No Image

Восточные славяне: как жили предки русских, белорусов и украинцев

СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

Основные племена восточных славян. Племенные союзы

3. Основные понятия

Автохтонное население–коренное население.

Бортничество–собирательство дикого меда.

Варяги–по одной из версий, –
воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали
норманнами. Согласно другой версии, – выходцы с побережья
Балтийского моря, родственные славянским племенам.

Варяжский путь («из варяг в греки»)–одно из названий важного
водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце ХI в.,
наиболее важное значение имел в Х–ХI вв

Путь шел из Варяжского (Балтийского)
моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке
Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.

Велес– покровитель скотоводства и зранитель подземного мира
предков. В дальнейшем стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство и
достаток.

Вервь – участок
земли, отмеренный веревкой, община.

Вече–народное собрание.

Военная демократия –форма государственности на этапе разложения первобытного
строя
, когда возникает власть наследственного князя,
опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась
остатками родовых отношений – вече.

Вождь–глава племени.

«Вои»–мужское население рода.

Волхвы–пророки, предсказатели
будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к таинственным силам
природы у древних славян, служители языческих богов.

Гривна, резана, куна, лисица, векша–денежные единицы у славян.

Даждьбог –бог
солнца.

Дружинники –люди,
профессионально занятые военным делом, служившие князю и получившие от него
материальное вознаграждение за службу.

Двуполье–система землевладения, когда часть поля засевается
зерном, другая – отдыхает под паром. Название зерна у славян.

Идол–изображение языческого божества в
виде статуи, изваяния.

Каган– (от тюркского «властелин») – титул
главы государства у древних тюрко-язычных народов (авар, хазар, печенегов). С
середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С конца VIII в. этот
титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что
символизировало их независимость от Хазарского каганата.

Капище–языческий храм у славян;
место в храме, где приносились жертвы богам.

Князь–военный вождь.

Макошь– покровительница женщин, домашнего очага.

Нарочитая чадь–знать в племени.

Перелог–система земледелия, при которой степь выжигали, затем
засевали, а после истощения – забрасывали.

Перун – бог молний и
грозы.

Полудница–дух – покровительница отдыха селян в
полуденный зной.

Праславяне –предки
славян.

Племя–союз родов, проживающий на
одной территории.

Рало–древнее орудие труда у славян.

Род –коллектив родственников.

Рожаницы –богини
плодородия.

Сварог– бог неба.

Старейшина–уважаемый, опытный человек.

Страда–сезон сельскохозяйственных работ.

Стрибог–бог ветра.

Трехполье –система
земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая – под
яровые, третьи – отдыхают под паром.

Тризна–поминальный пир.

Чур–божественный образ родовой общины.

Язычество–дохристианские и нехристианские
религии, основанные на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы.
Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством
подразумевались народы или «языки», противопоставляемые первохристианским общинам.

Ярила–божество солнца, весны, плодородия и любви у восточных
славян.

Вернемся снова к проблемам нашей общей древности

Что касается славян, то многие видят территорию их сложения в областях, лежащих к северу от Карпатских гор.

Но согласиться с тем, что описываемые ими земли, средней частью которых был бассейн р. Припять, являлись прародиной славян, мы не можем в силу вышеизложенной оценки поисков «родин» и «прародин».

Да, в указанных областях жили славяне, что подтверждается многими исследованиями, но как они там очутились и откуда и когда пришли сюда их первые группы или даже, возможно, группы племен?

Вот на этот вопрос, к сожалению, лишь небольшая часть историков пытается найти ответ.

Наш крупнейший ученый, академик Б.А. Рыбаков, настоятельно призывает выявлять «тысячелетнюю архаику отдаленной первобытности» и, тщательно изучая пережитки древности, находить пути и возможности связать их с теми условиями, к которым восходят их корни.

