fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Характерные особенности экипировки спортсменов других видов боевых искусств

Кимоно для дзюдо: что это и с чем его едят

В странах бывшего союза все виды одежды для занятий восточными единоборствами называют «кимоно», более точное обобщенное название тренировочных костюмов – «кэйкоги». Для тренировок и соревнований именно по дзюдо используют костюм, называемый «дзюдоги».

Правильно выбрать кимоно для дзюдо необходимо и для новичка, и для профи:

  • Кэйкоги для дзюдоистов были разработаны еще в 1905 году так, чтобы облегчать бойцу достижение результатов.
  • Минимальные ошибки в подборе длины рукавов, отделки воротника и плотности ткани могут значительно замедлить ваш прогресс.
  • Традиции очень важны для восточных единоборств. Прийти на занятие по дзюдо в куртке для айкидо и штанах для каратэ — не лучший способ завоевать уважение тренера.

Настоящее дзюдоги состоит из:

  • куртки (уваги);
  • брюк (дзубон или ситабаки);
  • пояса (оби).

Каждый элемент кроя имеет свое название, например:

  • Правый отворот куртки – миги маэ эри.
  • Наружный край левого рукава – хидари ути содэгути.

Кроме того, существует целый свод правил, регламентирующих складывание одежды для тренировок. Хотите познать дзюдо от и до – выбирайте кимоно правильно, учитесь описывать его по-японски и складывайте его в соответствии с вековыми традициями.

История возникновения

Особенности пошива кимоно

Даже если платье шьется своими руками, считаться с японскими традициями все же надо

Вместе с материалом ткани и рисунком на ней можно обратить внимание на другие особенности одежды

Традиционное японское кимоно

Выкройка состоит из прямоугольных деталей, в отличие от европейской одежды, где преобладают сложные закругленные формы. Прямоугольность нужна была для того, чтобы экономить на дорогом материале. Японцы используют мягкие нити для шитья, таким образом, предупреждая перетягивание материи.

Японское кимоно — эстетика в деталях

Продолжая тему отличий от европейской одежды, стоит упомянуть, что кимоно делает акцент лишь на плечах и талии, скрывая все недостатки фигуры. В Европе ценится рельефность тела, в Японии же считают, что равномерность и плоскость – это эталон красоты.

Японский стиль – это мягкие кимоно, плоскостной крой без вытачек, блестящий атлас или шёлк, нежные цветы, вышитые драконы

Тем не менее, одного японского платья было мало, чтобы говорить о красоте девушки. Большую роль играли черты ее лица и макияж.

Многие японки на улицах выглядят как куклы, благодаря особому макияжу, зрительно увеличивающему глаза

Дзюдоги – необходимая униформа для дзюдо

Виды женских кимоно

  • Учикаке – это длинная накидка, которая надевается поверх верхнего кимоно невесты. Учикаке имеет довольно длинные рукава (более одного метра). Часто на такой накидке изображен журавль, считающийся в Японии символом долголетия.
  • Широмуку – свадебное кимоно.
  • Хаори – куртка, которая надевается поверх кимоно.

  • Кимоно гейши и майко – кимоно с длинным шлейфом (от 190 см). У гейш кимоно имеет короткий рукав, у майко – могут достигать полутора метров. Такой вид кимоно делится на два типа: хикидзури – кимоно для танцев, и сусохики – юбка со шлейфом.
  • Фурисоде – праздничное кимоно для молодых незамужних девушек. Такая модель имеет длинные рукава. В день совершеннолетия девушки надевают фурисоде с отделкой в виде пухового воротника.
  • Юката – летний вариант кимоно, выполненный из хлопчатобумажной ткани. Традиционные юкаты изготовлены в черно-белой, серой и синей гамме.
  • Куротомэсодэ – кимоно черного цвета, имеющее рисунок ниже талии. Носят такое кимоно замужние женщины.
  • Хомонги – кимоно, предназначенное для торжественных приемов гостей.
  • Мофуку – траурное кимоно черного цвета, может быть украшено только гербами.

Как выбрать?

Мужские кимоно

В отличие от женских кимоно, мужские гораздо проще, они состоят обычно из пяти частей (не включая обувь). У мужских кимоно рукава втачаны (пришиты) в боковой шов так, чтобы свободными оставались не более чем десять сантиметров рукава; у женских кимоно их глубокие рукава почти никогда не пришиты таким образом. Мужские рукава короче женских ещё и для того, чтобы не мешать оби. У женских кимоно рукава не касаются оби именно из-за своей длины.

