fbpx
No Image

История британской ост-индской компании: как английские купцы покоряли индию

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Похищение Индии

Спустя несколько десятилетий представители Ост-Индской компании разгромили сначала бенгальскую армию, а затем и войско Могольской империи. С этого момента начался процесс перехода Индии под британское владычество и её разграбления. Согласно подсчётам историков, богатства, которые вывозились из одной только Бенгалии, позволили практически удвоить ВВП Великобритании. Современные экономисты отмечают взаимосвязь между потоком средств из Азии и промышленной революцией в Англии. Из-за непомерных налогов и кабальных условий работы Бенгалия пережила несколько волн голода, унёсших только в конце XVIII века жизни около 10 млн местных жителей.

Путём дипломатии, принуждения и стравливания между собой различных княжеств функционеры Ост-Индской компании в начале XIX века покорили практически всю Индию. Однако из-за своей архаической организации компания не смогла приспособиться к требованиям индустриальной эпохи и стала терять эффективность.

  • Восстание сипаев
  • Gettyimages.ru

В 1857 году в Индии произошло масштабное восстание местных солдат–сипаев, возмущённых тем, что руководство компании игнорировало их религиозные взгляды и поставляло на вооружение своих войск патроны, упаковка которых была пропитана свиным и говяжьим жиром. Восстание было с большим трудом подавлено, но в 1858 году британский парламент лишил Ост-Индскую компанию власти в Индии, передав все полномочия напрямую короне, представленной в Индии вице-королём.

Британские власти начали проводить реформы, но они не слишком сильно изменили жизнь простых индийцев. С 1875 по 1900 год в стране, по подсчётам историков, от голода умерли 26 млн человек.

Предпосылки

Ко времени прибытия англичан Индия делилась на огромное количество мелких княжеств, постоянно воевавших друг с другом. Захватившие Индию англичане быстро реализовали преимущество ружей и пушек над кожаными щитами и кривыми саблями[источник не указан 814 дней] армий индийских феодалов. Тем не менее, вдали от родины терять британских солдат было невыгодно, и основной ударной силой их колониальных войск стали сипаи — индийские наёмники, вооружённые по последнему слову техники. Хотя их выучка и не дотягивала до британских стандартов, им регулярно выплачивалось весьма солидное для индийцев жалование. Неудивительно, что для местной бедноты попасть на службу к англичанам стало пределом мечтаний. В первую очередь британцы занялись модернизацией экономики: построили Гангский канал, продолжили Великий колёсный путь, наладили эффективную почтовую систему, появилась сеть школ и даже высшие учебные заведения.

Впрочем, политика объединения индийских земель, начатая британским генерал-губернатором лордом Дальхузи (1847—1856), когда оставшийся без наследника феодал должен был отдать земли Ост-Индской компании, встретила недовольство. Жизнь постепенно переводилась на европейский лад: были запрещены сати и сватание детей. Внешняя торговля в обход Компании также была запрещена. Налоги на землю стали для многих непосильными. Поточное производство тканей привело к экономическому упадку регионов, в которых ткачество и красильное дело развивалось тысячелетиями. Да и сипаи из «привилегированного сословия» к началу восстания превратились в простое «пушечное мясо» — к тому времени уже почти 20 лет Британия вела в Юго-Восточной Азии беспрерывные войны. В общем, недовольство колониальной политикой англичан превратило регион в «пороховую бочку», и для бунта требовался только повод.

Поводом к восстанию стала новая винтовка Энфилда с капсюльным замком. Был пущен слух, что упаковка с патронами якобы пропитывалась смесью говяжьего и свиного жира (корова была священным животным в индуизме, а свинья — нечистым в исламе). Хотя подразделения сипаев намеренно комплектовались по смешанному принципу, это не помешало сговору индусов и мусульман. Ходили и «предсказания», что «Ост-Индская компания будет править 100 лет» (начиная с битвы при Плесси, 1757), и что «всё станет багровым».