И не углубляться в поиски прародин народов, а уделять внимание следам их древнейших связей. Большинство ученых русской археолого-исторической школы и большинство лингвистов придерживаются такой же точки зрения

Поэтому попытаемся и мы здесь присоединиться к поискам следов, уводящих в глубь тысячелетий, и к попыткам объяснить некоторые явления, неотложно требующие внимания тех исследователей, которые посвятили себя самым разным отраслям науки – археологии, лингвистике, палеогеографии, палеоботанике, геофизике…

Откуда, куда и когда продвигались в древности группы предков славян и арьев?

Где они скапливались и куда уходили те, кто переселялся?

Какие следы их контактов остались в истории?

В ряду многих попыток ответить на эти вопросы не последнее место занимает теория, известная под названием полярной, или арктической.

Арьи не были цивилизованным народом

Известный индийский историк Д.Д. Косамби, опубликовавший много трудов, посвященных древней истории Индии, поясняет нам, что представляли собой арьи времени III–II тыс. до н. э.:

Их главным источником пищи и мерилом богатства был крупный рогатый скот, вместе с которым в поисках пастбищ они кочевали по обширным пространствам материка…

Арьи не были цивилизованным народом по сравнению с народами великих городских культур III тысячелетия, на которых они часто нападали, что способствовало гибели этих культур…

Их главным достижением было безжалостное уничтожение барьеров между типичными для III тысячелетия небольшими замкнутыми земледельческими общинами…

Арьи заимствовали все полезные для них достижения местной техники, после чего двигались дальше…

Опустошения, которые часто они наносили, были столь велики, что после их ухода побежденные часто уже не могли восстановить разрушенное…

Арьи до своего прихода в Индию уничтожили не одну городскую цивилизацию».

Доказанное наукой сходство многих черт славянских языков с санскритом никак не говорит о некой развитости или высоте культур арьев и славян, но лишь о том, что формирование первичных ядер этих этносов протекало, как полагают, на землях Заполярья в те века, когда все прапрапредки индоевропейцев стояли на уровне развития, соответствующем концу палеолита и началу неолита.

Видный русский языковед Ф.П. Филин считает, что «в процессе выделения общеславянского языка из балто-славянской лингвистической зоны (или иных зон) в общеславянском единстве оказались генетически разные диалекты.

Не каждая диалектическая особенность обязательно моложе языковой основы, к которой она относится».

Верования восточнославянских племен

Образование древнерусского государства

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных.

В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII—IX вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеской дружины.

Древнерусское государство возникло с момента объединения Киева и Новгорода под властью князя Олега (прежде существовали отдельные племенные государства — княжения). Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве — 882 г. Согласно летописи оно продолжалось до 912 г. Князь Олег подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками, добился больших успехов во внешней политике, заключив договор с Византией.

Также существовала норманская теория образования древнерусского государства, согласно которой норманов (варягов) считают основателями государства в Древней Руси.

Основанием для вывода о норманском происхождении Древнерусского государства послужил рассказ «Повести временных лет» о призвании на Русь князей-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862.

Политический смысл норманской теории заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов — силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, ее экономику и культуру.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитров при различного рода спорах.

К внешним предпосылкам относится прежде всего давление, которое оказывали хазары и норманны.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в ІХ—Х вв.

Уклад жизни и общественный строй

Восточные славяне жили в хорошо укрепленных поселениях, расположенных на возвышенных местах неподалеку от реки или озера. Городище было обнесено рвом и валом с частоколом. Площадь крупных поселений достигала 3,5 га.

У антов преобладали патриархально-родовые отношения. Жилищный комплекс большой семьи или семейной общины представлял собой несколько полуземлянок, нередко связанных между собой крытыми переходами. Хозяйство вели сообща.

Постепенно родовые общины трансформировались в соседские, а потом в племенные. Племя управлялось советом старейшин, все важные вопросы обсуждались на народном собрании (вече). Во время боевых действий бразды правления брал на себя князь. Из родовитых и богатых мужчин он отбирал дружину. Кандидатами могли стать только отличившиеся на поле боя воины. Князь был связан с дружиной клятвой верности. Милитаризованная группа жила за счет военной добычи и даров, преподносимых другими племенами. Побежденные соседи обязаны были выплачивать дань (полюдье).