Сейчас главное отличие между женским и мужским кимоно заключается в расцветке ткани. Типичными считаются чёрный, тёмные синий, зелёный и коричневый. Ткани обычно матовые. Набивной или обычный рисунок, светлые цвета используются в более будничных кимоно. Борцы сумо часто носят кимоно цвета фуксии (бордово-фиолетовый).

Наиболее формальны чёрные кимоно с пятью гербами на плечах, груди и спине. Немного менее формально кимоно с тремя гербами, под него часто надевают белое нижнее кимоно.

Почти любое кимоно можно сделать более формальным, надев его с хакама и хаори (см. ниже)

Ико (яп. 衣桁 ико:, вешалка для кимоно)

Кимоно и аксессуары

Примечания

Платье кимоно и его особенности

История

Кимоно гейш

Женщины в кимоно на станции синкансэна

В современном японском языке существует три слова для обозначения японской традиционной одежды:

  1. кимоно (着物) — наряд
  2. вафуку (和服) — японская одежда
  3. гофуку (呉服) — «китайская» одежда

Самым старым из них является первый вариант. К началу вестернизации Японии в середине XIX века им обозначали любую одежду. Ещё в XVI веке португальские миссионеры-иезуиты сообщали в отчетах в Европу, что японцы называют одежду словом кимоно (kimono). Это название перекочевало в большинство иностранных языков, в том числе и в русский. Хотя в досовременной Японии «кимоно» было аналогом универсального понятия «одежда», в Европе и Америке оно стало ассоциироваться именно с японским нарядом.

В конце XIX века в Японии увеличилось количество тех, кто принялся носить одежду западного стиля. Отличие западного и японского костюма вынуждало японцев выделить последний из общего понятия «кимоно». Возник неологизм для обозначения традиционной одежды — «вафуку» До конца Второй мировой войны это слово стало основным для определения японского наряда. Однако в послевоенные времена, под воздействием американского «понимания» японской действительности, универсальный термин «кимоно» начали применять как один из синонимов «вафуку».

Соответственно, в современном японском языке «кимоно» получило два значения. В широком понимании — это общий термин для обозначения любой одежды, а в узком — разновидность вафуку.

Археологические находки на японском архипелаге подтверждают тезис, что древнейшие японцы носили простую конопляную одежду в конце эпохи Дзёмон. В начале 1 тысячелетия до н. э., под воздействием континентальной моды, в Японию попал костюм корейско-маньчжурского типа.

Самые ранние кимоно, появившиеся около пятого века нашей эры, были очень похожи на ханьфу — традиционную китайскую одежду. В восьмом веке китайская мода сделала накладной ворот частью современной женской одежды. В эру Хэйан (794—1192) кимоно стало очень стилизованным, хотя многие всё ещё носили шлейф мо поверх него. В эпоху Муромати (1392—1573), косодэ — кимоно, ранее считавшееся нижним бельём, стало носиться без штанов хакама поверх него, поэтому у косодэ появился пояс — оби. В период Эдо (1603—1867) рукава росли в длину, становясь особенно вытянутыми у незамужних женщин. Оби стал более широким, появились различные способы завязывания пояса. С этого времени форма кимоно оставалась почти неизменной.

Революцию в японской одежде повлекли вестернизационные реформы периода Мэйдзи второй половины XIX века. Европейская мода начала вытеснять японский традиционный костюм. Этот процесс был постепенным и поверхностным до 1945 года, касаясь лишь руководящих прослоек общества. Однако демократизация и «американизация» образа жизни простых японцев привела к тому, что японское кимоно было вытеснено из повседневной жизни.

Сегодня японский традиционный костюм используется в основном лишь во время праздников и официальных мероприятий.

Запа́х

Как женское, так и мужское кимоно надевают с запахом направо.

На похоронах тело одевают в кимоно с запахом налево, говорят «Мир после смерти противоположен нашему миру».

Ношение традиционной одежды в современной Японии

Сейчас женщины носят кимоно, когда занимаются традиционными видами искусства, такими как чайная церемония, или посещают занятия икебаной. Девушки и молодые одинокие женщины носят фурисоде – красочное кимоно с длинными рукавами, перевязанное ярким оби. Выполненное из ткани с простыми геометрическими узорами, оно носит название эдо-комон и считается повседневным.

На свадьбах жених и невеста часто несколько раз меняют одежду. Традиционным для невесты является широмуку – тяжелое, вышитое белое кимоно. Жених носит одежду черного цвета, изготовленную из шелка, на которой изображен семейный герб, хакаму (широкие штаны или шаровары со складками) и черное хаори.

В январе каждый год двадцатилетние девушки и юноши отмечают свое совершеннолетие. На праздник надевают традиционный японский наряд. Большинство женщин носят яркие кимоно, часто с меховым боа. Также его надевают на Новый год. Детские кимоно надевают на праздник Шичи-го-сан, во время которого повсеместно отмечают дни рождения детей.