Первые шаги к независимости

В 1885 году была создана партия Индийский национальный конгресс (ИНК), которая стала фактически первой в стране нерелигиозной политической организацией. ИНК изначально стоял на умеренных позициях. Его руководство на первых порах не намеревалось бороться за полную независимость Индии и ориентировалось на британских либеральных политиков. На фоне роста популярности конгресса британцы несколько расширили права местного самоуправления и стали назначать индийцев на второстепенные должности в администрации.

С 1888 года в работе ИНК принимал участие преуспевающий адвокат из рода кашмирских пандитов (этнорелигиозная группа), выпускник Кембриджа Мотилал Неру. Он принадлежал к числу наиболее умеренных представителей конгресса, однако в 1910-е годы проникся идеями Махатмы Ганди и перешёл на национально-патриотические позиции. В 1919-м он был избран президентом ИНК. Одним из его ближайших сподвижников стал сын Джавахарлал, родившийся в 1889 году.

  • Династия Неру
  • Gettyimages.ru

«В политических взглядах семьи Неру выразились сдвиги в политической жизни Индии первой половины XX века: если Мотилал был умеренным лидером, что отражало элитарность индийского национального движения начала XX века, то его сын Джавахарлал отразил начало перехода Индии к массовому обществу. Поэтому уже к концу 1920-х годов он и по средствам, и по целям стал достаточно радикальным общественным деятелем, выступал за установление в Индии республики и за левую социально-экономическую программу. Вместе с тем, окончив британскую школу Хэрроу и Кембриджский университет, Неру был продуктом британского колониализма», — рассказал в интервью RT старший научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук Кирилл Фурсов.

По мнению эксперта, эти аспекты, а также привязанность к Ганди, в значительной степени определили впоследствии готовность Неру вести диалог с британскими властями и согласиться на их уход из Индии на условиях, продиктованных официальным Лондоном.

В 1927 году отец и сын Неру стали продвигать идею преобразования Индии из колонии в британский доминион — фактически независимое государство. 30 августа 1928 года они представили меморандум, содержащий проект индийской конституции.

В 1927-м он возглавил ИНК и позднее неоднократно переизбирался на должность его президента. Работа Джавахарлала Неру во главе конгресса оказалась плодотворной. В 1938 году численность партии достигла 5 млн человек.

«Противоречивость, двойственность Неру привела к тому, что в 1930—1940-е годы именно он стал компромиссной фигурой между правым и левым крыльями Индийского национального конгресса, сумев примирить основные политические группировки национального движения», — отметил Кирилл Фурсов.

Положения закона

Самые важные положения закона были:

  • подразделение британской Индии в два новых и полностью верховных доминиона Индии и Пакистана, с эффектом с 15 августа 1947;
  • разделение областей Бенгалии и Пенджаба между двумя новыми странами;
  • учреждение офиса Генерал-губернатора в каждой из двух новых стран, как представители Короны;
  • присуждение полной законодательной власти на соответствующие Учредительные собрания двух новых стран;
  • завершение британского suzerainty по королевским государствам, с эффектом с 15 августа 1947, и признанный право государств принять любой доминион
  • отмена использования названия «Император Индии» британским монархом (это было впоследствии выполнено королем Георгом VI королевским провозглашением 22 июня 1948).

Закон также сделал предоставление для подразделения совместной собственности, и т.д. между двумя новыми странами, включая в особенности подразделение вооруженных сил.

Примечания

  1. Nasim Yousaf: Hidden Facts Behind British India’s Freedom: A Scholarly Look into Allama Mashraqi and Quaid-e-Azam’s Political Conflict
  2. V.D.Savarkar, Samagra Savarkar Wangmaya Hindu Rasthra Darshan (Collected works of V.D.Savarkar) Vol VI, Maharashtra Prantik Hindusabha, Poona, 1963, p 296
  3. Jalal, Ayesha Jalal. The Sole Spokesman: Jinnah, The Muslim League and the Demand Pakistan. — Cambridge University Press, 1985.
  4. Thomas RGC, Nations, States, and Secession: Lessons from the Former Yugoslavia, Mediterranean Quarterly, Volume 5 Number 4 Fall 1994, pp. 40-65, Duke University Press
  5. ↑ (, С. 126-137)

Экономические и технологические изменения

Основная статья: Экономика Индии (1858—1947)

Во второй половине XIX века в Индии прошли значительные изменения, связанные с индустриализацией, и тесными связями с Британией. Во многом эти изменения были подготовлены ещё до восстания сипаев 1857 года, но большинство из них произошли после Мятежа, и обычно ассоциируются с прямым правлением Короны. Британцы организовали массовое строительство железных дорог, каналов, мостов, прокладывали телеграфные линии. Основной целью был более быстрый транспорт сырья, в частности, хлопка, к Бомбею и другим портам.