Племенные князья заключали между собой союзы. Так было проще противостоять врагам извне и совершать набеги на соседей. Восточные славяне страдали от кочевников, которые жгли их поселения, забирали хлеб, угоняли скот, пленили мирное население. Приходилось всегда быть начеку, часто даже на пашне мужчины работали вооруженными. В свою очередь славяне не раз нападали на Византию и нещадно грабили ее города.

Древние славяне и балты

Можно утверждать, что подчеркиваемая в данном сборнике близость славянских и арийских языков именно не моложе, а значительно древнее той языковой основы, которую исследователи именуют уже общеславянской, и одни из них датируют ее концом (или началом) II тысячелетия до н. э., а другие – V–IV тысячелетиями.

Некоторые полагают, что славянские языки сблизились с арийскими при посредстве финно-угорских племен, как будто искони живших на нашем севере, а поэтому имевших все шансы поддерживать близкие контакты с арьями, расселявшимися, по Тилаку, из арктических областей.

Приобщившись к арийским языкам и культуре, финно-угры якобы в дальнейшем обучили всему этому славян.

Трудно здесь и обсуждать подобный взгляд на историю наших далеких предков. По данным энциклопедий и трудов по истории финно-угорских народов, их языки вместе с самодийскими входят в уральскую семью языков, не сходную с индоевропейскими.

На Урале, в Зауралье и в Западном Приуралье прафинно-угорские языки отделились от своего предка – прасамодийского языка и были распространены только в этих районах до конца III тысячелетия до н. э.

Светлокожие люди. Веды Арктическая Прародина

Колесницы превосходили быстроходностью влекомые ослами неуклюжие телеги с четырьмя сплошными колесами – лучшее средство передвижения, известное Шумеру той эпохи… В начале II тысячелетия… эти народы пришли в движение.

Они мигрировали группами в западном, южном и восточном направлениях, покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку…

Некоторые племена переместились на территорию Европы, и от них произошли греки, латиняне, кельты и тевтоны. Другие пришли в Анатолию и в результате их смешения с местными жителями возникла великая империя хеттов.

Не углубляясь здесь в проблему признаваемой в науке балтославянской общности, укажем лишь на мнение известного венгерского лингвиста Я. Харматты, выступившего с докладом на Международном симпозиуме «Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н. э.)», в котором содержалось утверждение, что «индо-иранские племена отделились от балтов и славян в начальный период развития земледелия в Европе, то есть примерно в первой половине V тысячелетия до н. э.».

Эта дата указывает на признаваемый наукой факт наличия славян в V тысячелетии до н. э.

Б.А. Рыбаков, пытаясь определить место древнего расселения праславян, которое он именует прародиной, указывает, что «наименее определенной была северо-восточная окраина земли праславянских племен, где могли быть неясные для нас индоевропейские племена, не создавшие прочного, ощутимого для нас единства…

Вытянутость праславянской области в широтном направлении на 1300 км (при меридиональной ширине 300–400 км) облегчала соприкосновение с разными группами соседних племен».

Далее исследователь подчёркивает историческую важность такого фактора, как «двухтысячелетняя устойчивость основной области расселения праславян»

Здесь важно уделить внимание тем фактам исторической значимости, которые дают всем историкам ключ к утверждению наличия в указанной области праславян, начиная с расцвета эпохи бронзы, с первых веков II тысячелетия до н. э

Альтернативные теории

Гиперборея и Аркаим

Гиперборея – окутанная ореолом тайны и величия страна, мифическая родина славян.

Легенда о Гиперборее известна нам из сочинений Платона и Плиния старшего. Эта версия возникновения не только славянской расы, но и всей цивилизации полна тайн и романтизма и поэтому будоражила фантазию многих искателей тайн.

Название «Гиперборея» происходит от «борей» – северный ветер, то есть страна за северным ветром, информация о ней обрывочна. Скорее всего, постоянных политических и торговых связей не было.

В 20 веке на волне повального увлечения мистицизмом было написано много сомнительных книг, из которых можно сделать вывод, что территория Гипербореи охватывала Россию, возможно Гренландию, Скандинавию и острова Северного полюса. Эта земля представлена прародиной всех ариев – предков белой расы Европы и Азии.