В холодное время года иногда носят кимоно, сделанные из шерстяных тканей. Светлые хлопчатобумажные юката носят мужчины и женщины в летние месяцы и после купания в онсене (курорты с горячими источниками) и в рекан (традиционные гостиницы). Часто их носят с деревянной обувью. Сегодня яркие цвета юката распространены на летних фестивалях и во время фейерверков и особенно популярны среди молодых женщин и детей.

Кому можно носить кимоно?

Всем, кто знает особенности своей фигуры и способен с их учётом  подобрать конкретную модель. Однозначно не стоит прибегать к вещам не своего размера. Чрезмерно маленькое платье-кимоно не сидит на фигуре, распахивается, и окружающие начинают видеть больше, чем им могла бы продемонстрировать мини-юбка.

Также адекватно оценивайте ширину пояса. Перетянув себя узким аксессуаром, вы не станете стройнее, ведь поверх ленты нависнут «бока», а снизу  начнёт отчётливо проступать животик. И кимоно, каким бы широким оно ни было, не всегда сможет скрыть такие нюансы. Скорей всего, они будут заметны при движении и в положении сидя.

При этом однозначно стоит прибегнуть к кимоно женщинам, имеющим следующие особенности:

  • слабо выраженная талия;
  • крутые бёдра;
  • грудь красивой формы (глубокий  у-образный вырез подчеркнёт достоинство).

При этом нет гарантии, что современная интерпретация платья-кимоно подойдёт при очень широких плечах и узких бёдрах. Придётся действительно постараться, чтобы найти модель, способную уравновесить разницу между массивным верхом и плохо выраженным низом.

Стоимость

Можно носить удивительные аксессуары с кимоно

Особенности кимоно и интересные факты

Кимоно кроится с минимальным количеством разрезов, все швы в нем прямые. По сути, выкройка состоит их нескольких прямоугольников. Для изготовления одного кимоно требуется довольно много материала (до одиннадцати метров). Обычно кимоно шьют одного размера, после чего его подгоняют под фигуру владельца с помощью складок. На настоящем кимоно нет пуговиц, оно запахивается строго слева направо (это правило касается и женских, и мужских моделей) и закрепляется специальным поясом-оби. Кимоно с запахом справа налево предназначается для погребения умерших.

Настоящее кимоно шьется и расписывается только вручную. Его средняя стоимость составляет пятьсот тысяч рублей. Надеть кимоно самостоятельно довольно сложно, поскольку его длина, как правило, превышает рост женщины. Поэтому в этом процессе необходимы помощницы.

Кимоно сделано из одного куска ткани

Каждое кимоно состоит из восьми прямоугольных полос, вырезанных из одного куска ткани. Кусок ткани имеет стандартный размер шириной 38 см и длиной 12,5 м. Когда изготавливается кимоно, лишняя длина подшивается, а не отрезается.

Снег, санки и нагрузка: как ускорить езду на санках при помощи научных уловок

Голливудский стиль: Риз Уизерспун и другие звезды показали свои нарядные елки

Диетологи: как до Нового года привести себя в форму без ущерба здоровью

Ношение кимоно обычно включает в себя три основные элементы. Под него обычно надевают легкий слой под названием нагадзюбан. Затем само кимоно и нижний слой удерживаются вместе широким поясом. При надевании кимоно всегда стоит помнить, что нужно перекрестить его слева направо по всему телу. Если же вы запахиваете одежду справа налево, то на самом деле, одеваетесь как труп, поэтому не стоит совершать большую ошибку.

С рукавами или без?

Рукава кимоно в Японии несут ту же функцию, что  на Руси выполняли косы: они позволяют определить семейное положение женщины. Так, до замужества девушки у нас на родине заплетали одну косу, а после вступления в брак – две. В Японии же показателен размер рукава. Традиционный костюм невинной особы обязательно должен быть снабжён длинными рукавами. Остальные носят одежду с короткими.

Гуру фэшн-индустрии не придерживаются японского канона и предлагают покупательницам изделия с любой длиной рукава. Широко представлены модели, вообще лишённые этой детали. Отсутствие восполняется переносом и удлинением линии плеча.

Эффект кимоно: как скрыть недостатки

Цвет

Помимо рисунка, цвета кимоно также имеют символическое значение. Кроме того, пигменты, используемые для достижения определенных оттенков, также являются характерными. Красители, видимо, являются воплощением духа растений, из которых они извлекаются. Любые лекарственные свойства растений также считаются перенесенными на ткань. Например, синий происходит от индиго, который используется для лечения укусов, поэтому считалось, что ношение синей ткани позволяет избежать укусов змей и насекомых.

