Киевская Русь
К древним восточнославянским племенам следует отнести не только кривичей, древлян и вятичей, но и полочан, полян, псковских кривичей, зверян, болоховцев, бужан, наревян, северян, тиверцев, радимичей.
Со временем они стали объединяться. Государство, в которое входили все восточнославянские племена, это Киевская Русь.
Возникло оно в IX столетии благодаря династии князей Рюриковичей, которые объединили между собой восточнославянские и финно-угорские племена.
В период своего наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Днестра на западе, Таманского полуострова на Юге, Северной Двины на севере, притоков Волги на востоке.
Уже к XII веку начались феодальные войны внутри государства, в которых участвовали около полутора десятков русских княжеств, которыми руководили представители разных ветвей династии Рюриковичей.
Киев утратил свое былое величие и значение, само княжество было в коллективном владении князей, но Русь существовала и позже, как этнокультурный регион, что сыграл решающую роль в объединении славянских земель.
Основные племена восточных славян. Племенные союзы
Великое расселение народов на территории Восточной Европы завершилось примерно к VIII-XI столетию. К этому моменту племена обособились и стали занимать определенные области, за которые велись бесконечные войны.
Словене (ильменские)
Племя словен обосновалось в окрестностях озера Ильмень и в верхнем течении р. Мологи. Родоначальниками их считают Словена и Руса, которые, согласно древней летописи, основали Новгород и Русу задолго до нашей эры. Впоследствии словенами правил легендарный князь Вандал, а сыновья его (Владимир, Избор и Столпосвят) княжили соответственно во Владимире, Изборске и Столпосвятове (Осташкове).
Кривичи
Кривичи – одно из крупнейших восточнославянских объединений, занимавшее территории в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины. Они занимались земледелием, животноводством, ремеслами. Самыми крупными городами кривичей были Полоцк и Смоленск. Согласно О.Н. Трубачеву, известному лингвисту-слависту, группа кривичей населяла также греческий остров Пелопоннес.
По одной из версий название племени происходит от родоначальника Крива, по другой – от слова «кровный», то есть близкий по крови.
Дреговичи
Дреговичи расселялись по территории современной Белоруссии с юга на север, двигаясь к р. Неман. Постепенно они заняли Гомельскую, Брестскую, Минскую и Гродненскую области. Название племени происходит от балтского «дрегува», что значит «трясина, болото». Археологическими памятниками дреговичей являются курганы с захоронениями и небольшие городища. Отличительной особенностью этого союза племен являются крупные железные бусы, выполненные зернью.
Радимичи
Это славянское племя пришло с ляшских земель и заняло территорию в междуречье верховьев Днепра и Десны, по течению реки Сож. Радимичи ведут свою историю от вождя Радима. У племени было свое достаточно большое войско, что позволяло им сохранять независимость вплоть до второй половины X столетия.
Вятичи
Восточнославянский племенной союз вятичей населял бассейн Средней и Верхней Оки. На юго-западе граница их владений проходила по водоразделу Десны и Оки. Земли вятичей охватывали такие современные области, как:
- Московская;
- Брянская;
- Рязанская;
- Калужская;
- Орловская;
- Смоленская;
- Липецкая;
- Воронежская;
- Тульская.
Как и в случае с радимичами, вятичи получили свое название по имени вождя Вячеслава (Вятко).
Северяне
Славянский союз северян занимал территории вдоль Десны и Сейма. Главный город – Чернигов. Северяне отличались от прочих славян строением черепа. У них были длинные и узкие лица с сильно выступающим носом, кости были более тонкими.
Древляне
Племя древлян обитало в украинском Полесье (современная Житомирская и часть Киевской области). С востока их владения ограничивались Днепром, с севера – Припятью. Главным городом древлян был Искоростень, позже – Овруч.
Согласно «Повести временных лет», древляне слыли диким и варварским народом: «Древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця».
Волыняне (бужане, дулебы)
Бужане жили в верховьях Западного Буга, оттуда и происходит их название. С конца XI столетия племя стали называть волынянами по местности Волынь – исторической обрасти, образованной на северо-западе современной Украины.
Поляне
Самым многочисленным восточнославянским племенем были поляне. Они занимали территории в среднем течении Днепра на правой его стороне. Сердцем полянской земли стал Киев, другими крупными поселениями были Вышгород, Белгород на реке Ирпень, Треполь, Василев, Звенигород.
Со слов летописца Нестора поляне резко отличались от других славянских племен по уровню нравственности и по общественному укладу: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… брачные обычаи имеяху».
Уличи
Уличи (угличи) занимали территории в низовьях Днепра и Южного Буга, а также Черноморское побережье. В IX столетии насчитывалось 318 угличских общин. Главным городом был Пересечень. Племя называли также лютичи, то есть «злые, лютые, жестокие».
