «Зенита» был определен в начале 2015 года. Ожидается, что в нынешнем, 2016 году, космодром вновь начнет работать в полную силу.Ходят слухи о продаже части акций «Морского старта». И последние новости их подтверждают. «Роскосмос» объявил о том, что нашел покупателя на свою долю акций. Правда, подробности сделки руководство компании не разглашает, так же, как и то, кто является покупателем. Ожидалось, что к окончанию апреля станет известно больше информации, но так ничего не прояснилось пока что. Еще одна версия дальнейшего развития космодрома основывается на предположении, что техническую базу для обслуживания судов перенесут к побережью Бразилии. Но эти данные пока не имеют под собой какого-либо подтверждения.

«Морской старт»

Хорошая идея приходит в разные головы одновременно. РКК «Энергия» им. С.П. Королева в 1991–1992 годах проводила исследования по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования. Денег на реализацию подобного проекта в России тех лет не было, а вот вера в возможность создания совместного проекта имелась. В 1993 году компании Boeing было предложено поучаствовать в создании морского космодрома. Компанию им составили украинские ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» («Южмаш») и конструкторское бюро «Южное» и норвежская судостроительная компания Кvaerner (в настоящее время — Aker Solutions).

морской_старт

Boeing отвечал за объединение составляющих в единый проект, «Южмаш» за создание требуемой ракеты-носителя, норвежская сторона строила платформу для запусков, а «Энергия» координировала запуски.

В качестве платформы использовали бывшую нефтяную платформу Ocean Odyssey, построенную в японской Йокосуке в 1982 году. Спустя шесть лет во время работы в Северном море на платформе произошел пожар. Платформу отбуксировали на ремонт на Выборгский судостроительный завод, где она была обнаружена сотрудниками «Энергии», после чего норвежцы перестроили ее под нужды космических пусков. В качестве носителя была выбрана ракета «Зенит-2S», на основе которой была разработана «Зенит-3SL».

Схема работы космодрома была следующей. В калифорнийском порту Лонг-Бич полностью собранная ракета устанавливается на стартовом столе пусковой платформы, а затем отвозится в ангар, в котором переправляется до места старта. Вместе c платформой стартует и судно управления Sea Launch Commander. Прямо посреди Тихого океана, неподалеку от острова Рождества, платформа готовится к старту. Это полупогружное судно, поэтому в специальные емкости поступает вода и платформа заглубляется в океан. Ее осадка меняется с 7,5 до 21 м. После подготовки оба судна объединяются специальным переходом. Ракета выставляется на стартовую позицию, весь персонал перемещается на Sea Launch Commander, отплывает на безопасное расстояние и уже оттуда осуществляет сначала заправку ракеты-носителя, а затем и старт. После этого команды опять занимают свои места и возвращаются в порт.

морской_страт

Казалось бы, такой проект обязательно должен сработать, однако даже не самые конкурентные 2000-е годы не смогли помочь «Морскому старту». Уже в 2008 году стало понятно, что проект работает в минус, в 2009 году компания объявила о своем банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с главой 11 кодекса США о банкротстве. После реорганизации проект продержался еще до 2014 года, после чего на «Морском старте» не было сделано ни одного старта.

Причин провала было несколько. Во-первых, проекту не удалось привлечь достаточного количества заказов, чтобы сформировать из него пул и прийти к наиболее выгодной схеме запуска нескольких ракет за один выход «в море». Соответственно на каждый запуск накладывались все издержки на перевозку, работу команды в океане, подготовку площадки и все сопутствующие процедуры.

Во-вторых, несмотря на то что точка старта была выбрана как одно из наиболее спокойных мест Тихого океана, запуски приходилось регулярно откладывать из-за плохой погоды. Каждая такая отсрочка дополнительно ударяла по прибылям компании.

В-третьих, логистика оказалась дороже, чем планировалось вначале. Из-за отсутствия достаточного количества заказов не удалось опять-таки сэкономить на массовом производстве ракет-носителей и их переброске к месту погрузки на платформу.

Наконец, в чем-то просто не повезло. За 36 запусков, сделанных с платформы «Морского старта», три закончились провалом. Больнее всего по компании ударила потеря телекоммуникационного спутника Intelsat-27. Несмотря на частичное покрытие страховкой, убытки практически уничтожили все надежды на восстановление проекта. Причиной провального запуска стал отказ бортового источника мощности, разработанного в КБ «Южное».

«Нет ракеты — нет запусков»

И судно, и пусковая платформа находятся в очень хорошем состоянии. Чисто, всё покрашено, убрано. Даже там, где команда извиняется, чтовсё имуществом заставлено», все очень аккуратно.

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU) На ту же тему Плавучий космодром прибыл в Россию

Кстати, в команде сейчас есть несколько российских специалистов, участвовавших в работе платформы с самого начала и на всех стартах, и норвежцы, которые перегоняли судно и пусковую платформу из США. Они готовы запускать, работать, но, увы, в ближайшие годы шансов на это просто нет. Нам рассказали, что американская сторона демонтировала американское и украинское оборудование перед отправкой платформы в Россию, но именно это нам не показали, так что фотографиями подтвердить не получится.

Впрочем, команда судна говорит, что всё это оборудование можно заменить на российские аналоги и особо много времени это не займёт. Остаётся одна проблема — ракета. Сейчас предполагается, чтоМорской старт» будет использоватьСоюз-5», которая в настоящее время только разрабатывается. И шансов, что это произойдёт раньше 2023 года, — очень и очень немного.

Вот и зависла уникальная и впечатляющая конструкция без дела.

Будет ли стоятьМорской старт» в Славянке и дальше? Пока неизвестно, условия там не самые лучшие. Слишком мало электричества могут выделить, и нет газификации, чтобы поставить свою газовую электростанцию. ПокаМорской старт» остаётся в Славянке, но хочется надеяться, что мы ещё увидим стартующие с него ракеты.

Комментировать
0