Особое значение цвету придавалось несколько столетий назад. Например, довольно значимой была одежда красного и пурпурного цвета. Поэтому одна из традиций заключалась в том, что такое кимоно могли носить только члены императорской семьи. Цветную одежду с яркими рисунками запрещалось носить простолюдинам.

В настоящее время цвет наряда зависит от степени формальности церемонии. При совершении полного церемониала надевается только черное кимоно. Например, самая официальная женская одежда – томесоде черного цвета с рисунком, размещенным только на подоле. Менее формальное – иротомесоде – аналогичное кимоно любого другого цвета. В частности, на свадебной церемонии родственники невесты могут быть одеты только в одежды черного цвета, а подруги невесты могут носить иротомесоде.

Особенности кимоно[править]

Кимоно напоминает собой Т-образный халат. Его длина может варьироваться. Одежда закрепляется на теле поясом оби

(ЋЎ), который расположен на талии. Вместо европейских пуговиц используют ремешки и бечевки. Характерной чертой кимоно являются рукавасодэ (Рд), которые обычно намного шире толщины руки. Они имеют мешкообразную форму. Рукавное отверстие всегда меньше высоты самого рукава. Поскольку японский традиционный наряд подобен халату, в нем нет открытого воротнику вроде европейских костюмов. В целом он удобно и не сковывает движений человека.

Ткани, из которых изготовляется кимоно, как правило, неэластичны. Для пояса используют сукно. выкройки для одежды обычно прямоугольные и отличаются от европейских аналогов сложными закругленными формами. Благодаря этому достигается экономия и практически полная утилизация материи. Ее прямоугольные остатки могут быть повторно использованы в хозяйстве.

Для пошива кимоно используются преимущественно мягкие нити, которые уменьшают риск перетягивания ткани. Однако такое бережное отношение к материи, которая была дефицитом в традиционной Японии, негативно отражается на сохранении конструкции одежды. В случае ее нарушения кимоно можно перешить заново из той же ткани.

Кимоно и японская эстетика

В отличие от традиционной европейской одежды, которая подчеркивает конструкцию тела человека, кимоно выделяет лишь плечи и талию носителя, скрывая недостатки его фигуры. Западная одежда акцентирует на рельефе, а японский — на равномерности и плоскости. Это связано с традиционным представлением японцев об идеальной конституции — «чем меньше выпуклостей и неровностей, тем красивее».

Например, в Европе женские корсеты использовались для сужения талии, а чтобы выглядеть красивой в кимоно, «идеальной фигуры» было недостаточно. «Идеальное лицо» и макияж считались неотъемлемой частью антуража. В позднем средневековье установился эталон «японской красавицы». Лицо должно было быть плоским, а его овал — удлиненным. Красивыми считались раскосые глаза с узкими и высокими бровями. Рот должен был быть маленьким и походить на небольшой красный цветок. Из малопрофилированноого лица относительно сильно выступал лишь нос. Кожа женщины должна была быть белой как снег, потому японки издавна белили лицо и другие выступающие из-под кимоно части тела. Такой идеал красавицы удачно отображен на японских гравюрах XVII—XIX век. Ошибка цитирования Отсутствует закрывающий тег (Номер частин відповідає номерам у схемі крою)

|+ |}

Это незавершённая статья о Японии. Вы можете помочь «Традиции», исправив и дополнив эту статью.

Как завязать пояс на кимоно

Женская одежда перевязывается широким поясом, называемым оби. Мужчины привязывают свои кимоно более простыми и узкими поясами, при этом для мужской одежды не используют столь сложные узлы, как для женской. Женский пояс завязывается на талии или под грудью, мужской – ближе к бедрам.

Пояс может завязываться разными способами. Разберемся подробнее.

Например, для того чтобы завязать обычный пояс мужского кимоно, нужно выполнить ряд последовательных действий. Сначала разместить середину пояса поперек живота ниже уровня талии. Затем его оборачивается вокруг туловища, концы его выводятся вперед и придерживаются по бокам. Левый конец опускается вниз, а правый пропускается под ним таким образом, чтобы образовалась свободная петля. Левый конец отпускается, а правый продевается сверху в образовавшуюся петлю. Затем конец, находящийся слева, продевается снизу вверх в петлю, после чего можно затягивать узел.

Существует также большое число вариантов завязывания оби для женских кимоно. Вид узла зависит от типа одежды, возраста и статуса женщины. Многие декоративные узлы по форме похожи на цветы.

Ширина оби может достигать 40 см, а длина – 3-4 метров. При завязывании женского оби узел располагается сзади. Для того чтобы пояс держал форму, используется специальная дощечка, обшитая тканью.