Аркаим – городище бронзового века, найдено археологами в 1987 году, в Челябинской области. Городище – как городище, 3-2 тыс. до н.э. Крепость, загоны, некрополь и два многоквартирных дома из кирпича. Из удобств – ливневая канава- канализация. В окрестностях нашли еще несколько таких городов, назвали – «культура синташты». Ученые сразу выдвинули три теории происхождения синаштов: местная, восточная и западная, письменности той эпохи не найдено, были ли аркаимцы протославянами – не известно.

Все было спокойно, пока в 1991 году Аркаим не посетила Тамара Глоба. После этого началось паломничество мистиков. Теперь этот город – место силы, тектонический разлом, древний вулкан, место могущества, посвященное солнцу, обсерватория и схематичная мандала, а также модель вселенной и космос в миниатюре. В Аркаиме ищут истоки Европейско-арийской культуры, цивилизации и философии, и даже находят упоминание о нем в Ригведе и Авесте. Ну, при желании, в Авесте можно найти упоминания о чем угодно, а если и не найти – то придумать.

Космическая версия

Согласно этой теории Мидгард – Земля, прародительница ариев и славян. Ее местонахождение определяется на пересечении восьми небесных космических путей, связывающих плодородные земли в девяти звездных системах светлых миров. Этот миф доносит главную мысль, что наши предки не имели ничего общего с обезьянами, а пришли из космоса 600000 лет назад. Были некие славяно-арийские боги, которые и были прародителями людей.

Впоследствии жителям Гипербореи пришлось перебраться на Евразийский континент из-за Великого потопа. Эта теория хорошо развита учеными-фантастами

Обратите внимание на труды Н Левашова, его книги читаются очень легко и интересно, практически как беллетристика

В завершение статьи нужно сказать, что фентезийных теорий гораздо больше. Например, я не упомянул В. Шемшука, который пишет о многослойной биосфере, 50 метровых людях и гигантских деревьях. О В. Асове, который написал серию книг по русскому ведизму… Таких версий сотни, у каждого современного автора – своя, при этом они почти не имеют связи с реальностью. Большинство писателей говорит о откровении высших сил, о озарениях и тайных знаниях, которые почти непроверяемы.

Версии

Споры о происхождении и прародине славян продолжаются и сегодня. В советскую эпоху были распространены две основные версии этногенеза русинов:

  1. Польская (определяет прародину славян в междуречье Одера и Вислы).
  2. Автохтонная (возникла под воздействием теоретических взглядов советского учёного Марра).

Оба воссоздания заранее соглашались со славянским происхождением ранних архаических культур на землях, которые в Средневековье населяли русины, и некоторую исконную древность говора этого народа, автономно сформировавшегося из праиндоевропейского.

Накопление сведений в исследованиях и отклонение от патриотически обусловленных пояснений привели к появлению новых версий, базирующихся на выделении касательно сосредоточенного ядра созревания славянского этноса и распределении его путём миграций на соседние территории.

Академическая дисциплина не произвела единой точки зрения на место и время формирования этногенеза славян. Сегодня не существует общепризнанных условий отнесения старых культур к этому народу. Перспективным в этом плане может быть признак бездиалектности древнего языка русинов.

Не удалось создать убедительную версию этногенеза русских на базе сведений какого-либо только одного научного предмета. Нынешние теории стараются объединить сведения всех исторических дисциплин. В целом допускается, что славянский этнос появился ввиду слияния этнически разных индоевропейских общин на рубеже между скифо-сарматами и балтами при участии финского, кельтского и других субстратов.

Библиография о языковых контактах древних славян

Работы о славяно-германских языковых контактах

Мартынов В.В. Славяно-германское лексическое взаимодействие древнейшей поры:
К проблеме прародины славян. Минск, 1963.

Работы о славяно-венгерских языковых контактах

В основном, эти контакты выражались в интенсивных заимствованияхлексики панноно-славянского койнэ
в древневенгерский язык, но были контакты и с другими ветвями славянства.

Также смотрите предыдущий параграф с литературой о миграциях славян.