Тиверцы
Восточнославянское племя тиверцев населяло земли между Днестром и Прутом, а также Буржакское побережье Черного моря. В наши дни это территории современной Молдавии и Украины. Название свое они получили от слова «Тирас», так греки именовали Днестр.
Белые хорваты
Белохорваты жили в окрестностях Карпатских гор, на территории современной Западной Украины. Отличительной особенностью племени были перстнеобразные кольца с вывернутыми концами.
Какие были восточнославянские племена
В современном мире понятие «восточные славяне» включает в себя три народа: русский, украинский и белорусский, которые в раннем средневековье составляли единую древнерусскую народность, объединенную общим языком, верованиями и материальной культурой (рисунок 1).
Их история начинается с момента появления восточнославянского языка из общеславянского, то есть, примерно в VII-VIII веке.
В те времена восточнославянская народность включала в себя более десятка племен:
Поляне – наиболее многочисленное племя, осевшее на берегах реки Днепр, южнее Киева. По предположениям историков, именно поляне впервые стали именовать свою территорию Русью.
Славяне ильменские – самое северное племя, населявшее территории вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. Вместе с кривичами, которые занимали верховья Волги и местность, севернее Западной Двины, стали основателями первого государства под названием Славия
К тому же, кривичи тесно взаимодействовали с варягами, занимались земледелием, ремесленничеством и скотоводством.
Полочане – незначительный племенной союз, осевший южнее Западной Двины и не сыгравший важной роли в формировании государства. В отличие от них, дреговичи, жившие между верховьем Немана и Днепром, имели собственное княжество со столицей в Турове.
Древляне располагались южнее реки Припять с главным городом в Искоростене, а в истоках Вислы селилось племя волынян
Древлянское племя имело весьма развитую государственную организацию, пока их не подчинила Киевская Русь.
Белых хорватов называют самым западным называют племенем, так как они находились между Днестром и Вислой. На восток от них проживали дулебы, оказавшиеся одним из слабейших племен.
Тиверцы занимали территорию между Прутом и Днестром, а угличи – между Днестром и Южным Бугом.
Северяне занимали территорию, прилегающую к реке Десна, а радимичи селились между Днепром и Десной (территория современных Гомельской и Могилевской областей нынешней Белоруссии).
Рисунок 1. Представители славянских племен во многом отличались друг от друга: 1 – поляне, 2 – словяне ильменские, 3 – полочане, 4 – древляне, 5 – белые хорваты, 6 – тиверцы, 7 – северяне
Наконец, племя вятичей находилось вдоль истоков Оки и Дона. Судя по археологическим находкам, последние активно занимались международной торговлей. Кроме перечисленных, следует также назвать и другие, менее известные племена, как то: псковские кривичи, зверяне, болоховцы, бужане, наревяне, которые вошли в состав государства Киевская Русь.
Основные восточнославянские племена и места их расселения
в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне — жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях — древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины — кривичи.
На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.
Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.
Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.
Восточнославянские племена на карте
На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.
На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:
- Вятичи — восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
- Кривичи — северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
- Радимичи — племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.
Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.
В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути «из варяг в греки» и стало первопричиной образования русского государства.
Основные восточнославянские племена и места их расселения, таблица 2
Кривичи | Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины |
---|---|
Вятичи | По реке Ока |
Ильменские словене | Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов |
Радимичи | По реке Сож |
Древляне | По реке Припять |
Дреговичи | Между реками Припять и Березина |
Поляне | По западному берегу реки Днепр |
Уличи и тиверцы | Юго-запад Восточно-Европейской равнины |
Северяне | По среднему течению реки Днепр и по реке Десна |
Западные племена
Общие предки славянских народов, которых еще римляне знали как венедов, изначально населяли земли современной Польши и частично Германии. Впоследствии именно на этой территории образовалась большая группа племен.
В нее входили земли от Эльбы до Одера и от Балтийского моря до Рудных гор. Исследователи разделяют эту конгломерацию на три группы согласно месту их проживания.
Северо-западные племена носили название бодричи (ререги и ободриты), южные – лужичане (сюда же входила часть сербов) и центральная группа – лютичи (или велеты). Три названных народности изначально были военно-племенными альянсами. Иногда отдельно говорят о четвертой общности. Ее представители называли себя поморами и жили на побережье Балтики.
Постепенно в результате миграции полабских славян на незанятых землях формируются польские, силезские, чешские, поморянские и лехитские племена.
Таким образом, западные и южные славяне отличаются тем, что первые изначально были коренными жителями этих территорий, а вторые пришли с Дуная на побережье Адриатики.