Варианты дизайна

Виды и материалы

Домашнее кимоно – юката, традиционный вид одежды в Японии. Оно отличается неяркими расцветками, считается повседневным. В японских традициях носить кимоно юката предлагается и туристам. Именно его можно встретить в гостиницах вместо халатов, в этом случае одежда будет украшена фирменным логотипом отеля. Уличные юката считаются летними, они более плотные, яркие, дополняются красивыми поясами.

Хантэн – так называется накидка, скроенная по аналогии с кимоно. Этот вид традиционной одежды надевается в холодные периоды года. Хантэн тоже бывает женским и мужским, в нем обязательно присутствует ватный подбой. Его используют и в качестве верхней одежды, если нужно выйти на улицу. Цветовая гамма и орнамент таких изделий довольно разнообразны.

Все кимоно, не относящиеся к домашнему гардеробу, принято делить на верхние и нижние. Модели с коротким рукавом именуются косодэ, с длинным – фурисодэ. Традиционное кимоно (не юката) имеет более точное обозначение – вафуку. Обычно оно шелковое, тогда как домашние варианты шьются из более простых тканей – хлопка, полиэстера, смесовых материй.

Hadajuban – нижнее кимоно, надеваемое поверх специальной нательной рубашки. Оно более короткое, обычно однотонное, может иметь украшения и росписи, с более длинными рукавами и декоративными манжетами. Воротнички у нижних кимоно нага-дзюбан делают сменными, их выбирают в зависимости от расцветки верхнего вафуку. Хада-дзюбан больше напоминает ночную рубашку.

Китайский прообраз кимоно называется ханьфу. Сегодня его не используют в повседневной жизни, но иногда надевают для торжественных мероприятий, ритуалов, церемоний, а также используют при реконструкции исторических событий. Даосские монахи носят даопао – один из подвидов ханьфу. Пола одежды запахивается направо, воротник тоже перекрестный. Выделяют нательный вариант – «и», халат «пао», верхнюю одежду такого типа именуют «шань».

Популярные материалы для изготовления кимоно.

Шёлк. В кимоно уместен исключительно натуральный вид этого материала, получаемый из коконов тутового шелкопряда. Он имеет характерный запах, обладает антибактериальными свойствами. Высоко ценится очень плотный шёлк цумуги. Тонкие варианты используются при пошиве нижнего кимоно.

Примечания

  1. Слово кимоно «着物» состоит из знака «着» (ки — наряд, одежда, надевать) и «物» (моно — вещь).
  2. Этим словом отражается японская традиционная одежда, изготовленная из шёлка. Дословно переводится как «одежда из королевства У». У (по-японски — «Го») — название государства в юго-восточной части Китая (222—280), откуда в давние времена японцы получали шёлк. Из него шили самые дорогие и тонкие наряды. И поныне в Японии можно встретить много магазинов с надписью «гофуку», где шьют традиционную шёлковую одежду.
  3. В японском языке отдел европейского кроя обозначается словом «ёфуку» — «западная одежда» (洋服).
  4. В кимоно место пришивки рукава к нательной части практически никогда не совпадает с плечевым суставом человека, а расположено между плечом и локтем. Причиной этого является особый способ кроения материи и пошива японского традиционного костюма. См. рис. справа:

    • 1. Плечевой сустав человека
    • 2. Место сшивки рукава и нательной части кимоно

Особенности

Мужское кимоно должно полностью соответствовать определенным требованиям и традициям. Оно обязательно имеет Т-образный силуэт, создается из 1 отреза ткани. Застежки отсутствуют, вместо них используется запахивание пол одежды и подвязывание поясом оби. В мужском гардеробе он достаточно узкий, акцентируется только линия плеч и талия, все остальные особенности телосложения остаются скрытыми. Рукава мешковатые, не слишком плотно облегают руку.

Для мужского кимоно обязательно ниспадение его верхней рукавной части до локтя без образования складок. Оно короче женского, обеспечивает большую свободу передвижений. Надеть такой наряд можно самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. Пояс повязывается от талии до бедер, фиксируется узлом сзади или справа.

Мужчины носят кимоно в сочетании с хакама – это широкие штаны, имеющие складки и похожие на юбку. Сегодня их используют преимущественно в боевых искусствах, ранее надевали самураи. Длина хакама простирается от пояса до щиколоток, также существуют укороченные версии. В древности право носить этот предмет гардероба имели только придворные, воины и священнослужители. Хакама надевается поверх кимоно, в традиционном костюме дополняется поясничной дощечкой для улучшения осанки.