  • Ашбот О. Рефлекс слов вида трът-трът и тлът-тльт в мадьярских заимствованиях из славянского языка //
    Статьи по славяноведению. Спб., 1908. Вып. II. С. 227-269.
  • Золтан А. О происхождении православного славянского слоя в венгерской христианской терминологии //
    СЕ. XI. 1986. № 4. С. 5-9.
  • Рот А.М. Венгерско-восточнославянские языковые контакты. Вр., 1973.
  • Тот И. Славяно-български заемки в унгарския език // СЕ. IX. 1984. № 5. С. 28-36.
  • Asboth О. A szlávság a magyar keresztény terminológiában // NyK. 18. 1884. 321-427. 1.
  • Asboth 0. Szláv jövevényszavak, I: Bevezetés és a különböző’ rétegek kérdése. Bp., 1907.
  • Bálint Cs. A Kárpát-medence VI-IX. századi régészeti- néptörténeti kérdései //
    Bevezetés a magyar Őstörténet kutatásának forrásaiba. 1:1. Bp., 1984. 107-120. 1.
  • Toth I,H., A magyar nyelv bolgár-szláv elemeiről// Disser- tationes Slavicae. 14. 1983. P. 135-158.
  • Tóth I.H., Adalékok a korai magyar-szláv egyházi és kulturális kapcsolatok kérdéséhez //
    Fejezetek a régebbi magyar történelemből. Bp., 1985. 55-71. 1.

4. Основные схемы

1. Верования древних славян

Язычество – комплекс верований, представлений, обрядов,
отражавший полнейшую зависимость людей от стихийных сил природы

Четыре
этапа в развитии славянского язычества

I этап

Соответствовал эпохе
каменного века. Славяне приносят жертвы «упырям» и «берегыням». Упыри – злые
духи, вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь. Либо это
вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому
мстящие живущим на земле. Упырям противостоят добрые духи – «берегыни»

II этап

При переходе от кочевого к
оседлому образу жизни, с появлением земледелия, — зародился культ Рода и
Рожаницы. Род – это творец всей Вселенной. Вместе с Родом выступали две
Рожаницы – богини плодородия.

Постепенно многие функции
Рода перешли в ведения бога Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся
весну. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Весьма
почитался славянами на этом этапе и бог Велев – покровитель скота и скотоводства.
Считалось, что этот бог способствует накоплению богатств

III этап

В VII–IХ вв.
складывается «божественная картина», где каждому богу есть свое место.

Сварог –
властелин неба, бог огня, которому подчинялась вся Вселенная.  У него несколько детей – Сварожичи.

Сварожич –
бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров.

Дажьбог –
сын Сварога, олицетворяющий собой Солнце. По славянским поверьям, Дажьбог
живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей
светозарной колеснице он совершает свой бег над землей с востока.

Хорс –
божество, близко стоящее к Дажьбогу.

Стрибог –
бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья
деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки, путники и
т.д.

Мокошь –
покровительница женщин, женского рукоделия и торговли

IV этап

Со временем, когда военные
походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых
почитаемых богов становится Перун – повелитель грома и молний, покровитель
князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает»
верховную власть над остальными языческими богами, оттесняя на второй план
Сварога.  За последним остается право
покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой металлов

Вывод

Славяне
в соответствии со своими языческими представлениями разделяли мир на три
яруса:

I ярус: «Небо» (Мир богов).

II ярус: «Земля» (Мир людей).

III ярус: «Подземелье», обитатели которого держат земную тяжесть

2. Концепции происхождения и прародины славян

Миграционная

(Пришли на
Восточно-Европейскую равнину)

Автохтонная

«Дунайская»

С.М. Соловьев, В.О. Ключевский

«Прибалтийская»

М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин

Славяне как этнос
сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным
населением.