Население Восточно-европейской равнины до прихода славян
Но еще до славянских племен на этой территории селились люди. На юге у Черного моря (Евксинского Понта) в I тысячелетии до нашей эры появляются греческие колонии (Ольвия, Корсунь, Пантикапей, Фанагория, Танаис).
Позднее римляне и греки превратят эти территории в мощное государство Византия. В степях, рядом с греками, жили скифы и сарматы, аланы и роксоланы (предки современных осетин).
Здесь же в I–III веках нашей эры пытались утвердиться готы (германское племя).
В IV веке нашей эры на эту территорию приходят гунны, которые в своем движении на Запад увлекли с собой и часть славянского населения.
А в VI – авары, которые образовали в южнорусских землях Аварский каганат и которых в VII веке уничтожили византийцы.
На смену аварам пришли угры и хазары, которые основали мощное государство в низовьях Волги – Хазарский каганат.
Верования восточнославянских племен
Религия восточных славян была основана на тотемизме и фетишизме. Люди верили, что являются потомками животных и при определенных условиях могут в них превращаться. На этом основаны многие русские сказки, которые читают детям и по сей день, достаточно упомянуть «Царевну-Лебедь» и «Царевну-Лягушку».
Существовал также культ предков. Людей, умерших естественной смертью, поминали и устраивали праздники в их честь (Масленица, Радуница, Семик). «Нечистых» мертвецов, то есть умерших насильственной смертью, боялись и придумывали многие суеверья. Именно отсюда возникает образ русалок, навок и другой нечистой силы. Славяне поклонялись природе: деревьям, лесам, рекам, болотам. Позднее это трансформировалось в поклонение духам предков. В мифологии появились кикиморы, водяные, лешие, домовые.
Восточные славяне были язычниками и веровали во многих богов, каждый из которых олицетворял явление природы или отвечал за земные стихии. Наиболее значимыми богами славянского пантеона были:
- Перун – бог грома и молнии, покровитель князя и его дружины;
- Дажьбог – олицетворение солнца, покровитель свадеб;
- Хорс – бог солнечного диска;
- Стрибог – бог ветра;
- Велес (Волос) – бог богатства, покровитель домашнего скота, поэтов и сказителей;
- Мокошь (Макошь) – богиня судьбы, покровительница ткачих и прях;
- Семаргл – посланник между миром людей и миром духов;
- Сварог – бог кузнечного дела;
- Сварожич – олицетворение огня;
- Ярило – бог оживающей природы, весеннего солнца;
- Лада – богиня любви и согласия;
- Жива – богиня жизни и весны;
- Род – бог-творец, стоящий над всеми мирами, богами, духами, людьми и животными;
- Морена – богиня смерти и зимы.
К IX веку древнерусские племена стали объединяться в единое государство с центром в Киеве. Этому способствовала тяжелая политическая обстановка с Византией, частые набеги кочевников, развитие ремесел и торговли. Киевская Русь стала закономерным историческим этапом развития славянского общества.
Выбери ответ
Происхождение восточных славян
Проследить историю славянских народов довольно сложно, так как достоверные письменные источники датируются 5−6 веками н. э. Для всестороннего изучения этого вопроса учёные прибегают к результатам исследований в области археологии, лингвистики, этнографии. Опираясь на них можно рассказать о происхождении славян кратко. Самое главное представление о появлении славян получают во время сопоставления всех видов данных.
Формирование восточнославянской народности
На основании данных, полученных лингвистами, носители восточнославянских языков относятся к большой общности индоевропейских народов. Временем, когда славянские племена выделились из индоевропейских народностей является II тыс. до н. э. В это время индоевропейцы разделились на три большие ветви:
- Протогерманские народы, занимающие территории Западной и Южной Европы. К ним относились кельты, германцы, романы.
- Балто-славянские народы, занимавшие обширные земли Центральной Европы между реками Эльба, Висла, Днепр и Дунай.
- Иранские и индийские народы, расселившиеся на азиатских просторах.
В середине I тыс. до н. э. произошло разделение балто-славянских народов на две самостоятельные ветви: балтов и славян. К 6 веку нашей эры на территории Центральной и Восточной Европы проживало около 150 праславянских племён, объединённых в три группировки:
- венеды населяли земли в бассейне реки Висла,
- склавины расселились в междуречье Днестра, Дуная и Вислы,
- анты заселили земли между реками Днестр и Днепр.
В начале I тысячелетия нашей эры древний византийский историк написал, что эти группировки имели общие язык, религиозные и правовые нормы, культурные и бытовые традиции. Современные историки считают, что назвать предков современных народов Восточной Европы довольно легко, так как ими были представители всех трёх праславянских группировок.
В 6−7 вв. н. э. единая праславянская народность распадается на несколько ветвей, на этот процесс повлияли события Великого переселения народов. Миграция славянских племён проходила в трёх направлениях:
- южное направление (Балканский полуостров),
- северо-западное (вниз по течению рек Висла и Одер),
- северо-восточное (на север и восток Восточноевропейской равнины).