Стили

Кимоно различается в зависимости от владельца

Производство

Сушка ткани для кимоно между окрашиваниями

Мужские кимоно бывают разных размеров, а женские, в основном, одного и того же размера, подгоняются с помощью складок. У идеально выбранного кимоно рукава оканчиваются у кисти. Мужское кимоно должно ниспадать до локтя, не образуя складок. Женское кимоно длиннее, чтобы можно было сделать охасиори (яп. おはし折), особую складку, которая выглядывает из-под оби. Очень высокие или полные люди, такие как борцы сумо, заказывают себе кимоно, хотя обычно в готовом изделии остаётся целый отрез ткани, с помощью которого можно легко перешить его почти на любую фигуру.

Кимоно делается из цельного куска ткани. Отрез ткани обычно около сорока сантиметров в ширину и одиннадцать с половиной метров в длину. Этого достаточно, чтобы пошить одно кимоно на взрослого человека. Готовое кимоно содержит четыре полосы ткани: две из них покрывают тело, а из оставшихся формируют рукава, кроме этого, используют дополнительные полосочки для ворота и тому подобного. В прошлом кимоно часто распарывали перед стиркой и сшивали вручную после неё.

Нанесение рисунка на ткань

Традиционное кимоно делают вручную, причём ткань также зачастую сделана и расписана руками. Повторяющиеся рисунки наносят в таком случае с помощью трафарета. За долгие годы сменилось множество тенденций в стиле кимоно и аксессуаров, типе и цвете ткани.

Кимоно и оби традиционно делают из шёлка, креп-шёлка, сатина, современные кимоно изготовляют из более дешёвого и практичного материала, креп-сатина, хлопка, полиэстера и других синтетических нитей. Шёлк всё же считается идеальным материалом для формальной обстановки.

Обычно тканые узоры или мелкие рисунки носят в неформальных ситуациях, у кимоно для официальных ситуаций авторский рисунок идёт по подолу или по всей поверхности. В период Хэйан под кимоно носили до десяти контрастирующих друг с другом слоёв одежды, причём каждая комбинация цветов была строго определена. Сегодня под кимоно чаще всего носят ещё одно, тонкое. По узору можно определить сезон его носки, например, рисунок с бабочками или вишнёвым цветом будет носиться весной, водные рисунки обычны для лета, листья японского клёна — популярный осенний мотив, а для зимы подходит расцветка с соснами и бамбуком.

Старые кимоно утилизируют разными способами, из них делают хаори и кимоно для детей, ремонтируют похожие кимоно, из них делают сумки или аксессуары. Кимоно с повреждённым низом носят под хакама, чтобы спрятать низ. Опытные текстильщики раньше удаляли нити из кимоно и использовали их снова в тканях.