С другой стороны, в Индию доставлялась готовая продукция, произведённая британской промышленностью.

Несмотря на рост инфраструктуры, для индусов создавалось крайне мало рабочих мест, требовавших высокой квалификации. В 1920 году Индия имела четвёртую в мире по величине железнодорожную сеть с 60 летней историей; при этом только 10 % руководящих постов в Индийских Железных дорогах занимали индусы.

Технология вызвала изменения сельскохозяйственной экономики Индии; выросло производство сырья, вывозимого на рынки в другие части света. Многие мелкие земледельцы разорились. Вторая половина XIX века в Индии отмечена вспышками массового голода. Голод случался в Индии неоднократно и раньше, но на этот раз от него погибали десятки миллионов. Многие исследователи возлагают вину за него на политику британской колониальной администрации.

Налоги для большинства населения уменьшались. При 15 % во времена Великих Моголов они дошли до 1 % в конце колониального периода.

Вторая кампания гражданского неповиновения и ее последствия

В 20-е годы в стране наблюдалась консолидация сил, происходило осмысление опыта первой общеиндийской акции ненасильственного сопротивления, ее сильных и слабых сторон. Усиливался раскол в Индийском национальном конгрессе – выделилась фракция свараджистов (сварадж – своя власть), которые полемизировали с М. Ганди и считали, что нецелесообразно проводить массовые кампании неповиновения, а следует завоевывать места в законодательных собраниях и добиваться реформ путем давления на английские колониальные власти. В это время левое крыло конгресса возглавил Дж. Неру (1889-1964).

Замечание 3

Ведущая и решающая роль в борьбе за независимость принадлежала Индийскому национальному конгрессу, который проводил постепенную планомерную работу по объединению всех антиколониальных сил.

Началом кампании несотрудничества стал знаменитый «соляной поход» М. Ганди, в ходе которого он и его последователи хотели нарушить соляную монополию и отправились на морское побережье Гуджарата для выпаривания соли из морской воды. Массовые ненасильственные акции охватили Индию. Начались аресты активных участников движения. В мае 1930 года был арестован М. Ганди, но кампания продолжалась.

В ряде мест ненасильственные действия переросли в насильственные (столкновение с полицией и войсками, разгромы правительственных учреждений, крестьянские восстания). Напуганные размахом антианглийских выступлений, власти пошли и на переговоры с ИНК. Стороны достигли компромисса. Конгресс обязался прекратить кампанию, вице-король обещал не прибегать к репрессиям, освободить большинство арестованных. В районах крестьянского движения снижался поземельный налог. Вводились протекционистские тарифы на ввоз отдельных товаров. М. Ганди получил приглашение на конференцию «круглого стола» в Лондоне, в которой до этого от индийской стороны участвовали только малоизвестные политические деятели.

Поездка М. Ганди в Европу стала сенсацией. Пресса много писала о его необычном образе жизни, одежде, манере общения и значительно меньше о его теории и методах борьбы. М. Ганди выступил в английском парламенте. Его принял король Георг.

Замечание 4

Побывав на заседании конференции «круглого стола», он пришел к выводу, что английская сторона не собирается ничего менять в отношении Индии. В знак протеста против такой политики в 1932 г. была объявлена третья кампания гражданского неповиновения, для которой были характерны не массовые, а индивидуальные формы, и она не достигла большого размаха.