В результате этих миграционных процессов образовались современные группы славянских народов: западные славяне (поляки, словаки, чехи), южные славяне (черногорцы, сербы, болгары, боснийцы, хорваты, словенцы), восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).
https://youtube.com/watch?v=C8UhEYJKtjA
Примечания
- Первоначальные русские летописи не содержали годовой разбивки и дат, и поздним летописцам пришлось их высчитывать задним числом. Датированная часть ПВЛ начинается с 852 года, к которому летописец отнёс первое известное упоминание о «Русской земле», найденное им в византийской литературе. Рассказ о собственно славянах начинается с 859 г.
- ↑ Буданова В. Великое переселение народов
- ↑
- По данным археологии, Новгорода в IX веке ещё не существовало; считается, что упоминания о нём в летописях относятся к т. н. Рюрикову Городищу в 2 км от исторической части совр. Новгорода.
- Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: В 7 т. — М.: ТЕРРА, 1997. — Т. IV. — С. 503 — 504. — 624 с. — ISBN 5-300-00917-2.
- там же
- ↑
-
, часть 1.
- стор. 94, Т. 1 (А-В), Енциклопедія історії України: в 10 т. — Київ: Наукова думка, 2005 р. — ISBN 966-00-0415-X.
- Алексаха А. Г. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция. Гуманитарный журнал 2012—2014
- См. статьи Этногенез славян, Германарих (о войнах готов с венедами), Витимир (о войнах готов с антами).
- Так называли славян византийцы, в языке которых звуки «с» и «л» должны быть разделены.
- В ПВЛ сказано так: «И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань“… И сказали старцы хазарские: „Не добрая дань эта, княже: мы добыли её оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель“.»
- Стриннгольм А. М. Походы викингов. М., 2002. Кн.1, гл. 11.
- См. подр.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники
- Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 196—199.
- Токарев С. А. Религия в истории народов мира; Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). М.: Аспект-Пресс, 1998.
- Там же
- Васильев М. А. Великий князь Владимир Святославич: От языческой реформы к крещению Руси // Славяноведение. — 1994. — № 2. — С. 38—53.
- ПВЛ (980) Цит. по: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
- Одни видят в них духов-предков, другие духов-рождения и плодородия. Мнение же Б. А. Рыбакова о главном божестве сомнительно. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 201.
- Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
- Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. С. 7−15.
- Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 194
- Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 200—202.
- Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916.
- Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 204—206.
- См. доп.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники
Восточнославянские племена в 8 – 9 веках
Фото Gleb Garanich с сайта sfw.so
Наибольшую угрозу для восточных славян в 6 – 7 веках представляли авары и хазары. От первых удалось избавится лишь в конце 8 века, когда авары были разбиты совместными усилиями короля франков Карла Великого и славянских племен.
Зависимость от хазар оказалась продолжительнее. Первыми освободились от нее поляне в конце 8 – начале 9 века. Другим же племенам пришлось выплачивать дань хазарам вплоть до падения Хазарского каганата в середине 10 века.
В течение 8 – 9 веков формы хозяйствования у восточных славян оставались традиционными. У полян,тиверцев, уличей, всех, кому позволяли природно-климатические условия, продолжало развиваться земледелие, с выращиваем упомянутых выше культур. Наряду с ним практиковалось бортничество (особенно в лесистых местностях). Важную роль играло животноводство. Об успехах в развитии ремесел свидетельствуют многочисленные находки утвари, инвентаря, украшений местного производства.
Результатом успехов в хозяйствовании, активного обмена с многочисленными соседями, культурных и цивилизационных взаимовлияний стало возникновение у восточных славян городищ и, в конечном итоге, городов.
Наряду с Киевом образуются и усиливаются Чернигов, Суздаль, Новгород, Смоленск. Они сами превращаются в важные политические, административные и культурные центры, центры обмена и торговли, центры потребления товаров и услуг. Во главе их становится местный князь, опирающийся на военную дружину.
Усложняется и социальная организация. Община из родовой превращается в соседскую, территориальную.
Из дружинников и других приближенных к князю людей, глав влиятельных семей и родов формируется знать – будущие бояре.
Основной массой общинников были смерды. Но и они не были однородны. Верхушку этого простонародья составляли «мужи» или «вои», способные доставить себе все необходимое для участия в военных предприятиях. Они выступали главами больших патриархальных семей, младшие члены которых составляли «челядь».
Низшую ячейку общин занимали неполноправные, попавшие в зависимость от своих более успешных сородичей «холопы».
различающиеся по своему положению.
В течение последующих веков из этой социально-политической организации и разовьется Древнерусское государство, Киевская Русь.