Детали образа в японском стиле

Кимоно и аксессуары

  • Нагадзюбан (яп. 長襦袢) — (или просто дзюбан, 襦袢) — нижняя рубаха, похожая на кимоно, которую носят как мужчины, так и женщины для того, чтобы верхнее шёлковое кимоно, тяжёлое в чистке, не касалось кожи носящего. Из-под кимоно выглядывает лишь край ворота нагадзюбана. У многих дзюбанов сменные воротники для того, чтобы их можно было носить в соответствии с цветом верхнего кимоно и чтобы стирать только воротник, а не всё сразу. Наиболее формальные нагадзюбаны белого цвета, на них часто имеется мелкий рисунок, схожий с рисунком на внешнем кимоно. Хотя у мужских кимоно очень ограничена расцветка, дзюбан может быть очень неординарным как по цвету так и по стилю.
  • Хададзюбан (яп. 肌襦袢) — тонкое бельё вроде майки. Носится под нагадзюбаном женщинами.
  • Сасоёке (яп. 裾除け) — тонкие панталоны, которые женщины носят под нагадзюбаном. Иногда сасоёки и хададзюбан соединяют вместе.
  • Гэта (яп. 下駄) — деревянные сандалии, которые носят как мужчины, так и женщины, обычно вместе с юката. Есть особый вид гэта, который носят только гейши.
  • Хакама (яп. 袴) — юбка или шаровары, сделанные из разделённых или сшитых очень широких штанин, традиционно носимая мужчинами (а с недавних пор и женщинами) в неформальной обстановке, синтоистскими жрецами, а также в качестве формы в некоторых боевых искусствах, например, айкидо, кендо, нагинатадзюцу. Традиционно раздельные хакама в виде шаровар носятся мужчинами, тогда как женские хакама ближе к юбке. У хакама есть длинные складки, косиита (жёсткая задняя часть) и химо (длинные и короткие ленты, удерживающие хакама от спадания). Хакама часто носят женщины на выпускных церемониях. Уровень официальности хакама зависит от ткани и расцветки.
  • Хаори (яп. 羽織) — верхний жакет, добавляющий наряду официальности. Раньше хаори носили только мужчины, но с конца эпохи Мэйдзи мода позволила женщинам тоже носить их. Отличие в том, что женский хаори длиннее. У современного мужского хаори расписана только подкладка, тогда как женский хаори обычно сшит из узорчатого полотна.
  • Хаори-химо (яп. 羽織紐) — тканая полоса материи, используемая для завязывания на хаори, как пояс. Самый формальный цвет — белый.
  • Хиёку (яп. ひよく) — подвид нижнего кимоно, который женщины носили раньше. Сегодня используется только на официальных мероприятиях (свадьбах и т. п.)
  • Кандзаси (яп. 簪) — женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно; часто кандзаси выполнены в том же стиле, что и кимоно.
  • Оби (яп. 帯) — пояс для кимоно, носимый женщинами и мужчинами. Мужской оби довольно прост и представляет собой узкий плотный матерчатый кушак, тогда как женский является наиболее сложной и дорогой деталью костюма. Расцветка, узоры и способы завязывания женского оби имеют сложный символизм и являются отдельной областью прикладного искусства.
  • Оби-ита (Маэ-ита) (яп. 帯板) — тонкая доска, обитая материей, которую женщины носят под оби, чтобы тот сохранял форму.
  • Датэдзимэ (яп. 伊達締め) — тонкий пояс, используемый для того же, что и оби-ита.
  • Косихимо (яп. 腰紐) — тонкие пояски, помогающие зафиксировать кимоно на теле во время одевания.
  • Таби (яп. 足袋) — низкие носки с отделённым большим пальцем, часто носятся с дзори.
  • Варадзи (яп. 草鞋) — соломенные сандалии, которые носят монахи.
  • Юката (яп. 浴衣) — летнее повседневное хлопчатобумажное, льняное или пеньковое кимоно без подкладки. Юката часто носят на фестивалях люди всех возрастов. Юката также можно часто увидеть на онсэн (горячих источниках).
  • Дзори (яп. 草履) — матерчатые, кожаные или соломенные сандалии. Дзории могут быть как обильно декорированными, так и совсем простыми. Их носят как мужчины так и женщины. Соломенные дзори с белыми верёвочками — ханао — самые формальные мужские сандалии. Внешне дзори похожи на обыкновенные сланцы (шлёпанцы).
  • Окобо (яп. おこぼ) — высокие туфли, носимые девушками на официальных церемониях, а также обычная обувь майко. С них легко упасть, поэтому нужно передвигаться мелкими шажками.

Женские кимоно

Кимоно невесты в Кунсткамере (Санкт-Петербург)

Красный нагадзюбан на майко квартала Понтотё

Многие современные японки утратили навык надевать кимоно самостоятельно: традиционное кимоно содержит двенадцать или более отдельных частей, так что в случае необходимости нередко обращаются к специалистам в этой области — отокоси (яп. 男衆, мужчина-слуга) и онагоси (яп. 女子衆, женщина-слуга) или оннасю (яп. 女衆 оннасю:, женщина-слуга). Гейши тоже одеваются с помощью таких профессионалов. Одевал обычно вызывают на дом лишь для особых случаев, поэтому они работают при парикмахерских.

Выбор верного кимоно сложен из-за необходимости учитывать символизм традиционного костюма и социальные посылы, такие как возраст, семейное положение и уровень официальности мероприятия.

  • Фурисодэ (яп. 振袖): слово фурисодэ буквально переводится как «развевающиеся рукава»: они у фурисодэ примерно метр длиной. Это самое официальное кимоно для незамужней женщины, его носят подруги невесты на свадьбе и майко.
  • Хомонги (яп. 訪問着 хо:монги): переводится как одежда для приёмов. На нём рисунок присутствует вдоль плеч и рукавов, хомонги немного более высокого стиля, чем похожее цукэсагэ. Носят его как замужние, так и незамужние женщины.
  • Цукэсагэ (яп. 付け下げ): орнаменты более скромны, чем у хомонги. Основная их часть покрывает пространство ниже талии.
  • Томэсодэ (яп. 黒留袖): самое официальное кимоно замужней женщины с рисунком только на подоле. Имеет две разновидности:
Куротомэсодэ (яп. 黒留袖): чёрное кимоно. Это самое официальное кимоно для замужней женщины. Оно также часто используется на свадьбах — в него одеты матери жениха и невесты. У курутомэсодэ на рукавах, груди и спине часто имеется пять гербов камон.
Иротомэсодэ (яп. 色留袖): одноцветное кимоно, разрисованное ниже талии. Этот тип кимоно немного менее официальный, чем куротомэсодэ. На иротомэсодэ может быть три или пять камон.
  • Иромудзи (яп. 色無地): его носят женщины на чайных церемониях. Иногда на иромудзи присутствует жаккардовый рисунок ринцу, но ткань всегда одноцветная.
  • Комон (кимоно) (яп. 小紋): «мелкий рисунок». У комон мелкий рисунок, поэтому их можно носить как гуляя по городу, так и в ресторане, но уже с более формальным оби.