В 1937 году были проведены выборы в провинциальные законодательные собрания, которые завершились победой ИНК. В конце 30-х годов Ганди активизировал свою работу среди различных слоев населения. Усилила свои позиции и Мусульманская лига. Начались контакты английских правительственных кругов с представителями Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги, которые прерывались очередными репрессиями и арестами. В целом полемика закончилась тем, что после Второй мировой войны Британская Индия получила независимость мирным путем и была разделена на религиозной основе на два доминиона – Индию и Пакистан.

Историческое прошлое

Давайте немного вернёмся в историю. А началось всё с установления торгово-экономического морского пути на Запад. После того как Индия совершила такой шаг, европейские торговцы решили завладеть полуостровом Индостан и близлежащими территориями. Уже в 18 веке полуостров оказался под властью Англии.

Плохие условия жизни, которые обеспечивались колониальной политикой, стали причиной восстаний. Так что в 19 веке началось национально-освободительное движение, в основном организованное рабочими. Всё чаще устраивались митинги и забастовки, правительство Британии всячески пыталось остановить их, но попытки были тщетны.

Большинство митингов были устроены с требованием повысить заработную плату, улучшить условия труда и уменьшить количество трудовых часов. В результате образовывались профсоюзы — общества, состоящие из простых граждан, которые выступали за расширение своих прав. Борьба за освобождение от колонизации Англией приобрела массовый характер и постоянно возрастала в масштабах, всё больше людей становились на поддержку профсоюзов.

Возглавлял эту борьбу Махатма Ганди, весьма знаменитая личность. Имя этого человека на сегодняшний день знакомо каждому жителю Индии и далеко за её пределами. Ганди был обычным человеком, который организовывал бойкоты и забастовки.

Однажды он пришел к правительству на переговоры не в торжественных одеждах, как было принято, а в обычной одежде, что шокировало властей.

Последствия

Индия и Пакистан

Раздел стал причиной массового насилия, но несмотря на это, Индия и Пакистан прилагали усилия для налаживания отношений. Один из самых больших споров произошёл из-за Кашмира:

  • Первая индо-пакистанская война 1947 года: при поддержке пакистанских войск племенные вожди организовали вторжение в Кашмир, который ранее отошёл к Индии решением правителя княжества, Хари Сингха, несмотря на то, что большинство населения княжества составляли мусульмане. Решение ООН не удовлетворило ни одну из сторон.
  • Вторая индо-пакистанская война 1965 года: вооружённые группы при поддержке пакистанских войск вторглись в индийскую часть Кашмира. Результат неоднозначен, большинство источников считает, что победила Индия.
  • Третья индо-пакистанская война 1971 года: после того, как Индия поддержала сторонников независимости Бангладеш, отколовшегося от Пакистана, последний в ответ начал авианалёты на Индию. В ответ Индия захватила 13000 км² пакистанской территории, которые позднее были возвращены в качестве жеста доброй воли.
  • Каргильская война: май-июль 1999 г. пакистанские войска и боевики вторглись в индийскую часть Кашмира, когда высоко в горах посты не расставлялись. Индия отвоевала всю потерянную территорию.

Между Индией и Пакистаном продолжается гонка ядерных вооружений.

Международные отношения

Раздел не смог положить конец вражде между индусами и мусульманами. Более миллиона бенгальских индусов и мусульман стали жертвами пакистанских войск в ходе Войны за независимость Бангладеш 1971 г. Мусульмане в Индии периодически подвергаются насилию со стороны индусов: характерным случаем являются столкновения 2002 г. в Гуджарате. С другой стороны индусы, проживающие в Пакистане, подвергаются преследованиям (см. Индуизм в Пакистане, Снос храма в Лахоре 2006).

Текущая религиозная демография Индии, Пакистана и Бангладеш

Несмотря на массовые миграции во время раздела и после него, светское и федеральное государство Индия до настоящего времени имеет третье по величине в мире мусульманское население (после Индонезии и Пакистана). В Пакистане процент меньшинств существенно меньше.

Индия (население 1095 млн по оценкам 2006 г. по сравнению с 361 млн по переписи 1951 г.)

  • 80,5 % индусы (839 млн.)
  • 13,10 % мусульмане (143 млн.)
  • 2,31 % христиане (25 млн.)
  • 2,00 % сикхи (21 млн.)
  • 1,94 % буддисты, джайны, зороастрийцы и другие (20 млн.)