Б.А. Рыбаков

3. Основные восточно-славянские племена и места их расселения

Кривичи

Верховья рек Волги, Днепра,
Западной Двины

Вятичи

По реке Ока

Ильменские словене

Вокруг озера Ильмень и по
реке Волхов

Радимичи

По реке Сож

Древляне

По реке Припять

Дреговичи

Между реками Припять и
Березина

Поляне

По западному берегу реки
Днепр

Уличи и тиверцы

Юго-запад
Восточно-Европейской равнины

Северяне

По среднему течению реки
Днепр и по реке Десна

4. Восточные славяне в древности

Восточные
славяне в древности

Общинное устройство

Занятия

Верования

Родовая община

Земледелие

Язычество

Охота

Культ предков

Соседская
община

Рыболовство

Поклонение

явлениям природы

Бортничество

Земледельческие культы

5. Территория проживания славян

Успехи топонимики в определении чернолесской культуры

Однако от той эпохи остался богатый лингвистический материал, включая топонимику. Здесь наиболее известны исследования Трубачева О.Н. Ему принадлежат труды о ремесленной терминологии, топонимах Правобережья Днепра. На основании своих трудов Трубачев вывел совпадение территории происхождения индоевропейцев и славян, так как славянская терминология ремесла схожа с древнеримской, а в названиях рек и других топонимах присутствуют иллирийские.

Украинскими археологами определили, что чернолесская культура $X-VII$ вв. до н.э. была славянской. Чернолесцы соседствовали с киммерийцами, а на пограничной территории были обнаружены укрепленные городища, свидетельство усиления разделения этих культур. Славянская топонимика, обнаруженная Трубачевым, полностью совпадает с чернолесской археологической культурой, для этногенетических исследований это очень редко.

Замечание 4

Таким образом, чернолесскую культуру можно рассматривать как маяк в углублении поисков, а также при изучении преемников. Нужно однако учитывать, что на рубеже лесостепи и степи долгие века сталкивались земледельцы и степные кочевники, а с началом социального расслоения конфликты возникали и у родственных племен, кроме того, с Центральной Европы проходило много новых волн миграций.

Итак, установление природы чернолесцев помогает в вопросе об этнической принадлежности тшинецкой культуры: здесь как раз и прорисовывается движение праславян из приальпийских областей к Днепру. Выделить именно славян позволяет трупосожжение, а среди трупоположений славянского антропологического типа обнаружено не было, вероятно, это были балты. В рамках этой культуры южный тип с преобладанием темного пигмента встретился с северным, светлопигментированным и ассимилировал его.

Племена

Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.

Поляне. Самое многочисленное племя, селившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали истоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские.  Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи. Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане. Селились южнее Западной Двины

Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство

Дреговичи. Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять.  О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне. Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.

Волыняне. Селились южнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты. Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы. Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы. Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи. Селились между Днестром и Южным Бугом.

Северяне. В основном занимали территорию, прилегающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи. Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи. Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.

Племенные союзы

У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.

В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:

  • Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
  • Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
  • Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
  • Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).

Основные восточнославянские племена и места их расселения

в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне – жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях – древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины – кривичи.

На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.

Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.

Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.

Восточнославянские племена на карте

На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.

На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:

  1. Вятичи – восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
  2. Кривичи – северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
  3. Радимичи – племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.

Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.

В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути “из варяг в греки” и стало первопричиной образования русского государства.

Основные восточнославянские племена и места их расселения, таблица 2

Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Выводы

Древнейшие славянские племена изучал знаменитый академик лингвист О. Н. Трубачёв. Он проанализировал славянскую лексику кузнечного, гончарного и прочих ремёсел и сделал вывод, что носители древнеславянских диалектов (или их праотцы) в то время, когда образовывалась подобающая терминология, активно контактировали с италиками и германцами, то есть индоевропейцами Центральной Европы. Он считает, что племена древних русичей выделились из индоевропейского общества на районе Дуная (северная часть Балкан), после чего перекочевали и смешались с иными этносами. Трубачёв говорит, что невозможно выявить средствами языкознания момент отделения праславянского говора от индоевропейского в связи с их архаичной близостью.

Многие лингвисты утверждают, что общеславянская речь начала образовываться в первые столетия н. э. Некоторые называют середину I тысячелетия н. э. По данным глоттохронологии, славянский был обособленным языком в середине II тысячелетия до н. э. Некоторые лингвисты называют более ранние сроки.

Комментировать
0