Лиловое сусохики на майко, проводящей чайную церемонию

  • Эдо комон (яп. 江戸小紋): кимоно в горох. В эру Эдо его носили самураи. Сегодня оно может использоваться аналогично хомонги, если на нём есть гербы камон.
  • Мофуку (яп. 喪紋 мофуку): одежда для похорон. Полностью чёрное кимоно, в которое одеваются родные и близкие умершего. Остальные присутствующие одеваются в цветные иромудзи с чёрными аксессуарами, чтобы показать, что они в трауре, но не очень близки к покойному.
  • Хикидзури (яп. 引き摺り) и сусохики (яп. 裾引き). Сусохики обычно носят гейши или исполнители традиционных японских танцев. Сусохики длиннее обычного кимоно, за счёт длинного шлейфа. Сусохики буквально означает «держать подол». Обычное женское кимоно имеет длину 1,5—1,6 метра, а сусохики может быть длиной до 2 метров. Гейши и ученицы гейш поднимают подол кимоно также и для того, чтобы показать разноцветный нагадзюбан (см. ниже).

Части женского кимоно


Части женского кимоно

  1. Доура — верхняя внутренняя часть.
  2. Эри — воротник.
  3. Фуки — подшитый низ.
  4. Фури — рукав выше локтя.
  5. Маимигоро — передняя полка.
  6. Мияцукути — отверстие под рукавом.
  7. Окуми — внутренняя передняя часть.
  8. Содэ — рукав.
  9. Содэгути — отверстие в рукаве.
  10. Содэцукэ — рукав.
  11. Сусомаваси — нижняя внутренняя часть.
  12. Тамото — карман в рукаве.
  13. Томоэри — внешний воротник.
  14. Ураэри — внутренний воротник.
  15. Усиромигоро — спинка.

Цена

Сравнение с женским

История

История кимоно уходит своими корнями глубоко в древность. Считается, что первый прообраз кимоно был изобретен три тысячи лет назад. Более современный вид кимоно приобрело лишь в 790 годах. С тех пор основная конструкция женского и мужского кимоно практически не изменилась. С самого появления кимоно всегда оборачивали вокруг тела слева направо и подвязывали широким поясом оби, который фиксировали сзади. Историки утверждают, что кимоно было позаимствовано японцами у китайцев. Прародителем кимоно по праву является китайская национальная одежда – ханьфу, внешне напоминающая длинный халат с запахом и широкими рукавами.

В начале X века Япония закрылась от влияния извне, и пошла самостоятельным путем развития, как в политике, так и в моде. С этого момента кимоно прошло длинный эволюционный путь и претерпело немало изменений. Лишь к XX веку кимоно приобрело тот вид, который мы видим сегодня.

В X веке одежда знатных женщин состояла из короткого халата, поверх которого надевали двадцать слоев учиги (шелковых халатов с широкими рукавами) и накидку-карагину. Все эти одеяния закрепляли на талии с помощью пояса. В XІІ веке одежда значительно упростилась, женщины стали носить короткие халаты, заправленные в брюки, поверх которых надевали один слой учиги. В XVІ веку кимоно стало самостоятельным предметом одежды. Его шили из натурального шелка, искусно расписывали и вышивали. Кимоно очень преобразилось, стало более ярким. Особенно поражало разнообразие отделки, мастера создавали на кимоно целые картины. В тот же период в моду вошло кимоно с длинным шлейфом и множеством слоев, данный наряд ограничивал женщин в движениях. Дополняли такое кимоно сложной прической, которую закрепляли гребнем и украшали цветами. В начале XVІІ века государство издало закон, ограничивающий возможность дорого декорировать кимоно для людей незнатного происхождения. Поэтому в моду вошли богато расшитые подкладки, которые надевались под кимоно.

В тот же период в Японию начала проникать западная культура. Японцы стали одеваться по образцу европейских жителей. Особенно быстро европейскую моду переняли мужчины, а чуть позже и женщины. Кимоно отошло на второй план. Сегодня в Японии редко встретишь людей в кимоно на городских улицах. Его носят по торжественным случаям, например, на японской свадьбе жених, невеста и их родители должны быть одеты именно кимоно. Настоящее кимоно стоит довольно дорого, не каждый житель может позволить себе такую покупку, поэтому по праздникам некоторые японцы пользуются услугами одежды напрокат.

Комментировать
0