Пакистан (2005, оценка — 162 млн по сравнению с 34 млн по переписи 1951 г.)

  • 98,0 % мусульмане (159 млн.)
  • 1,0 % христиане (1,62 млн.)
  • 1,0 % индусы, сикхи и прочие (1,62 млн.)

Бангладеш (2005, оценка — 144 млн по сравнению с 42 млн по переписи 1951 г.)

  • 86 % мусульмане (124 млн.)
  • 13 % индусы (18 млн.)
  • 1 % христиане, буддисты и анимисты (1,44 млн.)

История

East India Company (1600–1857)

Торговля была установлена между тюдоровской Англией и могольской Индией в 1600, когда Элизабет я предоставил недавно созданной East India Company королевский чартер. После снижения Империи Великих Моголов в 1707, Индия была продвижением производственная страна в мире в начале 18-го века. У этого была доля на 22,6 процента ВВП в мире, к тому времени, когда британцы покинули страну, его ВВП составлял близкие 4%. В течение 18-го века East India Company начала получать большее влияние в Индии. Сражение Plassey в 1757 привело к завоеванию Бенгалии, в то время как к 1857, после различных войн с индийскими королевствами (такими как войны Англо-Майсура с Типу Султаном, Англо-Maratha войны и англо-сикхские войны), East India Company завоевала большую часть индийского субконтинента. После индийского восстания 1857, где индийские сипаи восстали против своих британских чиновников, East India Company разрушилась в следующем году. Активы British East India Company стали столь огромными, что британское правительство решило вступить

Индия служила главной основой для расширения Британской империи через Азию и останется самой важной колонией империи до независимости. Королеву Викторию назвали Императрицей Индии

От небольшой торговой заставы Индия стала драгоценным камнем в британской короне.

Британская власть (1858–1947)

В 1858 британское правительство взяло на себя прямое управление территориями и меры соглашения прежней East India Company. В 1876 область, которая включала современную Индию, Пакистан и Бангладеш, стала «индийской Империей» (часто известный исторически как ‘британская Власть’) с британской Королевой Викторией, объявленной как «Императрица Индии» (обязанности, исполненные ее преемниками до 1947). Британская индийская армия была установлена и помогла Великобритании во время многих войн, включая англо-афганские войны, Англо-Gurkha войны, англо-бирманские войны, Первые и Вторые Опийные войны и обе мировых войны.

Конец британской власти

Индийское движение за независимость было установлено и восстало против британского правления, и через сильные революции (как иллюстрируется Сардаром Бхэгэтом Сингхом и через Нетахи Субаса Чандру Босе) и через ненасильственное сопротивление (как иллюстрируется Мохандасом Карамчандом Ганди). Индия в конечном счете достигла независимости в 1947, приведя к Разделению Индии.

Доминион Индии (1947–1950)

Независимость прибыла в 1947 с Разделением Индии в союз Индии и Доминион Пакистана, в пределах Содружества Стран. Король Георг VI, который, поскольку британский Монарх был «Императором Индии», оставил это название в 1947, и служил церемониальным главой государства Индии как ‘Король Индии’ (почти таким же способом, он также служил ‘Королем Пакистана’). В 1950 Индия стала республикой, и связь с британской короной была разъединена.

Доминион был частью Стерлинговой зоны (республика Индия, наконец уехав в 1966).

Республика Индия (с 1950)

Индия решила остаться в Содружестве Стран после становления республикой. И Великобритания и Индия с тех пор преследовали довольно расходящиеся дипломатические пути.

В частности Индия стала главной силой в рамках Неприсоединившегося Движения, которое первоначально стремилось избежать становиться на сторону во время холодной войны. Это контрастировало с британской позицией члена-учредителя НАТО и ключевого союзника Соединенных Штатов.

Однако отношения между этими двумя странами обычно были терпимы.

Должный, главным образом, чтобы объявить об иммиграции независимости, есть теперь более чем миллион человек индийского происхождения в Соединенном Королевстве.

Вторая мировая война и конец Британской Индии

Стратегические нужды и экономическая нагрузка Второй мировой войны привели Лондон к осознанию неизбежности предоставления независимости Индии. После окончания войны новое лейбористское правительство Великобритании во главе с Клементом Эттли усиленно взялось за реализацию этого процесса. Однако переговоры между представителями Лондона, ИНК и Мусульманской лиги о создании единого государства так и не привели к прогрессу.

Одновременно произошло несколько крупных религиозно-этнических столкновений. В одном из них, 16 августа 1946 года в Калькутте, погибли тысячи человек. А в начале 1947 года правительство провинции Пенджаб ушло в отставку на фоне конфликтов между индуистами, мусульманами и сикхами. Новому и одновременно последнему британскому наместнику Луису Маунтбеттену стало ясно, что дальше сохранять иллюзию единого индийского государства невозможно. Это мнение утвердилось и в ИНК, несмотря на сопротивление Ганди и Неру.

Литература

Популярная литература

  • Collins, Larry and Dominique Lapierre: Freedom at Midnight. London: Collins, 1975. ISBN 0-00-638851-5
  • Zubrzycki, John. (2006) The Last Nizam: An Indian Prince in the Australian Outback. Pan Macmillan, Australia. ISBN 978-0-3304-2321-2.

Монографии

  • Ansari, Sarah. 2005. Life after Partition: Migration, Community and Strife in Sindh: 1947—1962. Oxford, UK: Oxford University Press. 256 pages. ISBN 019597834X.
  • Butalia, Urvashi. 1998. The Other Side of Silence: Voices from the Partition of India. Durham, NC: Duke University Press. 308 pages. ISBN 0822324946
  • Chatterji, Joya. 2002. Bengal Divided: Hindu Communalism and Partition, 1932—1947. Cambridge and New York: Cambridge University Press. 323 pages. ISBN 0521523281.
  • Gilmartin, David. 1988. Empire and Islam: Punjab and the Making of Pakistan. Berkeley: University of California Press. 258 pages. ISBN 0520062493.
  • Gossman, Partricia. 1999. Riots and Victims: Violence and the Construction of Communal Identity Among Bengali Muslims, 1905—1947. Westview Press. 224 pages. ISBN 0813336252
  • Hansen, Anders Bjørn. 2004. «Partition and Genocide: Manifestation of Violence in Punjab 1937—1947», India Research Press. ISBN 9788187943259.
  • Hasan, Mushirul (2001), written at Oxford and Delhi, India’s Partition: Process, Strategy and Mobilization, Oxford University Press, 444 pages, ISBN 0195635043.
  • Ikram, S. M. 1995. Indian Muslims and Partition of India. Delhi: Atlantic. ISBN 8171563740
  • Jalal, Ayesha (1993), written at Cambridge, UK, The Sole Spokesman: Jinnah, the Muslim League and the Demand for Pakistan, Cambridge University Press, 334 pages, ISBN 0521458501
  • Khan, Yasmin (September 18 ), written at New Haven and London, The Great Partition: The Making of India and Pakistan, Yale University Press, 250 pages (published 2007), ISBN 0300120788
  • Page, David, Anita Inder Singh, Penderel Moon, G. D. Khosla, and Mushirul Hasan. 2001. The Partition Omnibus: Prelude to Partition/the Origins of the Partition of India 1936—1947/Divide and Quit/Stern Reckoning. Oxford University Press. ISBN 0195658507
  • Pandey, Gyanendra. 2002. Remembering Partition:: Violence, Nationalism and History in India. Cambride, UK: Cambridge University Press. 232 pages. ISBN 0521002508
  • Raza, Hashim S. 1989. Mountbatten and the partition of India. New Delhi: Atlantic. ISBN 81-7156-059-8
  • Shaikh, Farzana. 1989. Community and Consensus in Islam: Muslim Representation in Colonial India, 1860—1947. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 272 pages. ISBN 0521363284.
  • Talbot, Ian and Gurharpal Singh (eds). 1999. Region and Partition: Bengal, Punjab and the Partition of the Subcontinent. Oxford and New York: Oxford University Press. 420 pages. ISBN 0195790510.
  • Talbot, Ian. 2002. Khizr Tiwana: The Punjab Unionist Party and the Partition of India. Oxford and New York: Oxford University Press. 216 pages. ISBN 0195795512.
  • Talbot, Ian. 2006. Divided Cities: Partition and Its Aftermath in Lahore and Amritsar. Oxford and Karachi: Oxford University Press. 350 pages. ISBN 0195472268.
  • Wolpert, Stanley. 2006. Shameful Flight: The Last Years of the British Empire in India. Oxford and New York: Oxford University Press. 272 pages. ISBN 0195151984.
  • J. Butler, Lawrence. 2002. Britain and Empire: Adjusting to a Post-Imperial World. London: I.B.Tauris. 256 pages. ISBN 186064449X
  • Khosla, G. D. Stern reckoning : a survey of the events leading up to and following the partition of India New Delhi: Oxford University Press: 358 pages Published: February 1990 ISBN 0195624173

Статьи

  • Gilmartin, David. 1998. «Partition, Pakistan, and South Asian History: In Search of a Narrative.» The Journal of Asian Studies, 57(4):1068-1095.
  • Kaur, Ravinder. 2006. «The Last Journey: Social Class in the Partition of India». Economic and Political Weekly, June 2006. www.epw.org.in
  • Mookerjea-Leonard, Debali. 2005. «Divided Homelands, Hostile Homes: Partition, Women and Homelessness». Journal of Commonwealth Literature, 40(2):141-154.
  • Morris-Jones. 1983. «Thirty-Six Years Later: The Mixed Legacies of Mountbatten’s Transfer of Power». International Affairs (Royal Institute of International Affairs), 59(4):621-628.
  • Spate, O. H. K. (1947), “The Partition of the Punjab and of Bengal”, The Geographical Journal 110 (4/6): 201-218
  • Spear, Percival. 1958. «Britain’s Transfer of Power in India.» Pacific Affairs, 31(2):173-180.
  • Talbot, Ian. 1994. «Planning for Pakistan: The Planning Committee of the All-India Muslim League, 1943-46». Modern Asian Studies, 28(4):875-889.
  • Visaria, Pravin M. 1969. «Migration Between India and Pakistan, 1951-61» Demography, 6(3):323-334.

Разделение Индии и Пакистана

Когда политическое разделение Индии стало неизбежным, колониальная администрация пригласила для этой цели особого чиновника, чье имя навеки вписано в историю Индии и Пакистана. Это был Сирил Джон Рэдклифф, британский адвокат и сотрудник Министерства информации Великобритании во время Второй мировой войны.

Сирил Рэдклифф впервые прибыл в Индию и вообще в Азию 8 июля 1947 года. Никогда раньше он не бывал в этих краях, не занимался вопросами индийской колонии и не имел ни малейшего представления о культурных, религиозных и демографических особенностях региона.

Возможно, Британская Корона принимала решение о его назначении, руководствуясь тем принципом, что успешно и бескровно разрешить ситуацию не удастся никому — так пусть посланник не будет перегружен информацией о трудностях. Возможно, логика была прямо противоположной и ожидалось, что его свежий взгляд найдет решение проблемы там, где спасовали профессионалы. Факт остается фактом — Сирил Джон Рэдклифф, человек, разделивший Индию на Индию, Восточный Пакистан и Западный Пакистан, и распорядившийся судьбами миллионов индийцев — мусульман, хинду и сикхов — за всю свою жизнь пробыл в Индии ровно семь недель.

Как мы знаем, Индия и Пакистан прошли через несколько войн и до сих пор находятся в состоянии вооруженного недоброжелательства, а мелкие стычки на границе происходят практически каждый день. Восточный Пакистан после войны за независимость с Западным Пакистаном стал государством Бангладеш. В религиозном сообществе сикхов, хотя они и проживают на территории Индии, все еще существуют политические группировки, настаивающие на формировании независимого государства сикхов — Кхалистана. Эти движения в Индии объявлены вне закона.

Комментировать
0